Классное руководство и воспитательная работа в школе

Брянцева Светлана Александровна

Организация воспитательной работы в школе важна так же как и организация учебного процесса.   В нашей школе этому уделяется очень большое значение. Представленные здесь материалы призваны помочь классным руководителям и заместителям директоров по воспитательной работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Круглый стол для классных руководителей

«Технология подготовки и проведения  открытого классного часа»

Цель проведения:  разработать основные принципы  и общие правила для подготовки и проведения открытого классного часа.

        В соответствии с Программой развития школы, в связи с совершенствованием воспитательной системы школы и выработкой системности в работе классных  руководителей проводится круглый стол классных руководителей  1-11 классов.

        Круглый стол состоит из двух блоков: информационного  и практического.

В информационной части учителям представляется презентация  «Классный час -  одна из основных форм  работы классного  руководителя».

Одной из основных форм внеклассной воспитательной работы был и остаётся классный час. Необходимо выяснить, прежде всего, что в педагогической науке и практике понимается под такой формой ВР, как классный час. Возьмём и обратимся к высказываниям известных учёных:

  1. “Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками”. (В. П. Созонов)
  2. “Классный час. В нашем понимании это не какая-то определённая форма работы, а час классного руководителя”. (Л.И.. Маленкова)

Исходя из названных определений классного часа, можно выделить определённые черты:

- это гибкая по своему составу и структуре форма воспитательного взаимодействия;

- это форма общения классного руководителя и его воспитанников, где ведущую роль играет педагог.

Классные часы проводятся с различными воспитательными целями:

1. Создание условий для становления и проявления индивидуальности обучающегося, его творческих способностей.

2. Обогащение обучающегося знаниями о природе, обществе, человеке.

3. Формирование эмоционально- чувственной сферы и ценностных отношений личности ребёнка.

4. Формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности школьников.

Их формы и технологии могут иметь множество вариантов в зависимости от поставленной цели, возраста учащихся, опыта классного руководителя и школьных условий. Классный час – это не урок. Но обыкновенно ему отводят место в школьном расписании, чтобы сделать обязательным еженедельную встречу классного руководителя со своим классом. Это требование сегодня есть не в каждой школе. Может это и правильно, где сам классный руководитель определяет, когда и где он будет проводить встречу с классом. Лучше всего, если классный час поставлен в школьное расписание в субботу, между 3 и 4 уроками. Это даёт классному руководителю встречаться с родителями учащихся, которые в субботу имеют больше свободного времени для посещения школы. Иногда слышишь, что в школе требуют, чтобы классный час длился 45 минут, как урок. Но не всегда так получается, иногда можно общаться и 20 минут, а иногда можно говорить намного дольше, это зависит от темы и цели, возраста, формы проведения классного часа.

Кл. час не должен проводиться в назидательном тоне, классный руководитель не должен подавлять инициативу учащихся в ходе классного часа, их желание высказать свою мнение, выступить с критикой.

Основные компоненты классного часа.

Целевой – целевые установки должны быть связаны, прежде всего, с развитием индивидуальности ребёнка, с проектированием и установлением уникального его образа жизни.

Содержательный – содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для самореализации и самоутверждения личности ребёнка.

Организационно- деятельный – обучающиеся являются полноправными организаторами классного часа. Актуальное участие и заинтересованность каждого ребёнка, актуализация его жизненного опыта, проявление и развитие индивидуальности.

Оценочно-аналитический – в качестве критериев оценки результативности классного часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребёнка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияющей на развитие индивидуальности и творческих способностей обучающихся.

После описания основных компонентов классного часа целесообразно обратить внимание на технологические аспекты его организации:

  1. составление педагога совместно с учащимися и родителями тематики классных часов на новый учебный год;
  2. уточнение темы и цель классного часа, выбор формы проведения;
  3. определение времени и места проведения классного часа;
  4. определение ключевые моментов и разработка плана подготовки и проведения классного часа;
  5. подобрать соответствующий материал, наглядные пособия, музыкальное оформление по теме;
  6. определение участников подготовки и проведения классного час;
  7. распределение заданий между участниками и группами;
  8. проведение классного часа;
  9. анализ и оценка результативности классного часа и деятельности по его подготовке и проведению (что зачастую отсутствует в работе).

Для того чтобы классный час был интересен всем учащимся, и у них появилось желание принимать участие в его подготовке, ребятам можно назвать темы классных часов, планируемых в классе. Им даётся право участвовать в подготовке и проведении того классного часа, который чем-то более интересен. Группы, которые готовят классный час, анализируют с классным руководителем материалы, необходимые для его проведения, готовят концертные номера, если это необходимо, оформляют приглашения. Результат классного часа очень часто во многом зависит от степени заинтересованности в нем самого классного руководителя.

Таким образом, классный час может проводиться в различных формах.

В форме классного собрания, часа общения, воспитательного часа, это может быть экскурсия или тематическая лекция, встречи с интересными людьми, викторины по разным областям знаний,  КВНы, игры-путешествия, тренинги, читательские конференции, театральные премьеры. Но, также следует учитывать, что может быть экстренное классное собрание или замена по тем или иным причинам одной формы проведения классного часа другой.

Несколько слов хочу сказать о классном собрании, которое должно проводиться примерно раз в месяц. Оно является наивысшим органом самоуправления в классе, где дети учатся общению, демократии, сотрудничеству, самостоятельности и ответственности. Назначение этого органа – обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем, возникающих в классе. Классное собрание выполняет две функции: стимулирующую и организующую.

Классное собрание:

- распределяет поручения;

- избирает старосту, представителей в органы ученического коллектива;

- слушает доклады учеников о выполнении поручений.

Личное участие классного руководителя обязательно: он голосует вместе с учениками за/против принятия какого-либо решения и несёт персональную ответственность за его выполнение. Классному руководителю необходимо научить ребят демократическому порядку проведения собрания: умению слушать выступающих, выступать самим, вырабатывать коллективные решения и голосовать за их принятие, подчиняться воле большинства.

В 5 классе собрания следует проводить несколько раз в месяц, с целью выработки у учеников потребности в обсуждении и решении проблем.

В 6 класс деятельность собрания расширяется.

Как правило, к 7 классу складываются традиции и правила поведения классного собрания

Усилия, затраченные на обучение подготовке и проведению классного собраний в 5-7 классах, классного руководителя полностью оправдываются в старших классах.

Есть ещё очень интересная форма проведения классного часа – час общения, который играет очень большую роль в жизни учащихся, если он задуман интересно и необычно.

Час общения – это совместное творчество взрослого и детей. Для того, чтобы дети ждали новой возможности поговорить откровенно, они должны принимать активное участие не только в подготовке и проведении классного часа, но и в определении тем часов общения. Обсудите с ребятами круг интересующих их вопросов, соберите “корзину проблем” и с учетом пожеланий сформулируйте тематику классных часов.

Очень важно создать комфортный микроклимат в классе, чтобы у ребят было желание высказать своё мнение, чтобы они не боялись ошибиться или быть непонятыми.

Классный руководитель даже может предложить ребятам выработать правила общения:

1. С уважением относиться друг к другу.

2. Любое мнение заслушивать внимательно.

3. Пока один говорит, все его слушают.

4. О своём желании высказаться сообщаем с помощью поднятой руки.

Формы часа общения могут быть различными. Их выбор зависит от уровня развития коллектива, особенностей класса, возраста детей, профессионализма педагога…

На практике хорошо себя зарекомендовали такие формы:

  1. Беседа.
  2. Дискуссия (диспут). Дискуссия позволяет вовлечь детей в обсуждение поставленной проблемы, учит анализировать факты, отстаивать свою точку зрения, слушать и понимать иное мнение.
  3. Сюжетно-ролевая игра – форма КТД, позволяющая обсудить проблему, вызвать сопереживание, попытаться найти решение с помощью театрализованной игры.

Методика проведения ролевой игры:

- определение проблемы, выбор ситуации;

- распределение ролей и обсуждение позиции и вариантов поведения;

- проигрывание ситуации (допустимо даже несколько раз), чтобы найти эффективное решение;

- обсуждение ситуации участниками.

Очень важно, чтобы учитель не навязывал своё мнение при спорных вопросах.

Варианты проведения ролевых игр могут быть различными: “инсценированный суд”, “пресс-конференция”, “спрашивали – отвечаем”, инсценировка литературного произведения.

  1. Устный журнал. Заранее определяется количество и темы страниц журнала, которые распределяются между творческими группами.
  2. Социально-культурный проект – это самостоятельное исследование учащимися значимых социальных различных проблем. Для создания проекта требуется время и соблюдение определённого алгоритма действий:

- изучение ситуации;

- сбор информации;

- планирование;

- формирование микрогрупп и назначение ответственных;

- практические действия;

- определение приоритетных результатов;

- групповой анализ выполнения поставленных задач.

Одним из способов быстрого решения проблемы является “мозговая атака”. Этот вид часто используется для решения конкретной проблемы, например, “Как улучшить дежурство в классе”. Правила проведения “Мозговой атаки” следующие:

- учитель фиксирует все мнения и идеи ребят;

- мнения не комментируются, не оцениваются, не повторяются;

- никого не заставляют насильно высказывать своё мнение;

- “мозговая атака” заканчивается, когда все идеи исчерпаны.

- все идеи в заключении рассматриваются и оцениваются.

Большой интерес у учащихся вызывают классные часы в форме телевизионных игр: “Звёздный час”, “Что? Где? Когда?”, “Слабое звено”, “Счастливый случай” и др.

Преимущества часа общения над другими формами работы.

1. Общение в рамках классного часа даёт возможность общаться сразу со всеми уч-ся класса, слышать их мнение по проблеме разговора, наблюдать их реакцию на обсуждаемые вопросы.

2. Результативность класс. часа состоит и в том, что он может влиять как на мнение большинства ребят, так и на мнение одного ученика. Иногда, в ходе индивидуальной работы с учеником, учитель часами не может добиться такого успеха, который может получить в ходе классного часа. Ведь для ребят, особенно подростков мнение сверстников бывает важнее мнения самого авторитетного взрослого.

3. Час, на котором решаются разные проблемы, позволяет увидеть учеников в естественной, не наигранной атмосфере общения и решать серьёзные нравственные задачи.

Как организовать и провести этический или нравственный час общения?

Нравственный классный час требует хорошей подготовки. Готовясь к нравственному классному часу, учитель может провести предварительную диагностику понимания учащихся нравственных понятий и ситуаций. Например: свобода, добро, зло, долг, честь, право, открытость, любовь…

Материалом для подготовки нравственного классного часа может служить периодическая печать, события и факты реальной жизни страны и мира, школы, класса, художественные фильмы, художественная литература.

Бывает и такое, когда нравственный классный час проводится незапланированный и связан со сложнейшей ситуацией в классе или школе. Главное, чтобы такая встреча с ребятами не превратилась в назидание и чтение нотаций. Нравственный классный час - это время совместного с учениками поиска истины, смысла собственного существования и взрослого и ребёнка, извлечение нравственных уроков, которые станут генеральной линией поведения во взрослой жизни.

Надо отметить, что нравственный классный час не должен быть частым. Достаточно проводить такой классный час один раз в четверть, главное, чтоб он был значимым в жизни ребят, заметным событием в жизни класса.

Примерная тематика нравственных классных часов.

5 класс

  1. “Кто я? Какой я?” - игра.
  2. “Дверь в детство” - путешествие детей в детство их родителей.
  3. “Я через 5 лет” - экскурсия в портретную галерею класса.
  4. “Архив 5” - праздничное представление, посвящённое итогам года.

6 класс

  1. Мои интересы, мои увлечения – аукцион увлечений и интересов уч-ся.
  2. Я - дома, я - в школе, я - среди друзей – интерактивная игра.
  3. Окна моего дома. Что они значат – час общения.
  4. Иметь своё мнение – это важно?! – беседа.

7 класс

  1. “Мои “хочу” и мои “могу” диспут.
  2. “Скажи, кто твой друг и …”- интерактивная игра.
  3. “Вверх по лестнице жизни”. Мои нравственные ценности – беседа.

8 класс

  1. Умею ли я любить? – аукцион мнений.
  2. Люди, без которых мне одиноко – этическая беседа.
  3. Ответственность и безопасность. Что прячется за этими словами? – дискуссия.
  4. Страна, в которой мне хотелось бы жить – защита фантастических проектов.

9 класс

  1. “Я имею право на…” - разговор на заданную тему.
  2. Всему начало любовь… - праздник.
  3. Счастливый билет моей судьбы – нравственный экзамен.
  4. Прекрасное и безобразное в нашей жизни – дискуссия.

10 класс

  1. А если не получилось?.. Что дальше? – диспут.
  2. Я среди людей, люди вокруг меня – деловая игра.
  3. Чувство взрослости. Что это такое? – эпическая беседа.
  4. Моя будущая профессия. Какой я её вижу? – экскурсия в мир профессий.

11 класс

  1. Какие воспоминания оставлю я о себе в школе – классное собрание – разговор.
  2. Есть только миг между прошлым и будущим… - дебаты.
  3. Мой профессиональный выбор. Прав я или нет? – презентация.
  4. Моя миссия в мире – конференция.

Организация и проведение тематического классного часа.

Назначение тематического классного часа состоит в том, чтобы развить кругозор учащихся, способствовать духовному развитию уч-ся.

Тематические классные часы требуют подготовки и могут быть объединены определенной тематикой в течение длительного времени. Эти часы могут стать началом и завершением серьёзной работы в классе, которая может быть дополнена другими формами внеклассной работы.

Планируя тематические классные часы, необходимо предложить учащимся совместно определить темы. Это можно провести следующим образом:

Учитель выписывает на доске разные темы, например: “обычаи и традиции”, “времена и страны”, “великие люди мира”, “психология человека”, “границы человеческих возможностей”, “страны, изучаемого языка”, “история этикета”, “ азбука открытия мира”, “ песни в истории моей семьи и страны”, “мир человеческих увлечений”, “кино в жизни человека”, “ праздники нашего дома”, “кем быть и каким быть?”, “музыка нашего времени и прошлого” и д. т.

Далее собираются ответы учащихся, анализируются и выбираются те темы, которые часто повторяются в ответах. Эти темы и станут основой тематических классных часов.

Организация и проведение информационного классного часа.

Раньше информационный час назывался политинформацией. Но в последнее время политинформацию поспешили выбросить из воспитательной работы, посчитав её не нужной в наше время. Однако это совершенно неверно. Мы должны формировать политическую культуру и коммуникативные навыки учащихся.

Главное значение информационного часа – формировать у учащихся собственной принадлежности к событиям и явлениям общественно-политической жизни страны, своего района, села, расширить кругозор, разбираться в сложных проблемах современности, адекватно реагировать на происходящее в стране и мире.

Информационный час может быть обзорным (знакомит с текущими событиями в стране, мире) – 20 -25 минут, тематическим (знакомит с проблемами сегодняшнего дня, их анализом и отношением к этой проблеме различных слоёв населения, профессионалов) – до 45 минут, но не более.

Основные формы во время информационного часа:

- газетные сообщения;

- пересказ событий в мире и стране с использованием цитат из текстов газет и журналов;

- работа со словарём и справочной литературой;

- работа с политической картой;

- комментированное чтение газетных и журнальных материалов;

- формулирование проблемных вопросов и поиск ответов на них;

- просмотр и обсуждение телематериалов, видеоматериалов.

Планируя свою работу с классом, не следует забывать и о развитии интеллектуальных способностей учащихся через различные формы:

- интеллектуальные марафоны;

- дни творчества;

- интеллектуальные. ринги и викторины;

- заседание психологического клуба “Зеркало” и т.д.

Тематика классных часов по развитию интеллектуальных умений учащихся.

5 класс

  1. В. И. Даль и его толковый словарь.
  2. Я и мои способности.
  3. Мир энциклопедий.

6 класс

  1. Мои сильные и слабые стороны.
  2. Как развить в себе умение слушать и слышать, смотреть и видеть?
  3. Мои “почему?” и ответы на них.

7 класс

  1. Глубинные тайны человеческого познания.
  2. Внимание и внимательность. Слова одного корня?
  3. Как научиться управлять собой.

8 класс

  1. Талантливость и гениальность. В чем оно проявляется?
  2. Тренировка памяти – залог будущего успеха.

9 класс

  1. Человек и творчество. Великие творения человечества.
  2. Разговор с самим собой по душам.

10 класс

  1. Как научиться властвовать собой?
  2. Мои лингвистические способности. Как они проявляются?
  3. Недостатки человека и их влияние на его судьбу.

11 класс

  1. Пока я мыслю, я живу.
  2. Юмор в жизни человека.

Итак, классный час – это форма воспитательной работы классного руководителя, при которой ученики принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру.

Классный час выполняет функции: просветительную, ориентирующую, направляющую, формирующую.

Если же классный час проводится только для “галочки”, то полезней будет сэкономить время – своё и ученика. Но, а если классный руководитель подходит к проведению классного часа неформально, то начинать следует с определения целей и попытаться систематизировать воспитательный процесс, спланировать его.

В практической части круглого стола все классные руководители делятся на  4 группы.  Каждая группа работает по своим технологическим картам.  Группе необходимо сформулировать основные принципы проведения нравственного, здоровьесберегающего, патриотического  и  классного часа по представленному плану. Необходимо указать особенности основных компонентов:  целевого,  содержательного, организационно-деятельного, оценочно-аналитического.

        После обсуждения в группах представители групп предлагают свои варианты проведения открытых классных часов.

        По итогам работы групп создается практическая  брошюра-справочник.

        Классные руководители знакомятся так же с некоторыми видами самоанализа по проведению  открытых классных часов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Круглый стол: «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ОТКРЫТОГО КЛАССНОГО ЧАСА» (18 октября 2011 года) ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

Слайд 2

“ Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками.” ( В. П. Созонов)

Слайд 3

“ Классный час. В нашем понимании это не какая-то определённая форма работы, а час классного руководителя”. (Л.И.. Маленкова)

Слайд 4

ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ЧЕРТЫ: - это гибкая по своему составу и структуре форма воспитательного взаимодействия; - это форма общения классного руководителя и его воспитанников, где ведущую роль играет педагог.

Слайд 5

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ: 1. Создание условий для становления и проявления индивидуальности обучающегося, его творческих способностей. 2. Обогащение обучающегося знаниями о природе, обществе, человеке. 3. Формирование эмоционально- чувственной сферы и ценностных отношений личности ребёнка. 4. Формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности школьников.

Слайд 6

Основные компоненты классного часа: целевой; содержательный; организационно- деятельный; оценочно-аналитический;

Слайд 7

Классный час выполняет функции: просветительную, ориентирующую, направляющую, формирующую.

Слайд 8

Технологические аспекты организации классного часа: составление педагога совместно с учащимися и родителями тематики классных часов на новый учебный год; уточнение темы и цели классного часа, выбор формы проведения; определение времени и места проведения классного часа; определение ключевых моментов и разработка плана подготовки и проведения классного часа; подбор соответствующего материала, наглядных пособий, музыкального оформления по теме; определение участников подготовки и проведения классного час; распределение заданий между участниками и группами; проведение классного часа; анализ и оценка результативности классного часа и деятельности по его подготовке и проведению (что зачастую отсутствует в работе).

Слайд 9

Классный час может проводиться в различных формах: классного собрания, часа общения, воспитательного часа, это может быть экскурсия или тематическая лекция, встречи с интересными людьми, викторины по разным областям знаний, КВНы, игры-путешествия, тренинги, читательские конференции, театральные премьеры .



Предварительный просмотр:

АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ЗА I  ЧЕТВЕРТЬ 2011 – 2012 УЧЕБНОГО ГОДА

        В соответствии с программой развития перед педагогическим коллективом школы была поставлена следующая цель:

  1. построение открытого информационного образовательного пространства, ориентированного на становление информационной компетентности выпускника, имеющего глубокие разносторонние знания, личный практический опыт, обладающего творческой инициативой, социально-ориентированного, с чувством личной ответственности за свое будущее и будущее своей страны.

Реализация поставленной цели направлена на решение следующих

задач:

  1. Совершенствование общих подходов к построению содержания образования, системы контроля и оценки качества в соответствии с приоритетными направлениями Российского образования.
  2. Совершенствование качества образования через активное внедрение  информационных компьютерных технологий в учебно -воспитательный процесс.
  3. Создание организационных и методических условий формирования личностных качеств ученика и гражданина - патриота России.
  4. Воспитание свободных, самостоятельных, активных граждан, способных самостоятельно принимать решение, отстаивать собственное мнение, делать сознательный выбор.
  5. Создание системы самоуправления как воспитывающей среды школы, обеспечивающей социализацию каждого ребёнка.
  6. Формирование правильного отношения к своему здоровью, восприятие здоровья как жизненной ценности.
  7. Создать условия для вовлечения родителей в деятельность школы, сделать их активными, заинтересованными участниками образовательного процесса.

Управление реализацией Программы будет осуществляться через выполнение целевых подпрограмм:

1. «Образовательный процесс»

2. «Информатизация»

3. «Воспитательный процесс»

4. «Ученическое самоуправление»

5. «Здоровье»

6. «Семья и школа – социальные партнеры»

В основе практического этапа подпрограммы № 3 «Воспитательный процесс» лежит идея системного подхода и использование технологии саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко). Целевая воспитательная программа «Самосовершенствование личности» работает в 1-11 классах. Программа направлена на  самосовершенствование личности, с установкой на самообразование,  самовоспитание, самоопределение, с учетом возрастного развития детей.

Данная технология представляет целевые воспитательные направления по классам:

  1. начальная школа «Полезные привычки»;
  2. 5 класс «Познай себя»;
  3. 6 класс «Сделай себя сам»;
  4. 7 класс «Научи себя учиться»;
  5. 8 класс «Утверждай себя»;
  6. 9 класс «Найди себя»;
  7. 10 класс «Управляй собой»;
  8. 11 класс «Реализуй себя».

Для  реализации поставленных воспитательных целей и задач классные

руководители разработали и провели 33 тематических классных часа в соответствии с направлениями  подпрограммы «Воспитательный процесс»:

МЕСЯЦ

ТЕМА

КЛАСС

Сентябрь

Если добрый ты…

1а,б

День знаний «Иркутску 350 лет»

2 а

День знаний

2 б

350-лет  Иркутска

3

Мы - школьники, а это значит… (права и обязанности школьника, режим дня)

350-летию г. Иркутска посвящается

День знаний «Иркутску- 350»

По следам прошедшего лета…

Диспут «Что такое дружба»

6 а

Любимый Иркутск – середина Земли

6 б

350 лет Иркутску

7

День знаний: «Иркутску 350 лет»

8

Любимому городу -350 лет!

9

Любимый  Иркутск – середина земли. К 350-летию города

10

  1. 350 лет Иркутску.
  2. Время бизнесменов или инженеров?! Твой выбор!

11

Октябрь

Мы школьниками стали…

1 а, б

Друзья и товарищи

2 а

Давайте говорить друг другу комплименты

2 б

Мы в ответе за тех, кого приручили

3

Помни: жизнь – одна и более  всего она важна

4 а

Игра «Знатоки астрономии»

4 б

Правила, обязательные для всех

5 а

В мире тайн и загадок

5 б

Экология

6 а

Необычные дома мира

6 б

Есть такая профессия: ученик

7

Ваше место в обществе. Я и мы.

8

Легко ли быть подростком

9

Путь к самосовершенствованию: «Как преодолеть собственную лень»

Профессиональная ориентация

10

Есть ли будущее у российской семьи?

11

В соответствии с графиком проведения открытых классных часов в октябре были проведены классные часы в 1-х классах «Посвящение в первоклассники» (Лис М.В.) Праздник был ярким и интересным, соответствовал возрастным особенностям детей. В мероприятии были задействованы все дети: читали стихи, пели песни, участвовали в сценках. 25 октября состоялся открытый классный час в 11 классе «Есть ли будущее у российской семьи?» (классный руководитель – Брянцева С.А.) Классный час был разбит на блоки: информационный, игровой, дискуссионный, оценочный. Ребята сами готовили презентации, ролевые сценки по теме, активно участвовали в дискуссии. Классный час явился продолжением педагогического совета о развитии социальных компетенций подростков. В течение четверти посещены  тематические классные часы:

  1. «Правила, обязательные для всех»  Берсеневой  Н.Г. в 5 а кл;
  2. «Азбука общения» Атрохименок М.Ю. в 5 б кл;
  3. «Есть ли будущее у российской семьи?» Брянцевой С.А.  в 11 кл.

Необходимо отметить, что график проведения тематических классных часов утвержден в начале учебного года. Дети должны четко знать, в какой день и в какое время  классный руководитель ждет их для проведения классного часа. Неоднократно наблюдалась картина опозданий и неявок по несколько человек;  дети искали классного руководителя по школе.

Степень взаимодействия учащихся во время проведения мероприятий достаточно высокая.

        В рамках «Традиции школы» проведены все запланированные общешкольные мероприятия:

  1. Торжественная линейка, посвященная Дню Знаний для 1-11 классов, подготовлена и проведена Ветошевой А.В.,  Росляковой О.Б. На линейке удачно использованы элементы театрального представления, песни школьного хора украсили  и придали ей яркий эмоциональный характер. Возникли проблемы с аппаратурой и качеством звука, но это не помешало хорошему настроению участников линейки.
  2. 5 октября прошло 2 концертных  программы,  посвященных  Дню Учителя. В  концерте приняли участие 112 человек из 311. Концерты прошли ярко, необычно, свежо. Учащиеся начальной школы представили свои номера на большой сцене. Хочется отметить разнообразие и оригинальность номеров: танцы, стихи, сценки, рэп, стэм, песни хора и учителей, веселое анкетирование в виде презентации и т.д. Рослякова О.Б. и Писарева Е.Ю. связали номера  интересным сценарием.
  3. 30 сентября и 28 октября прошли осенние дискотеки для 5-11 классов. На первой дискотеке  были представлены  два видеофильма о туристическом слете (10, 11 классы), которые были награждены продолжительными и дружными аплодисментами зрителей.  

Подпрограмма «Воспитательный процесс» включает в себя

обязательное эстетическое воспитание, поэтому все мероприятия сопровождались оформлением тематических выставок, конкурсов:

  1. к 1 сентября в дополнение к тематическим классным часам, посвященным 350-летию города Иркутска, Барашовой А.В. была подготовлена тематическая выставка о памятниках и достопримечательностях города Иркутска;
  1. в сентябре проходила выставка поделок из овощей и фруктов «Мои фантазии» для 2-4 классов. Выставка отличалась разнообразием и оригинальностью поделок, показала  развитую фантазию и нестандартное  мышление у детей и их родителей. 15 учащихся детской организации «Солнышко» были отмечены  почетными медалями как победители в разных номинациях: портретное сходство, самая оригинальная поделка, зоркий глаз и т.д.
  1. после туристического слета учащимися 5-8 классов были оформлены фотогазеты в рамках конкурса «Живи ярче». К оформлению учащиеся подошли с большим творчеством и фантазией;
  2. учащиеся 10 и 11 классов сняли отчетные видеофильмы о туристическом слете в рамках конкурса «Зоркий глаз». Отметим, что данное задание учащиеся выполнили профессионально и креативно. 9 класс не представил свой фильм по причине безответственного отношения к порученному делу Лобанова И.;
  3. в День Учителя была красочно оформлена «Арт галерея» портретами учителей нашей школы, выполненными на уроках ИЗО обучающимися 5-х классов под руководством Трифоновой А.Г.

В системе дополнительного образования работают следующие кружки

и секции:

Название кружков и секций

Классы

Руководитель

Число

учащихся

«Волейбол»

5-7

8-10

Соковикова Т.Ю.

26

«Баскетбол»

3-5

Соковикова Т.Ю.

15

«Умелые руки»

1

Лобанова В.А.

16

Музыкальный кружок

1

2-7

Рослякова О.Б.

42

«Веселый карандашик»

1-4

Трифонова А.Г.

26

Всего

115

Трудовое воспитание является неотъемлемой частью учебно-

воспитательного процесса. Организовано:

  1. дежурство по классам;
  2. дежурство по школе;
  3. проведение генеральных уборок;

Большое значение в процессе формирования устойчивого интереса

учащихся к чтению  играет работа библиотекаря школы Штрауб Л.С.

В течение  1 четверти Людмила Станиславовна работала по следующим направлениям:

  1. Оформление  книжных выставок, тематических просмотров, информационных полок:
  1. Иркутску – 350 лет (для 2-11 классов);
  2. Книги для добрых сердец  (5-9 классы);
  3. К юбилею Царскосельского лицея (9-11 классы);
  4. Книги-юбиляры 2011 года;
  5. О книге и библиотеке (5-11 классы);
  6. Памятные даты сентября (4-11 классы).
  1. Информационные беседы и обзоры:
  1. Литературные понедельники (для начальной школы);
  2. Как пользоваться библиотекой (для 2а, 2б классов).
  1. Индивидуальное и групповое информирование:
  1. Сигнальная информация «На страницах педагогической печати»;
  2. Индивидуальное информирование учителя.
  1. Оформление индивидуальных планов чтения и рекомендательных списков:
  1. «Удивительные сказочные, или почти сказочные истории» (для Гронь Э.);
  2. «Книги с «Золотой полки» нашей библиотеки» (для Пармузиной  С.);
  3. «Погрустим с книгой» (для Татауровой М.);
  4. «Книги для души» (для  Быковой Е.);
  5. Советы интернета. Читаймер для подростков (для 6-9 классов).
  1. Библиотечные уроки:
  1. «Весь мир в книжном переплете» (для 4а, 4б классов);
  2. «Кто украсил книги» (для 3 кл.)
  3. «Как правильно выбрать книгу» (для 2 а, 2 б кл.)
  1. Игры. Конкурсы. Викторины:
  1. «Что читал Пушкин?» (для 9-11 классов).

В основе  подпрограммы № 4 «Ученическое самоуправление» лежит

работа д/о «Солнышко» (2-4 кл), д/о «ШОК» (5-8 кл), Совета школы (9-11 кл):

  1. проведено собрание старшеклассников, общим голосованием избран Президент школы – Гаврикова О.,  и выбран Кабинет министров;
  2. проведены ученические собрание и выбраны активы классов;
  3. составлен и утвержден план работы КМ на учебный год;
  4. организовано проведение ежедневной утренней  зарядки;
  5. проведен смотр классных уголков;
  6. проведена проверка дневников учащихся за 1 четверть во 2-4 и 5-11 классах. Результаты проверки доведены до классных руководителей и отражены на стенде «Лучший город Школяндии».

Вместе с тем, следует отметить, что не все учащиеся ответственно

относятся к своим обязанностям, проявляют инициативу и заинтересованность к мероприятиям школы.  Были случаи, когда зарядку проводили учителя начальных классов. В ходе смотра классных уголков  и проверки дневников обучающихся было выявлено, что не все классные руководители помнят о необходимости быть наставниками у своих классов, помогать детям, направлять их. Следует учить детей более тщательно относиться к своему  основному документу – дневнику. В некоторых случаях наблюдался формальный подход к оформлению классных уголков. Мы должны воспитывать в детях обязательность, учить исполнительской культуре.  И делать это необходимо на собственном примере.  После ознакомления со справкой по проверке дневников классному руководителю следует  сразу же организовать работу по ликвидации замечаний.

Создание условий для укрепления здоровья учащихся, формирования навыков здорового образа жизни – главная цель подпрограммы № 5 «Здоровье». Деятельность участников программы распределена по трем направлениям: «Азбука здоровья» -1-4 классы, «Золотые правила здоровья»- 5-8 классы, «Твое здоровье – в твоих руках» - 9-11 классы и включает в себя следующую спортивно-оздоровительную работу:

  1. тематический классный час:  «Помни: жизнь одна и более всего она важна!»» в 4 а (Отрошок Н.Я.);
  2. проведение родительского лектория: «Телевизор и компьютер в жизни семьи» в 6 а кл (Катальникова Н.В.); «Поколение комп…» в 6 б кл (Лобанова В.А.); «Особенности адаптации учащихся 5 класса к обучению в основной школе и роль родителей в успешности обучающихся» в 5 а, 5 б кл (Атрохименок М.Ю. и Берсенева Н.Г.); «Особенности развития младшего школьного возраста» в 3 кл (Киселева О.В.); «Почему учиться в школе трудно, или что такое адаптация?» в 1 а, 1 б классах (Лис Л.М.  и Рожнова О.Н.)
  1. организована работа спортивных секций;
  2. проводились беседы на линейках в начальной школе по профилактике предупреждения травматизма в помещениях школы и на улице;
  3. проведение ежедневной зарядки в начальной школе;
  4. на большой перемене дежурные учителя организуют оздоровительные игры;
  5. 2 сентября для 2-4 классов на школьном стадионе был организован туристический слет. Соревнования прошли по станциям: «Перетяни канат», «Эстафета с препятствиями», «Сыщики», «Собери рюкзак», «Метко в цель». Соревнования были продуманы и хорошо организованы с помощью учителя физической культуры Соковиковой Т.Ю.  и учителей начальных классов и соответствовали возрасту обучающихся.  Итоги туристического слета были объявлены на линейке,  где каждый класс был награжден грамотой по номинациям;
  6. 2 сентября прошел туристический слет «Золотая осень» для учащихся 5-11 классов. Интересные и полезные конкурсы сопровождали это спортивное  мероприятие. Ребята собирали и зажигали костер с одной спички, учились грамотно делать носилки из природного материала, преодолевать полосу препятствий, оказывать первую помощь пострадавшему в лесу. Были выполнены газеты из подручного материала, предложены бутерброды на лесную и походную тематику, оформлены бивуаки. Нельзя не отметить позитивное отношение ребят и классных руководителей к проведению туристического слета. Такие мероприятия способствуют сплочению коллектива, развитию социальных компетенций ребят;  укреплению взаимопонимания между участниками воспитательного процесса;
  7. 20 сентября состоялось открытие спортивного легкоатлетического сезона – соревнованиями по легкой атлетике. Соревнования проводили учителя физической культуры Басова Л.В. и Соковикова Т.Ю. В соревнованиях приняли участие учащиеся 5-11 классов. Важно отметить, что все учащиеся с большим удовольствием защищали честь классов, а 6 ребят имеют личные достижения: Пантелеев И. и Мастерова М. (на дистанции 100 м), Гребенюков Д., Иванов Д., Перцева Д., Татаурова М. (на дистанции 60 м). Места  между классами распределились  следующим образом: 1 место – 9 и 6 а класс; 2 место – 10 и 5 а класс; 3 место – 8, 5 б и 7 классы. При проведении любых соревнований  классным руководителям необходимо находиться рядом со своим классом и следить за соблюдением техники безопасности.

Из-за отсутствия в школе педагога – психолога, работа с трудными

детьми проводиться индивидуально классными руководителями и администрацией школы. Ежедневно классными руководителями отслеживается посещаемость занятий, успеваемость, поведение. По мере необходимости, вызывались родители трудных и неуспевающих учащихся для индивидуальных бесед, которые фиксируются в тетради учета работы с трудными и неуспевающими детьми.

        Выявлены педагогически запущенные дети (22 чел.):

  1. Сотникова Ю., Кожевников С.  (5а кл);
  2. Литвиненко А., Сосин К. (5 б кл.);
  3. Мордовцева К. (6 а кл.);
  4. Чепыженко А., Романова А., Лысенкова М., Титова Т. (6 б кл);
  5. Смирнов А., Федюшкин В., Верещагина В. (7 кл);
  6. Братаев И.,  Лебедева Н. (8 кл);
  7. Пономарев Е., Чернышов И., Лобанов И., Уваров С., Егоров В. (9кл);
  8. Зинов С., Андрианов А. (10 кл);
  9. Цивенко В. (11 кл)

        В течение четверти  классными  руководителями и учителями-предметниками  проводится систематическая, индивидуальная  работа по оказанию помощи педагогически  запущенным детям.   Со стороны родителей учащихся нет регулярного контроля за выполнением домашнего задания, за результатами учебного  процесса. Следует так же заметить, что при возникновении трудностей с педагогически запущенными детьми, необходимо ставить в известность администрацию школы и проводить работу регулярно, а не разово (для отчета).

Для создания условий эффективного взаимоотношения субъектов

образовательного процесса классные руководители разработали и провели 30 тематических родительских собраний в соответствии с направлениями  подпрограммы № 6 «Семья и школа – социальные партнеры»:

МЕСЯЦ

ТЕМА

КЛАСС

Сентябрь

Задачи на 2011-2012 учебный год

1 а, б

О подготовке детей к школе. День Знаний – праздник всей семьи.

2 а

Организационное родительское собрание

2 б, 3

Режимные моменты работы школы на 2011/2012 учебный год.

4 а, б

Организация обучения в 5-м классе

5 а, 5 б

Организация начала учебного года

6 а, б

Мы в 7 классе

7

Организационное собрание

8,9

Организационное родительское собрание

10, 11

Октябрь

Почему учиться в школе трудно, или что такое адаптация?

Как помочь ребенку учиться?

2 а

Влияние СМИ на воспитание ребенка

2 б

Особенности развития младшего школьного возраста

3

Садимся за уроки. Как помочь ребенку стать внимательным.

Четвероклассники

Адаптация учащихся 5 а класса в среднем звене школы

Особенности адаптации учащихся 5 класса к обучению в основной школе и роль родителей в успешности обучающихся

Телевизор и компьютер в жизни семьи

6 а

Поколение комп…

6 б

Поощрение и наказание: стоит ли баловать детей?

7

Моя семья – моя крепость

8

Что такое ГИА? (совместное собрание с детьми и родителями при участии администрации)

9

Знание – основа воспитания

10

Процедура проведения ЕГЭ-2012 (совместное собрание с детьми и родителями при участии администрации)

11

На общешкольном родительском собрании был зачитан публичный отчет по итогам 2010-2011учебного года и представлена презентация с результатами работы школы  для повышения уровня информированности потребителей образовательных услуг.

На классных родительских собраниях были выбраны классные и общешкольный родительские комитеты.

7 октября состоялось заседание Общешкольного родительского комитета,  на котором были обсуждены следующие вопросы:

  1. план работы на 2011-2012 учебный год;
  2. расходование родительских денежных средств;
  3. организация питания в школе;
  4. о подвозе учителей;
  5. правила  пользования библиотекой.

        Социальный паспорт школы и классов  составлен полностью. Общее количество обучающихся – 311 человек.

Состав семей

Количество

Многодетные семьи

31

Неполные семьи

35

Неблагополучные семьи

7

Малообеспеченные

7

Дети, находящиеся на опеке

0

Проживают вместе с бабушками и дедушками

5

Единственные дети в семье

94

Имеют братьев и сестер (количество)

217

Состоят на внутришкольном учете

4

Состоящие на учете в детской комнате милиции

0

Данные таблицы  показывают, что в основном в школе обучаются дети из благополучных, полных семей.

Образовательный уровень родителей

Высшее образование

Среднее профессиональное (техникум, колледж)

Среднее (общее),

11 классов

Основное образование

Мать

82

174

23

3

Отец

142

108

15

2

Итого

224

282

38

5

         

Работа с педагогическими кадрами является основополагающей в

воспитательном процессе школы.

        В сентябре были проверены планы воспитательной работы школы на 2011 – 2012 учебный год. Следует отметить, что все  классные руководители  сдали планы в указанные сроки.  Качество планирования и эстетичность оформления  улучшились по сравнению с прошлым годом.        В течение четверти проведено 3 заседания МО классных руководителей, на которых рассмотрены следующие вопросы:

  1. план работы на 2011 – 2012 учебный год;
  2. организация  туристического слета;
  3. утверждение графика дискотек на 1-е полугодие и ответственных за внеклассные мероприятия;
  4. подготовка к концерту на День учителя.

Интересно и результативно прошел круглый стол «Теория и практика подготовки и проведения открытых классных часов», где классные руководители разработали и утвердили схемы подготовки классных часов по различным направлениям.

После проведения педагогического совета  «Развитие социальных компетенций  подростка», классные руководители 9-11 классов провели корректировку планов воспитательной работы в соответствии с рекомендациями и направлениями, определенными вместе с коллегами.

Подводя итоги вышеизложенному материалу,  следует выделить следующие положительные моменты воспитательной работы:

  1. все запланированные мероприятия I четверти выполнены;
  2. включенность в воспитательный процесс всего педагогического коллектива школы;
  3. качественное составление планов воспитательной работы в соответствии с программой развития школы;
  4. высокий уровень творческой организации общешкольных мероприятий;
  5. высокая вовлеченность большинства учащихся в общешкольные мероприятия. Доля участия обучающихся в общешкольных мероприятиях  только в I четверти  составляет 57 % (это на 5% больше, чем в прошлом году);
  6. вовлеченность обучающихся в соуправление школой составляет 61%,
  7. занятость учащихся в спортивных секциях и мероприятиях  возросла на 8% (в сравнении с прошлым годом) и составляет 22%;
  8. занятость в музыкальном кружке  составляет 13,5% от общего количества обучающихся школы;
  9. положительная учебная мотивация у большинства учащихся школы;
  10. возросла степень участия родителей в учебно-воспитательном процессе (102 человека);
  11. организация дополнительных кружков «Веселый карандашик» и «Умелые руки» для начальной школы;
  12. активное содействие службы школьной библиотеки; готовность Штрауб Л.С. быстро и четко реагировать на запросы учебно-воспитательного процесса.

Среди отрицательных фактов в воспитательном процессе следует выделить следующие:

  1. недостаточная организованность и ответственность классных руководителей в работе со школьной документацией (часто приходится напоминать об обязанностях и необходимости соблюдать все установленные сроки в работе с документами);
  2. самоустранение отдельных  родителей от воспитания  своих детей, перекладывание данной функции полностью на школу;
  3. оторванность от крупных образовательных и культурных центров не позволяет вовремя получить информацию о спортивных районных соревнованиях и принять в них участие; организовывать экскурсии с выездом обучающихся;
  4. отсутствие психологической службы на данный момент;
  5. наличие педагогически запущенных  детей (22 человека);
  6. наличие детей «группы риска» (4 человека).

Рекомендации:

  1. для планирования дальнейшей работы, в ноябре провести анкетирование учащихся «Ваше мнение о  классных часах и внеклассных мероприятиях»;
  2. продолжать активное вовлечение родителей в жизнь и деятельность  школы к: организации КТД, ремонту учебных кабинетов, к проведению классных часов, экскурсий и т.д;
  3. активно привлекать учащихся «группы риска» и педагогически запущенных детей к общешкольной деятельности;
  4. соблюдать культуру общения с обучающимися, ведь то, как ведет себя педагог и классный руководитель с детьми, как относится к делам класса,  имеет высокое воспитательное воздействие;
  5. классным руководителям 5-11 классов завести тетради работы с педагогически запущенными детьми и каждую неделю фиксировать  проведенную работу.

Выводы: в целом воспитательную работу  школы следует признать удовлетворительной, т.к. по большинству направлений воспитательного процесса прослеживается положительная динамика.

Педагог дополнительного образования                                        С. Брянцева