Экологическое воспитание

1. Межшкольная газета "Экомир"

2. Анкеты по экологическому воспитанию

3. Формы работы с родителями по экологическому воспитанию

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Анкета для педагогов образовательных учреждений

для определения состояния экологического воспитания

Отметьте вариант Вашего ответа в таблице:

Вопросы

Очень

/ всегда

Да

/часто

Иногда

/ редко

Нет

/никогда

  1. Считаете ли Вы проблемы экологического воспитания школьников важными и значимыми для Вас?

  1. Считают ли так другие педагоги вашего образовательного учреждения?

  1. Находите ли Вы поддержку со стороны региональных органов управления образования?

  1. Наблюдаете ли Вы проявление заинтересованности и активности у учащихся в  экологической деятельности?

  1. Включаете ли Вы проблему формирования здорового образа жизни в систему экологического воспитания учащихся?

  1. Укажите, какие формы работы наиболее эффективны в экологическом воспитании школьников?

№___ А) научно-исследовательская деятельность

№___ Б) проектная деятельность

№___ В) организация экологического лагеря

№___ Г) экологический туризм

№___ Д) организация и проведение экологических акций, мероприятий

№___ Е) создание экологической тропы

№___ Ж) участие в экологических движениях и общественных организациях

№___ З) Какие еще?________________________________________________

  1. Какие формы воспитательной  работы Вы используете в своей педагогической деятельности? ________________________________________________________________ __________________________________________________________________

  1. Оцените, на каком уровне  находится экологическая воспитанность учеников …

Очень высокий

Высокий

средний

Низкий

Очень низкий

А) … Вашего образовательного учреждения?

Б) … образовательных учреждений Вашего региона?

  1. Как Вы считаете, создана ли в Вашем учреждении социокультурная  среда, способствующая экологическому воспитанию?
  2. Укажите элементы этой среды, оказывающие наиболее существенное влияние на эколого-ориентированное  развитие личности учащегося_____________________________

______________________________________________________________________________

Благодарим Вас за участие.



Предварительный просмотр:

Анкета для учителя

  1. Вы считаете себя экологически культурным человеком?

А. Да               Б.Нет                       В. Затрудняюсь ответить

2.  Часто ли Вы задумываетесь о проблемах экологии в повседневной жизни?

А. Да               Б.Нет                       В. Иногда

3. Беспокоят ли Вас: экологическая безопасность Вашего жилища, экологическая чистота продуктов питания, культура потребления в целом?

А. Да               Б.Нет                       В. Затрудняюсь ответить

4. Волнуют ли Вас глобальные экологические проблемы?

А. Да               Б.Нет                       В. Затрудняюсь ответить

5. Важен ли для Вас уровень экологической культуры окружающих Вас людей?

А. Да               Б.Нет                       В. Затрудняюсь ответить

6. Как Вы оцениваете (по каким признакам) уровень экологической культуры человека?-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

7. Что Вам необходимо для повышения своей экологической культуры?__________________________________________________________________________

8. Привлекает ли Ваше внимание информация экологического характера в книгах и в периодических изданиях?

А. Да                     Б.Нет.                   В. Иногда

9. Прививаете ли Вы экологическую культуру своим домашним?

А.Да                     Б. Нет                    

10. Как Вы это делаете?_______________________________________________________________ 

11. Считаете ли Вы экологическую культуру одной из профессиональных черт учителя?

А. Да.                               Б.Нет                   В. Затрудняюсь ответить 

12. Экологическая культура – что это, по-вашему?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Анкета для учащихся

Дорогой друг! Просим Вас ответить на вопросы анкеты. Результаты анкеты помогут нам с Вами в общем деле –формировании экологической культуры школьного сообщества.

1.Как часто Вы   бываете на природе?

А. Раз в месяц.     Б. Раз в  неделю.      

В. Почти ежедневно. Г.(свой вариант ответа)________________________

2. Каковы цели Вашего пребывания на природе?

А. Прогулка, общение  и наблюдение. Б. Фотографирование.

В. Проектно-исследовательская деятельность.

Г.  Выгул собаки. Д. Занятие спортом.    Е. Сбор грибов, ягод.

Ж. Шашлыки и пикники.    З. Подвижные игры.  И. Экскурсии.

К. Работа в саду или на огороде. Л. Другое_____________________________________

3. Умеете ли Вы внимательно наблюдать за природными объектами (птицами, животными, растениями)?

А. Да                           Б. Нет       В. Затрудняюсь ответить.

4. Способны  ли Вы  описывать и давать характеристику природным объектам и явлениям?

А. Да                       Б. Нет  В. Затрудняюсь ответить.

5. Умеете  ли Вы  правильно вести себя в природной среде (не шуметь, не оставлять

мусора, не разводить костров, не вредить природным объектам…)

А.  Да    Б. Нет    В. Затрудняюсь ответить.

6. Наблюдаете ли Вы  какие -  то изменения, которые происходят с Вами  после пребывания на природе?

А. Да         Б. Нет                        В. Затрудняюсь ответить

7. Если наблюдаете, то в чем они проявляются? 

А. Стал(а) бережнее относиться к природе

В. Стал(а) доброжелательнее, спокойнее, терпимее

Г. Понимаю  значимость воды, воздуха, природы в целом для человека

Д. На улице стал(а) выбрасывать мусор в урны

Е. Стал(а) вести здоровый образ жизни, соблюдать правила личной гигиены

Ж.Стал(а) здоровее, крепче, веселее

8.Появляется ли у Вас   желание запечатлеть красоту природы в рисунке, фотографии, стихах, музыке, театральном искусстве?

А. Нет             Б. Да     В. Затрудняюсь ответить

9. Как Вы думаете, заинтересованы ли сегодня в воспитании экологической культуры:(поставьте галочку в выбранном Вами варианте ответа)

           да

           нет

затрудняюсь ответить

общество

учителя

родители

школьники

10. Стремитесь ли Вы больше узнать о природном мире?

А. Да, читаю книги о природе.

Б. Да, смотрю специальные передачи о природе по телевизору (укажите, какие _________________________________________________________________________________)

В. Да, стараюсь найти информацию о заинтересовавших меня природных объектах и явлениях.

Г. Что еще?________________________________________________________________________)

Д. Нет, не стремлюсь.

11. Есть ли у Вас дома комнатные растения?

А.Да.  Б. Нет. В. Да, у нас создается домашний (семейный) аэрофитомодуль

12.Любите  ли Вы ухаживать за комнатными растениями, домашними животными?

А. Да.    Б. Нет

13. Если у Вашей семьи  есть участок земли (сад, огород), помогаете ли Вы  родителям  в уходе за садовыми и огородными растениями?

А.Да, всегда и охотно                 Б. Да, иногда                    В.Нет

14. Курят ли в Вашей семье?

А. Нет, никто не курит. Б. Да, курят. В. Я курю.

15. Ведете  ли Вы   здоровый образ жизни?

            да

           нет

затрудняюсь ответить

Соблюдаю правила личной гигиены

Соблюдаю режим дня

Не имею вредных привычек

Занимаюсь физической культурой

Что еще?_____________________________________________________________________________

16. Что мешает Вам вести здоровый образ жизни?

А. Трудно соблюдать режим дня, питания из-за отсутствия времени

Б. К сожалению, не хватает силы воли

В. Большая учебная нагрузка

Г. Не имею возможности посещать спортивные комплексы из-за высоких цен на занятия

Д. Нет поддержки со стороны сверстников, взрослых (нужное подчеркнуть)

Е. Что еще?

17. В каких видах экологической деятельности Вы принимаете участие?

А. Экологические акции

Б. Календарные праздники (День Леса, День Земли, День Здоровья  и т.п.)

В. Проектная деятельность

Г. Научно-исследовательская деятельность

Д. Экологические движения и экологические общественные организации

Е. Экологический туризм

Ж. Экологическая журналистика

З. Создание аэрофитомодулей и уход за ними

И. Уход за растениями, за животными в живом уголке( дома)

К. Участие в экологических спектаклях, в выступлении агитбригады

Л. Что еще?______________________________________________________________________

18. Нравятся ли Вам уроки Экологии, другие предметы естественно-научного цикла?

А. Да           Б. Не совсем         В. Нет   Г. Затрудняюсь ответить

19. В нашей школе силам  детей, учителей и родителей выходит газета «Экомир».  Читали ли ее Вы, другие члены  Вашей семье? Какие темы Вы посоветуете  в ней осветить___________________________________________________________________________________________________________________________________________

20.Насколько для Вас важна среда обитания, экологические условия Вашего проживания?

А. Очень важно Б. Скорее важно. В. Скорее неважно. Г.Совершенно не важно.

21. Какой вид энергетики нужно развивать в России наиболее активно?

А. Атомную энергетику.

Б. Электростанции, работающие на традиционных источниках энергии: мазуте, угле, торфе.

В. Гидроэлектростанции.

Д. Энергетику, построенную на экологически чистых средствах (энергия солнца, ветра, приливные, геотермальные).

Е. Лучше закупать электроэнергию за рубежом.

Ж. Затрудняюсь ответить.

22. Насколько Вы согласны  или не согласны со следующими высказываниями, описывающими отношение  человека к природе.

- У нас есть право эксплуатировать ресурсы живой природы на благо человека.

А. Согласен. Б. Не согласен. В. Затрудняюсь ответить.

23.Этот год является Всемирным Годом Биоразнообразия. Как  Вы считаете, что сегодня надо делать в первую очередь, чтобы предотвратить уничтожение редких видов диких животных и растений, чтобы сохранить биоразнообразие?(Выберите не более 3-ответов)

А. Бороться с загрязнениями окружающей среды предприятиями, транспортом.

Б.Усилить борьбу с браконьерством.

В. Прекратить вырубку лесов.

Г.Создать новые заповедники для разведения исчезающих видов животных.

Д. Не допускать застройки природоохранных и заповедных зон дачами, коттеджами и т.д.

Е.Не допускать снятия статуса заповедных зон с ныне действующих заповедников

Ж. Ввести в школах специальные программы по формированию экологического сознания подрастающего поколения.

З.Запретить производство и продажу продукции, предполагающей уничтожение этих животных (кожаных изделий, продуктов питания)

И. Ничего делать не надо, есть проблемы более важные, чем сохранение  диких животных и растений.

К. Что еще?___________________________________________________________________

Л. Затрудняюсь ответить.

24. Лес  - это … ( выберите только  1 ответ)

А.   Экосистема, которая представляет огромную ценность, существует сама по себе, вне зависимости от человека, где  категорически запрещено  разжигать костры, выгуливать собак.

Б. Экосистема, дом для диких животных и растений, он нуждается в заботе и охране  от вмешательства человека.

В. Место, которое принадлежит людям, служит человеку.

Г. Место, куда мы ходим на «шашлыки» и гулять с собакой.

Д. Что еще?

25.Дубы  в городских лесах в первую очередь  страдают и гибнут от…

А. Заморозков.

Б. Вредных насекомых, типа дубовой листовертки.

В. От того, что люди просто гуляют  под дубами и уплотняют почву. Они страдают от вытаптывания.

26. Человек, обладающий экологической культурой, это:

А. Прежде всего, это человек, имеющий достаточно большой объем знаний в области экологии.

Б. Это человек, активно участвующий в разнообразных видах экологической деятельности

В. Это человек, способный любить и ценить природу, осознавать ее красоту и неповторимость, сочувствовать всему живому на земле.

Г. Ваше мнение___________________________________________________________

27. Как Вы считаете, какой у Вас уровень экологической культуры:

А. Высокий.        Б. Средний.      В. Низкий.    Г. Затрудняюсь ответить.

28.Ваш пол:  А.Женский Б. Мужской

29.  Ваш возраст

А. 10-12 лет Б. 13-15 лет    В. 16-18 лет                                              

Спасибо за сотрудничество!



Предварительный просмотр:

Уважаемые родители!

     Мы рады видеть Вас.  Вы пришли в нашу школу, значит,  Вам она понравилась. Но мы стремимся улучшить  школьные условия, поэтому просим Вас ответить на вопросы анкеты.

  1. Какой Вы видите  школу для своего ребенка?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие факторы школьной среды Вас больше всего беспокоят?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Ваши предложения по улучшению школьной среды.

                                                     __________________________________________________________________________

  В нашей школе вопросам экологического воспитания уделяется большое внимание. Учителей и администрацию школы волнует   уровень экологической  воспитанности учащихся  и экологической культуры  социума.   Для этого проводится социологическое исследование по изучению состояния экологического воспитания и образования в нашей школе.  Пожалуйста, помогите нам в этом общем деле.

     Анкета заполняется анонимно, ее результаты будут обработаны на компьютере и использованы в обобщенном виде для улучшения нашего сотрудничества по данному вопросу.

   1. Знакомы ли Вы с предметом “Экология”?

А. Да           Б. Нет                    В. Что-то слышал(а) об этом предмете.

2. Нравится ли Вам содержание предмета “Экология”?

А. Да          Б. Нет (переходите к вопросу 4)  В. Затрудняюсь ответить

3. Если нравится, то,  что именно? (Впишите, пожалуйста)
_______________________________________________________________

4. Если не нравится, то,   что именно? (Впишите, пожалуйста)
______________________________________________________________________________

5. Как часто Вы  с ребенком бываете на природе?

А. Раз в месяц.     В. Раз в  неделю.          Б. Несколько раз в месяц

Г. Несколько раз в неделю.  Д. Почти ежедневно. Е. Живем в своем доме.

6.  Каковы цели Вашего пребывания на природе?

А. Прогулка, общение  и наблюдение. Б. Фотографирование.

        В. Проектно-исследовательская деятельность ребенка.

Г.  Выгул собаки. Д. Занятие спортом.    Е. Сбор грибов, ягод.

Ж. Шашлыки и пикники.    И. Подвижные игры.  К. Экскурсии.

Б. Работа в саду или на огороде.

Другое________________________________________________________________

Умеет ли ваш ребенок внимательно наблюдать за природными объектами, например,  птицами?

А. Да                           Б. Нет

8. Способен ли ваш ребенок описывать и давать характеристику природным объектам и явлениям?

А. Да                       Б. Нет

9. Умеет ли ваш ребенок правильно вести себя в природной среде (не шуметь, не оставлять мусора, не вредить природным объектам…)

А.  Да    Б. Нет

10. Наблюдаете ли Вы  какие -  то изменения Вашего ребенка после посещения природной  среды?

А. Да          Б. Нет                        В. Затрудняюсь ответить

11. Если наблюдаете, то в чем они проявляются? 

А. Стал(а) бережнее относиться к природе

В. Стал (а) доброжелательнее, спокойнее.

Г. Понимает значимость воды, воздуха для человека

Д. На улице стал(а) выбрасывать мусор в урны

Е. Стал(а) соблюдать правила личной гигиены

Другое _______________________________________

Появляется ли у Вашего ребенка желание запечатлеть красоту природы в рисунке, фотографии, стихах, музыке?

А. Нет             Б. Да

13. Как Вы думаете, заинтересованы ли сегодня в воспитании экологической культуры  общество,  учителя и  дети?

  А. Да    Б. Нет                         В. Затрудняюсь ответить  

14. Любит ли Ваш ребенок читать книги о природе, смотреть телевизионные передачи о животных и растениях?

А. Да                  Б. Нет

15. Есть ли у Вас в домашней библиотеке книги  о природе?

А. Да     Б. Нет

16. Есть ли у Вас дома комнатные растения?

А.Да.  Б. Нет. В. Да, у нас создается домашний (семейный) аэрофитомодуль

17. Ухаживает ли Ваш ребенок за домашними животными и комнатными растениями?

А. Да, всегда                     Б. Да, иногда                            В. Нет

18. Если у Вас есть участок земли (сад, огород), помогает ли Вам ребенок в уходе за садовыми и огородными растениями?

А.Да, всегда и охотно                 Б. Да, иногда                    В.Нет

19. Поддерживает ли Ваш ребенок чистоту и порядок в доме?

А. Да                          Б. Нет

20. Курят ли в Вашей семье?

А. Нет, никто не курит. Б. Курит только отец ребенка. В. Курит мать ребенка.

Г. Курят оба родителя. Д. Курит дедушка. Г. Курит бабушка. Д. ___________

21. Ведет ли Ваш ребенок здоровый образ жизни? (Соблюдает режим дня, не имеет вредных привычек, занимается физической культурой…)

А. Да        Б. Нет

22. В нашей школе силам  детей, учителей и родителей выходит газета «Экомир».  Читали ли ее в Вашей семье? Какие темы Вы посоветуете  в ней осветить______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Несколько слов о себе.

23. Ваш пол:  А.Женский Б. Мужской

24.  Ваш возраст

А.25–30 лет Б. 31–40 лет В. 41–45 лет Г. 46–50 лет и выше.

25. Возраст вашего ребенка (детей)_______________________

26. Класс (ы), где учатся Ваш (и) ребенок (дети)_______________________

27.  Ваше образование :  Среднее ,  Среднее специальное ,Незаконченное высшее , Высшее

28.  Ваше социальное положение :   Работаю в госбюджетной сфере

Работаю в частном секторе ,  Предприниматель , Домохозяин(ка)  , Безработный(ая) 

Пенсионер(ка)

Другое_____________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!



Предварительный просмотр:

Примерное планирование занятий для родителей  по экологическому воспитанию.

  1. Что собой представляет  экология на современном этапе. Человек- часть природы. Наследственность и среда обитания. Проблемы здоровья детей и взрослых. Устойчивое развитие человечества
  2. Качество жизни и экология технологий. Постулаты экологии технологий. Формирование глобального гуманитарно-технологического пространства как фактора повышения качества жизни.
  3.  Природа и дети. Как воспитать любовь и бережное отношение к природе. Выходной день в лесу, на реке. Мое дерево. Семейный участок леса. Экотуризм. Ролевые игры, презентации. Арт-технологии.
  4.  Здоровье участников образовательного процесса. Оптимальные условия учебной деятельности учащихся и учителя для качественного образования, личностного развития.
  5. Основы эндоэкологии. Экология внутри нас. Занятие – виртуальное путешествие.
  6. Как научить детей учиться и сохранять здоровье.
  7. Эколого-психологический тренинг как средство формирования системы жизненных ценностей и толерантного мышления. Тренинг.
  8. Экология жилища: от избы до современной квартиры. (Практическое занятие с применением арт-технологий)
  9. Экологически безопасное жилье. Правила безопасного дома.
  10. Культура питания: изучение традиций питания в России. Воспитание экологической культуры  питания в семье и школе.
  11. Вегетарианство: за и против. Дискуссия.
  12. Культура речи – культура общения. Экология языка. ДНК и слово. Читаем книги, журналы и газеты  о природе. Природа – источник вдохновенья семейного творчества.
  13.  Поликультурное пространство города. Как отразилась культура народов, проживающих в нашем городе, на сегодняшней  экологической  культуре нашего города. Праздник «Дружба разных народов».
  14.  Экодосье: наш город. Экологическое состояние микрорайонов муниципального района Южное Бутово, Юго-Западного округа, г. Москвы. Семейные презентации учащихся.
  15. Проектная деятельность как эффективное средство развития образовательной среды. Презентации экологических проектов учащихся  в рамках фестиваля «Мир семьи и семья в мире»(школьный тур)
  16. Современные и информационные технологии на службе дома.  Интернет и семья. Средства связи, коммуникации и СМИ. Польза и вред. Безопасность пользования средствами связи.
  17. Жизнь в гармонии с природой. Лесная аптека. Проблемы сохранения и восстановления биоразнообразия видов в городской среде. Интродукция растений. Круглый стол.
  18. Экология гендерных отношений. Нравственность и целомудрие. Опыт классических мужских и женских учебных заведений России и качество знаний. Раздельное обучение мальчиков и девочек: за и против. Дискуссия.
  19. Внедрение Федеральных  государственных образовательных стандартов ФГОС. Скрытые ресурсы. Роль природы в повышении стрессоустойчивости учащихся: методы и приемы.
  20. Роль эколого-психологической установки в жизни человека. Физкультурно-экологическая деятельность в семье и школе.
  21. Экология акустической среды. Музыка – язык современной молодежи. Роль звуков природы и звуков от искусственных раздражителей на живые системы и развитие человека.
  22.  Наши домашние питомцы: растения и животные. Аэрофитомодуль. Презентации  школьных и семейных аэрофитомодулей.
  23. Экология человеческого развития. Устойчивое развитие личности. Экология семьи и семейных отношений. Экотьюторство - современная инновационная технология.
  24. Ресурсосбережение дома и в школе. Час Земли.
  25. Фитодайн пришкольного участка и дачной территории. Традиции и инновации.  Презентации учащихся.


Предварительный просмотр: