Учитель года 2022

Комочков Артем Игоревич

Материалы для конкурса Учитель года 2022

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_pedagogicheskaya_filosofiya.docx19.04 КБ

Предварительный просмотр:

Моя педагогическая философия

«Нас властно обступил хаос мелочей, целое море элементарнейших требований здравого смысла, из которых каждое способно было вдребезги разбить всю нашу мудрую педагогическую науку».

А.С. Макаренко

Профессию свою я люблю. Люблю я ее потому, что в отличие от многих других специалистов, педагог не отчуждается от результатов своего труда. Рабочий на предприятии, менеджер в офисе отчуждаются от результатов своей деятельности. Отчего происходит быстрое психологическое выгорание. Повседневный, рутинный труд педагога тоже не прост, он заставляет быть всегда в форме, готовым к действию, не даёт расслабиться ни телу, ни духу. Несмотря на это, нам повезло. Повезло в том, что результат нашего труда, в виде успехов наших учеников, дает силы, заставляя двигаться дальше.

 Придя работать в школу более десяти лет назад, я не питал иллюзий. Во многом потому, что мой отец тоже педагог. Я имел адекватное представление о том, что работа учителя не заканчивается со звонком с последнего за день урока. Работа учителем – образ жизни и способ мышления. С опытом же пришло понимание, что не на все вопросы, которые ставит перед нами практика, есть ответы в теории и не все теоретические выкладки применимы на практике. Хочу поделиться своей педагогической философией, на формирование которой, безусловно, оказала влияние специфика нашей школы (раздельно-параллельное обучение).

В современных реалиях существует множество методик осуществления образовательного процесса и подходов к педагогической деятельности. Проблема заключается в том, что не все из них соответствуют поставленным перед системой образования задачам. Показателем эффективности обучения в школе считается успешное преодоление итоговой аттестации. Чтобы достигнуть этой цели, учитель должен максимально полно использовать время на уроке, знать, чего он хочет и к каким целям идет. Быть движущей силой на уроке. Я глубоко убежден, что разного рода «либеральные» стили ведения педагогической деятельности менее эффективны в сравнении с «авторитарными». Постараюсь объяснить, почему.

Можно много говорить о педагогических теориях, стилях, законах, можно и самим выдвигать новые теории. Только всегда стоит помнить, что перед школой государство ставит конкретные, четкие цели, которые, к тому же, должны быть достигнуты в конкретные сроки.

Обучение в школе, то есть получение базовых, универсальных компетенций по так называемым общеобразовательным дисциплинам должно приводить к определенному результату. Чтобы ученик достиг успеха в обучении, результативным и эффективным должен быть педагог. Я считаю, что наиболее коротким путем достижения этого является авторитарный педагогический стиль работы с классным коллективом. Под «авторитарным» я предполагаю строгость к себе и ученикам, авторитет учителя в классе, ситуацию, когда именно учитель держит в своих руках все нити управления процессами на уроке. Именно авторитет, я уверен, - важнейший рычаг воздействия в руках учителя, ключевое понятие в педагогике, потому что наличие авторитета гарантирует дисциплину на уроке. Что, в свою очередь, - залог успешного использования педагогических методик.

Хочу сразу оговориться, авторитарный педагогический стиль отнюдь не исключает применения, например, диалоговых, дискуссионных форм проведения занятий, на которых ученики высказывают своё мнение, спорят и самостоятельно делают открытия.  Но, оставаясь направляющей силой всех процессов (как инициированных самим педагогом, так и стихийно возникших), именно учитель ведет к нужному итогу урока. Как он это делает? Задает вопросы, подогревая интерес к предмету. В то же время прерывает, блокирует ненужные, пустые споры и отступления. Всё это возможно только в условиях, когда учитель действительно руководит уроком, а не остается в стороне или отвлекается вместе с детьми. То есть залогом успешного применения различных педагогических методик является дисциплина, которая рождается при наличии авторитета учителя в глазах учеников. Откуда же появляется этот авторитет?

В этом месте хочется процитировать великого Антона Семёновича Макаренко: «То, что мы называем высокой квалификацией, уверенное и четкое знание, умение, искусство, золотые руки, немногословие и полное отсутствие фразы, постоянная готовность к работе – вот что увлекает ребят в наибольшей степени… Педагог должен знать свой предмет по-настоящему хорошо, и тогда его будут уважать и слушаться, даже если он резкий человек… Всё равно, в чём проявляются эти ваши способности, всё равно, кто вы такой: столяр, агроном, кузнец, учитель, машинист».

Ни одна учебная задача  не может быть решена без должной строгости учителя и безупречного знания предмета. Разумеется, говоря о строгости, я не говорю ни о каком давлении, запугивании, о которых сейчас ходят нелестные для профессии педагога легенды в интернете. Я говорю о том, что только высокий профессионализм учителя «заставит» ученика слушать. Значит, понимать. Значит, и применять в дальнейшем.

Моя логика такова: профессионализм педагога складывается из знания своего предмета и умения выстроить дисциплину, систему отношений с учениками. Учитель - направляющий, ведущий. Учитель же в таком случае контролирует процесс обучения в каждом отдельно взятом классе, что просто необходимо для достижения поставленных целей. Профессионал должен быть всегда готов продемонстрировать, что все, что он требует от ученика, он сам умеет на высочайшем уровне.

Грубо говоря, если ты учитель физической культуры, то будь готов отжаться столько раз, сколько требуешь по нормативам от одиннадцатиклассника. Если ты математик, то умей ловко решить задачу в два действия, вместо четырех, как это получается у твоих учеников. Будь в том же информационном поле, что и они. Иными словами, будь всегда впереди своих учеников. Во всех смыслах слова «впереди»: в смысле – опережая на несколько шагов, и в смысле - «возглавляй». Особенно ярко это проявляется в классах мальчиков.

Управлять классом на самом деле, - задача не из простых. На самом деле, ученики постоянно нуждаются в руководстве, направлении, мотивации, постановке целей, помощи в решении учебных и жизненных задач, одобрении. И уж точно ученика нельзя заставить уважать учителя, если он не является для учащегося авторитетом.

Выходит, государство ставит задачу, которую нужно решить в конкретные сроки. Чтобы её достичь, нужна дисциплина на уроке. В свою очередь, дисциплина появляется там, где есть авторитет учителя, который рождается из педагогического профессионализма.

Заметьте, спустя годы выпускники больше помнят именно тех учителей, которые «требовали по всей строгости», а не стремились завоевать их симпатию. Вместо уважения.