Формирование экологической компетенции в процессе проектной и исследовательской деятельности учащихся

Мухаметова Дамира Хажинуровна

Проектная и исследовательская деятельность учащихся является одним из ведущих факторов в экологическом образовании 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_microsoft_word.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Формирование  экологической  компетенции в процессе проектной и исследовательской деятельности учащихся»

 

Учитель биологии  Мухаметова Д. Х.

МАОУ СОШ «Земля родная»

г. Новый Уренгой

   

    Главная задача  школы заключается в создании условий и атмосферу, в которой ребенок сможет учиться жить в гармонии с окружающим миром.

   

   

С точки зрения психологов, отношение к окружающей среде формируется в процессе взаимодействия эмоциональной, интеллектуальной и волевой сфер психики ребенка. Только в этом случае образуется система психологических установок личности. Следовательно, необходимо отдавать предпочтение таким методам, формам и методическим приёмам обучения, которые будут:

1. Стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде.

2. Способствовать развитию творческого мышления, умения предвидеть возможные последствия природообразующей  деятельности человека.

3. Обеспечивать развитие исследовательских навыков,  умений, уметь принимать экологически целесообразные решения и самостоятельно приобретать новые знания.

4. Вовлекать учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения.

    Формированию  экологической компетенции способствует реализация следующих принципов:

1. Принцип потенциальной полезности

2. Принцип незаменимости

3. Принцип взаимосвязи

4. Принцип равновесия

5. Принцип генетического разнообразия

   Проектная и исследовательская деятельность является наиболее эффективной для формирования экологической компетенции учащегося.

     Исследовательская работа  позволяет формировать практические  навыки, развивать стремление к самостоятельному поиску, устойчивый интерес учащихся к изучению природы.

    Велика роль исследовательской и проектной деятельности учащихся для развития индивидуального экологического мировоззрения.

     Устойчивое развитие планеты в целом невозможно без изменения личного отношения и участия каждого человека. На мой взгляд, основные задачи учителя, развивающего исследовательскую деятельность учащихся в сфере экологии:

- обучать учащихся на примере реальных экологических проблем и явлений, наблюдаемых в повседневной жизни;

- приучать к использованию  разных источников экологической информации;

- подкреплять экологические знания практическими делами, используя специфические для экологии методы сбора, анализа и обобщения информации.

   

     Важную роль в развитии у учащихся исследовательской и проектной деятельности играет школьное научное общество «Росток». Ежегодно учащиеся выступают с докладами в секции естественных наук.

    Учащаяся 9а класса Попова Анастасия  выполнила исследовательскую работу на тему: «Биоиндикация снега вдоль автомобильных дорог южной части  г. Новый Уренгой», стала победителем на школьной научной конференции учащихся.

   

    Метод проектов как одно из эффективнейших средств современной педагогики позволяет решать задачи целостной деятельности субъекта образования во всех её составляющих.

     Данный метод нашел широкое распространение и приобрел большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.

    Метод проектов – это совокупность учебно-познавательных приемов позволяющих решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.

    Работа над проектом включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных действий, творческих по самой своей сути.

    В основу метода проектов положены: идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который  можно получить при решении той или иной практически значимой проблемы. Этот результат  можно  увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

     Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из различных областей, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения.

     Метод проектов предполагает использования различных проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных на практический результат и разработку проблемы с учетом  различных факторов и условий ее решения и реализации результатов.

    Современная школа реализует  экологическое   воспитание учащихся. В выполнении этой миссии помогает такая педагогическая технология, как метод исследовательских проектов, в основе которого лежит развитие познавательного интереса, умение хорошо ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно получать знания.

      Используя технологию проектов, педагог выступает в качестве организатора учебных работ, при выполнении которых школьники осваивают задачи, методы и способы решения этих задач, структуру исследований.

     После практического осуществления проекта идет совместное обсуждение, в ходе которого исполнители осознают ответственность за результаты своей деятельности.

Формы проведения итогов могут быть разными.

  1. Отчет перед родителями и младшим составом учебной группы;
  2. Представление результатов исследования на итоговой конференции учебного объединения;
  3. Обсуждение на тематическом семинаре;
  4. Организации творческих выставок фотографий, рисунков, эссе, стихов;
  5. Представление исследовательских работ на конференции более высокого уровня.

     Как правило, многие из таких проектов посвящены решению локальных экологических проблем, проведения социально значимых природоохранительных мероприятий. Работа над ними приучает детей к правильному общению с природой, способствует пропаганде экологической культуры.

      Работу над проектом можно отнести к научно-творческой деятельности, которая способна привлечь к себе внимание ребят, увлеченных новыми информационными технологиями.

         Работа в малых группах обеспечивает слаженную работу и хороший конечный результат, так как, во-первых, каждый учащийся отвечает за определенную часть и всю работу в целом, во-вторых, материал при обсуждении рассматривается под разным углом зрения, в- третьих, члены малой группы учатся деловому общению, взаимодействию.

     Технологию проектов использую в процессе  преподавании биологии в старших классах. В преподавании биологии

     

     

    Развитие творческого интереса в области биологии, наук о Земле и биосфере, применение методик, основанных на исследовательской деятельности в сочетании с новейшими педагогическими технологиями, как показывает практика, способствует эффективности образовательного процесса, интеллектуальному и творческому развитию ученика.

     

   

Все ваши мечты о хорошем будущем, о прекрасной Земле, о дружбе человека и природы. Вот это желание светлого, доброго, прекрасного будущего и объединяет нас здесь. И это замечательно!