Региональный этап Всероссийского конкурса "Учитель года 2016"

Чистоткина Елена Геннадьевна

Материалы конкурса

1. Видеоматериал "Воспитательное мероприятие" по теме "Общение. Правила общения" (3 класс)

https://yadi.sk/i/XLI64qIiqUF87

2. Видеоматериал "Учебное занятие". Урок математики по теме "Цена. Количество. Стоимость." (3 класс. УМК "Гармония")

https://yadi.sk/i/KEY8PGLZqUF2w

3. Компьютерная презентация описания педагогического опыта "Формирование регулятивных УУД на этапах современного урока" (конкурсное задание "Методический семинар")

4. Пояснительная записка  описания педагогического опыта "Формирование регулятивных УУД на этапах современного урока" (конкурсное задание "Методический семинар")

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6 им. К. Минина»

г. Балахны  Нижегородской области

Конкурсное задание «Методический семинар»

                                                               

                                   

                                              Работу выполнила:

                                                            учитель начальных классов

                                                                      Чистоткина Елена Геннадьевна

                                                   стаж   работы – 20 лет

                                                   образование – высшее                                    

                                                категория – высшая  

Март, 2016 г

Ещё маленькой девчонкой была просто очарована своей первой учительницей. Она была для меня идеалом доброты, справедливости, грациозности, требовательности. Мне так хотелось быть на неё похожей. Неслучайно и любимыми играми в детстве были игры в школу.  Другой профессии в своём будущем я и не представляла - только учителем! И я осуществила свою мечту - в 1995 году я с отличием окончила Городецкое педагогическое училище, а в 2003 году - Нижегородский педагогический университет. И вот уже двадцать лет я работаю в своей родной школе.

Конечно, обучение на этом не закончилось. Оно продолжается  и по сей день: на курсах повышения квалификации,  а в  мае 2010 года мне посчастливилось попасть на квалификационные курсы «Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта начального образования». И вот я тьютор. Современному учителю сегодня важно не только дать ребёнку как можно больше конкретных предметных знаний, а вооружить его  универсальными способами действий. Именно об этом идёт речь в стандартах второго поколения ФГОС.

Согласно новому образовательному стандарту на протяжении обучения в начальной школе у моих ребят  должны быть сформированы следующие УУД:

•        личностные;

•        регулятивные;

•        познавательные;

•        коммуникативные.

Регулятивные УУД, на мой взгляд, являются одними из наиболее актуальных в современном учебном процессе,  так как  для дальнейшего успешного существования в современном обществе младший школьник  должен уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации, уметь контролировать свои действия и оценивать свой результат, значит,  организовывать собственную деятельность от этапа целеполагания до контрольно-оценочного.

Я представляю свой накопленный педагогический опыт по теме – формирование  регулятивных УУД на разных этапах современного урока.

Новизна моего педагогического опыта  заключается в том, что мною были проанализированы и систематизированы  формы, методы и приёмы регулятивных учебных действий на разных этапах современного развивающего урока, которые соответствуют требованиям ФГОС.

Цель моей идеи – создать систему работу, направленную  на формирование регулятивных УУД на этапах современного урока – актуального, развивающего и обязательно закладывающего основу для будущего.

В своей практике я особенно много внимания уделяю современному типу урока – уроку постановки учебной задачи – созданию особенной ситуации, когда ученику надо что-либо решить или сделать, а средств и способов у него для этого нет.  

Этапы современного урока постановки учебной задачи

На этапе создания ситуации успеха и решения практических задач каждый из моих ребят умеют переживать  радость своих достижений, осознают свои возможности и учатся верить  в себя. Значит, здесь формируются следующие регулятивные УУД – прогнозирование, планирование, контроль, коррекция, оценка и саморегуляция.

При создании ситуации разрыва  с помощью регулятивных действий целеполагания,  планирования, контроля, коррекции  и оценки я формирую отношения «знаю – не знаю» - ведь именно на этом этапе мои ученики соотносят то, что уже им  известно и  то, что ещё они не знают.

Фиксация места разрыва в знаково-символической форме позволяет моим ребятам удерживать, фиксировать возникшую проблему на уроке. Формируются следующие регулятивные универсальные действия – целеполагание, планирование, контроль, коррекция  и оценка.

На этапе постановки  учебной задачи и нахождении  способа действия мы  с ребятами постепенно перешли от традиционных отношений «спрашивающий учитель – отвечающий ученик» к современным, развивающим «спрашивающий ученик – учитель, помогающий ребёнку сформулировать свой вопрос и найти на него ответ». Здесь формируются регулятивные УУД – целеполагание,  планирование, контроль, коррекция  и оценка, действия саморегуляции.

Этап современного урока рефлексия обязательный. С помощью регулятивных действий планирования, контроля, коррекции и оценки  мои ребята не просто уходят с урока, но и выстраивают  для себя смысловую цепочку, сравнивают  свой результат с другими.

Я могу сделать вывод - важное место в формировании умения учиться занимают регулятивные универсальные учебные действия, которые обеспечивают организацию, регуляцию и коррекцию учебной деятельности.

Как же мне  отобрать  методические формы, методы и приёмы формирования регулятивных универсальных учебных действий на каждом этапе современного урока? Вот я и хочу поделиться своим обобщённым опытом применения приёмов, методов, форм регулятивных учебных действий на каждом этапе урока постановки учебной задачи.

Регулятивные действия целеполагания предполагают постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

•        Я часто использую метод подводящего диалога – логически выстраиваем цепочку вопросов, которые движущихся к теме урока. Сразу же у моих ребят возникает желание изучить тему, которую они сформулировали ими лично или которой их умело заинтриговала  я;  

•        Игра «Да-нет-ка» - ставит моих учащихся в активную позицию.

Регулятивные действия планирования предполагают умения точно следовать по образцу и алгоритму, самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи. Я использую:

•        Приём «Кластер» систематизирует материал, располагая мысли ребят  в определённом порядке;

•        Целенаправленное и систематическое обучение методу моделирования на уроках в начальной школе  приближает младших школьников к методам научного познания и обеспечивает их индивидуальное развитие.

Регулятивные действия прогнозирования направлены на предвосхищение результата с учётом имеющихся знаний, а также на выявление и прогнозирование причин трудностей.

•        Приём «Фруктовый сад» я часто провожу вначале урока с целью выявить  опасения и ожидания ребят. А  в завершении урока обязательно подводим итоги выяснения ожиданий и опасений;

•        Приём «Мозговой штурм» - обычно провожу в группах 5 – 6 человек. Все мои группы «штурмуют» одну учебную задачу.

Регулятивные действия контроля направлены на применение различных способов осуществления контроля за своей деятельностью и товарищей.

•        Приём «Разноцветные поправки»  помогает мне  сделать вывод о наличии потребности контроля у моих ребят.

Регулятивные действия коррекции - вносят необходимые дополнения и изменения в план, способ и результат действия на основе его оценки и учёта сделанных ошибок. Ребята адекватно воспринимают  предложения взрослых и товарищей по исправлению допущенных ошибок. Применяю метод «Учимся вместе» (работа в группах); упражнение «Помоги исправить ошибку»; приём «Найди ошибку».

Регулятивные действия оценивания направлены на осуществление адекватной полученному результату оценки и самооценки деятельности. Я использую приём «Паровозик», приём «Фразы», приём «Волшебные линеечки» (по Г. Цукерамн), приём «Ромашка» часто появляется на наших уроках - каждый ученик моего класса отрывает лепесток ромашки, отвечает на вопрос, записанный на нём с обратной стороны, а затем по кругу предаёт разноцветные лепестки своим товарищам

Регулятивные действия саморегуляции основаны на познавательном интересе обучающихся, а также на тренинговых упражнениях. Ребятам очень нравится приём «Прочитай зашифрованное слово», блицтурниры.

Ставя перед собой проблему применения в своей практике методов, приёмов и форм регулятивных УУД, считаю, что я с ее решением справляюсь. У ребят моего класса наблюдается положительная динамика качества обучения за последние три года.

Я могу с уверенностью отметить, что ребята моего класса:

  • Могут самостоятельно или с моей помощью сформулировать тему урока, вопрос для исследования, тем самым  вызывая интерес, могут сами «открыть» новые знания, добиваясь понимания материала
  • Ребята умеют работать в группах, умеют слышать и слушать друг друга, задавать вопросы, отвечать на них;
  • Ребята могут поставить учебную задачу на следующий урок, скорректировать свой образовательный путь;
  • Мои ученики умеют фиксировать собственные действия в чётких последовательных знаковых формах;
  • Дети могут обобщить полученные результаты, оценить не только собственную деятельность, но и деятельность одноклассника.

Развитие регулятивных УУД на уроках в начальной школе дают успешность моим детям и в других направлениях: ежегодно мои ребята принимают участие в районных предметных олимпиадах и НОУ (в том числе региональный конкурс «Я – исследователь»), в региональном туре Открытой всероссийской интеллектуальной олимпиады «Наше наследие».  И вот следующий результат:

Учебный

год

Муниципальные

предметные

олимпиады

Муниципальный конкурс исследований «Малая Академия»

Региональный конкурс «Я – исследователь»

(г. Арзамас)

Региональный тур Открытой всероссийской  интеллектуальной олимпиады «Наше Наследие»

2014 – 2015

уч.  год

(2 класс)

---

1 место – Новикова Ангелина, Елена и Ольга

2 место – Селина Анна

---

---

2015 – 2016

уч.  год

(3 класс)

Русский язык

1 место – Конова Ксения

2 место – Новикова Ольга

Математика

1  место – Новикова Ольга

---

Участники:

Новикова Ангелина

Новикова Елена

Новикова Ольга

Победитель:

2 место – Селина Анна

Участники:

Новикова Ангелина

Новикова Ольга

Конова Ксения

Колупаев Арсений

Призёр:

3 место - Новикова Елена

Некоторые формы, методы и приёмы формирования регулятивных УУД являются в кругу моих коллег инновационными.  Поэтому я с удовольствием делюсь своим опытом на разных уровнях педагогического сообщества (школьный, районный, областной).

Тиражирование своего педагогического опыта я представила в таблице:

Уровень выступления

Тема выступления

Школьный

Выступления на ШМО: «Проблемы введения ФГОС. Современный урок. Какой он?», «Формирование коммуникативных универсальных действий на уроках в начальной школе», «Изучение моделей оценки качества результатов обучения», «Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС»

Выступления на педсоветах: «Проектирование современного урока и занятий с учётом требований ФГОС», «Преемственность в обучении начальной школы и среднего звена»

Районный

Мастер – класс «Применение модульных технологий на уроках в начальной школе» (2009 – 2010 уч. год)

Семинар – практикум для классных руководителей «Совершенствование работы классных руководителей через создание воспитательных систем гуманистического типа» (февраль 2011 года)

Семинар директоров ОУ «Работа школы в условиях ФГОС» (март 2011 года)

Круглый стол Балахнинского района с молодыми специалистами «Современный урок как основа эффективного и качественного образования» (декабрь,  2012 год)

Выступление на РМО учителей начальных классов «Этапы современного урока» (ноябрь 2013 год)

Мастер – класс «Урок в начальных классах в рамках внедрения ФГОС НОО» ( 2012 – 2013 уч. год)

Районная экспериментальная площадка «Содержательные и организационные методические основы вариативных гуманно-личностных моделей образования детей»

ПТГ «Развитие УУД на уроках в начальной школе на примере УМК «Гармония» (2015- 2016 уч. год)

Областной

Семинар для заместителей директоров по воспитательной работе

«Организация педагогической поддержки развития ученического самоуправления»

Кроме этого разработки моих уроков, мероприятий  опубликованы на: Всероссийский фестиваль «Открытый урок» (Издательский дом «Первое сентября» - 2009, 2012, 2013 года)

Конспекты уроков на интернет-сайтах «Инфроурок», «Продлёнка», «Готовим урок», «Видеоурок»( 2014 – 2016 года)

Приняла участие во  Всероссийском фестивале «Ассоциация творческих педагогов России» и получила Диплом участника (2015 – 2016 уч. год)

Мои ученики тоже начинают тиражировать свой исследовательский опыт:

Приняли  участие во  Всероссийском фестивале «Ассоциация творческих педагогов России» и опубликовали свои детские работы в рамках «Проектная и исследовательская деятельность учащихся» (2015 – 2016 уч. год)

Регулярно отправляют свои работы на интернет - проект для одарённых детей «Алые паруса» (2014 – 2016 уч. год)

Свой педагогический опыт работы я представляла два года подряд на районном фестивале педагогических идей «Я иду на урок».  Стала победителем и призёром: 1 место – 2012 г., 2 место – 2013 г.

В 2013 году приняла участие в районном конкурсе «Педагогические чтения» и стала победителем конкурса в номинации «Современные основы образования».

В 2014 году стала участником Приоритетного национального проекта «Образование» по Нижегородской области.

Уже 5 лет я возглавляю работу школьного методического объединения учителей начальных классов в своей школе, несколько лет подряд вхожу в состав экспертной комиссии по аттестации учителей Балахнинского района.

 

За эти года росли, взрослели, развивались не только мои ребята, но и я как учитель – росла, совершенствовалась, приобретала опыт. Очень приятно, что меня отметили и наградили Грамотой Министерства Образования Нижегородской области (октябрь 2014 год)

Формирование универсальных учебных действий на современном уроке  – дело непростое, но сегодня – это требование времени. Значит нужно  идти в ногу со временем, чтобы дети были востребованными. Ведь современное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и постоянно  переучиваться в течение всей жизни. И я всегда помню, что все мои ученики – звёзды, маленькие и большие, близкие и далёкие. А каждая звёздочка должна сиять!

Подробно про мою педагогическую деятельность вы можете найти информацию на личном сайте    http://nsportal.ru/elena-chistotkina