Дистанционное образование

Абдулаева Елена Владимировна

Материал по дистанционному образованию для детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл distantsionnyy_urok.pptx55.47 КБ
Файл vystuplenie_do.docx24.03 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация дистанционного обучения географии

Слайд 2

Дистанционное обучение – комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям-инвалидам с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). Для осуществления дистанционного обучения необходимо мультимедийное оборудование (компьютер, принтер, сканер, веб-камера и т.д.), с помощью которого будет поддерживаться связь ребенка с центром дистанционного обучения.

Слайд 3

Направления организации дистанционного обучения Свободный темп работы, неограниченный временными рамками; Удобное для учащегося место занятий, домашняя обстановка; Модульность обучения, где каждый отдельный курс создаёт целостное представление об определённой области знаний; Личностно-ориентированный подход в обучении; Разнообразие педагогических технологий, использование различных методов, форм и средств взаимодействия в процессе самостоятельного, но контролируемого освоения знаний, умений и навыков.

Слайд 4

Дистанционный урок - Урок с использованием учебного материала либо полностью размещенного в Интернете в виде специальных тематических web-страниц, при этом учащиеся полностью удалены от учебных ресурсов и дистанционного учителя, либо очный урок с использованием удаленных ресурсов Интернет, при этом учитель и учащиеся находятся в одном классе. Это форма организации дистанционного занятия, проводимая в определенных временных рамках, при которой педагог руководит индивидуальной и групповой деятельностью учащихся по созданию собственного образовательного продукта, с целью освоения учащимися основ изучаемого материала, воспитания и развития творческих способностей

Слайд 5

типы дистанционных уроков Первый тип дистанционных уроков заключается в том, что и учитель (локальный координатор), и учащиеся удалены друг от друга, но при этом пользуются уроком, предварительно размещенным в Интернете. Второй тип дистанционных уроков заключается в том, что учитель и ученики находятся в одном классе, а информационные ресурсы, которыми они пользуются в течение урока от них удалены. Третий тип дистанционных уроков это размещение учебной информации на учебном сайте и учебная игра в Сети.

Слайд 6

Дистанционный учитель - автор урока Он проводит подготовительную работу по созданию учебного образовательного ресурса.

Слайд 7

Образовательный ресурс урока может содержать: Инструкцию для учащегося по работе с представленным ресурсом (материалом к урока); Методически грамотно структурированный учебный материал, снабженный иллюстрациями, презентациями, теоретическим и практическим материалом, аудио- и видео ресурсы; Задания для закрепления и контроля знаний, умений, навыков (тесты, практические работы, электронные рабочие тетради); Задания для проверки усвоения с возможностью самоконтроля; Ссылки на электронные образовательные ресурсы, которые ученик должен изучить на этом уроке; Возможность выбора индивидуальной траектории учения (базовый, средний и продвинутый уровень) Дополнительный (занимательный) материал к уроку, для более глубокого изучения темы. Задания творческого содержания по созданию учащимися образовательного продукта; Средства связи с учителем (электронная почта, форум, чат), обеспечивающие возможность задать вопрос учителю, получать от него указания, оперативно выполнить самопроверку.

Слайд 8

Образовательные ресурсы урока могут быть представлены в виде текстовых документов ( doc , PDF, …) презентаций Power Point в демонстрационной версии, аудио- и видеофрагментов, интерактивных карт, интерактивных заданий. тестовых заданий различной структуры (в виде множественного выбора, с ответом в краткой форме, на установление соответствий и.т.д. ), электронных рабочих тетрадей, Flash – анимаций

Слайд 9

Этап урока План урока Ссылка на образовательный ресурс/ краткая характеристика. Вид дистанционного урока презентация Водная часть Тема урока, цель, задачи ( или что узнаем на уроке) Основная Повторение домашнего задания Подготовка в новой теме, актуализация знаний… Получение новых знаний Тест (О чём, название) ссылка Видеоматериал (название , о чём) ссылка Лекция, задания разной сложности - ссылка Рефлексия Кроссворд, ссылка Вывод Домашнее задание Ссылки, как будут предоставлены для проверки.



Предварительный просмотр:

«Организация дистанционного обучения географии в МОУ «СОШ № 1 г. Ртищево Саратовской области»»

  выступление учителя географии   МОУ «СОШ № 1 г. Ртищево» Абдулаевой Е.В.

                                                     в рамках работы районного семинара  учителей географии

        Проблема образования детей с ограниченными возможностями имеет статус национального приоритета. Поэтому для её реализации необходимо воспользоваться социально-инновационными технологиями и практическими навыками, используя отечественный и зарубежный опыт. Это позволит раскрыть необходимый обществу индивидуальный потенциал каждого человека.   Поскольку у людей с ограниченными возможностями расширяются другие каналы восприятия мира, обостряются другие чувства, необходимо предоставить им возможность общаться на уровне современного общества, задействовать их интеллектуальный потенциал, чтобы развивать участие инвалидов в нашей жизни. Эффективным средством организации образования детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные учреждения и нуждаются в обучении на дому, является развитие дистанционной формы их обучения с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.

          Дистанционное обучение – комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям-инвалидам с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). Для осуществления дистанционного обучения необходимо мультимедийное оборудование (компьютер, принтер, сканер, веб-камера и т.д.), с помощью которого будет поддерживаться связь ребенка с центром дистанционного обучения. В ходе учебного процесса проходит как общение преподавателя с ребенком в режиме онлайн, так и выполнение учащимся заданий, присланных ему в электронном виде, с последующей отправкой результатов в центр дистанционного обучения. Дистанционное обучение детей – инвалидов  рекомендуется осуществлять индивидуально.

       Необходимым условием организации дистанционного обучения является активное включение в деятельность родителей обучающихся. Эта особенность, как правило, реализуется через согласование с родителями индивидуального образовательного маршрута и единой программы воспитания, обучение родителей информационно-коммуникативным технологиям. Со стороны родителей или лиц их заменяющих необходима заинтересованность к урокам в дистанционном режиме. На начальном периоде обучения, при освоении работы на компьютере нужно помогать ребёнку выполнять  учебные действия, осваивать умения и навыки работы в электронной оболочке. Данная технология может быть использована и при обучении школьников, временно не посещающих учебное заведение по медицинским показаниям.   

        В таком случае можно рекомендовать следующие направления организации дистанционного обучения:

- Свободный темп работы, неограниченный временными рамками;

- Удобное для учащегося место занятий, домашняя обстановка;

- Модульность обучения, где каждый отдельный курс создаёт целостное представление об определённой области знаний;

- Личностно-ориентированный подход в обучении;

- Разнообразие педагогических технологий, использование различных методов, форм и средств взаимодействия в процессе самостоятельного, но контролируемого освоения знаний, умений и навыков

         Стоит отметить, что при наличии возможности следует также обеспечивать участие детей-инвалидов вместе с другими детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий.                                                                                                                                    

     Конечно же, есть и определённые трудности.  Среди них выделяются:

- недостаточное владение компьютером учащихся и их родителей;

- методические особенности при подготовке;

- техническая сторона преподавания;

- психологичекие особенности детей.

         На сегодняшний день в России с помощью дистанционного обучения можно получить не только среднее, но и высшее образование – в программы дистанционного обучения активно включились многие отечественные вузы.

Пока в Интернете размещено очень мало примеров дистанционных уроков, тем не менее этот раздел телекоммуникационных технологий обучения интенсивно разрабатывается. Дистанционный урок – урок с использованием учебного материала либо полностью размещенного в Интернете в виде специальных тематических web-страниц, при этом учащиеся полностью удалены от учебных ресурсов и дистанционного учителя, либо очный урок с использованием удаленных ресурсов Интернет, при этом учитель и учащиеся находятся в одном классе. В настоящее время существует три типа дистанционных уроков. Первый тип дистанционных уроков заключается в том, что и учитель (локальный координатор), и учащиеся удалены друг от друга, но при этом пользуются уроком, предварительно размещенным в Интернете. Второй тип дистанционных уроков заключается в том, что учитель и ученики находятся в одном классе, а информационные ресурсы, которыми они пользуются в течение урока от них удалены. Третий тип дистанционных уроков это размещение учебной информации на учебном сайте и учебная игра в Сети. При этом учащиеся могут по-настоящему играть с «Проверялкиным» – специальным учебным конструктором, размещенным в Интернете.  

Дистанционный урок − это форма организации дистанционного занятия, проводимая в определенных временных рамках, при которой педагог руководит индивидуальной и групповой деятельностью учащихся по созданию собственного образовательного продукта, с целью освоения учащимися основ изучаемого материала, воспитания и развития творческих способностей .

Дистанционный учитель - автор урока. Он проводит подготовительную работу по созданию учебного образовательного ресурса. Цель дистанционного урока: освоение учебных программ с использованием дистанционных технологий, с целью формирования у учащихся навыков творческого, критического мышления, в значительной степени повышающего уровень ИКТ-компетентности, которая позволит им рационализировать учебную деятельность, относиться к ней осмысленно, самостоятельно ее организовывать и регулировать. В процессе обучения учащийся приобретает навык самостоятельного проектирования индивидуальной образовательной стратегии. При этом ориентация учащегося на прозрачно представленные критерии оценивания предполагает более тонкую детализацию самого процесса учебной деятельности, что опосредованно способствует развитию навыка рефлексии.

Виды дистанционных уроков

1. Анонсирующие занятие. Цель - привлечение внимание учащихся, обеспечение мотивации для активной учебной деятельности. Может быть записано на компакт-диск и выставлено в исходном и заархивированном виде на сайт для свободного доступа и пересылки.

2. Вводное занятие. Цель - введение в проблематику, обзор предстоящих занятий. Может быть проведено на материале из истории темы и опираться на личный опыт учащихся. Может быть записано как видеолекция, например, в формате AVI.

3. Индивидуальная консультация. Отличается предварительной подготовкой вопросов. Предлагаются проблемы и пути поиска решений. Учитываются индивидуальные особенности учащихся. Может проводиться индивидуально по электронной почте или по технологии ICQ.

 4. Дистанционное тестирование и самооценка знаний.

5. Выполнение виртуальных лабораторных работ.

 6. Чат-занятия - учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. Для проведения чат-занятий заранее составляются расписание этапов и вопросы-проблемы. Стенограмма чата затем анализируется, анализ рассылается учащимся с комментариями преподавателя.

 7. Синхронная телеконференция. Проводится с использованием электронной почты. Она характерна структурой и регламентом. Предварительно моделируется, преподаватель делает заготовки и продумывает возможные реакции на них учащихся. Синхронные семинары могут проводиться с помощью телевизионных видеоконференций и компьютерных форумов.

Благодаря участию Саратовской области в государственной программе «Доступная среда» в 2012 году  МОУ “СОШ № 1 г. Ртищево” становится муниципальным центром  дистанционного образования детей – инвалидов. 12 учителей школы прошли  КПК по программе «Новые информационные технологии в организации образовательного процесса детей с ОВЗ с использованием дистанционных образовательных технологий». В 2013 году было получено оборудование для реализации дистанционного обучения детей – инвалидов. Это 10 рабочих мест педагога: сканеры, принтеры, микрофоны, колонки, фотоаппараты, планшеты, наушники, видеокамера. Также получено и установлено  5 рабочих мест    ученика с полным программным обеспечением по географии, истории, биологии, физике, математике. В матбуках установлена программное обеспечение живая математика, живая география и логомир, которые используются не только для дистанционного обучения, но и на уроках. Школа реализует дистанционную форму обучений детей, которая является частью инклюзивного образования.

Образовательный ресурс урока может содержать: -  

Инструкцию для учащегося по работе с представленным ресурсом (материалом  к урока);

Методически грамотно структурированный учебный материал, снабженный иллюстрациями, презентациями, теоретическим и практическим материалом, аудио- и видео ресурсы;

Задания для закрепления и контроля знаний, умений, навыков (тесты, практические работы, электронные рабочие тетради);

Задания для проверки усвоения с возможностью самоконтроля;

Ссылки на электронные образовательные ресурсы, которые ученик должен изучить на этом уроке;

Возможность выбора индивидуальной траектории учения (базовый, средний и продвинутый уровень) Дополнительный (занимательный) материал к уроку, для более глубокого изучения темы. Задания творческого содержания по созданию учащимися образовательного продукта;

Средства связи с учителем (электронная почта, форум, чат), обеспечивающие возможность задать вопрос учителю, получать от него указания, оперативно выполнить самопроверку;

Конференцию для проведения уроков и консультаций с несколькими учениками одновременно (Skype или mail-агент);

            Образовательные ресурсы урока могут быть представлены в виде: текстовых документов (doc, PDF, …) презентаций Power Point в демонстрационной версии, аудио- и видеофрагментов, интерактивных карт, интерактивных заданий. тестовых заданий различной структуры (в виде множественного выбора, с ответом в краткой форме, на установление соответствий и.т.д. ), электронных рабочих тетрадей, Flash–анимаций.

 Предложена структура ДУ.

Этап урока

План  урока

Ссылка на образовательный ресурс/ краткая характеристика.

Вид дистанционного урока

презентация

Водная часть

Тема урока, цель, задачи ( или что узнаем на уроке)

Основная

Повторение домашнего задания

Подготовка в новой теме, актуализация знаний…

Получение новых знаний

Тест (О чём, название) ссылка

Видеоматериал (название , о чём) ссылка

Лекция, задания разной сложности - ссылка

Рефлексия

Кроссворд, ссылка

Вывод

Домашнее задание

Ссылки, как будут предоставлены для проверки.

Информация может быть размещена и на личном сайте учителя, где рекомендуется создать закладку «Дистанционное обучение детей с ОВЗ».