Консультация для педагогов "Использование метода ТПФ, как средства речетворчества"

Зехина Ольга Николаевна

Консультация для педагогов

«Использование метода ТПФ, как средства речетворчества»

Для успешного обучения детей старшего дошкольного возраста составлению текстов сказочного содержания можно с успехом применять типовые приёмы фантазирования – это будет своеобразным алгоритмом, главное дать детям его понимание. Как пример можно взять гениальную книгу Льюиса Кэрролла «Приключения Алисы в Стране Чудес» - произведение, в котором есть все основные приёмы типового фантазирования.

Предлагаю рассмотреть приёмы:

  1. Встреча с Белым Кроликом   (« Дробление-объединение»  животное + человек)
  2. Полёт в колодце, не имеющем ни конца ни края                            («Увеличение-уменьшение»)
  3. Рассуждения Алисы: «По вкусу ли кошке летучие мышки? По вкусу ли мышке летучие кошки?»  ( «Наоборот»)
  4. Флакончик «Выпей меня» («Специализация»  только уменьшение размера)
  5. Гриб, один бок которого укорачивает, а другой удлиняет  («Универсализация»)
  6. «Кот исчезал постепенно, начиная с кончика хвоста и кончая улыбкой, которая ещё была видна некоторое время после того, как растворилось в воздухе всё остальное».  («Наоборот» и «Вынесение – внесение» улыбка без кота)
  7. «Время остановилось на 6 часах вечера, так мы с тех пор всё так и пьём и пьём чай, а дело никак не доходит до того, чтобы встать из-за стола и убрать посуду».  («Остановка времени»)
  8. Садовники, солдаты королевы – из картона («плоские, прямоугольные, руки-ноги по углам»)    («Оживление-окаменение»  ожившая колода карт)
  9. «Ты не чаял хлеба, а хлебал чай»    («Наоборот»)

«Алиса в Зазеркалье»

  1. Из рассказа Королевы Белых: «У нас есть Скороход. Сейчас он в тюрьме, отбывает наказание. А суд начнётся не раньше будущей среды. А уже после совершится преступление».          ( «Перепутывание времени»)
  2. Визг Королевы Белых был как паровозный свисток, и Алиса заткнула уши.    («Увеличение-уменьшение»)
  3. «Окорок, которого представили Алисе, встал на блюде и слегка поклонился»      («Оживление-окаменение» и «Дробление-объединение»  продукт + человек)

 

 

Итак, используя эти приёмы, возможно разнообразить любую историю, сделать её необычной, удивительной, оригинальной!