Проектная деятельность

Потапенко Ирина Геннадьевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Кривошеинская средняя общеобразовательная школа

Проект

 «Моё здоровье»

Тема «Здоровье ученика за его спиной»

                                                     

Над проектом работали:

Ученики 2 класса Б МОУ «Кривошеинская СОШ»  в составе

Кривошеин Денис

Обрывков Егор

Чечельницкий Матвей

Козлова Ангелина

Чернова Виктория

Егорова Юлия

Сутко Софья

Руководитель проекта:

Учитель начальных классов МОУ «Кривошеинская СОШ» 1 категории

Потапенко Ирина Геннадьевна

Томская область

Село Кривошеино

2011г

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Актуальность темы ……………………………………………..  Стр.3
  2. Предмет исследования - формулировка проблемы…………...  Стр.4-6
  3. Цель и задачи……………………………………………………..Стр.7
  4. Теоретическое обоснование проектной части………………….Стр. 8-9
  5.  Результаты экспериментальных исследований………………..Стр.10 -14
  6. Пути и способы решения проблемы…………………………….Стр.15
  7. Приложение……………………………………………………… Стр. 16-17
  8. Список литературы……………………………………………….Стр. 18

Проект «Моё здоровье»

Тема «Здоровье ученика за его спиной?»

Великая проблема подобна драгоценному камню. Тысячи проходят мимо, пока, наконец, один не поднимет его. 
Фридрих Ницше 

Актуальность темы

Начиная работу над  проектами, я была на распутье – как помочь детям обозначить проблему исследования. Но неожиданно, выход подсказала ситуация, возникшая на перемене перед первым уроком во 2 «Б» классе. Я, как обычно перед уроками, встречала своих учеников. Когда в классе было уже учеников десять, в класс вошла ещё одна ученица, но ранец её занёс дедушка. На вопрос ребят, почему она сама не несёт свой ранец, Соня ответила, что он тяжёлый. А дедушка девочки вздохнул и сказал: «Бедные дети, какие тяжести таскают». Тут все сразу оживились и стали поднимать свои портфели и сравнивать у кого тяжелее, а у кого легче. Тогда я обратилась к детям: « А, может, проведем собственное исследование. Тяжёлый ранец это хорошо или плохо? Влияет ли вес ранца  на  здоровье  детей?»  Ребята с радостью согласились. Но когда я рассказала о замысле творческого  проекта, многие ученики растерялись – уж очень трудной показались им эта задача стать настоящими исследователями. Но всё-таки несколько учеников решили попробовать.  

 Предмет исследования - формулировка проблемы   

Я поняла, что ребятам стало не безразлично своё здоровье и других школьников – а значит и здоровье будущего поколения.

И вот тут – то и определилась тема нашего проекта. «Здоровье ученика за его спиной?»

В конце сентября этого учебного года мы провели викторину. Тема этой викторины заложена в загадке.

           Загадка

Знаю я чудесный дом,

Жильцов занятных много в нем.

Дом  тот, друг мой, не простой:

Ходит в школу он с тобой.

Проживают в доме том

Карандаши и книжки,

Дружат и не тужат в нем

И тетради, и альбом,

Краски-шалунишки.

Ну, ответьте мне девчонки!

Ведь дом этот вам знаком,

Что такое этот дом? (Портфель)

Тема викторины была «Загадки мудрого портфеля». Учащиеся провели небольшие исследования о предметах школьного портфеля (резинке, тетрадке, альбоме, дневнике и др.):

И вот, что нам удалось узнать:

Предметы школьного портфеля.

  1. Тетрадь.

Это древнерусское заимствование из греческого языка. В памятниках встречается с XI века. Образовано от  tetras — «четвертая часть листа» или tetro — «сложенный вчетверо». А почему такое название? Дело в том, что раньше тетрадки имели всего четыре листка: один большой лист складывали пополам, потом еще пополам, разрезали, сшивали посередине — и тетрадь готова.

2. Ручка.

Древние греки писали заостренными палочками, сделанными из металла или кости, на покрытых воском дощечках. Писать чернилами первыми стали китайцы еще во II тысячелетии до н.э. Они смешивали сажу сосновой смолы, ламповое масло, желатин из кожи осла и мускус. Другие народы использовали натуральные красители, полученные из ягод, коры деревьев или минералов. Первую ручку изобрели в Древнем Риме: один конец тростникового или бамбукового стебля срезали под острым углом. Птичьим пером стали писать в VII веке н.э. Перья быстро портились, и вскоре изобрели металлическое перо. С начала XIX века изобретатели начали ломать голову над авторучкой, которую не надо было бы макать в чернила.

В 1884 г. Льюис Ватерман придумал и запатентовал ручку, которая не оставляла клякс: чернила поступали на кончик пера равномерно. Первую шариковую ручку изобрел венгерский журналист Ласло Биро в 1938 году. На конце стержня с чернилами Биро сделал маленький шарик, который крутясь при письме, пачкается в чернилах и оставляет след на бумаге.

3. Карандаш

Примерно 500м лет назад в штатах города Камберленд, который расположен в Англии, был обнаружен природный материал графит. Тогда же и начали изготовлять графитные карандаши.

В 1975 году были впервые сделаны карандаши, которые изготовили из смеси графита и глины и обожгли в печи. Эта технология используется и сегодня.

В современном мире используется более 300 видов карандашей, которые имеют более 72 цветов. Существуют карандаши для нанесения  надписей на ткань, стекло, целлофан, пластмассу и кинопленку.

4. Ластик

Сначала в качестве ластика люди использовали хлебный мякиш. В 1770 году английский ученый Джозеф Пристли обнаружил, что стирать с бумаги карандашные записи может такой материал как каучук. Но первый ластик был недолговечен: каучук быстро портится.

В 1939 году Чарльз Гидьир, смешав каучук с серой, получил резину - материал более прочный и эластичный, чем простой каучук. С этого времени ластики широко стали использоваться в практике школы. Карандаш с ластиком изобрел Хайман Липман в 1858 году.

5. Альбом

По-латыни  album означает «белый». В Древнем Риме альбомом называли доску, покрытую белым гипсом. На этой белой доске писали разные сообщения, распоряжения, имена отличившихся воинов и выставляли ее для всеобщего обозрения в местах, где собиралось много народу. А для средневекового рыцаря альбом был тетрадкой обязательно из белых листков, в которой могли быть история древнего рода, рыцарские гербы, девизы и мудрые высказывания знаменитых людей. Нынешние альбомы не всегда белые, но язык неохотно отказывается от своих первоначальных названий.

6. Линейка

Производное от слова  линия, заимствованного через немецкий из латинского языка, где linea — «линия», «нитка». Линейка буквально означает «инструмент для проведения линий». Ровненько так получается, как по натянутой ниточке.

7. Дневник.

В школьном портфеле есть предмет, который помогает школьнику вовремя выполнять заданное домашнее задание. Таким предметом является дневник. Когда появился дневник?

Дневник появился в 18 веке и служил для записей наблюдений, исторических событий, необычных явлений. В более позднее время дневник стал использоваться для записи ежедневных событий с указанием дат.

Более подробно ребята узнали о портфеле

  1. Что означает это слово?
  2. Какого происхождения?
  3.  Кто придумал?
  4. Сколько лет портфелю?
  5. Когда на Земле появился портфель?

Слово «портфель» пришло к нам из французского языка. Там впервые стали щеголять с этими «листоносками». Ведь «порте» по-французски означает «носить», а «фель» - «лист». Вот и получается, что портфель назвали так потому, что в нём носят листы бумаги, тетрадки, книги.

Дату рождения портфеля вряд ли сможет точно назвать кто-либо, однако прообраз портфеля возник еще в глубокой древности. Первые сумки, которые послужили прообразом современного портфеля, были изготовлены еще пещерными людьми из шкур убитых ими животных, так как у них появилась необходимость иметь под рукой какую-либо емкость, в которую можно было положить те или иные нужные предметы, ведь часто переносить в руках их было и неудобно и попросту невозможно.

Совершая раскопки в Альпийских горах, ученые - археологи нашли тело древнего человека, рядом с которым лежал портфель. Хозяину портфеля было около 5 тысяч лет. Портфель был сделан из кожи и досок. Его можно было носить как на спине, так и в руках.

Изобретение пришлось по вкусу первобытным людям, и со временем примитивная сумка из грубых кож животных трансформировался в тот портфель, который мы знаем сегодня.

        

Тут же сразу возник вопрос, что же лучше: портфель или ранец? 

Ответ на этот вопрос мы решили выяснить сами. Так началась работа над темой нашего проекта.

В данной работе мы решили  рассмотреть такие вопросы: 

1.Что предпочтительнее: ранец или портфель?

2. Как тяжёлый ранец влияет на осанку ребёнка?

3. Сколько должен весить ранец?

4.  Как правильно выбрать ранец?

Цель и задачи    

Цель

Активизировать познавательную деятельность учеников при изучении темы «Организм человека и его здоровье», обратить внимание на сбережение своего здоровья (осанки) путём ежедневного контроля тяжестей за спиной.

Задачи

  1. Проанализировать данные в медицинской литературе по теме исследования.
  2. Ознакомиться с нормативами СанПиН 2.4.2. 1178-02 «О введении  санитарно – эпидемиологических правил и нормативов».
  3. Описать, как влияют тяжелые ранцы на растущий организм ребёнка, к каким последствиям это приводит.
  4. Доказать, что тяжёлый портфель вредит здоровью.
  5. Предложить свои способы решения проблемы.

Объект, предмет и база исследования

Объект исследования: человек.

Предмет исследования: осанка школьника – основа здоровья.

Участники исследования: ученики 2 Б класса МОУ «Кривошеинская СОШ».

Гипотезы исследования

Мы предполагаем, что тяжелый ранец вредит здоровью.

Методы исследования

Анализ; опрос; наблюдение; сбор информации из книг, журналов, газет; эксперимент.

Теоретическое обоснование проектной части  

И работа закипела. Дети трудились в течении недели, и вот к каким результатам они пришли.

Для начала я предложила ребятам выяснить из различных источников: Что такое осанка? Что влияет на нарушение осанки учеников? К чему это приводит?

Результаты исследования  

Что же такое осанка? Это привычное положение тела человека во время движения и покоя, умение держать своё тело.

Не следует считать нарушение осанки «мелочью», не требующей внимания. Нарушение осанки - это очень серьёзно. Мы растем. и исправить  её становится всё труднее. Но наиболее важный период – с 4 до 10 лет, когда быстро развивается и растёт организм. Правильная осанка формируется в первые годы жизни. Кости детей мягкие, эластичные. Нарушения осанки сочетаются с нарушением работы многих органов.  Если ученик за партой сидит, согнувшись, если одно плечо держит выше другого или упирается грудной клеткой в парту, то у него может произойти искривление позвоночника, сдавливание грудной клетки. Он может остаться на всю жизнь сутулым, кособоким. Кроме того, при неправильной посадке ученику трудно дышать, сдавленная грудная клетка мешает дыханию и правильной работе сердца. Если он низко наклоняется над книгой или тетрадью, то это приводит к ухудшению зрения.

Это интересно! Ученые провели наблюдения. Оказалось, что, если человек низкого роста, но держится прямо, он, кажется выше. А вот высокий, но сутулый – ниже.

На формирование неправильной осанки оказывают:

  1. хронические заболевания,
  2. недостаточный по времени отдых и пассивные формы его проведения,
  3. неправильное положение во время занятий;
  4. несоответствующая росту мебель,
  5. неудобная обувь и одежда.
  6. тяжёлые ранцы и особенно – портфели

Существенное влияние на формирование осанки школьников оказывает ношение тяжелых ранцев и особенно – портфелей. Ежедневное ношение портфеля способствует неправильной осанки. Регулярная асимметричная нагрузка на неокрепший позвоночник чревата неприятностями на всю оставшуюся жизнь.

Ребята были очень удивлены, что ранцы и портфели существенно влияют на формирование осанки школьников. Они сами предложили выяснить так это или нет. Я, конечно, их поддержала.

Что лучше носить: ранцы или портфели?

Лучше носить ранцы. Конечно, ранец или рюкзак предпочтительнее портфеля: нагрузка распределена равномерно, руки свободны.

Угроза за спиной

Подавляющее большинство школьников носят ранцы, которые причиняют вред их здоровью, потому что ежедневная ученическая ноша слишком тяжела!

Ученые в ходе эксперимента оснастили лямки ранцев специальными датчиками и контролировали детей, которые носили поклажу, весившую 10, 20, и 30% веса их тела. Выяснилось, что чем тяжелее она была, тем выраженнее становились боли в спине. Начиная с 20% давление ранца на левое плечо достигало 70 мм рт. ст., а на правое – 110% рт. ст. Это в 2-3 раза больше предельного давления, которое приводит к нарушению кровообращения в организме!  А средний вес школьного ранца обычно составляет 22% веса ученика.

Кроме того, перекос правого плеча ведет еще к нарушениям осанки.

Как правильно выбрать ранец

Сегодня сеть магазинов и рынки предлагают так много разных вариантов ранцев и рюкзаков!

Как не ошибиться в правильном выборе?

Советы:

При покупке следует обращать внимание не на красоту и яркость, а, прежде всего на функциональные качества. Для изготовления ранцев сейчас, как правило, используются различные кожзаменители или синтетические ткани. Эти материалы должны быть лёгкими, прочными, с водоотталкивающей пропиткой или покрытием, удобными для очистки. Для наших холодных зим важно ещё и такое качество, как морозоустойчивость. Иначе на морозе ранец затвердеет,  и будет напоминать ледяную корку. Да и срок такого ранца невелик. Чаще всего подобными недостатками страдают рюкзаки и сумки, которые привозят к нам из тех стран, где круглый год лето. Ранец может быть изготовлен без подкладки с подкладкой. В этом случае подкладка должна быть выполнена из легко моющегося материала. Очень важно, чтобы задняя стенка ранца и особенно рюкзачка была уплотнена, хорошо прилегала к спине, «держала» позвоночник, не давая ему искривляться.

Результаты экспериментальных исследований  

Наш эксперимент  «А что у вас, ребята, в рюкзаках?»

Изучив различную литературу по теме, мы решили провести эксперимент и в своём классе. В эксперименте участвовало27 человек.

План эксперимента

    1. Узнать у медицинского работника школы о состоянии опорно-двигательной системы, в частности об осанке, ребят нашего класса или проверить осанку своими силами.

  1. Взвесить ранцы без школьных принадлежностей у учеников нашего класса.
  2. Проверить вес учебных пособий, необходимых по программе, и сравнить с гигиеническими нормами.
  3. В течение недели наблюдать за изменением веса ранца в связи с учебными нагрузками.
  4. Подвести итоги по позициям:
  1. самый правильный ранец (до 0,5 кг);
  2. самый легкий портфель;
  3. самый тяжелый ранец;
  4. самый тяжелый ранец с принадлежностями;
  5. самый легкий ранец с принадлежностями;
  6. самый тяжелый учебник;
  7. самый "тяжелый" учебный день;
  8. самый "легкий" учебный день

     6. Дать рекомендации детям и учителям.

Мы решили выяснить правильность осанки у ребят нашего класса.

Сначала попробовать решили проверить осанку своими силами.

Перед ребятами встал вопрос, как в домашних условиях, своими силами, проверить осанку?

Для этого мы попытались поговорить с работниками Кривошеинской больницы.

Ответы на свой вопрос ребята получили у врача-педиатра Скворцовой М.Ф.

Вот что узнали ребята:

При правильной осанке важно, чтобы голова и туловище находились на одной вертикальной линии.

Признаки правильной осанки ученика.

  1. Плечи отведены назад и несколько опущены, располагаются на одном уровне относительно друг друга;
  2. Грудная клетка развернута и выдвинута вперёд;
  3. Лопатки не выступают;
  4. Живот подтянут;
  5. Ноги в коленях выпрямлены

А для того чтобы проверить осанку, нужно встать около стены или другой ровной  вертикальной поверхности. Ученик должен касаться стены в пяти точках: затылком, двумя лопатками, ягодицами, икрами ног, пятками, которые обязательно должны быть прижаты к стене. Положить одну руку на шейный изгиб, а другую – на поясничный изгиб позвоночника и проверить расстояние от своей руки до стены. Если осанка правильная, то расстояние между рукой и стеной – примерно как ширина ладони.

Можно попробовать пройти, соблюдая осанку.

Ходите по комнате, положив на голову тетрадь или небольшую книгу. В тот момент, когда ваша осанка окажется неправильной, тетрадь упадет.

Затем, проанализировав личные карточки учеников с медицинским работником школы, мы увидели, что проблема с осанкой у ребят в классе стоит очень остро:

Результаты исследования личных карточек

12 человек с нарушением осанки;

2 человек со сколиозом;

13 человек здоровых.

Изучив содержимое портфелей ребят нашего класса, выяснили, что вес рюкзака зависит от того, что там находится. Мы носим как необходимые учебники, тетради, пеналы, а некоторые и два пенала носят, так и много лишних вещей, которые и необязательны.

Решили выяснить, какие требования предъявляются к учебникам?

На всё есть свои нормы

Год от года школьные ранцы становятся тяжелее. Исследования, проведенные учёными в ряде школ, показали, что вес ранца с учебниками у учеников начальной школы, как правило, достигает 5-6 кг, что в 2,5-3 раза превышает допустимые гигиенические нормы. Это связано, прежде всего, с увеличением количества учебных дисциплин, а также с большой вариативностью учебников и учебных пособий. Издатели не всегда придерживаются гигиенических рекомендаций в отношении веса изданий, превышая его из коммерческих соображений. С 1998 года введены в действие санитарные правила и нормы –  "Гигиенические требования к изданиям учебников для общего и начального профессионального образования", в которых регламентирован вес учебного издания для каждой возрастной группы. Он не должен превышать для учащихся:

1-4-х классов - 300 г;

5-6-х классов - 400 г;

7-8-х классов - 500 г;

10-11-х классов - 600 г.

Вес портфеля школьника не должен превышать 10% веса его тела.

Для этого мы записали все учебные пособия, которыми пользуемся, и взвесили их:

«Литературное чтение» - 300г

«Математика» - 190 г

«Русский язык» - 290 г

«Окружающий мир» - 250 г

Дневник – 250г

Дидактический материал по русскому языку – 220г

Тетрадь по окружающему миру на печатной основой – 150г

Дидактический материал по математике – 190г

Все книги соответствуют гигиеническим нормам – 300г для учеников начальной школы.

Как же сохранить здоровье ученика и не усугубить эту проблему, нося ежедневно тяжёлую поклажу за спиной?

Для этого мы рассчитали правильный вес ранца с принадлежностями по формуле: вес ранца меньше 10% веса ученика, т.е. вес ученика (в килограммах) надо умножить на 10 и разделить на 100.

Таблица 1

п

Фамилия,       имя,

ребенка

Вес

тела

Диагноз

Прав вес ранца

Реаль

ный вес

ранца

Выводы

1

Бабурин С.

28

Н.о.

2,8

3,5 кг

Превыш

2

Егорова Ю.

26

Н.о.

2,6

3 – 3,5 кг

Превыш

3

Игловская Д.

25

Ск.

2,5

3 кг

Превыш

4

Капранов Э.

42

4,2

3,8 кг

Норма

5

Клименков С.

34

3,4

3 кг

Норма

6

Козлова А.

27

Н.о.

2,7

3,5 кг

Превыш

7

Ковылина В.

28

2,8

2,6 кг

Норма

8

Кривошеин Д.

35

3,5

3,2 кг

Норма

9

Кудряшов П.

30

Н.о.

3

2,8 кг

Норма

10

Курицын Д.

29

Н.о.

2,9

3,3 кг

Превыш

11

Лебедева С.

36

3,6

3 кг

Норма

12

Малютина Т.

24

Н.о.

2,4

3,5 кг

Превыш

13

Обрывков Е.

35

3,5

3,5 кг

Норма

14

Петухин Д.

37

Н.о.

3,7

3,9 кг

Превыш

15

Свиридов А.

26

Н.о.

2,6

3,3 кг

Превыш

16

Скарлыгина Ю.

28

Н.о.

2.8

2,5 кг

Норма

17

Стрельников Д.

30

3

2.8 кг

Норма

18

Сутко С.

18

1,8

3 кг

Превыш

19

Фатеева М.

23

Н.о.

2,3

2,5 кг

Превыш

20

Федорков С.

25

2,5

3,5 кг

Превыш

21

Фикс Е.

30

3

2,8 кг

Норма

22

Чернова В.

24

2,4

4,7 кг

Превыш

23

Чечельницкий М.

38

3,8

3,7 кг

Норма

24

Шадская В.

24

2,4

3 кг

Превыш

25

Шарухо М.

32

Н.о.

3,2

3 кг

Норма

26

Шулятьева Е.

22

Н.о.

2,2

3,4 кг

Превыш

27

Яткин И.

21

Ск.

2,1

3,9 кг

Превыш

 Н.о. – нарушение осанки, ск. – сколиоз.

2,5 кг – 4,7 кг – вес ранца (самый маленький и самый большой) в течение недели.

Мы увидели, что вес «правильного» ранца далеко не соответствует его реальному  весу.

Мы решили выяснить: может, причина излишней нагрузки – в том, что сам ранец слишком тяжел и взвесили все ранцы без школьных принадлежностей.

Таблица 2

п

Фамилия,       имя,

ребенка

Вес пустого ранца

Выводы

1

Бабурин С.

1,2

Превыш

2

Егорова Ю.

1,5

Превыш

3

Игловская Д.

1

Превыш

4

Капранов Э.

1,7

Превыш

5

Клименков С.

0,9

Превыш

6

Козлова А.

1,4

Превыш

7

Ковылина В.

0.6

Превыш

8

Кривошеин Д.

1,5

Превыш

9

Кудряшов П.

0.8

Превыш

10

Курицын Д.

1

Превыш

11

Лебедева С.

1,2

Превыш

12

Малютина Т.

0.5

Норма

13

Обрывков Е.

0.4

Норма

14

Петухин Д.

1,1

Превыш

15

Свиридов А.

0.8

Превыш

16

Скарлыгина Ю.

0,4

Норма

17

Стрельников Д.

0,5

Норма

18

Сутко С.

1

Превыш

19

Фатеева М.

1,2

Превыш

20

Федорков С.

1

Превыш

21

Фикс Е.

0,4

Норма

22

Чернова В.

1

Превыш

23

Чечельницкий М.

0,7

Превыш

24

Шадская В.

1,3

Превыш

25

Шарухо М.

0,5

Норма

26

Шулятьева Е.

1

Превыш

27

Яткин И.

1,7

Превыш

Выводы: Мы увидели, что у 6 учеников вес ранца соответствует гигиеническим нормам, т.е. не превышает условного веса 0,5 кг. Однако у 21 человека вес ранца превысил гигиеническую норму.

Ранцы-тяжеловесы могут стать причиной различных патологий в развитии опорно-двигательной и сердечно - сосудистой систем.

Можно сказать, что родители ребят, обладающих правильными ранцами и ранцами-легковесами, побеспокоились о сохранении здоровья своего ребенка, в частности осанки. А может быть причина не только в ранцах, но и в учебных пособиях?

Результаты исследования

Понаблюдав в течение недели за весом ранцев, мы обнаружили, что самым тяжелым ранец бывает в понедельник, среду: 5 кг. Самым легким ранец оказался в пятницу. Вес легковеса достигал 2 кг. Так что даже в эти дни вес не соответствовал гигиеническим нормам.

- самый правильный ранец (до 0,5 кг) - 0,4 кг;

- самый лёгкий портфель - нет;

- самый тяжёлый ранец – 1,7 кг;

- самый тяжёлый ранец с принадлежностями – 4,7 кг;

- самый лёгкий ранец с принадлежностями – 2,5 кг;

- самый тяжёлый учебник – «Окружающий мир» - нет;

- самый «тяжёлый» учебный день понедельник, среда;

- самый «лёгкий» учебный день - пятница

Пути и способы решения проблемы.  

Рекомендации родителям

- Просим вас: не покупайте тяжелые ранцы! Врачи рекомендуют средний вес пустого ранца для ученика начальной школы – 500 г.

- У ваших детей от тяжелых нагрузок портится осанка.

- Ваши дети быстрее устают, таская за своей спиной тяжеловесы.

- Пожалуйста, позаботьтесь о ваших детях и об их здоровье!

Рекомендации учителям и работникам школ

    Снизить вес школьных ранцев и способствовать, таким образом, профилактике ортопедических и сердечно - сосудистых заболеваний у учащихся можно несколькими путями:

- использовать только те учебники и пособия, которые прошли гигиеническую экспертизу;

- найти возможность (в начальной школе) использовать два комплекта учебников (один – в школе, один – дома);

- при составлении школьного расписания учитывать гигиенические требования к весу ежедневных учебных комплектов;

- организовать хранение сменной обуви, спортивного инвентаря, принадлежностей для уроков труда, изобразительного искусства и т.п. в помещении школы;

- организовать в классе библиотеку необходимых книг для дополнительного чтения.

Рекомендации ученикам

- Не носите лишнего в ранцах.

- Проверяйте ранец ежедневно и не забывайте вытащить из него ненужные учебники.

-  Всё, что нужно на урок технологии и рисования можно оставлять в кабинете;

Приложение

Я здоровье сберегу,
Сам себе я помогу!

Осанка вырабатывается в детстве. Чтобы выработать хорошую осанку, быть здоровым, нужно выполнять правила, многие из которых вы уже знаете.

Правила для поддержания правильной осанки

  1. Выполнять упражнения по укреплению мышц туловища.
  2. При переносе тяжестей нужно равномерно нагружать руки.
  3. Не носить ранец или портфель в одной руке.
  4. Не перегружать портфель.
  5. Правильно сидеть за столом, партой, на стуле, не горбиться.
  6. Спать необходимо на жесткой постели с невысокой подушкой.
  7. Стоять и выполнять различную работу следует с выпрямленной спиной.

Упражнения для формирования правильной осанки.

  1.  «Великан». Встать на цыпочки, поднять руки вверх и вытянуть туло вище вверх. Вытягиваться все выше и выше, не сводя глаз с кончи ков пальцев. Идти вперед.
  2. «Военный на параде». Вытянуть руки по швам, прижать их к телу и идти, как военный на параде: вытягивая носок вперед и ставя ногу на всю ступню.
  3. «Ворота». Стать друг к другу, касаясь спинами. Поднять вверх об руч. Маленькими шажками разойтись в противоположные стороны, не отрывая глаз от обруча, и потянуться. Затем такими же маленькими шажками вернуться в и. п. и положить обруч на плечи. Голова при этом оказывается как бы в рамке обруча.
  4.  «Любопытный». Лечь на пол, живот и ноги плотно прижать к полу, руки соединить за спиной в замок. Выгнув грудь, посмотреть впе ред, по сторонам, назад. Следить, чтобы двигалась только голова, руки при этом прижимать к телу.

         5.  «Сядьте по-турецки». Сесть на пол, скрестив ноги. Положить обе руки на колени и выпрямить спину.

             

Дополнительный материал

Тест-анкета для ориентировочной оценки риска

сколиоза и других нарушений осанки

Целесообразно, чтобы данный тест был проведен родителями школьника.

Инструкция эксперту

Постарайтесь дать оценку ребенку по приведенным ниже позициям, используя четырех - балльную шкалу:

0 – признак не проявляется;

1 – признак слабо выражен или проявляется изредка;

2 – признак умеренно выражен или проявляется изредка;

3 – признак ярко выражен или проявляется постоянно.

Признаки

  1. Имеет привычку сидеть, лежать в неправильных позах.
  2. Носит сумки, портфель в одной руке.
  3. Имеет привычку сутулиться.
  4. Проявляет недостаточную двигательную активность.
  5. Не занимается оздоровительной гимнастикой (физзарядка, участие в спортивных секциях, плавание).
  6. Занимается тяжелой атлетикой (поднятием тяжестей).
  7. Неправильно или регулярно питается.
  8. Имеет астеническое, диспропорциональное телосложение.
  9. Беспечен, беззаботно относится к своему здоровью.
  10. Имеет выраженные черты инертности, медлительности, флегматичности.

Интерпретация результатов

Благополучный показатель - до 10 баллов, при показателе более 20 баллов учащийся должен быть отнесен в группу риска.

Литература.

  1. Андреева В.В. Профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей школьного возраста. Методические рекомендации. Воронеж, 2007. – 85 с.
  2. Дереклеева Н.И. Азбука классного руководителя. М., «5 за знания», 2008. – 26 с. 
  3. Журавлев, Е.П. Секреты здоровья./ Е.П. Журавлев. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - 69 с. 
  4. Колтановский, А.П. Тропы и дорожки здоровья. -М.:Физкультура и спорт, 1986. - 146 с.
  5.  Коновалова Н.Г.,Бурчик Л.К. Обследование и коррекция осанки у детей дошкольного возраста.: в сб. Физическое воспитание детей дошкольного возраста. - Новокузнецк, 1998.
  6. Степанова М.И. Школьные ранцы и здоровье детей. //Вестник образования № 17, 2004г.
  7. Сухаревская Е. Проекты и исследования.    //  Начальная школа  № 5, 2008г.
  8. Потапова, Н. А. Системная коррекция последствий сколиоза у детей и подростков средствами адаптивной физической культуры [Текст] : програм.-метод. комплекс / [Н. А. Потапова, Л. М. Кротова, Р. Р. Гатиатулин]. - М. : НЦ ЭНАС, 2006. - 216 с. : ил. - (Коррекционная школа). - Библиогр.: с. 213-214.

Ссылки

http://www.tvoyrebenok.ru/ranec.shtml

http://scoutbags.ru/statii/stat_1.html

http://pedsovet.su/load/45-1-0-7406


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект «Моё здоровье» Над проектом работали: Ученики 2 Б класса МОУ «Кривошеинская СОШ» Руководитель: учитель начальных классов Потапенко И. Г. Село Кривошеино 2011 год Муниципальное общеобразовательное учреждение Кривошеинская средняя общеобразовательная школа

Слайд 2

Великая проблема подобна драгоценному камню. Тысячи проходят мимо, пока, наконец, один не поднимет его. Фридрих Ницше ТЕМА «Здоровье ученика за его спиной»

Слайд 3

Жители наших ранцев

Слайд 4

Портфель - слово французского происхождения. Состоит из двух частей. «Порт» - несу, «фель» - листы. Дословно переводится – ношу листы. Когда на Земле появился портфель? Совершая раскопки в Альпийских горах, учёные-археологи нашли тело древнего человека, рядом с которым лежал портфель. Хозяину портфеля было около 5 тысяч лет. Портфель был сделан из кожи и досок. Его можно было носить как на спине, так и в руках.

Слайд 5

ЦЕЛЬ: Активизировать познавательную деятельность учеников при изучении темы «Организм человека и его здоровье», обратить внимание на сбережение своего здоровья (осанки) путём ежедневного контроля тяжестей за спиной. Задачи: Проанализировать данные в медицинской литературе по теме исследования. Ознакомиться с нормативами СанПиН 2.4.2. 1178-02 «О введении санитарно – эпидемиологических правил и нормативов». Описать, как влияют тяжелые ранцы на растущий организм ребёнка, к каким последствиям это приводит. Доказать, что тяжёлый портфель вредит здоровью. Предложить свои способы решения проблемы.

Слайд 6

Объект исследования: человек. Предмет исследования: осанка школьника – основа здоровья Участники исследования: ученики 2 Б класса МОУ «Кривошеинская СОШ» Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что тяжёлый ранец вредит здоровью. Методы исследования: Анализ; опрос; наблюдение; сбор информации из книг, журналов, интернета, газет; эксперимент. Результаты исследования «А что у вас, ребята, в рюкзаках?»

Слайд 7

Что такое осанка? Что влияет на нарушение осанки учеников? К чему это приводит? Погружение в проект

Слайд 8

Результаты исследования

Слайд 9

Что такое осанка? Правильная осанка формируется в первые годы жизни. Но наиболее важный период - с 4 до 10 лет, когда быстро развиваются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу. Осанку школьникам портят тяжелые ранцы и особенно - портфели. Регулярная асимметричная нагрузка на неокрепший позвоночник чревата неприятностями на всю дальнейшую жизнь. Год от года школьные ранцы становятся тяжелее. Исследования, проведенные в ряде школ, показали, что вес ранца с учебниками у учеников начальной школы, как правило, достигает 5-6 кг, что в 2,5-3 раза превышает допустимые гигиенические нормы. Это привычное положение тела человека во время движения и покоя, умение держать своё тело.

Слайд 10

Отчего портится осанка ?

Слайд 11

Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что тяжелый ранец вредит здоровью. Что лучше носить: ранец или портфель?

Слайд 12

Выбираем ранец Спинка должна быть твёрдой; Ткань должна быть прочной и водонепроницаемой; Рюкзак должен быть с двумя лямками; Пустой рюкзак должен весить не более 500 г; Ручки ранца должны быть гладкими, без вырезов и острых деталей.

Слайд 13

Наш эксперимент «А что у вас, ребята, в рюкзаках?»

Слайд 14

План эксперимента 1. Узнать у медицинского работника школы о состоянии опорно-двигательной системы, в частности об осанке, ребят нашего класса или проверить осанку своими силами. 2. Взвесить ранцы без школьных принадлежностей у учеников нашего класса. 3. Проверить вес учебных пособий, необходимых по программе, и сравнить с гигиеническими нормами. 4. В течение недели наблюдать за изменением веса ранца в связи с учебными нагрузками. 5. Подвести итоги по позициям: самый правильный ранец (до 0,5 кг); самый легкий портфель; самый тяжелый ранец; самый тяжелый ранец с принадлежностями; самый легкий ранец с принадлежностями; самый тяжелый учебник; самый "тяжелый" учебный день; самый "легкий" учебный день 6. Дать рекомендации детям и учителям.

Слайд 15

Проверяем правильность осанки у школьника. Проблемы с осанкой 12 человек с нарушением осанки; 2 человек со сколиозом; 13 человек здоровых.

Слайд 16

Гигиенические требования к учебникам 1 – 4 классы – 300 г 5 – 6 классы – 400 г 7 – 8 классы – 500 г 10-11 классы – 600 г «Литературное чтение» - 300г «Математика» - 190 г «Русский язык» - 290 г «Окружающий мир» - 250 г Дневник – 250г Дидактический материал по русскому языку – 220г Тетрадь по окружающему миру– 150г Дидактический материал по математике – 190г

Слайд 17

Вес ранца Вес ранца должен быть меньше 10% веса ученика, т.е. вес ученика (в килограммах) надо умножить на 10 и разделить 100.

Слайд 18

Таблица соотношения веса тела и реального веса ранца № п Фамилия, имя, ребенка Вес тела Диагноз Прав вес ранца Реаль ный вес ранца Выводы 1 Бабурин С. 28 Н.о. 2,8 3,5 кг Превыш 2 Егорова Ю. 26 Н.о. 2,6 3 – 3, Превыш 3 Игловская Д. 25 Ск. 2,5 3 кг Превыш 4 Капранов Э. 42 4,2 3,8 кг Норма 5 Клименков С. 34 3,4 3 кг Норма 6 Козлова А. 27 Н.о. 2,7 3,5 кг Превыш 7 Ковылина В. 28 2,8 2,6 кг Норма 8 Кривошеин Д. 35 3,5 3,2 кг Норма 9 Кудряшов П. 30 Н.о. 3 2,8 кг Норма 10 Курицын Д. 29 Н.о. 2,9 3,3 кг Превыш 11 Лебедева С. 36 3,6 3 кг Норма 12 Малютина Т. 24 Н.о. 2,4 3,5 кг Превыш 13 Обрывков Е. 35 3,5 3,5 кг Норма 14 Петухин Д. 37 Н.о. 3,7 3,9 кг Превыш 15 Свиридов А. 26 Н.о. 2,6 3,3 кг Превыш 16 Скарлыгина Ю. 28 Н.о. 2.8 2,5 кг Норма 17 Стрельников Д. 30 3 2.8 кг Норма 18 Сутко С. 18 1,8 3 кг Превыш 19 Фатеева М. 23 Н.о. 2,3 2,5 кг Превыш 20 Федорков С. 25 2,5 3,5 кг Превыш 21 Фикс Е. 30 3 2,8 кг Норма 22 Чернова В. 24 2,4 4,7 кг Превыш 23 Чечельницкий М. 38 3,8 3,7 кг Норма 24 Шадская В. 24 2,4 3 кг Превыш 25 Шарухо М. 32 Н.о. 3,2 3 кг Норма 26 Шулятьева Е. 22 Н.о. 2,2 3,4 кг Превыш 27 Яткин И. 21 Ск. 2,1 3,9 кг Превыш

Слайд 19

Вес ранца без школьных принадлежностей № п Фамилия, имя ребенка Вес пустого ранца Выводы 1 Бабурин С. 1,2 Превыш 2 Егорова Ю. 1,5 Превыш 3 Игловская Д. 1 Превыш 4 Капранов Э. 1,7 Превыш 5 Клименков С. 0,9 Превыш 6 Козлова А. 1,4 Превыш 7 Ковылина В. 0.6 Превыш 8 Кривошеин Д. 1,5 Превыш 9 Кудряшов П. 0.8 Превыш 10 Курицын Д. 1 Превыш 11 Лебедева С. 1,2 Превыш 12 Малютина Т. 0.5 Норма 13 Обрывков Е. 0.4 Норма 14 Петухин Д. 1,1 Превыш 15 Свиридов А. 0.8 Превыш 16 Скарлыгина Ю. 0,4 Норма 17 Стрельников Д. 0,5 Норма 18 Сутко С. 1 Превыш 19 Фатеева М. 1,2 Превыш 20 Федорков С. 1 Превыш 21 Фикс Е. 0,4 Норма 22 Чернова В. 1 Превыш 23 Чечельницкий М. 0,7 Превыш 24 Шадская В. 1,3 Превыш 25 Шарухо М. 0,5 Норма 26 Шулятьева Е. 1 Превыш 27 Яткин И. 1,7 Превыш

Слайд 20

Выводы Мы увидели, что у 6 учеников вес ранца соответствует гигиеническим нормам, т.е. не превышает условного веса 0,5 кг. Однако у 21 человека вес ранца превысил гигиеническую норму . Ранцы-тяжеловесы могут стать причиной различных патологий в развитии опорно- двигательной и сердечно - сосудистой систем .

Слайд 21

Результаты исследования - самый лёгкий пустой ранец – 0,4 кг; - самый тяжёлый пустой ранец – 1,7 кг; - самый тяжёлый ранец с принадлежностями – 4,7 кг; - самый лёгкий ранец с принадлежностями – 2,5 кг; - самый тяжёлый учебник – «Литературное чтение»; - самый «тяжёлый» учебный день - понедельник, среда; - самый «лёгкий» учебный день – пятница.

Слайд 22

Наши рекомендации Рекомендации родителям - Не покупайте тяжёлые ранцы. Врачи рекомендуют средний вес пустого ранца для учеников начальной школы – 500 г; - У ваших детей от тяжёлых нагрузок портится осанка; - Ваши дети быстрее устают, таская за своей спиной тяжеловесы; - Пожалуйста, позаботьтесь о ваших детях и об их здоровье!

Слайд 23

Рекомендации учителям и работникам школы Снизить вес школьных ранцев учащихся можно несколькими путями: использовать только те учебники и пособия, которые прошли гигиеническую экспертизу; при составлении школьного расписания учитывать гигиенические требования к весу ежедневных учебных комплектов; найти возможность (в начальной школе) использовать два комплекта учебников (один – в школе, один – дома); организовать хранение сменной обуви, спортивного инвентаря, принадлежностей для уроков труда, изобразительного искусства в помещении школы; организовать в классе библиотеку необходимых книг для дополнительного чтения.

Слайд 24

Рекомендации ученикам Не носите лишнего в ранцах. Проверяйте ранец ежедневно и не забывайте вытащить из него ненужные учебники. Всё, что нужно на урок технологии и рисования можно оставлять в кабинете;

Слайд 25

Осанка вырабатывается в детстве. Чтобы выработать хорошую осанку, быть здоровым, нужно выполнять правила, многие из которых вы уже знаете. Правила для поддержания правильной осанки Выполнять упражнения по укреплению мышц туловища. При переносе тяжестей нужно равномерно нагружать руки. Не носить ранец или портфель в одной руке. Правильно сидеть за столом, партой, на стуле, не горбиться. Спать необходимо на жесткой постели с невысокой подушкой. Стоять и выполнять различную работу с выпрямленной спиной.

Слайд 26

Я ЗДОРОВЬЕ СОХРАНЮ, САМ СЕБЕ Я ПОМОГУ .

Слайд 27

Над проектом работали Ученики 2 Б класса Кривошеин Денис, Обрывков Егор, Чечельницкий Матвей, Козлова Ангелина, Чернова Виктория, Егорова Юлия, Сутко Софья Руководитель проекта Потапенко Ирина Геннадьевна



Предварительный просмотр:

МБОУ «Кривошеинская СОШ»

Проект

«Наш любимый шоколад»

        Участники проекта: Чернова В., Сутко С,

Козлова А., Егорова Ю.,

Кривошеин Д., Обрывков Е.,

Чечельницкий М.,

        2012 год

Проект «Наш любимый шоколад»

Актуальность темы:

Какой он вкусный! Какой изысканный! Какой разнообразный: и черный, и белый, и горький, и пористый, и с орехами, и с изюмом, и с другими начинками. Его можно есть, его можно пить, им можно украшать сладкие блюда… Достоинств шоколада не счесть. Наверное,  нет такого человека, который бы не любил шоколад. Перед искушением шоколада не может устоять никто. А шоколад это поистине лакомство для всех людей на Земле. Каждый может найти шоколад на свой вкус. ил

Мы взяли  тему проекта про шоколад  потому, что нам очень нравится это лакомство. Нам очень хотелось узнать, как он появился, из чего его изготавливают, какой бывает шоколад? А ещё нам хотелось узнать, правда ли, что от него портятся зубы и почему его нельзя много есть? И вообще, насколько вреден, а может быть  и полезен шоколад?

Цель нашего проекта:

Узнать и рассказать сверстникам интересные сведения о любимом лакомстве и  о  его пользе и вреде.ать как можно больше о любимом лакомстве.

Задачи:

1. Провести анализ источников по теме проекта.

2. Провести анкетирование учителей и учащихся.

Основополагающий вопрос

Вреден или полезен шоколад?

Проблемные вопросы

Любят ли дети и взрослые  шоколад?

Портятся ли от шоколада зубы?

Почему  нельзя есть много шоколада?

Гипотеза:
Мы считаем, что шоколад благотворно влияет на здоровье человека.

Наш  план  работы:

  1. Изучить литературу  по теме.
  2. Узнать интересные факты по Интернету и посмотреть по телевизору.
  3. Спросить у взрослых.
  4. Провести анкетирование.
  5. Создать презентация и выпустить стенгазету.

Перед началом работы мы провели анкетирование.

Нами  было опрошено 80 учеников начальной школы  и 8 учителей.

Вопросы анкеты

  1. Любите ли вы шоколад?
  2. Как вы думаете,  шоколад полезен?
  3. Как вы думаете,  шоколад вреден?
  4. Портятся ли от шоколада зубы?
  5. Интересно ли вам побольше узнать о происхождении, пользе и вреде шоколада?

Мы сделали  вывод, что шоколад  – любимое лакомство детей и взрослых, но сведений о нем они знают мало, почти все, кого мы опрашивали, считают, что от  шоколада портятся зубы, всем бы хотелось узнать о пользе и вреде шоколада, как и откуда он к нам пришел.

Поэтому мы и решили  изучить литературу по данной теме и познакомить всех желающих с результатами нашего труда.

Вот что удалось нам узнать.

На самом деле история шоколада началась более 3000 лет назад. Возникновение слова «какао» приписывают народу ольмеков.

К 600-м годам нашей эры народы майя разбили плантации какао. Они научились готовить из зерен какао шоколадный напиток, который считали священным.
После распада культуры майя появились ацтеки. Они ценили какао так высоко, что какао-бобы служили им в качестве денег.

Позже в него начали добавлять разнообразные продукты: молоко, специи, сладкие вещества, вино и даже пиво! В 1674 году с добавлением шоколада стали делать рулеты и пирожные. В 19 веке изобрели конфеты с начинкой.

Слово «шоколад» происходит от «чоколатль», названия напитка из какао-бобов.

На языке ацтеков «чоколли» означает «горечь», а «атль» обозначает воду, используемую для приготовления шоколадного напитка.

По происхождению какао-бобы подразделяют на три группы: американские; африканские; азиатские.

САМЫЕ БОЛЬШИЕ ПЛАНТАЦИИ КАКАО В АФРИКЕ!

Какао-бобы находятся в мякоти плода какао-дерева  по 30-50 шт., имеют миндалевидную форму, длину около 2,5 см.

Какао-бобы свежесобранных плодов не обладают вкусовыми и ароматическими свойствами, характерными для шоколада и какао-порошка, имеют горько-терпкий привкус и бледную окраску.

Для улучшения вкуса и аромата какао-бобы подвергают на плантациях сушке.

Так из какао-бобов получают основные полуфабрикаты: какао тёртое, масло какао и какао-жмых

Какао тёртое и масло какао с сахарной пудрой используют для приготовления шоколада; из какао-жмыха получают какао-порошок.

Схема получения шоколада

После сбора плодов, семена высушивают, обжаривают, затем охлаждают, дробят и получают какао- крупу, перетирают, добавляют другие компоненты, затем эта смесь попадает в плиточный аппарат, охлаждается, упаковывается в обёртки и фасуется по коробкам.

В России темный шоколад появился более  100 лет назад

КЛАССИФИКАЦИЯ ШОКОЛАДА

  • Пористый шоколад
  • Шоколад без добавок
  • Шоколад с начинкой
  • Шоколад белый
  • Шоколад молочный
  • Шоколад диабетический

А кстати, интересно, приносит ли шоколад на самом деле пользу? Или вред? Что известно об этом на сегодня?

Ученые установили, что запах способствует выработки серотонина — гормона счастья, отсутствие которого ведет к депрессиям.

Благодаря высокому содержанию жиров, шоколад является калорийным продуктом, а потому его неумеренное потребление может привести к избыточному весу.

Недавно было установлено, что в шоколаде имеется вещество, подавляющее действие бактерий, образующих зубной камень.

Шоколад способствует появлению прыщей. Людям, страдающим от прыщей, особенно от угревой сыпи, рекомендуется сократить потребление шоколада.

Шоколад благотворно действует на сердечно - сосудистую систему. Витамин F уменьшает вероятность развития инфарктов и инсультов. Он полезнее для сердца, чем красное вино, чай или яблоки: снижает риск образования тромбов, улучшает показатель давления.

Кроме того, в одной плитке шоколада содержится калия, кальция, минеральных веществ и витаминов больше, чем в одном зеленом яблоке. А в черном шоколаде еще и довольно много железа.

ПОЛЕЗЕН ИЛИ ВРЕДЕН ШОКОЛАД?

Польза шоколада будет проявляться только в том случае, если этим продуктом не злоупотреблять.              

 50 гр шоколада в день не принесут никакого вреда.

 А вот большие количества могут:

* нарушить обмен веществ

* вызвать повышение веса

*разрушить зубы

*аллергию

К шоколаду, как ни к какому другому продукту,  применимо правило - хорошо в меру.

Интересные факты о пользе шоколада

Есть в употреблении шоколада  немало  положительных сторон.

Польза шоколада  проявляется:

* в положительном воздействии на сердечно-сосудистую систему;

* в повышении работоспособности и активности мозга;

* в положительном влиянии на работу печени

Если У ВАС ЗАВТРА КОНТРОЛЬНАЯ?  Съешьте кусочек шоколада, чтобы у вас хватила ума и сил на работу!

ПОЛЕЗЕН ИЛИ ВРЕДЕН ШОКОЛАД?

  • Шоколад – виновник лишнего веса? – Отчасти
  • Шоколад придает энергию? – Да
  • Шоколад полезен для сердца? – Да
  • Шоколад вызывает головную боль? –    Это возможно
  • Шоколад вреден для зубов? – Нет
  • Шоколад способствует перевозбуждению?   - Да

До сих пор идут горячие споры медиков о том, сколько можно и нужно съедать шоколада. Точная «доза» пока что не установлена. Однако все дружно сходятся на том, что несколько плиточных квадратиков или две шоколадные конфеты никакого вреда не принесут.

ШОКОЛАДНЫЕ РЕКОРДЫ ГИННЕССА

  • Самый большой шоколадный брусочек - 2280 кг.
  • Самая высокая шоколадка – 8,5 м.
  • Самое большое шоколадное сердце – 922 кг.
  • Самая большая в России плитка шоколада – 500 кг, длина 2 м 73 см, ширина 1м 25 см, толщина 14 см.

Рефлексия:

Мы считаем, что в ходе работы все задачи выполнили.

- узнали о процессе  приготовления шоколада;

- выяснили, какие бывают виды шоколада;

- раскрыли полезные и вредные свойства шоколада;

- узнали интересные факты о шоколаде;

Во время работы над проектом научились добывать информацию не только из книг, но и из Интернета, выбирать из нее самое главное и интересное, оформлять информацию по плану. Мы часто спорили.  Нам надо было закончить работу, поэтому мы научились выполнять ее вместе. 


Предварительный просмотр: