Классный час:"Эти вредные конфликты"

Сергеева Лидия Евгеньевна

Цели: ознакомить детей с понятием «конфликт» и «конфликтная ситуация»,

со способами предупреждения конфликтов,

с применением навыков конструктивного разрешения конфликтов;

способствовать формированию позитивного отношения к людям, желания овладеть навыками общения и социального взаимодействия;

побудить детей к сотрудничеству, взаимопониманию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_eti_vrednye_konflikty.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

Тема:  Эти вредные конфликты.

 

Цели: ознакомить детей с понятием «конфликт» и «конфликтная ситуация»,

со способами предупреждения конфликтов,

с применением навыков конструктивного разрешения конфликтов;

способствовать формированию позитивного отношения к людям, желания овладеть навыками общения и социального взаимодействия;

побудить детей к сотрудничеству, взаимопониманию.

Форма проведения: час общения.

План классного часа:

1 Беседа:

2.Незаконченные предложения по теме «От чего происходят конфликты?»

3 Мини - лекция «Эти вредные конфликты»

4. Практикум. Способы предотвращения конфликтов.

5.Проблемная ситуация «Шесть шагов к миру»

6. Заключительное слово.

7. Рефлексия

Ход классного часа:

1 Беседа:

Классный руководитель: Ребята, приходилось ли вам затевать ссору? В чем это заключалось?  

Ответы детей:

 - Напутал чего-то, перессорился со всеми.

- Натворил гадостей, потом родители расхлебывали…

- Если в коллективе не могут работать дружно, там и ссорятся…

Классный руководитель: Если  коллектив не может работать дружно, в этом коллективе постоянно выясняют отношения, копят обиды, происходят столкновения. Как их избежать? Целью нашего сегодняшнего занятия будут «конфликты» и то, как их нужно правильно разрешать. А ещё лучше, научиться вести себя так, чтобы конфликтов в жизни стало поменьше.

2.Незаконченные предложения по теме «От чего происходят конфликты?

Классный руководитель: Поднимите руку, кому приходилось когда – либо  участвовать в конфликтной ситуации? ( дети поднимают руки)

 Давайте вспомним, отчего возникла ваша конфликтная ситуация. Что было причиной конкретного конфликта? Для этого предлагаю вам закончить предложение, записанное на доске: « Причиной конфликта было то, что…»

 

Ответы детей:

- Мишка меня толкнул в коридоре.

- Оля бросила мой портфель на пол.

- Он оскорбил мою сестру.

Классный руководитель: Как видим, конфликты возникают по самым разным поводам, но причины у всех схожие: не совпадение целей, желаний, оценок, неуважение к другим, неумение общаться.

3.  Мини - лекция «Эти вредные конфликты»

       Конфликт – это столкновение, противоречие, которое рождает враждебность, страх, ненависть между людьми. Ученые выявили несколько разновидностей конфликтов. Самый распространенный- неуправляемый конфликт. Вот в автобусе вам кто-то наступил на ногу и вы возмутились: « Вот нахал, даже не извинился!» Теперь уже тот вынужден нападать: «На такси нужно ездить!» В результате дело может дойти и до драки.

      Другой вид конфликта – холодная напряженность ( внутренний конфликт). Он может возникнуть у людей стоящих в очереди, когда кто-то, пользуясь своим правом, пытается обойти всех. Например, ветеран показывает свое удостоверение, люди молчат, но внутри у них все кипит. Но вот кто-то не выдержал и запротестовал, очередь его поддерживает и разгорается скандал. Этот вид конфликта называется «пристройка снизу».

    Есть и третья разновидность – избегание, когда человек явно показывает, что не хочет поддерживать общение.

   В чем же вред таких конфликтов? Во – первых, от конфликтов страдает достоинство человека. Во-вторых на каждую минуту конфликта приходится 20 минут переживаний.

В-третьих, страдает физическое здоровье- поражаются нервы, сердце, сосуды. Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать такие конфликты.

Прежде всего ни в коем случае нельзя употреблять запрещенные приемы- это фразы типа»Да брось ты!», «что ты понимаешь?»,» Ты же вроде умный человек, а говоришь чепуху». Наоборот, просто волшебное действие производят слова: «мне кажется..», «может быть, я ошибаюсь», « может быть ты со мной согласишься» и т.п. Правильное поведение при конфликте сохранит ваше здоровье, сделает спокойнее и счастливее не только вас, но и других.

4. Практикум. Способы предотвращения конфликтов.

Классный руководитель: Итак, мы выяснили, что в классе два мальчика поссорились сегодня. Как болезни, конфликты лучше предупредить, чем лечить. Сейчас мы будем учиться предупреждать конфликтные ситуации. Мы рассмотрим два самых распространенных. Первый способ предупреждения конфликта – это мягкое противостояние. Мягкое противостояние это решительное возражение, высказанное в мягкой форме. Так можно и  отстоять свою позицию, и не обидеть другого человека. Второй способ называется «конструктивное предложение». Это попытка найти компромисс, то есть выход, который мог бы устроить всех. Рассмотрим конкретные ситуации.

Мягкое противостояние

Классный руководитель: Вам не нравится, что ваш сосед по парте никогда не носит в школу учебников и пользуется вашими. Окажите ему мягкое противостояние. Попробуйте мягко намекнуть ему на это

Фразы детей: Саша, не обижайся, но это мои учебники и мне удобно ими пользоваться одному.

Конструктивное предложение

Классный руководитель: У вас хорошо получилось мягкое противостояние. А как можно в этой ситуации избежать конфликтов с помощью конструктивного предложения?

Фразы детей  Саша, мне кажется несправедливым то, что я один ношу в школу учебники, давай будем делать это по очереди.                                                         

 Классный руководитель.  Мягкое противостояние и конструктивное предложение – это два способа поведения, которые помогут вам предотвратить конфликты и сохранить собственное достоинство. 

Правила управления конфликтом.

  1. Не прерывайте. Слушайте.
  2. Не делайте предположений.
  3. Не переходите на личности и не оскорбляйте.
  4. По-настоящему работайте над решением проблемы. Предлагайте множество решений конфликта, пока не достигните соглашения, которое устроит вас обоих.
  5. Закончите на позитивной ноте.

5. Проблемная ситуация «Шесть шагов к миру» Если не остановить конфликт, он разгорается, как пожар. И потушить его иногда бывает невозможно. Для погашения конфликта психологи придумали специальное противопожарное правило – «Шесть шагов к миру». ( Детям раздаются карточки)                              

Шесть шагов разрешения конфликта.

*      1 шаг. Чего я хочу так, что это привело к конфликту? Чего хочет человек с которым у меня конфликт?

  • 2 шаг. Из-за чего возник конфликт, нам обоим хочется одно и то же?
  • 3 шаг. Могу ли я придумать решение, при котором мы оба получим, чего хотим?
  • 4 шаг. Какое из этих решений самое лучшее?
  • 5 шаг. Какое решение приемлемо для нас обоих?
  • 6 шаг. С чего следует начать после того, как мы приняли решение, и из чего будет ясно, что мы не ошиблись?

Ребята, в нашем классе сегодня вспыхнул конфликт между Рамилем и Колей. Попробуем погасить этот конфликт с помощью шести шагов.. Для начала приглашаю конфликтующих ребят к доске. Станьте подальше друг от друга.

         Ребята, нам кажется, что этот конфликт надоел уже вам самим, но никто не хочет первым делать шаги к примирению. Мы вам предлагаем сделать целых шесть шагов. Чтобы сделать эти шаги, вам нужно честно и четко ответить на мои вопросы.

        Итак, сделайте первый шаг!

( дети делают один шаг навстречу друг другу)

 А теперь дайте честный и точный ответ на вопросы: «Чего я хочу так, что это привело к конфликту? Чего хочет человек с которым у меня конфликт?»

( дети по очереди отвечают)

Так, теперь нужно сделать второй шаг…

..и ответить на вопросы «Из-за чего возник конфликт, нам обоим хочется одно и то же? Или мы хотим, чтобы что-то разное происходило одновременно?»

(дети отвечают)

Делаем третий шаг.

( дети делают один шаг навстречу друг другу)

Спросите себя: «Могу ли я придумать решение, при котором мы оба получим, чего хотим? Какое это может быть решение?»

(дети отвечают)

( дети делают один шаг навстречу друг другу)

Какое из этих решений самое лучшее? (дети отвечают)

Мы уже почти погасили конфликт. Делаем пятый шаг.

( дети делают один шаг навстречу друг другу)

Отвечаем: Какое решение приемлемо для нас обоих? Будем ли мы выполнять эти решения? (дети отвечают)

Остался один шаг!

( дети делают один шаг навстречу друг другу)

Нужно дать ответ на последний вопрос: « С чего следует начать после того, как мы приняли решение, и из чего будет ясно, что мы не ошиблись?»

( Нужно пожать друг другу руки), ( пожимают руки).

Вот мы и погасили этот конфликт. Примирение состоялось.

Как вы считаете, ребята, помогут ли 6 шагов примирить противников? Нужно ли вообще устанавливать перемирие? Может быть, у вас есть какие-то другие способы выхода из конфликтной ситуации?

Ответы детей:

-Если они захотят помириться, тони это сделают без шагов…

-Да они через два дня забудут, из-за чего поссорились….

-В конфликте не правы оба….

6. Заключительное слово.

Классный руководитель В обществе нельзя жить без противоречий, люди всегда будут отличаться взглядами, вкусами и пристрастиями. Но эти противоречия нельзя доводить до конфликтов. Чтобы сохранить душевное, психическое и физическое здоровье, нужно научиться предотвращать конфликты, а если конфликт уже разгорелся, нужно уметь из него выйти.

         7. Рефлексия.

Какое впечатление оставил классный час? Прибавилось ли уверенности в своих силах? Появилось ли желание воспользоваться способами предотвращения и погашения конфликтов?

Наш классный час  мне хочется закончить словами А.Грина: Есть не меньше чудеса:
Улыбка, веселье, прощение -
И вовремя сказанное
Нужное слово.
Владеть этим -
Владеть всем!    А вам всем маленький сюрприз - апельсин. Мы делили апельсин, много нас, а он один! Я желаю вам разделить его без конфликта.