краеведение в моей работе

Абжалимова Ирина Анатольевна

"История села Липитино" (исследовательская работа ученицы 10 класса Богатовой Екатерины). Сколько сел и деревень располагается в Центральной России.  У каждого из них есть своя интересная история. Когда-то в них кипела жизнь, трудились крестьяне, по улицам бегали дети. Окрестности оглашали удары колоколов местных церквей. Все это часто уходит в прошлое.Собирая по крупицам историю родного края, проникаешься чувством глубокого уважения и гордости за родные с детства места. Еще больше начинаешь любить родную землю, родные населенные пункты, их названия, что за ними скрывается - далекое, дорогое для тебя прошлое и настоящее.

Здесь вы найдете материалы . собранные на экскурсиях и краеведческих экспедициях по Ступинскому краю

Скачать:


Предварительный просмотр:

         Управление образования Московской области Ступинского района   

            МОУДОД «Михневский районный Детско-ЮношескийЦентр»

                               Краеведческий кружок «Юный михневец»

           на базе МОУ «Михневская средняя общеобразовательная школа

                             с углубленным изучением отдельных предметов»

                               

                                           Исследовательская работа.

                    « История  развития  села  Липитино».

                                                                                                  Богатова Екатерина

                                                                                                  Ученица 10б класса

                                                                                                           Руководитель:        

                                                                           Абжалимова Ирина Анатольевна

                                                                                                      Учитель истории

                                                                              Контактный телефон:64-66-286  

                                                    Михнево

                                                2010 -2011 гг.

                                                  Содержание работы.

1.Введение.__________________________________________________стр.

2.Географическое положение и история названия с. Липитино_______стр.

3.История Успенской церкви  с. Липитино________________________стр.

4. Развитие образования в с. Липитино___________________________стр.

5. Основные занятия жителей с.Липитино________________________стр.

6. Заключение________________________________________________стр.

7.Примечания________________________________________________стр.

8.Библиография______________________________________________стр.

9.Приложение________________________________________________стр.

  1. Введение.

 Сколько сел и деревень располагается в Центральной России. И у каждого из них есть своя интересная история. Когда-то в них кипела жизнь, трудились крестьяне, по улицам бегали дети. Окрестности оглашали удары колоколов местных церквей. Все это часто уходит в прошлое.

Собирая по крупицам историю родного края, проникаешься чувством глубокого уважения и гордости за родные с детства места. Еще больше начинаешь любить родную землю, родные населенные пункты, их названия, что за ними скрывается - далекое, дорогое для тебя прошлое и настоящее.

Так и для меня село Липитино не просто деревня рядом с поселком Михнево, где я живу, а  место, где и сейчас живет моя бабушка. Я давно хотела узнать историю села Липитино: происхождение его названия, о  местных жителях и их занятиях в прошлом. Какие интересные люди жили и бывали в этих местах?

В сентябре 2010 года наш краеведческий кружок «Юный михневец» совершил экскурсию в с. Липитино, осмотрели памятные места ,вели фотосъемку старинных зданий и природных объектов с. Липитино.(Приложение № 1) Мы провели опрос местных жителей, а затем я его продолжила самостоятельно. После экскурсии мы составили план с. Липитино. (Приложение №2) Мне стало интересно, знают ли  другие учащиеся нашей школы об окрестностях п. Михнево, например, с. Липитино. Я провела опрос и выяснилось, как мало мы знаем о своих родных местах.( Приложение №3 )

Я заинтересовалась историей села, прочитала много книг и статей из газет, работала со словарем.

Проблема исследования:

- нет целостной картины истории села, никто этим вопросом из жителей села не занимался.

Цель исследования:

- выявить исторический путь села Липитино,  Ступинского района , Московской области до 1929 года.

Задачи исследования:

  1. Систематизировать теоретический материал о с. Липитино.
  2. Разработать ( составить) хронограф села.
  3. Провести опрос местных жителей и учащихся школы ( Что вы знаете о селе Липитино?).
  4. Выявить основные вехи развития с. Липитино.
  5. Пропагандировать историю села Липитино.

Актуальность работы:

- история малой родины, родины предков всегда важна и нужна, ее интересней изучать через знакомство с историческими  личностями и просто жителями данной местности, которые и творят историю. А для меня тем более, так как много времени я провожу в с. Липитино,  вижу изменения, думаю о перспективах. 

Практическая значимость:

- сведения пополнят краеведческую копилку в школьном краеведческом музее и библиотеке;

-данную работу можно использовать на занятиях моего краеведческого коллектива «Юный михневец»;

- разработать текст заочной  экскурсии на тему «Исторические связи: Михнево и Липитино» и проводить ее  в школьном краеведческом музее с видео презентацией;

- разработать очную экскурсию на тему «Храмы и школы: Михнево- с. Липитино» и проводить ее в самом селе Липитино для учащихся нашей школы.

- подготовить презентацию;

- написать статью по собранным материалам.

Изученность темы:

- не существует отдельной работы по истории с. Липитино, есть отдельные статьи в изданиях, исторические справки о храме, упоминания в различных источниках.

Объект исследования:

- Дубневский административный округ.

Предмет исследования:

- история с. Липитино

Методы исследования:

-  выявление исторических источников;

-  сравнение и объединение исторических источников для получения представления о

   с. Липитино;

- визуальный метод  (экскурсия в с. Липитино);

- анкетирование местных жителей и личные беседы со старожилами;

- фотографирование объектов.

Характеристика источников

Невозможно изучать родной край, не используя литературных источников. Анализ изученных источников позволяет получить предварительные знания об исследуемой территории и в своей работе не повторять того, что уже раньше было сделано.

Диапазон исторических сведений о с. Липитино охватывает ряд вопросов: история названия села, административная принадлежность села, его владельцы, история храма, жители и их занятия и т.д. Они позволяют выявить особенности этого населенного пункта ( переход села из частного владения в церковное, а  затем в государственное).

Основные сведения о с. Липитино были получены из справки А.Голанда «Исторические сведения о селе Липитине, о церкви и причте до 1917 года» . По ней был составлен общий хронограф с. Липитино. В дальнейшей работе необходимо было найти подтверждение данным фактам , их уточнению или опровержению.

Сведения ,о первых упоминаниях о с. Липитино, его владельцах, административной принадлежности, утверждении окончательного написания названия села,- мной получены из упомянутой справки Голанда, топонимического словаря А. Тонина «Ступино: историческое прошлое «землицы» ступинской в названиях», заметках краеведа И.П.Солонкина «Ступинский край», Житие митрополита Московского Алексия из книги «Клуб любителей истории Отечества. Жизнеописания достопамятных людей земли русской X-XXвв.».

Часть источников посвящена истории православной   церкви на территории с. Липитино. Помимо названных источников, мной использовались: работы священника Щепеткова М.: материалы из газеты «Православное Ступино» ( статья «Липитино. Успенская церковь») и его брошюры «Повествование о Казанской церкви села Кишкино»; брошюра « Храмы Ступинского района Московской области» , составленная священником Олегом Понэжко; «Памятники архитектуры Подмосковья. Южное направление (павелецкое)» фотопутеводитель А.А.Колмовского; статья  настоятеля  церкви Успенской Пресвятой Богородицы священника В. Агуреева в газете «Ступинская панорама» «Церковь Успения Пресвятой Богородицы». Эти материалы содержат сведения о строительстве и расширении храма( упоминается архитектор Крыгин С.В., который проектировал трапезную), сведения о священниках, служивших в храме, и много сделавших для просвещения жителей села. В этих же источниках содержатся сведения о развитии здравоохранения и образования в Липитинской волости.

Живую историю с. Липитино можно получить из статьи М.А.Наумовой «Из ономастики села Липитина Ступинского района», которая находится в энциклопедии московских селений «Изучаем историю Москвы и Подмосковья» под ред. Е.Н.Мачульского.Статья составлена по сведениям информантов- местных жителей ( распространенные имена и фамилии, прозвища, как протекала жизнь молодежи и т.д.).

Начало 20 века в Липитино связано с именем Д.Ульянова, который работал врачом  в земской больнице. Сведения об этом периоде можно найти в книге Б.Яроцкого «Дмитрий Ульянов» ( из серии ЖЗЛ), в главе «Липитино». В ней кроме  случаев из врачебной практики, есть описание данной местности.

2. Географическое положение и история названия села Липитино.

Село Липитино Дубневского административного округа Ступинского муниципального района Московской области расположено в 70 км к югу от Москвы, в 3 км от железнодорожной станции Михнево Павелецкого направления.

Село стоит на пересечении двух современных шоссейных дорог: Семеновское – Малино (МБК-А), Михнево – Липитино – Малино ( на ней находится два моста через р. Каширку при въезде в с. Липитино и выезде из с. Астафьево).Дорога МБК- А была построена в 1956 году, как третье кольцо противовоздушной обороны вокруг г. Москвы. Эта дорога имела стратегическое значение, поэтому на картах обозначена не была. В черте села расположена  автобусная остановка , напротив памятника погибшим, вероятно для удобства жителей с. Сафроново. Вторая остановка находится на дороге МБК-А.

Село Липитино расположено в холмистой местности. Названия возвышенностям давали по фамилии владельца  крайнего дома, при чем использовались только уличные фамилии: Кириллина гора, Аксюшина гора, Матюшкина гора, Кулишкина гора.

В районе сельского кладбища расположен Каширский овраг, через который перекинут железный мост, по которому от церкви можно пройти к амбулатории, значительно сократив расстояние пути. Название оврагу дали местные жители, возможно по имени р. Каширка, которая при разливах затапливала это место.

Официальным названием Липитино местные жители не пользовались: они, как и жители близлежащих деревень, называли свое село Липкино. Жители связывают название села с тем, что в селе рядом с церковью находилась небольшая липовая аллея.

Село состояло из 1000 домов, делилось на четыре части: Вшивую слободу (Вшивую слободку), Шоссе, Село, Выгон. Культурным центром села была Вшивая слобода, где располагался Храм Успения Божьей Матери.

Село Липитино со всех сторон было окружено лесами, получившими свое названия по соседним деревням, к которым они прилегали: Сафроновский лес, Виригинский лес.

В селе Липитино было много водных объектов: пруды Сафроновский (расположенный в Сафроновском лесу), Попов ( название пруд получил потому, что располагался недалеко от дома священника) и пруд У Василия Романовича (прилегал к земельным влмдениям крестьянина с таким именем и отчеством); ручей Лоск ( «лоск » - несохранившегося названия оврага, где протекал ручей); река Каширка. В прудах не купались, потому что пастухи рядом пасли скот. Купались в реке Под Куниной горой, Под Кириллиной горой, Под Матюшкиной горой. На реке было несколько омутов: Под Куниной горой, Под Кулишкиной горой.

На реке под мостом, было место, которое называлось Люлями. Оно, скорее всего, получило название по игре, в которую дети играли каждую весну (делали люли): лед весной тончает, в нем образуются дырочки; когда дети ходили или прыгали по льду, через эти дырочки брызгали фонтаны воды, которые и назывались люлями.

Данные сведения были получены на основании опроса местных жителей, их воспоминаний.(Приложение №4 ).

В ходе исследования был составлен хронограф села Липитино(Приложение №5) по всем источникам, которые удалось собрать. Затем общий хронограф был детализирован по направлениям : происхождение названия, развитие образования в с. Липитино, развитие медицины, занятия местных жителей, история церковной жизни и т.д.. В этой главе представлен хронограф «Происхождение названия. Административная принадлежность»

дата

Исторические сведения

источник

1

1577

«за Чудовым монастырем в Каневском стане два села- Лаврентьево и Липитино, данное ..Ографеной Волынской..»[1]

А.Тонин «Историческое прошлое землицы Ступинской в названиях»,с.63

2

1753

Село Липитино. Церковь Успения Богородицы Маменской церковной десятины.

Голанд,с.5

3

1762

Село Липитино входит в состав Пахрянской цер. дес..

Голанд,с.5

4

1762-1774

Село Липитино секуляризовано и стало принадлежать ведомству Государственной коллегии экономии

Голанд,с.5

5

1772

Село Липитино, церковь входит в Каширскую цер. дес.

Голанд,с.6

6

1792

Село Липитино Серпуховской округи Малинской цер. дес.

Голанд,с.6

7

1811

Село Липитино Екиматовской волости

Голанд,с.7

8

1821

Село Липитино экономической Липитинской волости

Голанд,с.8

9

1833

Село Липитино Казенного ведомства

Голанд,с.10

10

1850

Село Липитино Кравцовской волости

Голанд,с.12

11

1853

Село Липитино Ведомства палаты госимуществ, Екиматовской волости

Голанд,с.11

12

1862

Село Липитино, крестьянские дворы палаты Госимуществ, Екиматовской волости

Голанд,с.13

13

1867

Священник Андрей Иванович Сахаров женился на дочери дъякона Успенской церкви с. Липитино Серпуховского уезда

Св. М.Щепетков «Повествование о Казанской церкви с. Кишкино»,с.10

14

28.01.1868

Священник А.И.Сахаров направлен дъяконом в с.Липитино (тогда это был волостной центр)

Св. М.Щепетков «Повествование о Казанской церкви с. Кишкино»,с.11

15

1903-1914

Село Липитино, волостное правление- Мазурин Сергей Митрофанович, писарь- Несмелов Никита Евдокимович ( из мещан)

Голанд,с.16-17

16

1917

Липитинская волость входила в состав Серпуховского уезда

ru. wikipedia .org /wiki

17

1929

Село Липитино вошло в состав Михневского района

Особенностью с. Липитино является частый переход из частного владения в церковное , а затем в государственное разных ведомств. Поэтому необходимо проследить принадлежность села на разных этапах его развития.

Древняя история села связана с именем митрополита Московского Алексия. Его отец черниговский боярин Феодор Бяконт получил вотчины в с. Федоровское, Большое-

Алексеевское, Липитино, Лаврентьево. Они затем отошли к его старшему сыну – митрополиту Алексею, но в его Духовной грамоте они уже не значатся, значит перешли к кому-то другому.

 Митрополит заложил «монастырь в Московском Кремле во имя Чуда архистратига Михаила, бывшего в Хонех».[2] Об этом есть упоминание в Житие митрополита Московского Алексия и комментариях к нему. Этот монастырь, известен под именем Чудова монастыря, просуществовал до 30-х годов XXвека.

Далее в документах, начиная с XVвека упоминается фамилия Липетиных. «В 1521/1522 г. В купчей на с. Остафьево, которое находится рядом с с. Липитино, упомянут «послух» (свидетель) Иван Федоров сын Липатина»[3] . Его отец, Федор Федорович Липетин, был писцом в  Вологде в 1503г.. В 1486г. Он собирал на Кошире «оброки медвяные»[4]и другие пошлины для Магмет-Аминя Обреимова, наместника Коширского. На основании этого можно признать насомненным, что Липетины владели  селением Липетином. По ним оно и было названо.

До 1577года село находилось в частном владении дочери Григория Федоровича Липетина Аграфены Волынской. Согласно писцовым книгам Московского государства есть запись от 1577 г. : «село Липитино на речке Каширке в вотчине Чудова монастыря, что на Москве, а преж того было» в вотчине за Ографеною Волынскую», раздавшей свои владения на помин души покойного мужа и принявшей монашеский постриг с именем Александры», а в селе церковь Воскресения Христова , древяна».[5]

После передачи вотчины Чудову монастырю, земли переходят в церковное владение. Подтверждение находим в справке Голанда: с 1753 по 1762 гг. село принадлежит Маменской церковной десятине и Пехрянской церковной десятине.

В период 1762-1774 гг. село секуляризовано и стало принадлежать государству, перешло к ведомству Государственной коллегии экономии; 1821г.- село Липитино экономической Липитинской волости; 1833 год- село Липитино Казенного ведомства; 1853-1862 гг.- село Липитино Ведомства палаты госимуществ.

В XIX веке С. Липитино принадлежало к различным волостям : 1811г.- Екиматовская волость; 1821г.- Липитинская экономическая волость; 1850- Кравцовская волость; 1853г.- Екиматовская волость

 Уже в 1868 году с. Липитино центр Липитинской волости ( волостной центр). 1903-1914гг. во главе волостного правления Мазурин Сергей Митрофанович, писарь- Несмелов Никита Евдокимович ( из мещан).

В 1929 году с. Липитино вошло в состав Михневского района.

                                                 

3..История  Успенской церкви с. Липитино

История любого села всегда тесно связано с историей церкви. В 2010 году Успенской церкви в с. Липитино исполняется 200 лет со дня ее строительства, но сама история православной жизни села имеет более древнюю историю, которая прослеживается в представленном  хронографе « История Успенской церкви с. Липитино».

дата

Исторические сведения

источники

1

До 1377

С. Лаврентьево принадлежало самому святителю Алексею Митрополиту Московскому. Известно, что святитель особо почитал праздник Успения Божьей Матери. Неудивительно, что в принадлежавшем митрополиту с. Лаврентьево стояла церковь Успения, вероятно, им основанная и сохранившаяся до конца 17 века. К началу 18 века церкви в обоих селах разрушились, и монастырские власти решили восстановить только одну церковь в обоих владениях Каневского стана и перевели церковь Успения Богородицы из с. Лаврентьево в с. Липитино.

Справка об Успенской церкви

2

1627

Церковь Воскресения «пашни церковной средней земли 20 четей в поле,…20 копен» В селе двор монастырский, крест. дворов – 8, людей (мужчин) -10. Бобылей -3, людей -3 ( престол освящен во имя празднования Успения Божьей матери)

Голанд с.3

3

1715

Село Липетино- церковь Успения Богородицы. Деревянная. Двор поповский, двор дъячка, двор пономаря – в них живет 21 человек. Кр.дв.-32

Голанд,с.4

4

1743

В селе 3 церковных двора, в них 10 мужчин и 11 женщин. Кр.дв.-46, муж.-273 и жен.-251

Голанд,с.5

5

1753

Село Липитино. Церковь Успения Богородицы Маменской церковной десятины. Церк.дв.-3, м.-8 и ж.-7,кр.дв.-28

Годанд,с.5

6

1762

Село Липитино входят в состав Пахрянской церковной десятины. Цер. дв.-2, м.-9,ж.-7,кр.дв.-26

Голанд,с.5

7

С 1762 до 1774

С. Липитино секуляризовано и стало принадлежать ведомству Государственной коллегии экономии

Голанд с.5

8

1772

Село Липитино, Церковь входит в Каширскую церковную десятину

Голанд с.6

9

1792

Село Липитино Серпуховской округи, Малинской церковной десятины. Церковь Успения,цер.дв.-3,м.-13 и ж.-15.

Крестьяне Экономического ведомства, кр.дв.-37,м.-188,ж.-182

Голанд с.6

10

1804

31 декабря деревянная церковь «властью божией сгорела»

Голанд с.6

11

1805

«поверенные от прихожан Алексей Алексеев и Иродион просят о «дозволении…соорудить вновь каменную на том же месте и в то же имянование /церковь/»[6]

Голанд с.6

12

1810

Построена церковь Успения Богородицы»стараниями приходских людей и пособиями боголюбивых дателей построена новая церковь, зданием каменная, в твердости и колокольня крепка».[7] В клировой  ведомости записано следующее: «стены внутри и снаружи не обштукатурены, но только выбелены. Утвари достаточно. Престол 1- Успения Пресвятой Богородицы. При – священник, диакон, дъячок, пономарь»[8]

Было устроено три придела: в честь Успения, святителя Алексия митрополита Московского и мучениц Веры, Надежды и Любви.

Голанд с.8

Справка

Правосл. Ступино №1 (56) январь 2006г., Липитино. Успенская церковь. М.Щепетков ,с.7

13

1814

Священник Тимофей Ионович Отрадинский,34 года.кр.дв.-130,м.-642,ж.-671

Голанд с.9

14

1832

священник Михаил Васильевич Смирнов, 28 лет

Выделено 0,59 десятин под приходское кладбище

Голанд с.9

С.16

15

02.05.1840

Домашнее учебное заведение для обучения поселянских детей казенного ведомства муж. пола в доме священника Михаила Васильевича Смирнова

Голанд с.10

16

1843

16.01.1845

Сельское народное училище, открытое при Успенской церкви. Наставниками училища были с 1843 по 1857 священник Михаил Смирнов, с 1857-1958 дъякон Иоанн Щеглов, с 1858- 1879 священник Василий Холмогоров, далее последующие настоятели церкви.

Торжественное открытие приходского училища в с. Липитино

Прав. Ступино №1(56) янв. 2006г. «Липитино. Успенская церковь»

М.Щепетков,с.7

Голанд с.11

17

1862

Священник Василий Афанасьевич Холмогоров ,26 лет

Голанд с.13

18

1867

Св. Андрей Иванович Сахаров женился «на дочери дъякона Успенской церкви с. Липитино Серпуховского уезда Иоанна Ивановича Щеглова , девице Елизавете Ивановне…»[9]

Св. Михаил Щепетков «Повествование о Казанской церкви с. Кишкино» с.10

19

28.01.1868

Священник Андрей Иванович Сахаров направлен дъяконом в с. Липитино( тогда это был волостной центр)

Св. Михаил Щепетков «Повествование о Казанской церкви с. Кишкино» с.11

20

18.01.1875

30-летие училища. Празднование предварено соборным богослужением в приходском храме, затем совершен молебен в самой школе.

Прав. Ступино №1(56) янв.2006

Липитино. Успенская церковь, М.Щепетков,с.7

21

1894

Перестроена трапезная с двумя приделами по проекту С.В.Крыгина

«Памятники архитектуры Подмосковья. Южное направление( павелецкое)», фотопутиводитель.А.А.Колмовский,М.2005,с.30 (Приложение №6)

22

1898

Пристроена трапезная с престолами в честь святителя Алексея Митрополита Московского и святителя Николая

Освящены 18.08.98  приделы митрополита Алексия (правый) и святителя Николая (левый) во вновь выстроенном трапезном двухпридельном храме

«Храмы Ступинского района Московской области», составитель Олег Понэжко(свящ.). Ступино,2001,с. 32

(Приложение №7)

23

18.08.1898

Село Липитино- Государственные крестьяне, дворов- 85

Церковь Успения , престолов 3, колокольня Николая Чудотворца

Голанд, с.13

24

1898

Открыта церковно-приходская школа грамоты «в деревне Шугаровой в 1898,старанием местного священника при пособии попечителя школы Трофима Ивановича Коженова»[10], которая относилась к приходу церкви с. Липитино.

Голанд,с.13

25

С 1893 ?

1898

Священник Павел Иванович Никольский(28 лет)- законоучитель церковно- приходской школы при Николаевской церкви с. Мясное, преподавал Закон Божий в Липитинском народном училище

Голанд, с.16

26

1906

При храме выстроена каменная сторожка. Церковь обнесена каменной оградой с железными решетками

Голанд, с.15

27

1937-1938

Расстрелян настоятель успенской церкви с. Липитино священник Василий Юденич

М.Щепетков «Повествование о Казанской церкви с. Кишкино» ,с.17

28

 18.07.37

Храм закрыт и разорен

С колокольни сброшены колокола, разобрана сторожка и церковная ограда

«Прав. Ступино» №1(56) янв. 2006г.,» Липитино.Успенская церковь» , М.Щепетков,с.7

29

1993

Возобновление церковной жизни

«Прав. Ступино» №1(56) янв. 2006г.,» Липитино.Успенская церковь» , М.Щепетков,с.7

В 16 веке в селе стояла деревянная церковь Воскресения Христова. В 1715 году была построена новая церковь, престол которой освящен во имя празднования Успения Божьей Матери. Что же послужило поводом для изменения названия Церкви?

В 1577 году Чудову монастырю принадлежало два села- Липитино и Лаврентьево,которое до 1377 года принадлежало Митрополиту Московскому Алексею. Известно, что святитель особо почитал праздник Успения Божьей Матери. Неудивительно, что в принадлежащем митрополиту селе Лаврентьево стояла Успенская церковь, вероятно, им основанная и сохранившаеся до 17 века. К началу 18 века церкви в обоих селах разрушились, и монастырские власти решили восстановить только одну церковь в своих владения Каневского стана и перевели церковь Успения Богородицы из с. Лаврентьево в с. Липитино.

Спустя век, 31 декабря 1804 года деревянная церковь с. Липитино «властью Божией сгорела».[11]

 В 1810 году «стараниями приходских людей и пособиями боголюбивых дателей построена новая церковь, зданием каменная, в твердости и колокольня крепка». Кирпич производили сами, используя суглинистую местную почву. В клировой ведомости записано следующее: «стены внутри и снаружи не обштукатурены, но только выбелены. Утвари достаточно».[12] Престол один – Успения Пресвятой Богородицы. История сохранила имена липитинских священников. С 1814 по 1823 гг. настоятелем храма поставлен священник Тимофей Иоаннович Отрадинский,34 лет. В 1832 г. – настоятель Михаил Васильевич Смирнов, в 1862г.- настоятель Василий Афанасьевич Холмогоров.

Интересны сведения 1874 года, сообщающие о двух престолах в Липитинской церкви: Успения Богородицы и святителя Алексия. Таким образом, основание престола в честь митрополита Московского Алексия служит доказательством того, что святитель посещал при жизни эти места.В 1893 г. На место настоятеля произведен священник Павел Иванович Никольский. Стараниями отца Павла храм становится трехпридельным. 18 августа 1898 года были освящены приделы митрополита Алексия( правый) и сятителя Николая (левый) во вновь выстроенном трапезном двухпридельном храме. При настоятельстве о. Павла Никольского была «вчерне выстроена в 1906г.каменная сторожка»[13], церковь обнесена прочной каменной оградой с железными решетками. О жизни о. Павла во времена революции сведений пости не сохранилось. Известно, что священник похоронен на Липитинском кладбище.

В 30-е годы храм был закрыт и разорен. В 1937 г. Были сброшены колокола, разворована церковная утварь. Иконы сжигались в печках как дрова.

В марте 1994 г. Указом митрополита Московского и Коломенского Ювеналия настоятелем храма был назначен священник Вячеслав Агуреев. Первая литургия отслужена 02 июня 1994 г.,18 октября 1996 г. освящена церковная ограда, в 1998году было окончено капитальное строительство фасада, при храме действует воскресная школа и осуществляется тесная связь с Дубневской средней школой.

Прихожанами храма подмечена духовная связь со святителем Алексием,  помощь которого свидетельствует о неразрывности времен и поколений.

4.  Развитие  образования  в  с. Липитино.

Развитие образования в селах дореволюционной России непосредственно связано с  церковной жизнью. Преподавателями в церковно- приходских школах были священники. Развитие образования в  Липитино было связано с административной принадлежностью села государственным ведомствам, нужны были грамотные люди. Хронологию развития образования можно проследить по составленному мною хронографу «Развитие образования в с. Липитино».

дата

Исторические сведения

источник

1

02.05.1840

Домашнее учебное заведение для обучения поселянских детей казенного ведомства мужского пола в доме местного священника Смирнова

Голанд, с.10

2

1843

1843-1857

1857-1858

1858-1879

с 1879

Сельское народное училище, открытое при Успенской церкви.

Наставниками училища были:

Священник Михаил Смирнов,

Дъякон Иоанн Щеглов,

Священник Василий Холмогоров,

Далее  последующие настоятели церкви

Газета «Православное Ступино» №1(56), янв.2006г., М.Щепетков «Липитино. Успенская церковь»,с.7

3

16.01.1845

 Торжественное открытие приходского училища в с. Липитино

Голанд, с.11

4

1860

Учреждена земская школа

Целью школы было обучение мальчиков для писарских должностей при Волостном правлении. В школе вели обучение чтению, церковной и гражданской печати, изъяснению молитв, рассказам из священной истории, а также четырем правилам математики, счету, чистописанию и церковному пению. В школе была своя библиотека. Заслугой народной школы стали грамотные  жители окрестных деревень

Голанд,с.18

МИГ№36(261), статья «Далекое и близкое села Липитино» Мамонова Л.Ю.,с.2

5

1866

Село Липитино, приходское училище: в нем 1 учитель, мальчиков- 35, девочек- 6

Голанд, с.11

6

1870

В школьной библиотеке имелось  406 книг восьмидесяти трех наименований, из них 12 прописей и 10 счетов

Газета «Православное Ступино» №1(56), янв.2006г., М.Щепетков «Липитино. Успенская церковь»,с.7

С 1843 по 1875

В Московских церковных ведомостях был опубликован отчет о работе школы. Из отчета видно, что за период с 1843 по 1875г. Школу окончило 457 мал. ,58 дев..

Газета «Православное Ступино» №1(56), янв.2006г., М.Щепетков «Липитино. Успенская церковь»,с.7

7

18.01.1875

30-летие училища. Празднование предварено соборным богослужением в приходском храме, затем совершен молебен в самой школе

Газета «Православное Ступино» №1(56), янв.2006г., М.Щепетков «Липитино. Успенская церковь»,с.7

8

С 1893 по 1898

Св. Павел Иванович Никольский (28 лет) – законоучитель церковно-  приходской школы при Николаевской церкви с. Мясное, преподавал Закон Божий в Липитинском народном училище

Голанд,с.16

9

1898

Открыта церковно-приходская школа грамоты «в деревне Шугаровой в 1898,старанием местного священника при пособии попечителя школы Трофима Ивановича Коженова»[14], которая относилась к приходу церкви с. Липитино.

Голанд,с.13

10

1903

Село Липитино, волостное правление, земское училище

Голанд,с.16

11

1911

Всего в селе 84 двора, волостное правление, земская лечебница,земское училище

Голанд с.17

12

1980х

В связи с открытием средней школы в Дубнево закрыли школу в Липитино

МИГ№36(261), статья «Далекое и близкое села Липитино» Мамонова Л.Ю.,с.2

13

С 1979(1980?) по 1989

В Липитинской школе располагалась база ФЦДЮТиК . Работали в летний период, занимались туристско- краеведческой практикой. Сотрудничали с Жилевской средней школой

Персин Анатолий Иванович ( специалист по музейной работе в стране) работал там

В XVIII- XIX веках село Липитино, принадлежавшее государственным ведомствам, становится волостным центром, поэтому была необходимость в грамотных людях. Развитие образования тесно связано с церковным приходом. Достопримечательностью прихода было сельское народное училище. До открытия училища в 1840г. В Церковной Ведомости  упоминается домашнее учебное заведение, открытое по воле начальства  в доме местного священника М.В. Смирнова. Время открытия -2 мая. Целью школы было обучение поселянских детей казенного ведомства ( мальчиков) для писарских должностей при Волостном правлении. Набрано было 11 учеников, в течение года отсеялись-2.

 Народное училище было открыто при Успенской церкви в 1843г.. Наставниками училища были: с 1843 по 1857 гг. священник Михаил Смирнов ; с 1857 по 1858 гг. дьякон Иван Щеглов; с 1858 по 1879 гг. священник Василий Холмогоров ; далее последующие настоятели церкви.  В 1875 году училище отпраздновало свое 30-летие. Празднование состоялось 18 января и было предварено соборным богослужением в приходском храме, затем был совершен молебен в самой школе. В Московских церковных ведомостях был опубликован отчет о работе школы. Из отчета видно, что за период с 1843 по 1875 гг. школу окончило 457 мальчиков и 58 девочек. В 1875 году обучалось в школе 57 мальчиков и 5 девочек. Грамотными из местного населения считалось 160 мужчин ( всего было 271) и 28 женщин, в селе Сафроново 33 мужчины и 3 женщины, в деревни Астафьевой 99 мужчин и 30 женщин,- все это было заслугой народной  школы. Книг в школьной библиотеке в 1870 году имелось 406, наименований 83, прописей 12, счетов 10. Предметы обучения: чтение гражданской и церковной печати, изъяснение молитв, краткий катехизис, рассказы из Священной истории, 4 первые правила арифметики, выкладка на счетах, чистописание и пение. Школа содержалась в наемном доме, на содержание помещения и отопление уплачивалось 60 рублей в год.

В ходе исследования были обнаружены сведения о школе грамоты в с. Шугарово, которая тоже относилась к приходу Успенской церкви. Эта школа была построена в 1898 году стараниями местного священника при попечительстве старшего военного писаря из крестьян Трофима Ивановича Коженова. В этой школе преподавал с 1898 г. Павел Иванович Никольский. Он был законоучителем, учителем пения и заведующим Шугаровской церковно- приходской школой. Также он преподавал закон Божий и пение в Липитинском народном училище, за что имел признательность от Серпуховского уездного училищного совета.

Школы грамоты в конце XIX века открывались  в отдаленных малочисленных местностях. Обучение было рассчитано на два-три месяца. Дети воспитывались в « духе истинной религии, уважения к правам собственности и соблюдения коренных начал общественного порядка». Много знаний там не давали. Обер-прокурора Священного Синода К.П.Победоносцев ( автор проекта школ грамоты) в письме на имя императора Александра III от 22 марта 1881 г. выражал твердое убеждение, что «в народном первоначальном образовании министерству народного просвещения необходимо искать опоры в духовенстве и церкви» ,но давать минимум знаний ,т.к.« знание побуждает искать себе лучшее положение и влечет общественное зло»[15] . В школах грамоты обучали предметам: чтение, письмо, катехизис и Священная история, грамматика, арифметика, черчение и рисование рукодельных узоров.

Школа в Липитино существовала и в Советское время до восьмидесятых годов , пока не открылась школа в Дубнево.

                                                     

5.Основные занятия жителей села Липитино и Липитинской волости.

дата

Исторические сведения

источники

1.

1859

Начало Рисовального заведения за Ивановым Кириллом

Справка Голанда,с.11

2.

1864

Два рисовальных заведения по фарфору. Хозяин- Матвеев Емельян

Там же

3.

1872

Село Липитино. Рисовальное заведение по фарфору.

Там же

4.

1905

В земледелие пашут сохами, т.к. плуг прививается туго. «Плуги находят неудобными, потому что они перевертывают пласт и боронование с ним затруднительно»

Статистический ежегодник Московской губернии за 1905 год,с. 141

5.

1905

При среднем урожае в 1905 году и при норме на человека-16 пудов, докупать придется 7 пудов на человека в Серпуховском уезде

Там же, с.136

6.

1912-1913

Столярные изделия в с. Липитино ,Липитинской волости, Серпуховского уезда

Обзор кустарных промыслов Московской губернии за 1912-1913гг., таблицы о состоянии кустарных промыслов,с.4

7.

1912-1913

Надгробные покрышки ( сундучное, ящичное и гробовое производство) в с. Сафроново, Липитинской волости, Серпуховского уезда

Там же с.5

8.

1912-1913

Покупка леса для производства по обработке дерева в Липитинской волости, Серпуховского уезда

Там же с.22

Основным занятием жителей села Липитино было земледелие и разведение домашнего скота.. Согласно статистическому ежегоднику Московской губернии за 1905 год крестьяне продолжают обрабатывать землю сохами, хотя плуг начал применятся  в течении 10 предыдущих лет. Нежелание крестьян переходить к плугу ими объясняется так: «Плуги находят неудобными, потому что они перевертывают пласт и боронование с ним затруднительно» , «В нашей деревне один крестьянин приобрел плуг в земстве, но в виду слабости лошади почти не употребляет его в дело» .[16]

В XIX веке в селе существовало рисовальное заведение по фарфору, в котором мужчины расписывали чашки. Хозяином рисовального заведения являлся Иванов Кирилл. В заведении работало 10 мужчин, имеется одна муфельная печь, в год расписывают 560 чашек, годовой оборот 1750 рублей. В 1864 году открывается ещее одно рисовальное заведение  Матвеева Емельяна.В заведении работало 4 мужчины и двое малолетних, имеется одна муфельная печь, в год расписывают 200 дюжин чашек, годовой оборот 750 рублей. В «Обзоре кустарных промыслов Московской губернии за 1912-1913 гг.»(Приложение №8) данный промысел уже не значится. Упоминается  сундучное, ящичное и гробовое производство, изготовление гробовых крышек, также осуществляется покупка леса для данного производства.

 В селе существовал свой кирпичный завод  купца Петра Прохоровича Ватутина, на котором кроме кирпича делали изразцы для русских печей. Работали три чайных лавки и казенная винная лавка.

  1. Заключение:

В ходе исследования  я составила  хронограф истории села Липитино. Благодаря ему мне удалось систематизировать весь собранный материал по направлениям работы исследования.Изучение истории села Липитино показало мне необходимость продолжать изучение родного края, я узнала много нового.

.Село Липитино было центром Липитинской волости Серпуховского уезда.

.Село находилось на пересечении дорог, что подталкивало его экономическое развитие.

 .Успенская церковь была богата благочестивыми и деятельными пастырями.

 .  Распространение грамотности на территории Липитинской волости

 В ходе работы было выявлено следующее:

1.Особенностью села являлась частая смена владельца:

    -частное владение     - церковное владение    - государственное владение.

Это подталкивало село к развитию:

 -   церковное владение  сделало Липитино центром прихода;

-   государственное владение сделало Липитино волостныим центром, оказывало помощь в развитии образования и здравоохранения.

2. Прослеживается не соответствие исторических сведений (А.Тонин «Историческое прошлое  «землицы» ступинской в названиях» и И.П.Солонкин «Ступинский край. Заметки краеведа»).

Встает вопрос:

-Действительно ли   митрополит Московский Алексий являлся владельцем владельцем с. Липитино или нет?

 По ходу исследования действительно было подтверждено, что село Липитино часто переходило из одного владения в другое. С 1762 года находилось в государственном владении. Государственное финансирование и потребность развития волостных органов управления диктует необходимость открытия учреждений образования и здравоохранения, что было и сделано в с. Липитино.

Подтвердить или опровергнуть факт владения митрополитом Московским Алексием с. Липитино не представилось возможным. Но все говорит о том, что митрополит ,возможно, посещал эти места, т.к. и название церкви в честь его любимого праздника, и предел в храме носит его имя, а самое главное, что прихожане верят и чувствуют его заступничество, что свидетельствует о связи поколений.

В заключение, мне хочется сказать, о необходимости изучения и пропаганды знаний о родном крае. Каждый город, поселок, село, улица и даже отдельная семья имеют свою историю, свое родословное древо. Каждый листок на этом древе составляет нашу общую историю, которую необходимо донести до следующих поколений.

                                Примечания.

  1. Тонин А. «Ступино. Историческое прошлое «землицы» ступинской в названиях».Топонимический словарь селений. М.1991г.-стр.63.
  2. .Житие митрополита Московского Алексия. Жизнеописания достопамятных людей земли русской X-XXвв. М. – Московский рабочий – 1992г.,с.315.
  3. Тонин А. «Ступино. Историческое прошлое «землицы» ступинской в названиях».Топонимический словарь селений. М.1991г.-стр.63.
  4. Там же,стр.66.
  5. Там же, стр.67.
  6. Голанд А.Б. Исторические сведения о селе Липитине, о церкви и причте до 1917года. Ступино.1994г.,стр.6.
  7. Там же , стр.8.
  8. Щепетков М. «Липитино. Успенская церковь», Православное Ступино №1 (56),янв. 2006г.,стр.7.
  9. Щепетков М. Повествование о Казанской церкви села Кишкино. М.,2003г.,стр.11.
  10. Голанд А.Б. Исторические сведения о селе Липитине, о церкви и причте до 1917года. Ступино.1994г.,стр.10.
  11. Там же, стр.11.
  12. Там же, стр.12.
  13. Там же,стр.13.
  14. Там же, стр.14.
  15. Победоносцев К.П.Плоды демократии в начальной школе.//Вестник духовного просвещения. 1994г., №1с.39.
  16. Статистический ежегодник Московской губернии за 1905 год,стр.141

                                     Библиография.

                            Приложение.

  1. Фотографии с. Липитино.
  2. План – карта с. Липитино
  3. Опрос учащихся Михневской средней школы: «Что вы знаете о близжайших населенных пунктах?».
  4. Вопросник для местных жителей о названиях села Липитино.
  5. Хронограф истории села Липитино.
  6. Колмовский А.А. Памятники архитектуры Подмосковья. Южное напрвление (Павелецкое) Фотопутеводитель. М.2005 год,с.30
  7. Храмы Ступинского района Московской области, Ступино, 2001год, стр.31.
  8. Обзор кустарной промышленности Мисковской губернии за 1912-1913 гг.