Классное руководство

Уразова Римма Ревовна

АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

За 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД

Класс:  5

Классный руководитель: Уразова Римма Ревовна

 

В классе обучается 14 человек. Из 14 учащихся 8 мальчиков и 6 девочек. Из них   детей 2001 года рождения ; 4- 2002 года и 1- года рождения.  Изучив листок здоровья,  можно отметить, что имеют хронические заболевания - 3 ребят, нарушено зрение у трех учеников, на индивидуальном обучении 2 учащихся (Бычков С. ,Попов С.). При составлении социального паспорта класса было выявлено, что  в классе учатся: 3 учащихся Маймашева Диана, Шевченко Даниил, Макарова Анастасия -- из многодетных семей; …. из неполных семей; один Шевченко Д. из неблагополучной семьи ( семья состоит на учёте в ПДН). Дети класса в основном из обеспеченных семей. Среди родителей  учащихся есть представители  интеллигенции,  работающие сфере бизнеса, представители рабочих специальностей . Из них имеющие высшее образование - 1 человек, среднеспециальное  -16, среднее -4 . При исследовании жилищных условий было определено, что в квартирах проживают –трое учеников, в съёмном жилье- один, в своих домах -восемнадцать. По национальному составу 21 учащийся класса русские, один - .

В начале учебного года передо мной стояла главная задача - обеспечить адаптацию вчераш­них учеников начальной школы к условиям среднего звена. Отличительной чертой средней шко­лы, на мой взгляд, является ставка учителей на большую долю самостоятельности детей как в уче­бе, так и во внеклассной жизни.

Успешно и безболезненно прошло привыкание учеников к новым учителям и их требованиям.

В начале учебного года я получила сформированный коллектив.  Моей задачей было обеспечить комфортное ощущение каждого учени­ка этого коллектива в условиях низшей ступени средней школы. Как и во всяком коллективе, в моем классе есть несколько групп во главе со своими лидерами, есть дети, выпадающие из коллектива по тем или иным причинам. Поэтому во внеклассные мероприятия я старалась вовлечь абсолютно всех детей. И это мне удавалось, так как им всем очень нравится участво­вать во всевозможных творческих делах. Что в итоге: пускай не все они дружны (некоторые яв­но не симпатизируют друг другу), но вспышек агрессии, ненависти удалось избежать (хотя конфликты были). Над тактичным и вежливым отношением к учащимся класса надо еще поработать с учащимися Шевченко Д. посредством индивидуальных бесед. Чувство коллективизма, взаимной ответственности и заботы еще не сформированы, над этим в 6 классе  классному руководителю следует немало потрудиться   и посвятить этому  немало мероприятий.  В начале года,  вовремя было замечено негативное отношение некоторых учащихся класса к однокласснице Макаровой А.. Работа с ребятами велась в течение всего года,  Большинство учителей-предметников, преподающих в классе, обладают несомненным авторитетом среди учащихся, они уважаемы и любимы. Успешно, хотя и не гладко,  прошло привыкание учеников к новым учителям и их требованиям. Крупных ссор за год не было. 

 Формированию коллектива, кроме творческих дел, способствовало и проведение регулярных классных часов на животрепещущие темы (Что нравится во взаимоотношениях ребят в классе? Что не нравится? Что такое дружба? Что такое толерантность? Моя святая мама.).

В начале учебного года был сформирован актив класса, в который вошли все учащиеся класса, которым по желанию были распределены обязанности по секторам. Никаких проблем не было с выбором старосты класса Козыревой Дианы.  Но не все учащиеся добросовестно выполняли свои обязанности и данные им поручения, то забывали про них, то считали их неважными. Самыми активными были Тарасенко Екатерина, Солнышкин Кирилл, Кустанаев Расул,  Плякин Никита, Козырева Диана,Головенкова Дана.

Никаких проблем не было в организации дежурства по школе. Ребята отнеслись к этой обязанности очень ответственно.  А вот организация уборки кабинета имела свои изъяны, график дежурства не всегда соблюдался, мои попытки назначать разных ответствен­ных за дежурство тоже были неудачными. К концу учебного года дежурство наладилось. Ребята стали более ответственно относиться к уборке своего класса, беречь школьное имущество. На формирование сознательной дисциплины и ответственного отношения к труду повлияли: генеральная уборка класса и прилегающей территории,  праздник труда (субботник), а также совместное дежурство по школе. Но задачам трудового воспитания в 6 классе нужно будет уделять ещё много внимания.

 В течение  года регулярно раз в месяц проводились классные часы разного плана. В начале первой четверти учащиеся класса были малоактивны, планируя различные классные и школьные мероприятия, большинство предпочитали отмалчиваться или соглашаться с остальными. В середине второй четверти многие предложили свои услуги по организации и проведению некоторых мероприятий. В жизни класса и школы под конец года участвовало  большинство учащихся класса(95%).

Анализ воспитательной работы классного руководителя показал, что принято учащимися наиболее охотно из воспитательных мероприятий - это классные часы, психологические тренинги и занятия совместно с общешкольным советом . В них принимали участие 100% обучающихся класса. С наибольшим удовольствием учащиеся класса участвовали в открытом классном часе "Посвящение в пятиклассники», психологических тренингах, осеннем празднике «Золотая осень», подготовке номеров к Новогодней ёлке, проведении классного часа «Космос—человечеству», «77 лет Ю.А.Гагарину». Среди проведенных мероприятий, в которых учащиеся проявили себя активными организаторами, были: изготовление игрушек на новогоднюю елку, классные часы, выпуск тематических газет и плакатов, Дни именинника. Равнодушными ребята класса не остались ни к одному мероприятию. Проанализировав участие учащихся класса в школьных мероприятиях,  удалось установить, что активными были почти все учащиеся  класса. Пятиклассники заняли первое место в осеннем конкурсе, группа ребят отмечена за новогоднюю газету, приняли активное участие в Малых Олимпийских играх, в подготовке к празднику Дня Победы, в общешкольном туристическом походе, в предметных неделях ребята также принимали активное участие, они занимали призовые места.

При анализе занятости детей во внеурочное время было установлено, что из 14 учащихся класса кружки и секции посещает 1 ученица Козырева Диана. В 6 классе классному руководителю нужно попытаться привлечь через беседы с родителями и обучающимися, остальных учащихся класса к посещению кружков и секций. Анализ анкет показал, что учащиеся хотят заниматься в спортивных секциях, кружке по иностранному языку.

При изучении уровня воспитанности учащихся класса было отмечено, что такие качества как целеустремленность, отзывчивость, доброта, честность и скромность преобладают над другими качествами. Хотелось бы еще сформировать в детях такие качества, как ответственное отношение к учебе, долг, должное отношение к общественно-полезному труду, дисциплинированность, требовательность к себе. Эти полгода выдались трудными для всех: и для родителей, и для учителей, и, конечно, для ребят. Но анкетирование показало, что абсолютно все ребята класса не утратили интереса к учебе и к школе. У большинства ребят во многом представления и мечты о школе как о втором доме совпали с реальностью.

Что касается успеваемости, то учебный год 5 класс закончил со следующими результатами:  1 ученица Козырева Диана на «5»,4 человека на "4" и "5", с одной "3" двое, на "4" и "3"  7 ребят. В плане учебы есть откровенно слабые и, к сожалению, ленивые дети. Учеба им дается трудно. В течение  года я следила за учебным процессом в классе: постоянно общалась с преподавателями, организовывала  встречи с родителями. Каждую неделю проводились классные часы разного плана (чаще всего организационные, но были и  много тематических. С учащимися класса постоянно проводятся индивидуальные беседы на темы учебы и дисциплины. Класс стал более организованным. В классе учатся учащиеся (Козырева Д., Кустанаев Р., Плякин Н., Солнышкин К.) с наиболее яркими проявлениями таких индивидуальных особенностей как ответственность, доброта, скромность.

Большую помощь в воспитательной работе мне оказывали родители. По сути, у нас с ними об­щие задачи - обеспечить психологический комфорт ребенка. Важно, что у нас с большинством родителей схожие представления о том, что это такое. Самым главным помощником классного руководителя является замечательный родительский комитет. Благодаря этим мамам (Козырева А.К., Юсупова А.М.) все родители организованны, четко и чаще всего принимают участие во всех делах класса. За год было проведено 4 родительских собраний. К сожалению, не все родители (Шевченко ,…) посещают их. На последнем родительском собрании говорили об участии родителей учащихся в жизни школы и класса. В третьей и четвертой четвертях проведены тематические родительские собрания, где вместе с родителями  обсуждались проблемы класса и школы.

Активно участвовала в жизни класса и школы половина ребят класса. На самом деле, никто не оставался в стороне от жизни класса.

Если оценивать уровень воспитанности ребят, то, безусловно, не все они хорошо воспитаны, есть проблемы.

Сложными в своем поведении я могла бы назвать очень милых, но «неровных» пятерых ре­бят. Это эдакие «очаги возбудимости». Нередко именно они создают шум и затевают возню на уроках (с ними я веду индивидуальную работу, связь с родителями - постоянная).

Надеюсь, что следующий год будет увлекательным и плодотворным.

Мы планируем участие во всех общешкольных делах, постановку спектакля, обязательно поход, поездку в театр, праздник «День рождения класса».

Выводы:

Получилось:

- сблизить учащихся классного коллектива;

- подключиться к общешкольным праздникам;

- наладить эстетическое и духовное воспитание учащихся;

- начать работу по воспитанию уважения к окружающим;

Не удалось:

- привлечь всех учащихся класса к делам класса и школы;

-  обеспечить 100% посещаемость родительских собраний родителями;

- закончить учебный год с большим количеством хорошистов.

Полагаю, в дальнейшем продолжу работу и с детьми,  и с родителями  по формированию уважительного отношения к окружающим; попытаюсь добиться, чтобы все учащиеся класса посещали секции или кружки; продолжу сплочение и формирование классного коллектива; буду формировать самооценку учащихся; повышу стремление к участию в классных и школьных делах всех учащихся класса; помогу учащимся повысить оценки по некоторым предметам;  попытаюсь повысить посещаемость родительских собраний и активность родителей в жизни класса и школы.