Инновационная деятельность на базе КФУ

Дмитриева Марина Вячеславовна

Тема инновационной деятельности: «Театр для всех» - развитие творческих способностей дошкольников (в том числе детей с ОВЗ) через театрализованную деятельность». 

Стаж работы 32 года.

На высшую категорию аттестовалась в декабре 2014г.  К Республиканской инновационной площадке (РИП) прикрепилась 25.04.2017г. (справка №0.1.2.20.1.01 – 15/162-3)

 

За это время:

1. Прошла курсы повышения  квалификации в ПМЦПКиППРО Института психологии и образования ФГАОУ ВО "Казанский (приволжский) федеральный университет" по теме "Совершенствование профессиональных компетенций музыкальных руководителей дошкольных образовательных организаций в условиях реализации ФГОС ДО" (удостоверение КФУ УПК 056166, регистрационный номер УПК-20-028132  от 06 апреля 2017г).

2. Для слушателей программы повышения квалификации "Совершенствование профессиональных компетенций музыкальных руководителей дошкольных образовательных организаций в условиях ФГОС ДО" подготовила и защитила проектную работу на тему: «Формирование художественно-эстетического развития эмоциональной сферы ребенка через детскую театральную деятельность» в рамках Республиканской инновационной площадки (РИП) Приволжского межрегионального центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ФГАОУ ВО КФУ (6 апреля 2017 г.)

3. Представила опыт работы по теме: «Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений детей с ОВЗ дошкольного возраста»  на региональном семинаре-практикуме «Музыкальная деятельность как средство коррекции речевых нарушений для детей дошкольного возраста», организованной на базе МАДОУ Детский сад присмотра и оздоровления для тубинфицированных детей №60 Нижнекамского муниципального района РТ 26 апреля 2017 года по плану функционирования Республиканской инновационной площадки (РИП) ПМЦПК и ППРО ФГ АОУ ВО КФУ (сертификат участника).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Требования к представлению материалов

1.

ФИО (полностью)

Дмитриева Марина Вячеславовна

2.

Образовательная организация (полное название)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад «Светлячок» общеразвивающего вида» Заинского муниципального района Республики Татарстан 

3.

Педагогический стаж работы

31 год

4.

Категория. Если высшая, указать, подтверждаете (год присвоения) или претендуете на получение

Высшая квалификационная категория по должности «Музыкальный руководитель»  

2014 год

5.

Контактный телефон

8-917-905-20-50

6.

Электронная почта

maruna_dm@mail.ru

7.

Тема инновационной деятельности

«Театр для всех» - развитие творческих способностей дошкольников (в том числе детей с ОВЗ) через театрализованную деятельность».

Год

Месяц

Форма участия, тема

2017

апрель

Участие в региональном семинаре-практикуме на базе МАДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления для тубинфицированных детей №60» НМР РТ по теме «Музыкальная деятельность как средство коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста».

Выступление, статья и презентация:  «Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений детей с ОВЗ дошкольного возраста»

2017

2017

2017

апрель-май

июнь-июль

июль-август

Разработка учебно-тематического планирования по театральному кружку для всех детей (в том числе детей с ОВЗ) «Театр Петрушки»

Разработка методического обеспечения авторской программы  «Развитие творческих способностей через театральную деятельность  для всех детей (в том числе детей с ОВЗ)»

Разработка конспектов по рабочей программе «Развитие творческих способностей через театральную деятельность  для всех детей (в том числе детей с ОВЗ) в возрасте 5-7 лет

2017

сентябрь-ноябрь

Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации программы «Развитие творческих способностей через театральную деятельность  для всех детей (в том числе детей с ОВЗ)»

2017

в течении года

Апробация авторской программы «Развитие творческих способностей через театральную деятельность  для всех детей (в том числе детей с ОВЗ)»

2018 (первое полугодие)

январь

Корректировка авторской программы

2018

февраль

Презентация  авторской программы «Развитие творческих способностей через театральную деятельность  для всех детей (в том числе детей с ОВЗ)» на педсовете ДОУ

2018

март

Презентация  авторской программы «Развитие творческих способностей через театральную деятельность  для всех детей (в том числе детей с ОВЗ)» на методическом объединении музыкальных руководителей города

2018

апрель

Презентация  авторской программы «Развитие творческих способностей через театральную деятельность  для всех детей (в том числе детей с ОВЗ)» на городском семинаре.

2018

апрель-май

Мастер-класс по  авторской программе «Развитие творческих способностей через театральную деятельность  для всех детей (в том числе детей с ОВЗ)» для слушателей КПК РТ



Предварительный просмотр:

ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

Институт психологии и образования

Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации

и профессиональной переподготовки работников образования

Проектная работа

Формирование художественно-эстетического развития эмоциональной сферы ребенка через детскую театральную деятельность.

Выполнила:

Дмитриева Марина Вячеславовна, музыкальный руководитель, высшая квалификационная категория МБДОУ «Детский сад «Светлячок» общеразвивающего вида» Заинского муниципального района РТ

Слушатель курсов повышения квалификации музыкальных руководителей  ДОО по проблеме «Совершенствование профессиональных компетенций музыкальных руководителей дошкольных образовательных организаций в условиях реализации  ФГОС»

 

Проектная работа допущена к защите

Руководитель проектной работы

Исламова Г.Г.,  старший преподаватель отделения дошкольного и начального образования ПМЦПКиППРО

                      «    » 2017г.

г. Казань – 2017 г.

Оглавление

Введение        3

1. Актуальность проекта        4

2. Цель и задачи проекта        4

2.1 Цель проекта        4

2.2 Задачи проекта        4

2.3. Целевая группа проекта        5

3. Проектное решение (основные идеи проекта, отражающие его новизну)        5

4. Жизненный цикл  и этапы реализации проекта        7

5. Программа проектных мероприятий        7

6. Ожидаемые результаты реализации проекта        9

7. Риски реализации проекта и пути их преодоления        10

Заключение        11

Список использованных документов и источников информации        12

Приложение 1        13

Приложение 2        19


Введение

Эмоциональное развитие детей – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога.

Л.С. Выготский.

Художественно-эстетическое развитие эмоциональной сферы рассматривается как развитие творческого потенциала, развитие образного, ассоциативного мышления, развитие самостоятельной и творческой активности под влиянием театральной деятельности.

С развитием эмоциональной сферы, дошкольник начинает чувствовать  более рационально, учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей, то есть чувства подчиняет мышлению.

Детская театральная деятельность способствует эффективному решению этой задачи. Ребенок учится различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику и пантомимику, сопереживать, сочувствовать литературному герою, передавать в театральных этюдах, упражнениях различные эмоциональные состояния.

Художественно-эстетическое развитие воспитывает способность воспринимать, чувствовать, творить, понимать прекрасное в жизни и искусстве. Побуждает самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты.         


1. Актуальность проекта

Проблема развития эмоциональной сферы дошкольников является актуальной, поскольку в настоящее время учеными, психологами (А.Н. Леонтьев, X. Джайнотт и др.) установлено много случаев нарушения развития эмоций у детей дошкольного возраста. Эти нарушения мешают нормальному психическому, умственному, физическому, эмоциональному развитию ребенка. Среди различных способов коррекции эмоциональных трудностей театрализованная деятельность занимает существенное место, так как этот вид пользуется особой любовью у детей. Соответственно организованная психолого-педагогическая работа в этом направлении может не только обогатить эмоциональный опыт дошкольника, но и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки личностного развития.

2. Цель и задачи проекта

2.1 Цель проекта

Создать каждому ребенку, (в том числе и детям с ограниченными возможностями здоровья) в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, творческой самореализации. Обеспечить художественно-эстетическое развитие эмоциональной сферы ребенка через детскую театральную деятельность.

2.2 Задачи проекта

  1. Формировать основные навыки психических процессов и качеств (восприятия, памяти, внимания, наблюдательности, воображения, коммуникабельности, смелости публичного самовыражения, способности к импровизированному творческому поведению).
  2. Развивать музыкально-творческие способности через театральную деятельность.
  3.  Воспитывать творческую инициативу у детей в процессе музыкально-театральной деятельности, развивать эмоциональную сферу как важнейшую основу внутреннего мира.
  4. Создавать условия для реализации совместной с родителями деятельности. Подобрать средства коррекции эмоционального неблагополучия: (организовать досуговую, театрализованную, игровую и другие виды деятельности детей, направленные на развитие эмоциональной сферы детей).

2.3. Целевая группа проекта

Целевой группой являются дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, музыкальный руководитель, педагог-психолог, логопед, родители.

3. Проектное решение (основные идеи проекта, отражающие его новизну)

Создание развивающего цикла занятий для детей старшего дошкольного возраста. Приобретенный художественно-эстетический опыт позволит старшим дошкольникам понять художественный образ, пояснить использование средств выразительности, понять язык чувств. Эстетически оценивать ситуацию, которое рождает собственное творческое начало. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей, (в том числе ограниченных возможностей здоровья); Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного образования; Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития.


4. Жизненный цикл  и этапы реализации проекта

  1. Сроки реализации (с 10 апреля 2017 г. по 10 июля 2017 г.)                              
  2. Этапы реализации проекта:
  1. Подготовительный (с 10 апреля 2017 г. по 15 мая 2017 г.)
  2. Основной (с 16 мая 1917 г. по 1 июня 2017 г.)
  3. Заключительный (с 2 июня по 10 июля 2017 г.) 

5. Программа проектных мероприятий

Комплекс мер

Место проведения

Срок проведения

Ответственный

Этап 1

1

Исследование уровня подготовленности специалистов к работе в экспериментальном режиме; предварительном наблюдении  детей; анализ материально-технической базы и создание предметно-развивающей среды. Разработка дорожной карты по построению образовательного процесса по воспитанию дошкольников в процессе художественно-эстетического развития на основе театрализованной деятельности.

Методический кабинет

10.04.-14.04.

Музыкальный руководитель,

старший воспитатель, воспитатели, логопед, психолог

2

Знакомство с театрализованной игрой «Кот Том», чтение и совместный анализ театральных пальчиковых игр «Как у бабушки Наташи», «Трик-трак». 

Группа

17.04-21.04

Музыкальный руководитель, воспитатель

3

Презентация на тему: «Знакомство с играми-имитациями».

Музыкальный зал

24.04

Музыкальный руководитель

дети, воспитатель

4

Словесные, подвижные игры, направленные на усвоение нравственных правил и постановку нравственных задач в свободной деятельности детей:

«Мы вас ждем» муз. и слова народные; «Разноцветная игра», музыка Соловьева Б., текст Рубальской Л.

Музыкальный зал

25.04.-2.05

Музыкальный руководитель, воспитатель

5

Консультация психолога на родительском собрании на тему «Роль сказки в психическом развитии детей»

Кабинет психолога

5.05.

Музыкальный руководитель, психолог,

воспитатель, родители

6

 Разучивание  небольшой игры-драматизаци: «Федорино горе» по К. Чуковскому

Музыкальный зал

8.05.-12.05.

Музыкальный руководитель

7

Презентация спектакля выпускников детского сада «Делу время-потехе час» на татарском языке

Музыкальный зал

15.05.

Музыкальный руководитель, воспитатель по татарскому языку

Этап 2

8

Подбор методического,  дидактического материала для музыкального спектакля «Котята-поварята» по мотивам С. Маршака

Музыкальный зал

16.06.-17.06

Музыкальный  руководитель

9

Подбор музыкального оформления к спектаклю

Музыкальный кабинет

18.06.-22.06.

Музыкальный  руководитель

10

Чтение музыкального спектакля.

Беседа по содержанию.

Подбор и показ музыкальных номеров.

Музыкальный зал

22.06.

Музыкальный руководитель,

 хореограф, воспитатель

11

Обсуждение кандидатур на роли персонажей сказки, чтение

сказки по ролям.

Работа с ведущим ребенком. Работа с артистами: а) выразительное чтение; б) игровые движения; в) мимика. Знакомство с рисунком танцев.

Музыкальный зал

23.07.-27.06.

Музыкальный руководитель, логопед

12

Организация ролевых диалогов на основе текста, работа над эмоциональным и правильным произношением

Музыкальный зал

23.06.-27.06.

Музыкальный руководитель, логопед

13

Индивидуальная работа по ролям, работа над вокальными номерами и танцами

Музыкальный зал

28.06.-6. 07.

Музыкальный руководитель

Этап 3

14

Объединенная репетиция в костюмах с декорациями

Музыкальный зал

7.07.

Музыкальный руководитель

15

Премьера музыкального спектакля «Котята-поварята» по мотивам С. Маршака. Выступление перед родителями

Музыкальный зал

8.07.

Музыкальный руководитель, воспитатель, дети, родители

16

Подведение итогов, анализ результатов и эффективности инновационного подхода к театральной деятельности на педагогическом совете

Методический кабинет

10.07.

коллеги

6. Ожидаемые результаты реализации проекта

1. Поведение ребенка положительно направлено. Ребенок хорошо ориентирован в правилах культуры поведения, охотно выполняет их.

2. Ребенок доброжелательно настроен по отношению к взрослым и сверстникам, (в том числе с ограниченными возможностями), вступает в общение, в совместную театральную деятельность, стремится к взаимопониманию, в случае затруднений «обращается» к правилам.

3. Имеет представления о нравственных качествах людей, оценивает поступки с позиции известных правил и норм.

4. Развита речь и речевое дыхание, артикуляция правильная, дикция четкая, появилась логика в, эмоционально окрашенной, речи.

5. Проявляет уверенность в себе, положительную самооценку, чувство

собственного достоинства.

6. Проявляет творческую активность и самостоятельность; склонность к интеграции видов деятельности.

7. Налажен контакт педагог-дети-родители для решения общей цели и задач проекта.

7. Риски реализации проекта и пути их преодоления

Риски

Условия возникновения

Пути преодоления

Мотивационные

1. Недостаточная активность  родителей

2. Непонимание родителями важности проекта

3. Плохая речь

1. Консультация для родителей по теме: «Создание эффективной среды для творчества и необходимость сотрудничества для достижения общей цели».

2. Беседа с родителями на предмет просьбы о помощи в создании декораций и костюмов для спектакля своими руками.

3. Клуб выходного дня для диалога с родителями на тему: «Импровизируем вместе, играем в театр».

 4. Консультация логопеда

Организационные

  1. Наличие инклюзивных дошкольников

2. 2. Введение в ДОО карантинного режима

1. Разъяснение для родителей введения детей с ограниченными возможностями в ДОУ - «Бережем детей»

2. Перенос даты проведения из-за карантина на ближайшее время.

1. Проведение незапланированных мероприятий районного (городского) масштаба в ДОУ 

1. Планировать премьеру сказки в соответствии с перспективным планом муниципальных мероприятий.


Заключение

Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. Одним из видов детской деятельности, широко используемой в процессе воспитания и всестороннего развития детей является театрализованная, которая в полной мере позволяет реализовывать принципы  ФГОС ДО.

Занятия театральной деятельностью с детьми не только развивают психические функции личности ребенка, художественные способности, но и общечеловеческую универсальную способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области.

Содержание проекта выстроено в соответствии с актуальными интересами современных дошкольников и направлено на развитие эмоциональной сферы через различные виды детской музыкальной деятельности.

Такое широкое культурно-образовательное содержание становится основой для развития познавательных и творческих способностей, для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов детей на разных ступенях дошкольного детства.

Потребность идеи о возможности развития эмоциональной сферы дошкольника через театральную деятельность и необходимости разработки педагогических условий такого развития определяет инновационный потенциал этого проекта.  

Показателями достижения цели будут являться: повышение компетентности педагогов, родителей в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста художественно-эстетическими средствами;

внедрение совместного (педагог-дети-родители) подхода для решения обозначенных выше задач и успешными результатами проекта.

 

Список использованных документов и источников информации

Основная литература:

  1. Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г., Солнцева О. В. «Детство»: Программа развития и воспитания в детском саду. РГПУ им. А.И. Герцена, кафедра дошкольной педагогики. СПб, 2014. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС»
  2. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. «От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. – М.: Мозаика-Синтез, 2015.

Дополнительная литература:

  1. Буренина А. И. Музыкальная палитра №12, 2012 – Санкт-Петербург
  2. Медушевский В.В. Духовно-нравственное воспитание средствами музыкального искусства (Спецвыпуск «Музыкант-педагог»), 2001
  3. Радынова О.П. Музыкальные шедевры: Авторская программа и методические рекомендации /О.П. Радынова. – М.: Гном-Пресс, 1999
  4. Щеткин А. В. «Театральная деятельность в детском саду». / Под ред. О. Ф.  Горбуновой. — М.: Мозаика-Синтез, 2007

Интернет-ресурсы:

  1. Сайт ИД «Воспитание школьника» http://dovosp.ru/j_mr
  2. Сайт «Музыкальная шкатулка» http://marina-dm.blogspot.ru/ 
  3. Сайт «Первое сентября» открытый урок http://festival.1september.ru/articles/606560/
  4. Сайт «Всероссийское сетевое издание «Дошкольник» http://doshkolnik.ru/teatr.html
  5. Сайт Министерства образования и науки РФ ФИРО http://www.firo.ru/ 

Приложение 1

Образовательная деятельность

на тему «Формирование художественно-эстетического развития эмоциональной сферы ребенка через детскую театральную деятельность»

для детей старшего дошкольного возраста

Автор-составитель: Дмитриева Марина Вячеславовна, Музыкальный руководитель, высшая кв. категория, МБДОУ «Детский сад «Светлячок»

Занятие направлено на формирование творческой личности ребенка, способствует созданию воспитательного пространства дошкольного образовательного учреждения, на приобщение детей к музыкально-театральной культуре, которая является мощным инструментом открытия и органики различных человеческих способностей.  

В предложенном конспекте мы использовали все виды детской деятельности, пронизанные театральной направленностью. Также в конспекте представлены авторские находки в следствии  синтеза программного материала.

Музыкально образовательные цели:  

- познакомиться с советским композитором;

- воспринимать характер музыки; различать трехчастную форму пьесы;

Музыкально-развивающие цели:

 - развивать творческое воображение, а именно  - восприятие музыки через цветовую гамму;

- развивать игровую деятельность детей через мимику и жесты;

- развивать все компоненты устной речи детей; пополнять словарный запас; приобщать к словесному искусству через пальчиковые игры;

Музыкально-воспитательные цели:

- воспитывать умение действовать в команде, радоваться успехам сверстников; активно проявлять положительные эмоции сотрудничества;

- воспитывать культуру поведения: умение управлять собой, выполнять установленные правила, следить за осанкой во время пения, слушания музыки и других видах деятельности.

Предварительная работа:

- знакомство с трехчастной пьесой Д.Б. Кабалевского «Клоуны»; беседа о мимике и жестах; знакомство с песней про ежика с использованием слайдов; работа над ритмом в шумовом оркестре.

Дидактическое обеспечение:

Компьютер, мультимедийная установка, презентация  PowerPoint, видео игр mp4, фортепиано, портрет композитора, фонограмма музыкального материала, дидактический кубик, мешочки-шуршалки, театральные шляпки, детские шумовые инструменты – ложки, бубны и колокольчики.

Ход занятия.

Дети непринужденно входят друг за другом под нежную музыку.

Муз. рук. Здравствуйте, ребята! Сегодня музыкальное занятие начнем со знакомства. Но оно будет необычным.

- Посмотрите, в моих руках волшебный ритмический кубик.  Мы будем передавать его по кругу, (ребенок, на котором остановился кубик должен пропеть свое имя на одном звуке, затем бросить его на пол и прохлопать звучащими жестами (хлопки по коленками; хлопки в ладоши;) столько, сколько предметов изображено на верхней грани кубика.

Дети выполняют задание с кубиком 2-3 раза).

        Кубик движется по кругу,

       Передай ты кубик другу.

Кому кубик попадет,

  Тот нам имя пропоет.

Муз. рук.: Хорошо, с Дашей, Петей и Колей мы познакомились. А как же с остальными?

- Ну-ка, хором, раз, два, три, свое имя назови, (дети  враз называют свои имена).

Муз. Рук.: Все ясно! Всех девчонок зовут сю-сю-сю, а мальчишек – бу-бу-бу! А давайте еще раз! (дети слаженно и дружно называют свои имена).

Муз. рук.: Ну вот и познакомились! А сейчас я вас попрошу сесть.

 Муз. рук.: Ребята, мы сегодня познакомимся с композитором Д.Б. Кабалевским (портрет на экране). Он написал музыку, которую знают во всем мире. Дмитрий Борисович очень любил детей, прилагал много сил для того, чтобы они узнали и почувствовали красоту музыки, полюбили ее.

Когда он был маленьким, таким как вы, он очень любил ходить в цирк. А вы любите цирк?  А кто в цирке самый смешной и главный? (клоуны)

Вот и Д.Б. Кабалевский так думал и став композитором, сразу же сочинил пьесу, которую так и назвал «Клоуны». Послушайте ее.

Исполнение пьесы на фортепиано, (во время звучания пьесы, на экране появляются клоун с разным характером: веселый-грустный-веселый).

Муз. рук.: Почему пьеса называется клоуны, а не клоун?  (Ответ детей).

А какие это клоуны? (грустный и веселый).  

Почему вы определили, что клоуны разные? Как музыка рассказала об этом? Меняется ли  настроение в музыке?

Ответы детей:  первый клоун веселый, задорный, все у него получается, а второй – неумеха, все у него валится из рук. Сколько же получилось частей в этой пьесе?

Муз. рук. Правильно, три

Муз. рук.: А давайте попробуем передать характер клоунов с помощью красок! Нарисуем клоунов такими какими вы себе их представляете.

 Предлагаю вам чистый лист бумаги (на экране), попробуйте ответить какого цвета краску вы будете использовать на первую часть? А на вторую? А на третью? (ответы детей).

- Посмотрите на схему! Я думаю, что эту пьесу можно обозначить вот так. В первой и третьей частях явно инициатива принадлежит… (ответ детей - веселому клоуну), а средняя звучит осторожно и вкрадчиво. Это? (Дети отвечают – клоун-неудачник).

 – (показ цветной схемы: на экране три круга, первый и третий – одинаковые и ярко желтые, а средний – коричневый). Но все равно, и первый и второй клоуны – добрые. 

Неожиданно на экране появляется Том.

Муз. рук.: Дети, посмотрите какой красивый кот, он с вами хочет поиграть.

Бывает без сомненья,

              Разное у клоунов настроение,

     Его Том будет называть

           А к вам просьба – показать!

Игра «Настроение»  (на экране кот Том называет поочередно виды настроения с паузами, дети показывают мимикой, в конце игры  педагог уточняет, что мимика – это выразительное движение мышц лица).

Муз. рук.: Молодцы, ребята! Дети, а вы любите петь? (ответы детей).

- Чтобы правильно произносить звуки в словах нужно развивать наши пальчики, а значит делать гимнастику, которая так и называется – пальчиковая.

Муз. рук. дает установку: Повторяйте все за мной. Четко работаем язычком и губами. Сидим прямо и не забываем про мимику.

Пальчиковая гимнастика «Как у бабушки Наташи»

Как у бабушки Наташи (одеваем импровизированные очки, соединив указательный и большой пальцы в круг)

Ели вкусную мы кашу (соединяем ладошки, слегка согнув и приподняв пальцы)

Кашу пшенную с дымком (рисуем дымок указательным пальчиком правой руки над левой ладошкой)

Кашу вкусную с дымком (тоже движение, меняя руки)

С хлебом (ставим ладошку правой руки перпендикулярно груди)

С маслом (левую ладошку кладем на правую)

С молоком (соединяем ладошки ребром, подняв большие пальцы)

Взяли мы большие ложки, съели кашу всю до крошки (пальцы обеих рук сжали в кулачки, оставив открытым большие пальцы, поочередно «черпаем кашу» движениями снизу вверх)

Вот какая каша (соединяем ребра ладошек, импровизируя тарелку)

У бабушки Наташи (как будто одеваем платок и подносим колечки из большого и указательного пальцев к глазам).

Муз. рук.: а теперь к пальчиковой гимнастике мы добавим два звука.

«Трик-трак» - распевание с элементами пальчиковой гимнастики

Муз. рук.: Вот теперь мы готовы к пению! Сейчас будем разучивать песенку про ежика. Мы будем не только петь, но и показывать, как ежик бежит и шуршит травкой. У вас под стульчиками шумовые мешочки, возьмите их и пошуршите.

- А для того, чтобы вам было удобно, я приготовила вам слайды, которые будут нам подсказывать, что петь дальше.

«Ежик»  муз. Л. Хисматуллиной, сл. Н. Зарецкой. (разучивается песня с презентацией, на которой подобраны слайды с изображением текста).

Муз. рук.: Ребята! А что такое жесты? (ответы детей). Правильно – это символы, движения рук, с помощью которых можно общаться без слов.

- Какие бывают жесты? (звучащие и не звучащие).

- И вновь на экране наш знакомый котик!

- Пришла пора общаться жестами, друзья!

Игра «Жесты»

(На экране кот называет слова, которые нужно изобразить жестами, например, привет, до свиданья, спокойной ночи и др.) Между словами – паузы.

Муз. рук. хвалит ребят и предлагает посмотреть на приготовленные заранее шумовые инструменты (просит назвать).

- Дети, что делают эти инструменты? (Ответ детей). Правильно, шумят и поэтому они называются шумовые.

- Скажите, как называется коллектив музыкантов, который исполняет одно произведение? (ответ детей) Правильно, оркестр! А кто же главный в оркестре? (ответ детей).

Муз. рук.: правильно, дирижер. Именно он подсказывает, когда какому инструменту начинать играть. А у нас эту роль выполнит компьютер! Давайте устроим свой оркестр.

Прошу обратить внимание на большие и маленькие инструменты, поэтому постарайтесь быть внимательными и исполнить ритм правильно.

Оркестр-видео «Добрый мастер».

Муз. рук.:          А теперь сюрприз, ребята

                            На сцену приглашаю вас

                            Чтоб в артистов превратиться

                            Нужно нам принарядиться!

(Дети надевают театральные разноцветные шляпки и исполняют танец с ускорением). Проводится работа над эмоциональным исполнением танца и слаженными движениями.

Танец «Побежали».

     

Музыкальный руководитель подводит итог занятия и прощается с детьми



Предварительный просмотр:

Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений детей с ОВЗ дошкольного возраста.

        В связи  переходом на ФГОС цели и задачи в дошкольном учреждении несколько изменились. Исследования и диагностика специалистов констатирует, что здоровых детей все меньше и меньше. Назрела необходимость создать каждому ребенку, (в том числе и детям с ограниченными возможностями здоровья) условия для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, творческой самореализации. Предлагаем оказать комплексную коррекционно-психолого-педагогическую помощь и поддержку детей, например, через театральную деятельность.

        В связи с этим нужно решить такие задачи:

1. Определить особенности организации образовательного процесса в соответствии с индивидуальными возможностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью выраженности (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).

2. Осуществить индивидуально-ориентированную и социально-психолого- педагогическую, коррекционно-логопедическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и физического развития, индивидуальных особенностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).

3. Реализовывать индивидуальные образовательные маршруты.

4. Развивать коммуникативные компетенции форм и навыков конструктивного личностного общения со сверстниками.

5. Реализовывать комплексную систему мероприятий по социальной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья и обычными детьми.

6. Создать пространство детско-взрослого взаимодействия с учетом театральной деятельности ребенка.

7. Оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

        Театрализованная детская деятельность напрямую связана с речью. Поэтому, рассмотрим детей с тяжелыми нарушениями речи, так как таких детей относят к группе детей с ОВЗ.

        Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи – это дети с поражением центральной нервной системы (или проявлениями перинатальной энцефалопатии), что обусловливает частое сочетание у них стойкого речевого расстройства с различными особенностями психической деятельности. Учитывая положение о тесной связи развития мышления и речи (Л. С. Выготский), можно сказать, что интеллектуальное развитие ребенка в известной мере зависит от состояния его речи.

Системный речевой дефект часто приводит к возникновению вторичных отклонений в умственном развитии, к своеобразному формированию психики.

        Образовательное пространство обеспечения жизнедеятельности детей МБДОУ «Светлячок» общеразвивающего вида построено таким образом, что каждый ребенок чувствует себя членом общества, стремящегося стать все более совершенным, содействует общественному воспитанию, развитию у них уважения к правам другого и способности к общему творческому делу.

        Образовательная среда обеспечивает возможность развития природы ребенка, приобретения тех или других знаний и навыков, развитие и обогащение свободных игр ребенка эстетических и нравственных запросов. Выстроенная образовательная среда в МДОУ способствует созданию условий для цельной и гармоничной жизни каждого ребенка.

        Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется четкой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и взаимодействием всех субъектов коррекционного процесса: музыкалного руководителя, воспитателя, учителя-логопеда, ребенка и родителя.

        Содержание работы определено с учетом общих дидактических принципов, которые для детей с речевыми нарушениями приобретают особую значимость:

* от простого к сложному;

* систематичность;

* доступность материала;

* повторяемость материала;

В основу коррекционно-развивающей работы положен комплексный подход, направленный на решение взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития - фонетическую, лексическую, грамматическую и на их основе - задачу развития связной речи.

Названные задачи решаются концентрически, за счет усложнения и различной сочетаемости упражнений.

        Театральная деятельность самая универсальная из всех видов детской деятельности, потому что включает в себя восприятие музыки, пение, музыкально-ритмические движения, элементы оркестр и т.д. По этой причине она пользуется большой любовью у детей и считается более эффективной в решении поставленных задач.

Дошкольники, как правило, бывают рады приезду в детский сад кукольного театра, но не меньше они любят и сами разыгрывать небольшие спектакли при помощи кукол, которые всегда находятся в их распоряжении. Дети, включившись в игру, отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Они смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.

        Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Поэтому коррекцию нарушения речи лучше начинать через театральную деятельность. А именно:

 через музыкально-ритмические игры;  

  • * упражнения на развитие слухового восприятия, двигательной памяти;
  • * через этюды на развитие выразительности мимики, жесты;  
  • * игры-драматизации;
  •  через упражнения на развитие слухового восприятия, двигательной памяти;
  •  коментирование своей деятельности (проговаривание вслух последующего действия).
  • Учитывая психологические и возрастные особенности детей, при подаче
  • материала наряду с учебной, активно применяется игровая форма: задания
  • адресуются игрушкам («кукольный театр»), ребенок помогает сказочному
  • герою выполнить задание.
  • Особое место в педагогическом коррекционном процессе занимает
  • дидактическая театральная игра, т. к. она имеет большое познавательное
  • значение, развивает внимание (в том числе к речи), наблюдательность, память, сообразительность.

        Театральная дидактическая игра преследует 2 цели: обучающую и игровую, именно поэтому – она самый эффективный метод при обучающем воздействии на ребенка и основной вид деятельности старшего дошкольника с нарушением речи.

На театральных занятиях активно используется психогимнастика, пальчиковая гимнастика, релаксационные упражнения, физкультминутки. Все эти моменты помогают снять повышенное напряжение у детей с дизартрией, улучшают работу лицевых мышц, способствуют подвижности артикуляционного аппарата.

        Для развития мелкой моторики к речевым упражнениям добавляются задания на развитие моторики пальцев, применяется пальчиковая гимнастика, которая дополняется движениями.

        Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе (см. приложение 1).

Такое взаимодействие включает:

* комплексность в определении и решении проблем ребенка, предоставлении ему квалифицированной помощи разными специалистами;

* многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребенка;

* составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон познавательной, речевой, эмоциональной, волевой и личностной сфер ребёнка.

        Объединение усилий родителей и специалистов в музыкальной области, психологии, педагогики, логопедии, позволит обеспечить систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка.

        Использование распространенных и современных форм организованного взаимодействия специалистов позволят предоставлять многопрофильную помощь ребёнку и его родителям (законным представителям), а также образовательному учреждению в решении вопросов, связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, развитием, социализацией детей с нарушениями речи и с ограниченными возможностями здоровья.

Приложение 1.

Модель взаимодействия специалистов:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений детей с ОВЗ дошкольного возраста. Выполнила Дмитриева М.В.

Слайд 2

Назрела необходимость создать каждому ребенку, (в том числе и детям с ограниченными возможностями здоровья) условия для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, творческой самореализации. О казать комплексную коррекционно-психолого-педагогическую помощь и поддержку детеи ̆ через театральную деятельность . Цель:

Слайд 3

Задачи: Определить особенности организации образовательного процесса в соответствии с индивидуальными возможностями каждого ребёнка , структурой нарушения развития и степенью выраженности ( в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогическои ̆ комиссии ). 2. Осуществить индивидуально-ориентированную и социально - психолого-педагогическую , коррекционно-логопедическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и физического развития , индивидуальных особенностей детей ( в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогическои ̆ комиссии ) . 3. Реализовывать индивидуальные образовательные маршруты . 4. Развивать коммуникативные компетенции форм и навыков конструктивного личностного общения со сверстниками . 5. Реализовывать комплексную систему мероприятий по социальной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья и обычными детьми . 6. Создать пространство детско-взрослого взаимодействия с учетом театральной деятельности ребенка . 7. Оказывать консультативную и методическую помощь родителям ( законным представителям ) здоровых детей и детей с ограниченными в озможностями здоровья.

Слайд 5

Содержание работы определено с учетом общих дидактических принципов , которые для детей с речевыми нарушениями приобретают особую значимость : Систематичность Доступность материала Комментирование своей деятельности От простого к сложному Повторяемость

Слайд 6

Театральная деятельность 1. через музыкально - р итмические игры ; 2. упражнения на развитие слухового восприятия , двигательнои ̆ памяти ; через этюды на развитие выразительности мимики , ж есты ; игры -драматизации ; через упражнения на развитие слухового восприятия , двигательнои ̆ памяти ; коментирование своей деятельности ( проговаривание вслух последующего действия ).

Слайд 7

Театральная деятельность психогимнастика , пальчиковая гимнастика , релаксационные упражнения , физкультминутки

Слайд 9

maruna-dm.blokspot.ru