Все для Вас воспитатели

Аврамова Зоя Анатольевна

Информация для родителей, успешной адаптации детей в ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Новые подходы к адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения и организация адаптации родителей

Задача: Создать условия для охраны и укрепления здоровья детей, обеспечение эмоционального благополучия в адаптационный период.

Цель: 1 .Помочь ребёнку адаптироваться к новым условиям жизни в дошкольном учреждении с минимальными потерями в физическом и психическом здоровье.

  1. У читывать возрастные возможности детей при формировании навыков самообслуживания, оказывать ребёнку помощь в трудных для него ситуациях, а также формировать у детей привычку к аккуратности и чистоте.

Адаптация - процесс взаимодействия личности с социальной средой, включает условия норм и целостей среды в процессе социализации, а также изменение, преобразования среды в соответствии с новыми условиями.

Адаптация - это не только процесс привыкания ребёнка к дошкольному учреждению на первых порах, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни. Степень адаптации ребёнка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Одной из причин ухудшения здоровья современных детей врачи считают сложность адаптации малышей к детскому саду. Наблюдая за детьми  раннего возраста в период адаптации специалисты установили, следующее:

  1. У детей возникают сдвиги в функциональном состоянии организма, сопровождающего изменением эмоционально - поведенческих реакций.
  2. Отличаются реакции, которые выражаются виде плача, страха, агрессивных действий или общей заторможенности.
  3. Резко снижается аппетит, нарушается продолжительность и глубина сна.
  4. Происходит задержка темпов нервно - психического и физического развития и так далее.

Многочисленными исследованиями показано, что сложности в адаптации у детей возникаю из-за резкого насильственного отрыва его от матери.

Привыкнуть к детскому саду не так-то просто, у ребёнка часто это вызывает стресс. Обусловлено это те, что в корне меняется не только режим дня, привычный с рождения, но и полностью изменяется окружающая ребёнка среда. Большое число незнакомых людей - основная причина возникающего стресса. Ребёнка окружают новые люди и дети, которых он не знал и которые не похожи на его семью.

Чтобы период привыкания к детскому саду прошёл, быстрее и спокойнее используются, различные адаптационные методы и приёмыэто и игры с водой, музыкальные игрушки, пальчиковые игры, колыбельные и так далее. Также одним из методов является метод «песочной терапии». Игры с песком - это проявление естественной активности ребёнка, поэтому нужно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Через игры с песком происходит формирование таких черт личности, как инициативность, самостоятельность, умение решать «проблемы» в игре.

Адаптация ребёнка к детскому саду - это адаптация в первую очередь семьи. Работа по управлению адаптацией семьи должна начинаться:

  1. С первого посещения взрослыми членами семьи дошкольного учреждения - именно тогда у них начинают складываться впечатление об учреждении и его работниках.
  2. Нужно подготовить буклет о детском саде, с описанием режима дня, указанием времени работы дошкольного учреждения, приёма заведующей и так далее.
  3. Знакомство с семьёй важно проводить в неформальной обстановке, чтобы снять скованность, вызвать доверие. Полезно расспросить о ребёнке, его особенностях, о традициях семьи, что любит ребёнок, что умеет и так далее.

Манера говорить любого сотрудника дошкольного учреждения должна внушать доверие и спокойствие и если родители, будут доверять работникам дошкольного учреждения, адаптация ребёнка пройдет быстрее и легче.

В период адаптации проводим такую работу с семьёй:

  1. Индивидуальные беседы с вновь поступившими (подробные сведения о семье, о ребёнке, его навыках, привычках, о состоянии здоровья, есть ли аллергия и так далее).
  2. Ознакомление родителей с памятками, в которых помечены рекомендации о режимных моментах в детском саду, советы по расширению опыта общения и игровых действий у ребёнка.
  3. Знакомство с группой и с теми условиями, где будет находиться ребёнок.
  4. Анкетирование на разные темы.
  5. Посещение семьи - цель - ближе познакомиться с семьёй и ребёнком, выяснить, где и, как спит, ест, какие навыки сформированы, как ласково зовут дома и так далее.
  6. Адаптационный период может, длится от 1-2 до 4-6 месяцев.

В конце адаптации проводим диагностику по каждому ребёнку исходя из адаптационных листов. По диагностике видны результаты, сколько детей прошло адаптацию в лёгкой, средней, тяжелой форме.

Адаптация считается завершенной, если восстановлено всё, что было нарушено с переходом от домашнего воспитания к общественному.



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

 

Условия успешной адаптации детей к ДОУ–

новые подходы в работе воспитателей

 Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада возникла с самого начала существования дошкольных учреждений и продолжает оставаться актуальной в наше время.

Чтобы процесс адаптации прошел более успешно, ДОУ должно вести работу по трем направлениям:

1.     Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе;

2.     Работа с родителями;

3.     Правильная организация игровой деятельности в адаптационный период.

1.     Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит в первую очередь, от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе.

Любой малыш испытывает дискомфорт от размеров групповой комнаты и спальни – они слишком большие. Зрительно уменьшат помещение красивые занавески на окнах, бордюр по верхнему краю стены.

Мебель лучше разместить таким образом, чтобы она образовывала маленькие «комнатки», в которых дети чувствуют себя комфортно. Наличие в группе уголка «уединения». Желательно рядом разместить живой уголок. Растения и вообще зеленый цвет благоприятно влияют на эмоциональное состояние человека.

Необходим в группе физкультурный уголок, который удовлетворял бы потребность детей в движении.

Важна изодеятельность для детей в этот период, чтобы ребенок мог выплеснуть на бумагу свои чувства, т.к. 2-3-летние дети многие еще не говорят. Уголок рисования со свободным доступом детей к карандашам и бумаге решит эту проблему.

В период адаптации надо временно сохранить привычные для ребенка приемы воспитания, даже если они противоречат установленным в детском саду правилам: перед сном можно покачать ребенка, дать игрушку, посидеть рядом, рассказать сказку. Ни в коем случае нельзя насильно кормить или укладывать спать, чтобы не вызвать и не закрепить на долгое время отрицательное отношение к новой обстановке.

Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках дает ему чувство защищенности, помогает быстрее адаптироваться. Психологи рекомендуют чаще использовать элементы телесной терапии (брать ребенка на руки, обнимать, поглаживать).

Ребенку хочется, чтобы мама все время была рядом, поэтому очень хорошо иметь в группе «семейный альбом» с фотографиями всех детей группы и их родителей.

Можно использовать спокойную музыку как фактор, улучшающий эмоциональное состояние и самочувствие ребенка

Умиротворяющее действуют на детей игры с песком и водой (успокаивают и расслабляют). «Песочная терапия» - песок имеет замечательное свойство «заземлять» негативную психическую энергию, стабилизировать эмоциональное состояние.

Очень важно единство требований двух воспитателей и помощника воспитателей.

 

2.     Работа с родителями.

Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей. Идеально установить контакт с родителями еще до поступления в детский сад и дать им рекомендации, как подготовить ребенка к поступлению в детский сад. Но встреча происходит, когда ребенок непосредственно поступает в ДОУ. Поэтому важно давать рекомендации родителям, как помочь ребенку в период адаптации.

Родители, отдавая ребенка в детский сад, испытывают тревогу за его судьбу. Поэтому задача воспитателя – успокоить прежде всего взрослых: выйти навстречу к родителям, назвать свое имя, отчество, пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, рассказать, чем ребенок будет заниматься, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации, выяснить как можно больше об особенностях и привычках ребенка (анкета).

3.     Организация игровой деятельности в адаптационный период

Согласно требований Федерального государственного образовательного стандарта, «развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной».  Особое внимание мы обращаем на безопасность и доступность развивающей среды. Все игрушки хранятся на полках, к которым дети имеют свободный доступ, могут их брать в любое время.

Предметно-развивающая среда в нашей группе обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства для развития детей раннего возраста в соответствии с их особенностями, охраной и укреплением здоровья, возможностью общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможностью для уединения.

Если обстановка в группе будет приближена к домашней, а дети будут ощущать заботу, любовь и тепло ваших сердец и с удовольствием бежать в детский сад, думаю, что основная задача адаптационного периода будет выполнена.

Прием детей в ясельную группу и адаптационный период являются испытанием не только для ребенка, приходящего в ДОУ, но и для самих воспитателей. Успешная работа воспитателей зависит не только от их профессиональных навыков и опыта работы, но и от их мировоззрения, жизненных установок, взглядов, позиций. В условиях каждодневных испытаний на прочность, которые предъявляет к воспитателям период адаптации, на передний план выходят такие личные качества, как твердость духа и уравновешенность.

Как утверждал А.С. Макаренко: «Хороший педагог должен быть хорошим актером». Для того чтобы продемонстрировать ребенку всю гамму разнообразных эмоций (в зависимости от ситуации), воспитатель должен хорошо владеть собой и чутко ощущать потребности ребенка раннего возраста

Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода.

1.Возраст.

2.  Состояние здоровья.

3.  Уровень развития.

4.  Умение общаться со взрослыми и сверстниками.

5.  Сформированность предметной и игровой деятельности.

6.  Приближенность домашнего режима к режиму детского сада.

 

Существуют определённые причины, которые вызывают слёзы у ребёнка:

 

 

- Психологическая неготовность ребёнка к детскому саду. Эта проблема наиболее трудная и может быть связана с индивидуальными особенностями развития. Чаще всего это происходит, когда ребёнку не хватает эмоционального общения с мамой. Поэтому нормальный ребенок не может быстро адаптироваться к ДОУ, поскольку сильно привязан к матери, и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.

 

Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в ДОУ. Эти страхи - одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в саду приводит тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма.

 

- Отсутствие навыков самообслуживания. Это сильно осложняет пребывание ребёнка в детском саду.

 

- Избыток впечатлений. В ДОУ малыш испытывает много новых позитивных и негативных переживаний, он может переутомиться и вследствие этого – нервничать, плакать, капризничать.


- Личное неприятие персонала группы и детского сада. Такое явление не следует рассматривать как обязательное, но оно возможно.

 

Также взрослым надо помнить, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же.

 

Причины тяжелой адаптации к условиям ДОУ

Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада.

Наличие у ребенка своеобразных привычек.

Неумение занять себя игрушкой.

Несформированность элементарных культурно-гигиенических навыков.

Отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми.

 

Памятки для воспитателя:

1. Воспитатели знакомятся с родителями и другими членами семьи, с самим ребенком, узнают следующую информацию:

-какие привычки сложились дома в процессе еды, засыпания, пользования туалетом и т.п.

-как называют ребенка дома

-чем больше всего любит заниматься ребенок

-какие особенности поведения радуют, а какие настораживают родителей.

 

2. Ознакомить родителей с ДОУ, показать группу. Познакомить родителей с режимом дня в детском саду, выяснить, насколько режим дня дома отличается от режима дня в детском садике.

 

3. Дать педагогические рекомендации родителям по адаптации ребенка к новым условиям жизни в ДОУ. Тогда ребенок придет в детский сад более подготовленным

 

4. Уточнить правила в общении с родителями:

-детский сад – это открытая система, в любое время родители могут прийти в группу и находиться там столько, сколько сочтут нужным;

-родители могут забирать ребенка в удобное для них время;

- и т.д.

 

5. Необходимо проявлять радость и заботу при приходе ребенка в группу.

 

6. Необходимо обеспечить стабильность состава воспитателей на период приема и на весь период пребывания детей в ДОУ. В период адаптации и после него категорически запрещается переводы детей в другие группы.

 

7. На период адаптации по возможности необходим щадящий режим.

 

8. Приближенность режима детского сада к домашнему режиму.

 

9. Важно помнить о том, что ребенок должен получать удовольствие от общения с взрослыми и сверстниками.

 

10. Качество адаптации каждого ребенка с оценкой степени ее тяжести обсуждается на педсоветах или медико-педагогических советах.

 

Выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в ДОУ – важнейшее условие, облегчающее ему адаптацию к перемене в образе жизни.