Готовимся к ОГЭ

1.Материалы для написания сочинения на лингвистическую тему.  

2.Демонстрационная версия ГИА - 2013 (проект). Важное- критерии оценивания изложения и сочинения. Изменено задание части С.

3. Способы сжатия текста.

4.  Теоретическое обоснование ( сочинение С2.1.) и примеры сочинений С2.1. и С2.2.(версия 2012 года)

5. Клише для написания сочинения С2.1. (версия 2012 года).

6.Правила и алгоритмы, необходимые для выполнения заданий частей "А" и "В".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль лексических явлений в языке (подготовка к заданию С2.1)



АНТОНИМЫ:

  1. позволяют увидеть, что в жизни есть контрасты, подчёркивают их, 
  2. помогают высказать мысль с большей точностью, 
  3. делают речь яркой и убедительной.

СИНОНИМЫ:

  1. помогают избежать однообразия изложения, 
  2. разнообразят нашу речь, делая её живой и выразительной,
  3. позволяют всесторонне охарактеризовать образ, 
  4. помогают с максимальной точностью и полнотой передать содержание, 
  5. позволяют выразить самые тонкие смысловые оттенки,
  6. позволяют тонко и красочно описывать явления,
  7. способствуют точности и ясности высказывания,
  8. дают возможность выразить различные оттенки мысли, уточнить, подчеркнуть какое-то положение.


УСТАРЕВШИЕ СЛОВА:

  1. служат для передачи точного смысла в письменной и устной речи,
  2. делают речь яркой и убедительной,
  3. служат для передачи торжественности момента,
  4. служат для воссоздания исторической обстановки,
  5. служат средством речевой характеристики персонажа,
  6. используются для создания комического эффекта, иронии;
  7. помогают автору убедить читателя в жизненности и правдивости изображаемых событий,
  8. подчёркивают достоверность сказанного,
  9. служат названиями реалий прошлых лет.


 ДИАЛЕКТИЗМЫ:

  1. помогают передать местный колорит, особенности речи героев.


СЛОВА С ПРЯМЫМ ЗНАЧЕНИЕМ:

  1. служат для обозначения предметов, признаков, действий.


СЛОВА С ПЕРЕНОСНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ:

  1. выступают как одно из средств выразительности речи.

СТИЛИСТИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНАЯ ЛЕКСИКА:

  1. используется писателями как языковая основа произведения,
  2. употребляется в любых условиях общения,
  3. служит бесстрастному, объективному обозначению понятий, предметов, действий, признаков, явлений и отношений между ними.

РАЗГОВОРНАЯ И ПРОСТОРЕЧНАЯ ЛЕКСИКА:

  1. создаёт стилистическую окраску слова,
  2.  одна из отличительных черт разговорной лексики - конкретность (обозначение конкретных предметов, действий, признаков);
  3. используется для словесной характеристики героя.

ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ:

  1. помогают понять, о какой профессии идёт речь в предложенном тексте,
  2. служат для обозначения различных производственных процессов, орудий производства, сырья, выпускаемой продукции и т.п.,
  3. служат для создания достоверности, точности информации, речевой характеристики персонажа,
  4. служат для убеждения оппонента, позволяя чётко выразить позицию автора или привести яркий, убедительный аргумент.

КНИЖНЫЕ СЛОВА:

  1. позволяют автору обратить внимание читателя на общественно значимые события, нравственные ценности, убедить в необходимости желаемого поведения,
  2. помогают писателю подчеркнуть и обсудить общественно-важную проблему, 
  3. служат для создания полноты картины, образного, эмоционального восприятия изображаемой действительности,
  4. служат речевой характеристикой персонажей.

ЭПИТЕТЫ:

  1. усиливают выразительность, образность языка произведения;
  2. придают художественную, поэтическую яркость речи;
  3. обогащают содержание высказывания;
  4. выделяют характерную черту или качество предмета, явления, подчёркивают его индивидуальный признак;
  5. создают живое представление о предмете;
  6. оценивают предмет или явление;
  7. вызывают определённое эмоциональное отношение к ним;
  8. помогают увидеть авторское отношение к окружающему миру.

  

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ:

  1. придают речи особую выразительность, образность, эмоциональность, точность,
  2. характеризуют все стороны жизни человека.

ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР:

  1. помогает подчеркнуть, выделить в речи важную в смысловом отношении группу слов,
  2. средство придания ясности высказыванию, помогающее избежать туманности изложения,
  3. средство передачи монотонности и однообразия действий,
  4. повторение слов способствует большей силе высказывания, большей напряженности повествования,
  5. средство выражения многократности или длительности действия.


ИсточникБузина Е.В. "Пишем сочинение на лингвистическую тему. Русский язык. 9 класс. Подготовка к итоговой аттестации" Омск ОмГПУ 2012 


( Более подробно - в блоге Крюковой Марины Анатольевны, учителя русского языка и литературы МОУ "СОШ № 99" г. Омска, « По уши в ГИА»)




Предварительный просмотр:

Роль грамматических явлений (подготовка к заданию С2.1)




1. ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ

  1. помогают перечислить действия героев;
  2. позволяют увидеть одновременные, последовательные действия предмета;
  3. конкретизируют признак предмета.



2. ОБРАЩЕНИЕ

  1. называет собеседника, того, к кому  (звательная функция): Лена, дай мне одну краску.
  2. выражает к нему определённое отношение говорящего, то есть выполняет оценочную функциюЖивёте на износ, бесценная наша, ...
  3. раскрывает авторское представление о героеТоварищ сержант, приказываю оставить вверенный вам пост.
  4. в лирике выполняет изобразительно-выразительную роль, усиливая лирическое настроение текста: "Куда бежишь, тропинка милая, ...



3. ВВОДНЫЕ СЛОВА

  1. выражают оценку говорящим степени достоверности сообщаемого (уверенность, предположение, сомнение, неуверенность и т.п.):   конечно, несомненно, безусловно, бесспорно, очевидно, без всякого сомнения, вероятно, по всей вероятности, по сути дела, разумеется, само собой разумеется, может быть, должно быть, наверное, пожалуй, по-видимому, действительно и др. 
    Горный воздух, без всякого сомнения, действует благотворно на здоровье человека.
  2. выражают чувства говорящего (радость, удовольствие, сожаление, удивление, негодование и т.п.):  к счастью, к радости, к удовольствию, к сожалению, к несчастью, к удивлению, к изумлению, к огорчению, к прискорбию, к досаде, странное дело, неровен час, чего доброго, как нарочно и др. Но, к несчастью, в это время подвернулся губернатор.
  3. указывают на связь мыслей, последовательность изложения: во-первых, во-вторых и т.д., с одной стороны, с другой стороны, наконец, наоборот, напротив, однако, в общем, в частности, кстати, кстати сказать, итак, следовательно, значит, кроме того, например, так, таким образом и др. Вся жизнь Никиты не была постоянным праздником, а, напротив, была неперестающей службой.
  4. указывают на приемы и способы оформления мыслей: словом, одним словом, короче говоря, вообще говоря, иначе говоря, так сказать, другими словами и др.   Признаться сказать, ни в какое время Колотовка не представляет отрадного зрелища.
  5. указывают на экспрессивный характер высказывания: лучше сказать, грубо выражаясь, мягко выражаясь, по правде говоря, между нами говоря, смешно сказать, сказать по совести и др. По правде говоря, я не очень рассчитывал на его помощь.
  6. указывают на источник сообщаемогопо словам, по сообщению, по мнению, по слухам, по сведениям, по-моему, по-твоему и т.п., дескать, мол, по моим расчетам, с точки зрения, как известно и др. По словам капитана, до ближайшего порта остается два дня пути. 
  7. используются также  для привлечения внимания собеседника к сообщаемому, для внушения определенного отношения к излагаемым фактам: видишь (ли), видите (ли), понимаешь (ли), понимаете (ли), пойми, поймите, вообразите себе, извините, простите, пожалуйста, сделайте милость, помнишь (ли), помните (ли), помилуйте, послушайте, согласитесь, заметьте себе, позвольте и др. Одичаешь, знаете, если будешь все время жить взаперти. 



4. ОБОСОБЛЕННЫЕ СОГЛАСОВАННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ 

  1. помогают конкретизировать определяемое существительное, уточнить признак предмета: Людей, пренебрегавших здоровьем, мама считала жестокими.
  2. помогают автору полнее раскрыть отличительные свойства предмета;
  3. помогают автору "сжать" информацию, позволяя в определении передать содержание, которое можно выразить и придаточной частью СПП:Выросшие за лето медвежата играли на камнях... (сравните:Медвежата, которые выросли за лето, играли на камнях...)

5. ОБОСОБЛЕННЫЕ НЕСОГЛАСОВАННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ 

  1. помогают автору ярко, многогранно представить предмет: Здесь уже начинался город, с высокими домами, с шумом трамваев.
  2. помогают автору дополнить и усилить картинуустановить причинно-следственные связиСтепан, в рваной телогрейке, пыльных сапогах, был похож на бродягу.

5. ОБОСОБЛЕННЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ

  1. поясняют или уточняют нарицательное существительное;
  2. помогают автору уточнить, кого он подразумевает, раскрывает содержание определяемого слова-местоимения: А когда я уезжала к себе на квартиру, одинокую, холодную, они, мать и отец, стояли на лестничной площадке, и плакали, и махали, и повторяли мне вслед.



6. ОБОСОБЛЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА

  1. выражают добавочное действие к основному;
  2. помогают автору уточнить основное действие с помощью добавочного, выраженного деепричастным оборотом;
  3. помогают автору выделить качество основного действия: Мне стало невообразимо жаль его, и я сказала, едва сдерживая слёзы.
  4. помогают автору обозначить цель основного действия: Все толпились у окна, стараясь почувствовать тонкий сладковатый аромат, и интересовались, что за растение, почему оно цветёт.
  5. помогают автору конкретизировать причину основного действия: Да, несчастны, ибо не ведаем, что делаем, чего хотим, надеясь жить на земле вечно. 
  6. помогают автору конкретизировать время основного действия: И лишь повзрослев, понял что это задание дала маме её совесть.
  7. помогают автору обозначить условие, вопреки которому совершается основное действие: Постепенно, сама того не желая, мама приучила соседей обращаться к ней не только по медицинским вопросам, но и с другими просьбами.
  8. помогают автору сказать об условии основного действия: Но,внимательно всмотревшись, он понял: серое пятно в кустах - это олень Песчаных холмов.
  9. помогают автору точнее сказать о том, как, каким образом совершается действие: Толик вглядывался в Тёмино осунувшееся лицо и всё думал: сумел бы он так, не на словах пожалеть, как это часто бывает, а на самом деле? 
  10. помогают автору сравнить одно с другим на основании общего для них признака: Он уже горел вовсю, словно факел.



7. ОБОСОБЛЕННЫЕ ДОПОЛНЕНИЯ

  1. несут значение исключения, то есть выполняют ограничительную функцию;
  2. помогают автору внести в предложение значения включения или исключения: Он не видел ничего, кроме Таборки.



8. ОБОСОБЛЕННЫЕ УТОЧНЯЮЩИЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  1. помогают автору конкретизировать предшествующий член предложения:В соседнем доме, на первом этаже, болел парнишка...



9. ОБОСОБЛЕННЫЕ ПОЯСНИТЕЛЬНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  1. помогают автору обозначить одно и то же понятие другими словамиКак же могла она, мать и жена, не ходить в палаты после дежурства...
  2. помогают автору внести дополнительные разъяснения или замечания:Рабочие лесопромхоза, их было человек десять, играли в карты, лениво переговаривались и курили.



10. СЛОЖНОСОЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

  1. ССП с противительными союзами А, НО, ДА (=НО), ЗАТО, ОДНАКО помогают автору показать, что одно событие противопоставлено другому: После пятого урока у меня был кружок, но я не остался.
  2. ССП с соединительными союзами И, ДА (=И), НИ...НИ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, КАК...ТАК И, НЕ ТОЛЬКО...НО И помогают автору показать последовательно происходящие события: Город кончался, и вскоре показалось море.
  3. ССП с разделительными союзами ИЛИ, ЛИБО, ТО...ТО, НЕ ТО...НЕ ТО позволяют автору указать на чередование событий: То скрипнет дверь,то тихо отворится калитка...



11. СЛОЖНОСОЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

  1. СПП с придаточным изъяснительным помогают автору раскрыть смысл глагола в главной части: Я должен немедленно доказать ей, что "предполагаемый диагноз" предположили напрасно, что всё будет хорошо. 
  2. СПП с придаточным определительным помогают автору раскрыть признак существительного из главной части: Она не могла пройти мимочеловекакоторый недомогал.
  3. СПП с придаточным времени помогают автору указать на время протекания действия в главной части: Поесть не очень стыдно, когда от голода подводит худой грязный живот и в глазах темнеет.
  4. СПП с придаточным цели помогают автору указать на цель, с которой выполняется действие в главной части: Она ела для того, чтобы не умереть. 
  5. СПП с придаточным причины помогают автору указать на причину, по которой происходят действия в главной части: Эта неудача была совершенно естественна, так как Демосфен имел очень слабый голос...
  6. СПП с придаточным условия помогают автору указать на условие, при котором действие в главной части станет возможным: Кабы люди за все друг с дружкой рассчитываться принялись, весь бы мир в магазин превратили.


12. БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  1. помогают автору показать одновременно происходящие события:  Стояла поздняя осень, за окном лил сильный дождь, стучало железо по крыше.
  2. помогают автору пояснить смысл сказуемого из первой части:  Наконец мы дождались: позвонил папа.
  3. помогают автору указать на причину того, о чём говорится в первой части:  Расспрашивать его было бесполезно: он был молчальником.
  4. помогают автору дополнить то, о чём говорится в первой части: Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.
  5. помогают автору противопоставить два события:  Лето припасает - зима поедает.
  6. помогают автору уточнить, в какое время (когда) происходит событие, о котором говорится во второй части:  Кончил дело - гуляй смело.
  7. помогают автору указать на условие, при котором совершается действие во второй части:  Посеешь ветер - пожнёшь бурю.
  8. помогают автору сделать вывод из того, о чём говорится в первой части:  Дети стали большими - им надо серьёзно учиться.
  9. помогают автору передать быструю смену событий Раздался выстрел - зверь упал.
  10. помогают автору сравнить события:   Скажет слово - соловей поёт.

ИсточникБузина Е.В. "Пишем сочинение на лингвистическую тему. Русский язык. 9 класс. Подготовка к итоговой аттестации" Омск ОмГПУ 2012 

( Более подробно - в блоге Крюковой Марины Анатольевны, учителя русского языка и литературы МОУ "СОШ № 99" г. Омска, « По уши в ГИА»).




Предварительный просмотр:

К основным языковым приёмам компрессии (сжатия) исходного текста относятся:

1. Исключение:

• исключение повторов;

• исключение одного или нескольких из синонимов;

• исключение уточняющих и поясняющих конструкций;

• исключение фрагмента предложения,  содержащего

второстепенную, несущественную информацию;

• исключение одного или нескольких предложений,  содержащих

второстепенную, несущественную информацию.

Важно! Исключать можно только второстепенную информацию!

 

2. Обобщение:

• замена однородных членов обобщающим наименованием;

• замена фрагмента предложения синонимичным выражением;

• замена предложения или его части определительным или

отрицательным местоимением с обобщающим значением;

3. Упрощение:

• слияние нескольких предложений в одно;  

• замена предложения или его части указательным местоимением;  

• замена сложноподчинённого предложения простым;  

• замена фрагмента предложения синонимичным выражением;

• замена прямой речи косвенной.



Предварительный просмотр:

Текст № 1

(1)В 1922 году, когда ему было 14 лет, Лев Ландау* успешно сдал экзамены

в Бакинский университет и был зачислен на физико-математический факультет,

сразу на два отделения —  математическое и естественное. (2)Его очень

интересовала химия, но вскоре он ушёл с естественного отделения, поняв, что

физика и математика ему больше по душе.

(3)Первокурсник Ландау был моложе всех в университете. (4)Вначале это

его чрезвычайно угнетало. (5)Проходя по коридорам,  он поднимал плечи и

наклонял голову: ему казалось, что так он выглядит гораздо старше. (6)Вокруг

столько весёлых, жизнерадостных юношей, так хочется подружиться с ними, но

он не смеет даже мечтать об этом: для них он — странный ребёнок, непонятно

как здесь очутившийся. (7)Так продолжалось весь первый семестр,  пока

однокурсники не узнали,  какой он замечательный математик и как охотно

помогает товарищам.  

(8)Однажды на лекции по математике Лев задал профессору вопрос.

(9)Пётр Петрович Лукин знал математику блестяще и лектором был

превосходным. (10)Ходили,  однако,  слухи,  что на экзаменах он отличался22

свирепостью. (11)Студенты заранее боялись сессии,  поэтому относились к

Лукину с почтительно-вежливой опаской.

(12)Лукин долго думал,  прежде чем ответить Ландау на вопрос. (13)В

аудитории стало очень тихо,  все сидели,  боясь шелохнуться. (14)Лукин

попросил Льва подойти к доске. (15)Вмиг доска покрылась математическими

знаками.  

(16)Загорелся спор,  и неожиданно студенты поняли,  что прав Ландау!

(17)Лицо у Льва было серьёзное и сосредоточенное,  у Петра Петровича –

взволнованное и несколько обескураженное. (18)Ландау написал вывод и

положил мел. (19)Лукин улыбнулся и, наклонив голову, громко сказал:

— (20)Поздравляю,  молодой человек. (21)Вы нашли оригинальное

решение.

(22)Лев смутился. (23)От неловкости он не знал куда деваться.

(24)С этого дня гроза отделения —  профессор Пётр Петрович Лукин,

встречая студента Льва Ландау,  всегда здоровался с ним за руку,  а друзья-

однокурсники уважительно называли его Львом Давидовичем.

 (25)Студенческие годы,  конечно,  меняли Ландау:  сказалось влияние

коллектива и преподавателей,  но главное —  та огромная борьба,  которую

принято называть работой над собой и которая по плечу лишь сильным

натурам. (26)Исчезли его робость и застенчивость,  он приучил себя не

расстраиваться из-за пустяков, не разбазаривать время.  

(27)Борьбу с собой он держал в тайне от приятелей, только близкие друзья

по отдельным репликам могли догадаться, чего ему стоила эта борьба. (28)Но с

каждым днём он становился взрослее, целеустремлённее.  

(29)Ландау много читал. (30)У него была любимая книга — «Красное и

чёрное»  Стендаля. (31)Благодаря этой книге,  он понял,  что для человека нет

ничего недостижимого! (32)Но на него сильное впечатление произвела трагедия

героя романа, осознавшего, что цель, которой он добивался всю жизнь, не стоит

затраченных усилий. (33)И тогда для себя Ландау решил, что важнее всего — не

просто сильный характер,  а достойная цель. (34)Для него эта цель —  наука,

физика. (35)Ей он отдавал все силы и научился ограждать себя от любых помех,

которые мешали работе.  

(36)  Каждый человек хочет стать счастливым. (37)Была и у Ландау своя

формула счастья,  которая содержала три составляющих:  работа,  любовь,

общение с людьми. (38)Именно в такой последовательности: наверное, для всех

творческих людей любимая работа — основа жизни.  

(39)Добиваясь больших успехов,  он при этом избегал громких слов и

ненавидел хвастовство. (40)Однажды один из знакомых неосторожно заявил,

что стоит на пороге большого открытия. (41)Ландау улыбнулся:

— (42)Тебе надо почитать Гоголя. (43)Он справедливо замечает,  что

никогда не следует хвастать будущими успехами.

*Лев Давидович Ландау —  выдающийся советский физик-теоретик,

лауреат Нобелевской премии.

(По М. Бессараб)

Пример теоретического обоснования.

«Словарь    языка свидетельствует,  о чём думают люди,  а

грамматика –  как они думают», –  утверждает известный лингвист Г.

Степанов.  

С этим высказыванием нельзя не согласиться.  Действительно,

словарь языка, то есть его лексический состав, содержит много слов,

необходимых для того, чтобы назвать предмет и описать его. Люди

бережно хранят слова.  Лингвисты создали самые разные словари,  в

которых можно найти слова,  называющие всё,  о чём когда-либо

подумал человек.  

Но слова сами по себе не смогут выразить мысль.  Для этого

нужна грамматика. Чтобы эта мысль была выражена, человек должен

не только правильно подобрать слова,  но и поставить их в нужную форму,  правильно их связать и расставить в соответствующем

порядке.  Если человек не имеет представления о том,  как

использовать слова,  чтобы получилось связное высказывание,  то и

мысли свои он изложить не сможет или сумеет выразить лишь

«обрывки» мысли.  

Пример аргументации.

Авторское отношение к ситуации…  помогают понять многие

лексические средства. Остановлюсь на следующей фразе: «Загорелся

спор…» (предложение 16).  Слово  «загорелся»  здесь используется в

переносном значении,  спор сравнивается с горением костра,  так как

он начался очень быстро,  как зажигается костер,  и такой спор не

прекратится, пока все не  «сгорит». Используемое здесь в переносном

значении слово помогает читателю лучше понять атмосферу

происходящего…

Из грамматических явлений в этом тексте я бы хотела

рассмотреть восклицание.  Мысль о важности стремления к своей

цели и обязательного получения результата после затраченных

усилий автор подчеркивает с помощью восклицательного предложения.

Докажу это следующим предложением: «Благодаря этой книге он

понял,  что для человека нет ничего недостижимого!» (предложение

31).  То,  насколько важно,  что Лев Ландау это понял и теперь сам

будет стремиться к тому,  что раньше считал недостижимым,  и

показывает нам восклицание.  

Пример сочинения С2.1.

«Словарь языка свидетельствует,  о чём думают люди,  а

грамматика – как они думают». Я согласна с утверждением лингвиста

Г.  Степанова,  так как тоже считаю,  что лексические богатство языка

даёт возможность человеку выразить себя в слове,  а грамматика не

только помогает человеку правильно и ясно излагать собственные

мысли, но и раскрывает его внутренний мир, состояние, отношение к

окружающим.  

      Первую часть высказывания Степанова можно

проиллюстрировать использованием в тексте слова в переносном

значении: «гроза отделения» (предл. 24).  Слово  «гроза»  означает

«очень строгий», «суровый учитель», и оно усиливает впечатление о

профессоре математики.  Использование в тексте восклицания в

предложении 16  показывает нам,  что не только студенты,  но и сам

профессор были удивлены тем,  что первокурсник не только не

побоялся вступить в спор с профессором, но и победить в нём.

     На примерах из текста мы убедились,  что с помощью

лексических и грамматических средств языка человек может не

только точно донести свои мысли, но и понять окружающих.

Текст №2.

Объясните смысл последних фраз текста: «С того дня Славка почти позабыл

про всё на свете. Он ушёл в чтение словаря, как уходят в дальнее плавание –

надолго и без оглядки…»  

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста,

подтверждающие Ваши рассуждения.  

Приводя примеры,  указывайте номера нужных предложений или применяйте

цитирование.  

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 (1)Славка заметил картину на тускло-зелёной стене биллиардной

случайно. (2)Обычно она висела в тени,  а в тот раз на неё падали лучи.

(3)На картине было лунное море. (4)Сама луна скрывалась за светлыми

облаками,  но её лучи пронизывали воздух и рассыпали свет по высоким

волнам. (5)Среди волн шёл двухмачтовый парусник. (6)Несмотря на волны, он

шёл ровно и спокойно. (7)У него были сплошь дырявые паруса, и сквозь них

виднелось небо,  но всё равно он шёл уверенно. (8)В этих рваных и гордых

парусах,  в этой уверенности маленького судна была загадка. (9)Какая-то

заманчивость и притягательная сила. (10)И была в лунном неспокойном

просторе музыка – непохожая ни на что.

(11)Славка молча привёл за руку слегка испуганную маму и только тогда

шёпотом спросил:

– (12)Это что?

– (13)Это бриг  «Меркурий». (14)Копия картины художника40

Айвазовского. (15)Что тебя испугало?

(16)Славка досадливо поморщился. (17)Его ничего не пугало.(18)Просто

он не хотел говорить громко, когда рядом тайна, мечта…  

– (19)Почему рваные паруса?

– (20)Кажется,  после боя. (21)Это русский корабль,  он сражался.

(22) Вражеских кораблей было много, а он один, но он победил.

– (23)Что такое "бриг"?

– (24)Ты же сам видишь – корабль…

– (25)Нет, почему "бриг"?

– (26)Ты меня уморишь, – сказала мама.

(27)Она не понимала! (28)У Славки отозвалось в душе звучание когда-то

слышанных и забытых морских слов: «Бриг...  брег...  регата...  фрегат...

навигатор...» (29)Это были слова про что-то загадочное,  связанное с этим

лунным морем. (30)А где их разгадка?

(31)Мама,  вздохнув,  повела Славку в библиотеку. (32)Там она

отыскала старую книгу, которая называлась «Морской словарь».

 – (33)Если хочешь и есть ещё вопросы, читай и разбирайся.  

(34)Славка нашёл быстро. (35)Прочитал и почти ничего не понял. (36)Но

незнакомые корабельные слова опять отозвались в нём странной зовущей

музыкой. (37)И он стал искать дальше, слово за словом. (38) С того дня Славка

почти позабыл про всё на свете. (39)Он ушёл в чтение словаря,  как уходят в

дальнее плавание – надолго и без оглядки…

                                                                                             (По В. Крапивину)

Пример сочинения С2.2.

   По моему мнению смысл последних фраз текста заключается

в том, что Славка нашёл свою мечту и начал свой путь к ней.  

В доказательство этого можно сказать,  что желание побольше

узнать о море, а может быть даже покорить эту стихию – это давняя

мечта. Ведь Славка действительно прочувствовал всю прелесть этой

тайны.

   Это видно в предложении номер 28 («У Славки отозвалось в

душе звучание когда-то слышанных и заветных морских слов:

«Бриг…брег…регата…фрегат…навигатор…»)

  Также можно сказать,  что в стремлении к желаемому юного

мечтателя не останавливают жизненные трудности. Потому что нужно

действительно во что-то верить,  чего-то хотеть,  чтобы упорно

исследовать словарь, вникать в нелёгкие термины.

    Получается, что юный Славка приобрёл мечту, движется к ней.

Кто ведает,  достигнет ли он чего-либо,  но мы знаем точно,  что

первым шагом, началом всего этого стал «Морской словарь»».

(129 слов)

Пример сочинения С2.2.

 Славка давно мечтал о море и парусниках.  Поэтому на него

огромное впечатление произвела копия картины.  Мальчик увидел

в ней тайну,  загадку:  «<…>  он не хотел говорить громко,  когда

рядом тайна,  мечта…» (18). Славка не хотел разрушать гармонию,

которой для него была наполнена эта картина. Но, тем не менее, ему

хотелось знать об интересующем его предмете больше.  Мальчик

очень хотел получить разгадку. Потому-то его мама и отыскала для

него книгу  «Морской словарь». Думаю, она поступила мудро — что,

как словарь,  может пояснить значение неизвестных слов?  Словарь

стал для Славки путём к заветной мечте:  он  «слово за словом»

приближался к ней (37).  Поэтому Славка  «ушёл в чтение словаря,

как уходят в дальнее плавание —  надолго и без оглядки…».  Автор

сравнил мечту мальчика —  морские путешествия —  с путешествием

по словарю:  может,  мальчик никогда не побывает на море,  но он

узнает морскую жизнь из книги».

(138 слов)



Предварительный просмотр:

Я согласен(на) с высказыванием известного лингвиста Г. Степанова о том, что «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».

Словарь языка, то есть лексика, - это словарный запас. Он отражает представление человека о мире. В своём тексте ______________ использует разнообразные лексические средства выразительности. (Или: …выразительные средства лексики.) Так, в предложениях  ____________ автор прибегает к _________________________    (__________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ), а в предложениях _____________________________       -  к  _________________________________ _______________________ ( ____________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ ). Это придаёт фрагменту произведения  __________________________________________________ . (Например: яркость и эмоциональность в изображении ___________________________________ ____________________________________________ ).

Грамматика изучает правила построения словосочетаний и предложений. Знание этих правил не только помогает людям ясно излагать свои мысли, но и раскрывает внутренний мир человека, передаёт его отношение к тому, о чём он говорит. Автор текста использует _____________________________________________________________________________________ (предложения  ___________________________ ), ___________________________________________ _________________________________________ (предложения  ___________________________ ). Это создаёт __________________________________________________________________________  (Например: приподнятую, праздничную атмосферу при описании___________________________ __________________________________________ ).

Таким образом, лексика и грамматика данного текста - показатель художественного мастерства его автора. (Или: Таким образом, грамотное использование лексических и грамматических средств позволяет автору более точно реализовать свой замысел.)


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: