Школьный уполномоченный по правам ребёнка

Клюшина Жанна Викторовна

 

«Возможно, все мы рождаемся, зная, что у нас

есть права, - нам просто надо о них напомнить»

 

 

Обучение правам человека  - это обучение не только тому, что представляют собой права человека, но и тому, что надо делать в интересах прав человека. Цель обучения правам человека состоит в том, чтобы помочь людям достичь в своем развитии такого уровня, когда они начинают понимать, что такое права человека, чувствовать важность прав человека и необходимость соблюдать и защищать их.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_shupr_2014.docx170.87 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ33

РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 37 г. Шахты Ростовской области

ИМЕНИ ЛЮДМИЛЫ КОНДРАТЬЕВОЙ

 346 506 Россия, г. Шахты Ростовской  области  ул. Островского, 26, телефон (8636) 23- 52- 78; факс (8636) 23- 05-98; ,е-mail:  KOMIS37@MAIL.RU

                     

«10»  июня 2014 г.                   

Доклад

о работе уполномоченного по правам ребенка  МБОУ СОШ №37

за 2013 – 2014 учебный год

  1. Общая характеристика общеобразовательного учреждения

В 1952 году началось строительство новой школы на улице Островского, проектной мощностью  на 680  мест. В 1954 строительство завершилось и школа была открыта.   В 1954 году  в школе № 37 было 12 классов, работала в 2 смены.   Количество детей увеличивается, уже одного  здания  мало. В  1959 начальные классы выводят в отдельное здание (бывшее общежитие для рабочих, напротив школы № 37) и появилась в городе новая начальная школа № 41, которая просуществовала  до открытия новой  школы №26.  

     Таким образом, школа наша стала меньше, а в здании бывшей школы № 41  уютно расположился УПК с хорошо оборудованными кабинетами. Ученики школ Артемовского района с удовольствием проходили практику на предприятиях (ХБК, Швейные мастерские и т. д.), успешно прошедшим практику вручались свидетельства.

    В  1967 году была построена  пристройка. Школа увеличилась сразу на 6 больших классов: 3 на первом , 3 на втором этаже.  

    В  1980 году были пристроено ещё одно 2-х этажное крыло: на первом  -  современная столовая, на 2 – прекрасный огромный  спортзал.

В 1991г. школа получает еще одно  двухэтажное здание – бывший Артемовский УПК, рассчитанное на 240 учащихся в одну смену. В это здание переведена  начальная школа.

1. Наименование МОУ в соответствии с Уставом          

муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение средняя общеобразовательная

школа № 37 г. Шахты Ростовской области

2.Адрес

1 корпус: 346506  г. Шахты, Ростовская область,

ул. Островского, 26

2 корпус: 346506  г. Шахты, Ростовская область,

ул. Островского, 5

3. Учредитель

Администрация города Шахты

4.Тип

общеобразовательное учреждение

5.Вид

СОШ с правом реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования

6. Организационно- правовая форма

 муниципальное учреждение

7. Лицензия (номер, дата выдачи, кем выдана)

А316377; регистрационный номер - 13766;  Выдана 05.05.2009. Действительна до 05.05.2014. Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

8. Срок прохождения аттестации (дата и № приказа об итогах)

20.04.2012г.,  Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

9. Свидетельство о государственной аккредитации (номер, дата выдачи, кем выдано)

Серия ОП № 025587; регистрационный номер 1627.Выдано 17.04.2012г. Действительно до 17.04.2024г. Региональная служба по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области.

10. Администрация

Директор – Панчук Валентина Дмитриевна (высшая категория)

Заместитель директора по учебно - воспитательной работе – Гусишная Светлана Александровна (1 категория)

Заместитель директора по  воспитательной работе – Росенко Алина Леонидовна (1 категория)

11. Органы государственно-общественного управления и самоуправления

Основными  формами  самоуправления  в   Учреждении  являются  Совет Учреждения, Общее собрание, Педагогический совет.

Непосредственное управление Учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию директор. Директор Учреждения назначается, трудовой договор с ним заключается  Департаментом образования г. Шахты.

В своей деятельности Учреждение  руководствуется:

  1. Конституцией РФ;
  2. Законами Российской Федерации: «Об образовании»;
  3. Семейным Кодексом;
  4. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
  5. Национальной доктриной образования  в Российской  Федерации;  
  6. Типовым  положением  об   общеобразовательном учреждении;
  7. Президентской  инициативой и  программой «Наша новая школа»;
  8. Областным законом Ростовской области «Об образовании в Ростовской области»;
  9. Положениями, приказами, письмами Минобразования Ростовской  области;
  10. Уставом  учреждения;
  11.  Локальными актами.

  Локальные  акты дополняют  содержание Устава:

  • Положения систематизированы по следующим направлениям деятельности:  управление учреждением, обеспечение безопасности  жизнедеятельности, кадры и финансовая деятельность, инновационная и методическая, учебная и  воспитательная деятельность. Правила внутреннего трудового распорядка,  должностные  обязанности  работников   учреждения, коллективный договор между администрацией и профсоюзной организацией, договоры между учреждением  и  родителями  обновляются  в соответствии с нормативными требованиями.
  • Протоколы совета учреждения, общих собраний сотрудников, педагогических советов, методических советов, производственных и методических совещаний, психолого – медико - педагогического  консилиума, методических  объединений.
  • Приказы  директора  школы  по  основной деятельности, личному составу, финансово- хозяйственной деятельности, движению учащихся, организации питания.
  • Служебные распоряжения директора школы и его заместителей.        

Номенклатура   дел  ежегодно  утверждается   директором   учреждения  по основным направлениям деятельности.

Деятельность Учреждения основывается на принципе демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, гражданственности, свободного развития личности, автономности и светского характера образования.

Для всех форм получения образования в рамках конкретной основной общеобразовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт.

Целями деятельности Учреждения являются:

  • создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе путем удовлетворения потребностей обучающихся в самообразовании и получении дополнительного образования;
  • формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптации к жизни в обществе;
  • создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ;
  • воспитание гражданственности, любви к Родине;
  • формирование здорового образа жизни.

Учреждение осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнем образовательных программ трех ступеней образования:

I ступень - обеспечивает развитие обучающихся, овладение ими чтением, письмом,   счетом,   основными   умениями   и   навыками   учебной   деятельности, элементами   теоретического   мышления,   простейшими   навыками   самоконтроля учебных действий,  культурой  поведения и речи,  основами  личной  гигиены  и здорового   образа   жизни.   Начальное   общее   образование   является   базой   для получения основного общего образования (нормативный срок освоения 4 года).

II ступень - основное общее образование (нормативный срок освоения 5 лет) -

обеспечивает освоение обучающихся общеобразовательных программ основного общего образования, условия становления и формирования личности обучающегося, его склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению.

Основное общее образование является базой для получения среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования.

III ступень - среднее (полное) образование (нормативный срок освоения 2-3 года) - является завершающим этапом общеобразовательной подготовки, обеспечивающим освоение обучающимися общеобразовательных программ данной ступени образования, развитие устойчивых познавательных интересов и творческих способностей  обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения.

В дополнение к обязательным предметам вводятся предметы для организации обучения по выбору самих обучающихся, направленные на реализацию интересов, способностей и возможностей личности.

По желанию обучающегося и (или) его родителей (законных представителей) в Учреждении может быть введено обучение по различным профилям и направлениям.

Содержание общего образования определяется программами, разрабатываемыми, принимаемыми и реализуемыми Учреждением самостоятельно c  учетом государственных образовательных стандартов.

Учреждение по желанию родителей (законных представителей) оказывает помощь и  содействие  в  создании условий для освоения общеобразовательных программ или их отдельных разделов в форме семейного    образования, самообразования и экстерната.

Учреждение обеспечивает занятие на дому с учащимися в соответствии с медицинским заключением о состоянии здоровья. В соответствии с инструкциями Минобразования выделяется количество учебных часов в неделю, составляется расписание, приказом определяется персональный состав педагогов, ведется журнал проведенных занятий.

Дисциплина в Учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, педагогических работников.

Применение методов физического и психологического насилия по отношению к обучающимся не допускается.

  1. Состав обучающихся (основные количественные данные, в том числе по классам обучения); социокультурной ситуации в микрорайоне (населенном пункте), в котором расположено образовательное учреждение)
  1. Численность обучающихся (воспитанников) на 01 июня 2013-2014 учебного года:

Заполняется только учреждениями общего образования

Начальное

образование

Основное

образование

Среднее

образование

Всего

Общее количество классов

12

10

2

24

Общее количество обучающихся

277

249

47

573

Средняя наполняемость

23,1

24,9

23,5

23,9

  1. Численность обучающихся (воспитанников) на 01 июня 2013-2014 учебного года классам обучения

Начальное образование:

1 – е классы

2 – е классы

3 – е классы

4 – е классы

63

67

69

78

Основное образование:

5 – е классы

6 – е классы

7 – е классы

8 – е классы

9 – е классы

49

49

46

53

52

Среднее образование:

10 класс

11 класс

19

28

  1. Социокультурная ситуация в микрорайоне (населенном пункте), в котором расположено образовательное учреждение)

           Социальный состав населения неоднороден. В микрорайоне достаточно много семей с низким жизненным уровнем, неблагополучных семей, а также неполных семей. Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, многие участвуют в комплексных целевых программах по укреплению и повышению значимости семьи в воспитании детей. С другой стороны наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем: отсутствие разнообразного и достаточного количества рабочих мест, нестабильно выплачиваемая заработная плата на некоторых предприятиях, сезонный характер работы, низкая заработная плата. Все это отрицательно влияет на психику детей. В сложных современных условиях школа оказывает систематическую и квалифицированную помощь в решении проблемы развития личности школьников.

3. Структура управления образовательного учреждения

         Управление Учреждения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом учреждения на основе принципов гласности, открытости, демократии и самоуправления.

Цель управления на уровне школы заключается в формировании демократического учреждения, в основу которого заложена идея психолого-педагогических, социально-педагогических, организационно-педагогических и правовых гарантий на полноценное образование.

  Управление осуществляется на основе сотрудничества педагогического, ученического и родительского коллективов.

   В классах функционируют родительские комитеты. Два раза в год проводятся общие родительские собрания, один раз в четверть заседания родительского комитета.

Структура управления традиционна.

  Непосредственное управление Учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию директор. Директор Учреждения назначается, трудовой договор с ним заключается МУ Департаментом образования г. Шахты.

Основными  формами  самоуправления  в   Учреждении  являются  Совет Учреждения, Общее собрание, Педагогический совет.

Общее собрание:

  • рассматривает и принимает Устав Учреждения, изменения и дополнения, вносимые в него;
  • избирает    Совет    Учреждения,    его    председателя    и    определяет    срок полномочий;
  • определяет направления деятельности Совета Учреждения;
  • проводится не реже одного раза в год.

Совет Учреждения:

  • способствует организации образовательного процесса и финансово-хозяйственной деятельности, расширению коллегиальных, демократических форм управления и воплощению в жизнь государственно-общественных принципов управления;
  • поддерживает общественные инициативы по совершенствованию и развитию обучения и воспитания детей, определяет пути взаимодействия Учреждения с научно-исследовательскими, производственными, общеобразовательными и иными организациями, ассоциациями, творческими союзами с целью создания необходимых условий для разностороннего развития обучающихся.

В Совет Учреждения могут входить представители педагогических работников, обучающихся II и III ступеней, общественности, родителей.

Совет Учреждения собирается не реже 4-х раз в год. Члены Совета Учреждения выполняют свои обязанности на общественных началах.

          Главный орган управления – педагогический совет, которым руководит директор (собирается 4 раза в год), при необходимости созываются малые педсоветы.

         Педагогический совет – постоянно действующий руководящий орган, который опирается в своей деятельности на Совет ОУ. Педагогический совет обсуждает и принимает решения по вопросам содержания образования, разрабатывает и утверждает программу развития и образовательную программу школы.

  Тематика педагогических советов ежегодно определяется коллективом в ходе проблемно-аналитического заседания в августе при разработке плана деятельности учреждения на новый учебный год.

        Для определения перспектив развития школы создается банк информации о потребностях социума в образовательных услугах, степени их удовлетворенности, о мотивации учеников и педагогов, профессиональном и творческом потенциале педагогического коллектива и т. д. Информация общедоступна и постоянно обновляется. С ее учетом проводится анализ, планирование, организация и контроль работы школы.

  К совещательным органам управления относятся методический совет, а также создаваемые творческие группы педагогов, объединяющие на добровольной основе педагогов по микрогруппам.

 Их деятельность направлена на решение возникающих образовательных и профессиональных проблем.

В последнее время сложилась система управления школой, которая допускает следующие ключевые возможности:

  • учитывать интересы каждого участника школьного сообщества;
  • контролировать соответствие общественных интересов интересам каждого участника образовательного процесса;
  • позитивно решать противоречия между участниками школьной жизни.

К другим формам координации деятельности аппарата управления нашего образовательного учреждения относятся:

  • методическое объединение;
  • совещания при директоре;
  • консилиумы;
  • круглые столы;
  • собеседования;
  • отчеты.

  В школе сложилась целостная система взаимодействия администрации и органов государственно-общественного управления, созданы эффективные формы совместного участия учителей, учащихся, родителей и других заинтересованных социальных групп в организации учебно-воспитательного процесса, в реализации программы развития школы; созданы условия для достижения ее главной цели - формирования конкурентоспособной личности.

         Первым звеном в системе самоуправления родителей являются родительские собрания.

         Родительский комитет является органом, обеспечивающим права и обязанности родителей как участников образовательного процесса, который совместно с педагогическим сообществом участвует в реализации программы развития школы. Родительский комитет обсуждает проблемы воспитания и обучения детей, решаемые на педагогическом совете, участвует в проведении общешкольных мероприятий, обеспечивает посильную помощь детям из социально-незащищенных семей и учащимся из группы риска.

           Представителем обучающихся в системе государственного общественного управления школы является детская общественная организация «Демократическая республика «БИС» и деятельность школьного самоуправления «Школьный парламент». В процессе подготовки и проведения творческих дел включаются в работу творческие группы детей, педагогов и родителей: поисковые и творческие группы по организации культурно-массовых и спортивно-оздоровительных мероприятий и мероприятий по гражданскому и патриотическому воспитанию.

 Накопление и обобщение материалов по различным направлениям деятельности образовательного учреждения ведется в печатном и электронном виде. Информация из внешних источников поступает через Интернет в почтовый ящик учреждения. С октября 20010 года работает сайт учреждения.

Адрес сайта (http://school37.3dn.ru/). Он позволяет дистанционно знакомить с деятельностью образовательного учреждения и вести постоянный диалог с родителями и пользователями Интернета. Информация на сайте регулярно обновляется.

  1. Условия осуществления образовательного процесса

  1. Материально-техническая база:

Учебные кабинеты -    28  учебных кабинетов (1372 кв. м); в том числе: общемедицинский кабинет ( 30кв. м), кабинет психолога (9кв. м), педагогическая гостиная ( 18 кв. м), историко-просветительский краеведческий музей (фойе второго этажа), кабинет ПДД (50кв. м), географии и краеведения ( 49 кв. м), кабинет информатики (63,5 кв. м), исторический кабинет (52 кв. м), кабинет математики ( 52 кв. м); межпредметный  кабинет начальных классов (50 кв. м), мультимедийное оборудование для межпредметного кабинета (физика, химия, биология),  мастерские (73,8 кв. м)  и  кабинет обслуживающего труда (68,6 кв. м).

 Актовый зал в начальной школе (55,8 кв. м). Под  актовый зал в основном здании используется холл  2 этажа  площадью 240 кв. м.

 Спортивные сооружения:  2  зала  (289,5 кв. м и 100,3 кв. м) и  спортивная  площадка.

Столовая ( 190,6 кв. м), в т. ч. обеденный зал (136,3 кв. м), пищеблок (54,3 кв. м.). Пищеблок  укомплектован пищевым оборудованием.  

Библиотека 46,3 кв. м).  Фонд – 21 129 экз.  художественной, учебной и методической литературы.

Оборудование:  Учреждение подключено к  сети  Internet в рамках ПНПО.  2 компьютерных класса;  каждый предметный кабинет оснащён компьютером, факс, 10 – DVD; 3 – видеомагнитофона,  учебные  DVD, ауди - и видеокассеты.

Обеспеченность составляет 85%.

  1. Характеристика кадрового состава

Руководитель – Панчук Валентина Дмитриевна, назначена 08.02.2000г, приказ № 10/1; высшая квалификационная категория   присвоена 21.04.2006г., приказом МОРО  № 747; аттестация 24.12.2010г., приказ МОРО от 24.12.2010г. № 1012. 

Сведения о педагогическом коллективе: всего 39 учителей.

Выпускников ОУ среди учителей -16ч.

 

По возрастам: Средний  возраст  учительского коллектива - 42г.,

Выпускников ОУ среди учителей -16ч.

Творческий потенциал учителей школы:

  • 98% педагогических работников прошли обучение на курсах повышения квалификации по программе «ИТ в деятельности учителя-предметника»;
  • 95% педагогических работников являются участниками Общероссийского проекта «Школа цифрового века» Педагогического университета «1 сентября»;
  • 2 человека имеют звание «тьютор»;
  • 4 человека прошли курсы по ЭОР;
  • 4 человека прошли курсы по ФГОС.
  1. Программы развития ОУ

Программа развития Школы  полного дня на основе социального партнерства на 2011 – 2014г.г.

Системообразующим  компонентом работы являются:

  • Программа управленческой деятельности    МОУ СОШ № 37 г. Шахты       по внедрению ФГОС (2010-2014г.г.).
  • Программа преемственности в условиях здоровьесберегающей  педагогики при переходе дошкольников в школу I ступени  (на 2010-2015г.г.).
  • Программа информатизации образовательного процесса (2011-2015г.г.).
  • Программа работы ( дорожная карта)  с одаренными и талантливыми школьниками (2011-2015г.г.).
  • Программа работы  «Наша новая школа» (2011- 2015г.г.).
  • Программа  воспитательной работы «Здоровая новая школа» (2010-2015г.г.)

Реализуется в ОУ экспериментальная работа по проблемам:

  1. Организация воспитательного пространства школы в условиях сетевого взаимодействия с субъектами местного сообщества – региональная экспериментальная площадка. (Приказы Министерства общего и профессионального образования РО от 06.06 .2008 г. №  1563,  МУ Департамент образования  г. Шахты РО от 25.06.2008 г.)
  2. Внедрение ФГОС  2 поколения. (Приказ министерства общего и профессионального образования  №  501   от  11.06.  2010 г.  «О присвоении статуса областной инновационной площадки ОУ»;

Приказ МУ Департамент образования № 362 от 07.07.2010 г.).

  1. Модель «Школа полного дня»- муниципальная площадка (Приказ МУ Департамент образования №346 от 18.06.2010 г.  «Об инновационной деятельности»).

  1. Режим обучения, организация питания и обеспечение безопасности

Учреждение работает в режиме полного дня пятидневной рабочей недели.  

В Учреждении устанавливается следующий режим занятий: - начало уроков  - в 8.30, продолжительность урока - 45 минут, 1-я, 4 и 5 перемены - 10 минут,  2 и 3 перемена  - по 20 минут;

Группы кратковременного пребывания начинают работу с 13.00 часов.

Занятия обучающихся начальной школы начинаются с утренней гимнастики, в теплое время года гимнастика проводится на улице. Физкультура проводится три раза в неделю в приспособленном гимнастическом зале. Имеются мячи, скакалки, обручи, массажные коврики. Здесь же проводятся физкультурные занятия, дни здоровья, уроки здоровья, спортивные праздники. Занятия физкультурой проводятся под музыку.

          В школе организовано двухразовое горячее питание.  При этом охват горячим питанием составляет 83,6%. Средняя стоимость завтрака и обеда в день составляет 50 рублей. Сумма маленькая, но на нее мы кормим детей первым, вторым и третьим блюдами. Не всегда, но в рацион стараемся включать фрукты. Ассортимент блюд для организации питания детей разнообразен и утвержден Роспотребнадзором. Составлено и утверждено 10-дневное меню. В ежедневный рацион включена С-витаминизация третьих блюд.

Финансирование питания в учреждении производится из родительской платы и местного бюджета. В текущем году все  обучающиеся  школы из малообеспеченных семей, семей «группы риска»  получали льготное питание.

Питание детей полностью находится на ответственности и контроле администрации учреждения: разнообразие меню, качество приготовления пищи, калорийность, соответствие возрастным нормам выдачи, хранение и ассортимент продуктов, санитарное состояние пищеблока.

  1. Состояние здоровья обучающихся, меры по охране и укреплению здоровья

В ходе реализации поставленных перед учреждением задач осуществляется постоянный мониторинг физического и психического здоровья учащихся. Проведена диспансеризация обучающихся и педагогов, вакцинация учащихся в соответствии с графиками прививок. Осуществляется постоянный контроль за организацией образовательного процесса, ведения листков здоровья в классных журналах, анализ динамики заболеваемости учащихся, контроль организации горячего питания, организации работы ГПД, соблюдения СанПиН, техники безопасности на занятиях, контроль организации летней оздоровительной кампании, нормирования домашних заданий, соблюдения интервала между уроками и факультативами.

Для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения применяются следующие группы средств: средства двигательной направленности, оздоровительные силы природы, гигиенические факторы.

В школе в течение года велась целенаправленная работа по сохранению здоровья детей. Для диагностики состояния здоровья детей проводились регулярно медицинские осмотры,  витаминизация питания. Количество питающихся составляет 83,6%.

  Обучающиеся 8 – 11 классов ежегодно  проходят флюрографическое обследование.

В  школе  функционирует  медицинский  кабинет.

Работа с обращениями и жалобами участников ОП

Основными направлениями деятельности школьного уполномоченного являются:

1. Система правового и психологического сопровождения образовательного процесса.

2. Выявление и сопровождение семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.

3. Модернизация системы мониторинга реализации конституционных прав участников образовательного процесса.

4. Создание механизмов учета мнений детей в решении вопросов, имеющих к ним отношение.

5. Выявление и сопровождение детей инвалидов.

6. Организация постоянно действующего лектория для родителей «Единство прав и обязанностей участников образовательного процесса».

7. Разработка и активизация здоровьесберегающих программ и технологий.

8. Выступление на родительских собраниях и педагогических советах школы по правовой тематике.

9. Совершенствование локальных нормативных актов (Правила школьной жизни, Положение об Уполномоченном, Положение о внешнем виде учащихся и др.).

В 2013 - 2014  учебном году работа Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса в МБОУ СОШ № 37 осуществлялась для достижения следующих задач:

  1. Защита прав и законных интересов ребёнка.
  2. Профилактика нарушений прав ребенка.
  3. Оказание помощи родителям (законным представителям) и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
  4. Регулирование взаимоотношений в конфликтных ситуациях.
  5. Правовое просвещение участников образовательного процесса.

Поставленные задачи решались следующим образом:

  1. Своевременное информирование участников образовательного процесса об их правах.
  2. Индивидуальные беседы с участниками образовательного процесса по вопросам прав и защиты ребенка.
  3. Консультации по запросам учащихся, родителей (законных представителей) и педагогов.
  4. Проведение мониторинга среди учащихся «Твои права и обязанности».
  5. Проведения тематических правовых бесед, классных часов, лекториев.
  6. Проведены социологические опросы родителей и учащихся в аспекте прав человека.
  7. Проведено анкетирование учащихся о комфортности пребывания учащихся в классном коллективе;
  8. Проведено анкетирование «Удовлетворённость обучающихся учебным процессом».
  9.  Проводились ролевые игры с обучающимися начальных классов по правам ребенка.
  10.  Диспуты в старшей школе « Имею право и обязан».
  11. В рамках проведения «Недели права», «Я и Закон», выпущены стенгазеты по правовой тематике и толерантности, проведены классные часы 5,8-9классы «Мои права и обязанности: сфера и границы прав».

Основными проблемами общеобразовательного учреждения являются:

  1. пассивность родительской общественности;
  2. низкая мотивация к процессу обучения учащихся.

Трудности в работе  школьного   Уполномоченного   по   правам   ребенка   возникают в силу  следующих противоречий:

1.В основе процесса обучения и воспитания школьников должно быть сотрудничество: «ученик – учитель», «учитель- родитель», «ученик-учитель-родитель».

Противоречие: неготовность родителей, педагогов, и школьников признавать свои ошибки, и единственный способ разрешения конфликтных ситуаций - жалобы директору.

2.Гипертрофированное представление  детей  о своих  правах.

Противоречие: неисполнение учениками своих обязанностей, нарушение  прав  других сторон: одноклассников, учителей.

3. Обращение за помощью к  уполномоченному.

Противоречие: восприятие уполномоченного как "карательный орган”, т.е. неправильное понимание функции уполномоченного.

Уполномоченным по защите прав участников образовательного процесса  в течение года посещались квартиры  опекаемых детей. Акты обследования находятся у инспектора по охране прав детства О. В. Мироненко, а также представлены в Департамент образования г. Шахты.

В микрорайоне МБОУ СОШ № 37 проживает 10 детей, оставшихся без попечения родителей и находящиеся под опекой, 8 из которых обучаются в МБОУ СОШ № 37.

Детей-сирот не выявлено.

ФИО ребенка

Дата

рождения

класс

Домашний адрес

ФИО

опекуна

1

Михайлина

Екатерина

Андреевна

22.06.2010

-

ул. Мешкова 15, кв.3

Киселева

Лиана

Евгеньевна

2

Иванова

Рима

Владимировна

24.07.2003

1 «В»

ул. Мичурина 18, кв.2

Мановская

Наталья

Васильевна

3

Жданова

Анна

Александровна

13.10.2005

2 «Б»

ул. Нариманова, 26

Семерникова

Людмила

Владимировна

4

Кательникова

Екатерина

Валерьевна

30.06.2004

3 «А»

ул. Нариманова, 39

Володина

Ирина

Николаевна

(тетя)

5

Торшин

Игорь

Александрович

6.08.2004

3 «Б»

ул. Искра 63, кв.38

Торшина

Мария

Владимировна

(бабушка)

6

Усов

Иван

Витальевич

3.06.2003

4 «В»

ул. Нариманова, 30

 Баландина

Светлана

Владиславовна

(дв. сестра)

7

Жбанов

Кирилл

Константинович

16.05.2002

5 «А»

ул. Искра 5, кв.8

Жбанова

Людмила

Валентиновна

(бабушка)

8

Крикунова

Надежда

Михайловна

30.09.2001

6 «Б»

ул. Татаркина 6, кв.26

Яковенко

Наталья

Васильевна

(бабушка)

9

Ряжских

Виктория

Витальевна

23.07.1997

10

ул. Макаренко, 5

Потатуева

Вера

Павловна

(тетя)

10

Басова

Диана

Романовна

18.07.1996

Училище №38

ГОУ НПО

пр. Ленинского

Комсомола 31, 3

Богой

Зинаида

Викторовна

(бабушка)

В целях защиты детей, оставшихся без попечения родителей  проводится регулярный контроль за условиями проживания и содержания несовершеннолетних. При посещении составлялись акты жилищно-бытовых условий, проводились беседы с опекунами по поводу должного выполнения своих обязательств.

Классными руководителями организовывалась целенаправленная работа с детьми: стремились вовлечь детей в общественную жизнь класса, школы, заинтересовать их работой в кружках, оказывали необходимую помощь, обеспечивали питанием.

В целях профилактики правонарушений применялись различные формы внеклассной работы, цель которых было формирование мотивации навыков здорового образа жизни.

Благодаря  проделанной работе за 2013 – 2014 учебный год правонарушений с участием детей, оставшихся без попечения родителей и их опекунами не выявлено.

Анализ обращений от участников образовательного процесса

Основная работа Уполномоченного - рассмотрение обращений и жалоб участников образовательного процесса.

В 2013 – 2014 учебном году было рассмотрено 10 обращений (2 обращения носили консультативный характер). Основные причины обращения: конфликтные и спорные ситуации - «ученик-ученик», «учитель-ученик», психическое и физическое насилие (между учащимися).

Повод обращения родителей:

  • просьба в разрешении конфликтной ситуации между учащимися, учителем;
  • нарушение прав ребенка.

Поводы обращений учителей:

  • некорректное поведение родителей по отношению к педагогическим  работникам школы;
  •  нарушение прав детей;
  • оскорбительное поведение учащегося по отношению к учителю.

Поводы обращений учащихся:

  • нарушение прав детей со стороны учащихся;
  • психологическое насилие.

В своей деятельности Уполномоченный руководствуется международными актами по правам человека, Конституцией РФ, Законам РФ «Об образовании», Уставом школы.

Большинство устных обращений учащихся касалась посягательства учителей на свободное время детей. Затягивание урока после звонка на перемену, домашнее задание на каникулы.

В этом учебном году было  обращение по поводу нарушения этики поведения учителя, т.к. уполномоченным ведется разъяснительная работа среди учителей о недопустимости нарушений норм этики, обращая особое внимание на корректное, выдержанное, толерантное отношение к поведению и мнению обучающегося.

В защиту прав несовершеннолетних обращаются законные представители детей, обычные граждане, должностные лица, сами несовершеннолетние.

Анализ поступивших обращений свидетельствует о том, что права детей, в значительном количестве случаев нарушают их же одноклассники. Уполномоченному удалось добиться конкретных положительных результатов, путем проведения консультаций и индивидуальных бесед с учащимися и их родителями.

Выявленные нарушения не остаются без внимания администрации школы, всего педагогического коллектива. Ежемесячно проводятся дисциплинарные линейки, на которых администрация школы не только награждает победителей различных мероприятий, но и ведет разъяснительную работу по соблюдению прав и обязанностей участников образовательного процесса.

Деятельность Уполномоченного по правам участников образовательного процесса не может быть эффективной при отсутствии поддержки со стороны учеников, преподавателей, администрации и родителей в стремление создать правовое пространство в системе школьного образования.

Несмотря на то, что работа Уполномоченного по разъяснению действующего законодательства, оказанию посильной помощи в защите прав участников образовательного процесса в 2013 - 2014 учебном году можно оценить как удовлетворительную, необходимо также отметить, что очень важно преодолеть скептическое отношение к проблеме прав и свобод человека, и не сводить ее только к решению межличностных конфликтов.

Как видно из приведенных выше данных, наибольшее количество обращений связанно с межличностными взаимоотношениями в системе «ученик – учитель».

Всего обращений

учащиеся

учителя

родители

консультация

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол - во

%

12

100%

3

25

4

33,3

3

25

2

16,7

Меры,  принимаемые   по обращениям:

1. Содействие разрешению конфликтной ситуации, в том числе путем проведения переговоров с участниками конфликта, внесения письменных рекомендаций, обращенных к сторонам конфликта и предлагающих меры для его решения;

2. Осуществление разъяснительной работы среди участников образовательного процесса МБОУ СОШ № 37 о правах и законных интересах ребенка.

      Наличие учащихся с девиантным поведением оказывает негативное

воздействие на учеников, легко подающихся чужому влиянию (ведомых). Работа по профилактике девиантного поведения учащихся проводится совместно с педагогом–психологом школы, Советом по  профилактике правонарушений.  Школьный  Уполномоченный   по   правам   ребенка  содействует решению конфликтных ситуаций, которые нарушают  права ребенка.

Отчёт

по работе с обращениями

Проблемы

Результативность

Клюшина Жанна Викторовна, учитель физики

1

Количество обращений – 12

- от учащихся (от 10 до 16 лет) - 3

из них: устных обращений- 3

письменных обращений- 0

- от родителей (от 25 до 50 лет)  - 5

из них: устных обращений- 4

письменных обращений- 1

- от учителей (от 23 до 56 лет) - 4

 из них: устных обращений- 3

письменных обращений- 1

 Конфликтные ситуации по всем категориям урегулированы

1.1.

Состав заявителей по гендерному признаку

-учащиеся: (мальчики - 1,  девочки - 2)

-матери - 5

-бабушки - 0

-опекуны (попечители) - 0

-классные руководители - 4

2

Обращения связаны с конфликтами:

- между учащимися - 3

- между учащимися и педагогами - 7

- между детьми и родителями - 0

3

Количество  консультаций по правовым вопросам - 1

постановление № 23 от 16.01.2014 года Правительства Ростовской области «Об установлении требований к одежде обучающихся государственных и муниципальных  общеобразовательных организаций в Ростовской области»

4

Разрешение конфликтных ситуаций:

- школьными уполномоченными по правам ребенка - 7

- с привлечением администрации ОУ - 2

- с привлечением муниципальных органов - 0

- с привлечением социально-  психологической службы - 1

2 обращения не имеют отношения к конфликтным ситуациям:

  1. Гоголкина Л. А. - председатель родительского комитета 9 «Б»;
  2. Мироненко О. В. - инспектор по охране прав детства МБОУ СОШ №37.

5

Темы обращений учеников:

  1.  1) имеет ли право администрация школы ограничивать количество сдаваемых ЕГЭ;
  2. 2) обязательна ли школьная форма;
  3. 3) имеет ли право учитель, администрация школы не допустить к занятиям при отсутствии второй обуви.

6

Темы обращений родителей (лиц их заменяющих):

  1. просьба в разрешении конфликтной ситуации между учащимися.
  2. имеет ли право учитель забрать телефон (планшет) на уроке;
  3. соблюдение прав обучающихся при проведении ГИА.

7

Темы обращений учителей:

  1. имеет ли право учитель удалить с урока в случае нарушения дисциплины обучающимся;
  2. имеет ли право учитель не допустить к уроку в случае опоздания обучающегося на урок;
  3. нарушение прав детей на образование;
  4. оскорбительное поведение учащегося по отношению к учителю.

8

Мероприятия по осуществлению межведомственного взаимодействия

9

Участие в реализации программ по профилактической направленности:

  1. участие в заседаниях «Совета профилактики»;
  2. рейды по неблагополучным семьям, семьям учащихся группы риска (совместно с инспектором по охране прав детей);
  3. обследование условий жизни опекаемых детей  (совместно с инспектором по охране прав детей).

10

Меры, принимаемые уполномоченными по правам ребенка по обращениям:

1) проведение переговоров с участниками конфликта, внесения устных и письменных рекомендаций, обращенных к сторонам конфликта и предлагающих меры для его решения;

2) осуществление разъяснительной работы среди участников образовательного процесса МБОУ СОШ № 37 о правах и законных интересах ребенка.

\

11

Просветительская деятельность уполномоченных по правам ребенка:

  1. выступления на заседаниях МО классных руководителей «Правовая страничка»;
  2. консультации по запросам учащихся, родителей (законных представителей) и педагогов;
  3. разработка материалов к  тематическим родительским собраниям;
  4. памятки для детей «Шесть ступенек к разрешению конфликта».

12

Какая работа со средствами массовой информации проводилась школьными уполномоченными (дата, №, название газеты)

13

Сколько и какие мероприятия правового просвещения были проведены по группам участников образовательного процесса (с родителями, учащимися, педагогами):

С родителями - 4

  1. анкетирование  «Школьная жизнь глазами родителей»;
  2. индивидуальное консультирование родителей по вопросам прав ребенка (3);

С учащимися – 8

  1. анкетирование «Школьная жизнь глазами детей»;
  2. анкетирование «Удовлетворённость обучающихся качеством образовательного процесса»;
  3. классный час в 5-6 классе «Мой режим дня»;
  4. классный час в 5-6 классе «Имею право на права»;
  5. в рамках проведения «Недели права»  выпущены стенгазеты по правовой тематике и толерантности;
  6. внеклассное занятие  для 1-2 классов «Изучаем права человека»;
  7. внеклассное занятие в 3-4 классе: «Урок доброты»;
  8. ролевая игра в старших классах «В кругу семьи».

С педагогами – 10 (6 заседаний МО «Правовая страничка)

  1. беседы с классными руководителями и учителями - предметниками  по адаптации обучающихся 1-х, 5-х классов;
  2. выступление на педагогическом совете «Проблемный  ребенок в классе»;
  3. выступление на родительском собрании «Права, обязанности и ответственность участников образовательного процесса»;
  4. выступление на МО (в течении года) классных руководителей по вопросам:
  • Конвенция ООН и права ребёнка;
  • Уголовный кодекс РФ (ст.117 «Истязание», ст.110 «Доведение до самоубийства», ст.131-134 о преступлениях сексуального характера);
  • Семейный кодекс РФ: ст.19-39 (обязанности родителей, насилие над детьми);
  • Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 №223 – ФЗ (Ст. 56 «Право ребенка на защиту»; ст. 57 «Право ребенка выражать свое мнение»;
  • Уголовный кодекс Российской Федерации (ст. 137-1 «Разглашение сведений, составляющих медицинскую тайну»);
  • Гражданский кодекс Российской Федерации (Ст.150.1. Право на медицинскую тайну», Ст. 61. Медицинская тайна);
  • ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение (УК РФ);
  • семейный кодекс РФ (СК РФ) от 29.12.1995 N 223-ФЗ;
  • Конвенция ООН. Статья 31. Право ребенка на отдых и досуг.
  • Закон «Об образовании». Статья 51 - гарантирует право на охрану здоровья обучающихся воспитанников.
  • «Федеральный закон» от 24 июля 1998 №124-ФЗ с изменениями от 20 июля 2000г. «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ».
  1. выступление на педагогическом совете «Рациональная (здоровьесберегающая) организация урока»;

14

     Анализ  работы Уполномоченного по разъяснению действующего законодательства, оказанию посильной помощи в защите прав участников образовательного процесса в 2013 - 2014 учебном году можно оценить как удовлетворительную, но необходимо также отметить, что очень важно преодолеть скептическое отношение к проблеме прав и свобод человека, и не сводить ее только к решению межличностных конфликтов.

Основными проблемами общеобразовательного учреждения являются:

  • пассивность родительской общественности;
  • низкая мотивация к процессу обучения обучающихся.

Трудности в работе  школьного   Уполномоченного   по   правам   ребенка   возникают в силу  следующих противоречий:

  1. В основе процесса обучения и воспитания школьников должно быть сотрудничество: «ученик – учитель», «учитель - родитель», «ученик-учитель-родитель».

Противоречие: неготовность родителей, педагогов, и обучающихся признавать свои ошибки, и единственный способ разрешения конфликтных ситуаций - жалобы директору.

2.Гипертрофированное представление  детей  о своих  правах.

Противоречие: неисполнение обучающимися своих обязанностей, нарушение  прав  других сторон: одноклассников, учителей.

3. Обращение за помощью к  уполномоченному.

Противоречие: восприятие уполномоченного как «карательный орган», т.е. неправильное понимание функции уполномоченного.

Для решения данных вопросов необходимо продолжить активизировать работу по следующим направлениям:

  1. правовое просвещение участников образовательного процесса;
  2. обучение  учащихся, педагогов, родительской общественности бесконфликтному  выходу из «острых» ситуаций;
  3. консультативная деятельность;
  4. продолжение работы правового лектория.

В 2014 – 2015 учебном году определяются следующие основные направления работы:

1. Система правового и психологического сопровождения образовательного процесса.

2. Выявление и сопровождение семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.

3. Модернизация системы мониторинга реализации конституционных прав участников образовательного процесса.

4. Создание механизмов учета мнений детей в решении вопросов, имеющих к ним отношение.

5. Выявление и сопровождение детей инвалидов.

6. Организация постоянно действующего лектория для родителей «Единство прав и обязанностей участников образовательного процесса».

7. Разработка и активизация  здоровьесберегающих программ и технологий.

8. Выступление на родительских собраниях и педагогических советах школы по правовой тематике.

9. Совершенствование локальных нормативных актов ОУ.

Директор  МБОУ СОШ №37 ____________________ (В. Д. Панчук)

Уполномоченный

по правам ребёнка    ___________________________ (Ж. В. Клюшина)