Готовимся к сочинению

Кондакова Татьяна Алексеевна

Сочинение - тот вид деятельности, который может приучить думать. Н.В. Васильченко

Эта страничка поможет тебе в подготовке к сочинению по литературе. Здесь ты найдёшь советы и рекомендации по созданию письменных работ разных жанров по изучаемым в течение года произведениям, необходимый текстовый материал, требования к написанию итогового сочинения и критерии его оценки. Помни, любое сочинение на литературную тему предполагает самостоятельные рассуждения, поэтому вместе будем учиться рассуждать.

Итоговое сочинение
На странице будут размещаться материалы, которые помогут подготовиться к сочинению, успешное написание которого обеспечит допуск к ЕГЭ. Пугает неизвестность: какие темы будут предложены и почему ты узнаешь о них только на экзамене? Ничего, такое уже было, когда учились твои родители и все, кто оканчивал школу до 2005 года. Но, по сравнению с ними, у тебя есть преимущество: тебе известны направления, по которым будут сформулированы темы. А это уже немало. Тебе надо успокоиться, вспомнить, какие произведения изучались в школе и попытаться классифицировать их в соответствии с направлениями. Для начала прими формулировку направления как тему сочинения и поразмышляй над этими вопросами, сначала без опоры на конкретные произведения. А далее, когда будут известны темы, - попытайся осмыслить их как проблемы и только после этого приступай к анализу конкретных произведений.
Мудрые мысли
В этом разделе странички ты найдёшь мудрые высказывания известных людей на любую тему. Ты сможешь использовать их в качестве эпиграфа к сочинению или для того, чтобы подтвердить ту или иную мысль, а может быть, украсить свою работу. Только помни, что нельзя "присваивать" себе чужие мысли - не забывай правильно оформлять их. 
 




  

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

11.09.2014

Чем люди живы?

Чтобы написать сочинение на темы данного направления, необходимо вспомнить героев следующих произведений.

  1. А.С. Грибоедов. «Горе от ума» (Чацкий, Молчалин, представители фамусовского общества)
  2. А.С. Пушкин. «Капитанская дочка» (Пугачёв, Швабрин), «Пиковая Дама» (Германн), «Скупой рыцарь» (Барон), «Моцарт и Сальери» (Моцарт, Сальери), «Я памятник себе воздвиг…», «Евгений Онегин» (Онегин, Татьяна)
  3. М.Ю. Лермонтов. «Мцыри» (Мцыри), «Как часто пёстрою толпою окружён», «Дума», «Герой нашего времени» (Печорин)
  4. Н.В. Гоголь. «Шинель» (Башмачкин), «Ревизор» (Хлестаков, чиновники), «Мёртвые души» (Чичиков, помещики)
  5. А.Н. Островский. «Гроза» (Катерина)
  6. И.А. Гончаров. «Обломов» (Обломов, Штольц, Ольга)
  7. И.С. Тургенев. «Два богача», «Отцы и дети» (Базаров, родители Базарова, Одинцова, Павел Петрович Кирсанов)
  8. Н.А. Некрасов. «Русские женщины» (Волконская, Трубецкая), «Памяти Добролюбова», «Поэт и гражданин», «Кому на Руси жить хорошо» (Матрёна Тимофеевна, Поп, помещики, крестьяне, Григорий Добросклонов)
  9. Н.С. Лесков. «Очарованный странник» (Иван Флягин)
  10. М.Е. Салтыков-Щедрин. «Премудрый пескарь» (Пескарь)
  11. Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание» (Раскольников, Сонечка Мармеладова, Свидригайлов)
  12. Л.Н. Толстой. «Война и мир» (Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова, семьи  Болконских, Ростовых, Курагиных, А.П. Шерер, Платон Каратаев)
  13. В.Г. Короленко. «В дурном обществе» (герой-рассказчик)
  14. А.П.Чехов. «Крыжовник» (Николай Иванович), «Ионыч» (Дмитрий Старцев, семья Туркиных), «Дама с собачкой» (Гуров, Анна Сергеевна), «Вишнёвый сад» (Раневская, Гаев, Петя Трофимов, Лопахин)
  15. И.А. Бунин. «Лёгкое дыхание» (Оля Мещерская), «Чистый понедельник» (Он и Она), «Господин из Сан-Франциско» (Господин)
  16. А.И. Куприн. «Гранатовый браслет» (Желтков)
  17. А.М. Горький. «Старуха Изергиль» (Старуха, Данко), «На дне» (Сатин, Лука, Актёр, Клещ, Настя, Васька Пепел)
  18. А. Грин «Алые паруса» (Ассоль)
  19. А.А. Блок. «Стихи о Прекрасной Даме», «О Весна, без конца и без края…»

А.А. Ахматова. «Мужество», «Мне голос был…»

  1. М.И. Цветаева. «Тоска по Родине! Давно…»
  2. А.И. Солженицын. «Матрёнин двор» (Матрёна)

             В список включены произведения, которые изучены к моменту написания сочинения.

            Среди указанных  персонажей есть те, чьи идеалы можно взять за образец, а также и те, жизнь которых бесперспективна, обречена на крах. Вспоминая, повторяя, продумай, что можно взять в качестве положительного примера, а что – в качестве отрицательного.



Предварительный просмотр:

11.09.2014

Чем люди живы?

(Мудрые высказывания)

  1. Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов. (Вольтер)
  2. В чём жизнь? В чём её смысл? В чём цель? Ответ только один: в самой жизни (В. Вересаев)
  3. Человека создаёт его сопротивление среде (М. Горький)
  4. Безволие, никчёмность – родная сестра подлости (В. Сухомлинский)
  5. Призвание всякого человека в духовной деятельности – в постоянном искании правды и смысла жизни ( А.П. Чехов)
  6. Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное (Платон).
  7. Кто не принадлежит своему Отечеству, тот не принадлежит и человечеству (В.Г. Белинский)
  8. По тому, ради чего человек живёт, можно судить и о его самооценке – низкой или высокой                                                                                                                                       (Д. Лихачёв).
  9. Если человек живёт, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. Он ставит себе цель, достойную человека (Д.С. Лихачёв)
  10. Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. (Д.С. Лихачёв)
  11. От ошибок никто не застрахован. Но самая главная ошибка…- неправильно выбранная главная задача в жизни. (Д.С. Лихачёв)
  12. Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять всё (Д.С. Лихачёв)
  13. На свете есть только одна возможность выйти из жизненной пыли и противостоять её вихрю; это есть духовная жизнь (И. Ильин)
  14. Искусство сносить лишения требует от человека… условий… у него должна быть в жизни некая высшая, всё определяющая ценность, которую он действительно больше всего любит и которая на самом деле заслуживает этой любви (И. Ильин)
  15. Люди всегда сваливают вину на силу обстоятельств. Я не верю в силу обстоятельств. В этом мире добивается успеха только тот, кто ищет нужных ему условий и, если не находит, создает их сам. (Д. Б. Шоу)
  16. Чтобы дойти до цели, надо, прежде всего, идти. (Оноре де Бальзак)
  17. Видеть и слышать, как лгут,.. сносить обиды, унижения, не сметь открыто заявить, что ты на стороне честных, свободных людей и самому лгать, улыбаться, и всё это из-за куска хлеба, из-за тёплого угла, из-за какого-нибудь чинишка, которому грош цена, - нет, больше жить так невозможно! (А.П. Чехов)
  18. Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро. …если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чём-то более разумном и великом. Делайте добро! (А.П. Чехов)
  19. Неправильно полагают те, кои думают, что лишь те… могут считаться достойными гражданами, кои, обезумев от страха, сидят в норах и дрожат. Нет, это не граждане, а по меньшей мере бесполезные пескари. (М.Е. Салтыков-Щедрин)
  20. Когда труд – удовольствие – жизнь хороша! Когда труд – обязанность, жизнь – рабство! (А.М.Горький)
  21. Человек – выше сытости! (А.М. Горький).


Предварительный просмотр:

11.09.2014

Советы от великих людей

  1. Надо всегда конкретно представлять себе или воображать читателя будущей работы и как бы записывать свою беседу с ним. Пусть этот воображаемый читатель будет скептик, заядлый спорщик, не склонный принимать на веру что бы то ни стало (Д.С. Лихачёв)

  1. Каждая фраза, каждое слово должно иметь точный и ясный читателю смысл. (М. Горький)

  1. Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить. Чтобы научиться писать,

      надо писать! (Д.С. Лихачёв)

4.Нельзя писать в пустоту. Работая, надо представлять себе того милого     человека, которому ты рассказываешь всё лучшее, что накопилось у тебя на душе и на сердце. Тогда придут сильные и свежие слова (К.Г. Паустовский)



Предварительный просмотр:

16.09.2014

Чем люди живы?

(Как раскрыть тему)

Ты ещё не знаешь, как будут сформулированы темы итогового сочинения. Возможно, это будет сочинение проблемного характера по одному или с опорой на несколько произведений, или сочинение-характеристика героя или определённого типа, или сочинение на «сквозную» тему. Так или иначе – речь пойдёт об идеалах человечества. Попробуй написать рассуждение на тему «Чем живы герои… (какого-либо произведения)?» Например, А.П. Чехова (ты не так давно познакомился с ними).

              Во вступлении к сочинению можно написать о том, что следует относить к ценностным ориентирам, какие этико-нравственные, философские, социальные аспекты бытия могут составлять жизненную основу человека. Не забудь сделать плавный логический переход к основной части, сообщив о том, к  творчеству (произведению) какого писателя ты обращаешься.  

              В основной части следует раскрыть тему примерно по таким аспектам:

  1. Чем живёт герой (идеалы, интересы, помыслы, мечты, занятия). Говоря об этом, не увлекайся элементарным пересказом содержания.

  1. Какова твоя оценка подобной жизненной позиции: хорошо это или плохо, приемлемо или нет? почему? – обязательно обоснуй! (Исключительно – твоё мнение)

  1. Совпадает ли твоя точка зрения с мнением автора? К чему он приводит своего героя? (Здесь тебе надо будет обратить внимание на все средства выражения авторской позиции: композиционные приёмы, художественные изобразительные и выразительные средства языка).

  1. В заключение попробуй дать свои рекомендации относительно ценностных ориентиров человека. (Что для тебя является главным в жизни?) Возможно, тебе поможет в этом верно понятая идея исследуемого образа или произведения. Этим можно завершить работу.

     

             Не забывай, что ты пишешь рассуждение, поэтому каждый выдвинутый тезис должен быть аргументирован.

             

             Обрати внимание на мудрые высказывания известных людей. Их можно использовать в качестве эпиграфа, аргумента в основной части, включить во вступление или заключительную часть сочинения, а также применить для оформления мыслей.



Предварительный просмотр:

22.09.2014

Человек и природа в отечественной и мировой литературе

Список произведений

                     Пожалуй, нет такого произведения, где бы описанию природы не отводилась определённая роль. Но при написании сочинения на данную тему следует рассуждать о взаимодействии человека и природы. Поэтому надо будет вспомнить произведения, в которых это взаимодействие каким-то образом проявляется.

  1. «Слово о полку Игореве…» (Князь Игорь, Ярославна – и природа)
  2. В.А. Жуковский. Элегия «Море» (Что значит морская бездна для лирического героя?)
  3. А.С. Пушкин. «Зимнее утро», «Зимняя дорога», «Бесы», «Туча», «На холмах Грузии…», «К морю», «Погасло дневное светило…», «Осень», поэмы «Кавказский пленник», «Медный всадник», главы из р. «Евгений Онегин»
  4. М.Ю. Лермонтов. «Тучи», «Парус», «Листок», «Три пальмы», «Родина», поэмы «Мцыри», «Демон», «Когда волнуется желтеющая нива», «Выхожу один я на дорогу», роман «Герой нашего времени»
  5. А.Н. Островский. «Гроза» (Что значит природа для Катерины?)
  6. И.А. Гончаров. «Обломов» («Сон Обломова»)
  7. И.С. Тургенев. «Записки охотника», «Отцы и дети» (Что значит природа для Базарова, для Н.П. Кирсанова?)
  8.  Лирика о природе Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.К. Толстого
  9. Л.Н. Толстой. «Война и мир» (Что значит природа для любимых героев автора?)
  10. И.А. Бунин. Лирика о природе.  
  11. А.И. Куприн. «Олеся» (Что значит природа для главной героини?)
  12. А.М. Горький. «Старуха Изергиль» (Легенда о Данко)
  13. Лирика о природе К.Д. Бальмонта, А.А. Блока.
  14. Лирика о Родине и природе С.А. Есенина, М.И. Цветаевой
  15. М.А. Шолохов. «Тихий Дон» (Что значит природа для Григория Мелехова и других казаков?)
  16. М.А. Булгаков. «Мастер и Маргарита» (Заключительные главы, эпилог)
  17. Лирика о природе Б.Л. Пастернака, Н.М. Рубцова, Н.А. Заболоцкого.
  18.  Б.Л. Васильев. «Не стреляйте в белых лебедей»
  19. В.Г. Распутин. «Прощание с Матёрой»
  20. В.П. Астафьев. «Царь-рыба»
  21. А. Сент-Экзюпери. «Маленький принц»

             В поэтических произведениях следует обратить внимание на то, что значит природа для лирического героя. Не забывайте, что ответить на этот вопрос поможет анализ изобразительно-выразительных средств языка.                                                                                                              

                                        ,



Предварительный просмотр:

26.09.2014

Вопросы, заданные человечеству войной

             Готовясь к сочинению по данному направлению, продумай ответы на следующие вопросы. Попробуй изложить свои рассуждения по ним в письменной форме.

  1. Кем и почему развязываются войны?
  2. Почему история не может обойтись без войн?
  3. Что значит война в жизни одного человека, в судьбе страны, целого народа?
  4. Как влияет война на судьбу человека и страны?
  5. Война захватническая или освободительная, справедливая или несправедливая, межнациональная, гражданская, отечественная, народная – в чём разница?
  6. В каком случае о войне говорят «священная»?
  7. Какие язвы и пороки общества обнажает война?
  8. К чему приводят войны?
  9. Как рождается в войне национальное самосознание?
  10. От кого и от чего зависит ход событий на войне?
  11. Что значит «национальная идея» и как она определяет ход и исход войны?
  12. Кому принадлежит решающая роль в победе: великой личности или народу?
  13. В чём заключается истинный героизм?
  14. В чём суть ложного и истинного патриотизма?
  15. Что помогает обыкновенным людям совершать подвиги? Каковы истоки героизма?
  16. Какова природа предательства на войне?
  17. Можно ли оправдать войну? Так ли уж она необходима?
  18. Оправдываете ли вы гуманное отношение к врагу? Можно ли простить врага?
  19. Следует ли сохранять память о войне?
  20. Какие уроки преподносит война?

Список произведений,

которые помогут тебе раскрыть тему по данному направлению.

  1. «Слово о полку Игореве…»
  2. А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»
  3. М.Ю. Лермонтов. «Бородино», «Валерик»
  4. Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба»
  5. Л.Н. Толстой. «Севастопольские рассказы», «Война и мир»
  6. А.Т. Твардовский. «Василий Тёркин»
  7. М.А. Шолохов. «Судьба человека», «Донские рассказы», «Тихий Дон»
  8. М.А. Булгаков. «Белая гвардия»
  9. Лирика О.Берггольц, М.Исаковского, А.Суркова, К.Симонова, А.Твардовского, А.Ахматовой, Ю.Друниной о войне
  10. Б.Полевой. «Повесть о настоящем человеке»
  11. А.Фадеев. «Молодая гвардия», «Разгром»
  12. В.Некрасов. «В окопах Сталинграда»
  13. В.Тендряков. «Расплата»
  14. Ю.Бондарев. «Берег», «Выбор»
  15. В.Быков. «Обелиск», «Сотников», «Знак беды»
  16. К.Воробьёв. «Убиты под Москвой», «Это мы, господи…»
  17. Б.Васильев. «А зори здесь тихие», «В списках не значился»
  18. В.Астафьев. «Прокляты и убиты»
  19. В.Закруткин. «Матерь человеческая»



Предварительный просмотр:

28.09.2014

Спор поколений: вместе и врозь

Обращаясь к размышлениям над темами данного направления, прежде всего вспомните все наши уроки, на которых мы рассуждали о проблеме «отцов» и «детей». Проблема эта многоплановая.

1. Возможно, тема будет сформулирована так, чтобы заставить вас рассуждать о семейных ценностях. Тогда вы должны вспомнить произведения, в которых отцы и дети – это кровные родственники. Рассматривать в этом случае придётся психологические и нравственные основы семейных взаимоотношений, роль семейных традиций, разногласия и преемственность между поколениями внутри семьи.

2. Возможный вариант формулировки – это темы, предполагающие рассмотреть конфликт между нравами представителей разных поколений вообще, независимо от родственных связей. В этом случае значительное внимание следует уделить взглядам людей, обусловленным принадлежностью к разным эпохам, формированием в разных социальных условиях.

3. Говоря о споре поколений, можно иметь в виду идеологический конфликт, т.е. столкновение идеологий людей, имеющих разные политические взгляды. Антагонисты данного конфликта могут быть ровесниками, но их идейные принципы могут отражать идеологию определённых социальных слоёв.

 

Список литературы

  1. Д.И. Фонвизин. «Недоросль»
  2. А.С. Грибоедов. «Горе от ума»
  3. А.С. Пушкин. «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка»
  4. М.Ю. Лермонтов. «Бородино»
  5. Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба», «Мёртвые души» (на образе Чичикова)
  6. А.Н. Островский. «Гроза»
  7. И.А. Гончаров. «Обломов»
  8. И.С. Тургенев. «Отцы и дети»
  9. М.Е. Салтыков-Щедрин. «Премудрый пескарь»
  10. Л.Н. Толстой. «Детство», «Отрочество», «Война и мир»
  11. А.П. Чехов. «Вишневый сад»
  12. В.Г. Короленко. «В дурном обществе»
  13. А.М. Горький. «Детство»
  14. М.А. Шолохов. «Тихий Дон», «Родинка»
  15. В.Г. Распутин. «Уроки французского», «Последний срок»
  16. В. Тендряков. «Расплата»
  17. Б. Васильев. «Завтра была война»
  18. Ю. Бондарев. «Выбор»
  19. Г. Щербакова. «Вам и не снилось»
  20. Л. Разумовская. «Дорогая Елена Сергеевна!»
  21. У. Шекспир. «Ромео и Джульетта»                    


Предварительный просмотр:

08.10.2014

Мудрые высказывания о природе

  1. «…человек существует в двух сферах: одна – это отношения людей друг с другом, другая – отношения между людьми и природой». (С.Залыгин)
  2. «Очевидно, в природу надо входить, как входит каждый, даже самый слабый звук в общее звучание музыки». (К.Г. Паустовский)
  3. «Земля наша справедлива ко всем, хоть маленькой радостью наделяет она всякую сущую душу, всякое растение, всякую тварь, и самая бесценная, бескорыстно дарованная радость – сама жизнь! Но твари-то и, прежде всего, так называемые разумные существа не научились у матери-земли справедливой благодарности за дарованное счастье жизни». (В. Астафьев)
  4. «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил». (А.де Сент-Экзюпери)
  5. «Чтобы лучше осознавать необходимость защиты природы, мы должны определить, чем же мы обязаны животному миру, кроме того, что сами являемся его представителями»
  6. «…познание природы есть приобщение к ней и к вечности». (Д. Гранин)
  7. «Не то, что мните вы, природа: не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык…» (Ф.И. Тютчев)
  8.  «Не надо чистить воздух и воду, гораздо важнее их не загрязнять». (А.Н. Несмеянов)
  9. «Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться.” ( Леонардо да Винчи)
  10. «В природе нет ничего бесполезного.» (М. Монтень)
  11. «Все лучшее в природе принадлежит всем вместе.» (Петроний)
  12. «Природа не признаёт шуток; она всегда правдива, всегда серьезна, всегда строга; она всегда права; ошибки же и заблуждения исходят от людей.» (И.Гёте)
  13. «Природа не терпит лжи.» (Т. Карлейль)
  14. «Из общения с природой вы вынесете столько света, сколько вы захотите, и столько мужества и силы, сколько вам нужно.» (З. И. Готфрид)
  15.   «Леса учат человека понимать прекрасное.» (А.П. Чехов )
  16. «Изучение и наблюдение природы породило науку». (Цицерон)
  17. «Не будем... слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит». (Энгельс Ф)
  18. «Человек, конечно, хозяин природы, но не в смысле ее эксплуататора, а как ее понимающий и несущий нравственную ответственность за сохранение и совершенствование в ней (а, следовательно, и в себе) всего живого и прекрасного». (А.С. Арсеньев)
  19. «Природу легче всего подчинить, повинуясь ей». (Френсис Бэкон)
  20. «Книга природы есть неисчерпаемый источник познаний для человека». (Вольтер)
  21. «Природа не может перечить человеку, если человек не перечит ее законам…» (А.И.Герцен)
  22. «Природа — единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания». (И.В. Гете)
  23. «Нельзя допустить, чтобы люди направляли на свое собственное уничтожение те силы природы, которые они сумели открыть и покорить». (Ф.Жолио-Кюри)
  24. «Отношение человека к окружающей среде – это уже и сам человек, его характер, его философия, его душа, его отношение к другим людям».      (С.П. Залыгин)
  25. «Потому мы и радуемся, попадая в природу, что тут мы приходим в себя». (М. Пришвин)



Предварительный просмотр:

16.11.2014

Рекомендуемые критерии оценивания итогового сочинения ВУЗами

Критерии 1 и 2 являются основными. Если при проверке сочинения по критерию 1 или 2 поставлено 0 баллов, то сочинение дальше не проверяется: по всем остальным

критериям выставляется 0 баллов.

При оценке учитывается объём сочинения. Рекомендуемое количество слов — 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается в 0 баллов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается.

Критерии оценивания                                                                                              

К 1. Соответствие теме

Выпускник в той или иной форме рассуждает на предложенную

тему, выбрав убедительный путь её раскрытия (например, отвечает

на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над

предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т. п.), коммуникативный замысел сочинения выражен

ясно                                                                          -                              2 б.

Выпускник поверхностно рассуждает на предложенную тему,

коммуникативный замысел сочинения прослеживается                    1 б.

Сочинение не соответствует теме,

и/или коммуникативный замысел сочинения не прослеживается - 0 б.

К 2. Аргументация. Привлечение литературного материала

Выпускник при раскрытии темы сочинения строит рассуждение

на основе не менее одного произведения отечественной или мировой

литературы по собственному выбору, определяя свой путь

использования литературного материала; показывает разный уровень

его осмысления: от элементов смыслового анализа (например, тематика,

проблематика, сюжет, характеры и т. п.) до комплексного анализа

текста в единстве формы и содержания.

Допущено не более 1 фактической ошибки, связанной со знанием

литературного материала (ошибка в написании автора и названия

произведения, имён персонажей и топонимов произведения, в изложении

сюжетной линии, литературных и исторических фактов и т. п.) – 2 б.

Выпускник строит рассуждение с опорой на литературный материал,

но ограничивается общими высказываниями по поводу художественного

произведения,

и/или ограничивается только пересказом художественного произведения,

и/или допущены 2—4 фактические ошибки, связанные со знанием

литературного материала                         -                                           1 б.

Сочинение написано без привлечения литературного материала,

или литературные произведения лишь упоминаются в работе,

не становясь опорой для рассуждения,

и/или сочинение содержит 5 и более фактических ошибок    -      0 б.

К 3. Композиция и логика рассуждения

Сочинение отличается композиционной цельностью, логичностью

изложения мыслей и соразмерностью частей, внутри смысловых

частей нет нарушений последовательности и необоснованных

повторов                                     -                                                       2 б.

Сочинение отличается композиционной цельностью, его части

логически связаны между собой, но внутри смысловых частей есть

нарушения последовательности и необоснованные повторы,

и/или в сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть

нарушения композиционной связи между смысловыми частями,

и/или мысль повторяется и не развивается              -                      1 б.

Грубые логические нарушения мешают пониманию смысла написанного,

или отсутствует тезисно-доказательная часть,

или аргументация  не убедительна                                  -                0 б.

К 4. Качество письменной речи

Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику

и различные грамматические конструкции, при необходимости

уместно употребляет термины, избегает штампов            -            2 б.

Выпускник точно выражает мысли, но его речь характеризуется

бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи – 1 б.

Низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла,

или сочинение написано бедным, примитивным языком,

или изобилует просторечными выражениями и вульгаризмами   - 0 б.

К 5. Оригинальность сочинения

Выпускник демонстрирует творческий, нестандартный подход

к раскрытию темы (в сочинении отмечаются интересные мысли,

или неожиданные и, вместе с тем, убедительные аргументы,

или свежие наблюдения и проч.)

или яркость стиля                                            -                                   1 б.

Выпускник не демонстрирует самостоятельности мышления,

и/или творческого, нестандартного подхода,

и/или оригинальности стиля                                        -                    0 б.

К 6. Речевые нормы

Допущено не более 2 речевых ошибок                       -                     2 б.

Допущены 3—4 речевые ошибки                                -                     1 б.

Допущено 5 и более речевых ошибок                         -                     0 б.

К 7. Орфографические нормы

Орфографических ошибок нет, или допущена 1 негрубая ошибка –3 б.

Допущены 2—3 орфографические ошибки                  -                   - 2 б.

Допущено 4—5 орфографических ошибок                     -                 1 б.

Допущено более 5 орфографических ошибок                 -                0 б.

К 8. Пунктуационные нормы

Пунктуационных ошибок нет, или допущена 1 негрубая ошибка – 3 б.

Допущены 2—3 пунктуационные ошибки                       -                  2 б.

Допущено 4—5 пунктуационных ошибок                        -                  1 б.

Допущено более 5 пунктуационных ошибок                   -                  0 б.

К 9. Грамматические нормы

Допущено не более 2 грамматических ошибок                 -                2 б.

Допущены 3—4 грамматические ошибки                          -                1 б.

Допущено 5 и более грамматических ошибок                   -                0 б.

К 10. Фактическая точность в фоновом материале

Фактические ошибки отсутствуют                                     -                1 б.

Допущены фактические ошибки в фоновом материале (1 и более) - 0 б.

МАКСИМАЛЬНЫЙ БАЛЛ                                -                               20

Рекомендации по переводу баллов в десятибалльную шкалу

Первичный

балл

0-4

5-6

7-8

9-10

11-12

13-14

15-16

17

18

19

20

Отметка по

10-балльной

системе

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10



Предварительный просмотр:

23.11.2014

«Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова)

Творчество М.Ю. Лермонтова очень многогранно. Темы могут быть предложены самые разнообразные, как по лирике, так и по прозе. Как повторить и вспомнить весь материал, изученный на уроках? С чего же начать?

Подумай, почему названием направления стала именно эта поэтическая строка. Видимо, рассматривать её стоит применительно ко всему творчеству Лермонтова. Иными словами, в сочинении на тему по этому направлению следует ответить на вопросы: почему до сих пор, спустя почти два века после гибели поэта, вся Россия помнит его? чем близок нам этот молодой человек, так рано ушедший из жизни, но так много написавший? Видимо, М.Ю. Лермонтов современен и сегодня. А почему – попробуем разобраться.

 

Прежде всего, злободневны темы и проблемы его произведений. Вечные вопросы русской литературы:  

            - беспощадная критика социальных и человеческих пороков; Лермонтов направлял против порочного общества «железный стих, облитый горечью и злостью» («Как часто пёстрою толпою окружён», «Смерть поэта»);

            - любовь к Родине, проблема истинного патриотизма; у Лермонтова - «странная любовь» к Отчизне; нравственная основа его патриотизма - это любовь к духовным ценностям, а не к делам вершителей судеб страны («Родина», «Бородино», «Прощай, немытая Россия…»);

            -  стремление к свободе во всех её проявлениях («Парус», «Мцыри», «Демон»);

            - тема поколения и в связи с ней - проблема смысла жизни, предназначения человека; поэт создал образ современника, выказав недовольство поколением, его бездействием, с горечью осознавая себя частью этого поколения; нельзя не заметить сходства между лермонтовскими сверстниками и многими нашими современниками, не правда ли? («Дума», «И скучно, и грустно», «Герой нашего времени»);

             - неумирающая тема любви; в лирике Лермонтова мы без труда находим отголоски собственных чувств и переживаний («И скучно, и грустно», «Молитва» /Я, Матерь Божия,…/, «Она не гордой красотою…», «Н.Ф. И…вой», «Сентября 28», «Оправдание», «Любовь мертвеца»); проблеме истинной любви и отношения к женщине отведено значительное место в романе «Герой нашего времени».

В.Г. Белинский писал: «…Пафос поэзии Лермонтова заключается в нравственных вопросах о судьбах и нравах человеческой личности».

             

             Творчество Лермонтова поднимает важные философские проблемы, которые будут актуальными во все времена:

             - вопрос о праве человека на познание и на бунт против мирового порядка, о безграничности человеческих возможностей, о той нравственной цене, которую человек имеет и не имеет право платить за свою свободу («Демон»);

             - свобода творческой воли («Демон», «Пророк»);

             - трагическое одиночество, порождённое внутренними противоречиями («Демон», «Выхожу один я на дорогу», «Молитва» /Не обвиняй меня…/);

             - торжество и величие Бога («Молитва», «Выхожу один я на дорогу…»).

Лермонтов современен и потому, что его герои очень понятны нам своими чаяниями:

- герои романтических поэм осознают необходимость борьбы со злом, с несправедливостью, порой бессильны в этой борьбе, порой погибают, но главное – верят в добро;

- их отличают, по словам В.Г. Белинского, «жажда жизни и избыток чувств».

Творчество Лермонтова никогда не устареет уже потому, что он первым в русской литературе показал историю человеческой души (Лирика и роман «Герой нашего времени»). Эту традицию развили в своём творчестве Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский, чьи произведения отличаются удивительным психологизмом, продолжили и продолжают многие другие писатели и поэты. Сам Толстой признавался: «Если бы этот мальчик остался жив, не нужны были бы ни я, ни Достоевский».

Для нас, жителей Ставрополья, М.Ю. Лермонтов всегда будет интересен не только потому, что жил на Кавказе и погиб здесь, но и тем, что на страницах его произведений мы находим многочисленные  картины Кавказа, свидетельства об истории и жизни нашего родного края («Утро на Кавказе», «Черкесы», «Кавказский пленник», «Аул Бастунджи», «Измаил-бей», «Тамара», «Валерик», «Княжна Мери»).

Невозможно не признать современность идей лермонтовских произведений:

- движение к вечной цели, к образу естественной и свободной жизни, слитой с природой;

- призыв к идеальному, хотя и иллюзорному счастью;

- активное действие как образец подлинного человеческого поведения.

Почитай ещё раз указанные произведения и попробуй проанализировать их с точки зрения перечисленных критериев. И ты убедишься в том, что вечная слава  замечательного поэта Михаила Юрьевича Лермонтова заслужена им по праву.



Предварительный просмотр:

17.03.16

Сочинение по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

             Это сочинение попробуем написать как рассуждение по определённой проблеме. Формулировка темы отражает позицию автора, а проблему тебе придётся сформулировать самостоятельно.

Темы для сочинения

  1. «Великое счастье свободы не должно быть омрачаемо преступлениями против личности, иначе мы убьём свободу своими же руками!» (М.Горький)
  2. «Стремиться к высокой цели низкими средствами нельзя» (Д.С. Лихачёв)
  3. «Мысль бывает светла только когда озаряется изнутри добрым чувством…» (В.П. Ключевский)
  4. «Эгоизм умерщвляет великодушие…» (Ф.М. Достоевский)
  5. «Главное в человеке – это не ум, а то, что им управляет, сердце, добрые чувства…» (Ф.М. Достоевский)
  6. «Себялюбие – самоубийство. Самолюбивый человек засыхает словно одинокое дерево…» (И.С. Тургенев).
  7. «Человеческое всегда и неизбежно должно восторжествовать» (М.Е. Салтыков-Щедрин).

  1. Работа над вступлением.

            Начни работу над сочинением с того, что попробуй истолковать для себя смысл приведённого высказывания. Для этого:

             - выдели ключевые слова в цитате и определи их лексическое значение;

             - задай вопрос к данному высказыванию, представив, что ведёшь диалог с автором, - это будет проблемный вопрос;

             - дай убедительный ответ на этот же вопрос своими словами, не затрагивая произведения;

            - теперь оформи всё это и запиши в виде связного текста-рассуждения – это будет вступление к твоему сочинению;

            - сделай плавный переход к основной части, вспомнив писателей, обращавшихся в своих произведениях к подобным проблемам, а затем назвав анализируемое произведение.

            Объём вступления с «мостиком» к основной части – 40-70 слов.

  1. Работа над основной частью.

            Основная часть сочинения – это, по сути, аргументация тезиса, сформулированного во вступлении, путём обращения к конкретным художественным образам, персонажам, путём анализа их мыслей и поступков в той или иной ситуации. Поэтому первое, что ты должен сделать, - отобрать материал для аргументации. Это должны быть не отдельные предложения (как это было на ОГЭ в IX классе), а целые отрывки, эпизоды, в которых можно найти подтверждение твоему тезису.

            Как правило, писатель отражает противоречия между тем, как должно быть, и тем, что есть на самом деле. Необходимо проанализировать отобранный материал произведения в соответствии с формулировкой темы.

            Следует показать отношение Достоевского к героям, а для этого – проанализировать изобразительно-выразительные средства языка и понять, к чему приводит их автор.

  1. Работа над заключением.

              Заключение – это обобщение по теме, вывод из всего сказанного, поэтому, чтобы оно логично завершало рассуждения, следует вернуться к формулировке темы, прочесть свой тезис (изложенный во вступлении), затем просмотреть ещё раз основную часть и в соответствии с этим завершить работу.

              Можно добавить несколько слов о значении, месте произведения или всего творчества Ф.М. Достоевского в мировом литературном процессе.



Предварительный просмотр:

12.09.2016

Материалы для осмысления и размышлений

по направлению «Разум и чувство»

  1. Мировосприятие мыслителей и писателей Возрождения. «Почему человек не может не воевать и не убивать себе подобных? Да потому что в нем верх берут такие чувства, как ненависть и злоба. А ведь человек наделён разумом. Это его величайшее достояние. Так неужели разум и добро не могут уравновесить зло в этом мире и привести его к гармонии? Посмотрите на самого человека. В нём есть разум и чувства страсти… Они ведь могут сосуществовать и дополнять друг друга, они же единое целое. Зачем лишать человека права  чувствовать: любить и ненавидеть, страдать и радоваться? Пусть и разум, и чувства будут в гармонии. Главное – не переступить грань, которая отделяет человека как разумного существа от  животного».

Мировосприятие писателей европейского классицизма XVII века. «Устройство идеального общества возможно только в том случае, если каждый человек, индивидуум, подчинит свои страсти разуму, осознает свой долг, гражданский и нравственный, и будет действовать в соответствии с общепринятыми нормами человеческого поведения»

Мировосприятие мыслителей европейского Просвещения (конец XVII – XVIII в.в.). «Человек – это разумное, общественное животное …разумным может считаться только тот человек, который в состоянии полностью контролировать своё животное начало, т.е. чувства, инстинкты. Не подавлять, а именно контролировать. …человеку помогут знания. …Величие человека в том и заключается, чтобы с помощью разума и знаний преобразовать себя и весь мир»

По статьям В.В. Папсуева

Мировосприятие писателей барокко в западноевропейской литературе (рубеж XVI-XVIIв.в.). «Если законы природы созданы Богом и он не открыл их человеку сразу, то человек никогда не сможет сам проникнуть в их смысл»

Мировосприятие писателей-сентименталистов (XVIII в.). «Главное - познать не разум, а чувства человека, воспитать его не столько мыслящим, сколько добрым, чувствующим. …Добрые люди сами создадут условия для гармонического существования».

По статьям М.Б. Ладыгина

  1. Цитаты из очерка А.М. Горького «Человек»

«Вооружённый только силой Мысли, …идёт свободный, гордый Человек далёко впереди людей и выше жизни, один – среди загадок бытия, один – среди толпы своих ошибок…»

«И только Мысль – подруга Человека, и только с ней всегда он неразлучен, и только пламя Мысли освещает пред ним препятствия его пути, загадки жизни, сумрак тайн природы и тёмный хаос в сердце у него».

«Моё оружье – Мысль, а твёрдая уверенность в свободе Мысли, в её бессмертии и вечном росте творчества её – неисчерпаемый источник моей силы!... Мысль для меня есть вечный и единственно неложный маяк во мраке жизни, огонь во тьме её позорных заблуждений…»

«Для Мысли нет твердынь несокрушимых и нет святынь незыблемых ни на земле, ни в небе!»

«Настанет день – в груди моей сольются в одно великое и творческое пламя мир чувства моего с моей бессмертной Мыслью, и этим пламенем я выжгу из души всё тёмное, жестокое и злое, и буду я подобен тем богам, что Мысль моя творила и творит!»



Предварительный просмотр:

16.09.2016

Материалы для подготовки к итоговому сочинению 2016-17 уч.г.

  1. В сочинениях по каким направлениям могут пригодиться следующие высказывания?

Обоснуйте своё мнение.

 

«…величавый и свободный, подняв высоко гордую главу, он [человек] медленно, но твёрдыми шагами идёт по праху старых предрассудков, один в седом тумане заблуждений, за ним – пыль прошлого тяжёлой тучей, а впереди стоит толпа загадок, бесстрастно ожидающих его» (М. Горький)

 «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать» (А.С. Пушкин)

«Человеку свойственно ошибаться» (Сенека)

«Что имеем, не храним, потерявши, плачем» (С. Соловьёв)

«Если жизнь тебя обманет, не печалься, не сердись!» ( А.С. Пушкин)

«Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо» (Теренций)

«…грустно думать, что напрасно была нам молодость дана» (А.С. Пушкин)

  1. Объясните значение итальянской поговорки: «Избави меня, боже, от друзей, а с врагами я сам справлюсь».

Схожие изречения встречаются в разных литературных источниках:

«Отдаляйся от врагов твоих и будь осмотрителен с друзьями твоими» (Библия).

«Мне более повредили друзья, чем враги» (Квинтилиан, I век н.э.).

«Я могу защитить себя от врагов моих, а не могу защитить себя от своих друзей» (Гонеин бен Исаак, IX век).

«Защити меня от моих фальшивых друзей, а от явных моих врагов я и сам сумею себя защитить» (Александр Македонский).

«Усердие друзей губит меня, а не ненависть врагов» (Ф. Шиллер).

Насколько справедливыми кажутся вам эти изречения?

  1. Как вы понимаете смысл следующих высказываний?

«…отцовская розга – ещё не бесчестье, а вот розга палача – та действительно позорит»? (Мигель де Сервантес)

«…если человек поймёт на основании своего жизненного опыта, что он наделён величайшим богатством в мире – разумом и что именно разум делает его венцом природы и отличает его от всего животного мира, то тогда этот разумный человек способен на великие дела. Быть постоянно в движении, развивать свой разум, совершенствовать себя – вот в чём смысл жизни, предназначение человека». (М.Б. Ладыгин)