Методическая копилка

Панфилова Наталья Владимировна

 

Урок обучения грамоте в 1 классе.

 

Тема: звуки [ г ] [г`], буква Гг.

 

Цель: познакомить со звуками  [г ][ г`], буквой Гг.

 

Задачи:

  1. Учить выделять звуки[г][ г`] на слух и при чтении. Формировать умение читать слоги и слова с изученными буквами. Уточнять, обогащать и активизировать словарный запас детей.
  2. Развивать мышление на основе работы с деформированным текстом. Корригировать внимание, память на основе игровых упражнений со словами. Совершенствовать точность зрительного и фонематического восприятия.
  3. Воспитывать интерес к чтению.
  4.  

 

Оборудование:

магнитная азбука, палочки, сигнальные круги (красный и синий), тетради для печатанья, изображения гнома, гуся, гусыни, гусят, голубя; сундучок с предметами, слова на магнитах.

 

 

                                        Ход.

I.Организационный момент. Психологический настрой:

 

Вот опять звенит звонок

Начинается урок.

На уроке не хихикай,

Стул туда-сюда не двигай

Педагога уважай

И соседу не мешай.

 

II.Повторение.

  1. назвать буквы (по цепочке)
  2. красный – синий (если слово начинается на гласный звук, дети показывают красный кружок, если- на согласный , показывают синий кружок.

Азбука, книга, ручка, учебник, тетрадь , пенал, очки, игрушки, школа, букварь.

3)как мы произносим гласные звуки? Как произносим согласные звуки?

III.Проверка домашнего задания.

1)прочитать текст домашнего задания;

2)сравнить с написанным на доске текстом;

3)что перепутал учитель, когда писал текст на доске;

IV.Физминутка.

Было задано выучить наизусть две строчки:

Пошла муха на базар

И купила самовар.

Один ученик говорит предложения, остальные ученики подпрыгивают на каждое слово. Затем другой ученик говорит, остальные – приседают.

V.Постановка учебной задачи.

- Сегодня к нам на урок попросился сказочный маленький человечек с бородой, который обычно живет под землей. Кто пришел к нам на урок? (показать портрет гнома)

- К нам на урок пришел гном. Гном оказался вежливым человечком. Он сразу представился. Его зовут Гиви.

- Произнесите слово «гном».

- Назовите первый звук. (звук [ г] )

- Произнесите слово « Гиви». Назовите первый звук. (звук[г`])

- Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока? (звуки [ г ] [г `] буква Гг)

- Цель нашего урока – познакомиться со звуками [г]  [г`]  и буквой, которая их обозначает. Будем читать слоги и слова с новой буквой.

VI.Выделение звука.

1)У каждого гнома есть сундучок с сокровищами. У Гиви тоже есть такой сундучок. Давайте посмотрим, что в нем хранится. Но если в названии предмета есть звук [г ] или  [г`], хлопните в ладоши.

Гриб, груша, мышонок, галстук, машинка, гантель, ножницы, газета, гвоздь, ручка, мячик.

 2)Гном Гиви рассказал о себе интересный случай. Он разрешил, чтобы я поделилась им с вами. Но попросил вас принять участие в рассказывании этой истории. Во время паузы по моему знаку вы должны сказать подходящее по смыслу слово со звуком [ г ] или [ г `].

  Гном Гиви в детстве мечтал стать военным, а точнее…(генералом).Однажды он надел на ноги…(сапоги).На шее завязал папин…(галстук).Сделал шляпу из…(газеты).Надвинул ее на …(голову).Вместо оружия положил в карман большой…(гвоздь).Вышел Гиви во двор, увидел птичек: белых и серых…(голубей).

Гиви сказал: «Я генерал». А птички ему ответили, что никакой он не…(генерал), а просто …(гном) в шляпе из …(газеты).

3)Понравился вам рассказ? Назовите по памяти слова из рассказанной гномом истории, в которых есть звуки [ г]   [г`] .

4)– Еще раз скажите, с какими звуками мы познакомились. Дайте характеристику этим звукам. (согласный , звонкий, твердый, согласный, звонкий, мягкий )

VII.Физминутка.

 -Гном Гиви очень любит гулять по лесу. Он бродит тихонько от кустика к кустику, от кочки к кочке. Иногда он вздрагивает. Видно кого –то боится. Давайте на физминутке походим вместе с Гиви и посмотрим , какие предметы ему нравятся, а какие вызывают чувство страха. Если в названиях предметов , мимо которых проходит Гиви, есть звук [ г] или [г`]  вы гуляете около своих парт. Если этих звуков нет – прячетесь за парту.

Иволга , снегирь, медведь, галка, волк, трясогузка, лиса, голубика, рысь, кабан, галка, заяц, гнездо.

VIII Знакомство с буквой.

1)- Наш гномик, когда ходил по лесу, увидел, что в траве рассыпаны буквы. Давайте поможем ему собрать их. Но, собирая буквы, вы внимательно смотрите на них. Если среди букв имеется та, которая обозначает звуки [г ][ г`], покажите ее всем.

2)- На что похожа эта буква? ( на косу, на тяпку, на цаплю, которая стоит на одной ноге)

3)Изобразите букву Г с помощью пальцев рук.

4) Изобразите букву Г с помощью палочек.

5)Напечатайте букву носом, глазами, локтями.

6)Печатанье в тетрадях буквы Г.

IX Чтение слогов, слов и предложений с буквой «Г»

1)один ученик составляет слоги из магнитных букв, остальные печатают их в тетради. Одновременно на каждый слог дети проговаривают чистоговорки.

Га-га-га- гуси вышли на луга

Го-го-го- кричит лошадка иго-го

Гу-гу-гу- не могу поднять ногу.

Ги-ги ги- мы уже читаем книги.

- С какой буквой «Г»читается мягко? ( с буквой «И»)

2) работа по учебнику:

-чтение слов;

- соотношение слов с картинкой, работа над значением слов гамак, гири.

- Как вы думаете, понравятся эти слова нашему гному? Почему?

3) чтение столбиков слов:

- по цепочке;

- выборочное.

4) У нашего гнома есть знакомый. Давайте узнаем кто это. Для этого нужно правильно прочитать слова на магнитах. ( дети читают слова, которые учитель переворачивает, и с обратной стороны появляется изображение гуся )

- кто это? Гуси – это какие птицы? ( показать изображения гусыни, гусят.) Где живут гуси? Чем они питаются?

5) Работа с текстом:

- Кто нарисован на картинке? ( мальчик пасет гусей)

- чтение текста ( один ученик) Понравился вам рассказ? Как зовут мальчика? Что он делает? Какие звуки издают гуси?

- Чтение по ролям.

Нашего гнома интересует, почему на этой странице текст про гусей? ( потому что, слово гуси начинается на букву «Г», а мы эту букву сегодня изучаем)

X Итог урока

Гном Гиви спешит к себе домой. И наш урок подходит к концу. С какой буквой мы познакомились сегодня на уроке? С какими звуками?

Оценивание.