ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (рекомендации по методике преподавания)

 Тимошенко Светлана Мурадиновна

Легендарная теория ТРИЗ (Теория Решения Изобретательских Задач),

которую создал известный советский преподаватель, изобретатель,

писатель-фантаст Г. С. Альтшуллер в 1950-е гг.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz.docx44.69 КБ

Предварительный просмотр:

Тимошенко Светлана Мурадиновна

учитель начальных классов МКОУ СОШ № 2 г.п. Терек

Программа развития творческих способностей младших школьников

  1. Необходимость развития творческого мышления школьников отражена в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО).

Аннотация. Публикуется программа, направленная на развитие творческих способностей детей. Программа разработана на основе легендарной теории ТРИЗ (Теория Решения Изобретательских Задач), которую создал известный советский преподаватель, изобретатель, писатель-фантаст Г. С. Альтшуллер в 1950-е гг.

В статье описываются методы реализации ТРИЗ в начальной школе; приёмы, цели и особенности построения программы курса для 4-х летнего обучения. Показаны основные блоки занятия. Разработана примерная программа с учетом требований ФГОС для 1,2,3 и 4 классов начальной школы для факультативных занятий по ТРИЗ.

Ключевые слова: начальные классы, примерная программа по ТРИЗ, развитие креативного мышления, творческий потенциал.

Для того, чтобы выжить в динамичном мире, современному человеку все чаще приходится проявлять поисковую активность, быть участником инноваций. Поэтому в современной школе возрастает значимость развития творческого мышления и способностей ребенка. Значительное место в педагогической практике следует уделять организации и проведению креативных занятий младших школьников, как на уроках, так и во внеурочное время.

Маленький ребенок уже с момента своего рождения начинает заниматься исследовательской деятельностью, самостоятельно и с помощью взрослых изучая окружающий его мир. С большим интересом, сами того не осознавая, дети участвуют в самой разнообразной поисковой деятельности. Постоянная жажда новых впечатлений, любознательность, желание экспериментировать, искать истину, ответы на самостоятельно или кем-то поставленные вопросы, самим задавать эти вопросы окружающим – важнейшие черты поведения ребенка как дошкольного, так и младшего школьного возраста. Надо лишь умело направить это стремление по нужному руслу, раскрыть двери в сложный, противоречивый, но такой привлекательный для младшего школьника окружающий мир.

Рамки традиционного урока, как правило, ограничивают детей в возможности использовать различные источники при работе с информацией. Значительно расширить поле исследовательской и изобретательской деятельности для детей позволят дополнительные занятия с учащимися начальных классов во внеурочное время.

Семилетние дети не обладают большим объёмом знаний, поэтому легче принимают новые идеи и решения.

Как стимулировать природную потребность ребенка в новизне? Как развить у него способность искать новое? Как научить видеть проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения понятиям? Как правильно излагать и защищать свои идеи? Эти вопросы очень актуальны для современной образовательной практики.

Развитие познавательных потребностей и интересов ребёнка во многом зависит от того, насколько он вовлекается в собственный творческий, поиск, в самостоятельное открытие новых знаний.

        За более чем полвека человечество осознало эффективность ТРИЗ во всех возможных областях человеческой науки. В основе ТРИЗ лежит переход от метода проб и ошибок в творчестве к целенаправленному применению различных приемов анализа и решения задач. Их главное отличие от всех известных в этой области исследований состоит в том, что анализу подвергаются не субъективные и психофизиологические процессы, наблюдаемые у людей, решающих творческие задачи, а объективные результаты творческого труда. Анализ сотен тысяч изобретений в самых разных областях творческой деятельности позволил выявить конкретные законы развития различных систем. Оказалось, что совсем необязательно в творческом порыве методом проб и ошибок искать решение сложных задач. Достаточно знать общие закономерности развития систем (будь то технические, социальные, научные или иные системы) и правила анализа и разрешения противоречий, разработанные в ТРИЗ.

Необходимо отметить, что применение ТРИЗ предполагает серьезные изменения в мышлении и в жизненной позиции людей. С удивительным упорством мы готовы отстаивать свое право на совершение многочисленных ошибок. Не меньшей психологической сложностью является доказательство того, что мир изменяем. С еще большим трудом удается вырабатывать активную жизненную позицию: мир не просто изменяем, но мы сами способны его изменить! Все трудности, возникаемые с применением этих методов, делают жизненно важным и необходимым внедрение обучения ТРИЗ в школе. Это не означает, что после полного внедрения обучения ТРИЗ в школе все человечество превратится в общество творческих личностей, как не превратилось общество в математиков, физиков, историков или химиков после внедрения этих предметов в школу. Но методы ТРИЗ станут элементами культуры современной цивилизации, культуры мышления людей – и это один из наиболее важных и значимых аспектов в данной теме.

Обучение элементам ТРИЗ в начальной школе, на наш взгляд, имеет две существенные особенности: во-первых, это особенности самой начальной школы. Именно в эти годы основным вектором обучения является развитие мышления. Знания, получаемые в школе, могут оказаться малоэффективными без умения использовать их в нестандартных ситуациях, при решении творческих задач. Поэтому основное место в ТРИЗ уделено тому, что скрывается за аббревиатурой РТВ – Развитию Творческого Воображения.

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ КУРСА ТРИЗ:

  • убедить детей, что мир полон тайн и загадок, которые они способны раскрыть своими СОБСТВЕННЫМИ силами;
  • обучить основным механизмам творческого воображения, позволяющим находить и раскрывать эти тайны;
  • использовать механизмы ТРИЗ для психологической коррекции, развития восприятия, внимания, памяти, эмоциональности, нестандартного мышления.

ПОСТРОЕНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА ТРИЗ.

При построении уроков в программе по ТРИЗ важно учитывать, какие знания, умения и навыки необходимо сформировать прежде, чем приступать к разбору сложных тем. Так без хорошей подготовки системного и образного мышления, без построения системной картинки мира, невозможна, на наш взгляд, хорошая работа по фантазированию и решению творческих задач. Поэтому в программе отражено постепенное усвоение тех или иных знаний, приобретение умений и навыков, увеличение уровня подготовки учеников.

Наиболее важным при подготовке курса является умение оперативно формировать очередное задание. И здесь необходимо говорить не о плане курса (поскольку планирование представляется второстепенным), а о механизме формирования занятий. Преподаватель может точно и не знать, в какой день, какой именно теме будет посвящен урок, но он должен иметь максимально полный набор правил, по которым занятие будет сформировано. Можно перечислить некоторые правила занятий по ТРИЗ:

  • методы, приемы и правила ТРИЗ, которые необходимо изучить;
  • общая сюжетная линия курса и способы создания мотивов обучения;
  • линии проведения занятий и модель урока;
  • модели заданий и подвижных игр;
  • личная картотека задач и примеров преподавателя;

МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ И ПРАВИЛА ТРИЗ:

  • системный оператор;
  • морфологический анализ;
  • метод фокальных объектов;
  • мозговой штурм;
  • приемы фантазирования (фантограмма, приемы Джанни Родари и др.);
  • механизмы решения изобретательских задач (противоречия, ИКР, ресурсы, приемы разрешения противоречий);
  • моделирование процессов и явлений в природе и технике методом маленьких человечков (ММЧ);
  • развитие речи на основе моделей построения различных литературных жанров (загадки, пословицы, сказки, фантастические рассказы);
  • изучение научной фантастики доступной этому возрасту.

ОБЩАЯ СЮЖЕТНАЯ ЛИНИЯ КУРСА; СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ МОТИВОВ ОБУЧЕНИЯ

Уроки ТРИЗ – это всегда маленькое открытие, когда на каждом уроке, как звезды на небе, зажигаются искорки таланта каждого ребенка. Даже маленькие успехи в познании самого себя и окружающего мира делают необыкновенно привлекательным весь процесс обучения.

Курс ТРИЗ построен как путешествие по бесконечному, таинственному миру знаний с помощью воображения, которое в ходе занятий становится все более управляемым и открывает все новые грани как самого ребенка, так и окружающего мира.

Для первоклассников очень важно, чтобы каждый урок давал конкретный результат. По ходу проведения занятий дети выполняют задания, из которых составляется "Книга Сказок". Героев книги придумывают сами ребята. В Книгу входят только лучшие работы учеников.

Второклассники уже многое могут сделать самостоятельно, да и путешествие по городу собственной Фантазии не может ограничиться рамками урока. Для детей бывает очень важно утвердить себя, показать одноклассникам, на что они способны, уроки по РТВ предоставляют такую возможность. В этом также могут очень помочь внеклассные мероприятия, на которых (и это очень важно) дети убеждаются в работоспособности предлагаемой им методики, применяя ее на практике.

Для ребят постарше, для третьеклассников, одним из главных направлений работы может быть систематический сбор картотеки. Научить ребят выбирать из потока каждодневной информации только то, что действительно может пригодиться для их работы - очень кропотливый труд, требующий большого терпения и настойчивости. Тем более, что интересы третьеклассников обычно весьма разнообразны, да и ответы на их вопросы могут лежать в очень разных областях.

ЛИНИИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ:

  • развитие ассоциативно-образного и системного мышления;
  • подходы к изобретательству;
  • работа с информацией (картотека);
  • работа по созданию конкретных творческих продуктов (загадки, пословицы, сказки, рассказы, модели технических систем, изделия из природного материала и др.)
  • психологическая коррекция и развитие речи.

МОДЕЛЬ УРОКА:

Разминка:

упражнения на координацию, ритм + скороговорка;

упражнения для пальчиков + скороговорка;

упражнения на внимание;

совместить несовместимое.

Проверка домашнего задания.

Вход в урок (да-нетка, фокус, загадка)

Новая тема (игры в сюжете).

Психотехнические игры.

Упражнения на развитие речи или создание творческого продукта.

Подведение итогов.

Рекомендации по методике преподавания:

Подача материала ориентирована не только на усвоение специальных знаний, но и на нравственные аспекты воспитания творческой личности.

Активность учащихся на занятиях поддерживается подбором увлекательных творческих задач и упражнений, организацией игр, использованием дидактических материалов, диалоговой формы общения с учащимися.

Целесообразно проведение интегрированных уроков с базовыми дисциплинами начальной школы.

Базовые понятия ТРТМ вводятся по мере решения конкретных задач. В качестве исходного материала используются как технические, так и не технические области знаний, научно-фантастическая литература.

На изучение ТРИЗ отводится один час в неделю в течение каждого года обучения, наполняемость группы – не более 15 человек.

Необходим кабинет ТРИЗ для более глубокой проработки материала на уроках.

Формы отслеживания результатов:

  • Систематический контроль усвоения материала: устный опрос, контрольные и контрольно-диагностические работы.
  • Проведение тестирования школьным психологом.
  • Анкетирование учащихся, родителей, учителей базовых дисциплин.
  • Проведение обобщающих уроков по темам с видеозаписью и последующим обсуждением качества урока.
  • Проведение конкурсов творческих работ.
  • Проведение игровых конкурсов, олимпиад.
  • Анализ итогов районных и городских олимпиад по ТРИЗ.

Прогнозируемые результаты.

Для учащихся.

  1. Устойчивый интерес к предмету.
  2. Способность к генерации идей, синтезу. Гибкость и беглость мышления.
  3. Системно-диалектический подход к решению практических задач.
  4. Приобретение навыков решения творческих задач с помощью приемов и методов ТРТМ (Технологии Развития Творческого Мышления).
  5. Расширение кругозора в областях знаний, с которыми школьные предметы знакомят недостаточно (комбинаторные задачи, логические игры и упражнения, приемы фантазирования и т.д.).
  6. Умение использовать возможности ТРТМ для эффективного усвоения других предметов.

Для учителя.

  1. Повышение культуры мышления.
  2. Разработка методического обеспечения курса:
  • подбор и разработка наглядных пособий;
  • отработка методики проведения занятий и контроля отдельных разделов курса;
  • формирование набора творческих задач и упражнений по темам.
  1. Выработка принципов взаимодействия с учителями основных предметов.

Требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

методы активизации творческого процесса, основные понятия предмета ТРИЗ, используемые для решения изобретательских задач, приемы решения логических задач, методы развития воображения.

Учащиеся должны понимать:

необходимость и возможность развития своих творческих способностей для формирования творческой личности при использовании ТРИЗ для решения технических и не технических задач..

Учащиеся должны уметь:

переходить от проблемной ситуации к модели задачи;

пользоваться методами решения творческих задач: мозговой штурм, синектика (новый метод поиска творческих   решений), метод фокальных объектов (МФО) – метод, ориентированный на поиск идей в неожиданных направлениях, позволяет отслеживать динамику внешней среды чаще всего противоположным взглядом, развивает диалектику мышления), ТРИЗ);   

формулировать противоречия, пользоваться приемами разрешения противоречий для решения изобретательских задач;

         переходить на новые стадии интеллекта от наглядно-действенного к словесно логическому; от эмпирического к теоретическому диалектическому мышлению).

Блок 1: Мотивация.

Целью этого блока является пробуждение поисковой активности, интереса младших школьников. Дети этого возраста способны к произвольному вниманию, однако его устойчивость еще невелика и во многом зависит от условий организации обучения и индивидуальных способностей.

Несколько несложных вопросов побуждают учащихся выдвигать гипотезы, размышлять, давать обоснованные ответы. Освоение речи приводит к развитию рассуждения как способа решения мыслительных задач, возникает понимание причинности явлений.

Под влиянием необходимости размышлять, формулировать ответ, возникает произвольное внимание.

         Блок 2. Содержательная часть. Она направлена на развитие творческого мышления. Учитывая возрастные особенности: наиболее характерно для детей этого возраста наглядно-образное и действенно-образное мышление, создаются предпосылки для формирования логической формы мышления..

Особую роль в развития восприятия в младшем школьном возрасте играет переход от использования предметных образов к сенсорным эталонам – общепринятым представлениям об основных разновидностях свойств и отношений. Нормально развитой ребенок к семилетнему возрасту уже может правильно обследовать предметы, соотносить их качества с эталонными формами, цветами, размерами и т.д.

 Учебные задания, моделирующие ситуации, являющиеся неразрешимыми (в субъективном смысле относительно ученика), значительно приближены к открытым задачам. Такие задачи предусматривают возможность применения стандартных знаний в нестандартной ситуации, при выполнении таких заданий ученик может проявить способность к логическому и абстрактному мышлению, то есть умение классифицировать, обобщать и проводить аналогии, прогнозировать результат, применяя интуицию, воображение и фантазию.

Блок 3. Психологическая разгрузка. Возрастные особенности детей седьмого года жизни (сложность произвольной регуляции деятельности, быстрая утомляемость и др.) предполагают, что для них очень сложны статические нагрузки, ограничения двигательного режима, быстрое переключение с одного вида деятельности на другой.

Для психологической разгрузки используются танцы под веселую музыку, слушание весёлых коротких стихов, выполнение короткой зарядки и т.д. Всё это служит и переходным этапом к головоломке.

Блок 4. Головоломка. Главная функция этого дидактического средства – развитие творческого мышления, смекалки. Игра превращается в подготовку к творческой деятельности, обеспечивает развитие креативных качеств личности младшего школьника. В ходе игры складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость, пытливость.

Блок 5. Интеллектуальная разминка. Блок содержит творческие задания, не требующие специальных знаний, а лишь размышлений, смекалки и принятия самостоятельных решений. Система таких заданий целенаправленно воздействует на любознательность, развивает творческие способности, воображение, нестандартный взгляд на вещи.

На занятия подбираются задания на выдвижение гипотез, нахождение закономерностей (они развивают логику мышления, способность к обобщению).

В тарелке с водой конфетти. Касаемся ватной палочкой центра поверхности воды – бумажки разбегаются к краю тарелки. Почему?

Когда практические действия возникают на основе предварительного рассуждения, возрастает планомерность мышления, появляется новое соотношение умственной и практической деятельности.

Блок 6. Содержательная часть + Компьютерная интеллектуальная поддержка мышления.

Возьмем карандаш и попробуем удержать его на конце пальца. Не получается.

Если знать законы природы, то можно равновесие карандаша сделать устойчивым! В ознакомительном плане вводим такие понятия как «точка опоры», «центр тяжести».

Дети младшего школьного возраста достаточно осведомлены о предметах окружающего мира, проявляют большой интерес к новым знаниям, положительно относятся к новой информации.

В ходе проводимого эксперимента расширяется кругозор в предметных областях, повышается способность к саморазвитию, самоорганизации, происходит непроизвольное запоминание учебного материала, наилучшим образом развиваются творческие способности.

Зрительное восприятие становится ведущим при ознакомлении с окружающим, возрастают целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия, устанавливаются взаимосвязи восприятия с речью и мышлением, и, как следствие, восприятие интеллектуализируется.

Формирование новых способов умственных действий в значительной степени опирается на освоение определенных действий с внешними предметами, которыми ребенок овладевает в процессе развития и обучения.

          

        Блок 7. Рефлексия.

Развитие способностей к самоуправлению в творческой деятельности осуществляется через рефлексию. Рефлексия в школьном возрасте проявляется с двух сторон: как оценка задачи, которую необходимо решить, и как оценка своих ресурсов: могу ли я данную задачу решить.

В данном компоненте занятия предусмотрено развитие навыков качественной оценки личной и коллективной деятельности; рецензирование; дискутирование.

На занятиях почемучек по каждому творческому заданию проводим рефлексию. Под картинкой, на которой условно изображено задание рисуем один из трех условных значков: понял и могу объяснить другим людям, понял, но рассказать трудно, не понял.

В ходе занятия первоклассники задают множество вопросов (Почемучки!!). Детские вопросы выступают показателем развития любознательности и говорят о проблемности мышления ребенка.

Каждый, самостоятельно сделанный вывод, каждый прожитый, пережитый, перечувствованный день вносит свою лепту в формирование творческого мышления, самооценки, самосознания маленького, но уже чувствующего себя личностью человека

Примерное планирование факультативного курса ТРИЗ с 1-го по 4-й класс.

1 класс (33 ч)

Наименование разделов и тем

Всего часов

Понятие о фантазии

2

Понятие о психологической инерции

2

Развитие ассоциативности. Критерии новизны

2

Ассоциативные загадки

4

Метафоры

2

Значение ассоциативности

2

Развитие ассоциативности: обобщение

2

Прием «Объединение»

3

Прием «Морфологический анализ»

3

Прием поиска аналогов предмета или противопоставление объектов

4

Игры со словами

2

Конструктор игр

2

Придумывание сказок

3

Итого:

33

2 класс (34 ч)

Наименование разделов и тем

Всего часов

Прием «Морфологический анализ». Обобщение

2

Признаки объектов

2

Действия объектов

2

Метод фокальных объектов

2

Приемы фантазирования Джанни Родари. «Круги по воде»

2

Приемы фантазирования Джанни  Родари. «Бином фантазии».

2

Прием «Что потом?»

2

Прием «Творческая ошибка»

2

Обобщение приемов фантазирования Джанни Родари

2

Прием «Оживление»

1

Прием «Увеличение — уменьшение»

2

Прием «Ускорение — замедление»

1

Метод Робинзона

2

Прием «Наоборот»

2

Прием «Связки антонимов»

2

Обобщение приемов фантазирования

2

Фантазирование и прогнозирование

3

Итоговый урок

1

Итого:

34

3 класс (34 ч)

Наименование разделов и тем

Всего часов

Приемы формулирование объекта

3

Приемы поиска общих признаков предмета

2

Упражнение на исключение лишнего звена

2

Приемы поисков аналогов или противопоставлений

2

Упражнение на поиск различных способов использования объектов

3

Приемы поиска соединительных звеньев (связей)

2

Приемы выделение существенных признаков объекта

2

Приемы построение причинно - следственных

цепочек (соединительных звеньев) между несвязанными объектами

2

Приемы Упражнение на построение причинно -следственных

цепочек противоречий между объектами

3

Упражнение на поиск и обоснование возможных причин и

Последствий.

3

Упражнение на формирование перечня названий объектов

4

Упражнение на построение ситуации по алгоритму.

4

Обучение приемам «мозгового штурма»

2

Итого:

34

4 класс (34 ч)

Наименование разделов и тем

Всего часов

Методика решения задач (повторение). Противоречия, идеальность, ресурсы.

4

Приемы разрешения противоречий

3

Схема решения задач

3

Синтез задач (картотека).

6

Метод Маленьких Человечков (ММЧ).

4

Практикум по решению задач.

2

Работа с исследовательскими проектами. Выбор темы

2

Постановка целей, задач. Определение предмета, объекта исследовательской работы.

2

Работа с теоритической частью исследовательской работы.

4

Работа с практической частью исследовательской работы.

4

Итого:

34

Применение технологии ТРИЗ сделает обучение более эффективным:

  1. Технологи ТРИЗ помогает повысить эффективность любого урока, как главной единицы образовательного процесса в начальной школе, в том числе и урока литературного чтения.
  2. Использование ТРИЗ технологии делает педагогический процесс эффективным, формирует системно-диалектическое мышление, самостоятельность учащихся и углубляет их предметные знания.
  3. Использование приемов ТРИЗ на уроках литературы способствует формированию навыков внимательного, осознанного чтения, прививает интерес и любовь к чтению художественной литературы.
  4. ТРИЗ – технология обучает творчеству, раскрывает потенциальную одаренность, в том числе и творческую одаренность.

Ссылки на источники:

  1. Яголковский, С. Р. Психология творчества и инноваций. М. ГУВШЭ, 2007.
  2. Шпаковский, Н. А. ТРИЗ. Анализ технической информации и генерация новых идей. ФОРУМ, 2010.
  3. Утёмов В. В., Зиновкина М. М., Горев П. М. Педагогика креативности: Прикладной курс научного творчества: Учебное пособие. - Киров: АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2013. - 212 с
  4. Любарт, Т. Психология креативности. М. Когито Центр, 2009.
  5. Петров В. Базовый курс по теории решения изобретательских задач. – М.: Проспект, 2010.

6       Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785 (с изменениями). Утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241. Зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г. Регистрационный номер - 19707.

7.       МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 25 сентября 2000 г. N 2021/11-13

8.      Зиновкина М. М. Многоуровневое непрерывное креативное образование в школе//Концепт.-2012.-№ 9 (сентябрь).- ART 12116-1,0п. л.- URL: http://www.covenok.ru/Koncept/2012/12116.htm-Гос. Рег. Эл №ФС 77-49965-ISSN -2304-120.

7.     Утёмов В. В.Задачи открытого типа как средство развития креативности учащихся средней школы//Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв»-4 квартал 2011,ART 11-4-02.-Киров 2011 г. URL: http://www.covenok.ru/Koncept/2012/12116.htm-Гос. Рег. Эл №ФС 77-46214-ISSN -2225-1618.

8.      Перельман Я. И. Занимательная физика. — М: Наука, 1991.

9.     http://triz.natm.ru/default.htm