Программа деятельности классного руководителя.

Гарник Светлана Фёдоровна

 

С точки зрения педагогики, процесс воспитания – сознательно организуемое
взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование
активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным
опытом, ценностями, отношениями (Харламов И.Ф.). В данном определении
подчѐркивается активная деятельность объекта воспитания, школьника.
Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность в
бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и
стихийного. В процессе своего становления как личности, ребѐнок испытывает
взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников, средств массовой
информации.
Современная теория считает, что воспитание состоит не в прямом
воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Процесс
реализуется через организацию деятельности детей, результат действий педагога
выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении школьника.
Современную отечественную концепцию воспитания характеризуют понятия: взаимодействие, сотрудничество, воспитательные отношения, педагогическая ситуация, социальная ситуация развития. По существу, воспитывать – это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения.
В условиях сегодняшнего дня, поставленная цель и задачи воспитательного
процесса в школе требует особого отношения к роли классного руководителя в
воспитании. Невозможно говорить о функциях, содержании деятельности классного руководителя вне конкретной воспитательной системы школы. Воспитание должно выступать не как пассивное усвоение воспитанниками передаваемого воспитателями опыта, не как активная деятельность воспитанников без воспитателей, а как общая творческая бескорыстная и самоотверженная забота членов общества о всестороннем развитии личности каждого из них в процессе познания и преобразования окружающей деятельности.
Главное в воспитательной работе – в характере взаимодействия классного
руководителя и воспитанников, т.е. в отношениях. Эти отношения, основанные на коллективной, партнѐрской, равноправной творческой деятельности классного руководителя и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, создают условия для формирования системы воспитательной работы и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности классного руководителя, что позволяет правильно и эффективно организовать работу с ними.
Воспитательная система класса – как способ организации жизнедеятельности
и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и
упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и содействующих развитию личности и коллектива. Она относится к социальному типу систем, то есть «живым» системным образованием. Воспитательная система класса – это достаточно сложное социально-педагогическое явление, состоящее из большого количества элементов.
На сегодняшнем этапе развития общества особо актуальным представляется
построение учебного и воспитательного процесса на основах гуманистической педагогики и гуманистического образования.
Гуманистический характер воспитания и образования предполагает
реализацию воспитательных задач на каждом учебном и внеклассном занятии;
создание воспитывающей среды во внеурочное время; построение системы
внеклассной работы, нацеленной на духовное развитие личности каждого ребѐнка.
Воспитательная программа является перспективной и рассчитана на 5 лет (5-9классы).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitatelnyy_plan.doc2.09 МБ

Предварительный просмотр: