Научная статья

Светлана Владимировна Зайцева

Методы и формы  работы с дедтьми дошкольного возраста с использованиес ИКТ в изобразительном исскустве 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauchnaya_statya.docx18.54 КБ

Предварительный просмотр:

Научная статья

" Ознакомление детей с пейзажем с использование икт-технологий".

 Почему и как я использую технические средства я покажу и расскажу далее. А почему именно с пейзажем? Рисование пейзажей — это наиболее сложный вид рисования в дошкольном возрасте. Говоря детским языком, что такое пейзаж- это все то, что окружает ребенка вне стен помещения. Ребенок, наверно, большую часть времени находится, грубо говоря, в реальном пейзаже. На прогулке в детском саду, его окружает городской пейзаж, на воскресных прогулках или каникулах это могут быть лесные, сельские, горные, морские пейзажи. Ребенок- это фонтан эмоция и фантазий. Свои сказочные и фантастические пейзажи он может легко нарисовать словесно, но вот изобразить на листе бумаге уже сложнее, как и другие виды пейзажей. Моя цель- это научить ребенка изображать его мир, который он видит каждый день на листе бумаге. Находясь в стенах детского сада в этом помогают технические средства обучения, которые являются подготовительным этапом в рисовании разных пейзажей.

Развитие  цветовосприятия- важная составляющая художественного образования дошкольников. В магазинах можно встретить разные готовые игры по типу " Подбери цвет", но не все, на мой взгляд, отвечают требованиям, поскольку ограничиваются довольно бедным набором цветов. Поэтому, для работы с ребятами я использую самодельные карточки оттенков.

В зависимости от целей и задач, вы можете распечатать карточки холодных, теплых , пастельных оттенков, и , наконец, просто красивые картинки, которые понравятся детям. Таких карточек можно сделать сколько угодно много и периодически заменять их, что гарантирует постоянный интерес к игре.

 Далее используем карточки в нескольких вариантах:

1  Предлагать найти карточки с холодными, теплыми оттенками, зимняя или летняя палитра. Можно предложить найти карточки с контрастными цветами или родственными.

2 Предложить подобрать картинку и палитру к ней, тогда карточку лучше предварительно разрезать.

Также я использую проект из программы MIMIO " Путешествие по радуге"

Ребята с удовольствием рассматривают картинки и подбирают палитры к ним. И ,незаметно для себя, развивают свое цветовосприятие и эстетический вкус.

В этой статье я бы хотела поделиться  своим опытом работы с детьми, при ознакомлении с пейзажем. При знакомстве с пейзажной живописью мне очень помогают технические средства обучения, которые развивают ребенка  по всем областям  образовательной деятельности

1. Ознакомление  с пейзажем я разделила на несколько этапов  и в каждом из них я стараюсь применять ИКТ- Технологии, т.к. считаю что  это современный , доступный, яркий и интересный способ подачи материала.

2.Преимущество икт-технологий.

Опыт работы показал, что использование икт-технологий на занятиях по изобразительному искусству:

-активизирует познавательную деятельность детей

-повышает мотивацию

-экономит время на объяснении материала, позволяет дополнить, углубить их содержание

- позволяет дифференцировать и индивидуализировать работу детей

-создает комфортность на занятиях

  Я считаю, что ТС необходимы для повышения качества образования, так же , чтобы уменьшить утомляемость детей, они дают возможность изложить материал наглядно, в образной, а потому легко воспринимаемой и хорошо запоминающейся форме

3.Программа раннего развития кидсмарт.

Программа раннего обучения IBM Кidsmart развивает творческое мышление, повышает уверенность малыша в собственных возможностях, развивает самостоятельность, побуждает к исследовательской деятельности. Парты с компьютерами установлены в специальном кабинете, где созданы условия для разнообразной деятельности ребенка.Эту программу я использую вместе с педагогом доп . образования, работающем по этой программе в рисовании городских пейзажей. Используя геометрические фигуры разных форм, дети учатся строить на компьютере городские постройки. Следующим, более сложным этапом, я предлагаю ребенку построить из тех же геометрических фигур более сложные сооружения, достопримечательности нашего города по образцу, которым может являться фотография. Дети распечатывают на принтере получившийся рисунок и дорисовывают недостающие элементы.

 Такое компьютерное рисование помогает в дальнейшем ребенку рисовать городские постройки на бумаге, как один из подготовительных этапов в рисовании пейзажей.

Знакомство с видами пейзажа.

С детьми проводятся занятия по ознакомлению с видами пейзажа. Дети узнают, что в зависимости от того, что является объектом изображения, различаются и виды живописного пейзажа. Я выделила виды пейзажа(перечислить)

12. Лабиринт.

я использую игру  "лабиринт". Такую игру легко создать в программе Power point и использовать с разными видами пейзажей , как при закреплении материала(  следовать от слова к картинке) , так и при подаче как новый материал (  следовать от картинке к слову)Если дети не читающие, тогда можно использовать как закрепляющий материал, заменив слова картинами.  Также возможно использование презентаций на тему.

После серии подобных занятий у детей формируется четкое представление о том, что где бы человек не жил, в городе или в сельской местности, везде он может найти прекрасное: маленькая сельская речушка, убегающая в даль, или город с его кипучим, напряженным ритмом.

Ознакомление пейзажем с использованием  интерактивного стола smart Table

 интерактивный стол – представляет собой интерактивный учебный центр с сенсорной поверхностью управление которой происходит с помощью прикосновений рук человека или других предметов. Это первый многопользовательский сенсорный стол, позволяющий эффективно вовлекать учеников в процесс обучения. Я использую проекты программы MIMIO  : " Рисуем пейзаж", "Учим детей рисовать", "Калейдоскоп живописи" (  можно использовать при знакомстве с видами пейзажа), " Путешествие по радуге с солнечным зайчиком" Я уже говорила об этом при развитии цветовосприятия)," Путешествие по Санкт-Петербургу", " Разговор о море". Такие занятия проводятся в специально оборудованном кабинете совместно с педагогом работающим с икт- технологиями маленькими подгруппами.

Эстетическое развитие.

 Я  использую мультимедийные презентации основываясь на учебно-методическое пособие " Город- сказка, город- быль" авторы Солнцева и Корнеева- Леонтьева. Это является подготовительном этапом в рисовании городских пейзажей, связанных с нашим городом. Цель программы: Развитие интереса к культурному наследию Санкт-Петербурга у детей старшего дошкольного возраста.

Это методическое пособие содействует развитию художественно- творческих способностей детей в продуктивной деятельности, содержанием которой являются представления о Санкт- Петербурге, как городской пейзаж.

И еще один мультипликационный проект "Всемирная картинная галерея с тетушкой совой".

 В этой увлекательной анимационной программе, тетушка Сова не только расскажет о знаменитых художниках, но и продемонстрирует их картины. Уникальность программы в том, что каждая серия представляет собой оригинальную сказку, иллюстрированную картинами. Программа будет интересной не только для маленьких зрителей, но и для их родителей. Музыкальный ряд и интерьеры будут переносить зрителя в эпоху, в которую создавал свои произведения тот или иной художник.

Развивающая среда

Развивающая среда нашего учреждения позволяет полностью реализовывать поставленные цели при изучении пейзажной живописи. Мультимедийные презентации, видео материалы демонстрируются в группах через проекторы, в специально оборудованном кабинете проходят подгрупповые занятия при которых используется телевизор, индивидуальные занятия проводятся с использованием ноутбука.

Технические навыки рисования объектов.

Интерактивная сенсорная панель «Солнышко» - это сенсорный игровой материал с красочными интерактивными играми для детей. Оно оснащено специализированными игровыми компьютерными программами.

Задачи:

Развитие сенсорного восприятия детей; развитие внимания, мышления и памяти;

формирование зрительно-моторных функций;

координация движений «глаз – рука», развитие эмоционально – волевых функций;

развитие общей и мелкой моторики. Развитие умения обращаться с сенсорной панелью

Я использую эти программы при рисовании объектов ( Деревьев, домов, транспорта, расположении линии горизонта и много другого). Ребенок, рисуя, в случае неудачи, может одним движением стереть не получившийся рисунок и пробовать много раз. Еще один способ знакомства с пейзажем - это " рисование на слух" . На  мой взгляд это интересно при изображении воды. дети слушают звуки прибоя, шум волн и пробуют изобразить звук при помощи маков, цвета. Вот такие городские и морские пейзажи получились в ходе таких упражнений.

  Перспектива в рисунке. Это заключительный этап освоения рисования пейзажа. Ребенок в силу своих психологических возрастных характеристик не может самостоятельно понять как возможно передать , говоря компьютерным языком 3 D эффект на листе бумаги. Обычно, по опыту работы, ребенок изображает все на переднем плане. Я использую рисование при помощи полупрозрачной бумаги- калька, которая поможет ребенку увидеть и понять как можно нарисовать пейзаж и увидеть три плана в рисунке: передний, средний и дальний.   я хочу показать мастер-класс в котором я использую презентацию, где картинки выполнены в программе "фотошоп", в ознакомлении детей с элементами перспективы. Также познакомить детей с перспективой можно в программе мимио в проекте" Рисуем пейзаж" на smarttable.