Для учеников

362
vospitanie.jpg

Я вам смогу помочь, если вы сами будете очень сильно этого хотеть

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа над ошибками

“Письмо учёному соседу” (индивидуальная работа). Цель работы – развить умение анализировать собственную деятельность, научить исправлять и предупреждать ошибки.

Учащиеся пишут друг другу письма приблизительно по следующей схеме. В письме “учёный сосед” должен вставить пропущенные орфограммы. Схема письма следующая:

Дорогой друг, сегодня получил свою контрольную работу и хочу под..лит..ся с тобой _____________, потому что п..лучил ____. А ошибок всего ______.
Ты зна…ш.., оказывается, слово _______________пишет…ся с буквой ____, так как ___________. Жаль, конечно, но я не знал, что слово __________пиш..т..ся через ______, потому что _________________. А ещё я д…пустил ошибку в слове _______, но теперь я запомнил, что _______________. Предст..вляеш…, такое пр..стое слово, как _________я написал с ошибкой из(за) собственной невн..мательности Интересно, что , когда писал, сомн..вался в написании.. слова ____________, зато в следующий раз я ни на минуту ( не) усомнюсь и воспользуюсь правилом _________________. Несколько ошибок я д..пустил на правило ____________. А слова _________________ мне следует запомнить. Правда, правило о ___________я ещё (не) изучил, поэтому и слово _______________написал неправильно.
Думаю, что в следующ… работе я учту все зам..чания и нап..ишу её на ______.
А теперь, мой друг, я пр..щаюсь с тобой и надеюсь, что моё письмо будеи полезно и тебе. Но если вдруг я д..пустил ошибку, я об..зательно её пранализирую, исправлю и запомню. Ведь человеку свойственно ошибат..ся, и считаю, что не стыдно ( не ) знать, но стыдно ( не ) учит..ся.

Работа над ошибками

“Письмо учёному соседу” (индивидуальная работа). Цель работы – развить умение анализировать собственную деятельность, научить исправлять и предупреждать ошибки.

Учащиеся пишут друг другу письма приблизительно по следующей схеме. В письме “учёный сосед” должен вставить пропущенные орфограммы. Схема письма следующая:

Дорогой друг, сегодня получил свою контрольную работу и хочу под..лит..ся с тобой _____________, потому что п..лучил ____. А ошибок всего ______.
Ты зна…ш.., оказывается, слово _______________пишет…ся с буквой ____, так как ___________. Жаль, конечно, но я не знал, что слово __________пиш..т..ся через ______, потому что _________________. А ещё я д…пустил ошибку в слове _______, но теперь я запомнил, что _______________. Предст..вляеш…, такое пр..стое слово, как _________я написал с ошибкой из(за) собственной невн..мательности Интересно, что , когда писал, сомн..вался в написании.. слова ____________, зато в следующий раз я ни на минуту ( не) усомнюсь и воспользуюсь правилом _________________. Несколько ошибок я д..пустил на правило ____________. А слова _________________ мне следует запомнить. Правда, правило о ___________я ещё (не) изучил, поэтому и слово _______________написал неправильно.
Думаю, что в следующ… работе я учту все зам..чания и нап..ишу её на ______.
А теперь, мой друг, я пр..щаюсь с тобой и надеюсь, что моё письмо будеи полезно и тебе. Но если вдруг я д..пустил ошибку, я об..зательно её пранализирую, исправлю и запомню. Ведь человеку свойственно ошибат..ся, и считаю, что не стыдно ( не ) знать, но стыдно ( не ) учит..ся.



Предварительный просмотр:

Двойная роль букв Е, Е, Ю, Я

Обозначают два звука

Обозначают мягкость предыдущего согласного

Е [ й’ э]

Е  [й ’о]

Ю  [й ’у]

Я  [й ’а]

  1. В начале слова: яма  [й’ ама]  .
  2. После гласной: пою  [пай’ у]
  3. После разделительных Ъ и Ь: вьюга  [в’ йуга]  .

Ме   [м’ э]

Ме  [м ’о]

Мю  [м ’у]

Мя  [м ’а]

Мед  [м ’от]

Мяу  [м ’ау]


Предложение

Простое

(одна основа)

Сложное

(две и более основ)

Ярко светит солнце.

Поскрипывал снег, и весело блестели новогодние звезды.


ПРИСТАВКИ НА З- И С-

З

(перед звонкими согласными)

С

(перед глухими согласными)

Избежать

Извозиться

Издергаться

Испечь

Искушать

Исцелить

НО! ЗАПОМНИ! (З…) – ЧАСТЬ КОРНЯ:

ЗДЕСЬ, ЗДАНИЕ, ЗДОРОВЬЕ.


Правописание чередующихся гласных зависит от

Буквы в корне

Буквы после корня

Ударения

Смысла

  1. лаг (а)- - лож-

полагать

положить

  1. раст- - рос- -ращ

растение

росли

выращенный

отрасль (искл.)

росток (искл.)

роставщик (искл.)

на вырост

  1. кас(а)- -кос(н)-

касаться – коснуться

  1. бира- -бер-
  2. мира- мер-
  3. пира- -пер
  4. дира- -дер-
  5. тира- -тер-
  6. стила- -стел-
  7. блиста- блес(т)
  8. –ина-  има- -я-

  10. жига- -жег(чь)

собирать - соберу

блистал – блеснул, блестел

выжигал – выжег

понимать – понять

расстилаться - расстелю

                       

Без ударения

  1. гор- гореть, загорать

НО: пригарь (искл.)

  1. клон-

наклониться

приклонить

  1. зар-

заря

озарять

зарница                      

             

1. скак-          скоч-

продолжи             мгновенное      

тельное дейс-        действие

твие

скакать-          вскочить           

2. мак-             мок-

погружать                   пропускать жид-

в жидкость                  кость

макать              промокашка

                                 

3.плав-               плов-

плавники            только в словах

плавучий           пловец,

                            пловчиха

4. равн-               ровн-

сделать одина-                 сделать ровным,

ковым                                гладким.

уравнять              подровнять

Запомнить: все равно, поравняться, равнение, равнина. НО: уровень, поровну, ровесник,               

БУКВЫ О – А В БЕЗУДАРНОМ КОРНЕ  -ЛАГ-  -   -ЛОЖ-

А

(перед г)

О

(перед ж)

Предполагать

Излагать

Слагаемое

Предположение

Изложение

Сложение

ИСКЛЮЧЕНИЕ:

полог


БУКВЫ  О – А В БЕЗУДАРНОМ КОРНЕ

-РАСТ-  -  -РОС-  -  -РАЩ-

                            А

(ПЕРЕД  СТ, Щ )

О

(В ОСТАЛЬНЫХ СЛУЧАЯХ)

Расти

Растение

Выращенный

Вырос

Росли

Заросли

ИСКЛЮЧЕНИЯ

Ростов, росток,

Ростислав, ростовщик

отрасль

БУКВЫ  Е – О

В корне слова после шипящих

Е

(под ударением)

О

(без ударения)

Желудь

Бечевка

Расческа

ЗАПОМНИ!

Шоссе, шофер

Жокей, жонглер

Шоколад, шотландец

НО!

Крыжовник, капюшон

Шорох, шов, шок

БУКВЫ  И  -  Ы  ПОСЛЕ  Ц

И

В корне существительных, в словах на  -ция

Ы  ,  Ы

В окончаниях существительных и прилагательных, притяжательный суффикс

Цифра

Цикл

Трапеция

Ножницы

Страницы

Краснолицый

Сестрицын

НО!  Цыган, на цыпочках, цыпленок, цыкнуть, цыц.

   


ПАДЕЖИ И ПАДЕЖНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Падеж

1 склонение

2 склонение

3 склонение

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

-а, -я

-ы, -и

-у, -ю

-ой, -ей

ڤ, -о, -е

-а, -я

-у, -ю

-о, -е, ٱ   , -я, -а

-ом, -ем, -ем

 

ٱ

ٱ


СКЛОНЕНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ НА

-ИЯ,  -ИЙ,  -ИЕ

падеж

-ия

-ий

-ие

Р.п.

Д.п.

П.п.

-

-

-

-


СКЛОНЕНИЕ НЕКОТОРЫХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

1 СКЛ. Ж.Р.

2. СКЛ. М.Р.

3. СКЛ. Ж.Р.

НЕСКЛОНЯЕМЫЕ

СР.Р.

ФАМИЛИЯ

СТАТУЯ

ПРОСТЫНЯ

СТАЯ

ТУФЛЯ

РЕЛЬС

ПУТЬ

ТУШ

УТИЛЬ

ЩАВЕЛЬ

КАФЕЛЬ

РОЯЛЬ

ШАМПУНЬ

ТОПОЛЬ

ТРЮФЕЛЬ

ТУННЕЛЬ

МОРАЛЬ

КАДРИЛЬ

ТУШЬ

ВУАЛЬ

ТРЕЛЬ

ЖАБО

СОЛО

КАКАО

ПЛАТО

ПАРИ

ТУРНЕ

ПЕНСНЕ

ФИАСКО


Разносклоняемые имена существительные на  -мя

Имя, семя, стремя, племя, пламя, бремя, вымя, темя, время, знамя, путь

Падеж

Сущ. на –мя, путь 

Примеры

Р.п.

Д.п.

П.п.

 (по 3 скл.)

 (по 3 скл.)

 (по 3 скл.)

имени, пути

по имени, пути

об имени, пути

Т.п.

-ем (ем)  (по 2. скл.)

именем, путем


БУКВЫ  О – Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц В СУФФИКСАХ И ОКОНЧАНИЯХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

О (под ударением)

Е (без ударения)

суффикс

хомячок

дружок

борцовский

кусочек

бежевый

доченька

окончание

за грачом

большого

лучом

за камышом

товарищем

хорошего

училищем

ландышем


БЕЗУДАРНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПРОВЕРЯЙ ПО ВОПРОСУ

Полями  (какими?  -ыми,  -ими)  чистыми.

Небо  (какое?  -ое,  -ее)  синее.

Лента  (какая?  -ая,  -яя)  синяя.

Дым  (какой?  -ой,  -ый,  -ий)  синий.


ПРАВОПИСАНИЕ КРАТКИХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ С ОСНОВОЙ НА ШИПЯЩУЮ

КОФЕ  (КАКОВ?)  ГОРЯЧ

Ь НЕ ПИШЕТСЯ

ДУБ    МОГУЧ

ЛАНДЫШ    ПАХУЧ

ЕЖИК    КОЛЮЧ


СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ

Число

Лицо

1. спр.

  1. спр.

Ед. ч.

1 л.

2 л.

3 л.

-у, (-ю)

-ешь, (-ешь)

-ет, (-ет)

-у, (-ю)

-ишь

-ит

Мн.ч.

1 л.

2 л.

3 л.

-ем, (ем)

-ете, (ете)

-ут, (-ют)

-им

-ите

-ат, (-ят)


БУКВЫ  Е – И 

В КОРНЯХ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ

Е

(нет суффикса а)

И  а

-бер-           приберу

-пер-         отпереть

-дер-            задерет

-тер-            стереть

-мер-             умерла

-стел-         перестелить

-жег-       выжегший

-блест-        блестеть

-чет-                вычет

-бира-      прибираю

-пира-         отпираю

-дира-          задираю

-тира-            стираю

-мира-           умирает

-стила-    перестилаю

-жига-       прожигает

-блиста-       блистает

-чита-          вычитает


ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ СЛОВ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

  1.   ПРИСТАВОЧНЫЙ

РИСОВАТЬ – НАРИСОВАТЬ

  1. СУФФИКСАЛЬНЫЙ

ТРУД – ТРУДОВОЙ

3. ПРИСТАВОЧНО –

СУФФИКСАЛЬНЫЙ

БЕРЕЗА – ПОДБЕРЕЗОВИК

   4. БЕССУФФИКСНЫЙ

ПЕРЕХОДИТЬ – ПЕРЕХОД

 5. СЛОЖЕНИЕ

ЛЕС, СТЕПЬ – ЛЕСОСТЕПЬ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА – ФИЗКУЛЬТУРА

Московский Государственный Университет – МГУ

   6. ПЕРЕХОД СЛОВ ОДНОЙ      ЧАСТИ РЕЧИ В ДРУГУЮ

Учительская (прил.) комната – учительская (сущ.)


ПРАВОПИСАНИЕ КОРНЕЙ

-ГАР- - -ГОР-, -ЗАР- - -ЗОР-,

-КЛАН- - -КЛОН-, -ТВАР- - ТВОР-

Под ударением пишется,

что слышится

Без ударения буква О,

-зар-

Зарево, зорька

Угарный

Кланяться

Преклонный

Творческий

Тварь (Божья)

Заря, зарница

Подгореть

Склоняться

Склонение

Сотворение

Стихотворение


БУКВЫ  О – А 

В БЕЗУДАРНОМ КОРНЕ

-КОС - - -КАС –

А

(если после        есть –а-)

О

(нет –а-)

КАСАНИЕ

КАСАТЬСЯ

КАСАТЕЛЬНАЯ

ПРИКОСНОВЕНИЕ (нет –а-)

КОСНУТЬСЯ (нет –а-)

НЕУКОСНИТЕЛЬНО (нет –а-)


Буквы Ы и И после приставок на согласную

Ы

И

После       на согласную, если однокоренные слова без        начинаются с И:

безымянный (имя)

безыскусный (искусный)

После сверх-:

сверхинтересный (после сверх-);

После меж-:

межинститутский (после меж-);

В словах с иноязычными приставками:

контригра, дезинформация;

В сложносокращенных словах:

пединститут, спортинвентарь


Правописание приставок ПРИ - - ПРЕ-

ПРИ-

в значении

присоединения

приближения

близости

неполного действия

ПРЕ-

в значении

«очень»

близка к пере-

приклеить

приехать

прибрежный

приостановить

превосходный (= очень)

преувеличение

преломление (пере…)

преграда

З А П О М Н И!

прибор                      призрение

приведение               присяга

привилегия               притязание

пригородный            причудливый

приключение            приверженец

приказ                        примитивный

превратить                        претензия

президиум                         претендент

презирать                           препарат

прельстить                         препятствие

премьера                            преследовать

преткновение

СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ГЛАСНЫЕ

О – Е

В СЛОЖНЫХ СЛОВАХ

О

(после твердых согласных)

Е

(после мягких согласных,

шипящих согласных

и «Ц»

ПАРОХОД

ЗЕМНОВОДНЫЕ

ПУТЕШЕСТВИЕ

ОБЩЕЖИТИЕ

ПТИЦЕЛОВ


РАЗБОР СЛОВ ПО СОСТАВУ И

СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РАЗБОР

По составу

Словообразовательный

 

  1. Окончание.
  2. Основа.
  3. Суффикс (суффиксы).
  4. Приставка (приставки).
  5. Корень.

Двигатель

Раскрасавица

  1. Лексическое значение (двигатель – это то, что двигает, приводит в движение).
  2. Выявить словообразующую часть (двигать – двигатель).
  3. Определить, от чего образована основа (от двига – из слова двигать).


БУКВЫ Е – И В ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЯХ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Определи род и склонение. Задай вопрос, определи падеж.

1 склонение

2 склонение

3 склонение

М.р., ж.р. –а, -я.         

Р.п. –и,   -ы           

Д.п.  –е  

П.п. –е

Был у площадки (1, Р.п.)

Был на площадке (1, П.п.)

Сравни: у земли, на земле.

М.р. –    

Ср.р. –о, -е 

П.п.  –е 

На тополе (2, П.п.)

Сравни: на коне

    

Ж.р.  Ь в    

Р.п. –и

Д.п. –и

П.п. –и

(с)

(к)         площади (3)

(на) 

Сравни: (к), (на) степи 

-ия   линия

Р.п. –и

Д.п. –и

П.п. –и

Был на станции.

-ие               -ий

растение      санаторий

П.п. –и 

На растении,  в санатории.


НЕСКЛОНЯЕМЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ

ЗАПОМНИ!  Во всех падежах одна и та же форма.

                                                                         

И.п.    ателье                                       депо

                                                       

Р.п.    (у) ателье                                 (у)  депо

Д.п.    (к) ателье                                 (к)  депо

В.п.    (за) ателье                                (за)  депо

Т.п.    (перед) ателье                          (перед)  депо

 П.п.   (в) ателье                                 (в)  депо


НЕ  с именами существительными

СЛИТНО

РАЗДЕЛЬНО

1) Не употребляется без не:

НЕНАСТЬЕ

НЕБРЕЖНОСТЬ

  1. Если в предложении есть противопоставление с союзом а:

Не друг, а враг.

Не правда, а ложь.

2) Можно заменить синонимом без не или близким по значению выражением:

Неправда  (= ложь),

Несчастье  (=горе)


Щ – Ч

в суффиксах –чик-, -щик-

-чик-

после д – т, з – с, ж 

-щик-

в остальных случаях

извозчик

перебежчик

летчик

объездчик

переписчик

 

каменщик

сварщик

кладовщик

стекольщик


ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ

В СУФФИКСАХ –ЕК- - -ИК-

Просклоняй слово, если

Выпадает гласный, то

-ек-

Не выпадает гласный

-ик-

Кусочка – кусочек

Орешка – орешек

Сыночка – сыночек

Замочка - замочек

Ларечка - ларечек

Крючочка - крючочек

Ключика – ключик

Мячика – мячик

Носика – носик

Ковшика – ковшик

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО

ПЛАН РАЗБОРА

  1. Часть речи. Общее значение.
  2. Морфологические признаки.
  1. Начальная форма (И.п., ед.ч.).
  2. Постоянные признаки:

          - собственное или нарицательное;

          - одушевленное или неодушевленное;

          - род;

          - склонение.

  • Непостоянные признаки:

          - падеж;

          - число.

  1. Синтаксическая роль.


ОБРАЗЕЦ РАЗБОРА ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО

Из – за леса поднимается солнце3.

              Устный разбор.

Солнце – существительное.

Во – первых, оно обозначает предмет:

(что?) солнце. Начальная форма – солнце.

Во – вторых, имеет постоянные морфологические признаки:

Нарицательное, неодушевленное, среднего рода, 2-го склонения.

   Употреблено в именительном падеже, в единственном числе – это его непостоянные признаки.

В – третьих, в предложении является подлежащим.

Письменный разбор.

Солнце – сущ.

  1. (Что?) солнце.

Н.ф. – солнце.

  1. Пост. – нариц., неодуш., м.р., 2-го скл.;

  1. Что? солнце.

ДЕФИСНОЕ И СЛИТНОЕ НАПИСАНИЕ СЛОВ

С  ПОЛ-  И   ПОЛУ-

Через дефис

Слитно

С  пол- ,

Если второй корень начинается:

- с буквы  Л-:

пол  лимона;

- с гласной:

пол  апельсина;

- с заглавной буквы:

пол  Москвы

  1. С полу-  всегда:

Полумрак

Полугодие

  1.  С  пол -  в остальных случаях:

Полмира

Полдома


СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

СРАВНИТЕЛЬНАЯ

ПРЕВОСХОДНАЯ

(проявление признака в большей степени, чем в другом)

(предмет превосходит остальные предметы по какому – либо признаку)

  1. ПРОСТАЯ

  1. нач. ф. +  -ее (-ей)

    спокойный +  -ее – спокойнее;

  1. нач. ф. +   (чередование согласных)

    громкий +  – громче;

  1. нач. ф.  - -к- (-ок, -ёк) + -е, -ше

    тонкий - -к- + -ше – тоньше

  1. СОСТАВНАЯ

более + нач. ф.

более широкий

 

  1. ПРОСТАЯ
  1. нач. ф.  +  -ейш-  (-айш-) 

спокойный  + -ейш-  спокойнейший

  1. СОСТАВНАЯ

самый (наиболее)  + нач. ф.

самый широкий

РАЗРЯДЫ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО ЗНАЧЕНИЮ

РАЗРЯДЫ

ПРИЗНАКИ

1. Качественные

  1.  Образуют степени сравнения: более темный.
  2.  Образуют краткую форму: темна (туча).
  3.  Сочетаются с наречиями очень, чрезвычайно, слишком и др.: очень темный.
  4.  Образуют сложные прилагательные:

темный – темный.

  1.  Образуют прилагательные с не-: нетемный.

2. Относительные

  1.  Обозначают материал, из которого сделан предмет: каменный.
  2.  Обозначают место: морской.
  3.  Обозначают временные признаки: осенний.
  4. Не имеют признаков качественных прилагательных (см. выше).

3. Притяжательные

  1.  Обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному.
  2.  Отвечают на вопросы чей? чья? чьё?
  3.  Имеют суффиксы –ов (-ев), -ин (-ын), -ий: отцов, папин, волчий.

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ИМЕНИ

ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО

ПЛАН РАЗБОРА

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки.

1.Начальная форма (И.п., ед.ч.).

2.Постоянные признаки:

качественное, относительное или притяжательное.

           3. Непостоянные признаки:

                 1) у качественных:

                         - степень сравнения;

                         - краткая и полная форма.

                 2) у всех прилагательных:

                         - падеж;

                         - число;

                         - род (в ед. ч.).

    III. Синтаксическая роль.                   


ОБРАЗЕЦ РАЗБОРА ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО

Жизнь прекрасна3и удивительна. (В.Маяковский)

              Устный разбор.

Прекрасна (жизнь) – имя прилагательное.

Во – первых, оно обозначает  признак предмета:

Жизнь (какова?) прекрасна. Начальная форма – прекрасный.

Во – вторых, имеет постоянный морфологический признак: качественное.

Здесь употреблено в краткой форме, в единственном числе, в женском роде – это его непостоянные признаки

В – третьих, в предложении является сказуемым.

Письменный разбор.

Прекрасна (жизнь) – прилаг.

1. Жизнь (какова?) прекрасна.

Н.ф. – прекрасный.

2. Пост. – качеств.,

Непост.- в кратк. форме, в ед. ч., в ж.р.

3. Какова? прекрасна.


НЕ  с именами прилагательными

СЛИТНО

РАЗДЕЛЬНО

  1. Не употребляется без не:

Неряшливый

Нелеп

  1. Если в предложении есть противопоставление с союзом а:

Не вежлив, а груб.

  1. Можно заменить синонимом без не или близким по значению выражением:

Недобрый (= злой)

2)Употребляется со словами:

Далеко не…

Вовсе не…

Ничуть не…

Нисколько не…

Совсем не…

Вовсе не строгий учитель.


- О -, - Е –

после шипящих и Ц в суффиксах имен прилагательных

О

(под ударением)

Е

(без ударения)

Ежовый

Песцовый

Пищевой

Ключевой

ЗАПОМНИ: дешёвый


-Н-, -НН-

в суффиксах имен прилагательных

-Н-

-НН-

От существительных

-ан-   кожаный,

-ян-   земляной,

-ин-   голубиный

ЗАПОМНИ!   Стеклянный

                         Деревянный

                         Оловянный

От существительных

С       н   + -н-   туманный

               + -онн-  станционный

               + -енн-  безвременный

ИСКЛЮЧЕНИЯ: ветреный,

                                  ветряной    

В кратких прилагательных пишется столько же Н, сколько и в полных:

Красный – красна

Туманный – туманна


СУФФИКСЫ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

-К-

-СК-

  1.  В прилагательных, имеющих краткую форму:

резок – резкий

  1.  В прилагательных, образованных от существительных с основой на

–к, -ч, -ц:

   казак – казацкий

ткач – ткацкий

    немец - немецкий

Во всех остальных прилагательных:

белорусский

январский

уральский


ДЕФИСНОЕ И СЛИТНОЕ НАПИСАНИЕ СЛОЖНЫХ  

  ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Через дефис

Слитно

  1. Оттенки цвета:

темно – серый

Прилагательное = словосочетание

правобережный =

правый берег

горноспасательный =

спасание в горах

  1. Образованы от сложных существительных:

юго-запад → юго-западный

  1. и = дефис:

журнально-газетный

(журнальный и газетный)


Правописание окончаний имен прилагательных

Окончания прилагательных проверяй по окончаниям вопросов к ним!

Чтобы правильно написать окончание прилагательного, надо найти в предложении существительное, от которого оно зависит, и от этого существительного задать к прилагательному вопрос. Окончание вопроса подскажет, какое окончание нужно писать в прилагательном.

Вопрос:

После твердой основы пиши:

После мягкой основы пиши:

какая?

-ая: красивая, веселая

-яя: ранняя, весенняя

какое?

-ое: красивое, веселое

-ее: раннее, весеннее

какого?

-ого: красивого, веселого

-его: раннего, весеннего

какому?

-ому: красивому, веселому

-ему: раннему, весеннему

какую?

-ую: красивую, веселую

-юю: раннюю, весеннюю

каким?

-ым: красивым, веселым

-им: ранним, весенним

о каком?

-ом: о красивом, веселом

-ем: о раннем, весеннем

какие?

-ые: красивые, веселые

-ие: ранние, весенние

какими?

-ыми: красивыми, веселыми

-ими: ранними, весенними

о каких?

-ых: о красивых, веселых

-их: о ранних, весенних

 

Запомни чередование гласных в окончаниях: А - Я, И - Ы, О - Е, У – Ю

Различай род прилагательных, отвечающих на вопрос «какой?»

У прилагательных мужского рода под ударением пиши окончание –ОЙ, без ударения –ЫЙ (-ИЙ): морской песок, спелый персик, вечерний дождь

У прилагательных женского рода пиши окончания –ОЙ 

(-ЕЙ): под высокой березой, на нижней ветке


МЕСТОИМЕНИЯ

Личные

я, ты, он

Возвратное

себя

Вопросительные

кто? каков? чей?

Относительные

кто, каков, чей

Неопределенные

некто, кое-кто, что-то, кто-нибудь

Отрицательные

никто, ничей

Притяжательные

мой, твой

Указательные

тот, этот

Определительные

весь, другой

При склонении некоторых местоимений изменяется все слово

НИ-, НЕ-

в отрицательных местоимениях

НИ – безударная

НЕ - под ударением

никто

никого

ничем

нечего

некого

нечем


Неопределенные местоимения с

кое-, -то, -либо, -нибудь

пишутся через дефис

КОЕ-КТО

ЧЕМ-ТО

 КЕМ-ЛИБО

ЧЕМ-НИБУДЬ


НИ-, НЕ-

в отрицательных местоимениях

Слитно

Раздельно

(если отделяются предлогами)

ничто

некем

ничем

ни во что

не с кем

ни перед кем





Предварительный просмотр:

http://www.a4format.ru/      литература

http://www.stavcur.ru/literatura_g.htm  литература

http://www.russofile.ru/  литература, русский язык

http://www.megabook.ru/Rubricator.asp?RNode=3691 Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия Литература

http://russ.olymp.mioo.ru/course/ дистанционная подготовка по русскому языку

http://ege-rus.ru/test.php?id_test=8  Большой тест на грамотность (русский язык)



Предварительный просмотр:

Сайты

Вид работы

http://www.alleng.ru/edu/ruslang2.htm

Демо варианты 2011-2007

http://www.zavuch.info/component/mtree/gumanitarnie/rus/rustestscontr/gia-rus-9kl1-5.html

ГИА 2010

(1-5 вариант)

http://giaonline.ru/rus/

Онлайн-тест

5 вариантов

http://ege-rus.ru/test.php?id_test=8 

Большой тест по грамотности



Предварительный просмотр:

Сайты

Вид работы

http://ege.yandex.ru/rus

5 вариантов ЕГЭ – 2010 по русскому языку

http://eg.info-vk.ru/category/otvety

Подготовка к ЕГЭ

http://www.alleng.ru/edu/ruslang2.htm

 Демо варианты  2011-2002

http://egerus.ru/onlineTest.html

Тестирование онлайн

http://ege-rus.ru/test.php?id_test=4

Пробный ЕГЭ - 2008

http://www.ctege.org/content/view/1314/48/

Варианты ЕГЭ - 2010



Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя образовательная школа №17

Реферат

Смоленщина в жизни и творчестве

А.Т.Твардовского

                             

           

                                                                               Выполнила

                                                                                             ученица 9 класса В

                                                                                            Русинова Снежана

                                                                                    руководитель

                                                                                      Тишкевич С.Е.

Смоленск

 2010

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение……………………………………………….………3
  2.  От «Васи Теркина» к «Василию Теркину»

2.1. Возникновение «Васи Теркина» в газете «На страже Родины»………………………………………………………..4

2.2. Начало войны. Герой «ждет» своего автора……………7  

2.3. «Василий Теркин» на страницах газеты «Красноармейская правда»....................................................10

2.4. О создателях образа Теркина…………………….…….13

2.5. Книга-фронтовичка с нелегкой солдатской судьбой...15

  1. Заключение…………………………………………………..19

Список литературы………………………………………………..20

Приложение

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

  1. Нравственная проблематика древнерусской литературы (по смоленским страницам)
  2. Образы древнерусских святых на смоленских страницах древнерусской литературы
  3. Отечественная война 1812 года на страницах произведений смоленских писателей XIX века
  4. Изображение народного характера войны 1812 года в повести Н.Рыленкова «На старой смоленской дороге»
  5. М.В.Исаковский – поэт-песенник
  6. Образ матери в поздней лирике А.Т.Твардовского
  7. Смоленщина на страницах автобиографических произведений М.М.Пришвина
  8. А.Беляев – основоположник научной фантастики
  9.  Мотив малой родины в военных поэмах А.Т.Твардовского
  10.  Великая Отечественная война на страницах произведений смоленских писателей
  11.  Смоляне в повести Б.Васильева «Летят мои кони»
  12.  История Смоленщины на страницах романа Олега Ермакова «Город Гороухща»
  13.  Род Твардовских и Смоленский край
  14.  От «Васи Теркина» к «Василию Теркину» (история создания поэмы А.Твардовского)
  15.  Мотив памяти в творчестве А.Т.Твардовского
  16.  Образы культурных деятелей и исторических личностей в поэзии Н.Рыленкова
  17.  Тема детства в автобиографической повести Н.Рыленкова «Сказка моего детства»
  18.  Образ родной земли в прозе И.С.Соколова-Микитова
  19.  Мотив дороги в поэмах А.Т.Твардовского
  20.  Смоленский край и его проблемы в современной публицистике

                          Список литературы

1. Акаткин В. А.Т.Твардовский: страницы творчества. Воронеж, 2008.

2. «Василий Теркин» А. Твардовский. Народная эпопея. Воронеж, издательство воронежского университета.

3. «Всё на русском языке…»: Материалы Вторых Твардовских чтений. – Смоленск: Маджента, 2007.

4. Гришунин А.А. «Василий Теркин» Александра Твардовского. М.: «Наука», 1987.

5. Дементьев В. Александр Твардовский. М., «Сов. Россия», 1976.

6. Кондратович А.И. Александр Твардовский: Поэзия и личность. М.: Худож. лит., 1985.

7. Пашков Ю. У каждого из нас свой Смоленск…// Рабочий путь. 16 сентября 2008.

8. Симонов К.  Таким я его помню // Вопросы литературы. 2005, № 3.

9. Твардовский А. Как был написан «Василий Теркин» (Ответ читателям).

10. Твардовский А. Василий Теркин. Книга про бойца. Теркин на том свете.   Москва: Раритет, 2000.

11. Твардовский А. «Я в свою ходил атаку…» Дневники. Письма. 1941 – 1945. М.: Вагриус, 2005

12. Улаев Г. В дни годины горькой. Воронеж, Центрально-черноземное книжное издательство, 1986.

13. С именем Твардовского: Избранные произведения А.Т. Твардовского. Страницы биографии и поэта. Слово о школе. Москва, Вагриус, 2001.

14. Детство поэта. Интернет ресурс:

http://www.smolensklib.ru/tvardov/index.htm


Рекомендации по оформлению реферата

Реферат (от латинского Referre — докладывать, сообщать) — небольшое устное сообщение, изложение в письменной форме какой-либо научной работы, содержания прочитанной книги и тому подобное; доклад на какую-либо тему, основанный на обзоре различных источников. Обычно целью реферата является — демонстрация знаний учащихся по конкретной предмету, теме или проблеме и практических навыков анализа научной и научно-методической литературы.

Реферат, как и любой документ пишется и оформляется в соответствии с определенными стандартами, в России — ГОСТов. Не обременяя вас различными стандартами, перечислим основные правила написания и оформления рефератов с примерами.

Выбор темы реферата

Тема реферата обычно выбирается из общего списка и согласовывается с учителем или преподавателем. Тема должна быть интересной ученику или студенту. При работе над рефератом рекомендуется использовать не менее 4—5 источников.

Содержание и структура реферата

Процесс работы лучше разбить на следующие этапы:

  1. Определить и выделить проблему
  2. На основе первоисточников самостоятельно изучить проблему
  3. Провести обзор выбранной литературы
  4. Логично изложить материал

Рекомендуемая структура реферата

  1. Введение — излагается цель и задачи работы, обоснование выбора темы и её актуальность. Объём: 1—2 страницы.
  2. Основная часть — точка зрения автора на основе анализа литературы по проблеме. Объём: 12—15 страниц.
  3. Заключение — формируются выводы и предложения. Заключение должно быть кратким, четким, выводы должны вытекать из содержания основной части. Объём: 1—3 страницы.
  4. Список используемой литературы.

В реферате могут быть приложения в виде схем, анкет, диаграмм и прочего. В оформлении реферата приветствуются рисунки и таблицы.

Оформление реферата

Текст и его оформление

Размер шрифта 12—14 пунктов, гарнитура Times New Roman, обычный; интервал между строк: 1,5—2; размер полей: левого — 30 мм, правого — 10 мм, верхнего — 20 мм, нижнего — 20 мм.

Точку в конце заголовка не ставят. Заглавия всегда выделены жирным шрифтом. Обычно: 1 заголовок — шрифт размером 16 пунктов, 2 заголовок - шрифт размером 14 пунктов, 3 заголовок - шрифт размером 14 пунктов, курсив.

Расстояние между заголовками главы или параграфа и последующим текстом должно быть равно трем интервалам. Чтобы после оформления работы получить автоматическое оглавление, необходимо проставить названия глав как «Заголовок 1», «Заголовок 2», «Заголовок 3»:

Текст печатается на одной стороне страницы; сноски и примечания обозначаются либо в самом тексте, так [3, с. 55-56], либо внизу страницы1. Для оформления сносок и примечаний используются стандартные средства Microsoft Word:

1Синкевич А.И. Международные договоры, направленные на урегулирование вопросов гражданства. — М.: Проспект, 2000. — с. 55—56.

Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа; цифру номера страницы ставят вверху по центру страницы; на титульном листе номер страницы не ставится. Каждый новый раздел начинается с новой страницы.

Приветствуется соблюдение правил типографики.

Титульный лист реферата, оглавление

Вверху указывается полное наименование учебного заведения. В среднем поле указывается название темы реферата без слова «тема» и кавычек.

Ниже по центру заголовка, указывается вид работы и учебный предмет (например, реферат по литературе).

Еще ниже, ближе к правому краю титульного листа, указывается ФИО ученика, класс. Еще ниже — ФИО и должность руководителя и, если таковые были, консультантов. В нижнем поле указывается город и год выполнения работы (без слова «год»).

Оглавление размещается после титульного листа, в котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте.

Оформление списка используемой литературы

Список литературы должен быть свежим, источники 5—7 летней давности, редко можно использовать ранние труды, при условии их уникальности.

Источники указываются в следующем порядке:

  • основная и периодическая;
  • интернет-источники, если есть.

Пример оформления списка литературы:

  1. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (с изм. и доп. от 11 ноября 2003 г.) // СЗ РФ. — 2002. — №22. — Ст. 2031.
  2. Синкевич А.И. Международные договоры, направленные на урегулирование вопросов гражданства. — М.: Проспект, 2000. — с. 55—56
  3. Блинов А.Б., Чаплин Г.Ю. Гражданство России: проблемы и перспективы // Конституционное и муниципальное право. — 2002. — №4. — с. 3—4.
  4. Остапов А. И. Компрессоры и их устройство // Интернет ресурс: compresium.ru