Материалы для подготовки к предметной олимпиаде по биологии

Булыга Елена Геннадьевна

"Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку знаний, и так, словно вы постоянно боитесь растерять свои знания."                                                                                                                                                                                            Конфуций

Скачать:


Предварительный просмотр:

Биология, МЭ_МО–2012, 11 класс

Задания
муниципального этапа XXVIII Всероссийской олимпиады
школьников по биологии. Московская область – 2011-12 уч. год

11 класс

Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 60 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

  1. На рисунке представлен пример проявления жизненного свойства:

    а) развитие;  
    б) размножение;
    в) движение;
    г) обмен веществ.
  2. Бактерии, способные в результате своей жизнедеятельности производить кислород:
    а) цианобактерии;  
    б) гниения;
    в) болезнетворные;
    г) клубеньковые.
  3. Чтобы предотвратить порчу продуктов питания под действием бактерий необходимо:
    а) исключить попадание на продукты спор;
    б) обеспечить неблагоприятные условия для жизни этих организмов;  
    в) предотвратить попадание на продукты прямых солнечных лучей;
    г) ограничить доступ воздуха к продуктам.
  4. Объект биологических исследований – мукор, изображение которого представлено на рисунке, относят к:
    а) бактериям;
    б) грибам;  
    в) растениям;
    г) животным.
  5. Важнейшим условием жизни большинства зеленых растений является:
    а) достаточная освещенность;  
    б) наличие готовых органических веществ, необходимых для их питания;
    в) обитание в условиях симбиоза с другими организмами;
    г) размножение только половым путем.
  6. Больше всего масла у семянки подсолнечника содержится в:
    а) околоплоднике;
    б) кожуре семени;
    в) эндосперме;
    г) зародыше.  
  7. Голосеменное растение, имеющее чешуевидные листья:
    а) лиственница;
    б) секвойя;
    в) эфедра;  
    г) гинкго.
  8. Спорофит паразитирует на  гаметофите у:
    а) мхов;  
    б) папоротников;
    в) хвощей;
    г) плаунов.
  9. У цветковых растений женские половые клетки образуются в:
    а) пестиках;  
    б) тычинках;
    в) плодах;
    г) пыльцевой трубке.
  10. На рисунке представлена схема агротехнического приема:
    а) пасынкование;  
    б) мульчирование;
    в) пикировка;
    г) стратификация.
  11. Грибы – паразиты хлебных злаков:
    а) мукор или белая плесень;
    б) пеницилл или зеленая плесень;
    в) дрожжевые грибы;
    г) спорынья или головня.  
  12. Стержневая корневая система характерна для:
    а) подсолнечника;  
    б) лука;
    в) пшеницы;
    г) подорожника.
  13. Заросток папоротника имеет вид:
    а) комочка;
    б) сердцевидной пластинки;  
    в) нити;
    г) улиткообразно закрученного листа.
  14. Запасное питательное вещество крахмал накапливается у растений в:
    а) бесцветных пластидах;  
    б) вакуолях;
    в) цитоплазме;
    г) клеточной стенке.
  15. На рисунке изображен представитель Простейших:
    а) амеба;
    б) эвглена;
    в) вольвокс;
    г) инфузория.  
  16. Из перечисленных членистоногих животных, антенны для осуществления передвижения использует:
    а) речной рак;
    б) саранча;
    в) креветка;
    г) дафния.  
  17. Мальпигиевы сосуды представляют собой:
    а) органы выделения у насекомых и паукообразных;  
    б) совокупность кровеносных сосудов в плавательном пузыре костистых рыб;
    в) органы дыхания у насекомых;
    г) органы выделительной системы у плоских червей.
  18. Радула (терка) отсутствует у моллюсков:
    а) двустворчатых;  
    б) брюхоногих;
    в) головоногих;
    г) всех перечисленных выше групп.
  19. Для стадии куколки всех насекомых, имеющих жизненный цикл с полным превращением, характерно:
    а) не дышит;
    б) неподвижна;
    в) не питается;  
    г) всё перечисленное верно.
  20. Дыхание у дождевого червя:
    а) осуществляется при помощи трахей;
    б) осуществляется при помощи легочных мешков;
    в) осуществляется через кожу;  
    г) не происхо дит вообще, так как он живет в почве, где нет кислорода.
  21. Регенерация у гидр происходит при помощи клеток:
    а) железистых;
    б) промежуточных;  
    в) вставочных;
    г) стрекательных.
  22. Акулы относятся к рыбам:
    а) костно-хрящевым;
    б) костистым;
    в) костным;
    г) хрящевым.  
  23. Комодский варан, изображенный на рисунке, относятся к отряду:
    а) крокодилов;
    б) варанов;
    в) ящериц;
    г) чешуйчатых.  
  24. У яйцекладущих млекопитающих млечные железы:
    а) отсутствуют совсем;
    б) не имеют сосков;  
    в) имеют одну пару сосков;
    г) имеют несколько пар сосков.
  25. Область науки о способах сохранения здоровья человека:
    а) анатомия;
    б) физиология;
    в) гигиена;  
    г) психология.
  26. На рисунке представлен фрагмент электрокардиограммы (ЭКГ).
    Зубец Т на отражает следующий процесс в сердце:
    а) возбуждение предсердий;
    б) восстановление состояния желудочков после сокращения;  
    в) только возбуждение желудочков;
    г) одновременное возбуждение предсердий и желудочков.
  27. Исходя из особенностей строения организма человека, его кровь следует отнести к следующему уровню организации:
    а) атомно-молекулярному;
    б) тканевому;  
    в) органному;
    г) системному.
  28. Гликоген запасается человеком в:
    а) красном костном мозге;
    б) печени;  
    в) селезенке;
    г) крови.
     
  29. На основании анализа рисунка можно утверждать, что при переливании крови люди обладающие первой группой крови:
    а) могут являться универсальными донорами;  
    б) могут являться универсальными реципиентами;
    в) могут являться, как универсальными донорами, так и универсальными реципиентами;
    г) не могут быть ни донорами, ни реципиентами.
  30. Сыворотки используют для формирования у человека:
    а) естественного врожденного иммунитета;
    б) естественного приобретенного иммунитета;
    в) искусственного активного иммунитета;
    г) искусственного пассивного иммунитета.  
  31. Защитный рефлекс дыхательной системы, возникающий при раздражении слизистой оболочки верхних дыхательных путей:
    а) чихание;  
    б) кашель;
    в) зевота;
    г) смех.
  32. В норме при образовании у человека первичной мочи в ней остаются практически все вещества, содержащиеся в плазме крови, за исключением:
    а) глюкозы;
    б) солей;
    в) белков;  
    г) мочевины.
  33. Повреждение наружных покровов, вызванное действием низкой температуры окружающей среды, – это:
    а) потертость;
    б) опрелость;
    в) ожог;
    г) отморожение.  
  34. Вкусовая зона, наиболее чувствительная к сладкому:
    а) кончик языка;  
    б) корень языка;
    в) боковые края языка;
    г) края и корень языка.
  35. На рисунке изображена соединительная ткань: 
    а) костная;
    б) хрящевая;
    в) жировая;  
    г) волокнистая.
  36. Из перечисленных животных наибольшее количество пищи в единицу времени, по сравнению с собственным весом, требуется:
    а) синице;  
    б) ястребу тетеревятнику;
    в) бурому медведю;
    г) слону.
  37. Поступление энергии в большинство пищевых цепей зависит главным образом от:
    а) пищевой активности первичных консументов;
    б) степени эффективности круговорота веществ экосистемы в целом;
    в) уровня эффективности продуцентов, превращающих энергию солнечного света в химическую;  
    г) тепловых потерь в процессе дыхания на каждом трофическом уровне.
  38. В природных условиях естественными носителями возбудителя чумы являются:
    а) волки, лисы;
    б) птицы;
    в) грызуны;  
    г) человек.
  39. Исследование процессов пищеварения И.П. Павловым преимущественно основано на применении метода биологии:
    а) описательного;
    б) сравнительного;
    в) исторического;
    г) экспериментального.  
  40. Первые голосеменные растения появились в:
    а) про терозойскую эру;
    б) палеозойскую эру;  
    в) мезозойскую эру;
    г) кайно зойскую эру.
  41. Из центров происхождения культурных растений (по Н. И. Ва вилову) родиной цитрусовых является:
    а) центрально-американский;
    б) южноазиатский;  
    в) абиссинский;
    г) средиземноморский.
  42. Главным поставщиком мате риала для естественного отбора является/являются:
    а) географическая изменчивость;
    б) мутаци онная изменчивость;  
    в) комбинативная изменчивость;
    г) в равной степени все перечисленные формы изменчивости.
  43. Из перечисленных признаков, характерных для млекопитающих,  ароморфозом
    является:
     
    а) волосяной покров;
    б) строение зубной системы;
    в) строение конечностей;
    г) теплокровность.  
  44. В практике коневодства отмечаются случаи рождения жеребят с трехпалыми конечностями. Дополнительные пальцы это:
    а) рудиментарные образования;
    б) атавистический признак;  
    в) аномалия развития;
    г) результат мутации.
  45. Стабилизирующим фактором эволюции является:
    а) естественный отбор;
    б) изоляция;  
    в) популяционные волны;
    г) борьба за существование.
  46. Элементарной единицей эволюции является:
    а) отдельный вид;
    б) отдельная особь одного вида;
    в) популяция особей одного вида, объединенных родством;  
    г) совокупность особей нескольких видов, объединенных родством.
  47. Источником кислорода, вырабатываемого зелеными растениями в процессе фотосинтеза, является вещество:
    а) крахмал;
    б) хлорофилл;
    в) углекислый газ;
    г) вода.  
  48. На рисунке схематически изображена стадия митоза:
    а) анафаза;
    б) профаза;  
    в) метафаза;
    г) телофаза.
  49. Из перечисленных ферментов в состав слюны входит:
    а) пепсин;
    б) трипсин;
    в) липаза;
    г) амилаза.  
  50. Оптимальная среда для высокой ферментативной активности пепсина:
    а) щелочная;
    б) нейтральная;
    в) кислая;  
    г) любая.
  51. Центриоли состоят из:
    а) актина;
    б) миозина;
    в) тубулина;  
    г) альбумина.
  52. Мембраны аппарата Гольджи:
    а) синтезируются в самом аппарате;
    б) поступают из эндоплазматической сети;  
    в) поступают из наружной мембраны;
    г) поступают из митохондрий.
  53. Липиды в клетке выполняют функции:
    а) энергетическую, запасающую, транспортную, термоизоляционную;
    б) энергетическую, запасающую, термоизоляционную, структурную;  
    в) энергетическую, запасающую, транспортную, сигнальную;
    г) запасающую, транспортную, сигнальную, информационную.
  54. Если бы в состав белков входило 14 аминокислот, 1 аминокислота могла бы кодироваться:
    а) 1 нуклеотидом;
    б) 2 нуклеотидами;  
    в) 3 нуклеотидами;
    г) 4 нуклеотидами.
  55. Первым веществом биологического происхождения, синтезированным в химической лаборатории, был(-а):
    а) глицерин;
    б) крахмал;
    в) мочевина;  
    г) глицин.
  56. Из перечисленных РНК наименьший размер имеют:
    а) матричные РНК;
    б) рибосомные РНК;
    в) транспортные РНК;  
    г) вирусные РНК.
  57. ДНК бактерий отличается от ДНК эукариот тем, что:
    а) не связана с белками;
    б) имеет кольцевую форму;  
    в) содержит в нуклеотидах урацил;
    г) представлена большим количеством мелких молекул.
  58. Органеллы клетки, окруженные только одной мембраной:
    а) митохондрии;
    б) лизосомы;  
    в) ядро;
    г) микротрубочки.
  59. Явление гетерозиса, как правило, наблюдается при:
    а) инбридинге;
    б) отдаленной гибридизации;  
    в) создании генетически чистых линий;
    г) самоопылении.
  60. Отец не может передать сыну такой признак, как:
    а) голубой цвет глаз;
    б) фенилкетонурию;
    в) светлые волосы;
    г) дальтонизм.  

Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 30 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

  1. Общими, для грибов и растений, являются следующие признаки:
    1) гетеротрофность; 2) наличие хорошо выраженной клеточной стенки, включающей хитин; 3) наличие хлоропластов; 4) накапливание гликогена, как запасного вещества; 5) способность к размножению спорами.  
    а) только 1;  
    б) только 1, 2;
    в) только 1, 2, 5;
    г) только 1, 3, 4, 5;
    д) 1, 2, 3, 4, 5.
  2. Лишайники:
    1) могут поселяться на голых скалах и способны поглощать влагу всей поверхностью тела;  
    2) могут восстанавливаться из части слоевища;  
    3) имеют стебель с листьями;
    4) с помощью придаточных нитевидных корней удерживаются на скалах;
    5) представляют собой симбиотический организм.  
    а) только 1;
    б) только 1, 2;
    в) только 1, 2, 5;  
    г) только 1, 3, 4, 5;
    д) 1, 2, 3, 4, 5.
  3. Из перечисленных организмов могут производить шелкоподобные нити:
    1) пауки;  2) клещи;  3) насекомые;  4) мечехвосты; 5) многоножки.
    а) 1, 2, 4;
    б) 1, 2, 3;  
    в) 1, 3, 5;
    г) 1, 4, 5;
    д) 2, 3, 4.
  4. Известно, что в процессе изготовления краски для окрашивания ткани, человек использовал животных: 1) насекомых;  2) иглокожих; 3) брюхоногих моллюсков;  
    4) головоногих моллюсков; 5) простейших.
    а) 1, 3;  
    б) 2, 5;
    в) 1, 3, 4;
    г) 3, 4, 5;
    д) 2, 3, 5.
  5. Не встречаются в пресных водоёмах представители следующих групп беспозвоночных: 1) губки; 2) плоские черви; 3) головоногие моллюски;  4) иглокожие;  
    5) кольчатые черви.
    а) 1, 2;
    б) 2, 5;
    в) 3, 4;  
    г) 1, 4, 5;
    д) 2, 3, 4.
  6. Насекомые, у которых передняя пара крыльев не используется для полёта:
    1) уховёртки;  2) стрекозы; 3) перепончатокрылые; 4) двукрылые; 5) жесткокрылые.  
    а) 1, 2;
    б) 2, 4;
    в) 1, 5;  
    г) 1, 2, 5;
    д) 3, 4, 5.
  7. На лапках у комнатной мухи находятся органы чувств: 
    1) зрения; 2) обоняния; 3) осязания;  4) вкуса;  5) слуха.
    а) 2, 3;
    б) 3, 4;  
    в) 1, 4, 5;
    г) 2, 3, 5;
    д) 1, 2, 3, 4, 5.
  8. Из перечисленных организмов в состоянии зиготы зимуют:
    1) гидра  
    2) речной рак
    3) дафния  
    4) стрекоза
    5) серебряный карась.
    а) 1, 2;
    б) 1, 3;  
    в) 2, 4;
    г) 3, 5;
    д) 1, 3, 4.
  9. Четырехкамерное сердце встречается у представителей классов:
    1) костные рыбы;  2) земноводные,  3) пресмыкающиеся;  4) птицы;  5) млекопитающие.
    а) 1, 2;
    б) 1, 2, 3;
    в) 2, 3;
    г) 2, 3, 4;
    д) 3, 4, 5.  
  10. Для осуществления свертывания крови необходимы вещества:
    1) калий; 2) кальций;  3) протромбин;  4) фибриноген;  5) гепарин.
    а) 1, 2, 3;
    б) 2, 3, 4;  
    в) 2, 3, 5;
    г) 1, 3, 4;
    д) 2, 4, 5.
  11. При спокойном выдохе воздух «покидает» легкие, потому что:
    1) уменьшается объем грудной клетки;  
    2) сокращаются мышечные волокна в стенках легких;    
    3) диафрагма расслабляется и выпячивается в грудную полость;      
    4) расслабляются мышцы грудной клетки;
    5) сокращаются мышцы грудной клетки.
    а) 1, 2;
    б) 1, 3;  
    в) 1, 3, 5;
    г) 1, 3, 4, 5;
    д) 1, 2, 3, 4, 5.
  12. Из перечисленных веществ полимерами являются: 1) аденин; 2) целлюлоза;  
    3) аланин; 4) тимин; д) инсулин.
    а) 1, 2;
    б) 2, 3;
    в) 2, 5;  
    г) 1, 3, 4;
    д) 2, 4, 5.
  13. Из аппарата Гольджи белки могут поступать: 1) в лизосомы;   2) в митохондрии;
    3) в ядро; 4) на наружную мембрану;   5) во внеклеточную среду.  
    а) 1, 2, 4;
    б) 1, 3, 5;
    в) 1, 4, 5;  
    г) 1, 2, 4, 5;
    д) 1, 3, 4, 5.
  14. РНК содержится в:
    1) цитоплазматической мембране;
    2) гладком эндоплазматическом ретикулуме;
    3) шероховатом эндоплазматическом ретикулуме;  
    4) аппарате Гольджи;
    5) ядре.  
    а) 1, 2;
    б) 1, 3;
    в) 3, 4;
    г) 3, 5;  
    д) 1, 3, 4.
  15. Кроссинговер обычно происходит в мейозе при конъюгации:
    1) у мужчин и женщин в любой из 22 пар аутосом;  
    2) у женщин в паре половых хромосом;  3) у мужчин в паре половых хромосом;
    4) у кур в паре половых хромосом;
    5) у петухов в паре половых хромосом.  
    а) 1, 2, 4;
    б) 1, 3, 5;
    в) 1, 2, 5;  
    г) 2, 4, 5;
    д) 3, 4, 5.

Часть 3. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 25 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

  1. Всем папоротниковидным для оплодотворения нужна вода.  
  2. Черешок выполняет важнейшую функцию – ориентирует листовую пластинку относительно света.  
  3. Фотосинтез характерен для всех клеток зеленых растений.
  4. Все простейшие имеют локомоторные органы, обеспечивающие их активность.
  5. Эвглена зеленая размножается только вегетативно.  
  6. Кровеносная система кольчатых червей замкнутая.  
  7. Характерной чертой пресмыкающихся является дыхание только при помощи легких и постоянная температура тела.
  8. Земноводные обладают трехкамерным сердцем и одним кругом кровообращения.
  9. Иглы ежа – видоизмененные волосы.  
  10. Приспособление к ночному образу жизни у животных выражается прежде всего в строении глаза.  
  11. У летучих мышей на грудине имеется киль.  
  12. Стенка правого желудочка сердца человека имеет большую толщину, чем у левого желудочка.
  13. В организме мужчины при отсутствии патологий никогда не образуются женские половые гормоны.
  14. Резервный объем выдоха – объем воздуха, который можно выдохнуть после спокойного вдоха.
  15. Длина пищевой цепи живых организмов в экосистеме лимитируется количеством пищи на каждом трофическом уровне.
  16. При сильном похолодании некоторые птицы могут впадать в спячку.  
  17. Доказано, что искусственная селекция может приводить к образованию новых видов.
  18. Млекопитающие появились после вымирания динозавров.
  19. Паутинные бородавки у пауков гомологичны брюшным конечностям.  
  20. Актин и миозин встречаются не только в мышечных клетках.  
  21. Каждому кодону соответствует не более одной аминокислоты.  
  22. Молекула сахарозы состоит из двух остатков глюкозы.
  23. Водородные связи участвуют в образовании первичной структуры белка.
  24. Белки – это неразветвленные полимеры, мономерами которых являются нуклеотиды.
  25. Катаболизм – это совокупность реакций распада и окисления различных соединений в организме.  

Часть 4. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 14,5. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.

Задание 1. [мах. 3 балла] На рисунке изображены листовые пластинки двух типов – простые (А) и сложные (Б). Соотносите их цифровые обозначения (1-12) с типом листовой пластинки, к которому они относятся.

Изображение

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Тип листовой пластинки
(А или Б)

Задание 2. [мах. 3 балла] Кровь (гемолимфа) у беспозвоночных животных имеет различную окраску. Выберите для объектов (1–6) характерный цвет крови/гемолимфы (А–Е).

1) дождевой червь;

2) многощетинковый червь серпула;

3) каракатица;    

4) речной рак;    

5) личинка комара-толкунца (род Chironomus);

6) марокканская саранча.   

А – красная;

Б – голубая;

В – зеленая;

Г – оранжево-желтая;

Д – черная;

Е – бесцветная.

Объект

1

2

3

4

5

6

Цвет крови/гемолимфы

Задание 3. [мах. 3 балла] Соотнесите отряды насекомых (А, Б) с признаками (1 – 6), характерными для их представителей.

  1. имеется две пары крыльев; Б
  2. колюще-сосущий ротовой аппарат; А
  3. грызущий ротовой аппарат; Б
  4. лижущий ротовой аппарат; А
  5. развитие с полным превращением; А
  6. развитие с неполным превращением. Б

А. Двукрылые

Б. Прямокрылые

Признаки отряда

1

2

3

4

5

6

Отряд насекомых

Задание 4. [мах. 3 балла] Соотнесите форменные элементы крови человека (А, Б) с признаками (1 – 6), характерными для них.

  1. в 1мл крови их 180 – 380 тыс.; Б
  2. в 1мл крови их 4,5 – 5 млн.; А
  3. имеют неправильную форму; Б
  4. имеют форму двояковогнутого диска; А
  5. живут от нескольких суток до нескольких лет; Б
  6. живут около 120 суток. А

А. Эритроциты

Б. Тромбоциты

Признаки

1

2

3

4

5

6

Форменные
элементы крови

Задание 5. [мах. 2,5 балла] Соотнесите органическое вещество (А-Д) и название биологического материала, в котором его можно обнаружить (1–5).

  1. клеточная стенка грибов
  2. печень животных
  3. клеточный сок растений
  4. сердцевина стебля растений
  5. хлопковое волокно

А. Крахмал

Б. Сахароза

В. Целлюлоза        

Г. Хитин

Д. Гликоген

        

Биологический материал

1

2

3

4

5

Органическое вещество

                



Предварительный просмотр:

10 класс

Задание 1. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. Около индекса выбранного ответа поставьте знак «+». В случае исправления знак «+» должен быть продублирован.

1. Гибкость протокутикулы членистоногих обеспечивает:

а) резилин;

б) хитин;

в) артроподин;

в) известь.

2. Выходу первых позвоночных на сушу в процессе эволюции способствовало появление у них:

а) питания готовыми органическими веществами и полового размножения;

б) пятипалых конечностей и теплокровности;

в)приспособлений для дыхания атмосферным кислородом и передвижения по поверхности суши;

г) легочного дыхания и полового процесса.

3. Плацента млекопитающих – это:

а) орган, в котором развивается зародыш;

б) орган дыхания зародыша;

в) участок стенки матки, в который врастают ворсинки оболочки зародыша;

г) участок стенки брюшной полости, в котором развивается зародыш.

4. К рыбам, способным выдерживать очень слабое содержание в воде кислорода относятся:

а) линь;

б) хариус;

в) кумжа;

г) гольян.

5. Барсук, хорь, выдра относятся к отряду:

а) хищных;

б) грызунов;

в) насекомоядных;

г) неполнозубых.

6. Общие черты организации осетровых и хрящевых рыб:

а) нижний поперечный рот, рострум, равнолопастной хвостовой плавник;

б) рострум, парные плавники располагаются горизонтально, осевой скелет хорда;

в) артериальный конус у сердца, спиральный клапан в кишечнике, неравнолопастной хвостовой плавник, рострум;

г)  длинный тонкий кишечник, луковица аорты, хорда, пилорические отростки.  

7. К перепончатокрылым насекомым относятся;

а) саранча;

б) наездник;

в) богомол;

г) слепни.

8. Смена в жизненном цикле двух промежуточных хозяев: первого – веслоногого рачка, второго – рыбы:

а) печеночного сосальщика;

б) бычьего цепня;

в) эхинококка;

г) широкого лентеца.    

9. Зачатки подкожной мускулатуры впервые появляются у:

а) земноводных;

б) пресмыкающихся;

в) птиц;

г) млекопитающих.    

10.  В отличие от амфибий глаза рептилий:

а) могут втягиваться;

б) могут вращаться;

в) проталкивают пищу;

г) имеют мигательную перепонку.

11. Функции корневого чехлика:

а) играет роль смазки;

б) выделительную функцию;

в) образовательную функцию;

г) всасывающую функцию.

12. Половой процесс, называемый конъюгацией происходит у:

а) кладофоры;

б) хламидомонады;

б) спирогиры;

г) хлореллы.

13. Непарноперистосложный лист имеет:

а) шиповник;

б) береза;

в) чина;

г) рябина.

14. Кокки – это:

а) вирусы;

б) бактерии;

в) водоросли;

г) грибы.

15. Молочно-кислые бактерии – это:

а) никрофиты;

б) сапрофиты;

в) паразиты;

г) свободно-живущие.

16. Сине-зеленые водоросли – это:

а) гетеротрофы;

б) паразиты;

в) автотрофы;

г) никрофиты.

17. Грибы это:

а) сапрофиты;

б) гетеротрофы;

в) автотрофы;

г) паразиты.

18. Шляпочные грибы:

а) головневые;

б) ржавчинные

в) подберезовики;

г) плесневые.

19. Воздухоносные клетки у:

а) кукушкина льна;

б) кукурузы;

в) сфагнума;

г) золотнянки.

20. Ч4Л4Т9+1П1 – это формула относится к:

а) сосне;

б) шиповнику;

в) редьке;

г) картофелю.

21. ДНК содержится:

а) в ядре;

б) митохондриях;

в) лизосомах;

г) ядре, митохондриях, цитоплазме.

22. Триплеты кодируют:

а) белки;

б) аминокислоты;

в) активность;

г) синтез.

23. Норма реакции:

а) ограничивает адаптацию;

б) расширяет адаптацию;

в) характеризует вариационный размах признака;

г) стабилизирует признаки.

24 Неклеточные формы жизни это:

а) черви;

б) человек;

в) вирусы;

г) бактерии.

25. Между аденином и тимином:

а) 2 водородные связи;

б) 1 водородная связь;

в) 3 водородные связи;

г) нет водородных связей.

26. Кристы – это образования:

а) мембраны ядра;

б) слепые ветви ЭПС;

в) мембраны лизосом;

г) внутренней мембраны митохондрий.

27. Негомологичные хромосомы различаются по:

а) цвету;

б) размеру;

в) форме;

г) строению, размеру, форме.

28. Человек существует как вид с:

а) мезозойской эры

б) палеозойской эры

в) кайнозойской эры

г) протерозойской эры

29. Мезосома – это:

а) оболочка кольцевой хромосомы

б) ядерное вещество

в) многослойный мембранный комплекс

г) часть рибосомы

30. Двухмембранные органеллы:

а) митохондрии

б) клеточный центр

в) лизосомы

г) ЭПС

31. Необратимые процессы клетки:

а) дыхание

б) раздражимость

в) движение

г) рост и развитие

32. Триплет:

а) сочетание 3-х нуклеотидов

б) сочетание рибосомы, фермента и РНК

в) связь ДНК, белка и фермента

г) 3 участка гена

33. Симпатической иннервации нет в:

а) сердце;

б) легких;

в) потовых железах;

г) сфинктерах.

34. Обязательный фактор свертывания крови:

а) фибрин;

б) гемоглобин;

в) ион кальция;

г) хлористый натрий.

35. Какой процесс происходит в толстом кишечнике:

а) всасывание основной части воды;

б) расщепление желчных пигментов;

в) сбраживание углеводов;

г) интенсивное всасывание питательных веществ.

36. Локтевой сустав образован:

а) одним суставом;

б) двумя суставами;

в) тремя суставами;

г) четырмя суставами.

37. Антитело – это:

а) молекула фермента;

б) молекула белка;

в) клетки костного мозга;

г) один из видов лейкоцитов.

38. Первичные центры рефлекса мочеиспускания находятся в:

а) передних рогах спинного мозга;

б) продолговатом мозге;

в) среднем мозге;

г) боковых рогах спинного мозга.

39. Функцией извитого канальца является:

а) обратное всасывание веществ в кровь;

б) выведение мочи во внешнюю среду;

в) фильтрация крови;

г) образование первичной мочи.

40. Вторая сигнальная система:

а) обеспечивает конкретное мышление

б) имеется у млекопитающих и человека

в) осуществляет анализ конкретных сигналов внешнего мира

г) обеспечивает абстрактное мышление

Задание 2. Задание с несколькими вариантами ответа (от 0-я до 5-ти). Около индексов выбранных ответов поставьте знак «+». В случае исправлений знак «+» должен быть продублирован.

1. Кровеносная система моллюсков:

а) замкнутая;

б) имеет капилляры, из которых кровь выходит в пространство между органами;

в) незамкнутая;

г) имеет сердце, состоящее из камер;

д) сердце имеет только предсердие.    

2. Жировое тело насекомых выполняет функцию:

а) запасания питательных веществ;

б) запасания воды;

в) накопления продуктов жизнедеятельности;

г) выведения продуктов обмена веществ;

д) железа внутренней секреции.  

3. Двустворчатые моллюски:

а) слизни,

б) устрицы;

в) мидии;

г) гребешки;

д) катушки.    

4. Основные признаки паразитических плоских червей:

а) первичная полость тела, заполненная паренхимой;

б) тело покрыто ресничным эпителием;

в) имеются органы чувств;

г) гермафродитизм;

д) протонефридиальная выделительная система.    

5. Бамбуковый медведь:

а) обитает в Китае;  

б) от настоящих медведей отличается строением зубов и более длинным хвостом;

в) занесен в международную Красную книгу;

г) имеет длинные конечности;

д) обитает в Северной Америке.  

6. Органы дыхания растений:

а) устье;

б) трахеи;

в) чечевички;

г) ситовидные трубки;

д) склереиды.

7. Лес представляет собой:

а) биогеоценоз;

б) биоценоз;

в) систему ярусов;

г) независимую структуру;

д) агроценоз.

8. Сфагнум обладает:

а) бактерицидными свойствами;

б) способностью резервировать воду;

в) фотосинтезом;

г) гетеротрофностью;

д) активным перемещением в пространстве.

9. В цикле развития кукушкина льна имеют место:

а) заросток;

б) предросток;

в) гаметофиты;

г) спорофит;

д) споры.

10. Конъюгация хромосом:

а) происходит в интерфазе;

б) происходит в период деления клеток;

в) приводит к кроссинговеру;

г) обеспечивает обмен аллельными генами;

д) имеет место в гомологичной паре.

11. Гетерозис:

а) обеспечивает гибридную мощь;

б) возможен при гибридизации;

в) обеспечивает устойчивость чистой линии;

г) имеет место только у животных;

д) может быть достигнут только при клонировании.

12. Прокариоты отличаются от эукариот отсутствием

а) ядра;

б) рибосом;

в) ЭПС;

г) оболочки;

д) ядерной мембраны

13. Для пептидной цепочки характерно наличие:

а) пептидной связи;

 б) аминокислот;

в) аминогруппы;

г) карбоксильной группы;

д) цитрохром

14. Расстояние между двумя соседними генами:

а) измеряется в Морганидах;

б) рассчитывается в %;

в) определяет вероятность кроссинговера;

г) указывает на сцепленность ген;

д) характеризует целостность хромосомы.

15. Работу скелетных мышц контролируют отделы нервной системы:

а) спинной мозг;

б) соматическая;

в) кора больших полушарий головного мозга;

г) мозжечок;

д) вегетативная нервная система.

16. Речь:

а) носит рефлекторный характер;

б) 2-ая сигнальная система;

в) 3-ая сигнальная система;

г) условно-рефлекторная функция;

д) обусловлена деятельностью больших полушарий.  

17. Академик И.П.Павлов является основоположником учений:

а) уловные рефлексы;

б) анализаторы;

в) функциональные системы;

г) фагоцитоз;

д) типы ВНД.

Задание 3. Задание на определение правильности суждений (Поставьте знак «+» рядом с номерами правильных суждений).

  1. Развитие с полным метаморфозом представляет собой непрямое развитие и характерно для медведки.  
  2. Сообщение плавательного пузыря с органом равновесия называют аппаратом Вебера.    
  3. В антеридиях, как правило, образуется большое количество мелких мужских гамет – сперматозоидов.
  4. Соматические клетки отличаются между собой, т.к. у них разные генотипы.
  5. Нейрон и сперматозоид содержат одинаковое количество хромосом.
  6. Болезнь Дауна обусловлена полиплоидностью в хромосомном наборе.
  7. Геномные мутации – это изменение числа хромосом.
  8. p2 – 2pq + q2 =1  - математическая модель популяционной генетики по Четверикову.
  9. В растущем организме преобладают процессы диссимиляции, в связи с этим необходимо потребление большого количества белка
  10. У спортсменов при выполнении физической нагрузки параллельно возрастает частота и глубина дыхания, у болельщиков такая реакция отсутствует и наступает кислородное голодание сердечной мышцы.
  11. На долю корковых центров приходится большая часть площади коры больших полушарий.
  12. Паратгормон, введенный в организм человека вызывает уменьшение концентрации кальция в крови.

Ответ : 2, 5, 6, 10, 11 – ( + )

Задание 4. Распределите перечисленные признаки в соответствии с их принадлежностью к  типам:

Кишечнополостные_____01,  03,  04

Плоские черви __________02, 05,  06,  09 .

Круглые черви ___________02, 05, 07, 0,9.

Членистоногие ____________02, 05, 08, 09

Хордовые _________________02, 05, 08, 10

               Признаки:

  1. радиальносимметричные;
  2. билатеральносимметричные;
  3. низшие многоклеточные;
  4. двухслойные;
  5. трехслойные;
  6. бесполостные;
  7. первичнополостные;
  8. вторичнополостные;
  9. первичноротые;
  10. вторичноротые.

Задание 5. Решите биологическую задачу.

Ребенок получил от родителей разные группы ген. От матери – 2% пенетрантных, 5% комплементарных, 40% доминантных и 15% полимерных. От отца - 1 % пенетрантных, 5% полимерных, 20% доминантных  10% полимерных ген. Пенетрантные и комплементарные гены имели аллельное расположение. С кем из родителей больше фенотипического сходства у ребенка? Укажите в %.  

Ответ:

  1. с матерью  (0,5 баллов)
  2. на 26% больше, чем с отцом  (0,5 баллов)


Предварительный просмотр:

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ

В.В.Пасечник, А.М.Рубцов, Г.Г.Швецов

Москва 2012

Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов

всероссийской олимпиады школьников по биологии в 2012/2013 учебном году

ЧАСТЬ II.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ

ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ

Содержание заданий

Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа

из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать –

60 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее

полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1. В благоприятных условиях спора бактерии:

а) делится, образуя 3 – 6 новых спор;

б) сливается с другой спорой с последующим делением;

в) погибает;

г) прорастает в новую бактериальную клетку. + 

2. Оформленных оболочкой ядер нет в клетках водорослей:

а) зеленых;

б) красных;

в) бурых;

г) сине-зеленых. + 

3. В клетках грибов нельзя обнаружить:

а) вакуоли;

б) митохондрии;

в) пластиды; + 

г) рибосомы.

4. Сфагнум размножается:

а) семенами;

б) пыльцой;

в) спорами; + 

г) зооспорами.

5. Большинство клеток зародышевого мешка цветковых растений имеет:

а) гаплоидный набор хромосом; + 

б) диплоидный набор хромосом;

в) триплоидный набор хромосом;

г) тетраплоидный набор хромосом.

6. Человек употребляет в пишу орган(-ы) цветной капусты:

а) видоизмененную верхушечную почку;

б) утолщенный реповидный стебель;

в) видоизмененное соцветие; + 

г) боковые видоизмененные почки.

7. Соцветие колос характерно для:

а) ландыша;

б) сирени;

в) ржи;

г) подорожника. + 

8. Семена без эндосперма у:

а) клещевины;

б) липы;

в) томата;

г) частухи подорожниковой. + 

9. Корневые шишки – это сильно утолщенные:

а) придаточные корни; + 

б) корневые волоски;

в) главные корни;

г) воздушные клубни.

10. Соплодие характерно для:

а) груши;

б) ананаса; + 

в) банана;

г) айвы.

11. К корнеотпрысковым растениям относят:

а) облепиху крушиновидную;

б) осот полевой;

в) осину дрожащую;

г) все перечисленные растения. + 

12. Ваниль душистая – многолетняя цепляющаяся лиана сем. Орхидные. В

кондитерском производстве используют ее:

а) стебли;

б) стебли и листья;

в) соцветия;

г) плоды. +

13. Манную крупу изготовляют из:

а) пшеницы; +

б) проса;

в) овса;

г) ячменя.

14. Общим признаком голосеменных и покрытосеменных растений является:

а) развитие из спор;

б) наличие цветка;

в) развитие из семени; + 

г) редукция спорофита.

15. Простейшие, ведущие исключительно паразитический образ жизни:

а) корненожки;

б) жгутиконосцы;

в) солнечники;

г) споровики. + 

16. Муха цеце является переносчиком трипанозом, вызывающих у человека:

а) сонную болезнь; + 

б) восточную язву;

в) малярию;

г) кокцидиоз.

17. Изучение добытого экземпляра губки выявило наличие у нее прочного,

но хрупкого кремниевого скелета. Наиболее вероятно, что данная губка является:

а) мелководным обитателем;

б) глубоководным обитателем; + 

в) наземным обитателем;

г) обитателем приливно-отливной зоны.

18. Спектр цветового зрения у медоносной пчелы:

а) такой же, как у человека;

б) сдвинут в инфракрасную часть спектра;

в) сдвинут в ультрафиолетовую часть спектра; + 

г) значительно шире, чем у человека, в обе стороны спектра.

19. Развитие личинок из яиц, отложенных аскаридами происходит:

а) при температуре 37оС, высокой концентрации СО2, в течение двух недель;

б) при температуре 20-30оС, высокой концентрации СО2, в течение двух недель;

в) при температуре 37оС, высокой концентрации О2, в течение недели;

г) при температуре 20-30оС, высокой концентрации О2, в течение двух недель. + 

20. В отличие от круглых червей, у кольчатых червей появилась:

а) пищеварительная система;

б) выделительная система;

в) кровеносная система; +

г) нервная система.

21. Крылья у насекомых находятся на спинной стороне:

а) груди и брюшка;

б) груди; +

в) головогруди и брюшка;

г) головогруди.

22. Рабочие пчелы являются:

а) самками, отложившими яйца и приступившими к уходу за потомством;

б) самками, у которых на развиты половые железы; +

в) молодыми самками, способными через год отложить яйца;

г) самцами, развившимися из неоплодотворенных яиц.

23. Морские игуаны, живущие на Галапагосских островах, выводят избыток

соли из организма:

а) с мочой;

б) через солевые железы; + 

в) через поры в коже;

г) с экскрементами.

24. У страуса нанду насиживает яйца и опекает птенцов:

а) только самка;

б) только самец; + 

в) по очереди оба родителя;

г) приемные родители, в гнездо которых подброшены яйца.

25. Самые большие гнезда среди птиц строят:

а) орлы;

б) пеликаны;

в) страусы;

г) африканские ткачики. + 

26. Из перечисленных организмов наиболее прогрессивными чертами

строения обладают:

а) амеба;

б) дождевой червь; + 

в) гидра;

г) вольвокс.

27. Усложнение кровеносной системы соответствует эволюции хордовых в

ряду следующих животных:

а) жаба – кролик – крокодил – акула;

б) акула – лягушка – крокодил – кролик; + 

в) акула – крокодил – лягушка – кролик;

г) крокодил – акула – жаба – собака.

28. Наибольшее видовое многообразие обитателей Мирового океана наблюдается:

а) на коралловых рифах; + 

б) в открытом океане в тропиках;

в) в приполярных областях;

г) в глубоководных впадинах.

29. Считается, что при переносе информации из кратковременной памяти в

долговременную теряется информации:

а) 5%;

б) 10%;

в) 50%;

г) более 90%. + 

30. Целлюлоза, попавшая в желудочно-кишечный тракт человека:

а) не расщепляется из-за отсутствия специфического фермента;

б) частично расщепляется бактериями в толстом кишечнике; +

в) расщепляется .-амилазой слюны;

г) расщепляется панкреатической .-амилазой.

31. Какова реакция среды в двенадцатиперстной кишке:

а) слабокислая;

б) нейтральная;

в) слабощелочная; + 

г) щелочная.

32. Не известны гормоны, которые являются производными:

а) белков;

б) аминокислот;

в) липидов;

г) углеводов. + 

33. В процессе пищеварения переваривании белки расщепляются до:

а) глицерола;

б) жирных кислот;

в) моносахаридов;

г) аминокислот. + 

34. Такие симптомы как поражение слизистой оболочки рта, шелушение

кожи, трещины губ, слезоточивость, светобоязнь, указывают на недостаток:

а) токоферола;

б) пиридоксина;

в) рибофлавина; + 

г) фолиевой кислоты.

35. Рецептор кожи, реагирующий на холод:

а) тельце Пчини;

б) тельце Мейснера;

в) нервное сплетение вокруг волосяной луковицы;

г) колба Краузе. + 

36. К вирусным заболеваниям не относится:

а) корь;

б) клещевой энцефалит;

в) краснуха;

г) дифтерия. +

37. Пищевая цепь – это:

а) последовательность организмов в природном сообществе, каждый элемент которой является

пищей для следующего; + 

б) последовательное прохождение пищи по различным разделам пищеварительного тракта;

в) зависимость растений от травоядных животных, их, в свою очередь, от хищников;

г) совокупность всех пищевых связей в экосистеме.

38. Постоянное вмешательство со стороны человека требуется для существования:

а) экосистем пресных вод;

б) природных экосистем суши;

в) экосистемы Мирового океана;

г) агроценозов. + 

39. В природных условиях естественными носителями возбудителя чумы

являются:

а) птицы;

б) грызуны; + 

в) копытные;

г) человек.

40. В обширных лесных массивах Севера часто проводятся так называемые

концентрированные рубки с использованием тяжелой техники, которые приводят:

а) к смене лесных экосистем болотными; + 

б) к опустыниванию или полному разрушению экосистем;

в) к увеличению доли более ценных с точки зрения хозяйства пород деревьев;

г) к процессу превращения в почве органических остатков в гумус.

41. Листья суккулентов – растений засушливых местообитаний – характеризуются:

а) редуцированными устьицами; недифференцированным мезофиллом; отсутствием кутикулы;

развитой аэренхимой;

б) частым рассечением, отсутствием механической ткани;

в) толстой кутикулой; мощным восковым налётом; клетками с крупными вакуолями; погружёнными

устьицами; + 

г) хорошо развитой склеренхимой; преобладанием связанной воды.

42. Из названных организмов к надцарству прокариот относится:

а) эвглена зеленая;

б) инфузория-туфелька;

в) амеба;

г) стафилококк. + 

43. Две породы собак, например, болонка и немецкая овчарка, это животные:

а) одного вида, но с разными внешними признаками; +

б) двух видов, одного рода и одного семейства;

в) двух видов, двух родов, но одного семейства;

г) одного вида, но обитающие в разных условиях окружающей среды.

44. Наука, изучающая развитие живой природы по отпечаткам и окаменелостям,

которые находят в земной коре:

а) систематика;

б) история;

в) палеонтология; + 

г) эволюция.

45. Первые наземные позвоночные произошли от рыб:

а) лучеперых;

б) кистеперых; + 

в) цельноголовых;

г) двоякодышащих.

46. Контуры тела летяги, сумчатой летяги, шерстокрыла очень сходны.

Это является следствием:

а) дивергенции;

б) конвергенции; + 

в) параллелизма;

г) случайного совпадения.

47. Число хромосом при половом размножении в каждом поколении возрастало

бы вдвое, если бы в ходе эволюции не сформировался процесс:

а) митоза;

б) мейоза; + 

в) оплодотворения;

г) опыления.

48. Одно из положений клеточной теории гласит:

а) при делении клетки хромосомы способны к самоудвоению;

б) новые клетки образуются при делении исходных клеток; +

в) в цитоплазме клеток содержатся различные органоиды;

г) клетки способны к росту и обмену веществ.

49. При партеногенезе организм развивается из:

а) зиготы;

б) вегетативной клетки;

в) соматической клетки;

г) неоплодотворенной яйцеклетки. + 

50. Матрицей для трансляции служит молекула:

а) тРНК;

б) ДНК;

в) рРНК;

г) иРНК. + 

51. Кольцевая ДНК характерна для:

а) ядер грибов;

б) клеток бактерий; + 

в) ядер животных;

г) ядер растений.

52. Разделить клетки, органоиды или органические макромолекулы по их

плотности можно с помощью метода:

а) хроматография;

б) центрифугирование; + 

в) электрофорез;

г) авторадиография.

53. Мономерами нуклеиновых кислот являются:

а) азотистые основания;

б) нуклеозиды;

в) нуклеотиды; + 

г) динуклеотиды.

54. Ионы магния входят в состав:

а) вакуоли;

б) аминокислот;

в) хлорофилла; + 

г) цитоплазмы.

55. В процессе фотосинтеза источником кислорода (побочного продукта)

является:

а) АТФ

б) глюкоза;

в) вода; + 

г) углекислый газ.

56. Из компонентов растительной клетки вирус табачной мозаики поражает:

а) митохондрии;

б) хлоропласты; + 

в) ядро;

г) вакуоли.

57. Из названных белков ферментом является:

а) инсулин;

б) кератин;

в) тромбин; + 

г) миоглобин.

58. В хлоропластах растительных клеток светособирающие комплексы

расположены

а) на наружной мембране;

б) на внутренней мембране;

в) на мембране тилакоидов; +

г) в строме.

59. Неаллельное взаимодействие генов при дигибридном скрещивании может

дать во втором поколении расщепление:

а) 1:1;

б) 3:1;

в) 5:1;

г) 9:7. +

60. При браках между людьми европеоидной и негроидной расы во втором

поколении обычно не бывает людей с белым цветом кожи. Это связано с:

а) неполным доминированием гена пигментации кожи;

б) полимерностью генов пигментации кожи; + 

в) эпигеномной наследственностью;

г) нехромосомной наследственностью.

Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех

возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество

баллов, которое можно набрать – 30 (по 2 балла за каждое тестовое задание).

Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице

ответов.

1. Бактерии вызывают заболевания:

I. возвратный тиф. + 

II. сыпной тиф. +

III. малярия.

IV. туляремия. +

V. гепатит.

а) II, IV;

б) I, IV, V;

в) I, II, IV; + 

г) II, III, IV, V.

2. Корни могут выполнять функции:

I. образования почек. + 

II. образования листьев.

III. вегетативного размножения. + 

IV. поглощения воды и минеральных веществ. + 

V. синтеза гормонов, аминокислот и алкалоидов. +

а) II, III, IV;

б) I, II, IV, V;

в) I, III, IV, V; +

г) I, II, III, IV.

3. Если оборвать (обрезать) кончик главного корня:

I. корень погибнет.

II. все растение погибнет.

III. рост корня в длину прекратится. + 

IV. растение выживет, но будет слабым.

V. начнут расти боковые и придаточные корни. + 

а) III, IV, V;

б) III, V; + 

в) I, IV, V;

г) II, IV, V.

4. Среди паукообразных развитие с метаморфозом характерно для:

I. пауков.

II. клещей. + 

III. сольпуг.

IV. сенокосцев.

V. скорпионов.

а) II; + 

б) II, III;

в) I, IV;

г) I, II, III, V.

5. Животными, ведущими прикрепленный (сидячий) образ жизни, но

имеющими свободноплавающих личинок, являются:

I. кораллы.+ 

II. губки.+ 

III. асцидии.+ 

IV. коловратки.

V. усоногие раки.+ 

а) I, II, III, IV;

б) I, II, III, V; + 

в) I, III, IV;

г) I, II, III, IV, V.

6. Хорда сохраняется в течение всей жизни у:

I. окуня.

II. осетра. + 

III. акулы.

IV. миноги. + 

V. ланцетника. + 

а) I, II, III, IV;

б) III, IV, V;

в) II, III, V;

г) II, IV, V. + 

7. Нерестится только один раз в жизни:

I. севрюга.

II. сардина.

III. горбуша. + 

IV. красноперка.

V. речной угорь. + 

а) II, III, V;

б) III, V; + 

в) I, III, V;

г) I, II, III, V.

8. Аллантоис выполняет у амниот функцию:

I. газообмена. + 

II. терморегуляции.

III. запасания воды.

IV. накопления мочи. + 

V. пищеварения.

а) I, III, IV;

б) I, IV; + 

в) I, II, IV, V;

г) I, II, III, IV.

9. В почечном клубочке в норме практически не фильтруются:

I. вода.

II. глюкоза.

III. мочевина.

IV. гемоглобин. + 

V. альбумин плазмы. + 

а) I, II, III;

б) I, III, IV, V;

в) II, IV, V;

г) IV, V. +

10. Каждая популяция характеризуется:

I. плотностью. + 

II. численностью. + 

III. степенью изоляции.

IV. независимой эволюционной судьбой.

V. характером пространственного распределения. + 

а) I, II, V; + 

б) I, IV, V;

в) II, V;

г) II, III, IV.

11. К хищникам, как правило охотящимся из засады, относятся:

I. волк.

II. рысь. + 

III. ягуар. + 

IV. гепард.

V. медведь. + 

а) II, III, IV, V;

б) I, IV;

в) I, II, III, V;

г) II, III, V. + 

12. Из перечисленных животных в состав тундрового биоценоза входят:

I. белка.

II. хорек.

III. песец. + 

IV. лемминг. + 

V. зеленая жаба.

а) I, II, III, IV;

б) II, III, IV, V;

в) III, IV; + 

г) III, IV, V.

13. Аналогичные органы, развившиеся в ходе эволюции:

I. жабры рыбы и жабры рака. + 

II. крылья бабочки и крылья птицы. + 

III. усики гороха и усики винограда. +

IV. волосы млекопитающих и перья птицы.

V. колючки кактуса и колючки боярышника. + 

а) I, III, IV, V;

б) I, II, IV, V;

в) I, II, III, V; + 

г) I, II, III, IV.

14. Из названных полимеров к неразветвленным относятся:

I. хитин.+

II. амилоза.+

III. гликоген.

IV. целлюлоза.+

V. амилопектин.

а) I, II, IV; +

б) I, II, III, IV;

в) II, IV, V;

г) III, IV, V.

15. В организме человека гормональные функции выполняют соединения:

I. белки и пептиды.+ 

II. производные нуклеотидов.

III. производные холестерина.+ 

IV. производные аминокислот.+ 

V. производные жирных кислот. + 

а) III, IV, V;

б) I, III, IV, V; + 

в) III, V;

г) II.

Часть III. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых

следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа

«да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 25.

1. Печеночные мхи – низшие растения.

2. Гаметы у мхов образуются в результате мейоза.

3. Крахмальные зерна – это лейкопласты с накопленным в них крахмалом. + 

4. После оплодотворения семязачатки превращаются в семена, а завязь в плод.

5. У всех беспозвоночных животных оплодотворение внешнее.

6. Гемолимфа насекомых выполняет те же функции, что и кровь позвоночных

животных.

7. У всех представителей отряда пресмыкающихся сердце трехкамерное.

8. У домашних животных головной мозг, как правило, больше, чем у их диких

предков.

9. Первые крокодилы были сухопутными рептилиями. + 

10. Характерной особенностью всех млекопитающих является живорождение.

11. В отличие от большинства млекопитающих для человека характерно наличие

семи шейных позвонков и двух затылочных мыщелков.

12. В желудочно-кишечном тракте человека все белки перевариваются полностью.

13. Гипервитаминоз известен только для жирорастворимых витаминов. +

14. Мозг человека потребляет примерно вдвое больше энергии на грамм веса,

чем у крысы.

15. При тяжелой физической работе температура тела может подниматься до 39

градусов. + 

16. С вирусными инфекциями обычно борются с помощью антибиотиков.

17. Можно изучать кругообороты питательных веществ посредством ввода радиоактивных

маркеров в природные или искусственные экосистемы. + 

18. Суккуленты легко переносят обезвоживание.

19. Сукцессия после вырубки леса является примером вторичной сукцессии. + 

20. Дрейф генов может играть роль эволюционного фактора только в очень малочисленных

популяциях. + 

21. Генетическая информация у всех живых организмов хранится в виде ДНК.

22. Каждой аминокислоте соответствует один кодон.

23. У прокариот процессы трансляции и транскрипции происходят одновременно

и в одном и том же месте. +

24. Самые крупные молекулы в живых клетках – молекулы ДНК. + 

25. Все наследственные заболевания связаны с мутациями в хромосомах.

Часть IV. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия.

Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 13. Заполните матрицы

ответов в соответствии с требованиями заданий.

1. [мах. 3 балла] Кровь (гемолимфа) у беспозвоночных животных имеет

различную окраску. Выберите для объектов (1–6) характерный цвет крови/

гемолимфы (А–Е).

1) дождевой червь; А – красная;

2) многощетинковый червь серпула; Б – голубая;

3) каракатица; В – зеленая;

4) речной рак; Г – оранжево-желтая;

5) личинка комара-толкунца (род Chironomus); Д – черная;

6) марокканская саранча. Е – бесцветная.

2. [2,5 балла] Известно, что высокое содержание солей в почве создает в

ней резко отрицательный водный потенциал, что ведет к нарушению поступления

воды в клетки корня растения, а иногда и к повреждению клеточных мембран. Выберите

приспособления, встречающиеся у растений, произрастающих на засоленных

почвах.

01. Клетки корня солеустойчивых растений способны поглощать соли и выделять их через

секретирующие клетки на листьях и стебле;

02. Содержимое клеток солеустойчивых растений обладает более отрицательным водным

потенциалом, по сравнению с клетками других растений;

03. Клетки характеризуются высоким содержанием солей;

04. Цитоплазма клеток этих растений обладает низкой гидрофильностью;

05. Цитоплазма клеток солеустойчивых растений обладает большой гидрофильностью;

06. Клетки солеустойчивых растений характеризуются менее отрицательным водным потенциалом,

нежели в окружающем их почвенном растворе;

07. Интенсивность фотосинтеза у растений, произрастающих на засоленных почвах, низкая;

08. Интенсивность фотосинтеза у этих растений высокая.

3. [2,5 балла] На рисунке изображен поперечный

срез проводящего пучка картофеля (Solanum tuberosum).

Соотнесите основные структуры проводящего пучка (А–Д)

с их обозначениями на рисунке.

А – основная паренхима;

Б – наружная флоэма;

В – камбий;

Г – ксилема;

Д – внутренняя флоэма.

4. [2,5 балла] Установите, в какой последовательности (1 – 5) происходит

процесс редупликации ДНК.

А) раскручивание спирали молекулы

Б) воздействие ферментов на молекулу

В) отделение одной цепи от другой на части молекулы ДНК

Г) присоединение к каждой цепи ДНК комплементарных нуклеотидов

Д) образование двух молекул ДНК из одной

5. [2,5 балла] Установите соответствие между органическим соединением

(А – Д) и выполняемой им функцией (1 – 5).

1. Компонент клеточной стенки грибов А. Крахмал

2. Компонент клеточной стенки растений Б. Гликоген

3. Компонент клеточной стенки бактерий В. Целлюлоза

4. Запасной полисахарид растений Г. Муреин

5. Запасной полисахарид грибов Д. Хитин

Интернет-ресурсы

1. Задания всероссийской олимпиады школьников по биологии прошлых лет, а также

методические рекомендации по их проверке и оценке публикуются в разделе «Биология» портала www.rusolymp.ru

 

2. Официальный сайт Международной биологической олимпиады www.ibo-info.org

3. Региональный сайт всероссийской олимпиады школьников (Московская область)

по биологии, химии, географии и экологии – www.olimpmgou.narod.ru

Список рекомендуемой литературы

1. Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы./ –

М.; Дрофа, 1998 и другие переиздания.

2. Дмитриева Т.А., Кучменко B.C. и др. Биология: Сборник тестов, задач и заданий.

9 -11 кл. -М.: Мнемозина, 1999 и другие переиздания;

3. Драгомилов В.Н., Маш Р. Д. "Биология. VIII класс. Человек", –М.: ВентанаГраф,

1997 и другие переиздания;

4. Захаров В. Б., Сонин Н. И. "Биология. Многообразие живых организмов. 7

класс", М.: Дрофа, 1998 и другие переиздания;

5. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. 10-11кл.

–М.; Дрофа, 2001 и другие переиздания;

6. Каменский А. А.. Криксунов Е. А., Пасечник В. В. "Введение в общую биологию

и экологию. 9 класс", –М.: Дрофа, 2000 и другие переиздания;

7. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология 10–11

классы, –М: Дрофа, 2006 и другие переиздания;

8. Колесов Д. В. и др. "Биология. Человек. 8 класс", –М.: Дрофа, 1997 и другие

переиздания;

9. Константинов В. М. и др. "Биология. Животные. 7 класс", –М.; ВентанаГраф,

1999 и другие переиздания;

10. Латюшин В. В., Шапкин В. А. "Животные. 7 класс". –М.: Дрофа, 2000 и другие

переиздания;

11. Мамонтов С. Г., Захаров Б. Н., Сонин Н. И. "Биология. Общие закономерности.

9 класс", –М.: Дрофа, 2000 и другие переиздания;

12. Общая биология. 10-11 кл. / Д.К.Беляев, Н.Н.Воронцов, Г.М.Дымшиц и др.

Под ред. Д.К.Беляева. –М.: Просвещение, 1998-2002 и другие переиздания;

13. Общая биология. 10-11 кл. для шк. углуб. изуч. биол. Под ред. А.О. Рувинского.

–М: Посвещение, 1997 – 2001 и другие переиздания;

14. Пасечник В. В. "Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс", –М.: Дрофа,

1997 и другие переиздания;

15. Пономарева И. Н. и др. "Биология, 6 класс. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники,

М.: Вентана-Граф, 1999 и другие переиздания;

16. Пономарева И. Н., Корнилова О.А., Чернова Н. М. "Основы общей биологии.

9 класс", –М.: Вентана-Граф, 2000 и другие переиздания.

17. Сонин Н. И. "Биология. Живой организм. 6 класс", –М.: Дрофа, 1997 и другие

переиздания;

18. Сонин Н. И., Сапин М. Р. "Биология. Человек. 8 класс", –М.: Дрофа, 2000 и

другие переиздания;

19. Хрипкова А. Г., Колесов Д. В. "Биология. Человек и его здоровье. 9 класс",

М.: Просвещение, 1997 и другие переиздания.

20. Пасечник В.В., Калинова Г.С., Суматохин С.В. Биология 6 класс. Учебник

для общеобразовательных учреждений. –М.: Просвещение, 2008.

21. Пасечник В.В., Калинова Г.С., Суматохин С.В. Биология 7 класс. Учебник

для общеобразовательных учреждений. –М.: Просвещение, 2009.

22. Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. Биология 8 класс. Учебник для

общеобразовательных учреждений. –М.: Просвещение, 2010.

Интернет-источник

http://rosolymp.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=6443&Itemid=897