Для родителей.

ДЛя родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_roditeley.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГИА. СОВЕТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ И СДАЧЕ ЭКЗАМЕНОВ.

Как сдать экзамен?

 Подготовкой к ГИА по-хорошему должно быть ВСЁ время обучения в школе. Но у 95% учеников такого не получается по причинам, открытым всего лишь несколько лет назад и до сих пор неизвестным школьным учителям, к сожалению. Количество пробелов у них колеблется от 15 до 85% школьного материала. Интенсивная подготовка к ГИА в последний год может дать хороший эффект. А если вести подготовку к ГИА с использованием открытий в области обучения (Технологии Обучения Рона Хаббарда), то результат можно резко улучшить даже за один месяц подготовки. Дополнительным эффектом такой подготовки будет большая уверенность в своих силах и просто улучшенное настроение ученика. И даже для тех, кто готовился сам и уверен в знаниях можно, дать несколько советов для того, чтобы до минимума уменьшить риск низкой оценки притом же уровне подготовки. Советы можно применять и вообще в жизни. Я как раз по ним живу всегда.

СОВЕТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ И СДАЧЕ ГИА по математике

1. Выспитесь перед экзаменом. И высыпайтесь, по крайней мере, три дня до него. А лучше вообще во время экзаменов высыпаться и соблюдать нормальный режим дня.

2. Хорошо поешьте. Желательно белковую пищу. Сказки о сахаре, необходимый для работы мозга - это реклама.

3. Выпейте сбалансированный комплект витаминов утром перед экзаменом. Пить хорошие витамины во всё время подготовки - отличная поддержка для организма!

4. На экзамене при решении задач записывайте все промежуточные выкладки. Не делайте по нескольку действий в уме. (это НЕ ГЛАВНОЕ на ПИСЬМЕННОМ экзамене!!!). Для проверки вычислений, сделанных в уме, вам придётся снова их в уме же, и произвести, а это двойная работа.

5. АККУРАТНО записывайте все вычисления. Во-первых, аккуратно записанные вычисления легко проверить. Во-вторых, если вы будете делать громоздкие вычисления в уме, у вас быстро "закипят" мозги и сильно снизится работоспособность. А экзамен идёт почти 4 часа и желательно до его конца сохранить свежесть и бодрость.

6. Я в своё время записывала на листочке черновика что-то типа справочника для себя: степени числа 2 до десятой степени включительно, значения табличных синусов-косинусов. Но делала это только тогда, когда это встречалось в задании! Не надо выписывать ВСЕ свои знания заранее. Они могут не встретиться в экзамене. :) но если встречались степени чисел 3,4 или любого другого числа, то я их аккуратно вычисляла на этом же листке.

7. Волнение на экзамене естественно, но не надо себя "накачивать"! В конце концов, жизнь - это немного другой экзамен и он будет длиться у вас ещё много-много лет. И скорее всего про оценку за этот ГИА уже через год никто вас не спросит. Разве что дети ваши поинтересуются, когда им такое же выпадет. Лучшее настроение - рабочее: вам надо сделать хорошую работу, показать всё, что умеете и постараться сделать даже больше обычного.

8. Если что-то не выходит - попробуйте применить другой метод, вспомнить альтернативный подход. Многие задачи решаются несколькими способами. При правильном решении ответы будут одинаковыми.

9. Помните - ВСЕ задачи на экзамене ИМЕЮТ решение! (В отличие от жизни! Там не все задачи можно решить...) Поэтому прикиньте - какой мог бы быть ответ.

10. Метод перебора решений (когда подставляют в уравнение конкретные числа и смотрят - верно равенство или нет) - это СТРОГИЙ математический метод, ЕСЛИ вы докажете, что нашли ВСЕ решения. В ГИА бывают задачи и уравнения, которые можно решить ТОЛЬКО подбором. Просто прикиньте - изучали ли вы такие уравнения? Если нет, то это задача на сообразительность, но всегда в рамках школьной программы! Вспомните все свойства того, что вы видите в задаче, все ограничения, которые на это накладываются; нарисуйте график для этого уравнения; картинку, которая наглядно покажет вам - что же это такое. Например, по графику будет видно, что точка пересечения может быть только одна, а по логике значения могут быть только целыми. Подставляете 1, 2, 3,... в уравнения, находите подходящее, пишите в ответ, а для 2 части  надо приписать, что согласно прилагаемому графику, решение единственное, если оно существует, и мы его нашли.

11. Если задача не решается с ходу, перейдите к следующей! Когда вы сделаете всё, что можно без напряга - беритесь за то, что потруднее. Не кипятите мозги над сложными для вас задачами в начале экзамена - потом у вас могут из-за усталости не решиться простые для вас задачи. Или с большей вероятностью допустите глупые промахи.

12. Когда все средства испробовали, а решения не нашли - вообразите себя Эйнштейном, посмотрите на эту школьную фигню свысока и найдите простое решение. У Эйнштейна оценки в школе, насколько я знаю, были не блестящие.

Ну, и если откровенно - жизнь на экзамене ГИА не заканчивается! Так что можно будет много раз её изменить по своему желанию независимо от оценки на ГИА.

Успехов вам на экзаменах и в жизни!

Советы психологов:

Понятие «стресс» прочно вошло в нашу жизнь. Стресс - негативные чувства и представления, которые возникают у людей, когда им кажется, что они не в состоянии справиться с требованиями ситуации.
Исследования показывают, что экзаменационный стресс занимает одно из первых мест среди многих причин, вызывающих психическое напряжение у школьников.


Рекомендации старшеклассникам при подготовке к экзаменам:
1. Придерживайтесь основного правила: «Не теряй времени зря». Перед началом подготовки к экзаменам необходимо просмотреть весь материал и отложить тот, что хорошо знаком, а начинать учить незнакомый, новый.
2. Используйте время, отведенное на подготовку, как можно эффективнее. Новый и сложный материал учите в то время суток, когда хорошо думается, то есть высока работоспособность. Обычно это утренние часы после хорошего отдыха.
3. Подготовить место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши. Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах или эстампа.
4. Начинай готовиться к экзаменам заранее, понемногу, по частям, сохраняя спокойствие. Состав план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. А также необходимо определить время занятий с учетом ритмов организма.
5. К трудно запоминаемому материалу необходимо возвращаться несколько раз, просматривать его в течение нескольких минут вечером, а затем еще раз - утром.
6. Очень полезно составлять планы конкретных тем и держать их в уме, а не зазубривать всю тему полностью «от» и «до». Можно также практиковать написание вопросов в виде краткого, тезисного изложения материала.
7. Заучиваемый материал лучше разбить на смысловые куски, стараясь, чтобы их количество не превышало семи. Смысловые куски материала необходимо укрупнять и обобщать, выражая главную мысль одной фразой. Текст можно сильно сократить, представив его в виде схемы типа «звезды», «дерева» и т.п. При этом восприятие и качество запоминания значительно улучшаются за счет большей образности записи.
8. Пересказ текста своими словами приводит к лучшему его запоминанию, чем многократное чтение, поскольку это активная, организованная целью умственная работа. Вообще говоря, любая аналитическая работа с текстом приводит к его лучшему запоминанию. Это может быть перекомпоновка материала, нахождение парадоксальных формулировок для него, привлечение контрастного фона или материала.
9. Всегда, а во время подготовки к экзаменам особенно, заботьтесь о своем здоровье. В это время нужно хорошо и вовремя питаться. Не забывайте о прогулках и спортивных развлечениях, делайте перерывы, активно отвлекайтесь. Хорошо отдыхайте - сон вам необходим. Ни в коем случае не засиживайтесь допоздна перед экзаменом!
10. Ежедневно выполняйте упражнения, которые способствуют снятию внутреннего напряжения, усталости, достижению расслабления.

Экзамены - это стресс и для школьников, и для учителей, и для родителей. Хорошо бы выработать конструктивное отношение к ним всех участников, научиться и научить воспринимать экзамен не как испытание, а как возможность проявить себя, улучшить оценки за год, приобрести экзаменационный опыт, стать более внимательными и организованными. Что делать школьному психологу в период подготовки к экзаменам? Психолог может помочь созданию позитивного эмоционального настроя школьников на экзамены; снизить экзаменационные страхи, тревоги; обучить эмоциональной саморегуляции при сдаче экзаменов.

Как помочь подготовиться к экзаменам (практические рекомендации для родителей):
Слово «экзамен» переводится с латинского как «испытание». И именно испытаниями, сложными, подчас драматичными, становятся выпускные экзамены для девятиклассников. Многие юноши и девушки после небольшого перерыва снова подвергаются проверке знаний и умений - уже на вступительных экзаменах.
Безусловно, экзамены - дело сугубо индивидуальное, выпускник или абитуриент оказывается один на один с комиссией. А родителям остается только волноваться за своего ребенка, ругать его согласно русской традиции или пытаться поддержать на расстоянии. Взрослые уже сделали все, что было в их силах.
Замечательно, если у родителей есть возможность оплачивать занятия с репетиторами, но только этим их помощь, ни в коем случае не должна ограничиваться. Именно родители могут помочь своему девятикласснику наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к выпускным и вступительным испытаниям. Помощь взрослых очень важна, поскольку человеку, кроме всего прочего необходима еще и психологическая готовность к ситуации сдачи серьезных экзаменов.
Согласитесь, что каждый, кто сдает экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку - умение не сдаваться в трудной ситуации, а провалившись -вдохнуть полной грудью и идти дальше.

• Задолго до экзаменов обсудите с ребенком, что именно ему придется сдавать, какие дисциплины кажутся ему наиболее сложными, почему? Эта информация поможет совместно создать план подготовки, - на какие предметы придется потратить больше времени, а что требует только повторении. Определите вместе с ребенком его «золотые часы» («жаворонок» он ил «сова»). Сложные темы лучше изучать в часы подъема, хорошо знакомые - в часы спада.

• Прочитайте список вопросов к экзамену. Не стесняйтесь признаться ребенку, что уже не очень хорошо помните большинство разделов биологии, химии или любого другого предмета, который ему необходимо подготовить. Пусть он просветит вас по тем или иным темам, а вы зададите вопросы. Чем больше он успеет вам рассказать, тем лучше.
•Договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена он прекратит подготовку, прогуляется, искупается и ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не знаний.
• Обсудите вопрос о пользе и вреде шпаргалок. Во-первых, ребенку будет интересно знать ваше мнение на этот счет (возможно, он даже удивится, что вы тоже пользовались шпаргалками и вообще знаете, что это такое). Во-вторых, необходимо помочь ребенку понять, что доставать шпаргалку имеет смысл только тогда, когда он не знает вообще ничего. Если ему кажется, что, ознакомившись с содержанием шпаргалки, он сможет получить отметку лучше, рисковать не стоит. В любом случае помочь человеку может только та шпаргалка, что написана его собственной рукой.
• В выходной день, когда вы никуда не торопитесь, устройте ребенку репетицию письменного экзамена. Например, возьмите один из вариантов вступительных задач по математике из справочника для поступающих в вузы. Договоритесь, что у него будет 3 или 4 часа, усадите за стол, свободный от лишних предметов, дайте несколько чистых листов бумаги, засеките время и объявите о начале «экзамена». Проследите, чтобы его не отвлекали телефон или родственники. Остановите испытание, когда закончится время, дайте школьнику отдохнуть и проверьте вместе с ним правильность выполнения заданий. Постарайтесь исправить ошибки и обсудить, почему они возникли. Поговорите и об ощущениях, возникших в ходе домашнего экзамена: было ли ему забавно или неуютно, удалось ли сосредоточиться на задании и не отвлекаться?
• Следите за тем, чтобы во время подготовки ребенок регулярно делал короткие перерывы. Объясните ему, что отдыхать, не дожидаясь усталости, - лучшее средство от переутомления. Важно, чтобы одиннадцатиклассник обходился без стимуляторов (кофе, крепкого чая), нервная система перед экзаменом и так на взводе. Немало вреда может нанести и попытка сосредоточиться над учебниками в одной комнате с работающими телевизором или радио. Если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка без слов.
•Если ваш ребенок получил оценку, ниже, чем хотелось бы, или вовсе провалил вступительный экзамен, помогите ему справиться с этой бедой. Не осуждайте и не насмехайтесь над ним, вместо этого воспользуйтесь возможностью понять, в чем причина неудачи, обсудите, какие выводы можно сделать и что означает в данном случае пресловутое «не повезло».
Советы родителям:
1. Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребёнок получит на экзамене. Внушайте ему мысль, что количество баллов не является показателем его возможностей.
2. Не повышайте тревожность ребёнка накануне экзаменов, это отрицательно скажется на результате тестирования.
3. Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
4. Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
5. Ознакомьте ребёнка с методикой подготовки к экзаменам. Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету и потренируйте ребёнка, ведь тестирование отличается от привычных для него письменных и устных экзаменов.
6. Во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребёнка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Если у ребёнка нет часов, обязательно дайте их ему на экзамен.
7. Подбадривайте детей, повышайте их уверенность в себе.
8. Контролируйте режим подготовки к экзаменам, не допускайте перегрузок.
9. Обратите внимание на питание ребёнка. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д., стимулируют работу головного мозга.
10. Накануне экзамена обеспечьте ребёнку полноценный отдых, он должен отдохнуть и хорошо выспаться.
11. Не критикуйте ребёнка после экзамена.
12. Помните: главное - снизить напряжение и тревожность ребёнка и обеспечить ему необходимые условия для занятий.

Советы учителям:
1. Следует активнее вводить тестовые технологии в систему обучения.
2. С их помощью можно оценивать уровень усвоения материала учениками и сформировать у них навык работы с тестовыми заданиями.
3. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик не будет тратить время на понимание инструкции.
4. Во время таких тренировок формируются психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля.
5. Основную часть работы желательно проводить заранее, отрабатывая отдельные детали при сдаче зачётов по пройденным темам.
6. Психотехнические навыки позволят учащимся более уверенно вести себя во время экзамена, мобилизовать себя в решающей ситуации, овладеть собственными эмоциями. Советы выпускникам при подготовке к ГИА. Советы родителям при подготовке детей к ГИА
 

Советы выпускникам

Специалисты Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки – службы, которая отвечает за организацию и проведение выпускных экзаменов, – дают советы о том, как правильно подготовиться и с лучшим результатом сдать экзамены.

Совет 1. Тренируйтесь на вариантах прошлого года.

Если школьник хорошо знает предмет, никаких трудностей с госэкзаменом у него не возникнет.

Нелишним будет ознакомиться с разными стратегиями решения тестов, которые хорошо описываются в методической литературе, подготовленной сотрудниками Федерального института педагогических измерений (сайт www.fipi.ru) – теми, кто разрабатывал экзаменационные задания.

Можно попробовать свои силы на вариантах прошлого года – их тоже можно найти в Интернете. Например, на портале информационной поддержки Единого государственного экзамена – www.ege.edu.ru. Как правило, меняются только формулировки заданий, а их уровень и тип остаются прежними.

Совет 2. Научитесь заполнять бланки.

Госэкзамен сложен для многих ребят еще и потому, что нужно не только правильно ответить на тот или иной вопрос, но еще и аккуратно заполнить бланки. Поэтому лучше всего заранее потренироваться. На это уйдет не больше трех-четырех занятий.

Научитесь аккуратно писать печатными буквами, внимательно изучите, как устроены документы, подробно узнайте, как исправлять ошибки.

Совет 3. От простого к сложному.

Экзамен состоит из двух частей и включает в себя задания разных типов. В 1 части нужно выбрать единственный правильный вариант из четырех предложенных или  дать короткий ответ на вопрос. Это может быть одна или несколько цифр, которые вписывается без всяких пояснений и комментариев. Наконец, самая сложная 2 часть  –предполагает, что школьник даст подробный, развернутый ответ, включающий словесное обоснование или математический вывод.

Самый простой и общий совет, который можно дать всем ребятам: для начала пробегитесь по вопросам и ответьте на самые легкие, не останавливаясь на сложных.

Сайт www.ege.edu.ru советует ребятам: для получения тройки достаточно успешно выполнить только первую часть. При этом хватит примерно 50-60 процентов решенных заданий (хотя для разных предметов используется несколько разная граница). Но лучше не бросать тест и не уходить из аудитории раньше времени, даже не попробовав решать третью часть. Кто знает, может быть, вам не хватает до заветной четверки всего-то пары баллов и вы сможете решить задание!

Совет 4. Отбросьте абсурдные варианты.

Первое, что нужно сделать, пытаясь найти правильный ответ из нескольких предложенных отсечь абсурдные ответы.

И только потом анализировать оставшиеся варианты и выбирать правильный. Что же имеется в виду? Например, если вы решаете физику, обратите внимание на единицы измерения: скорость не измеряется в джоулях, а масса – в паскалях. Не забывайте и о здравом смысле – скорость пешехода не может составлять 150 км/час.

Совет 5. Читайте задания до конца.

Бывает, что на экзамене ребята так нервничают, что начинают щелкать задания, не дочитав до конца вопрос. Не спешите и, прежде чем выбирать один из вариантов или вписывать в клеточки слово, внимательно ознакомьтесь с заданием.

Другая проблема – попав на сложный вопрос, некоторые юноши и девушки зависают на нем, впадают в ступор, начинают паниковать. Бросьте каверзное задание и переходите к следующему. Потратите время на трудные задания - не успеете выполнить те, которые знаете. Ваша цель – набрать как можно больше баллов.