Тематическое занятие

Пантелеева Татьяна Васильевна

Тематическое занятие к Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 9 комбинированного вида

Пушкинского района Санкт-Петербурга

Тематическое занятие ко Дню снятия блокады Ленинграда

«Подвигу твоему, Ленинград»

для старшего дошкольного возраста

Воспитатель:

Пантелеева Т.В.

Санкт-Петербург

2023

Цели:

1.Прививать любовь детей к Отечеству, воспитывать чувства патриотизма, уважение к прошлому своего народа;

2. Расширять исторические знания детей о блокаде Ленинграда;

3. Воспитывать любовь и уважение к жителям блокадного Ленинграда

Задачи:

1.Пробудить в детях чувство сострадания, переживания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы;

2. Формировать духовно-нравственные отношения и чувство сопричастности к культурному наследию своего народа;

3. Формировать умение слушать окружающих.

Оборудование:

мультимедийное сопровождение мероприятия, плакаты и фотографии с изображениями блокадного Ленинграда, «Ленточки ленинградского Дня Победы», рисунки воспитанников, фонограммы песен о войне, кадры военной кинохроники о блокаде.

Оборудование и материалы (оформление зала):

  • проектор
  • экран
  • музыкальная аппаратура с аудиозаписями
  • презентация «Блокада Ленинграда»
  • детские рисунки, макеты, книги по теме
  • буквы БЛОКАДА
  •  изображения памятников архитектуры

        

Дети входят в зал под песню «Дети Блокады»

   Ведущий: Ребята, мы сегодня собрались здесь, чтоб вспомнить о подвиге жителей и защитников нашего города. 27 января наш город будет отмечать самую важную дату в своей истории- «День полного освобождения Ленинграда от фашистских захватчиков». Это радостная и одновременно грустная дата, потому что победа досталась нам слишком дорогой ценой.

 Вы знаете, как раньше назывался наш город? (Ответ детей)

Слайд 2

На вас ленточки «Ленинградской Победы», они оливкового и зеленого цветов. Оливковый цвет ленточки символизирует победу, а зелёный — цвет жизни. Они также повторяют цвета колодки медали «За оборону Ленинграда» — главной награды блокадников.

  Мы сегодня постараемся перенестись в прошлое и посмотреть, как жили люди в нашем городе в блокадное время.

Слайды 3,4,5

 Ребята, посмотрите на наш город до войны. Люди гуляют по улицам и паркам, работают театры, музеи, магазины.

А еще раньше, он был столицей России. Задуманный Петром Первым как самый красивый и современный, наш город стал гордостью нашей страны и одним из самых красивых городов мира.

Слайды 6,7,8

Летом 1941 года фашисты напали на Нашу Родину. Через два месяца они подошли к Ленинграду. 8 сентября 1941 года началась блокада. Посмотрите на карту, коричневый цвет-это немецкие войска. Фашисты говорили, что Москва - сердце России, а Ленинград ее душа. Враги решили подорвать боевой дух нашей страны и стереть город с лица земли. Они подошли так близко, что могли видеть улицы прекрасного города. Днем и ночью фашисты бомбили обстреливали Ленинград из дальнобойных орудий.

Ребята, какими другими словами можно заменить слово блокада? (ответы детей: окружение, кольцо). Я предлагаю подобрать к каждой букве этого слова, которые приходят на ум. (Дети собирают слово БЛОКАДА и подбирают слова)  

Б-боль, бомбежка, беда

Л-Ладога, лед

О-окружение

К-кольцо, карточка, кусок хлеба

А-авианалет

Д-Дорога жизни, дневник Тани Савичевой

А-армия, артиллерия

Слайд 9

Как только началась война, почти все мужчины ушли на фронт.

Слайды 10,11,12

В городе оставались женщины, старики и дети, но и они, как могли, помогали фронту. Женщины рыли окопы, вязали теплые носки и варежки для бойцов, работали на заводах.

Слайд 13

А мальчишки заменили на заводах своих отцов.

 Посмотрите на эту фотографию. Ее сделал корреспондент на одном из заводов. На ней изображен мальчик, который стоит на ящике, потому что не достает до станка. Он устал, но работает хорошо, за что взрослые почтительно называют его Василием Васильевичем.

Стихотворение «Только бы... Детские мысли у станка» Н. Смирнова.

Тёмные тучи нависли над городом,
Город в блокадном кольце.
Мама слегла, обессилев от голода,
Нету вестей об отце.

Руки немеют, а нормы приличные,
Значит, опять допоздна.
Мне-то не страшно, мы люди привычные,
Только вот мама одна.

Снова бомбёжка, и словно от выстрела
Падает в сумерках дом.
Только бы выстоять, только бы выстоять,
Всё остальное потом.

Слайд 14

Юные ленинградцы вместе со взрослыми рыли окопы, делали светомаскировку, дежурили в госпиталях, тушили зажигательные бомбы, собирали цветной металл.

 

Песня «Ленинградские мальчишки»

 Слайд 15

Город бомбили. Звук бомбежек стал привычным, а когда бомбежки прекращались, по радио звучал звук метронома. Метроном, как бьющееся сердце Ленинграда

Звучит звук метронома

Слайды 16,17

Зима 41 года началась рано. Перемерзли трубы, в домах не было света, воды и тепла. За водой приходилось идти к Неве. В домах ставили маленькие печки-буржуйки. Холод оказался страшнее голода. Чтобы согреться, люди жгли мебель и любимые книги. И представьте себе, ребята, что во время блокады, люди не срубили ни одного дерева в парке или сквере!

Слайды 18,19,20

Ленинградцы сберегли и памятники архитектуры и искусства. Экспонаты музеев постарались вывезти из города или спрятать в подвалы. А про памятники архитектуры вы поможете мне рассказать. (Детям раздаются фотографии памятников, услышав название, дети выходят с фотографией Исаакиевского собора, Адмиралтейства, Петропавловской крепости, памятника Петру Первому, Сфинксов, скульптур с Аничкова моста).

Шпили Адмиралтейства и Петропавловского собора закрыли чехлами альпинисты. Купол Исаакиевского собора закрасили темной краской. Скульптуры с Аничкова моста зарыли в землю. Памятник Петру Первому и Сфинксов обложили мешками с песком и закрыли деревянными щитами.

Слайд 21

В первые дни войны немцы разбомбили продовольственные склады. Люди голодали. Хлеб выдавали по карточкам. 125 грамм в день на человека. Я сейчас расскажу вам, как правильно нужно было есть блокадный хлеб. Надо положить пайку на ладонь и отломить крохотный кусочек. И долго-долго жевать его, глядя на оставшийся хлеб. И снова отломить. И снова жевать. Надо как можно дольше есть этот крохотный кусочек. А когда весь хлеб будет съеден, подушечками пальцев собирать на ладони оставшиеся крошки, чтобы ни одна крошечка не пропала… Этот кусочек хлеба, кружка кипятку, ложка жиденькой каши – вот и весь обед блокадного жителя. Конечно, это не хватало. Люди ослабевали.

Сценка (Брат и сестра в ожидании матери.)

Сестра: Как холодно! И мама не идет.

Быть может, хлебушка она нам принесет

Ну, хоть бы крошечку где отыскать!

Голодной страшно мне идти в кровать.

Брат: А разве я есть не хочу? Хочу!

Но все равно молчу.

Ведь там, где папа наш сейчас,

Потяжелее, чем у нас.

Сестра: А помнишь блинчики с вареньем,

Которые по праздникам пекла она?

Сейчас я съела б все одна!

Брат: Опять ты о еде заговорила!

Уж лучше б душу не травила!

Чем чаще вспоминаешь ты о ней,

Тем голод чувствуешь сильней.

И мне воспоминанья эти не нужны.

Сестра: А вот и мамины шаги слышны!

Брат: Не вздумай хныкать перед ней!

Дай отдохнуть сначала ей.

Входит мама

Мама: Я покушать принесла.  Достает детям кусочки хлеба.

Слайд 22

 

 Более 800 тысяч человек погибли от голода в блокадном Ленинграде.

В своем дневнике, Одни который дошел до нашего времени и хранится в музее на Пискаревском кладбище, одна из девочек блокадного города Таня Савичева, вела свои записи.  

На берегу Невы, в музейном зданье,

Храниться очень скромный дневничок.

Его писала Савичева Таня.

Он каждого пришедшего влечет…

 Замерзая, люди близких хоронили,

Пили воду из растопленного льда,

Из любимых книжек печь зимой топили,

И была дороже золота еда.

Ели маленький кусок ржаного хлеба

По чуть-чуть… Никто ни крошки не ронял.

И бомбёжка вместо звёзд ночного неба…

И руины там, где дом вчера стоял…

Слайд 23

Ведущий: 21 ноября 1941 года по тонкому льду Ладожского озера начала действовать дорога, которую ленинградцы назвали «Дорогой Жизни».

Стих (дети)  

Наш город назывался Ленинградом,

И шла тогда суровая война.

Под вой сирены и разрыв снарядов

«Дорогой жизни» Ладога была.

 Она спасеньем ленинградцам стала,

И помогла в войне нам победить,

Чтоб снова время мирное настало,

Чтоб нам с тобой под чистым небом жить…

Песня «Ладога»

Слайды 24,25

Ведущий: Значение Ладожской трассы огромно, она спасла тысячи жизней. Сейчас на Ладожском озере находится музей, есть памятник «Разорванное кольцо», «Памятник детям блокадного Ленинграда. Цветок жизни»

Слайды 26,27,28

Два с половиной года фашисты осаждали город-герой, но так и не смогли сломить его защитников. 27 января 1944 года блокада Ленинграда была окончательно снята. Впервые за 28 месяцев ленинградцы, не опасаясь бомб и снарядов, вышли на израненные, но прекрасные и праздничные улицы, площади, набережные. Город праздновал своё освобождение, за которое заплатил дорогой ценой: сотнями тысяч погибших бойцов и жителей города.

За мужество, за храбрость, за самоотверженный труд в годы войны нашему городу было присвоено звание – Город-герой Ленинград.

Слайд 29

Ведущий: Есть в нашем городе мемориал.  Он памятью народной стал.

 В граните застыла Родина-мать, чтоб павших покой всегда охранять.

 Вечный огонь никогда не погаснет, как память о тех, кто наш город сберег,

 О тех, кто работал, сражался отважно и для победы сделал, что мог.

  Давайте встанем, помолчим, почтим героев Ленинграда,

  Всех, чьи жизни унесла в суровый час блокада.

                                МИНУТА МОЛЧАНИЯ

Дети: 1. Пусть будет мир на планете и войны не знают дети.

                Пусть дети учатся, мечтают, ни горя, ни беды не знают!

            2. Наш город, дорогой, любимый, ты гордый, сильный и красивый.

                Этот город над Невой очень любим мы с тобой.

            3. Пусть летят столетья, пусть летят года –

                Город наш великий будет жить всегда.

Звучит песня «Санкт-Петербург -гордая белая птица» О.Кваша