Проектная деятельность

Кудашова Людмила Юрьевна

Проектная деятельность на уроках истории и обществознания, а так же во внеурочное время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Основное содержание первого этапа гражданской войны. Составлен группой учащихся 9-х классов и представлен на уроке истории1.82 МБ
Файл Основное содержание четвертого этапа гражданской войны. Составлен группой учащихся 9-х классов и представлен на уроке истории434.84 КБ
Файл Акция Бессмертный полк. МБОУ ЛСОШ № 3, 2014 год2.51 МБ
Файл Проект Сироты войны, сбор информации о сиротах войны, проживающих в микроучастке школы176.3 КБ
Файл Проект, посвященный пионерам-героям ВОВ, реализованный в форме викторины между классами. Ребята собирали информацию.2.14 МБ
Файл Портрет и описание подвига пионера-героя1.2 МБ
Файл Для викторины Пионеры-герои28.45 КБ
Файл Классный час в ходе которого ребята учатся разделять мусор в зависимости от своего состава1.24 МБ
Файл Лист самоконтроля для учащихся при работе над проектом12.82 КБ
Файл Проект детей 7 класс_Обществознание по теме "Обмен, торговля, реклама"319.1 КБ

Предварительный просмотр:

Первый этап гражданской войны: 7-е ноября 1917 – май 1918 г.

На первом этапе Гражданской войны на роль ведущей и консолидирующей силы в борьбе против большевиков выдвинулись социалистические партии — эсеры и меньшевики. Очаг сопротивления возник на Востоке страны, что не было случайным. С одной стороны, в Поволжье, на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке в результате выступления Чехословацкого корпуса была свергнута Советская власть; с другой — в этих регионах был велик удельный вес зажиточного крестьянства, которое было особенно недовольно продовольственной политикой большевиков и на первых порах охотно поддержало их противников.

 Основными событиями первого этапа гражданской войны были переход власти к Советам, возглавляемым большевиками, германская интервенция, Брестский мир, начало интервенции Антанты. Во многих городах России большевики пришли к власти в результате вооружённого восстания. В Москве оно продолжалось с 28-го октября по 2-е ноября 1917 г. На юге России гражданская война началась в декабре 1917 г. – январе 1918 г. В октябре – декабре 1917 г. в городах Донской области началось формирование военно-революционных комитетов при Советах. В Ростове ВРК был создан 26-го октября (8-го ноября) 1917 г., в Таганроге – в конце декабря того же года. Военно-революционные комитеты формировали отряды Красной гвардии. Донской атаман А.М. Каледин не признал советское правительство, установил связь с другими казачьими войсками, начал формировать добровольческие отряды из офицеров, юнкеров и учащихся старших классов, направил в города области казачьи подразделения. На Дон прибыли лидеры кадетов П.Н. Милюков и П.Б. Струве, один из лидеров октябристов, председатель IV Думы М.В. Родзянко, генерал М.В. Алексеев. М.В. Алексеев приступил к формированию вооружённых отрядов, ставших ядром Добровольческой армии. В декабре 1917 г. был создан Донской гражданский совет. 5 (18-го) января 1918 г. в Новочеркасске было создано Объединённое войсковое правительство. Оно состояло из эсеров, меньшевиков и кадетов. Председателем был избран А.П. Богаевский. 25-го ноября (8-го декабря) 1917 г. советское правительство обратилось к казакам с призывом к выступлению против А.М. Каледина и обещало освободить их от воинской повинности. В декабре 1917 г. был образован Южный революционный фронт под командованием В.А. Антонова-Овсеенко. 25-го декабря 1917 г. (7-го января 1918 г.) войска фронта перешли в наступление. Отряд Р.Ф. Сиверса двигался от Горловки к Таганрогу, отряд Ю.В. Саблина – от Луганска, отряд А.И. Автономова – от Тихорецкой, отряд Г.К. Петрова – на миллеровском направлении. Наиболее ожесточённые бои развернулись в районе Матвеева Кургана. А.М. Каледин направил туда лучшие силы под командованием А.И. Деникина и А.П. Кутепова. Отряд Р.Ф. Сиверса занял Матвеев Курган, но вынужден был отступить к Амвросиевке. Таганрогский ВРК установил связь со штабом Р.Ф. Сиверса. 15-го января 1918 г. в Таганроге была объявлена всеобщая забастовка. 17-го января началось восстание. 20-го января юнкера попытались уйти из города, но красногвардейцы расстреливали их из засады. Во время восстания юнкера расстреляли в гостинице «Европейская» группу красногвардейцев с Русско-Балтийского завода. Таким образом, жестокость, массовые нарушения законов и обычаев войны и общепринятых норм морали были характерны для обеих сторон с самого начала гражданской войны. Власть в Таганроге перешла в руки ВРК, которым руководили большевики. 28-го января в город вошёл отряд Р.Ф. Сиверса. В январе 1918 г. был создан Донской казачий военно-революционный комитет. Его председателем был избран Ф.Г. Подтёлков, секретарём – М.В. Кривошлыков. 29-го января 1918 г. А.М. Каледин сложил с себя полномочия атамана и покончил с собой. Атаманом был избран генерал Назаров. Войсковой круг объявил всеобщую мобилизацию. Однако 23-го февраля красные заняли Ростов, 25-го февраля – Новочеркасск. Казаки, сторонники А.М. Каледина, под командованием походного атамана П.Х. Попова ушли в Сальские степи, Добровольческая армия – на Кубань. Поход Добровольческой армии на Кубань с 25-го февраля по 27-е марта 1918 г. вошёл в историю как Ледяной поход. В январе 1918 г. Румыния захватила Бессарабию. Сразу после II Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов избранный им Совет народных комиссаров обратился к правительствам всех воюющих государств с предложением заключить мир без аннексий и контрибуций. На это предложение откликнулась только Германия. 2 (15-го) декабря 1917 г. было заключено перемирие. 18 (31-го) декабря 1917 г. Совет народных комиссаров принял решение о реорганизации армии и укреплении обороны Петрограда. 30-го декабря верховный главнокомандующий Н.В. Крыленко поставил перед командованием Северного фронта задачу не допустить немцев к Петрограду, Смоленску и Ревелю.

ВЫВОД: Таким образом, события первого этапа войны привели к формированию базы противников советской власти. Сюда вошли и сторонники Учредительного собрания, и патриотично настроенные граждане, не желавшие отдавать российские земли врагу, и часть подвергнутых гонениям крестьян. Против советской власти боролись около 1/3 кадрового офицерского состава русской армии, большая часть казачества, ориентированные на западный путь развития представители буржуазных партий. Политическая программа белого движения была крайне противоречивой, однако на первом этапе Гражданской войны она включала в себя ликвидацию власти большевиков, восстановление единой России, созыв общегосударственного народного собрания на основе всеобщего избирательного права.



Предварительный просмотр:

К весне 1920 г. Красная Армия разгромила основные антибольшевистские силы, что упрочило положение РСФСР. Верховный совет Антанты, учитывая сложившуюся обстановку, уже 16 января формально снял экономическую блокаду с Советской России. Ее правительство подписало мирные договоры с Грузинской, Армянской и Латвийской республиками.

Экономическое положение страны продолжало оставаться тяжелым: не хватало продовольствия, транспорт: был разрушен, большинство фабрик и заводов из-за недостатка топлива и сырья не работало, в стране свирепствовал тиф.

В сложившейся ситуации на IX съезде РКП(б), состоявшемся 29 марта - 5 апреля 1920 г., было принято решение о неуклонном проведении в жизнь единого хозяйственного плана. Однако его осуществление было сопряжено с немалыми трудностями, в том числе и внешними.

Советско-польская война 1920 г. На западе страны активизировали свою деятельность польские войска. Пока Красная Армия вела борьбу с армиями генералов Деникина, Юденича и адмирала Колчака, польские войска ограничивались проведением операций небольшого масштаба. С начала 1920 г. глава Польского государства Ю. Пилсудский стал все активнее выступать за восстановление Польши в границах 1772 г. Все попытки мирного урегулирования территориальных споров между РСФСР и Польшей успеха не имели. 21 апреля в Варшаве польское правительство подписало с Украинской Директорией соглашение, по которому она признавалась Верховным правительством независимой Украины. В обмен на это Украинская Директория соглашалась на присоединение к Польше Восточной Галиции, Западной Волыни и части Полесья. Одновременно польскому командованию были подчинены украинские войска.

Претворению в жизнь плана Ю. Пилсудского препятствовали Украинская ССР и поддерживавшая ее РСФСР. Поэтому он 17 апреля отдал приказ провести наступательную операцию на Волынь и Подолию, чтобы разбить 12-ю и 14-ю армии Юго-Западного фронта. Наступление польских войск началось 25 апреля 1920 г. Во взаимодействии с украинскими частями они 6 мая овладели Киевом. Армии Юго-Западного фронта понесли большие потери и только к середине мая сумели остановить продвижение поляков. С целью предотвратить разгром Юго-Западного фронта войска Западного фронта под командованием М. Н. Тухачевского, не дожидаясь завершения переброски войск с других фронтов, перешли 14 мая в наступление. Однако наступление из-за недостатка сил и поспешности в подготовке завершилось неудачей. В то же время оно вынудило польское командование перебросить часть сил с Украины на территорию Белоруссии, где действовали войска ..Западного фронта.

23 мая ЦК РКП(б) опубликовал тезисы "Польский фронт и наши задачи", в которых война с Польшей рассматривалась как центральная задача партии и содержался призыв к польскому пролетариату превратить свою страну в социалистическую республику. Войска Юго-Западного фронта, воспользовавшись переброской части сил польской армии в Белоруссию, 26 мая перешли в контрнаступление и 12 июня взяли Киев. Западный фронт, получив подкрепления, 4 июля возобновил наступление и к концу месяца овладел значительной частью Белоруссии, выйдя к этническим границам Польши. Главные силы Юго-Западного фронта продолжали успешное продвижение на львовском направлении, а его 13-я армия вела тяжелые бои в Северной Таврии с прорвавшимися в начале июня из Крыма частями Русской армии генерала Врангеля.

Выход Красной Армии на этническую границу Польши создал угрозу вторжения на ее территорию. Английское правительство 12 июля направило правительству РСФСР ультиматум (ноту Керзона) с требованием приостановить наступление против Польши и установить одновременно перемирие с генералом Врангелем. Однако ЦК РКП отверг предложения Великобритании и принял решение перейти от оборонительной к наступательной войне с целью зажечь пожар мировой революции на Западе. В тылу советских войск было создано правительство - Временный революционный комитет Польши во главе с членом Польского бюро ЦК РКП Ю. Б. Мархлевским.

Войска Западного и Юго-Западного фронтов продолжали продвижение на Варшаву и Львов. Но в связи с тем, что они наступали в расходящихся направлениях, между ними нарушилось взаимодействие. Этим воспользовалось польское командование, которое, .опираясь на патриотический подъем в стране, сумело значительно укрепить свою армию. 14 августа она перешла в контрнаступление, нанесла поражение Западному фронту и к концу августа отбросила его войска на исходные перед наступлением позиции.. Советское правительство, чтобы избежать поражения, было вынуждено пойти на переговоры о перемирии с Польшей, которое было подписано 12 октября 1920 г., а 18 марта 1921 г. оба государства заключили мирный договор.

Разгром Русской армии Врангеля. Главное командование Красной Армии сосредоточило основные усилия на разгроме Русской армии генерала П. Н. Врангеля. Войска Южного фронта, созданного 21 сентября 1920 г., в конце октября перешли в контрнаступление в Северной Таврии и нанесли частичное поражение Русской армии. После перегруппировки войск Южный фронт в начале ноября штурмом овладел Перекопом и приступил к проведению новой операции, завершившейся занятием Крыма и разгромом войск генерала Врангеля. Основные силы Русской армии эвакуировались из Крыма в Турцию.

В апреле 1920 г. войска 5-й отдельной армии и Туркестанского фронта нанесли поражение белогвардейцам в Семиречье. В конце апреля 11-я армия Кавказского фронта по указанию правительства РСФСР под предлогом оказания помощи повстанцам нарушила границу Азербайджанской Республики и вошла в Баку. В результате Азербайджанская Республика была ликвидирована и провозглашена Азербайджанская ССР. В мае Волжско-Каспийская военная флотилия под командованием Ф. Ф. Раскольникова вошла в территориальные воды Ирана и совершила нападение на Энзели с целью возвращения кораблей, уведенных белогвардейцами. В июне после занятия Решта была провозглашена Персидская ССР (Гилянская республика), просуществовавшая около года. Войска Туркестанского фронта по заранее разработанному плану под предлогом помощи бухарским повстанцам 2 сентября 1920 г. совершили нападение на Бухарский эмират. Он также был ликвидирован, и образована Бухарская Народная Советская Республика. В ноябре 11-я армия, нарушив соглашение с Армянской Республикой, совершила вторжение на ее территорию. В ходе операции была занята Эривань и создана Армянская ССР. В феврале 1921 г. без денонсации мирного договора с Грузией войска 11-й армии перешли в наступление и захватили Тифлис, где была провозглашена Грузинская ССР. 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Бессмертный полк МБОУ « Любинская СОШ № 3»

Слайд 2

2015 год – это год 70-летия Победы, Великой Победы советского солдата, который защитил мир от фашизма. Гордость Победы и уважение к погибшим и живым участникам Великой Отечественной войны всегда останется важным не только для нашего народа, но и для нас молодого поколения. Великая Отечественная война является мощным источником исторической памяти, в котором запечатлена слава нашего народа, победа не только воинская, но и победа духа.

Слайд 3

Цель : сохранение в каждой российской семье памяти о солдатах Великой Отечественной войны. Задачи: Собрать и систематизировать информацию об участниках Великой Отечественной войны и их родственниках. Показать, как отношение к акции учителей и учеников школы Развить интерес к истории и судьбам людей родного края. Объект исследования: память о людях, участвовавших в Великой Отечественной войне . Предмет исследования: сбор информации для написания работы Методы исследования: Анализ фотографий и информации. Систематизация полученной информации .

Слайд 4

С каждым годом воспоминания о той войне уходят в историю, все меньше в праздничной колонне, на трибунах остается ветеранов. Я обратила внимание на то, что в честь празднования грядущей даты – 70-й годовщины Великой Победы нашего народа в Великой Отечественной войне 9 мая 2014 года наш р.п. Любинский , как и город Омск присоединились к другим городам, которые участвовали во всероссийской акции «Бессмертный полк», которая была посвящена Дню Победы.

Слайд 5

Бессмертный полк

Слайд 6

Бессмертный полк Острикова Вероника Александровна учитель «Мой прадедушка Бускин Василий Александрович- ветеран Великой Отечественной войны. Был призван в 1941 году , дошел до Берлина».

Слайд 7

Бессмертный полк Гольнева Наталья Васильевна учитель «Мой дедушка Марков Прокопий Степановия . 1913 — 2009 г. г. Прошёл 2 войны: Финскую войну и Великую Отечественную войну. Был контужен, потерял пальцы на правой руке».

Слайд 8

Бессмертный полк Рыжкова Светлана Владимировна учитель «Мой Дедушка Худых Георгий Афанасьевич. На фронт призывался из села Шурыгино Новосибирской области. Дошёл до Берлина. Моя бабушка Худых (Иванова) Нина Андреевна 1923 года рождения. Призывалась из Саратовской области, служила механиком на « Катюше». Дошла до Берлина».

Слайд 9

Бессмертный полк Васильева Дарья ученица 3 «Б» класса «Мой прадедушка Алексейцев Иван Афанасьевич 16.03.1923 – 25.02.2004 г.г. родился в Тюкалинском районе, д. Казанка. Служил в разведовательной роте 1-го Белорусского фронта под руководством Рокоссовского. В 1943 году был контужен, вернулся с фронта после окончания войны. Имел медали «За отвагу», «За взятие Берлина», «Орден Славы 3 степени»».

Слайд 10

Бессмертный полк Дейч Мария ученица 5 «А» класса «Мой прадедушка Сиворакшин Василий Васильевич 26.02.1911 — 03.04.1984 г.г. Ветеран Великой Отечественной войны. Имеет награды и медали».

Слайд 11

Бессмертный полк Домашников Иван ученик 4 «А» класса «Мой прадедушка Домашников Константин Иванович. Родился 3. 12. 1927 года в Оренбургской области. Призвался в ряды советской армии, дошёл до Берлина. После Второй Мировой войны сразу перевели на Японскую войну. Вернувшись с войны работал в милиции, поступил в ВУЗ. Получил 2 красных диплома высшего юридического образования. После поступил в Высшую академию милиции. Всю свою жизнь проработал в милиции на руководящих постах,был награждён многочисленными наградами, дипломами и орденами. Был приглашён в Москву в президиум, но отказался по состоянию здоровья. В Чимкенте до сих пор известна фамилия ветерана. Умер 19 августа 1998 года в звании генерал — полковника в отставке».

Слайд 12

Бессмертный полк «Мой прадедушка Трясцын Николай Иванович. Родился 19 декабря 1914 года в деревне Губаны Пермской области. С детства трудился в колхозе. В 1938 году был призван на военную службу на Дальний Восток. В 1938 — 1939 году участвовал в Японской войне в районе озера Хасан. В 1941 году началась Великая Отечественная война. Был мобилизован в июне 1941 года. Воевал в Ленинградской области на «Пулковских высотах». В рядах 42 — ой Армии Ленинградского фронта, пережил блокаду Ленинграда. Был дважды ранен. Награждён медалями «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда», «Орденом Отечественной войны 1 степени», «За Победу над Германией», Вернулся с войны в декабре 1945 года в родное село». Субботина Ксения ученица 3 « А» класса

Слайд 13

Бессмертный полк Гара Сергей ученик 10 класса «Мой прадедушка Костяев Данила. Ветеран Великой Отечественной Войны».

Слайд 14

Бессмертный полк Северинова Василиса - ученица 8 «Б» класса «Мой прадедушка, Чусовитин Андрей Ильич 17.10.1912 — 05.03.1976 г.г. Призывался из деревни Пушкарёво , Туринского района, Свердловской области. Дошёл до Берлина, брал Рейхстаг, воевал в Польше, дважды был ранен».

Слайд 15

Бессмертный полк Галенко Дмитрий ученик 6 «А» класса «Мой прадедушка Абрамов Николай Иванович 2 декабря 1917 года рождения ровесник Октябрьской революции 1917 года. С июля 1941 года по 8 мая служил в рядах Советской Армии в качестве командира стрелкового взвода. Участник боёв на Брянском и Белорусском фронтах. На территории Польши был ранен в четвёртый раз, попал в госпиталь, там и встретил известие о Победе».

Слайд 16

Бессмертный полк Мухортов Сергей - ученик 9 «Б» класса «Мой прадедушка Мухортов Виктор Дмитриевич 10.01.1925 — 2004 г.г.. Воевал на втором Белорусском фронте. Принимал участие в освобождении Западной Европы, участвовал в боевых действиях против Японии. Был награжден «Орденом Красной Звезды», «Орденом Красного Знамени», «Медалью за взятие Берлина», «За Отвагу»».

Слайд 17

Бессмертный полк Козловская Кристина, ученица 6 б класса «Мой прадедушка, Бородин Виктор Дорофеевич 01.04.1926 г.р. воевал на Курской Дуге. Командир Сорокопятки ».

Слайд 18

Бессмертный полк Бакулин Константин ученик 7 «А» класса Бакулин Василий Никитович Был призван в ряды советских войск после объявления войны. Сразу же в первые дни войны пришла «похоронка». Место захоронения неизвестно.

Слайд 19

Встреча нескольких поколений На фотографии представлена встреча нескольких поколений- это ветеранов Великой Отечественной войны, участников военных событий Афган -Чечня и кадетские классы нашей школы

Слайд 20

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Сироты ВОВ

Ф.И.О._______________________________________________

Дата рождения________________________________________

Адрес_______________________________________________

Телефон_____________________________________________

В каком году остались сиротой___________________________

Причины кончины родителей____________________________

Начало трудовой деятельности__________________________

Где похоронены родители______________________________

Трудовой путь____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Где и с кем проживали после смерти родителей___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В каких условиях проживают сейчас_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Просьбы_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Предложения_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ШКОЛЬНАЯ ВИКТОРИНА ПИОНЕРЫ-ГЕРОИ ВОВ

Слайд 2

Портрет Помощь партизанам Разное

Слайд 3

П. 1. П. 2. П. 3. П. 4. П. 5. П. 6. П. 7. П. 8. П. 9. П. 10. П.11. П. 12. П. 13. П. 14. П. 15. П.16.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Портрет

Помощь партизанам

Разное

1. Валя Котик 

1. Нина Куковерова 

С первых дней прихода фашистов этот пионер-герой  стала партизанской разведчицей. Всё, что видела вокруг, запоминала, сообщала в отряд. В деревне горы расположился карательный отряд, все подступы перекрыты, даже самым опытным разведчикам не пробраться. Вызвалась пойти она. Полтора десятка километров шла она заснеженной равниной, полем. Не обращали внимания фашисты на продрогшую, усталую девочку с торбой, а от её внимания ничто не укрылось - ни штаб, ни склад горючего, ни расположение часовых. И когда ночью партизанский отряд выступил в поход, она шла рядом с командиром как разведчица, как проводник. Взлетели в ту ночь на воздух фашистские склады, вспыхнул штаб, пали каратели, сражённые яростным огнём.

1.Валя Котик 

Был награжден орденом отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 2 степени. Погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза. Перед школой, в которой учился этот отважный пионер, поставлен ему памятник.

2. Леня Голиков 

2. Саша Бородулин 

Он раздобыл винтовку. Убив фашистского мотоциклиста, взял первый боевой трофей - настоящий немецкий автомат. День за днем вел он разведку. Не раз отправлялся на самые опасные задания. Немало уничтоженных машин и солдат было на его счету.

2. Аркадий Каманин    

Он мечтал о небе и покорил его

3. Витя Хоменко 

3. Марат Казей 

Вместе с сестрой, комсомолкой Адой, пионер-герой ушел к партизанам в Станьковский лес. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске... Он участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу.

3. Нина Куковерова    

Каждое лето Нину и её младших братишку и сестрёнку мама вывозила из Ленинграда в деревню Нечеперть, где чистый воздух, мягкая трава, где мёд и парное молоко... Грохот, взрывы, пламя и дым обрушились на этот тихий край в четырнадцатое лето этой пионерки.

4 . Валя Зенкина 

4. Валя Котик 

Он был связным и разведчиком в своей подпольной организации, узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула. Фашисты наметили карательную операцию против партизан, а он, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его...

4. Витя Хоменко  

Был награжден Орденом Отечественной войны 1 степени. Имя носит школа, в которой он учился.

5. Юта Бондаровская 

5. Вася Коробко 

Фронт подошел вплотную к селу Погорельцы. На окраине, прикрывая отход наших частей, оборону держала рота. Патроны бойцам подносил мальчик. Звали его Вася Коробко. К зданию школы, занятому фашистами, подкрадывается Вася он, пробирается в пионерскую комнату, выносит пионерское знамя и надежно прячет его.

Он стать разведчиком в логове врага. В штабе фашистов топит печи, колет дрова, а сам присматривается, запоминает, передает партизанам сведения. Каратели, задумавшие истребить партизан, заставили мальчика вести их в лес. Но пионер-герой вывел гитлеровцев к засаде полицаев. Гитлеровцы, в темноте приняв их за партизан, открыли бешеный огонь, перебили всех полицаев и сами понесли большие потери.

5. Саша Бородулин    

Каратели выследили партизан. Трое суток уходил от них отряд, дважды вырывался из окружения, но снова смыкалось вражеское кольцо. Тогда командир вызвал добровольцев - прикрыть отход отряда. Саша первым шагнул вперед. Пятеро приняли бой. Один за другим они погибали. Саша остался один. Еще можно было отойти - лес рядом, но отряду так дорога каждая минута, которая задержит врага, и Саша вел бой до конца. Он, позволив фашистам сомкнуть вокруг себя кольцо, выхватил гранату и взорвал их и себя.

6.Костя Кравчук 

6. Аркадий Каманин    

Когда началась война, он пошёл работать на авиационный завод, потом на аэродром пользовался любым случаем, чтобы подняться в небо. Опытные пилоты, пусть всего на несколько минут, случалось, доверяли ему вести самолёт. Однажды вражеской пулей было разбито стекло кабины. Лётчика ослепило. Теряя сознание, он успел передать ему управление, и мальчик посадил самолёт на свой аэродром. После этого ему разрешили всерьёз учиться лётному делу, и вскоре он начал летать самостоятельно. Однажды с высоты юный пилот увидел наш самолёт, подбитый фашистами. Под сильнейшим миномётным огнём он приземлился, перенёс лётчика в свой самолёт, поднялся в воздух и вернулся к своим.

6. Вася Коробко 

В одном из боев он был сражен вражеской пулей. Своего маленького героя, прожившего короткую, но такую яркую жизнь, Родина наградила орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 1 степени.

7. Лара Михеенко 

7. Галя Комлева    

Юная связная приносила от партизан задания своей вожатой, а ее донесения переправляла в отряд вместе с хлебом, картошкой, продуктами, которые доставали с большим трудом. Однажды, когда посыльный из партизанского отряда не пришел в срок на место встречи, она, полузамерзшая, сама пробралась в отряд, передала донесение и, чуть погревшись, поспешила назад, неся новое задание подпольщикам. Вместе с комсомолкой Тасей Яковлевой писала листовки и ночью разбрасывала их по поселку.

7. Костя Кравчук 

Когда Киев освободили, он, в белой рубахе с красным галстуком, пришел к военному коменданту города и развернул знамена перед повидавшими виды и все же изумленными бойцами.

8. Надя Богданова 

8. Лара Михеенко    

В штабе 6-й Калининской бригады командир майор П. В. Рындин вначале оказался принять "таких маленьких": ну какие из них партизаны! Но как же много могут сделать для Родины даже совсем юные ее граждане! Девочкам оказалось под силу то, что не удавалось сильным мужчинам. Переодевшись в лохмотья, она ходила по деревням, выведывая, где и как расположены орудия, расставлены часовые, какие немецкие машины движутся по большаку, что за поезда и с каким грузом приходят на станцию Пустошка.

За операцию по разведке и взрыву ж\д. моста через реку Дрисса была представлена к правительственной награде. Но вручить своей отважной дочери награду Родина не успела...

8. Марат Казей 

Погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя. За мужество и отвагу пионер был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою. 

9. Лида Вашкевич 

9. Зина Портнова 

В Оболи была создана подпольная комсомольско-молодежная организация "Юные мстители", и её избрали членом этого комитета. Она участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку.

9. Галя Комлева      

Когда началась война, и фашисты приближались к Ленинграду, для подпольной работы в поселке Тарновичи - на юге Ленинградской области - была оставлена вожатая средней школы Анна Петровна Семенова. Для связи с партизанами она подобрала самых надежных своих пионеров, и первой среди них была эта пионер-герой. Веселая, смела, любознательная девочка за шесть своих школьных лет была шесть раз награждена книжками с подписью: "За отличную учебу"

10. Марат Казей 

10. Костя Кравчук 

Он спас и сохранил два боевых знамени стрелковых полков в период оккупации города Киева...Отступая из Киева, два раненых бойца доверили ему знамена.

 10. Валя Зенкина

Перед началом ВОВ вместе с семьей жила в Брестской крепости    

11. Вася Коробко 

11. Леня Голиков    

Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады...Был в его жизни бой, который он вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Он - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву.

11. Лара Михеенко  

Война отрезала девочку от родного города: летом уехала она на каникулы в Пустошкинский район, а вернуться не сумела - деревню заняли фашисты. Мечтала пионерка вырваться из гитлеровского рабства, пробраться к своим. И однажды ночью с двумя старшими подругами ушла из деревни.

12. Нина Куковерова 

12. Юта Бондаровская 

Переодевшись мальчишкой-нищим, собирала по деревням сведения: где штаб фашистов, как охраняется, сколько пулеметов. Возвращаясь с задания, сразу повязывала красный галстук.

 12. Зина Портнова 

Стоял декабрь 1943 года. Она возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, она схватила со стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца.

13.  Зина Портнова 

13. Надя Богданова    

В это трудно поверить, но, когда она стала разведчицей в партизанском отряде "дяди Вани" Дьячкова, ей не было ещё и десяти лет. Маленькая, худенькая, она, прикидываясь нищенкой, бродила среди фашистов, всё подмечая, всё запоминая, и приносила в отряд ценнейшие сведения. А потом вместе с бойцами-партизанами взрывала фашистский штаб, пускала под откос эшелон с военным снаряжением, минировала объекты.

13. Леня Голиков       

Рос в деревне Лукино, на берегу реки Поло, что впадает в легендарное Ильмень-озеро.

14. Аркадий Каманин 

14. Валя Зенкина    

А Валю её заставили под огнём пробираться в крепость, чтобы передать её защитникам требование сдаться в плен. Валя в крепость пробралась, рассказала о зверствах фашистов, объяснила, какие у них орудия, указала место их расположения и осталась помогать нашим бойцам. Она перевязывала раненых, собирала патроны и подносила их бойцам.

14. Юта Бондаровская 

Родина наградила свою героическую дочь посмертно медалью "Партизану Отечественной войны" 1 степени, орденом Отечественной войны 1 степени, которая никогда не расставалась со своим пионерским галстуком

15. Саша Бородулин 

15. Витя Хоменко  

В школе по немецкому у него было "отлично", и подпольщики поручили пионеру устроится в офицерскую столовую. Он мыл посуду, случалось, обслуживал офицеров в зале и прислушивался к их разговорам. В пьяных спорах фашисты выбалтывали сведения, которые очень интересовали партизан. Быстрого, смышленого мальчишку офицеры стали посылать с поручениями, а вскоре и вовсе сделали посыльным при штабе. Им и в голову не могло прийти, что самые секретные пакеты первыми читали подпольщики на явке...

15. Лида Вашкевич 

Она никогда не расставалась с чёрной сумкой, в которой носила то взрывчатку, то листовки. 

16. Галя Комлева 

16. Лида Вашкевич  

В городе Гродно, оккупированном фашистами, действовало коммунистическое подполье. Одной из групп руководил отец этого пионера-героя. К нему приходили связные подпольщиков, партизан, и каждый раз у дома дежурила дочь командира. Со стороны поглядеть - играла. А она зорко всматривалась, вслушивалась, не приближаются ли полицаи, патруль, и, если нужно, подавала знак отцу. Опасно? Очень. Но по сравнению с другими заданиями это и было почти игрой. Она добывала бумагу для листовок, скупая по паре листочков в разных магазинах, часто с помощью своих друзей. Наберётся пачка, упрячет её девочка на дно чёрной сумки и доставит в условленное место. А на другой день весь город читает слова правды о победах Красной Армии под Москвой, Сталинградом.

16. Надя Богданова    

Первый раз её схватили, когда вместе с Ваней Звонцовым вывесила она 7 ноября 1941 года красный флаг в оккупированном врагом Витебске. Били шомполами, пытали, а когда привели ко рву - расстреливать, сил у неё уже не оставалось - упала в ров, на мгновение, опередив пулю. Ваня погиб, а Надю партизаны нашли во рву живой... 



Предварительный просмотр:

Приложение 4. Классный час для среднего и старшего звена

«Разделяй с нами»

 Классный час «Разделяй с нами»

Добрый день уважаемые ребята, возможно некоторые из вас знают о том что 2017 год президент нашей страны объявил годом экологии. Сейчас на нашей планете Земля есть одна из самых глобальных проблем. Посмотрите на изображение и попробуйте определить, что эта за проблема? (Ответ: Проблема мусора).

Сегодня мы будем рассматривать глобальную проблему окружающей среды – борьбу с мусором, потому что только в России ежегодно каждый человек производит 445 килограммов мусора. Мало кто из нас задумывается, как долго разлагается мусор, если его просто выбросить.

Вы работаете сегодня в командах, и я предлагаю вам выполнить первое задание. Предположите как долго разлагается в природе разные виды мусора: стекло, металл, пластик, бумага, пищевые отходы. Работаем с конвертом № 1, где вам нужно соотнести мусор (точнее материал из которого он состоит) и время его разложения. Проверьте сами себя, правильно ли вы ответили (раздаю конверты с карточками с ответами), за каждый правильный ответ – 1 балл, посчитайте, сколько у вас получилось баллов (раздаю жетоны). Сложите всё в пакет и отложите в сторону.

Ребята что же можно сделать с мусором? Ответ на этот вопрос вы найдёте, выполнив задание № 2. Выложите перед собой карточки чёрного, оранжевого и зелёного цвета, прочитайте, что можно сделать с мусором: переработать, сжечь, захоронить отходы. А что происходит во время захоронения, сжигания и переработки отходов. Например, при захоронении отходов происходит размножение крыс и распространение инфекции. Давайте проверим себя. Карточки характеристики по цвету должны соответствовать видам утилизации мусора. Давайте проверим себя. Я даю вам правильные ответы, посчитайте, сколько баллов вы получили. Проанализируйте, какой из видов утилизации отходов самый полезный и почему (зачитывают особенности переработки).

Мы пришли к выводу что лучше всего перерабатывать мусор. А что нужно для того чтобы перерабатывать мусор? Для того чтобы перерабатывать мусор, нужно чтобы каждый человек научился его разделять. Мы сейчас этим займемся, выполнив задание № 3. Берём конверт третий. Вам нужно разложить мусор по контейнерам. Проверьте себя, сравнив с листом ответов. Каждый правильный ответ равняется одному жетону.

Вы ребята сегодня научились разделять мусор и сделали первый шаг к тому, что природа нам скажет спасибо, притом сможем получить множество полезных вещей. Возьмите конверт № 1 и посмотрите что можно сделать из мусора (зачитывают из карточек).

Итог – вручение сертификатов.



Предварительный просмотр:

Лист самооценки и взаимооценки в работе над проектом

Критерий
(за каждый критерий – от 0 до 5 баллов)

Моя
оценка

Оценка группы

Комментарий учителя

Я внес (-ла) большой вклад в работу группы

Я  умею выслушивать мнения других ребят, принимать другую точку зрения

Я умею объяснять свою точку зрения, приводить доводы и убеждать

Я готов(а) принимать новые и неожиданные идеи, отличающиеся от моего первоначального мнения

                                                               

Лист самооценки и взаимооценки в работе над проектом

Критерий
(за каждый критерий – от 0 до 5 баллов)

Моя
оценка

Оценка группы

Комментарий учителя

Я внес (-ла) большой вклад в работу группы

Я  умею выслушивать мнения других ребят, принимать другую точку зрения

Я умею объяснять свою точку зрения, приводить доводы и убеждать

Я готов(а) принимать новые и неожиданные идеи, отличающиеся от моего первоначального мнения

Лист самооценки и взаимооценки в работе над проектом

Критерий
(за каждый критерий – от 0 до 5 баллов)

Моя
оценка

Оценка группы

Комментарий учителя

Я внес (-ла) большой вклад в работу группы

Я  умею выслушивать мнения других ребят, принимать другую точку зрения

Я умею объяснять свою точку зрения, приводить доводы и убеждать

Я готов(а) принимать новые и неожиданные идеи, отличающиеся от моего первоначального мнения