Тема статьи: "Дети с негативистической демонстративностью".

Шурыгина Владислава Павловна

Дети с негативистической демонстративностью.

Демонстративность - особенность личности, связанная с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Его утрированные эмоциональные реакции служат средством достижения главной цели - обратить на себя внимание, получить ободрение. Негативизм распространяется не только на нормы школьной дисциплины, но и на учебные требования учителя. Не принимая учебные задачи периодически «выпадая» из процесса обучения, ребенок не может овладеть необходимыми знаниями и способами действий, успешно учиться.

Этот вариант развития детей с особенно высокой потребностью во внимании со стороны окружающих, выражающейся в резкой демонстративности поведения. В случае, если ребёнок не обладает выдающимися способностями, демонстративность реализуется в сознательном нарушении правил поведения, которое служит безотказным средством привлечения к себе внимания.

Младший школьник нарочно нарушает именно общие нормы поведения. Взрослые делают ребёнку замечания, наказывают его, но парадоксальным образом те формы обращения, которые взрослые используют для наказания, оказываются для ребёнка поощрением. Истинным наказанием является только лишение внимания. Внимание же — в любых формах — выступает как безусловная ценность. Любые эмоциональные проявления взрослого, как положительные (похвала, одобрение, улыбка), так и отрицательные (замечания, наказания, крик, ругань) служат подкреплением провоцирующего демонстративного поведения ребёнка. Ребенок действует по принципу: «лучше пусть ругают, чем не замечают.

Источником демонстративности, ярко проявляющейся уже в дошкольном возрасте, обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, «недолюбленными». Бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования проявляются, как правило избалованными детьми.

При этом варианте развития демонстративный ребенок для привлечения к себе внимания окружающих использует нарушение правил поведения. Он изображает себя «ужасным ребенком», поскольку уверен в том, что никаким другим способом ему не удалось бы выделиться, стать заметным, реализовать свою демонстративность. Взрослые своей реакцией это "поддерживают": они ругают шалуна и читают ему нотации, пока он безобразничает, и с облегчением забывают о нем, как только он прекращает свои бесчинства.

Парадоксальным образом, формы обращения, используемые взрослыми в качестве наказания, для демонстративного ребенка становятся поощрением. Истинным наказанием может быть только лишение его внимания, т. к. любые эмоциональные проявления взрослого воспринимаются ребенком как безусловная ценность, независимо от того, выражаются ли они в положительной форме (улыбка, одобрение, похвала) или в отрицательной (замечание, наказание, ругань). А так как положительной реакции добиться труднее, чем отрицательной, ребенок избирает более простой путь.

Как обращаться с «негативистом». При негативном самопредъявлении рекомендации просты, хотя следовать им не всегда бывает легко. Основной принцип – это четкое распределение и регуляция внимания к ребенку по формуле: внимание уделяется ему не тогда, когда он плохой, а тогда, когда он хороший. Главное здесь – замечать его именно в те минуты, когда он незаметен, не скандалит и не пытается привлечь к себе внимание хулиганскими выходками. Как только такие выходки начинаются, любые замечания нужно свести к минимуму. Очень важно, чтобы взрослые отказались от бурных эмоциональных реакций, поскольку их-то ребенок и добивается. Активное эмоциональное отношение к проделкам демонстративного негативиста – это по сути дела не наказание, а поощрение. 

Если проступок настолько серьезен, что оставить его без внимания невозможно, то наказание должно быть предельно безэмоциональным. Например, если ребенок хочет смотреть телевизор – выключить его, отсоединить шнур и спрятать, заявив: «До завтра телевизор смотреть не будешь», а затем не обращать внимания на все недовольства и крики о том, что он «разыщет шнур», «разобьет и выбросит телевизор» или тому подобное.

Удовлетворить ненасытную потребность демонстративного ребенка во внимании к себе бывает очень непросто. Необходи­мо найти сферу, в которой он может реализовать свою демонстративность. Для этого наиболее пригодны различные виды художественной деятельности (в широком смысле слова). Выражая себя в творчестве, ребенок тем самым привлекает внимание окружающих к своим эмоциональным проявлениям, фантазиям и т. п. Для демонстративного ребенка особо благоприятны, а иногда практически незаменимы теат­ральные занятия. Но самое главное - снять или хотя бы ослабить подкрепление неприемлемых форм поведения. Задача взрослых - обходиться без нотаций и назиданий, не обращать внимания на легкие проступки, как можно менее эмоционально делать замечания и наказывать.

Такие дети эгоцентричны, постоянно стремятся вызвать восхищение или хотя бы удивление окружающих, для них чрезвычайно важно производимое на людей впечатление. Большинство таких детей не любят командные игры, особенно если не могут в них быть «лучше всех»; им тяжело слышать, когда хвалят других детей или уделяют им больше внимания; они любят прихвастнуть и с удовольствием выступают перед публикой, ожидая восторгов и похвал.

Оценка окружающих, стремление показать свое превосходство со временем становится навязчивой идеей, в детском саду такие дети становятся либо лидерами, либо активными озорниками. Наиболее неблагополучный вариант развития данного качества, когда ребенок стремится привлечь к себе внимание, сознательно нарушая требования взрослых и установленные правила и порядки в семье в детском саду, в школе .

Чтобы помочь ребенку избавиться от этой деструктивной поведенческой установки взрослым нужно прежде всего пересмотреть собственное поведение по отношению к нему. В том случае, когда ребенку действительно не хватает внимания и любви, нужно постараться восполнить их и избавить малыша от необходимости постоянного болезненного самоутверждения и навязчивого стремления получать похвалы и положительные оценки.

Первый шаг к исправлению негативистической демонстративности у детей – создание таких отношений в семье, когда ребенок будет чувствовать себя нужным и любимым всегда, при любых обстоятельствах. Тогда ребенок не будет так остро нуждаться в постоянном поощрении.

Когда же такое поведение обусловлено чрезмерным вниманием и избалованностью, родителям нужно откорректировать отношения таким образом, чтобы ребенок перестал ощущать себя «центром вселенной» и научился уважать других людей, в том числе и сверстников.

Для достижения успеха и в первом и во втором случае самое главное – это последовательность в поведении взрослых, ведь любое даже казалось бы незначительное отклонение «от курса» сведет все труды на нет.

Как реагировать на «выходки»

Главная рекомендация: обращайте больше внимания на ребенка именно тогда, когда он спокоен, уравновешен и не стремится привлечь к себе внимание эмоциональными и не всегда адекватными выходками. Не ждите, пока он станет добиваться внимания привычным способом – проявите инициативу первыми. Предложите малышу какое-нибудь совместное дело: поиграйте, почитайте, просто поговорите.

Конечно, без «фокусов» на первых порах не обойдется, поэтому важно разработать правильную концепцию поведения и стремиться ее придерживаться в критические моменты. Постарайтесь спокойно реагировать на агрессивные выходки, сведите к минимуму все замечания и тем более не кричите – именно этого дети зачастую и добиваются.