Транслирование педагогического опыта практических результатов профессиональной деятельности

Вайсят Ирина Александровна

Предварительный просмотр:

Автор: Вайсят Ирина Александровна

Место работы:

МБДОУ детский сад

комбинированного вида №1 «Светлячок»

г. Александровск-Сахалинский

 Методика преподавания

исторического и литературного краеведения в ДОУ.

Современные требования, предъявляемые к теории и практике образования, актуализируют проблему поиска наиболее эффективных методов и приёмов в дошкольном образовании, путей совершенствования организации, содержания и методик обучения и воспитания детей дошкольного возраста. В целях воспитания нравственно-патриотических качеств у детей на протяжении нескольких лет педагоги нашего детского сада через народные традиции приобщали детей к искусству и культурному наследию своей родины. Следуя идеологии А. Г. Асмолова, руководителя рабочей группы по разработке ФГОС ДО, который считает, что в основе стиля воспитания лежит культ ребёнка, приоритет его интересов и желаний по отношению ко всему его окружению, делая ставку на современного ребёнка.

Существенные изменения, происшедшие за последние годы, новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Идея воспитания патриотизма и гражданственности становится задачей государственной важности, приобретая все большее общественное значение.

Не секрет, что именно в период дошкольного возраста происходит формирование духовно-нравственной основы будущей личности, начинается процесс осознания ребенком себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия и от того, какие образы восприятия будут сформированы, во многом зависит его последующее нравственное развитие.

Совершенствование воспитательной работы с точки зрения её патриотической направленности осуществляется за счет приближения обучения детей к реальной жизни, ознакомления с объектами ближайшего природного и социального окружения, создания запоминающегося образа малой Родины.

Концептуальной основой воспитания и обучения духовно – нравственного воспитания, является обогащение, амплификация детского восприятия через знакомство детей с историей, культурой и природой малой Родины.

Основная цель здесь, будет являться: формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к малой Родине на основе национально-региональных и природных особенностей родного края.

Проводимая работа с детьми предполагает:

• приобщение дошкольников к культурному и историческому наследию, традициям своей малой родины;

• расширение представлений детей о социально-экономической значимости родного края, трудовой деятельности людей, профессиях;

• знакомство с выдающимися жителями, людьми, родословной своей семьи, семейными традициями;

• организация творческой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие и заботу о ближайшем окружении: человеке, растениях, животных, населенном пункте.

Особое внимание уделяется воспитанию гражданской позиции, как представителям своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края.

В основу разработки содержания и технологии ознакомления с малой Родиной были положены конкретные принципы:

- энциклопедичность – обеспечивает отбор содержания знаний из разных областей действительности (природа, социальный мир, культура и т. д.);

- уникальность родных мест предполагает изучение специфики природного и культурного наследия, духовных ценностей, историко-культурных, этнокультурных особенностей развития региона; способствует формированию патриотизма как важнейшего качества личности будущего гражданина;

- единство содержания и методов – работа с детьми, которая нашла свое отражение в структурном построении занятий, экскурсий, видео путешествий.

- динамика преемственных связей – на каждой возрастной ступени она означает отбор наиболее актуальных знаний и их постепенное усложнение, при этом учитывается специфика изменения социального опыта детей того или иного возраста.

Современные дети имеют гораздо больше особенностей в своем развитии, чем имели в детстве их родители или дедушки и бабушки. Эти особенности развития обуславливают необходимость индивидуализации образовательной среды.

Интеграция детоцентризма и развития индивидуальности нашла своё отражение в организации развивающей предметно-пространственной среды. Это и введение в образовательное пространство нового современного ИКТ - оборудования, сюжетные игры и игрушки с ярко выраженными региональными признаками, оформление игрового пространства с учетом регионального компонента. На этом фоне ещё актуальнее выглядят традиционные игрушки, которые постепенно уходят из жизни ребёнка как предметы игры, приобретая сувенирный статус и теряя тем самым свое главное предназначение – передачу культурного и духовного наследия будущим поколениям. Поэтому в развивающей предметно-пространственной среде (РППС) дошкольной образовательной организации традиционные игрушки должны быть широко и разнообразно представлены: начиная от матрёшки и неваляшки – заканчивая предметами народных промыслов.

На этом этапе собираем, анализируем и доводим до детей всю информацию о том населенном пункте, где они живут, привлекая родителей; экскурсии в библиотеку, музеи, чтение произведений; знакомство с писателями и поэтами родного города и края, исторические факты, пусть не масштабного, местного значения; окружающую природу с потребительской позиции (роль промышленности) и с точки зрения признания само ценности природы; основные профессии, которые присущи жителям города (если они не выражены ярко, то можно обратить внимание детей на самые важные и известные детям профессии).

В планы по ознакомлению с малой Родиной входят такие темы:

«Сегодня - дошколята, завтра – школьники, где проводятся экскурсии к зданию школы, развивая интерес к школе, закрепляются знания поведения на улице, названия улиц, почему так называются. Даются знания о профессии «Учитель». Тема «Земля – наш общий дом» - формирует у детей у детей понятия, что наша планете – огромный шар, покрытый морями, океанами и материками, окруженный слоем воздуха; расширяем знания детей об экосистемах, природно-климатических зонах живой и неживой природы разных зон, приспособленности растений и животных к изменениям в природе, воспитываем желание заботиться о природе, сохраняя ее.

Тема «Мой город» - закрепляем и расширяем знания о родном городе: название города, символы, основные достопримечательности (места отдыха горожан, дом культуры, исторические памятники, краеведческий музей имени А.П. Чехова. Знакомим с историей возникновения города, его названия. С названием главных улиц, даются представления об основных предприятиях города, любовь к нему, желание сделать его еще красивее; учим ориентироваться в пределах ближайшего к ДОУ.

Проводиться непосредственная образовательная деятельность на тему «История моего города», чтение стихотворений, дидактические игры «Достопримечательности города», беседа – наблюдение на тему «Улицы нашего города», игра – экскурсия по родному городу на тему «Мое любимое место в городе», рассматривание иллюстраций, альбомов на тему «Мой город».

Беседа на тему «Мой город – моя малая Родина» вызывает у детей интерес к истории своего города, к людям, жившим и живущим в нём.

Беседа на тему «Путешествие в прошлое и настоящее родного города» расширяет знания детей о прошлом города.

Беседа на тему «Мы гуляем по улице», «Герб и флаг моего родного города», «Мой дом – моя крепость», беседа – рассказ на тему «Улицы родного города» мы не только знакомим с названиями улиц, но и рассказываем в честь кого они названы. Целевые прогулки, «Город, в котором мы живём» сопровождаются рассказом на тему «Чем славен наш город».

Совместная изобразительная деятельность на тему «Мой город самый-самый», изготовление макетов.

 Одна из тем недели «Семья и семейные традиции», дает представления детям о семье и родственных связях, желание детей узнать о членах семьи, их занятиях, интересах; интерес и уважение к семейным традициям, воспитывается желание и потребность проявлять заботу, внимание к близким. На этом этапе проводятся беседы «Моя семья» продолжаем формировать интерес к членам семьи, «Семейная фотография» - вызывает желание рассказывать о членах семьи, их занятиях, увлечениях.

Рассказывание воспитателя на тему «Что такое генеалогическое дерево» дает детям представление о родственных взаимосвязях. Беседа на тему «Организация быта в нашей семье в будни и праздники», семейный праздник «Красна изба пирогами, река – берегами, а семья – традициями»

чтение художественной литературы, обсуждение поговорок о семье, песни и хороводы, дидактические игры поддерживает интерес и уважение детей к семейным традициям.

В план – программу входят и книжкины недели, где знакомят детей с деятельностью писателя, художника-иллюстратора, художника-оформителя, процессом создания книг, с правилами обращения с книгами.

С одним из писателей в старших группах – А.П. Чехов. Знакомим детей с биографией и фактом о том, что он побывал у нас в городе, с его трудом. Посещение музея – одна из форм деятельности по патриотическому воспитанию дошкольников. Материалы краеведческого музея имени А.П. Чехова поистине уникальны. Все, что изучают и о чем узнают дошкольники в музеи, есть часть жизни их предков, истории родного края и государства. Чтение рассказов, экскурсии позволяют более глубоко познакомить детей с историей своей малой Родиной, стимулируют у дошкольников интерес и любовь к своему родному городу, заботу о его красоте, неповторимости.

При ознакомлении с историей малой Родины организуется поисковая деятельность. Взрослые, родители делятся с ребятами знаниями об известных людях, на занятиях дети обмениваются полученной информацией. Рассматривание фотографий и иллюстраций способствует уточнению и дополнению знаний детей. В результате данной работы вырастает познавательный интерес к истории города, уважение к знаменитым людям и землякам.

В 2016 году в рамках областного конкурса «Современные подходы к проведению этнокультурного воспитания» принимали участие педагоги и результатом участия стал диплом лауреата с разработкой «Мой город». Публикуем свои разработки на сайте «Планета детства» - «Александровск-Сахалинский – моя малая Родина».

В качестве результатов реализации данной работы были отмечены следующие показатели:

• усиление гражданской и патриотической направленности воспитательно-образовательного процесса ДОУ.

• Создание единого культурно-регионального образовательного пространства с участием всех субъектов воспитания.

• Обновление содержания и технологии работы по ознакомлению дошкольников с малой Родиной на основе учета национально-регионального компонента.

• Повышение профессиональной компетентности воспитателей в вопросах нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Список использованной литературы

1. Информационный бюллетень Мильченко Л., Кресова О.А., Зацаринный М., «Экологические записки Сахалина» – 2006.

2. История в названиях на карте Сахалинской области. К.М. Браславец, Дальневосточное книжное издательство, Сахалинское отделение. Южно-Сахалинск – 1983.

3. Гармония красок и форм. Дальневосточное книжное издательство, Сахалинское отделение. Южно-Сахалинск – 1976.

4. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство»/Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева – СПб.: ООО «Издательство» «Детство-пресс, 2016. – 352 с.

5. Народы Крайнего Севера и Дальнего Востока России в трудах исследователей (XVII – начало XXв.) – 2002.

          6.  Область на островах. Краткий очерк истории, развития экономики и культуры. П.А. Леонов, И.В. Панькин, И.Е. Белоусов – 1970.

7. Освоение Сахалина русскими людьми. Костанов А.И. – Дальневосточное книжное издательство. Сахалинское отделение. Сахалинская областная типография, Южно-Сахалинск – 1991.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Free Powerpoint Templates Отчет по организации работы в центре исследования и экспериментирования с воспитанниками Подготовила: воспитатель 1 квалификационной категории Вайсят Ирина Александровна МБДОУ детский сад комбинированного вида №1 «Светлячок»

Слайд 2

Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне попробовать, и я научусь! (древняя китайская пословица)

Слайд 3

Актуальность Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески.

Слайд 4

Ребенок-дошкольник сам по себе является исследователем

Слайд 5

Как создать детям условия для самостоятельного поиска ?

Слайд 6

Способы мотивации для экспериментально-исследовательской деятельности детей Использовать различные приемы воздействия на эмоционально-волевую сферу дошкольника(чувство радости, удивления, удовольствия); Создавать проблемные ситуации; Четко формулировать проблемы; Выдвигать гипотезы и обучать этому умению детей; Развивать способность к прогнозированию; Обучать детей обобщенным приемам умственной деятельности-умению выделять главное, сравнивать, делать выводы, классифицировать;

Слайд 7

Способы мотивации для исследовательской деятельности детей Создавать атмосферу свободного обсуждения, побуждать детей к диалогу, сотрудничеству; Побуждать к самостоятельной постановке вопросов, обнаружению противоречий; Подводить к самостоятельным выводам и обобщениям, поощрять оригинальные решения, умение делать выбор; Знакомить с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, с историей великих открытий.

Слайд 8

Оборудование центра экспериментирования:

Слайд 9

Коллекция круп, семян

Слайд 10

Мини-лаборатория

Слайд 11

Коллекция жуков

Слайд 12

Гербарий родного края

Слайд 13

Игротека

Слайд 14

Наборы шишек, камней

Слайд 15

Выбор названия и героя

Слайд 16

То, что я услышал, я забыл. То, что я увидел, я помню. То, что я сделал, я знаю! В процессе познавательно-исследовательской деятельности происходит формирование ребенка как самостоятельного инициативного субъекта деятельности, познания. Способствует организации партнерской деятельности взрослого с детьми, т.е добровольное( без психологического принуждения) участия детей в работе и включенность в него взрослого как соучастника и живого образца осуществления деятельности.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                          детский сад комбинированного вида №1 «Светлячок»


D:\Users\Admin\Downloads\novyj_risunok-10.png

D:\Users\Admin\Downloads\26-6.05-2.jpg

 D:\Users\Admin\Downloads\17146.jpg

Аудиокниги - Catalog

Выполнила:

воспитатель 1 квалификационной категории –

Вайсят Ирина Александровна

2015 год

Проблемный вопрос

Ценность художественной литературы стало не актуально у детей дошкольного возраста.                                                               
                   Актуальность и значимость проекта.

Мы живём в очень не простое время. На сегодняшний день все чаще сталкиваемся с тем, что наши дети не читают книг. Поэтому нужны такие методы и формы работы, которые смогли бы вызвать интерес у ребят к чтению. Очень хорошо подходит как раз метод проектов. В нашем проекте мы решили работать с произведениями детского писателя Николая Носова. Данным проектом хотелось бы доказать актуальность и современность рассказов Носова, их заразительность, и необыкновенный юмор. Произведения Николя Носова близки и понятны детям. Он всю свою жизнь был верным товарищем и добрым другом детей. Герои рассказов Н. Носова, обязательно заняты каким – нибудь интересом делом: строят инкубатор, разводят пчёл, работают на огороде, ездят в лес за ёлкой или варят кашу. После прочтения текста детям хочется прослушать их еще несколько раз. Пример героев побуждает читателей взяться за такое же увлекательное дело

Вид проекта:

Информационно-творческий.

Продолжительность:

 Краткосрочный (2 недели – с 30 марта по 10 апреля 2015 года).

Цель проекта: 

Способствовать нравственному и коммуникативному развитию дошкольников.

Задачи:

Познакомить детей с биографией Н.Носова.

Познакомить детей с основными произведениями Н. Носова: «Живая шляпа», « Фантазеры», «Тук-тук», « Карасик», «Саша», « Ступеньки», « Леденец», « Затейники», « Прятки», « Заплатка», « Незнайка и его друзья».

Приобщать детей к словесному искусству  путем расширения кругозора детей и обогащения словарного запаса речи детей.

Учить детей быть внимательными к своим сверстникам, к близким людям, совершать для них добрые дела, побуждать детей к положительным поступкам.

Развивать познавательные и умственные способности детей, умение высказывать свою точку зрения.

Воспитывать интерес к произведениям художественной литературы, сопереживание героям произведений.

Участники проекта:

Дети старшего дошкольного возраста, семьи воспитанников, педагоги детского сада.

Основные формы реализации проекта:

1) Пополнение содержания книжного уголка Николая Носова.

2)  Выставка поделок, сделанных детьми группы совместно с родителями по произведениям  Н.Н. Носова.

3) Создание фотоальбома «Любимые и смешные произведения Н. Носова»

4)Проведение  бесед о прочитанных произведениях Н.Носова

Ожидаемый результат:

У детей

 У детей повысится интерес к произведениям художественной литературы.

 Пробуждение у детей  желания самостоятельно обращаться к книге, как источнику содержательного и занимательного проведения досуга.

У родителей

  Повысится уровень компетенции по вопросу эффективности использования произведений художественной литературу в воспитании детей.

Ресурсы.

  1. Нормативно правовое обеспечение: Закон «Об образовании» РФ, конвенция ООН о правах ребёнка(1989 год). Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.(1990 год). Конвенция дошкольного воспитания(1989 год). Декларация прав ребёнка(1959 год). Указ президента РФ от 15 июня 2007 года об объявлении 2008 года, Годом семьи.
  2. Произведения.
  3. Материал технического оснащения: материал для художественного творчества, иллюстрации, атрибуты для театрализованной деятельности ТСО, видеотека, мультимедиа, игрушки ( Незнайка и его друзья).

Этапы.

  1. Подготовительный этап.

Цель: Повышение теоретической профессиональной компетенции педагога по вопросам организации проектной деятельности.

  1. Определение целей и задач.
  2. Подбор дидактического материала.
  3. Изучение методической литературы по реализации образовательных областей.
  1. Практический этап.

Цель: Реализация мероприятий проекта.

Тематический план работы с детьми

Форма

Срок

Цель

Конструирование из бумаги   «Кошка»

Речевая творческая игра на тему: «Что произойдет, если в нашем д/саду появится «Живая шляпа

Просмотр мультфильма «Приключение Незнайки и его друзей».      

 Чтение детской художественной литературы

 «Ступеньки» – «Леденец» – «Как Незнайка был художником» – «Заплатка                                          «Пересказ рассказа Н. Носова «Огурцы».    

Цель: формирование позитивных установок  детей к различным видам конструирования.

Цель: Развивать умение детей выстраивать сюжетную линию в рассказе, используя разнообразные средства связи между смысловыми частями

Цель: развитие устной связной речи на примере художественных произведений.

Цель: Формировать представления о нравственной стороне человеческих отношений, опираясь на поступки героев-детей, образы художественной литературы. Формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других.

Игра-драматизация на тему: «Мишкина каша»

Занятие по развитию речи «Все дело в шляпе» (по произведению Н. Н. Носова «Живая шляпа»)

Аппликация «Галстук для Незнайки»

Цель: Помочь детям создать собственный сюжет приключений двух друзей, героев произведения Н. Носова

Цель: Формирование целостной картины мира через приобщение детей к творчеству Н. Носова.

Цель:  учить детей создавать образ, используя технику «объема». Добиваться качественного исполнения задания; развивать творческие способности детей, моторику рук, мышление; воспитывать интерес к рассказам, дружелюбие, трудолюбие.

Чтение детской художественной литературы  – «Фантазеры» – «Тук-Тук» –

«Карасик» – «Саша» , «Бобик в гостях у Барбоса»

Пластилинография «Бобик»

Д/ у «Найди отличия»

 «Что лишнее?»

Рисование «Незнайка и его друзей»

Литературное развлечение для детей «В гостях у Незнайки» (по произведениям Н. Н. Носова).

Выставка рисунков по произведениям Н.Н. Носова.

Цель: обобщение знаний детей о писателе Н. Н. Носове и его произведениях.

Цель: развивать мелкую моторику рук, чувство правильного распределения слоев пластилина, воспитывать терпеливость, интерес к результату труда.

Цель: Формировать умение рисовать изображение незнайки, передавать правильные пропорции лица, сходство с моделью, передавать настроение героя, дополнять портрет необходимыми деталями (шляпка, зонтик и т.д.)

Цель: Формировать представления о нравственной стороне человеческих отношений, опираясь на поступки героев-детей, образы художественной литературы. Формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других.

Цель: обобщение знаний детей о писателе Н. Н. Носове и его произведениях.

Викторина  «Эти смешные рассказы!»( Пересказ полюбившихся рассказов писателя)

Мой любимый литературный герой из произведений Н.Н Носова

Самостоятельное составление смешных стихотворений из произведения «Как Незнайка был писателем», подбирая рифму.

Цель: Развивать у детей умение передавать образ сказочного героя.

Цель: Приобщение детей к художественной литературе на примере рассказов Н. Носова, накопление у детей запаса литературных художественных впечатлений.

Театрализованная игра  по рассказу Н.Носова «Приключения Незнайки».  

Д/игра: «Что каждый герой возьмет в путешествие»                                                

Выставка поделок, сделанных  детьми группы совместно с родителями по произведениям Носова.

Мультимедийная презентация «Назови рассказ по картинке – слайду»

Итоговое мероприятие: Литературная викторина по творчеству Н. Н.  Носова

Вечер загадок по произведениям Н.Носова.

Участие в физкультминутках « Как незнайка был писателем».

Игра «Заплатка» (умение следить за своим внешним видом)

Д/и « Бюро находок» ( по предметам угадать произведение)

Д/и «Дорисуй деталь».

Ручной труд по реставрации книг.

Изготовление книжек-малышек»

Лепка из глины « Мой любимый герой»

Май

Цель: Активизировать интерес к театрализованной деятельности. Учить имитировать характерные особенности движений героев, сопровождать движения речью. Вызвать желание выступать перед сверстниками. Учить составлять пересказ с опорой на иллюстрации

  Цель: учить использовать в игре свои знания о прочитанных книгах.

Цель: Закрепить  знания детей о творчестве Н. Н. Носова.

Тематический план работы с родителями

Форма

Срок

Задачи

Беседа с родителями на тему: образовательный проект «Мой любимый писатель - Н.Н.Носов»

Семейное  чтение дома с детьми рассказов Носова

Привлечь родителей к помощи, сотрудничеству, участию в мероприятиях, проводимых в ДОУ

Консультация для родителей «Путь в страну книг, от слушателя к читателю. Дорога в библиотеку».

Цель: формировать читательские потребности, художественный вкус, духовное сплочение семьи

 Посещение родителями мероприятий по изобразительной деятельности.        

Организовать с помощью родителей выставку рисунков в группе «Сказки дедушки Корнея».

Помощь  в пополнении книжного уголка

Выставка работ по произведениям Н.Н. Носова

Привлечение родителей к организации и проведению выставки и пополнению книжного уголка

Создание альбома детских работ по произведению писателя Н.Н.Носова

Изготовление родителями атрибутов к произведениям Н.Н. Носова.

Привлечение родителей к изготовлению альбома детских работ.

Привлечение родителей к организации и проведению мероприятия.

                                             

                                               ЛИТЕРАТУРА

1)  Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство».

2) О.С.Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет»

3) О.С.Ушакова,Н.В.Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой»

4) В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной группе»

5) Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной  группе детского сада».

6) Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи в подготовительной группе»

7)  «Полная хрестоматия дошкольника 5-7 лет»Москва 2007 г.

8) Мой любимый писатель – Николай Носов. Газета «Педсовет» №3 1998 г.

 9) О творчестве замечательного писателя Николая Николаевича Носова, статья 2007 год, Наталья Буртовая.

10) А.В. Сунцова, С.В. Курдюкова « Увлекательные игры и упражнения для развития памяти для детей старшего дошкольного возраста».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Отчет по реализации информационно-творческого проекта « Веселые истории Н.Н Носова» (Продуктивная деятельность)

Слайд 2

Фотогаллерея

Слайд 3

Смотрим, читаем вместе.

Слайд 4

Пластилинография «Бобик»

Слайд 5

Обрывная аппликация « Барбосик »

Слайд 6

Лепка «Живая ш ляпа»

Слайд 7

Лепка «Живая шляпа»

Слайд 8

Аппликация «Галстук для Незнайки»

Слайд 9

Изготовление «Книжки- малышки»

Слайд 10

Вырезание и аппликация «Кошка» (по произведению «Живая шляпа»)

Слайд 11

Итоговое мероприятие в библиотеке «По страницам произведений Н.Н Носова»

Слайд 12

Игра «Загадки от котят»

Слайд 13

Пальчиковые и двигательные минутки

Слайд 14

Знакомство с библиотекой

Слайд 15

Книжкин дом

Слайд 16

Удивительный уголок детства

Слайд 17

Спасибо за в нимание!



Предварительный просмотр:

                      МБДОУ детский сад комбинированного вида № 1 «Светлячок»

 ГО Александровск-Сахалинский район

Комплексно-тематическое планирование проекта

«Добрый мир сказок К. И. Чуковского»

Подготовила:

Вайсят Ирина Александровна –

воспитатель первой

квалификационной категории

МБДОУ детского сада

 комбинированного вида № 1 «Светлячок»

     

г. Александровск-Сахалинский

2015 год

Актуальность

«Талант у Чуковского неиссякаемый, умный,

блистательный, весёлый, праздничный»
                                                  И. Андроников

 

  Дошкольное детство - очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нём, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.

  Любой дошкольник является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Но он выбирает, что будет слушать, он воспринимает то, что слышит, а слышит то, что ему интересно.

  Детство. Самые яркие страницы жизни. Самые первые шаги в огромный, красочный мир радости и счастья. И конечно волшебники, которые дарят нам этот мир восторгов, восхищений, удивлений.

  Один из таких волшебников — Корней Иванович Чуковский.

  31 марта 2014 года исполнится 132 года со дня рождения этого известного русского поэта, писателя и переводчика.  

           В ходе построения образовательного процесса с детьми, выявилось, что родители и педагоги недостаточно используют художественную литературу в воспитании детей. В то время как в современных государственных федеральных требованиях, выделяется отдельно образовательная область «Чтение художественной литературы». Что доказывает ценность и актуальность использования художественной литературы в воспитании дошкольника, как основного метода воспитания.

Анализ сказок К. И. Чуковского позволит детям понять и почувствовать их глубокое идейное содержания и художественные достоинства. Поэтические образы привлекают детское внимание и надолго запоминаются. Книги К. И. Чуковского пронизаны гуманизмом, верой в победу добра и справедливости, в торжество правды. Его герои: добрый Доктор Айболит, бесстрашный Бибигон, Крокодил, удалой Комарик вызывают сочувствие детей, помогают воспитывать у них положительные качества, без назидательности высмеивает неряшливость, трусость, зазнайство.

Опираясь на это, мы выбрали для данного проекта произведения

К. И. Чуковского.

Цель проекта:

Развитие свободной творческой личности ребёнка через ознакомление детей с произведениями К. И. Чуковского.

Задачи проекта:

  • Познакомить детей со сказками Чуковского:  «Доктор Айболит», «Федорино горе», «Цыплёнок», «Мойдодыр», «Телефон», «Муха Цокотуха».
  • Учить понимать сюжеты сказок К.И Чуковского;
  • Формировать у детей эмоционально-образное восприятие произведений через художественное описание образов;
  • Посредством произведений К.И.Чуковского способствовать воспитанию у детей добрых чувств, интереса и любви к животным, сочувствия к попавшим в беду;
  • Учить договариваться, делиться, помогать, оказывать поддержку в работе, проявлять интерес к выполненному заданию;
  • Вводить в практику разнообразные формы и методы работы с литературными произведениями, способствующих приобщению детей к книге для развития познавательной, творческих и эмоциональной активности детей;
  • Расширять представления родителей о детской литературе;
  • Приобщить родителей к семейному чтению литературных произведений.

Место проведения: МБДОУ детский сад комбинированного вида «Светлячок» №1, средняя группа «Смешарики».

 Участники проекта:

  • Воспитатель
  • Дети
  • Родители
  • Узкие специалисты (музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию)

Сроки реализации проекта: 3-4 неделя марта (с 14.03.2015г-25.03.2015г).

Этапы реализации проекта:

  1 этап -  подготовительный (одна неделя)

  • Подбор методической, художественной литературы по данной теме.
  • Составления плана работ над проектом.
  • Подбор наглядного и дидактического материала.

  2 этап -  основной (2 недели)

  • Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

  3 этап -  итоговый

         Подведение итогов работы по проекту.

                                Планирование и организация деятельности

1этап – подготовительный

Мероприятия

Цель, задачи

Ответственные

Сроки проведения

Подбор методической, художественной литературы по данной теме.

Составления плана работ

над проектом.

Подбор наглядного

и дидактического материала.

Воспитатели

Родители

3неделя

Беседа с родителями

на тему» «Проект»

(помощь, сотрудничество, участие в мероприятиях, проводимых в группе).

Познакомить с целью, задачами, предстоящими мероприятиями проекта.

Воспитатели

Родители

3неделя

2 этап – основной

Работа с детьми

НОД  

Знакомство детей с биографией. Рассматривание книг, иллюстраций по произведениям К.И.Чуковского.

Ручной труд «Книжкина больница».

Познакомить детей с творчеством К.И. Чуковского;вызвать интерес к литературному слову, общению Развивать у детей интерес

к книгам с книгой.

Учить детей «лечить» порванные книги. Воспитывать бережное отношение к книгам.

Воспитатели

3неделя

Чтение сказки «Доктор Айболит».

 Дидактическая игра «Как вести себя больным?».

Коллективная лепка «Больница для зверей».

Учить высказывать свое мнение о прочитанном, давать оценку героям, способствовать активизации связной речи.

Учить лепить зверей различными способами; развивать умение передавать образ сказочных героев.

Воспитатели

3неделя

«Сказка в гости к нам пришла».Чтение сказок К.И.Чуковского:

«Телефон»,

«Муха-цокотуха».

Выставка рисунков «Мой любимый герой».

Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки; упражнять в подборе слов к заданному слову, пополнять словарь эмоционально-оценочной лексикой; развивать умение передавать свой замысел, располагая изображения на всем листе, подбирая соответствующую гамму красок.

Воспитатели

3неделя

Чтение стихов: «Слониха читает», «Свинки», «Бутерброд», «Федотка», «Черепаха».

Подвижные игры: «Каравай» («Муха-цокотуха»),

 

Способствовать реализации потребности детей

в двигательной активности, развивать физические качества, творчество в изображении героев сказок.

Воспитатели

3неделя

О.О. Художественное творчество.

Лепка

«Муха, Муха-Цокотуха,

Позолоченное брюхо!»

Игра-драматизация «Муха-Цокотуха».

 Разнообразить и обогатить способ лепки на основе цилиндра: раскатывать прямыми движениями ладоней длинные столбики, видоизменять форму – изгибать, закручивать, дополнять мелкими деталями – прикреплять глаза из бусин, пуговиц и т.д. Развивать наглядно – образное мышление, творческое воображение.

Тренировать память, расширять кругозор, развивать речь, автоматизировать отдельные звуки.

Воспитатели

3неделя

О.О. Коммуникация

Чтение сказки «Цыплёнок», «Краденное солнце».

Дидактическая игра «Угадай по описанию» (загадка или отрывок из сказки).

Учить детей правильно отвечать на вопросы, воспроизводить содержание сказки по вопросам.

Закреплять знания детей о сюжетах и героях сказок.

Воспитатели

3неделя

Чтение сказки «Мойдодыр».

Беседа

«Надо, надо умываться по утрам,и вечерам!»

Формировать культурно-гигиенические навыки.

Воспитатели

3неделя

О.О. Художественное творчество.

 Аппликация

«Подарок для Федоры».

Подвижная игра

«По ровненькой дорожке» («Федорино горе»)

Учить детей располагать узор

в центре и по краю круга;

составлять  изображение

из деталей. Закреплять умение пользоваться клеем, кистью и   салфеткой. Воспитывать самостоятельность,

стремление сделать  подарок.

Развивать физические качества детей.

Воспитатели

4неделя

Сюжетно-ролевая игра

«Угощенье»

По сказке

«Муха – Цокотуха».

Дидактическая игра «Угадай сказку».

     Продолжать обогащать

содержание игр. Способствовать объединению детей

для совместных игр.

Поддерживать интерес к знакомым произведениям.

Воспитатели

4неделя

Словесная игра

«Доскажи словечко».

Дидактическая игра «Бусы для Федоры».

Развивать фонематический слух, внимание, память.

Учить выявлять закономерности

в расположении фигур.

Воспитатели

4неделя

Чтение сказки «Путаница». Беседа «Любимый герой

из сказок К.И Чуковского».

Подвижная игра «Путаница».

Учить составлять короткий описательный рассказ о героях сказок Чуковского.

Воспитатели

4неделя

О.О. Художественное творчество.

Рисование

«Развесёлые цыплята» (по сказке «Цыпленок»).

Подвижная игра «Кто быстрее?»

Продолжать формировать интерес к изобразительному искусству. Познакомить детей

с нетрадиционными приемами рисования (с использованием ватной палочки). Закреплять умение аккуратно закрашивать изображение, не выходя за контур. Воспитывать эстетические чувства.

Воспитатели

4неделя

Развивающая игра

«Сказки Дедушки Корнея» (лото)

Прослушивание цифровых записей сказок, песен, стихов по сказкам К.И Чуковского.

Продолжать знакомить с героями сказок Чуковского. Развивать внимание, наблюдательность. Воспитывать умение играть сообща.

Воспитатели

4неделя

Викторина по сказкам.

 Коллективная аппликация  «Чудо-дерево».

Выставка детских работ.

Продолжать  формировать заинтересованное отношение к творчеству писателя. Расширять словарный запас.

Учить аккуратно пользоваться кисточкой и клеем, гармонично размещать все детали на листе бумаге. Развивать цветовосприятие, чувство композиции.

Воспитатели

4неделя

Работа с родителями

Беседа с родителями по теме образовательного проекта «Добрый мир сказок К.И Чуковского».

Домашнее задание для родителей

Привлечь родителей к помощи, сотрудничеству, участию в мероприятиях, проводимых в ДОУ.

Воспитатели

3неделя

Акция

«Подарите  книгу группе».

Пополнить библиотеку группы книгами К.И.Чуковского. продолжать формировать у родителей и детей желание принимать участие в проведении мероприятий в группе

Родители

3неделя

Литературная гостиная

«В мире сказок К.И. Чуковского».

Прививать любовь к семейному чтению.

Воспитатели

Родители

2 неделя

Создание альбома детских работ по произведениям К.И Чуковского, поделок.

Привлечение родителей к изготовлению альбома детских работ, поделок своими руками.

Родители

3 неделя

Разучивание с детьми отрывков стихов из сказок К.И Чуковского.

Помочь детям разучить отрывки из любимых сказок Чуковского.

Родители

3 неделя

Выставка рисунков по сказкам К.И Чуковского.

Передавать в рисунке  эпизоды понравившихся произведений. Развивать воображение, творческую активность.

Воспитатели

3 неделя

3 этап заключительный

Обобщение результатов проекта

Анализ работы

Воспитатели

4 неделя

Составление презентации к проекту

Объединить все материалы

по проекту в единое целое.

Воспитатели

4 неделя

Ожидаемый результат.

Расширение знаний и приобщение детей к художественной литературе, повышение культурно-нравственного потенциала ребенка. Развитие образной и фонематической речи ребенка и театрализованного мастерства. Обогащение предметно-развивающей среды группы, создание благоприятного взаимодействия между родителями и детьми, между сверстниками.

                                                                Вывод

Сказки К.И Чуковского входят в жизнь ребенка как добрые, веселые, а иногда и насмешливые друзья. Сказки смеются и плачут вместе с ним. И вместе с ним растут, открывая ребенку громадный мир вещей и звуков, красок и света, мир человеческих чувств и размышлений. Сказки Чуковского не только радуют, но и учат: «Мойдодыр» - аккуратности и опрятности; «Федорино горе» - бережному обращению с посудой, порядку; «Айболит» - быть добрыми, заботиться о других; «Муха-Цокотуха» - смелости, уметь помогать другим.

Список использованной литературы

1. И. Г. Сухин. Литературные викторины для маленьких читателей. М.: Айрис Пресс Рольф, 2001.

2. К. И. Чуковский. От двух до пяти. М.: Детская литература, 1981.

3.Е.Е Зубарева «Детская литература».

4.К.И Чуковский «Сказки, стихи, песенки».

5.О.С Ушакова, Н.В Гавриш «Знакомство с литературой детей 3-5 лет».

6.Л.Н Елисеева «Хрестоматия для маленьких».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Отчет по реализации проекта «Добрый мир сказок К.И. Чуковского»(ср.гр. « Смешарики ) Талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, веселый, праздничный». И. Андронников

Слайд 2

Цель проекта: Развитие свободной творческой личности ребенка через ознакомление детей с произведениями К.И. Чуковского . Задачи: Познакомить детей с произведениями К.И. Чуковского; Учить понимать сюжеты сказок; Формировать у детей эмоционально-образное восприятие через художественное описание образов; Учить договариваться, делиться, помогать, оказывать поддержку в работе, проявлять интерес к выполненному заданию; Способствовать воспитанию у детей добрых чувств, интереса и любви к животным, сочувствия к попавшим в беду; Расширять представления родителей о детской литературе; Приобщать родителей к семейному чтению литературных произведений.

Слайд 3

Сроки реализации проекта:3-4 неделя марта ( с 17.03.2014г.- 28.03.2014г.) Этапы реализации проекта: 1 этап- подготовительный (Подбор методической, художественной литературы по данной теме). 2 этап - основной (Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта). 3 этап – итоговый (подведение итогов по проекту). Место проведения: МБДОУ детский сад комбинированного вида « Светлячок»№1, средняя группа « Смешарики ».

Слайд 4

1 этап-подготовительный Создана развивающая среда; составлен перспективный план мероприятий НОД. Оформлена выставка детских книг по теме. Подобран наглядный и дидактический материал для работы с детьми. Проведена беседа с родителями о предстоящем проекте ( вывешано красочное объявление, предложно сотрудничество, участие в мероприятиях, акции «Подари книгу группе»). Обсуждение с узкими специалистами о запланированной работе по проекту (выбор произведений для продуктивной художественной работы; игр по музыкальной и физической деятельности).

Слайд 5

2этап-основной Формы и методы работы с детьми Чтение стихов, сказок, загадок по теме, рассматривание иллюстраций; Дидактические игры: «Как вести себя больным?»; «Угадай по описанию?»; «Угадай сказку»(по отрывкам); «Доскажи словечко»; «Бусы для Федоры». Подвижные игры: «Развеселые цыплята»( «Цыпленок»); «Путаница»; «По ровненькой дорожке»( « Федорино горе»); «Каравай»( «Муха-Цокотуха»). Сюжетно-ролевые игры: «День рожденье Мухи-Цокотухи»; «Подарок для Федоры»; «Больница Доктора Айболита». Заучивание отрывков из сказок; Беседа «Надо, надо умываться по утрам и вечерам!», « Любимый герой из сказок К.И. Чуковского». Игра-драматизация «Муха-Цокотуха», «Телефон». Ручной труд « Книжкина больница».

Слайд 6

Знакомство с выставкой, рассматривание иллюстраций

Слайд 7

Хужожественное детское творчество Рисование «Подарок для бабушки Федоры»

Слайд 8

Художественное творчество Итог детского труда Предварительная работа

Слайд 9

Самостоятельная художественная деятельность

Слайд 10

Лепка «Угощение для Мухи-Цокотухи»

Слайд 11

Коллективная творческая работа с детьми «Чудо-дерево» Коллаж по сказкам К.И. Чуковского

Слайд 12

3 этап - итоговый Обобщение результатов проекта; Оформление выставки детских работ; Составление презентации к проекту (объединение всех материалов в единое целое).

Слайд 13

3 этап - итоговый Выставка творческих детских работ (совместно с родителями) Развлечение «Путешествие по сказкам К.И. Чуковского»

Слайд 14

Ожидаемый результат - В результате проекта дети познакомились с творчеством К.И Чуковского. -Дети научились узнавать на репродукциях и фотографиях писателя, героев сказок. -Способствовали повышению уровня культурно-нравственного потенциала детей. -Развитие образной и фонематической речи ребенка и театрализованного мастерства. -Обогащение предметно-развивающей среды группы, создание благоприятного взаимодействия между родителями и детьми, между сверстниками. -У педагогов повысился уровень профессиональной компетенции по реализации образовательной области «Художественная литература». -У родителей повысится уровень компетенции по вопросу эффективности использования произведений художественной литературы в воспитании детей.