ИНФОРМАТИКА

Чиркова Лариса Викторовна

На этой странице вы найдёте полезную информацию для уроков информатики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проверочная работа по теме «Разветвляющиеся программы»

1 вариант

  1. REM  «вычислите»

            INPUT «Введите числа»;  А,  В

            IF   A>B    THEN    S=A   ELSE   S=B

            PRINT    S

            END  

Определите результат выполнения программы, если А=5, В=78

  1. REM  «вычислите»

      INPUT «Введите число»;  Х

IF   Х>10   THEN    Y=210   ELSE   Y=X^3

PRINT    Y

END

 Определите результат выполнения программы,  если  X=2

  1. REM  «вычислите»

            INPUT «Введите два числа»;  А,  В

            IF   A=B    THEN    Х=А: Y=B: GOTO 50

            IF A>B THEN X=B^2 :  Y=A   ELSE   X=A^2 : Y=B

            50  PRINT    X; Y

END  

Определите результат выполнения программы, если  A=12, B=4

  1. REM  «вычислите»

      INPUT «Введите числа»;  А,  В, С

      M=A

IF   B

IF   C

P=A*B*C/M  

PRINT    P

END

Определите результат выполнения программы,  если  A=122, B= - 6, C=3

  1. Составьте блок-схему и программу для решения уравнения

 Проверочная работа по теме «Разветвляющиеся программы»

2 вариант

  1. REM  «вычислите»

            INPUT «Введите числа»;  А,  В

IF   A>B    THEN    S=A   ELSE   S=B

PRINT    S

END  

Определите результат выполнения программы, если А=14, В= -11

    2.        REM  «вычислите»

            INPUT «Введите число»;  Х

            IF   Х>10   THEN    Y=210   ELSE   Y=X^3

            PRINT    Y

            END    

Определите результат выполнения программы, eсли X=4

  1. REM  «вычислите»

            INPUT «Введите два числа»;  А,  В

            IF   A=B    THEN    Х=А: Y=B: GOTO 50

            IF A>B THEN X=B^2 :  Y=A   ELSE   X=A^2 : Y=B

            50  PRINT    X; Y

            END  

Определите результат выполнения программы, если  A= -5, B=3

  1. REM  «вычислите»

            INPUT «Введите числа»;  А,  В, С

            M=A

            IF   B

            IF   C

            P=A*B*C/M  

            PRINT    P

            END

  Определите результат выполнения программы, если  A=22, B= 6, C= - 3

  1. Составьте блок-схему и программу для решения уравнения



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №33 Г.ЛИПЕЦКА ИМЕНИ П.Н. ШУБИНА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ

ДЛЯ 8-9 КЛАССА

Составитель

Чиркова Л.В.

учитель информатики

МБОУ СОШ №33 г.Липецка;

 

2013-2014 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 8-9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования,  примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ, авторской программой Н.Д. Угриновича (программа для основной школы: - М. БИНОМ, 2012 г.).

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются  нормативные правовые документы, на основании которых разработана данная рабочая программа:

  • Федеральный закон  от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Минобрнауки РФ от 5 марта 2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 03.06.2008г. № 164, от 31.08.2009г. № 320, от 19.10.2009г. № 427, от 10.11.2011г. № 2643, от 24.01.2012г. № 39, от 31.01.2012г. № 69);
  • Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004г. № 1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»;
  • Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Минобразования Российской Федерации от 09.03.2004г. №1312 (в ред. приказов Минобрнауки РФ от 20.08.2008г. № 241, от 30.08.2010г. №889) «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  • Приказ Минобрнауки РФ от 01.02.2012г.  № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ, от 9.032004г. № 1312»;
  • Приказ Минобрнауки РФ от 3.08.2010г. № 889 «О внесении изменений в федеральный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования», утвержденные приказом МО РФ от 09.03.2004г. № 1312;
  • СанПиН 2.4.2. 2821– 10, утвержденные постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России   03.03.2011г., регистрационный номер 19993;
  • Приказы  управления образования и науки Липецкой области от 16.05.13г. № 451 «О базисных учебных планах для образовательных учреждений Липецкой области, реализующих программы общего образования, на 2013/2014 учебный год», от 20.06.2013г. № 585 «О внесении изменений в приказ управления образования и науки Липецкой области от 16.05.13г. № 451 «О базисных учебных планах для образовательных учреждений Липецкой области, реализующих программы общего образования, на 2013/2014 учебный год»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2012 №1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год»;
  • Приказ Минобрнауки РФ от 14 декабря 2009г. №729 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями от 13 января 2011 г., 16 января 2012 г.);
  • Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ СОШ №33 г.Липецка;
  • Учебный план МБОУ СОШ № 33 г.Липецка на 2013-2014 учебный год;
  • Календарный учебный график МБОУ СОШ №33 г. Липецка на 2013-2014 учебный год;
  • Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ № 33 г. Липецка.

Современный этап развития общества определяет достаточно высокие требования к  уровню знаний и умений выпускника школы в области компьютерных знаний и информационных технологий. Он  должен обладать определенным уровнем информационной культуры, которая и определяет его умение оперативно и качественно работать с информацией на базе современных технических средств, технологий и методов.  

В наибольшей мере на достижение поставленной нашим обществом цели ориентирована образовательная область «Информатика», где имеется возможность использовать огромный потенциал компьютерной индустрии. В настоящее время достаточно широко используется в школе учебно-методический комплект по информатике под ред. Н.Д. Угриновича. Однако утверждение нового государственного стандарта, а также изменение названия  школьной дисциплины «Информатика» на «Информатика и ИКТ»    привело к  необходимости  частичной переработки сформированного ранее содержания обучения.   При этом авторы опирались на разработанную ими  концепцию, основой которой является  системный подход и информационная деятельность человека.

Рабочая программа предусматривает изучение тем образовательного стандарта, распределяя учебные часы по разделам курса и предполагает последовательность изучения разделов и тем учебного курса «Информатика и ИКТ» с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет количество практических работ, необходимых для формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся.

В данную рабочую программу внесены изменения, которые адаптированы для нужд школы.  В 8 классе добавлена тема «Основы логики», так как она широко рассматривается  на ГИА в 9 классе.

Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят: 

  • учебник  «Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса /      Н.Д. Угринович.  – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010»;
  • учебник  «Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса /     Н.Д. Угринович.  – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011»;

Настоящая программа рассчитана на изучение базового курса информатики в 8 – 9 классах. Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями. Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовым и графическим редактором, электронными таблицами, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.

Изучение информатики  в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Основные задачи программы:

  • систематизировать подходы к изучению предмета;
  • сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
  • научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
  • показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
  • сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.

В базисном учебном плане образовательных учреждений РФ и примерной программе основного общего образования по информатике и  информационным технологиям на изучение информатики и ИКТ отводится 35 часов в 8 классе и 70 часов в 9 классе.  

Каждая тема рабочей программы предусматривает определенное количество часов теоретического материала и выполнения практических работ, причем на выполнение практических работ отводится не менее половины всего учебного времени, при этом их содержание составлено с учетом обязательных работ авторской программы                 Н.Д. Угриновича.

При проведении учебных занятий по предмету «Информатика и ИКТ» осуществляется деление класса на две группы. Для достижения прочных навыков работы на компьютере Учащиеся согласно календарно-тематического плана выполняют практические работы с использованием компьютера, с учетом выполнения требований СанПин. При изучении предмета «Информатика и ИКТ» предполагается проведение непродолжительных практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов, а также практикума – интегрированных практических работ (проектов), ориентированных на получение целостного содержательного результата. При выполнении работ практикума предполагается использование материала и заданий из других предметных областей. Практические работы включают подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий. 

Программой предполагается выполнение  практических заданий для закрепления определённых навыков работы с программными средствами и практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся, являющихся одной из форм контроля усвоения знаний учащихся. В рамках такого знакомства учащиеся выполняют соответствующие, представляющие для них смысл и интерес проекты, относящиеся к другим школьным предметам, жизни школы, сфере их персональных интересов. В результате они получают базовые знания и умения, относящиеся к соответствующим сферам применения ИКТ,  получают профессиональную ориентацию. Результат выполнения практических заданий (П.З.) оценивается «зачётом». Кроме того, программой предполагается проведение практических работ с целью  применения полученных знаний и умений. Практические работы (П.Р.) оцениваются «зачётом с оценкой».

Содержание курса информатики направлено на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов обучения. Личностные, метапредметные и предметные  образовательные результаты обучения строятся на основе личностных, регулятивных, познавательных, знаково-символических и коммуникативных универсальных учебных действий (УУД). Основными механизмами  их формирования следует считать формы организации учебной работы учащихся на уроке: самостоятельная индивидуальная, парная, групповая работа; методы проблемно- диалогического обучения, дидактической игры.

Формы организации образовательного процесса:  классно-урочная.

Технология обучения: занятия проводятся в режиме технологии модульного обучения; на уроках  в соответствии с возрастными особенностями учащихся, уровнем их подготовки с учетом продуктивности занятий используются: игровая технология, личностно - ориентированный  подход.

Содержание рабочей программы

8 класс (35 часов, 1 час в неделю)

Информация и информационные процессы (9 часов)

ТБ. Правила поведения в компьютерном классе. Информация в неживой и живой природе. Человек: информация и информационные процессы. Информация и информационные процессы в технике. Кодирование информации с помощью знаковых систем. Количество информации.

Практическая работа

1. П.Р. № 1 «Перевод единиц измерения информации с помощью калькулятора».

Практические задания:

1. Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажёра.

Компьютер как универсальное устройство обработки информации (7 часов)

Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Компьютерная память. Файлы и файловая система. Программное обеспечение компьютера. Графический интерфейс операционных систем и приложений. Компьютерные вирусы и антивирусные программы.

Практические работы:

  1. П.Р. № 2 «Работа с файлами с использованием Проводника и файлового менеджера»

Практические задания:

  1. Форматирование дискеты.
  2. Определение разрешающей способности мыши.
  3. Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы.
  4. Защита от вирусов: обнаружение и лечение.

Основы логики (3 часа)

Формы мышления. Логическое умножение, сложение, отрицание. Логические выражения в таблицах истинности, логические функции.

Коммуникационные технологии (12 часов)

Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть Интернет. Информационные ресурсы Интернета. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете.

Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора. Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML.

Практические работы:

1. П.Р. №3 « Работа с электронной Web-почтой»

2. П.Р. №4 «Поиск информации в Интернете».

3. П.Р. №5 «Создание простейшей Web-страницы с использованием текстового редактора».

4. П.Р. № 6«Создание макета главной страницы сайта на свободную тему».

Практические задания:

  1. Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети.
  2. География Интернета.
  3. Путешествие по Всемирной паутине.
  4. Регистрация почтового ящика на бесплатном сервере Web-почты.
  5. Загрузка файлов из Интернета.
  6. Использование тегов для форматирования текста на Web-странице.
  7. Использование тегов для вставки изображений на Web-странице.
  8. Использование тегов для вставки гиперссылок на Web-страницах.
  9. Использование тегов для вставки таблиц на Web-страницах.
  10. Использование тегов для добавления фреймов на Web-страницах.

Резерв (4 час)

9 класс (70 часов, 2 часа в неделю)

Правила поведения в компьютерном классе. ТБ. Введение в предмет  (1 час)

Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации (11 часов)

Кодирование графической информации на компьютере. Растровая и векторная графика. Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Растровая и векторная анимация. Кодирование и обработка звуковой информации. Цифровое фото и видео.

Практические работы:

1. П.Р. №1 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе».

2. П.Р. №2 «Анимация».

Практические задания:

  1. Кодирование графической информации.
  2. Редактирование изображений в растровом графическом редакторе.
  3. Кодирование и обработка звуковой информации.
  4. Захват цифрового фото и создание слайд-шоу.
  5. Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа.

Обработка текстовой информации (9 часа)

Кодирование текстовой информации на компьютере. Ввод,  редактирование и форматирование  документа. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов.

Практические работы:

1. П.Р. №3 «Форматирование символов и абзацев».

2. П.Р. №4 «Вставка в документ формул».

3. П.Р. №5 «Вставка в документ таблицы, её форматирование и заполнение данными».

Практические задания:

  1. Кодирование текстовой информации.
  2. Создание и форматирование списков.
  3. Перевод текста с помощью компьютерного словаря.
  4. Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа.

Кодирование и обработка числовой информации (10 часов)

Кодирование числовой информации. Представление числовой информации в различных системах счисления. Позиционные и непозиционные системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую. Арифметические операции в позиционных системах счисления. Электронные таблицы. Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах.  

Практические работы:

  1. П.Р. № 6 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах».
  2.  П.Р. № 7 «Построение диаграмм различных типов».

Практические задания:

  1. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора.
  2. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах.
  3. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах.

Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования (22 часа)

Алгоритм и его формальное исполнение. Виды алгоритмов. Способы записи алгоритмов. Кодирование основных типов алгоритмических структур на языках объектно-ориентированного и процедурного программирования. Интерфейс среды программирования. Основы ООП. Переменные. Арифметические строковые и логические выражения. Использование операторов ветвления и выбора. Использование операторов цикла. Графические возможности среды программирования.

Практические работы:

  1. П.Р. № 8 «Линейное программирование»
  2. П.Р. № 9 «Операторы графики»
  3. П.Р. № 10 «Разработка программ с использованием разветвляющихся алгоритмов»
  4. П.Р. №11 «Разработка программ с использованием циклических  алгоритмов»

Практические задания:

  1. Первое знакомство с языком программирования.
  2. Ввод и редактирование линейных программ.

Формализация и моделирование (4 часов)

Окружающий мир как иерархическая система. Макро-, микро- и мегамир. Системы и элементы. Целостность и свойства системы. Моделирование как метод познания. Модель. Виды моделей. Формализация и визуализация информационных моделей. Компьютерная математическая модель и вычислительный эксперимент

Практические задания:

  1. Проект «Графическое решение уравнения».
  2. Проект  «Распознавание удобрений».
  3. Проект «Модели систем управления»

Информационные технологии в обществе (1 ч)

Информационное общество. Информационная культура. Перспективы развития ИКТ.

Повторение. Решение задач по материалам ГИА.  (12 часов)

Учебно-тематический план

№ п/п

Название темы

Кол-во часов

Практические работы

Практические

задания

8 класс (35 часов)

1

Информация и информационные процессы

9

1

1

2

Компьютер как универсальное устройство обработки информации

7

1

4

3

Основы логики

3

-

1

4

Коммуникационные технологии

12

4

10

Резерв

       4

Итого:

35

6

15

9 класс (70 часов)

1

Введение в предмет

1

-

-

2

Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации

11

2

5

3

Обработка текстовой информации

9

3

4

4

Кодирование и обработка числовой информации

10

2

3

5

Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования

22

4

2

6

Формализация и моделирование

4

-

3

7

Информационные технологии в обществе

1

8

Повторение. Решение задач по материалам ГИА.

12

Итого:

70

11

17

Перечень практических работ:

8 класс

П.Р. № 1 «Перевод единиц измерения информации с помощью калькулятора».

П.Р. № 2 «Работа с файлами с использованием Проводника и файлового менеджера»

П.Р. №3 « Работа с электронной Web-почтой»

П.Р. №4 «Поиск информации в Интернете».

П.Р. №5 «Создание простейшей Web-страницы с использованием текстового редактора».

П.Р. № 6«Создание макета главной страницы сайта на свободную тему».

9 класс

П.Р. №1 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе».

П.Р. №2 «Анимация».

П.Р. №3 «Форматирование символов и абзацев».

П.Р. №4 «Вставка в документ формул».

П.Р. №5 «Вставка в документ таблицы, её форматирование и заполнение данными».

П.Р. № 6 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах».

П.Р. № 7 «Построение диаграмм различных типов».

П.Р. № 8 «Линейное программирование»

П.Р. № 9 «Операторы графики»

П.Р. № 10 «Разработка программ с использованием разветвляющихся алгоритмов»

П.Р. №11 «Разработка программ с использованием циклических  алгоритмов»

Перечень практических заданий:

8 класс

1. Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажёра.

  1. Форматирование дискеты.
  2. Определение разрешающей способности мыши.
  3. Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы.
  4. Защита от вирусов: обнаружение и лечение.
  5. Определение истинности составных высказываний, создание таблиц истинности.
  6. Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети.
  7. География Интернета.
  8. Путешествие по Всемирной паутине.
  9. Регистрация почтового ящика на бесплатном сервере Web-почты.
  10. Загрузка файлов из Интернета.
  11. Использование тегов для форматирования текста на Web-странице.
  12. Использование тегов для вставки изображений на Web-странице.
  13. Использование тегов для вставки гиперссылок на Web-страницах.
  14. Использование тегов для вставки таблиц на Web-страницах.
  15. Использование тегов для добавления фреймов на Web-страницах.

9 класс

  1. Кодирование графической информации.
  2. Редактирование изображений в растровом графическом редакторе.
  3. Кодирование и обработка звуковой информации.
  4. Захват цифрового фото и создание слайд-шоу.
  5. Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа.
  1. Кодирование текстовой информации.
  2. Создание и форматирование списков.
  3. Перевод текста с помощью компьютерного словаря.
  4. Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа.
  1. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора.
  2. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах.
  3. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах.
  1. Первое знакомство с языком программирования.
  2. Ввод и редактирование линейных программ.
  1. Проект «Графическое решение уравнения».
  2. Проект  «Распознавание удобрений».
  3. Проект «Модели систем управления»


Требования к уровню подготовки учащихся

8  класс

Учащиеся должны знать: связь между информацией и знаниями человека; что такое информационные процессы; какие существуют носители информации; функции языка как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки; как определяется единица измерения информации — бит (алфавитный подход); что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт; правила техники безопасности и при работе на компьютере; состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие; основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации); структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти; типы и свойства устройств внешней памяти; типы и назначение устройств ввода/вывода; сущность программного управления работой компьютера; принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура; назначение программного обеспечения и его состав. Основные логические операции, правила определения истинности составных и простых высказываний; правила составления таблиц истинности. Что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями; назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов; назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др. Что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю Всемирная паутина — WWW.

Учащиеся должны уметь: приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники; определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал; приводить примеры информативных и неинформативных сообщений; измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита); пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб); пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных. Включать и выключать компьютер; пользоваться клавиатурой; ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами; инициализировать выполнение программ из программных файлов; просматривать на экране каталог диска; выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск; использовать антивирусные программы. Работать с основными операциями алгебры логики, строить таблицы истинности. Осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети; осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент - программы; осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы; организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.

Требования к уровню подготовки выпускников за курс основного общего образования

Учащиеся должны знать/понимать: способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы); назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров); основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами). Способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти; какие существуют области применения компьютерной графики; назначение графических редакторов; назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр. Что такое мультимедиа; принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера; основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях. Что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями; какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические). Что такое электронная таблица и табличный процессор; основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации; какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами; основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в электронную таблицу; графические возможности табличного процессора. Что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления; в чем состоят основные свойства алгоритма; способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык; основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов; назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод. Основные виды и типы величин; назначение языков программирования и систем программирования; правила оформления программы и представления данных и операторов в среде программирования; последовательность выполнения программы в системе программирования. Основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества; историю способов записи чисел (систем счисления); основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения; в чем состоит проблема информационной безопасности.

Учащиеся должны уметь: решать задачи на определение объёма графической и звуковой информации; изменять графический режим монитора; определять цвета по заданным интенсивностям базовых цветов; получать цифровые растровые изображения и применять к ним различные графические эффекты. Использовать возможности векторных редакторов: рисовать графические примитивы, линии и стрелки, вставлять растровые изображения и текст, использовать градиентную заливку, осуществлять группировку объектов, сохранять файлы в различных графических форматах. Создавать анимацию в презентациях и Gif-анимацию. Набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов; выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором; создавать презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст. Работать с одной из программ-архиваторов. Приводить примеры натурных и информационных моделей. Открывать готовую электронную таблицу; редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице; выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку; получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора; создавать электронную таблицу для несложных расчетов. При анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи; пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке; выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя; составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления учебным исполнителем; выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы. Работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня; составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы; составлять несложные программы обработки одномерных массивов; отлаживать и исполнять программы в системе программирования. Регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе - в форме блок-схем); проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей; создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы; организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.

Литература и средства обучения

Основная литература

  1. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович. – 2-е изд., испр. -        М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
  2. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса / Н.Д. Угринович. – 2-е изд., испр. -        М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

Дополнительная литература

  1. Иванова И.А. Информатика 5-11 класс: Практикум. – Саратов: Лицей, 2004.
  2. Малярчук С.Н. Основы информатики в определениях, таблицах и схемах: Справочно-учебное пособие/ Под ред. Н.В. Олефиренко, 2005.
  3. «Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы». Составитель М.Н. Бородин, М:Бином, Лаборатория Знаний, 2006
  4. Преподавание курса  «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. 8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
  5. Windows-CD // Угринович, Н. Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. - М.: БИНОМ, 2008;
  6. Методическое пособие для учителя «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. 8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008»;
  7. Комплект цифровых образовательных ресурсов: Windows-CD, содержащий программную поддержку курса и компьютерный практикум для работы в операционной системе Windows.
  8. ГИА-2014. Информатика и ИКТ: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов / С.С. Крылов, Т.Е. Чуркина. – М.: Издательство «Национальное образование», 2014. – (ГИА-2014. ФИПИ-школе)
  9. ГИА-2014 : Экзамен в новой форме : Информатика : 9-й класс : Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / авт.-сост. Д.П. Кириенко, П.О. Осипов, А.В. Чернов. — Москва: АСТ : Астрель, 2014. — (Федеральный институт педагогических измерений).

Средства обучения

Таблицы, плакаты

  • Поколения ЭВМ;
  • Классификация вычислительной техники;
  • Основные блоки ЭВМ;
  • Системы счисления;
  • Этапы решения задач на ЭВМ;
  • Устройство и структура ПК;
  • Устройства ввода-вывода;
  • Логические элементы и узлы.

Технические средства обучения

  • Персональные компьютеры IBM PC 486. IBM PC Pentium;
  • Принтеры: матричные, струйные, лазерные;
  • Программное обеспечение: MS Office, Windows;
  • Сканер, модем;
  • Локальная вычислительная сеть.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА № 33Г. ЛИПЕЦКА ИМЕНИ П.Н. ШУБИНА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ

ДЛЯ 10 -11  КЛАССА

 (ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ)

Составитель:

учитель информатики и ИКТ  

МБОУ СОШ № 33

Чиркова Л. В.

2013-2014 уч. год

Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 10-11 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования,  примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ, авторской программой Н.Д. Угриновича (программа для основной школы: - М. БИНОМ, 2012 г.). Базовый уровень.

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются  нормативные правовые документы, на основании которых разработана данная рабочая программа:

•        Федеральный закон  от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

•        Приказ Минобрнауки РФ от 5 марта 2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 03.06.2008г. № 164, от 31.08.2009г. № 320, от 19.10.2009г. № 427, от 10.11.2011г. № 2643, от 24.01.2012г. № 39, от 31.01.2012г. № 69);

•        Приказа Минобразования РФ от 09.03.2004г. № 1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»;

•        Федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Минобразования Российской Федерации от 09.03.2004г. №1312 (в ред. приказов Минобрнауки РФ от 20.08.2008г. № 241, от 30.08.2010г. №889) «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

•        Приказа Минобрнауки РФ от 01.02.2012г.  № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ, от 9.032004г. № 1312»;

•        Приказа Минобрнауки РФ от 3.08.2010г. № 889 «О внесении изменений в федеральный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования», утвержденные приказом МО РФ от 09.03.2004г. № 1312;

•        СанПиН 2.4.2. 2821– 10, утвержденные постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России   03.03.2011г., регистрационный номер 19993;

•        Приказов  управления образования и науки Липецкой области от 16.05.13г. № 451 «О базисных учебных планах для образовательных учреждений Липецкой области, реализующих программы общего образования, на 2013/2014 учебный год», от 20.06.2013г. № 585 «О внесении изменений в приказ управления образования и науки Липецкой области от 16.05.13г. № 451 «О базисных учебных планах для образовательных учреждений Липецкой области, реализующих программы общего образования, на 2013/2014 учебный год»;

•        Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2012 №1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год»;

•        Приказ Минобрнауки РФ от 14 декабря 2009г. №729 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями от 13 января 2011 г., 16 января 2012 г.);

•        Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ СОШ №33 г.Липецка;

•        Учебный план МБОУ СОШ № 33 г.Липецка на 2013-2014 учебный год;

•        Календарный учебный график МБОУ СОШ №33 г. Липецка на 2013-2014 учебный год;

•        Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ № 33 г. Липецка.

Современный этап развития общества определяет достаточно высокие требования к  уровню знаний и умений выпускника школы в области компьютерных знаний и информационных технологий. Он  должен обладать определенным уровнем информационной культуры, которая и определяет его умение оперативно и качественно работать с информацией на базе современных технических средств, технологий и методов.  

В наибольшей мере на достижение поставленной нашим обществом цели ориентирована образовательная область «Информатика», где имеется возможность использовать огромный потенциал компьютерной индустрии. В настоящее время достаточно широко используется в школе учебно-методический комплект по информатике под ред. Н.Д. Угриновича. Однако утверждение нового государственного стандарта, а также изменение названия  школьной дисциплины «Информатика» на «Информатика и ИКТ»    привело к  необходимости  частичной переработки сформированного ранее содержания обучения.   При этом авторы опирались на разработанную ими  концепцию, основой которой является  системный подход и информационная деятельность человека.

Рабочая программа предусматривает изучение тем образовательного стандарта, распределяя учебные часы по разделам курса и предполагает последовательность изучения разделов и тем учебного курса «Информатика и ИКТ» с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет количество практических работ, необходимых для формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся.

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы  Угриновича Н.Д. с учетом примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» и кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена.

В рабочую программу внесены изменения, которые адаптированы для нужд школы. В 2013-2014 учебном году продолжает функционировать  общеобразовательная группа с расширенным изучением предмета информатика и ИКТ .   XI класс – 70 учебных часов (из расчета 2 часа в неделю). В связи с этим, было увеличено количество часов на изучение тем: «Информация и информационные процессы», «Информационные технологии», «Коммуникационные технологии». Введено изучение темы «Технология создания и обработки текстовой информации»,  «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования» т.к. данная тем широко представлена в материалах ЕГЭ.

Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят: 

  1. учебник  «Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса /      Н.Д. Угринович.  – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010»;
  2. учебник  «Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса /     Н.Д. Угринович.  – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012».

Курс рассчитан на изучение в 10-11 классах общеобразовательного профиля обучения общеобразовательной средней школы в течение 35 учебных недель в году общим объемом 70учебных часа (из расчета 1 часа в неделю), в том числе в X классе – 35 учебных часов и в XI классе – 35 учебных часов. .   XI класс – 70 учебных часов (из расчета 2 часа в неделю).

Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели  реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных.

С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами.

С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов:

  •  автоматизированные информационные системы (АИС) хранения массивов информации (системы управления базами данных, информационно-поисковые системы, геоинформационные системы);
  • АИС обработки информации (системное программное обеспечение, инструментальное программное обеспечение, автоматизированное рабочее место, офисные пакеты);
  • АИС передачи информации (сети, телекоммуникации);
  • АИС управления (системы автоматизированного управления, автоматизированные системы управления, операционная система как система управления компьютером).

Формы организации учебного процесса. Программой предполагается проведение практических заданий для закрепления определённых навыков работы с программными средствами, практических заданий (П.З.) и практических работ (П.Р.), ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся, являющихся одной из форм контроля усвоения знаний учащихся. В рамках такого знакомства обучающиеся выполняют соответствующие, представляющие для них смысл и интерес проекты, относящиеся к другим школьным предметам, жизни школы, сфере их персональных интересов. В результате они получают базовые знания и умения, относящиеся к соответствующим сферам применения ИКТ,  получают профессиональную ориентацию. Результат выполнения практических заданий оценивается «зачётом». Кроме того, программой предполагается проведение практических работ с целью  применения полученных знаний и умений. Практические работы оцениваются «зачётом с оценкой».

Единицей учебного процесса является урок. С учетом требований СанПИН для учащегося старшей школы время работы за компьютером ограничено 25 мин., поэтому практические задания выполняются в течение урока в этих границах. Практические работы, рассчитанные на несколько уроков, учитывают эти временные границы и сочетают работу за компьютером с работой за «столом». Зачетные практические работы могут выполняться в течение урока или иметь подготовительный этап домашней работы.

Формы организации образовательного процесса:  классно-урочная.

Технология обучения: занятия проводятся в режиме технологии модульного обучения; на уроках  в соответствии с возрастными особенностями учащихся, уровнем их подготовки с учетом продуктивности занятий используются: игровая технология, личностно - ориентированный  подход.

Содержание рабочей программы

10 класс (35 часов)

Информация и информационные процессы –  4 часа

Информация в неживой природе. Информация в живой природе. Человек и информация. Информационные процессы в технике. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Алфавитный подход к измерению количества информации.

Информационные технологии - 12 часов.

Кодирование текстовой информации. Создание документов в текстовых редакторах. Форматирование документов в текстовых редакторах. Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов. Кодирование графической информации. Растровая графика. Векторная графика. Кодирование звуковой информацииКомпьютерные презентации. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Электронные таблицы. Построение диаграмм и графиков.

Практические задания:

  1. Кодировки русских букв.
  2. Перевод с помощью онлайновых словаря и переводчика.
  3. Сканирование «бумажного» и распознавание электронного текстового документа.
  4. Трёхмерная векторная графика.
  5. Кодирование графической информации.  
  6. Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения.
  7. Создание флэш-анимации

Создание и редактирование оцифрованного звука. 

Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора. 

Практические работы:

П.Р.№ 1. «Создание и форматирование документа».

П.Р.№ 2. «Растровая  графика».

П.Р. № 3. «Разработка мультимедийной интерактивной презентации». 

П.Р. № 4. «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в ЭТ».

П.Р. № 5. «Построение диаграмм различных типов».

Коммуникационные технологии - 13 часов

Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть Интернет Подключение к Интернету. Всемирная паутина. Электронная почта. Общение в Интернете в реальном времени. Файловые архивы. Радио, телевидение и Web-камеры в Интернете. Геоинформационные системы в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете. Основы языка разметки гипертекста

Практические задания:

  1. Предоставление общего доступа к принтеру в локальной сети.
  2. Создание подключения к Интернету.
  3. Подключения к Интернету и определение IP-адреса.

Настройка браузера.

 Общение в реальном времени в глобальной и локальных компьютерных сетях.

Работа с файловыми архивами.

Геоинформационные системы в интернете.

 Заказ в Интернет-магазине.

Практические работы:

П.Р.№ 6 «Работа с электронной почтой».

П.Р. № 7. «Поиск в Интернете».

П.Р. № 8. «Разработка сайта с использованием Web-редактора».

Повторение и резерв -6 часов

11 класс (35  часов)

Компьютер как средство автоматизации информационных

процессов – 7 часов

История развития вычислительной техники. Архитектура персонального компьютера. Основные характеристики операционных систем. Операционная система Windows. Защита с использованием паролей. Биометрические системы защиты.  Физическая защита данных на дисках. Вредоносные и антивирусные программы. Компьютерные вирусы и защита от них. Сетевые черви и защита от них. Троянские программы и защита от них. Хакерские утилиты и защита от них.

Практические задания:

  1. Виртуальные компьютерные музеи.  
  2. Сведения об архитектуре компьютера.
  3. Сведения  о логических разделах дисков.
  4. Значки и ярлычки на Рабочем столе.
  5. Настройка графического интерфейса для операционной системы Linux.
  6. Установка пакетов в операционной системе Linux.
  7. Биометрическая защита: идентификация по характеристикам речи.

Практические работы:

П. Р. № 1. «Защита от  компьютерных  вирусов, сетевых червей, троянских программ и хакерских атак».

Моделирование и формализация – 7 часов

Моделирование как метод познания. Системный подход в моделировании. Формы представления моделей. Формализация. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Исследование физических моделей. Исследование астрономических моделей. Исследование алгебраических моделей. Исследование геометрических моделей (планиметрия). Исследование геометрических моделей (стереометрия). Исследование химических моделей. Исследование биологических моделей.

Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД) – 11 часов

Табличные базы данных. Основные объекты СУБД: таблицы, формы, запросы, отчеты. Использование формы для просмотра и редактирования записей в табличной базе данных. Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов. Сортировка записей в табличной базе данных. Печать данных с помощью отчетов. Иерархические базы данных. Сетевые базы данных.

Практические задания:

  1. Создание формы и  отчета в табличной базе данных.
  2. Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов.  
  3. Создание отчёта в табличной базе данных.
  4. Создание генеалогического древа семьи.

Практические работы:

П. Р.№ 2 «Создание табличной базы данных».

П. Р. № 3 «Создание формы в табличной базе данных».

П. Р.№ 4 «Сортировка записей  и создание отчёта в табличной базе данных».

Информационное общество – 3 часа

Право в Интернете. Этика в Интернете. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.

Обучающиеся должны

Повторение. Подготовка к ЕГЭ – 7 часов.

11 класс (70  часов)

Компьютер как средство автоматизации информационных

процессов – 14 часов

История развития вычислительной техники. Архитектура персонального компьютера. Основные характеристики операционных систем. Операционная система Windows. Защита с использованием паролей. Биометрические системы защиты.  Физическая защита данных на дисках. Вредоносные и антивирусные программы. Компьютерные вирусы и защита от них. Сетевые черви и защита от них. Троянские программы и защита от них. Хакерские утилиты и защита от них.

Практические задания:

  1. Виртуальные компьютерные музеи.  
  2. Сведения об архитектуре компьютера.
  3. Сведения  о логических разделах дисков.
  4. Значки и ярлычки на Рабочем столе.
  5. Настройка графического интерфейса для операционной системы Linux.
  6. Установка пакетов в операционной системе Linux.
  7. Биометрическая защита: идентификация по характеристикам речи.

Практические работы:

П.Р. №1 «Сведения об архитектуре компьютера».

П. Р. № 2. «Защита от  компьютерных  вирусов, сетевых червей, троянских программ и хакерских атак».

Моделирование и формализация – 14 часов

Моделирование как метод познания. Системный подход в моделировании. Формы представления моделей. Формализация. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Исследование физических моделей. Исследование астрономических моделей. Исследование алгебраических моделей. Исследование геометрических моделей (планиметрия). Исследование геометрических моделей (стереометрия). Исследование химических моделей. Исследование биологических моделей.

Практические задания:

1. Компьютерная модель движения тела в электронных таблицах.

2. Модели логических устройств компьютера в электронных таблицах.

3. Проект «Модели систем управления»

Практические работы:

П.Р. №3 «Моделирование и формализация».

Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД) – 6 часов

Табличные базы данных. Основные объекты СУБД: таблицы, формы, запросы, отчеты. Использование формы для просмотра и редактирования записей в табличной базе данных. Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов. Сортировка записей в табличной базе данных. Печать данных с помощью отчетов. Иерархические базы данных. Сетевые базы данных.

Практические задания:

  1. Создание формы и  отчета в табличной базе данных.
  2. Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов.  
  3. Создание отчёта в табличной базе данных.

Практические работы:

П. Р.№ 4 «Создание табличной базы данных».

Технология создания и обработки текстовой информации (11 часов)

Понятие о настольных издательских системах. Создание компьютерных публикаций. Использование готовых и создание собственных шаблонов. Использование систем проверки орфографии и грамматики. Создание, форматирование и редактирование документов. Работа с формулами, таблицами и графическими объектами.

Практические задания:

1. Установка конвертора в формат PDF для Microsoft Office 2007

2. Создание плаката в Microsoft Word 2007

3. Создание плаката в Microsoft Publisher

4. Цветоделение, параметры документа, текстовые блоки.

Практические работы:

П.Р. № 5 «Создание, форматирование текстового документа».

П.Р.№ 6 «Создание формул и таблиц в текстовом редакторе».

П.Р. № 7 «Работа с графическими объектами в текстовом редакторе».

Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования (7часов)

Алгоритм и его формальное исполнение. Виды алгоритмов. Способы записи алгоритмов. Кодирование основных типов алгоритмических структур на языках объектно-ориентированного и процедурного программирования. Интерфейс среды программирования. Использование операторов ветвления и выбора. Использование операторов цикла, работа с массивами.  

Практические задания:

  1. Первое знакомство с языком программирования.
  2. Ввод и редактирование линейных программ.
  1. Разработка программ с использованием разветвляющихся алгоритмов.
  2. Разработка программ с использованием циклических  алгоритмов.

Информационное общество – 3 часа

Право в Интернете. Этика в Интернете. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.

Повторение. Решение задач по материалам ЕГЭ (12 часов)

Резерв  (2 часа)

Учебно-тематический план

№ п/п

Название темы

Кол-во часов

Практические работы

Практические

задания

10 класс (35 часов)

1

Введение. Информация и информационные процессы

4

-

-

2

Информационные технологии

12

5

9

3

Коммуникационные технологии

13

3

8

4

Резерв

       6

Итого:

35

8

17

11 класс (35 часов)

1

Компьютер как средство автоматизации информационных процессов.

7

1

7

2

Моделирование и формализация

7

-

-

3

Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД)

11

3

4

4

Информационное общество

3

-

-

5

Повторение. Подготовка к ЕГЭ.                                

7

-

-

Итого:

35

4

11

11 класс (70 часов)

1

Компьютер как средство автоматизации информационных процессов

14

2

7

2

Моделирование и формализация

14

1

3

3

Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД)

6

1

3

4

Технология создания и обработки текстовой информации

11

3

4

5

Информационное общество

3

-

-

6

Основы алгоритмизации и программирования

7

-

4

7

Повторение. Решение задач по материалам ЕГЭ

12

-

-

8

Резерв

2

-

-

Итого:

Перечень практических работ:

10 класс (35 часов, 1 час в неделю)

П.Р.№ 1. «Создание и форматирование документа».

П.Р.№ 2. «Растровая  графика».

П.Р. № 3. «Разработка мультимедийной интерактивной презентации». 

П.Р. № 4. «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в ЭТ».

П.Р. № 5. «Построение диаграмм различных типов».

П.Р.№ 6 «Работа с электронной почтой».

П.Р. № 7. «Поиск в Интернете».

П.Р. № 8. «Разработка сайта с использованием Web-редактора».

11 класс (35 часов, 1 час в неделю)

П. Р. № 1. «Защита от  компьютерных  вирусов, сетевых червей, троянских программ и хакерских атак».

П. Р.№ 2 «Создание табличной базы данных».

П. Р. № 3 «Создание формы в табличной базе данных».

П. Р.№ 4 «Сортировка записей  и создание отчёта в табличной базе данных».

11 класс (70 часов, 2 часа в неделю)

П.Р. №1 «Сведения об архитектуре компьютера».

П. Р. № 2. «Защита от  компьютерных  вирусов, сетевых червей, троянских

П.Р. №3 «Моделирование и формализация».

П. Р.№ 4 «Создание табличной базы данных».

П.Р. № 5 «Создание, форматирование текстового документа».

П.Р.№ 6 «Создание формул и таблиц в текстовом редакторе».

П.Р. № 7 «Работа с графическими объектами в текстовом редакторе».

Перечень практических заданий:

10 класс (35 часов)

  1.  Кодировки русских букв.
  2. Перевод с помощью онлайновых словаря и переводчика.
  3. Сканирование «бумажного» и распознавание электронного текстового документа.
  4. Трёхмерная векторная графика.
  5. Кодирование графической информации.  
  6. Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения.
  7. Создание флэш-анимации

Создание и редактирование оцифрованного звука. 

Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора. 

  1. Предоставление общего доступа к принтеру в локальной сети.
  2. Создание подключения к Интернету.
  3. Подключения к Интернету и определение IP-адреса.

Настройка браузера.

 Общение в реальном времени в глобальной и локальных компьютерных сетях.

Работа с файловыми архивами.

Геоинформационные системы в интернете.

 Заказ в Интернет-магазине.

11 класс (35 часов)

  1. Виртуальные компьютерные музеи.  
  2. Сведения об архитектуре компьютера.
  3. Сведения  о логических разделах дисков.
  4. Значки и ярлычки на Рабочем столе.
  5. Настройка графического интерфейса для операционной системы Linux.
  6. Установка пакетов в операционной системе Linux.
  7. Биометрическая защита: идентификация по характеристикам речи.
  8. Создание формы и  отчета в табличной базе данных.
  9. Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов.  
  10. Создание отчёта в табличной базе данных.
  11. Создание генеалогического древа семьи.

11 класс (70 часов)

  1. Виртуальные компьютерные музеи.  
  2. Сведения об архитектуре компьютера.
  3. Сведения  о логических разделах дисков.
  4. Значки и ярлычки на Рабочем столе.
  5. Настройка графического интерфейса для операционной системы Linux.
  6. Установка пакетов в операционной системе Linux.
  7. Биометрическая защита: идентификация по характеристикам речи.

8. Компьютерная модель движения тела в электронных таблицах.

9. Модели логических устройств компьютера в электронных таблицах.

10. Проект «Модели систем управления»

  1. Создание формы и  отчета в табличной базе данных.
  2. Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов.  
  3. Создание отчёта в табличной базе данных.
  4. Установка конвертора в формат PDF для Microsoft Office 2007
  5. Создание плаката в Microsoft Word 2007
  6. Создание плаката в Microsoft Publisher
  7. Цветоделение, параметры документа, текстовые блоки.
  1. Первое знакомство с языком программирования.
  2. Ввод и редактирование линейных программ.

  20.Разработка программ с использованием разветвляющихся алгоритмов.

21. Разработка программ с использованием циклических  алгоритмов.        


Требования к уровню подготовки выпускника

знать/понимать

1. Объяснять различные подходы к определению понятия "информация".

2. Различать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации.

3.Назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей;.

4. Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы.

5. Использование алгоритма как модели автоматизации деятельности

6. Назначение и функции операционных систем.

уметь

1. Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники.

2. Распознавать информационные процессы в различных системах.

3. Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования.

4. Осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.

5. Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий.

6. Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые.

7. Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных.

8. Осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.

9. Представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.)

10. Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

1. эффективной организации индивидуального информационного пространства;

2. автоматизации коммуникационной деятельности;

3. эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.

Литература и средства обучения

Основная литература

  1. Учебник  «Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса /      Н.Д. Угринович.  – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010».
  2.  Учебник  «Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса /     Н.Д. Угринович.  – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012».

Дополнительная литература

  1. Иванова И.А. Информатика 5-11 класс: Практикум. – Саратов: Лицей, 2004.
  2. Малярчук С.Н. Основы информатики в определениях, таблицах и схемах: Справочно-учебное пособие/ Под ред. Н.В. Олефиренко, 2005.
  3. «Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы». Составитель М.Н. Бородин, М:Бином, Лаборатория Знаний, 2006
  4. Преподавание курса  «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. 8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
  5. Windows-CD // Угринович, Н. Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. - М.: БИНОМ, 2008;
  6. ЕГЭ 2014.Информатика: тренировочные экзаменационные задания/ Путимцева Ю.С. - М.: Эксмо, 2013
  7. ЕГЭ-2014 : Информатика : Самое полное издание типовых вариантов заданий / авт.-сост. Д.М. Ушаков, А.П. Якушкин. — Москва: АСТ : Астрель, 2014. — (Федеральный институт педагогических измерений).

Средства обучения

Таблицы, плакаты

  • Поколения ЭВМ;
  • Классификация вычислительной техники;
  • Основные блоки ЭВМ;
  • Системы счисления;
  • Этапы решения задач на ЭВМ;
  • Устройство и структура ПК;
  • Устройства ввода-вывода;
  • Логические элементы и узлы.

Технические средства обучения

  • Операционная система – Windows XP.
  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
  • Антивирусная программа.
  • Программа-архиватор.
  • Клавиатурный тренажер.
  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый  и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
  • Простая система управления базами данных.
  • Простая геоинформационная система.
  • Система автоматизированного проектирования.
  • Виртуальные компьютерные лаборатории.
  • Программа-переводчик.
  • Система оптического распознавания текста.
  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
  • Система программирования.
  • Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
  • Программа интерактивного общения.
  • Простой редактор Wеb-страниц



Предварительный просмотр:

Зачёт по теме: «QBasic»

1 вариант

  1. Запишите оператор ввода данных.
  2. Запишите оператор комментария.
  3. Запишите на языке QBasic следующее выражение:

  1. Составьте блок-схему и программу для нахождения периметра треугольника.
  2. Составьте программу для создания рисунка:

  1. Составьте блок-схему и программу для решения уравнения

  1. Составьте блок-схему и программу для вывода на экран суммы первых нечётных 15 чисел.

Зачёт по теме: «QBasic»

2 вариант

  1. Запишите оператор вывода данных.
  2. Запишите оператор очистки экрана.
  3. Запишите на языке QBasic следующее выражение:

  1. Составьте блок-схему и программу для нахождения площади прямоугольника.
  2. Составьте программу для создания рисунка:

  1. Составьте блок-схему и программу для решения уравнения

  1. Составьте блок-схему и программу для вывода на экран произведения первых  четных 20  чисел.



Предварительный просмотр:

Разработка урока

по информатике и ИКТ

«Текст в графике

в среде программирования QBasiq»


УРОК №46

Цели: - познакомиться с операторами LOCATE, PRINT, добавляющими текст в графику в среде программирования QBasiq;

  • продолжить формирование навыков работы с операторами: LINE, CIRCLE; развитие алгоритмического мышления;
  • развитие воображения и творческих способностей.

Оборудование: - компьютер;

  • мультимедиа проектор;
  • программа QBasic.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Объяснение новой темы

Учащиеся записывают конспект в тетрадь.

Оператор:  

LOCATE Y,X – указывает куда вставить текст,

где Y – номер строки  (max = 28 строк)

      X – номер столбца (max = 80 столбцов)

Координаты X,Y – указывает место расположения первой буквы слова.

Оператор:

PRINT “<текст>” – указывает какой текст нужно вставить.

Пример:

LOCATE 14, 35

PRINT “корова”

 Результат выполнения продемонстрировать с использованием проектора.

Слово корова будет расположено в середине экрана (на 14 строке и начинаться в 35 столбце).

Обратить особое внимание учащихся, что если слово целиком не умещается в конце экрана (в строчке), то компьютер автоматически перенесёт слово в начало экрана. Показать на примере:

LOCATE 14, 76

PRINT “корова”

Для того чтобы слово осталось в конце экрана нужно обязательно просчитать количество букв в слове. Последняя буква стоит на месте 80, предпоследняя на 79 и т.д. Показать на примере:

LOCATE 14, 75

PRINT “корова”

В результате выполнения слово «корова будет располагаться в конце экрана».

  1. Практическая работа.

а) открыть свой файл «Фрукты» и подписать картинки: зонт, яблоко, груша, морковка, ежевика, вишня.  

Программу переписать в тетрадь.

б) написать программу для создания объектов и записать её в тетрадь:

        рис. 1        рис. 2

        рис. 3

  1. Проверка выполненного задания.

Проверить правильность выполнения задания и выставить оценки.

  1. Подведение итогов.

Проговорить с учащимися как работают в паре операторы LOCATE и PRINT .

  1. Домашнее задание.

Составить программу для создания объекта: