Мои публикации

Ярочкина Оксана Анатольевна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Статья «Одаренные шалуны»

«Психолого-педагогическое сопровождение одарённых и талантливых детей».

Одним из направлений деятельности педагога - психолога ДОУ является работа с одаренными детьми. Сегодня в обществе отмечается новый всплеск заинтересованности в исследовании детей с нестандартным мышлением. Это связано, прежде всего, с запросом общества, на индивидуальных неповторимых личностей. Только человек, наделенный непохожестью, талантом, творческими способностями, уникальным даром сможет уловить современный жизненный ритм. Именно таким потенциалом и обладают одаренные люди.

Организуя деятельность по работе с одаренными детьми, я начала с того, что решила узнать мнение родителей детей 5-7 лет о том, какими видами одаренности обладают их дети, через онлайн - анкетирование «Как распознать одаренность ребенка». Детей, обладающих спортивным, музыкальным, артистическим талантом, литературным дарованием, художественными способностями, способностями к научной деятельности, незаурядным интеллектом - не было выявлено. Следовательно, можно сделать вывод, что все родители, принявшие участие в анкетировании уверены, что их ребенок не имеет никаких способностей ни к одному виду одаренности. На самом деле, получается, что родители не видят способностей у своих детей к одаренности, значит и не занимаются развитием способностей своего ребенка. Данную ситуацию необходимо было решать, ведь создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества.

Государственная политика представляет собой целостную систему приоритетных мер, направленных на поддержку одаренных детей, соответствующую современным вызовам в сфере образования.

Национальный проект «Образование» направлен на достижение национальной цели Российской Федерации - обеспечение возможности самореализации и развития талантов.

Федеральный проект «Успех каждого ребенка» направлен на создание и работу системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи.

Данная инициатива тесно связана с выполнением основных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования:

  • обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

В целевую группу вошли родители, педагоги, дети с 5 до 7 лет, имеющие способности к различным видам одаренности.

Целью психолого-педагогического сопровождения было определено: содействие в выявлении, поддержке и развитии талантливых детей, их самореализации и сохранении психологического здоровья.

Реализовать эту цель, было решено через задачи:

1.Выявить детей, имеющих способности к определенным видам одаренности.

2.Создать насыщенную развивающую предметно - пространственную среду обеспечивающую развитие, обучение и воспитание детей с ярко выраженной познавательной направленностью, высоким уровнем умственного развития.

3.Организовать психолого-педагогическое сопровождение интеллектуально-одаренных детей.

4.Создать условия для повышения компетентности родителей, в вопросах развития одаренности детей.

В соответствии с рекомендациями инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы», воспитателями и специалистами (музыкальные руководители, инструктора по физической культуре, педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности), используя ожидаемые итоговые результаты освоения детьми Программы, был проведен анализ по выявлению интеллектуально одаренных детей.

Результаты анкетирования родителей и педагогов оказались совершенно противоположными. Родители не видят в своих детях никаких способностей к одаренности, а педагоги считают, что есть воспитанники, у которых развиваются способности к таким видам одаренности как незаурядный интеллект - 21%, артистический - 2%, художественные способности - 2%, музыкальный талант - 2%, спортивный талант - 11%.

Далее необходимо было определить в каком направлении актуально вести психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей. По результатам наблюдения за детьми в различных видах деятельности, выяснилось, что у этих детей часто возникают проблемы в сфере общения со сверстниками. Высокий уровень самосознания у них сопровождается ранним пониманием своего отличия от других. Это воспринимается сверстниками негативно. Восприятие ребенком и окружающими одаренности как заслуги формирует у них высокомерие и чувство превосходства над другими, что ведет к личностным нарушениям и проблемам в межличностном взаимодействии. Чувствительность одареных детей к несоответствию между идеями и реальностью требуют особого внимания. На основе наблюдения за детьми, было принято решение что одаренным детям необходимо целенаправленное, систематическое психолого-педагогическое сопровождение по развитию эмоциональной и коммуникативной сфер.

Выявление особенностей развития эмоциональной и коммуникативной сфер у каждого ребенка, предполагало индивидуальную диагностику по методикам:

1.Тест Люшера - показатель «Настроение». С помощью данного теста определяла эмоциональное самочувствие ребенка, предпочитаемое эмоциональное состояние, оценочное отношение к детскому саду, семье.

2.Тест «Дерево» (Л.А. Ясюкова). Основной целью было распознавание индивидуальных особенностей ребенка, а также предупреждение его дезадаптации.

3.Тест социометрическая проба «День рождения» (М.А.Панфилова). Тест направлен на исследование отношений ребёнка к детям и взрослым, потребности в общении; выявление эмоциональных предпочтений в общении.

На основе имеющихся диагностических исследований, обозначенной проблемы была составлена и реализована в течении учебного года программа «Психологическое сопровождение интеллектуально одаренных детей».

Дети с 5 до 6 лет научились понимать и описывать свои желания и чувства; осознавать свои физические и эмоциональные ощущения; различать эмоциональные состояния взрослых и детей по особенностям жестов, мимики, движений; сравнивать эмоции; определять какое поведение помогает при общении с окружающими, а какое - мешает; научились контролировать свои эмоциональные реакции; стали оценивать поступки достоинства и недостатки собственного поведения; уступать друг другу в конфликтных ситуациях; вести доброжелательный диалог, используя различные средства выразительности; выражать благодарность людям за проявление внимания и доброты; оказывать помощь другим детям в трудной ситуации.

Дети с 6 до 7 лет научились понимать собственную индивидуальность, свой внешний и внутренний мир; устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и находить выход из конфликтных ситуаций, находить компромиссные решения; понимать особенности общения с партнерами противоположного пола; выражать свои чувства и понимать чувства других людей с помощью мимики, жестов, пантомимики; общаться несмотря на разницу желаний и возможностей, высказывать свое мнение о друзьях, замечая их хорошие и плохие поступки; оказывать помощь другим детям в трудной ситуации; изображать на рисунке свое внутреннее состояние; положительно относиться к предстоящему обучению в школе; вырабатывать социальные и учебно-познавательные мотивы учения.

Достижение поставленной цели, эффективное и качественное взаимодействие с целевой группой реализовала через:

- индивидуальные консультации, памятки, буклеты, беседы;

- официальный сайт МДОАУ д/с «Белочка» на странице «Родителям», в разделе:

- «Рекомендации специалистов»; 

- «Курсы для родителей (законных представителей) несовершеннолетних по основам детской педагогики и психологии»;

- Сайт педагога-психолога Ярочкиной О.А. в социальной сети работников образования nsportal.ru;

- родительские группы с применением программы мессенджер  WhatsApp.

Для обратной связи применяю онлайн - формы проведения мероприятий, используя видеоконференцсвязь на платформе ZOOM.

Подводя итог вышесказанному, нельзя обойти вниманием тот факт,  что одаренность - всего лишь потенциал, который может привести к успеху. Хочется верить, что благодаря психолого-педагогическому сопровождению всех участников целевой группы,  каждый одаренный ребенок в будущем сможет найти себя, реализовать свои способности, полноценно раскрыться  в профессии. Сумеет не потеряться в огромном мире и принести обществу свой вклад, созидая  новое в различных сферах жизни. А родители поверят в своего ребенка и продолжат развивать его способности после окончания уровня дошкольного образования, ведь дальше дети выходят из стен детского сада и поступают в школу.  

Список использованной литературы

  1. Алексеева Н.В. Развитие одаренных детей: программа, планирование, конспекты занятий, психологическое сопровождение / Алексеева Н.В., Видова Н.Г., Андреенко С.Е. - Волгоград. - Учитель, 2020.
  2. Вераксы Н.Е. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. - Издание пятое (инновационное), испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019.
  3. Кузнецова Л.Г. Анкета «Как распознать одаренность ребенка» / Л.Г.Кузнецова, Л.П. Сверч // Справочник педагога-психолога. Детский сад. - 2019.- №1.
  4. Куражева Н.Ю. «Цветик - семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 5-6 лет / Н.Ю. Куражева, Р.В. Вараева, А.С. Тузаева, И.А. Козлова. - СПб.: Речь, 2011.
  5. Куражева Н.Ю. «Цветик - семицветик». Программа психолого - педагогических занятий для дошкольников 6 - 7 лет «Приключения будущих первоклассников» / Н.Ю. Куражева, Р.В. Вараева, А.С. Тузаева, И.А. Козлова. - СПб.: Речь, 2014.