Творческая лаборатория учителя музыки

Заседко Светлана Анатольевна

Особенность и ценность музыкально - игровой деятельности в начальной школе

(методическое пособие для учителя музыки)

Особая одарённость младших школьников, иссякающая без целенаправленного развития, заставляет именно начальный период обучения считать важнейшим в приобщении к прекрасному. Целостное восприятие мира, нерасчленённость обыденного и художественного сознания детей обосновывает комплексный характер эстетического воспитания. Уникальный творческий потенциал личности, особенно активно проявляющийся в начальных классах, позволяет считать наиболее эффективными занятия творческого типа.

         В качестве двух ведущих видов творческой деятельности учащихся на уроке музыки в начальной школе я выделяю

ИМПРОВИЗАЦИЮ  И  ИГРУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Творческая лаборатория учителя музыки.

«Особенность и ценность музыкально - игровой деятельности

в начальной школе».

Особая одарённость младших школьников, иссякающая без целенаправленного развития, заставляет именно начальный период обучения считать важнейшим в приобщении к прекрасному. Целостное восприятие мира, нерасчленённость обыденного и художественного сознания детей обосновывает комплексный характер эстетического воспитания. Уникальный творческий потенциал личности, особенно активно проявляющийся в начальных классах, позволяет считать наиболее эффективными занятия творческого типа.

        В качестве двух ведущих видов творческой деятельности учащихся на уроке музыки в начальной школе я выделяю ИМПРОВИЗАЦИЮ  И  ИГРУ.

ИМПРОВИЗАЦИЯ – «мгновенная удача ума» (Б.Ахмадулина), она всегда несёт в себе игровой элемент. В процессе импровизации задействованным оказывается одно из важнейших качеств детской психики – фантазия. Фантазия является базовым компонентом художественного творчества, способствующим формированию продуктивного мышления. Этот вид деятельности является самой доступной для детей формой отражения действительности. Импровизация не предполагает завершённости, так как носителем содержания является сам процесс.

ИГРА проходит через всю жизнь человека. Развлечение и игры составляют органическую потребность каждого, но игры в педагогическом отношении предпочтительнее развлечений. В развлечениях человек преимущественно играет пассивную роль,  в играх - он всегда активен.   Игра развивает воображение, обслуживает эмоциональную сферу, через неё создаются условия познания окружающей действительности…

 РАЗВИВАЮЩАЯ ИГРА на уроке музыки имеет особую значимость и ценность. Одна из главных особенностей игры – её активно-творческий характер. «Она всегда связана не только с установившимися правилами, но и с выдумкой, изобретательностью, с творческим началом, непосредственно выражающим индивидуальные способности играющего. Поэтому игра – один из оптимальных путей развития всех способностей через такую форму эстетического переживания, как пробуждение к творчеству. Более того, её можно использовать как эффективный индикатор новых, ранее не замеченных способностей личности, которые можно развивать и укреплять всем педагогическим процессом». (В.А.Разумный)                                                                

        Игровое общение детей выполняет три основные функции, имеющие воспитательное значение:

1.Общение коллективное, формирующее у детей навыки взаимоотношения с коллективом и умение координировать своё поведение с его жизнью.

2.Общение творческое, развивающее способность продуктивно реагировать на нестандартные ситуации и самостоятельно моделировать их.

3.Общение на языке образов в большей степени, чем на языке понятий, оптимизирующее эмоционально-образную сферу мышления ребёнка.

Эти три функции являются важнейшими в общей структуре воспитательного  процесса, поэтому сама игра на уроке музыки выступает не только как способ  общения, но и как неординарное средство формирования личности.

Игра на уроках музыки может быть:

- сюжетно-ролевая

- проблемно-моделирующая

- музыкально-ритмическая

- мелодизированаая пальчиковая

- компьютерная обучающая и др.

СЮЖЕТНО - РОЛЕВЫЕ ИГРЫ характеризуется тем, что эстетический результат достигается путём «вживания» ребёнка в художественный мир произведения. Обязательные компоненты этого типа игры: сюжет, роль, воображаемая ситуация.

        Подготовку к роли осуществляю, прежде всего, через анализ произведений музыки, литературы, живописи. Многогранное постижение школьниками художественного образа даёт возможность самостоятельно воплотиться в жизнь этого образа и по-своему пережить его в игре.

ПРОБЛЕМНО - МОДЕЛИРУЮЩИЕ ИГРЫ отличаются рассмотрением нестандартной ситуации, требующей самостоятельного творческого решения, например: Что будет, если мажорную пьесу сыграть в миноре? Если Царевну-Лебедь одеть в красное платье?

        К проблемно-моделирующей игре относятся и другие формы игровых ситуаций:

        1. Сочинение песни по кругу. Первый по цепочке ребёнок поёт фразу, второй придумывает продолжение и т.д. так, чтобы последний закончил произведение.

        2. Проигрывание известных музыкальных сказок. Дети импровизируют в своей музыкальной сценке конкретный эпизод.

        3. Узнавание песни по ритму. Предлагаю одному из ребят воспроизвести начальный ритмический рисунок песни, которую класс должен узнать.

        4. Зеркальная импровизация детьми, предложенных мной несложных движений с музыкальным сопровождением. При изменение темпа и характера исполнения той же мелодии, жанра (марш, колыбельная, весёлая плясовая) дети должны перестроится на новое пластическое воплощение.

Техника организации сюжетно-ролевой и проблемно-моделирующей игры:

- Разработка проблемных вопросов.

- Перевод проблемного вопроса в проблемную ситуацию.

- Организация формы решения проблемной ситуации.

МУЗЫКАЛЬНО - РИТМИЧЕСКИЕ ИГРЫ хорошо знакомы детям с дошкольного возраста. В педагогике музыкально-воспитательная проблема музыкально-ритмического развития детей освещена достаточно широко. Однако творческое переосмысление некоторых форм организации музыкально-ритмической деятельности будет не только стимулировать развитие двигательных навыков детей, но и создаст условия для активизации познавательных функций, формирования устной речи. Мышечный двигательный анализатор играет важную роль в деятельности мозга, поэтому двигательная активность на уроках музыки нужна детям не только для нормального физического, но и для психического развития.

Движения в простых музыкально-ритмических играх могут придумывать и сами учащиеся. Более сложные музыкально-ритмические игры могут стать уже первыми шагами маленьких музыкантов к коллективному музицированию. Например, постепенно усложняя задание, можно добиться того, что дети сначала проговаривают ритмический рисунок, затем добавляют движения (топают, хлопают, щёлкают и т.п.), и в конечном результате играют на инструментах детского шумового оркестра (приложение 1).

МЕЛОДИЗИРОВАННЫЕ ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ – особо значимое арт-терапевтическое направление работы. Целесообразность использования мелодизированных пальчиковых игр обусловлена следующими моментами: деятельность детей основывается на единстве акта речи, вокальной интонации и движения пальцев рук, что способствует активному развитию внимания, памяти и других психических функций; развитие моторики, речи происходит в процессе формирования у детей представлений о средствах музыкальной выразительности (динамика, музыкальная фраза, метроритм, темп, акцент и т.д.), навыков вокальной деятельности, активизируется развитие устной речи; для детей с ограниченными физическими возможностями деятельность носит психотерапевтический характер – игровая форма занятий придаёт им увлекательный характер и создаёт положительный эмоциональный фон. Содержание подобной музыкально-игровой деятельности способствует осознанию ребёнком собственных движений, развитию ассоциативного мышления, стимулирует формирование ритма речи.

Короткие песенки с необычными движениями только пальцами легко запоминаются и очень нравятся детям (приложение 2).

  КОМПЬЮТЕРНЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ ИГРЫ. 

Процессы информатизации, происходящие в современном обществе, вносят существенные коррективы в образовательный процесс. Современный ученик нуждается в современном уроке, требующем от учителя творческого инновационного подхода к содержанию и методике преподавания. Использование учителем современных технических средств и компьютерных технологий значительно повышает уровень качества обучения, вносит в урок дух новизны, делает его ярким, эмоционально насыщенным.

Компьютерные обучающие игры – это сравнительно новый вид учебной деятельности. Практика их применения в обучении показала, что у школьников отмечаются более высокие показатели мотивации достижения и   самовыражения. Метод активного, игрового обучения основан на концентрации внимания, на учебном поиске, а не на использовании готового знания. В процессе преодоления трудностей учащиеся довольно быстро приобретают и используют новые умения, навыки и понятия. Подобная игровая деятельность требует от детей не только сенсомоторных навыков, но и умения наблюдать и анализировать результат своего действия.

Анализ включения обучающих игровых технологий в учебный процесс выявил ряд педагогических преимуществ такой методики перед традиционными формами обучения: активизацию мыслительной деятельности; глубинное запоминание материала; формирование организованности действий и коммуникативных качеств; развитие положительной мотивации учения.

Однако до сих пор отсутствует система развивающих компьютерных игр, работающих на создание максимально комфортных условий в самостоятельной познавательной деятельности школьников. На протяжении ряда лет я занимаюсь разработкой и внедрением в учебный процесс музыкальных компьютерных пособий, в том числе компьютерных обучающих игр. В качестве примера предлагаю одну из своих разработок – компьютерную обучающую игру, выполненную в программе Microsoft  Power Point, ( СD – диск, описание игры в приложении 3).