Технологическая карта урока

Русский язык УМК "Гармония"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chintsova_tekhkarta_uroka.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

УМК ГАРМОНИЯ 2 класс

Предмет: Русский язык

Раздел: Слово. Состав слова.

Тема: «Могут ли слова быть родственниками?»

Цель: Создание условий для вовлечения учащихся в активную поисковую деятельность по исследованию языкового материала и установлению взаимосвязи различных родственных слов на основе материала учебника и собственного жизненного опыта.

МКОУ СОШ р.п. Многовершинный Николаевского района Хабаровского края

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

1. Самоопределение деятельности учащихся

Цель: Создание условий для положительного настроя на работу на уроке

        Организационный момент

Проверка выполнения домашнего задания , организация подготовительной работы по определению значения слова

На ранее рассмотренном материале

Наблюдение за правильностью выполнения Д/З – Использование точного по значению слова : Голова ,рот

Почему необходимо точно использовать в речи слова?

Организация игры- разминки на языковом материале предыдущего урока :

Назови слово:

1 Старинная крепость

2. Лодки индейцев

3 Закрывает дверь

4 Их напекла бабушка

Поощрение активности детей

Настрой на дальнейшую поисковую деятельность на уроке

Оформление письменной работы в тетради

Участие в обсуждении правильного выбора слова в соответствии с предложенным текстом:

Вышел из яйца пятый птенец. У него была очень толстая головка , большущий ротик.

Выбор точного по значению слова

С опорой на наглядный материал

  1. Замок
  2. Пироги
  3. Замок
  4. Пироги

Развитие умений каллиграфического письма, орфографической зоркости.

Развитие логического мышления и умений обосновывать свое мнение.

Использование игровой формы работы со словом для активизации познавательного интереса учащихся.

Формирование умений адекватно оценивать собственную учебную деятельность

2. Актуализация знаний учащихся

Цель : создание условий для обобщения знаний, развитие умений сравнивать, обобщать и делать выводы

Организация сравнения и анализа языкового материала

На доске слова

Сахарница, варенье ,солить

*Почему эти слова так называются?

* Соедините слова ( соль,сахар, варить) со словами с которыми они связаны по смыслу.

* Почему мы соединили эти слова?

* Было ли нам трудно выполнить это задание? Почему?

*Чего же мы еще не знаем о словах?

* Что нужно узнать о словах?

Наблюдение, сравнение, выводы :

- От слов сахар – хранение сахара, соль- сделать соленым, варенье – варят.

Практическая работа по установлению связи слов по значению

- Они похожи по смыслу

- Нам было трудно потому ,что мы не знаем почему разные слова могут быть связаны друг с другом.

- Мы узнаем ,почему слова связаны между собой

Мы узнаем, почему слова связаны  можно связать слова друг с другом и какими они могут быть.

Развитие умений наблюдать делать выводы

Развитие логического мышления

Развитие умения поставить учебную задачу и планировать учебную деятельность.

3.  Постановка учебной задачи

Цель : Создание условий для развития умений ставить учебную задачу .

Организация обобщения по итогам сравнительной работы над предложениями.

* На какой же вопрос мы будем искать ответ ?

Варианты целеполагания в рамках данной темы:

 Почему слова связаны друг с другом?

Могут ли слова быть связаны друг с другом?

Развитие умения поставить учебную задачу на основе наблюдений.

4.   Открытие нового знания

Цель : Создание условий для самостоятельного открытия детьми понятия слова- родственники.

Организация дальнейшего наблюдения над словами и установление смысловой зависимости

- Выяснение обстоятельств затруднения :

Варенье сладкое .

Слово конфета ,компот тоже сладкие  Можно ли соединить эти слова  Почему?

Организация работы  по наблюдению и сравнению родословной человека

* Почему соединены все эти люди ?

Слова тоже могут быть …….

Организация работы по уточнению учебной задачи

( На доске тема : Могут ли слова быть ….. ( слово родственниками открывается на этапе открытия нового знания  )

Организация наблюдения за словами:

Конфета ,сахар, варенье

Являются ли эти слова родственниками? Почему?

Что обязательно должно быть у всех слов-родственников?

Организация обобщения и введение нового понятия с опорой на материал учебника

Организация итога работы на данном этапе :

Что нового открыли на урок о словах е? Почему слова являются родственными?

Наблюдение за смыслом слов

Конфета

Компот

 Сравнение слов .Чем похожи ? Чем отличаются ?

У слов разное значение

Слова разные по смыслу

Они все близкие , родственники , одна фамилия, одна семья.

Дети делают вывод ,что слова тоже могут быть родственниками

Сопоставление  «Древа семьи» и Древа словообразования

( на примере слов родственников слова цветок)

Обсуждение вариантов ответа на вопрос:

-Одинаково написаны

-Похожи

-Один смысл

-Одно значение

Наблюдение и сравнение выводов и предположений о родственных словах с использованием учебного материала учебника стр.7 № 282

Уточнение предположений

Можно объяснить с помощью одного слова

Затруднительная ситуация способствует развитию логического ,образного мышления

Развитие умения работать с языковым материалом, наблюдать ,сравнивать.

Опора на жизненный опыт ребенка, через использование понятных зрительных образов

Развитие умений использовать жизненный опыт  как источник знаний по данной изучаемой теме.

Развитие умения  наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщать использованный языковой  материал.

Развитие умений обобщать ,делать выводы.

Развитие умения работать в учебной литературой

5.   Первичное закрепление

Цель : Создание условий для закрепления умений определять родственные слова в практической работе с языковым материалом

Организация наблюдения за словами в № 283 и выбор с обоснованием родственных слов

Рыба, ловить, рыбка, окунь, рыбачить, рыбный

Организация работы по развитию логического мышления.

Какие слова не подходят? ( ловить, окунь)

 Работа по развитию речи и расширению кругозора с использованием сведений из энциклопедии о животных ( окунь)

Организация наблюдения за словами Слова окунёк, улов, окунул являются родственными или нет?

 Допишите в 2,и 3 столбики эти слова и подумайте все ли они являются родственниками? Что они обозначают?

Организация наблюдения

За словами окунул –окунь

                   Ловкий - улов

                     

Написаны похоже, а обозначают разное . Какое значение у слов?

Наблюдение за наглядной схемой «Древо словообразования»

Без чего не вырастет дерево?

Вот и слова не станут родственниками без корней.

Как может называться главная одинаковая часть слов –родственников .

Организация поисковой деятельности учащихся по подбору способов обозначения корня в словах

Сравнение слов по значению, выбор слов  с одним значением , самостоятельная запись в один  столбик

Поиск слов отличающихся по значению (рыба, рыбка, рыбачить, рыбный)

Самостоятельная работа детей и наблюдение за тем, что не всегда близкое по написанию  слово является родственником, т.к. значение у слов разное.

Взаимопроверка работы

 Наблюдение детей:

Некоторые слова  имеют одинаковую часть ,но родственниками не являются, потому имеют разное значение

Без корней.

Корень

Предложение различных вариантов выделения корня в словах

Развитие умений работать с учебной литературой, сравнивать, наблюдать, выбирать  и обосновывать выбор

Развитие навыков грамотного орфографического письма, самостоятельной работы, коммуникативных навыков.

Развитие умений сравнивать и делать выводы

Самостоятельные наблюдения за написанием и значение слов, предположение о названии общей части всех слов - родственников

Развитие аналитических способностей и   создание условий для включения механизмов ассоциативного мышления.

Развитие творческого воображения.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой

Цель: Создание условий для формирования умений самостоятельно делать выбор и обосновывать его при самостоятельной работе

Подтверждение предположений с использованием материала учебника стр 8 № 284 Обозначение корня в словах дугой

Организация работы по составлению памятки с использованием образного персонажа «Ученого»:

« Чтобы найти корень в слове нужно..»

Организация самостоятельной работы по нахождению слов –родственников и выделению общей части слов.

Вариативность работы (для мальчиков и девочек по 1 слову: сахарница или солонка).

Организация наблюдения и развитие логического мышления

Какие слова оказались лишними? Почему?

Использование учебной литературы.

Выводы детей по составлению памятки :

1Подобрать родственные слова,

 2 Выделить  одинаковую часть

Выполнение упражнения №285 самостоятельно.

Подбор родственных слов к словам соль и сахар

Проверка работы.

Выводы о том, что не являются родственниками слова «солнечный, хотя часть «сол»есть, и «сладкий» как сахар

Лишние,т.к. другое значение

Развитие умения самостоятельной практической работы с языковым материалом

Развитие умений обобщать, классифицировать, сопоставлять с образцом самостоятельно находить общую часть родственных слов.

Развитие  речи, умений анализировать  и коммуникативных навыков

Использование здоровьесберегающих приемов работы для уменьшения  умственной нагрузки.

Развитие логического мышления

7.  Включение нового знания в систему знаний

Цель: Создание условий  для развития умений самостоятельно выбирать языковой материал в соответствии с поставленными учебными задачами

Организация наблюдения за  языковым материалом

С. Иванов « Родственники»

- Вы кто такие ?

- Я Гусь,это Гусыня, это наши Гусята, А ты кто?

- Я ваша тётя- Гусеница.

Инсценирование

Найдите родственные слова ,запишите , выделите корень. Какое слово имеет другое значение ?

Организация взаимопроверки

Восприятие языкового материала на слух, определение  родственных слов и обоснование выбора , нахождение лишнего слова ,не являющегося родственным( гусеница)

Выборочная запись родственных слов ,с выделением общей части

Определение лишнего слова ,обоснование выбора

Взаимопроверка.

Развитие умения определять слова-родственники, вести языковой анализ по значению слова

Развитие речи, умений обобщать, делать выводы

Объяснять выбор

Развитие самостоятельности.

Развитие коммуникативных навыков.

8. Рефлексия деятельности

Цель: Создание условий для развития умения анализировать и прогнозировать учебную  деятельность

Организация обобщающего этапа, постановка целей на следующий урок, выяснение трудностей в работе и путей их преодоления, обоснование необходимости дальнейшей работы.

Почему слова могут быть родственниками?Все ли близкие по написанию слова могут быть родственниками? , Что узнали нового о словах, почему было трудно ? Чему еще надо учиться?

Обобщение по итогам урока.

Слова могут быть родственниками Некоторые слова написаны с одинаковой частью ,а обозначают разное ,имеют разное значение ,поэтому родственниками не являются.

Трудно бы , потому что мы только узнали новое о  словах.

Дальше узнавать новое о родственных словах.

Развитие умений обобщать ,анализировать  планировать собственную учебную деятельность ,умений справляться с трудностями, повышение самооценки .

Итог ,Домашнее задание  Выполнение упр. 286 стр 10, часть 2 учебника « К тайнам нашего языка» 2 класс Соловейчик М.С.