Педагогический эксперимент

Девятовский Александр Фёдорович

При  оценке физического развития выявлено, что занимающиеся в 5-том и 9-том классах имеют среднее физическое развитие и относятся к основной медицинской группе.

Перед педагогическим экспериментом стояла задача – выявить целесообразность акцентированного воспитания выносливости у школьников на уроках физической культуры в сенситивные периоды развития.

Программа педагогического эксперименты была одинакова как для 5 класса, так и для 9 класса. Она включала в себя упражнения для воспитания следующих физических качеств:

а) воспитание быстроты – бег 20-40 метров с максимальной скоростью, бег на месте в максимальном темпе 3-5 секунд, стоя у опоры, прыжки – многоскоки с ноги на ногу, прыжки  - отскоки с высоты 25 – 30 см;

б) для воспитания ловкости применялся челночный бег в различных вариантах и разнообразные подвижные и спортивные игры;

в)для воспитания силовых качеств использовались следующие упражнения – лазание по наклонной плоскости, перетягивание каната, подтягивание из смешанных висов, отжимание из различных исходных положений, игры: «Кучер», «Толкание тележки», «Бой петухов» и т.п.

г) для воспитания выносливости – кроссовый бег, бег на средние и длинные дистанции, прохождение дистанции на 1 км с равномерной скоростью, интервальный бег на лыжах на отрезке 50 – 100 м, движение на лыжах с переменной скоростью на 1 – 3 км. Подвижные игры на лыжах: «Команда быстроногих», «Догони соперника», «Самый быстрый лыжник».

Дозировка по мере прохождения материала равномерно усиливалась. При этом у старшеклассников,  в связи с их лучшей физической подготовленностью, дозировка упражнений была несколько большей, по сравнению с 5 классом. И в том и в другом случае 75% времени, планируемого для развития двигательных качеств, отводилось на воспитание выносливости, а 25 % на развитие остальных физических качеств. Причём в структуре урока 75% времени посвящалось развитию двигательных способностей, а 30% времени  -  на освоение техники двигательных действий.

В конце 3-х месячного педагогического эксперимента для определение динамики физического развития был проведён сравнительный анализ 2-х классов до и после эксперимента ( табл.1 и 2)

Среднее арифметическое физических качеств уч-ся 5 класса до и после эксперимента таблица №1

Мальчики – 10 человек

тесты

1

2

3

4

5

6

7

до

145,3

305,8

15,1

13,8

57,7

259,1

2,8

после

148,1

303,0

16,0

14,9

60,3

241,7

3,1

 

Девочки – 9 человек

 

до

128

270,4

10,7

9,6

45,3

132,1

12,0

после

130,2

279,5

11,8

11,2

47,2

117,4

12,6

Примечание: здесь и в дальнейшем обозначение № теста

1 – прыжок в длину с места (см);

2 -  метание набивного мяча из-за головы в положении сидя (см);

3 – динамометрия правой кисти (кг);

4 – динамометрия левой кисти (кг);

5 – становая сила (кг);

6 – бег 500 м - девочки,  1000 м – мальчики (сек);

7 – подтягивание из виса ( мальчики), из виса лёжа (девочки).

Анализ данных, приведённых в таблице №1, показывает, что произошли изменения в сторону улучшения развития физических качеств, как у мальчиков, так и у девочек. Но данные изменения не столь значительны, за исключением теста №6, т.е. теста на выносливость. Так показатели в беге на 1000 м улучшились у мальчиков 5 класса на 7% (Р 0,01) и девочек на 11% (Р 0,01).

У юношей и девушек 9 класса результаты педагогического эксперимента приведены в таблице №2.

Среднее арифметическое физических качеств уч-ся 9 класса до и после эксперимента таблица №2

Мальчики – 10 человек

тесты

1

2

3

4

5

6

7

до

167,0

426,5

26,7

25,4

81,0

236,0

4,6

после

169,3

431,0

26,8

25,0

80,1

230,2

5,1

 

Девочки – 10 человек

 

до

153,6

428,0

22,1

19,5

62,0

116,0

15,0

после

154,5

440,2

23,4

21,0

67,1

112,0

16,3

 

Результаты исследования показывают, что средние результаты по тестам у мальчиков 9 класса выросли, за исключением исходных данных (4 и 5 тестов), где произошли даже незначительные изменения. Наиболее значительный прирост результатов отмечается в беге на выносливость. Он вырос на 3%.

У девочек же  выросли результаты по всем показателям, но также незначительно. Тест на выносливость вырос на 4%.

Таким образом, если показатели в беге на 1000 м у мальчиков 5 класса увеличились на 7%, то в 9 классе всего на 3%. Подобная закономерность наблюдается у девочек. Если в 5 классе прирост составляет 11%, то в 9 классе – 4%.

Следовательно, у девятиклассников прирост показателей оказался заметно ниже.

Таким образом, результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о целесообразности акцентированного воспитания выносливости на уроках физической культуры у школьников и школьниц в возрасте 10-11 лет.

Выводы

1.Экспереминтальное определение уровня физической подготовленности учащихся Лучановской средней школы позволяет констатировать, что главные двигательные качества имеют тенденцию к равномерному росту как у мальчиков, так и у девочек.

2. Рост увеличения физических качеств имеет свою специфику, в зависимости от возраста исследуемых:

а) сила мышц спины у девочек интенсивно возрастает с 10 до 11 лет, у мальчиков  же прирост силовых качеств идёт равномерно от10 до 14 лет;

б) сила мышц – сгибателей рук наиболее интенсивно нарастает у девочек в возрасте с 13-14 лет, у мальчиков же прирост данных качеств идёт равномерно с 10 до 14 лет;

в) скоростно- силовые качества наиболее интенсивно возрастают как у мальчиков, так и у девочек с 10 до 12 лет.

3. Акцентированное воспитание выносливости на уроках физической культуры целесообразно проводить в 10-11 лет.