Консультация для педагогов

Вахитова Наталия Юрьевна

Роль палчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_pedagogov.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

 «Значение пальчиковых игр»

Воспитатель первой

квалификационной категории

Вахитова Н. Ю.

 «Значение пальчиковых игр» - консультация для педагогов

Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». «Рука – это инструмент всех инструментов», - заключал еще Аристотель. «Рука – это своего рода внешний мозг», - писал Кант.

Эти выводы не случайны. Действительно, рука имеет большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка. Одним из самых распространенных видов пальчиковой гимнастики являются пальчиковые игры.

Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь. Целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии мозга возникают образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, т. е. находят словесное выражение. А происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, считают ученые, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности.

Пальчиковые игры влияют на пальцевую пластику, руки становятся послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых в рисовании, а в будущем и при письме. Ученые рассматривают пальчиковые игры как соединение пальцевой пластики с выразительным речевым интонированием, создание пальчикового театра, формирование образно-ассоциативного мышления. А это значит, что пальчиковая гимнастика влияет не просто на развитие речи, но и на ее выразительность, формирование творческих способностей.

Пальчиковые игры, по мнению ученых, – это отображение реальности окружающего мира - предметов, животных, людей, их деятельности, явлений природы. В ходе игры дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

В своей практике, я использую стишки, четверостишья. (Демонстрация карточек).

«Пальчиковый театр»

Интересным упражнением в пальчиковой гимнастике является пальчиковый театр. Перед вами лежат персонажи из известной сказки. Отгадайте её. Я предлагаю вам сделать инсценировку этой сказки. Сказка «Колобок». Слова автора читает ведущая, роли героев исполняют педагоги младших групп. А теперь скажите, пожалуйста, что развивает пальчиковый театр. (Ответы педагогов.)

Он позволяет инсценировать рифмованные истории, сказки при помощи пальцев, чем и привлекает детей. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д. В возрасте 5-6 лет мастерство пальчикового театра готовит руку к письму.

Спектакли на пальчиках рекомендуется показывать ребенку с самого раннего возраста. Пальчиковому театру  придают большое значение, так как это упражнение:

• стимулирует развитие мелкой моторики;

• знакомит ребенка с такими понятиями как форма, цвет, размер;

• помогает развивать пространственное восприятие (понятия: справа, слева, рядом, друг за другом и т. д.);

• развивает воображение, память, мышление и внимание;

• помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции;

• формирует творческие способности и артистические умения;

• знакомит с элементарными математическими понятиями.

Игры с пальчиковым кукольным театром развивают у ребенка любознательность, воображение, коммуникабельность, интерес к творчеству, помогают справиться с застенчивостью, способствуют развитию памяти, внимания, усидчивости, расширению кругозора.

«Счётные палочки»

В пальчиковой гимнастике можно использовать счетные палочки. Оперируя ими по заданию педагога, дети знакомятся с геометрическими фигурами, на основе которых построены все остальные. Фигуры сопровождаются стихотворениями для того, чтобы у ребенка возникал не только зрительный образ предмета, но и слуховой.

• Выкладываются простые геометрические фигуры (квадрат, треугольник, которые затем усложняются).

• Выкладываются фигуры по заданному образцу.

Перекладывая палочки, дети развивают мелкую мускулатуру кисти.

Перед педагогами лежат счётные палочки и образец постройки. Им предлагается выложить по образцу заданную картинку.

Упражнения со счетными палочками готовят дошкольников к овладению счетом.

При составлении фигурок из палочек можно давать детям следующие задания

• Сосчитать палочки, из которых выполнена фигура.

• Если фигура выполнена из разноцветных палочек, то сосчитать палочки каждого цвета.

• Сосчитать геометрические фигуры, изображающие предмет (сколько треугольников, квадратиков).

• Сосчитать уголки (острые и тупые, входящие в фигуру).

• Самому придумать и сложить фигуру.

В упражнениях для пальчиковой гимнастики можно использовать семена растений, пуговицы, кубики и другие предметы.

• Выкладывание горохом, бобами фигур по нарисованному контуру.

• Смешать белую и красную фасоль и попросить ребенка разобрать ее по цвету.

• Выбрать камушки определённого цвета.

• Выложи дорожку красного цвета. (Перед педагогами лежит горох для выкладывания, камушки разного цвета, кубики).

«Шнурочки»

Цель игры: Выполнить шнуровку. В старшем возрасте шнуровка усложняется. Перед «шнурочками», предлагается игра «Бусы». Она способствует развитию мелкой моторики, ловкости, гибкости кисти.

«Разноцветные прищепки»

Суть игры состоит в том, чтобы научить ребенка самостоятельно прикреплять прищепки. Чтобы игра была интересной для ребенка, можно прикреплять прищепки по тематике (то есть лучики солнцу, иголки к ежику, дождик к тучке, травку к земле и тому подобное; для этого нужно, соответственно, сделать заготовки к Солнцу, ежику и т. д.). Можно поиграть в игру «Повесь бельё». Натянуть шнурок, (его держат два ребёнка) и повесить на него прищепки. Педагоги выполняют задания.

«Трафареты»

Начинать рекомендуется с трафаретов для внутренней обводки (так как ребенку легче обводить внутри, чем снаружи) и с самых простых форм (например, круг или квадрат). Трафареты должны быть достаточно объемными (можно вырезать их из куска линолеума).

Развитию мелкой моторики способствуют:

- лепка;

- рисование;

- конструирование;

- аппликация;

- собирание пазлов;

- собирание мозаик.

Развитие пальцевой моторики положительно сказывается на становлении речи, необходимой при письме, рисовании, любой игровой и бытовой деятельности. Тренировка пальцев через определенные зоны в коре головного мозга стимулирует подвижность органов артикуляции, делая речь ребенка более четкой и правильной. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Регулярное повторение двигательных упражнений для пальцев способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Кисти рук становятся боле подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.