Инновационная деятельность на базе КФУ

Логинова Вера Владимировна

Использование методов кооперативного обучения открывает широкие возможности для повышения активности студентов, проявления их творческого потенциала. Мною был разработан урок литературы "Кутузов и Наполеон в романе Л.Н.Толстого "Война и мир". Размещаю этот материал. Буду рада, если кому-то пригодится.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл разработка урока733.27 КБ

Предварительный просмотр:

Возможности использования метода кооперативного обучения на уроках литературы

Одно из прогрессивных нововведений - технология кооперативного обучения, так называемая «сингапурская методика».

 Сингапурская программа не требует изменения урока, а предусматривает проведение одной части новым методом – с применением одной, двух структур. Задача учителя заключается в том, чтобы формировать креативное мышление и навыки общения. Работа в группах превращает учебу в интересное занятие.

Для того чтобы студенты действительно стали успешными и внесли свой вклад в развитие общества, нам необходимо обучить их навыкам эффективной коммуникации, сотрудничества и работы в команде. Им также необходимо овладеть навыками критического и креативного мышления для генерации новых идей и нахождения решения тех задач, с которыми им придется столкнуться в новом, измененном мире. Значит, уроки должны быть направлены на это.

Обучающиеся должны работать в команде, при ответе на вопросы все высказывать устно или письменно свои мысли, помогать слабым. Никто не должен оставаться в стороне от занятия. Наряду с закреплением изученного, освежением в памяти забытого, развитием речи это способствует воспитанию чувства уважения друг к другу, толерантности. Здесь нет лидеров, все равны.

Цель сингапурских обучающих структур – повышение активности, вовлечение всех в учебный процесс, предоставление возможности учащимся работать на уроках больше или наравне с учителем. При использовании на уроке данных структур никому не удастся тихо отсидеться, все должны работать.

Приведу в пример урок литературы на тему: «Кутузов и Наполеон в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».

Цель урока: на примере образов Кутузова и Наполеона раскрыть точку зрения Л.Н.Толстого на роль личности в истории; развивать умение давать сравнительную характеристику образов, опираясь на портрет, речь, отношение к происходящему данных персонажей? А также умение отстаивать свою точку зрения; воспитывать чувство патриотизма.

Оборудование:  слайдовая презентация к уроку, видеоматериал (отрывки из х/ф «Война и мир» С.Бондарчука), медиапроектор для демонстрации, раздаточный материал (Приложение 1), расстановка столов согласно сингапурской методике (Приложение 2).

Ход урока:

I. Слово учителя.

- Сегодня на уроке мы обратимся к величайшему произведению мировой литературы – роману Л.Н.Толстого «Война и мир». Нас будут интересовать образы двух исторических персонажей – Кутузова и Наполеона. Знакомы ли вам эти имена? Что вы о них знаете?

(Наполеон – император Франции в 1804-1815 годах, великий полководец и государственный деятель, заложивший основы современного французского государства. Кутузов - главнокомандующий во время Отечественной войны 1812 года).  

- В каких литературных произведениях вы могли встречаться с этими историческими деятелями?

(«Преступление и наказание» Ф.Достоевского, «Евгений Онегин» А.Пушкина, «Бородино» М.Лермонтова, «Волк на псарне» И.Крылова и др.).

II. Структура ЭЙ АР ГАЙД (обучающая структура, в которой сравниваются знания и точки зрения учеников по теме до и после выполнения «упражнения-раздражителя» для активизации мышления (видео, картинка, рассказ и т.д.)

- Прежде чем начать разговор о них, я хотела бы вам предложить заполнить карточки, лежащие на столах. В них записано несколько утверждений Прочитайте утверждения и заполните первую колонку «ДО» (1 минута: отсчет времени ведется с помощью песочных часов).

 «ДО»

УТВЕРЖДЕНИЕ

«ПОСЛЕ»

Великий и знаменитый – слова-синонимы.

Наполеон прославил Францию на весь мир.

Победа России в войне 1812 – счастливое стечение обстоятельств.

Историю творят личности.

Кутузов инертен, так как предпочитает выжидать и отступать.

Отложите пока лист, мы вернемся позже к этой структуре.

III. Сравнительная портретная характеристика персонажей.

- Сравните портретные характеристики Наполеона и Кутузова.

Читают подготовленные студенты.

Кутузов

Наполеон

  • Кутузов слегка улыбнулся, в то время как, тяжело ступая, он опускал ногу с подножки, точно как будто и не было этих 2 000 людей, которые не дыша смотрели на него.
  • Кутузов шел медленно и вяло мимо тысячей глаз, которые выкатывались из своих орбит, следя за начальником.
  • По пухлому, изуродованному раной лицу Кутузова пробежала чуть заметная улыбка.
  • Когда кончился молебен, Кутузов подошел к иконе, тяжело опустился на колени, кланяясь в землю, и долго пытался и не мог встать от тяжести и слабости. Седая голова его подергивалась от усилий.
  • В длинном сюртуке на огромном толщиной теле, с сутуловатой спиной, с открытой белой головой и с вытекшим, белым глазом на оплывшем лице, Кутузов вошел своей ныряющей, раскачивающейся походкой в круг и остановился позади священника.
  • Лицо его становилось все светлее и светлее от старческой кроткой улыбки, звездами морщившееся в углах губ и глаз.
  • Он был в синем мундире, раскрытом над белым жилетом, спускавшимся на круглый живот, в белых лосинах, обтягивающих жирные ляжки коротких ног, и в ботфортах. Короткие волоса его, очевидно, только что были причесаны, но одна прядь волос спускалась книзу над серединой широкого лба. Белая пухлая шея его резко выступала из-за черного воротника мундира; от него пахло одеколоном. На моложавом полном лице его с выступающим подбородком было выражение милостивого и величественного императорского приветствия.
  • Он вышел, быстро подрагивая на каждом шагу и откинув несколько назад голову. Вся его потолстевшая, короткая фигура с широкими толстыми плечами и невольно выставленным вперед животом и грудью имела тот представительный, осанистый вид, который имеют в холе живущие сорокалетние люди.
  • Наполеон еще не выходил из своей спальни и оканчивал свой туалет. Он, пофыркивая и покряхтывая, поворачивался то толстою спиной, то обросшею жирною грудью под щетку...

- Что общего в портретах Наполеона и Кутузова? Чем они отличаются? Подумайте. Запишите свой ответ в тетради (3 минуты). 

 Структура ТАЙМД ПЭА ШЭА (обучающая структура, предполагающая работу в парах, когда партнеры по очереди озвучивают свое мнение. Каждому – 30 секунд).

- Поделитесь с партнером по плечу своими мыслями (1 минута). 

- Озвучьте, пожалуйста, свой ответ, партнер №3 стол №4;  теперь партнер №1, стол №5, расскажите, что сказал вам ваш партнер и т.д.

- Какое художественное средство использует Л.Толстой для создания оценки образов через их портрет?

(Деталь: многократно подчёркнутая немощность Кутузова, старого человека, только усиливает впечатление духовной мощи, исходящей от него, напротив, рыхлость и изнеженность Наполеона (ему всего 43 года) – не в его пользу).

IV. Просмотр и обсуждение отрывков из фильма «Война и мир»

- Посмотрите фрагменты фильма и подумайте, как характеризуют героев их мысли, слова и поступки.

Структура СИНГЛ РАУНД РОБИН (обучающая структура, предполагающая работу в команде за столом). 

- Обсудите в команде: высказывайтесь по очереди, все 4 партнера, начиная с партнера №1. (Затем один из членов команды озвучивает общее мнение. Например, стол №3 – партнер №2, стол №1 – партнер №4 и т.д.).

(Кутузов проявляет человечность даже по отношению к врагам: «и они люди», он добродушен, обладает чувством юмора, понимает настроение своего войска, солдаты отвечают ему любовью и поддержкой. Наполеон – эгоист, поэтому он одинок, изображен на фоне поля брани, усеянного мертвыми телами)

V. Структура ЭЙ АР ГАЙД.

- Вернемся к структуре. Заполните последнюю колонку «После». Изменилось ли ваше мнение по какому-либо утверждению? Если да, то объясните, почему вы стали думать иначе. Если нет, то выберите одно из утверждений и расскажите, согласны ли вы с ним и почему.

VI. Выбор эпиграфа к характеристике героев.

- В Китае есть популярная книга «Дао-Дэ-Цзин» («Книга пути и достоинства») — основополагающий источник учения и один из выдающихся памятников китайской мысли, оказавший большое влияние на культуру Китая и всего мира. Ее переводили многие, в том числе и Л.Толстой. Обратимся к некоторым высказываниям из нее. Прочитайте их и подумайте, какое из них больше подошло бы в качестве эпиграфа к характеристике Наполеона (это задание выполняют учащиеся, сидящие под четными номерами) и Кутузова (это задание выполняют учащиеся, сидящие под нечетными номерами) и почему. Запишите (3 минуты).

Он не хвалит себя — но он и без того уважаем.

Он не возвышает себя — поэтому он всегда в почёте среди других.

Мудрый не считает только одного себя правым — и поэтому он знает правду.

Лишь тот, кто не стремится оказаться впереди всех, — способен жить в ладу со всеми.

Довольствуясь малым — обретёшь многое. Гоняясь за многим, собьёшься с пути.

Чрезмерность во всём навлекает беду.

Умеющий побеждать врага — не нападает.

Если разобрать колесницу, на которой восседаешь, — что останется?

Не считай себя драгоценной яшмой! Будь простым — как обычный камень!

VII. Работа со стихотворением М.Лермонтова «Два великана»

Стихотворение читает наизусть учитель.

 В шапке золота литого

Старый русский великан

Поджидал к себе другого

Из далеких чуждых стран.

За горами, за долами

Уж гремел об нем рассказ,

И померяться главами

Захотелось им хоть раз.

И пришел с грозой военной

Трехнедельный удалец,—

И рукою дерзновенной

Хвать за вражеский венец.

Но улыбкой роковою

Русский витязь отвечал:

Посмотрел — тряхнул главою.

Ахнул дерзкий — и упал!

Но упал он в дальнем море

На неведомый гранит,

Там, где буря на просторе

Над  пучиною шумит.

1832

- О ком стихотворение? Какие слова и фразы помогают нам догадаться об этом? (О Наполеоне и Кутузове. «Трехнедельный удалец», «дерзкий» - это о Наполеоне, с легкостью завоевавшем всю Европу; последняя строфа указывает на известный факт из биографии Наполеона, который закончил свою жизнь в ссылке на острове Св.Елены. Кутузов – это «старый русский великан», «русский витязь», которому удалось остановить Наполеона и сломить его мощь). 

- Какое чувство преобладает в стихотворении?

(Гордость за Отечество и Кутузов

VIII. Итоги урока.

- Кутузов и Наполеон – нравственные полюсы произведения Толстого «Война и мир». Автором утверждается величие полководца народной войны, человека естественного, искреннего, правдивого и близкого к народу и развенчивается образ Наполеона, человека, командующего армией грабителей, мародёров и убийц, а также страдающего манией величия.

IX. Рефлексия.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Как вы можете оценить свою активность на уроке?

- В полную ли силу вы работали?

X. Домашнее задание.

Сочинение-рассуждение  на тему: «Великий и знаменитый – одно и то же?»

Таким образом, применение «сингапурской методики» на уроках литературы открывает широкие возможности для стимулирования активной творческой деятельности обучающихся.

Приложение 2

Элементы, необходимые для организации образовательного пространства по «сингапурской методике»

1

А

4

В

2

 В                  

3

А

 

Рисунок 1. Мэнэдж мэт: схема расположения партнеров за столом. Такая табличка закреплена на каждом столе.

C:\Users\лилия\Downloads\SAM_3282.JPG

C:\Users\лилия\Downloads\SAM_3280.JPG

Рисунок 2. Расстановка столов в аудитории

Приложение 1.

Раздаточный материал                                                                (размножается на каждого обучающегося)

Портретная характеристика Кутузова и Наполеона.

Кутузов

Наполеон

  • Кутузов слегка улыбнулся, в то время как, тяжело ступая, он опускал ногу с подножки, точно как будто и не было этих 2 000 людей, которые не дыша смотрели на него.
  • Кутузов шел медленно и вяло мимо тысячей глаз, которые выкатывались из своих орбит, следя за начальником.
  • По пухлому, изуродованному раной лицу Кутузова пробежала чуть заметная улыбка.
  • Когда кончился молебен, Кутузов подошел к иконе, тяжело опустился на колени, кланяясь в землю, и долго пытался и не мог встать от тяжести и слабости. Седая голова его подергивалась от усилий.
  • В длинном сюртуке на огромном толщиной теле, с сутуловатой спиной, с открытой белой головой и с вытекшим, белым глазом на оплывшем лице, Кутузов вошел своей ныряющей, раскачивающейся походкой в круг и остановился позади священника.
  • Лицо его становилось все светлее и светлее от старческой кроткой улыбки, звездами морщившееся в углах губ и глаз.
  • Он был в синем мундире, раскрытом над белым жилетом, спускавшимся на круглый живот, в белых лосинах, обтягивающих жирные ляжки коротких ног, и в ботфортах. Короткие волоса его, очевидно, только что были причесаны, но одна прядь волос спускалась книзу над серединой широкого лба. Белая пухлая шея его резко выступала из-за черного воротника мундира; от него пахло одеколоном. На моложавом полном лице его с выступающим подбородком было выражение милостивого и величественного императорского приветствия.
  • Он вышел, быстро подрагивая на каждом шагу и откинув несколько назад голову. Вся его потолстевшая, короткая фигура с широкими толстыми плечами и невольно выставленным вперед животом и грудью имела тот представительный, осанистый вид, который имеют в холе живущие сорокалетние люди.
  • Наполеон еще не выходил из своей спальни и оканчивал свой туалет. Он, пофыркивая и покряхтывая, поворачивался то толстою спиной, то обросшею жирною грудью под щетку...

Таблица для выполнения структуры ЭЙ АР ГАЙД

«ДО»

УТВЕРЖДЕНИЕ

«ПОСЛЕ»

Великий и знаменитый – слова-синонимы.

Наполеон прославил Францию на весь мир.

Победа России в войне 1812 – счастливое стечение обстоятельств.

Историю творят личности.

Кутузов инертен, так как предпочитает выжидать и отступать.