Каталог статей


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

 

В условиях поиска более современных форм и методов работы с целью повышения уровня образования повысился интерес к интерактивным технологиям, использование которых способствует эффективности усвоения учебного материала. Одним из актуальных нововведений стало активное использование интерактивной доски как средства повышения интенсификация процесса обучения за счет интерактивности, наглядности и динамичности подачи материала.

Использование интерактивной доски является эффективным средством вовлечения учащихся в активный процесс познания на основе использования интерактивных способов обучения, что позволяет создать условия, способствующие формированию и развитию различных компетенций учащихся.

Интерактивные доски есть во многих учреждениях образования нашей республики, но не везде ими активно пользуются. Во-первых, интерактивная доска работает лишь при наличии проектора, и некоторые  учителя просто боятся такого сложного и дорогостоящего оборудования. Во-вторых, для работы с доской необходимо лицензионное программное обеспечение, найти его не просто да и опыта работы с подобным обеспечением у учителей нет, в программе курсов повышения квалификации этот вопрос не затрагивается.

На сегодняшний день наиболее популярным программным обеспечением для интерактивной доски является комплекс «Notebook», активно использующийся для создания поурочных интерактивных заданий, проведения научно-исследовательских конференций, открытых уроков, мастер-классов.

Программная оболочка «Lynx 4» проста в применении, удобный интерфейс облегчает процесс создания интерактивных заданий. Данное программное обеспечение позволяет одновременно работать с текстом, графическим изображением, видео и аудиоматериалами, управляя процессом работы с помощью указки по сенсорной поверхности доски. «Lynx 4» позволяет заблаговременно подготовить и импортировать прямо во время занятия в структуру файлов-страниц тексты, фотографии, рисунки, схемы, диаграммы и т.д. Большое количество подобных материалов доступны в коллекции «Проводник», имеющейся в самой программе.

Возможность анимации, перемещение объектов, изменение и выделение наиболее значимых элементов при помощи цвета, шрифта позволяют задействовать визуальные, аудиальные, а также кинестетические каналы усвоения информации, что особенно актуально для учащихся средних классов, для которых именно кинестетический способ восприятия информации является наиболее эффективным. Рассеянные ученики лучше воспринимают информацию, размещенную на  большом экране, это активизирует их воображение, и усвоение материала не вызывает затруднений. Школьники работают сообща, придумывают и обсуждают новые идеи, комментируют изображение. Дети учатся успешно проявлять свою самостоятельность, сотрудничать с одноклассниками и учителем, развивают коммуникативные качества. В результате повышается мотивация и активизируется познавательная деятельность учащихся. Создание на уроках и во внеурочной деятельности доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества поднимает авторитет детей среди одноклассников, помогает верить в себя.

Особыми преимуществами обладает интерактивная доска для обучения иностранным языкам. Заранее подготовленные тематические тексты, обучающие и проверочные упражнения, иллюстрации, аудио и видеоматериалы служат опорой для введения или активизации материала урока, повторения и закрепления речевых моделей и грамматический структур, совершенствования навыков чтения и восприятия иноязычной речи на слух, контроля и самоконтроля знаний.

Во время презентации грамматического явления можно представить схему, используя разные цвета для привлечения внимания учащихся к тому или иному аспекту. Часть материала можно скрыть, используя функцию «шторка». При изучении отдельных речевых конструкций целесообразно использовать тесты с пропусками, которые позволяют контролировать сформированность грамматических навыков быстро и эффективно.

Функция клонирования позволяет увеличить количество одинаковых объектов. На их материале можно не только вводить новые лексические единицы, но и обучать постановке вопроса, составлению высказывания, организации речевой ситуации, что способствует развитию коммуникативных умений. Особое внимание следует уделить работе с аудио и видеоматериалами. В отличие от программной оболочки "Notebook”, где процесс прослушивания и просмотра непрерывен, "Lynx 4” дает возможность работать с фрагментами аудиотекста и видиофильма, останавливаться, повторять, возвращаться к нужному моменту, что облегчает процесс восприятия и понимания иноязычной речи. На интерактивной доске можно захватывать видео изображения и отражать их статично, чтобы иметь возможность обсуждать и добавлять к ним свои комментарии.

Кроме того, программная оболочка "Lynx 4” позволяет четко структурировать занятия. Возможность сохранять уроки, дополнять их записями улучшает способ подачи материала. Страницы можно просматривать в любом порядке, демонстрируя определенные темы и возвращаясь к изученному материалу, а рисунки и тексты перемещать с одной страницы на другую. Очень удобно размещать иллюстрированные задания на слайде при выполнении тестовых заданий и самостоятельных работ или в рамках обобщающего урока. Большой экран и наглядность позволяют разрешить вечную проблему раздаточного материала. Работа с интерактивной доской обеспечивает преемственность, полноту и согласованность логической подачи материала при изучении языковых аспектов и совершенствовании умений и навыков учащихся, а также в процессе формирования социокультурной компетенции для презентации страноведческого материала по географии, культуре, истории, традициям стран изучаемого языка. Необходимую информацию можно найти непосредственно в процессе работы с доской, т.к. программная оболочка "Lynx 4” снабжена функциями «Поиск» и «Поиск Google».

            Систематическая работа с  интерактивной доской обеспечивает целостность и последовательность усвоения учебного материала, предоставляет учащимся возможность для проявления самостоятельности, как в выборе тестов, так и в способах выполнения заданий, содействует повышению мотивации, созданию оптимальных условий для самоконтроля.

Анализ уроков и интерактивных заданий к ним, доказывает, что использование интерактивной доски позволяет включить всех учащихся в процесс познания на максимальном для каждого обучающегося уровне успешности, стимулировать развитие мыслительной и творческой активности, интенсифицировать процесс обучения, способствовать увлечению предметом, созданию наилучших условий для овладения навыками говорения и восприятия речи на слух, что обеспечивает в конечном счете эффективность усвоения материала на уроках иностранного языка.

Использование интерактивной доски в учебном процессе значительно повышает эффективность усвоения материала учащимися при значительной экономии времени, а также мотивирует учеников на получение знаний и успешность. Работа на уроке становится живым действием, вызывающим у ученика неподдельную заинтересованность, а также способствует совершенствованию практических знаний и речевых умений, развитию социокультурной компетенции учащихся, совершенствованию навыков общения на иностранном языке.

Наряду со многими преимуществами, подготовка урока с использованием интерактивной доски является трудоемким процессом и требует больших затрат времени. Применение ее на уроке должно быть дозированным. Согласно нормативной документации требуется учитывать, что при компьютерном сопровождении уроков общее время работы ученика с компьютером не должно превышать 15-20 минут, то есть менее половины урока. Можно использовать компьютер и интерактивную доску фрагментами по 2 - 5 минут, распределяя время взаимодействия детей с компьютерными программами в режиме фронтальной деятельности на протяжении всего урока. Для групповой формы обучения можно организовать компьютерную поддержку в рамках одного урока с помощью метода проектов или приема обучения в сотрудничестве. Интерактивная доска в этом случае может быть использована как для постановки проектных задач перед классом, так и для презентации результатов проекта отдельными группами, причем есть возможность переносить изображение с доски на локальные компьютеры и обратно, что увеличивает эффективность работы.

Опыт работы с интерактивной доской подтверждает эффективное положительное влияние сочетания ее возможностей и реализации дидактических принципов новизны, наглядности, коммуникативной активности, межпредметных связей, интерактивности,  обратной связи, сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы, а также личностно-ориентированного обучения.

Таким образом, педагогические возможности электронной доски как средства обучения по ряду показателей намного превосходят возможности традиционных средств реализации учебного процесса, способствуют  совершенствованию учебного процесса, активизируют и делают творческой самостоятельную и совместную работу учащихся и учителя. Благодаря интерактивной доске дети с большим удовольствием учатся и их результаты улучшаются.



Предварительный просмотр:

                              Современный урок английского языка

         Современное образование столкнулось со сложнейшей проблемой – не просто обучением подрастающего поколения, но и сохранением у него устойчивого здоровья. Оказалось, что готовность к интеллектуальным нагрузкам связана не только с умением читать и писать, но и с уровнем здоровья ребенка.     На бытовом уровне понятием «здоровье» обозначают обычно не только отсутствие болезни; смысл этого слова перекликается с  представлением о силе, об устойчивости человека, о его способности приспособиться к жизни, а также о его адекватности. Факторы, влияющие на здоровье школьника, можно разделить на 3 категории: неизбежные, корректируемые, устранимые.

     Изучив данную проблему, мы решили, что в школе необходимо создать здоровьесберегающее образовательное  пространство с обязательным использованием педагогами здоровьесберегающих технологий.

     Современный урок английского языка характеризуется большой интенсивностью и требует от ученика концентрации внимания, напряжения сил. При проведении урока мы должны целесообразно обратить внимание на следующие аспекты урока:

  • Гигиенические условия;
  • Однообразность урока способствует утомляемости школьников, нужно помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Нормой считается 4-7 видов за урок;
  • Здесь мы видим, что смена деятельности должна происходить через каждые 7-10 минут;
  • Что касается видов преподавания, то, их не должно быть больше трёх на уроке;
  • Также смена видов преподавания должно происходить через каждые 10-15 минут;
  • Для того, чтобы способствовать активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся нужно использовать активные методы, не забывать про эмоции;
  • Сейчас широко используются ИКТ и учитель должен уметь пользоваться ими;
  • Дети не должны быть избыточно напряжены, не должны бояться учителя. Осанка должна быть правильной, но не напряжённой;
  • Также мы можем использовать песни, считалки, игры при проведении физкультминутки. Можем включить музыку Моцарта во время проведения творческой работы;
  • На уроках мы берём тексты о ЗОЖ, вреде курения, правильном питании, плюсы и минусы Макдональдса;
  • Одним из главных принципов учебной деятельности – это надо учиться весело, чтоб хорошо учиться, тогда будет;
  • Благоприятный климат на уроке, служит одним из показателей успешности его проведения. Учитель должен давать оценку деятельности учащихся;
  • Урок полноценен, если на нем были эмоционально-смысловые разрядки: улыбки, шутки, поговорки;
  • Окончание урока играет важную роль;
  • В конце урока не забудьте прокомментировать деятельность учащихся, а также ответить на вопросы;
  • В конце урока, стоит обратить внимание не только на состояние учащихся, но  и на состояние учителя!;
  • Анализ урока лучше начать с позитивных моментов, следует избегать переходов к обсуждению личностных особенностей.  



Предварительный просмотр:

Метод проектов в преподавании английского языка

Метод проектов возник еще в начале века, когда умы педагогов, философов были направлены на то, чтобы найти способы, пути развития активного самостоятельного мышления ребенка, чтобы научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает им школа, а уметь применять эти знания на практике. 

Метод проектов нашел широкое применение во многих странах мира, главным образом, потому, что он позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей вокруг решения одной проблемы, дает возможность применить полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи.

Зачем нужен метод проектов в преподавании английского языка и как он может быть использован с учетом специфики предмета? Какие проблемы можно решать доступными учащимся языковыми средствами? Необходимо говорить о коммуникативной компетенции как одной из основных целей обучения английскому языку. Целью обучения во всех типах школ является не система английского языка, а иноязычная речевая деятельность. 

Английский язык - элемент культуры. Он функционирует в рамках определенной культуры, следовательно, мы должны быть знакомы с особенностями этой культуры, с особенностями функционирования английского языка в этой культуре, то есть речь идет о необходимости формирования страноведческой компетенции. 
Предметом речевой деятельности является мысль. Язык же - средство формирования и формулирования мысли. Отсюда следуют методические выводы: 
1. Чтобы сформировать у учащихся необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности, сформировать лингвистическую компетенцию на уровне, определенном программой и стандартом, необходима активная устная практика для каждого ученика группы английского языка.

2.Чтобы сформировать у учащихся коммуникативную компетенцию вне языкового окружения, недостаточно насытить урок английского языка условно-коммуникативными или коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно предоставить им возможность мыслить, решать какие-то проблемы, которые порождают мысли  рассуждать на английском языке, над возможными путями решения этих проблем с тем, чтобы учащиеся акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а английский язык выступал в своей прямой функции - формирования и формулирования этих мыслей. 

3. Чтобы учащиеся воспринимали английский язык как средство межкультурного взаимодействия, необходимо не только знакомить их со страноведческой тематикой. Необходимо искать способы включения их в активный диалог культур, чтобы они на практике могли познавать особенности функционирования английского языка в новой для них культуре.

Основная идея подобного подхода к обучению английского языка, таким образом, заключается в том, чтобы перенести акцент со всякого рода упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами. 


Только метод проектов может позволить решить эту дидактическую задачу и соответственно превратить уроки английского языка в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные для учащихся проблемы с учетом особенностей культуры страны и по возможности на основе межкультурного взаимодействия. На таких уроках английского языка всегда должен присутствовать предмет обсуждения.

 Как уже говорилось, в основе проекта лежит какая-то проблема. Чтобы ее решить, учащимся требуется не только знание английского языка, но и владение большим объемом разнообразных предметных знаний, необходимых и достаточных для решения данной проблемы. Кроме того, учащиеся должны владеть определенными интеллектуальными, творческими, коммуникативными умениями. 


Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В курсе английского языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводился с учетом практической значимости для изучающего английский язык.

Модернизация школьного образования, которая проводится в нашей стране, подразумевает, прежде всего, обновление содержания. В связи с этим особое внимание уделяется созданию условий для развития творческого личностного потенциала учащихся и расширению возможностей углубленного образования, в том числе языкового. Такие условия складываются на билингвальной основе, что означает обучение предмету и овладение знанием в определенной области на основе взаимосвязанности использования родного и иностранного языка в качестве средства образовательной деятельности. 




Предварительный просмотр:

                   

                                                                                     “ Великая цель образования – это не знания,

                                                                                                       а действия.”

                                                                                                                        Гербер Спенсер.

      Главное направление новых стандартов – усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться.

      Хорошо понятно, что общие идеи, красной нитью проходящие через стандарты, родились не сегодня – они уже много лет живут в умах и делах педагогов, психологов, методистов, учителей и целых педагогических коллективов. Вот тезис, который давно в психологии обучения является основополагающим: ” Ребенок в процессе обучения должен быть не объектом, а субъектом учебной деятельности.”

      Что мы чаще всего обнаруживаем на рабочем традиционном уроке? Учитель объявляет тему, говорит, чем предстоит заниматься, что-то объясняет, проверяет восприятие материала, организует тренировку в применении сведений, потом проверяет домашнюю работу и т.д. Кем же при такой организации обучения является ученик – субъектом учебной деятельности ( т.е. тем, кто учится ) или её объектом ( тем, кого учат)? Конечно объектом. Общество не удовлетворено постановкой обучения, так как вышедший из школы выпускник чаще всего не готов к дальнейшему самостоятельному обучению, к переосмыслению и пополнению знаний, к освоению новых областей деятельности. В свою очередь выпускник начальных классов плохо готов к самостоятельной учёбе в средней школе.

       Вот почему в обновленных стандартах образования ставится вопрос об оптимизации обучения, о более полном, системном переходе от былого “знаниевого” подхода к деятельностному.

       В основе традиционного обучения лежит идея о независимости развития от обучения. Согласно этой теории циклы развития всегда предшествуют циклам обучения. Формулу этой теории можно представить так:

                   

                 обучение  > естественное развитие= зона актуального развития

     

 Такое обучение следует за естественным развитием ребенка и использует те познавательные возможности, тот уровень, который школьник при этом достигает. Достигнутый таким образом уровень определяется исследователями как зона актуального развития. Учителю приходится опираться на принцип доступности, который реализуется через обучение от простого к сложному и от “ близкого к далекому.” Согласно этому принципу , на каждой ступени образования школьникам дается лишь то , что им посильно в данном возрасте.

       В 30-х годах прошлого столетия известный отечественный исследователь Лев Семёнович Выготский разработал новую модель обучения, которая опережает развитие. Соотношение их можно представить следующим образом:

                   

                              развитие > обучение = зона ближайшего развития

     

         Согласно этой теории обучение не есть развитие, но “правильно организованное”, оно ведет за собой детское умственное развитие, развивает ряд процессов, которые вне обучения вообще сделались бы невозможными. По Л.С. Выготскому , процессы развития идут вслед за обучением, создавая зону ближайшего развития. Оно включает те действия, которые ребенок способен выполнить только в совместной деятельности с учителем. В этой зоне реализуются те познавательные возможности, которые обычно не раскрываются в традиционном обучении.

       Итак, рассмотрим различия традиционного обучения и обучения, основанного на деятельностном подходе.

                                                Традиционное обучение

       1.базируется на принципе доступности;

2. учащийся выступает в роли объекта П Д ;

       3.ориентировано на усвоение определенной суммы знаний;

       4.развивает обыденное мышление, эмпирический способ познания;

       5.решая конкретно-практические задачи, учащиеся усваивают частные способы;

       6.в результате формируется индивид-человек, способный к исполнительской деятельности.              

                         Инновационное, системно - деятельностный подход

1.опирается на зону ближайшего развития;

       2.учащийся действует как субъект собственной учебной деятельности;

       3.нацелено на усвоение способов познания как конечной цели учения;

       4.развивает теоретическое мышление и теоретический способ познания;

       5.на первый план выступают учебные задачи, решая их учащиеся усваивают общие    способы умственной деятельности;

       6.формируется личность, способная к самостоятельной творческой деятельности.

     

       В условиях модернизации общего образования современный Коммуникативно-ориентированный урок представляет собой системное поэтапное использование приемов и методов активизации работы на уроке, которые способствуют более интенсивному общению на английском языке.

       Это упорядоченная модель каждого урока с целью развития коммуникации в 4 видах речевой деятельности: говорении, письме, чтении и аудировании, способствующая эффективному достижению учащимися запланированных результатов в обучении, развитии и формировании его как личности, способной к самостоятельной творческой самореализации в обществе.

       На первый план выступают учебные задачи, решая их обучающиеся усваивают общие способы умственной деятельности. Современное обучение становится инновационным, развивающим и опирается на зону ближайшего развития. Учащийся действует как субъект собственной учебной деятельности, развивая творческий и теоретический способ познания изучаемого материала.

                                     Цель обучения-----Коммуникация.

       Принципы системно-деятельностного подхода, реализуемые на уроках английского языка:

  1. Принцип деятельности: ученик сам добывает информацию в процессе своей учебной деятельности под руководством учителя, приобретая способность к рефлексивному самоопределению и самопознанию.
  2. Раздельно-совместные действия: развитие личностных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий.

           Говорение и письмо – чтение – аудирование

                                         Виды речевой деятельности:

  1. Групповая и парная работа.
  2. Взаимопроверка.
  3. Контроль и обратная связь с учащимися. Самопроверка.
  4. Поиск информации в интернете задания в форме проекта или презентации.

    При систематизации умений можно выделить как минимум несколько:

- предметные умения;

-обще-учебные умения :  умение читать, понимать, запоминать, извлекать необходимую информацию ( учить-учиться);

-интеллектуальные умения;

-коммуникативные умения;

-умения приспосабливаться к изменяющимся жизненным ситуациям.

       Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, над предметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности.

                                      Перед нами ставятся задачи:

*научить получать знания (учить учиться);

*научить работать и зарабатывать (умение для труда);

*научить жить (учение для бытия);

*научить жить вместе (учение для совместной жизни).

       Современный урок – это урок, характеризующийся следующими признаками:

1.Главной целью урока является развитие каждой личности в процессе обучения и воспитания.

2.На уроке реализуется личностно-ориентированный подход к обучению.

3.На уроке реализуются идеи гуманизации и гуманитаризации образования.

4.На уроке реализуется деятельностный подход к обучению.

5.Организация урока динамична и вариативна.

6.На уроке используются современные педагогические технологии.

       Последовательно рассмотрим все условия, соблюдения которых деятельностный подход требует.

1.Наличие познавательного мотива и конкретной учебной цели.

       На каждом уроке такой мотив реализуется в учебной цели – осознание того вопроса, на который требуется , интересно найти ответ.

       Любой учитель начальных классов сегодня может назвать тот способ, который позволяет выполнить указанное условие. Это – постановка учебной задачи или создание проблемной ситуации. Постепенно становится аксиомой: “ Прежде чем вводить новое значение, надо создавать ситуацию…необходимости его появления.”(Г.А.Цукерман)

Одним из приемов создания проблемных ситуаций: введение в учебники персонажей, которые ведут между собой диалог, высказывая разные точки зрения. Вопрос” Кто прав?” становится отправной точкой дальнейшего поиска.

       Можно применять такие приемы создания проблемной ситуации:

Побуждающий диалог – постановка проблемной ситуации, основанной на противоречии между житейским и научным фактом и вызывающей удивление у детей . Постановка учебной задачи, основанной на противоречии между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя и вызывающей затруднения у детей.

       Существуют следующие методы решения учебной проблемы:

Побуждающий от проблемной ситуации диалог ( общее побуждение, подсказка, сообщение ).

Подводящий к открытию знания диалог (система посильных ученику вопросов и заданий, которые постепенно приводят ученика к осознанию темы урока ).

                      Необходимо использовать виды продуктивных заданий :

Формулирование вопросов по теме урока.

Создание опорного сигнала: схема, таблица, опорные слова.

Создание художественного образа: метафора, загадка, стихотворение, сказка.

       Какие же способы мотивации деятельности детей, формирования активной познавательной позиции использованы в учебниках системы “ Школы 2000-2100”. Вот наиболее распространенные:

*вопросы, суждения, ошибки персонажей;

*задания, для выполнения которых недостает знаний;

*заголовки-вопросы;

*наблюдения за фактами, в том числе за ошибками, для объяснения которых нужны новые сведения и др.

2.Выполнение действий для приобретения недостающих знаний.

       Сущность второго условия реализации деятельностного подхода хорошо раскрывает Г.А.Цукерман:” Не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…”

       Названное условие тесно связано с первым , оно как бы продолжает его: возникла необходимость в новой информации – предпринимаются шаги для её приобретения.

3.Выявление и освоение способа действия для осознанного применения знаний ( для формирования осознанных умений ).

       При деятельностном подходе к обучению основные усилия учителя должны направляться на помощь детям не в запоминании отдельных сведений, правил, а в освоении общего для многих случаев способа действия. Заботится надо не просто о правильности решения той или иной конкретной задачи, не просто о правильности результата, а о правильном выполнении необходимого способа действия. Верный способ действия приведет к верному результата.

4.Формирование самоконтроля – как после выполнения действий, так и по ходу.

       Четвертое условие связано с особой ролью в формировании умения проверять свою работу..

5.Включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

       Деятельностный подход есть основа концепции развивающего образования в любом его варианте – будь это система Д.Б.Эльконина –В.В.Давыдова, система Л.В.Занкова, или любой современный учебно-методический комплект (УМК) традиционной системы:” Школа 2100”, “Начальная школа XXI века ”,  “ Гармония”, “ Школа России” и другие. Во всех системах и УМК на первом месте стоит не накопление у учащихся знаний, умений и навыков в узкой предметной области, а становление личности, её “ самостроительство” в процессе деятельности ребенка в предметном мире, причем не только в индивидуальной, а в совместной, коллективной деятельности.

       Какие же изменения происходят в структуре уроков? Как построить и провести урок, чтобы ученик стал субъектом учебной деятельности, чтобы он а результате её достиг желаемых результатов и целей ? Ведь главной целью в преподавании для меня , как и для каждого учителя является залог успешности каждого урока, чтобы учащиеся полученные знания умели использовать не только на уроках, но и в жизни.

       Передо мной встала проблема, как организовать по-новому учебный процесс, чтобы заинтересовать каждого учащегося, развивать индивидуальные познавательные способности каждого ребенка и помочь ему познать себя. Именно деятельностный метод обучения помог решить эту проблему.

        Деятельностная технология обучения обеспечивает включение детей в учебно-познавательную деятельность. При данном подходе ребенок не просто усваивает знания, а “ открывает” их в процессе собственной деятельности. Задача учителя при введении нового материала заключается в организации коллективно-поисковой деятельности детей, чтобы дети сами “ додумались” до решения ключевой проблемы урока и сами объяснили , как надо действовать в новых условиях.

           Структура урока , построенного на основе деятельностного метода, имеет следующие этапы:

1.Этап самоопределения к деятельности (организационный момент).

      Цель: включение в учебную деятельность.

2.Актуализация знаний.

       Цель: готовность мышления и осознание потребности построения нового способа действия.

3.Постановка учебной задачи.

       Цель: выявление места и причины знания затруднения, постановка цели урока.

4.”Открытие нового ” (построение проекта выхода из затруднения )

       Цель: построение детьми нового способа действий и формирование способности к выполнению.

5.Первичное закрепление во внешней речи.

       Цель: усвоение нового способа действий.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.

       Цель: применение нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели. Создание ситуации успеха.

7.Включение нового знания в систему знаний и повторение .

       Цель: включение “ открытия”в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

8.Рефлексия деятельности (итог урока).

       Цель: самооценка результатов деятельности. Осознание метода построения, границ применения новых знаний.

       Коммуникативная направленность всех этапов урока позволяет решить учебные задачи и цели урока легко и быстро.

*Учебная деятельность – это управляемый учебный процесс.

*Учебные действия – действия по созданию образа.

*Образ – слово, рисунок, схема, план- клише и т.д

*Оценочные действия – у меня получится! Я умею!

        Это блочная подача материала. Она опирается на три правила :

  • Изучи предмет в целом, дай его характеристику.
  • Раздели предмет на части, изучи каждую отдельно.
  • Соедини изученные части , рассмотри , как они взаимодействуют.

       Коммуникативный системно-деятельностный подход к обучению английского языка позволяет вырабатывать у детей умение учиться:

1.Ставить цели.

2.Планировать и организовывать собственную учебную деятельностью

3.Формирует навыки системной работы, что способствует повышению качества обученности по английскому языку и образования.

       В целом данный подход – модель , которая нацеливает на наиболее эффективное достижение учащимися запланированных результатов в обучении и развитии.

     “ Я знаю последовательность работы по теме и умею работать самостоятельно, работать с источниками информации, я могу разработать проект и публично защитить его.”

       Использование технологии деятельностного подхода позволяет мне проводить интересные уроки, проектировать учебную деятельность, позволяющую получить требуемый результат. Учащиеся учатся высказывать свои суждения, мнения, отстаивать свою точку зрения. У них формируются чувства сопереживания, умение жить и трудиться в коллективе, умение уважать себя, слушать и слышать друг друга.

       В заключении хочется отметить, что технология деятельностного метода применима при работе по любой из действующих образовательных программ для обучения младших школьников. Надеюсь, что выше изложенный материал будет полезен всем практикующим учителям.

       

 

       



Предварительный просмотр:

Специфика изучения иностранного языка в средней школе

Для учащихся средней ступени образования (5-9 классы) характерно развитие внутреннего внимания и активности, чему способствует правильное направление работы на начальной ступени. В равной мере можно говорить и о развивающемся произвольном внимании. Внутреннее произвольное внимание получает свое развитие благодаря тому, что на начальной ступни обучение велось с расчетом на развивающиеся непроизвольное внимание. Это учитывалось как содержанием, так и формами работы. В результате интерес к иностранному языку, как к новому предмету должен усилиться за счет интереса, появившегося к самой деятельности, связанной с изучением лексического, фонетического и грамматического материала на уроке и дома, и к содержанию предмета. Постоянным и все время развивающимся фактором становятся интеллектуальные запросы учащихся. Следовательно, содержание материала и формы работы должны соответствующем образом меняться. Изложение материала должно все более и более приближаться и по своему существу и по формулировкам к научному изложению. Содержание учебных текстов должно соответствовать уровню общего развития учащихся.

Внимание становится более устойчивым, поэтому отпадает необходимость в частой смене видов работы на уроке.

В 7 классе уроки целесообразно строить таким образом, чтобы их можно было классифицировать по преобладающему содержанию: уроки грамматики, лексики; по преобладающему виду работы: уроки аналитического чтения, устной речи, проверки домашнего чтения.

Такой перестройки работы будет соответствовать и сам языковой материал, который в 7 классе становится достаточно сложным и большим по объему.

У учащихся средней ступени обучения уже достаточно развита внутренняя речь, поэтому, читая на родном языке, учащиеся лучше воспринимают и осмысляют содержание прочитанного «про себя». Это, однако, лишь частично относится к иностранному языку. Читая иностранный текст, учащиеся испытывает потребность в громком чтении, чувствуя в этом дополнительную опору для понимания. В отношении трудных учебных текстов это положение остается в силе и в старших классах. Читая легкие тексты, предназначенные для домашнего чтения, в которых почти нет незнакомых слов, учащиеся, как правило, не прибегают к громкому чтению, так как полное артикулирование при недостаточном развитом навыке соотнесения графического и звукового образов слова отвлекает внимание от содержания теста. В этом случае чтение иностранного теста протекает «про себя», и, следовательно, артикулирование ограничивается той степенью его полноты, которая соответствует природе внутренней речи.

Из этого следует, что нужно поощрять громкое чтение иностранного текста; оно крайне необходимо как упражнение в правильном произнесении фонем в потоке речи и для соблюдения связанных с этим закономерностей произношения, свойственных изучаемому иностранному языку. Вместе с тем при чтении легких по языку текстов нужно давать учащимся установку на чтение «про себя», с тем, чтобы усиливать работу над выработкой этого крайне нужного навыка.

Для учащихся средней ступени обучения характерно развитие словесно-смысловой памяти, которая постепенно занимает доминирующее место. Восприятие чисто словесного объяснения все с меньшей степени нуждается в поддержке средствами внешней наглядности. В силу этого объем предлагаемого к изучению и запоминанию материала может быть значительно увеличен. Это увеличение объема материала мотивируется не только развитием словесно-смысловой памяти, как объективным фактором общего развития учащихся, но и тем, что к этому времени учащимися уже накоплены знания определенного лексического и грамматического материала, что методы работы над изучением и запоминанием нового материала становятся иными, так как новый материал в той или иной степени связывается учащимися с ранее изучаемым материалом, вплетается в этот изученный материал, сходный или резко контрастный как по содержанию и функционированию, так и по форме.