Рабочая программа по истории Санкт-Петербурга

Гирич Оксана Вячеславовна

Разработка рабочей программы по истории Санкт-Петербурга для 2-ого класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_istoriya_goroda_1.docx18.15 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

ШКОЛА №639

с углублённым изучением иностранных языков

Невского района Санкт-Петербурга

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Ступень обучения (класс) начальное общее образование, 2 класс

История города

Цели и структура учебной дисциплины

Важным компонентом просвещения и развития школьников является изучение истории города, что способствует формированию нравственно-ценностного отношения как к нашей стране в целом, так и к нашему замечательному городу в частности.

Задача знакомить учеников младшей школы с родным городом не является тривиальной. Можно бесконечно долго говорить на уроках об истории, о культуре, о красоте архитектурных сооружений, скульптурных памятников Петербурга. Однако проведение экскурсий непосредственно в историческом, культурном и художественном сердце Санкт-Петербурга – в Эрмитаже – позволит максимально усилить воспринимаемую информацию и рассказать школьникам о сложных, но интересных аспектах истории, при непосредственном наблюдении и изучении памятников культурного и художественного наследия. После тематических занятий в Эрмитаже, преподавателем будут проводиться занятия в классе для закрепления, анализа и систематизации полученного материала. То, что занятия будут проводиться в Эрмитаже, позволит учащимся не только получить интересную и познавательную информацию об истории города, различных культурных, мифологических и исторических особенностях становления, но и почувствовать себя частью этой истории, находясь в стенах музея. Занятия позволят развить познавательный интерес детей через желание выполнить творческое задание по тематике занятий, прочитать книгу о городе, побывать на прогулке, экскурсии, посетить другие музеи.  

В рамках курса «История города» будут проведены следующие экскурсии в Эрмитаже:

- 1 октября "Первые шаги в искусство" - На данной экскурсии знакомство с музеем начнется в Зимнем дворце, где расположены покои российских императоров и продолжится в залах непосредственно Эрмитажа: сначала Малый Эрмитаж, затем Большой Эрмитаж и в заключении Новый Эрмитаж. Во время экскурсии ученики получат информацию об основах живописи, они узнают, в чем отличия, к примеру, фламандской живописи от итальянской, познакомятся с шедеврами Микеланджело и Да Винчи. В связи с тем, что коллекция музея хранит предметы искусства от каменного века и до ХХ века то, обращаясь к различным по времени экспозициям, у школьников будет возможность познакомиться с эволюцией в искусстве.

- 15 октября "Приглашение во дворец" – Во время экскурсии ученики посетят все парадные залы Эрмитажа. В игровой форме ученикам расскажут о дворцовых интерьерах. Школьники получат представление о разнообразии и коллекции музея. На экскурсию ученикам необходимо взять бумагу и фломастеры для закрепления пройденного материала.

- 12 ноября "Мифологические сюжеты в искусстве". Экскурсия расскажет об основных древнегреческих сюжетах и мифах и их изображении в искусстве. Ученики увидят наиболее важные произведения искусства, соответствующие основным сюжетным линиям древнегреческой мифологии.

- 3 декабря "Средства передвижения в искусстве" – Коллекция Эрмитажа содержит средства передвижения различных эпох. В рамках данной экскурсии ученики познакомятся с различными средствами передвижения, изображенными на картинах, а также представленными в виде экспонатов. Ученики узнают о том, как изображались средства передвижения в искусстве. Им также представят колесницу, найденную в захоронении на Алтае, которой более 2,5 тысяч лет. Также интерес представляют карнавальные сани императрицы и детские санки времен Петра I.

- 24 декабря "Христианские сюжеты в искусстве" – Экскурсия повествует о жизни и чудесах Иисуса Христа. Ученики познакомятся с Новым Заветом в изобразительном искусстве. Им также расскажут о таких важных событиях в христианской религии, как Благовещение и Рождество.

- 4 февраля "Часы: механизм и художественный образ" – Одним из символов города Санкт-Петербурга являются часы «Павлин», представленные в Эрмитаже, которые являются не только точным механизмом, но и уникальным произведением искусства. Во время экскурсии ученики познакомятся с различными часами, которые являются одновременно историей, а также памятниками технической и художественной культуры.

- 11 февраля "Рыцарский зал" - Одним из самых посещаемых залов Эрмитажа является Рыцарский зал, в котором экспонируется вооружение средневекового рыцаря. Ученикам расскажут про готические доспехи XV века, а также про рыцарей, историю оружия и характерные черты облика рыцарского войска

- 18 марта "Гостиная, кабинет, детская (выставка "Русский художественный интерьер") – Экскурсия посвящена убранству русского интерьера XVIII-XIX веков. Ученики познакомятся с характерными чертами, присущими русскому интерьеру и отличающими его от интерьеров других стран. Ученики увидят гостиную, кабинет и детскую царских особ.

- 1 апреля "Алтайские курганы" – Во время экскурсии ученики познакомятся с экспонатами, раскопанными советскими археологами в больших алтайских курганах, которые обогатили Государственный Эрмитаж совершенно исключительной по своему составу коллекцией вещей из дерева, кожи, войлока и разнообразных тканей, отличающихся к тому же высокими художественными достоинствами. Эти вещи открыли совершенно новый мир, о котором до сих пор можно было только догадываться по скудным намекам в других дошедших до наших дней материалах той же культуры и того же времени.

Циклы тематических экскурсий в Эрмитаже специально разработаны с учетом особенностей психологии детей разных возрастных групп, проводятся в увлекательной форме в залах Эрмитажа и знакомят с выдающимися памятниками мировой культуры. Изучение подлинных свидетельств истории и искусства разных эпох позволяет расширить знания детей и обогатить их восприятие культурного наследия.

Знания и навыки, получаемые школьниками:

Курс «История города» будет повышать эмоционально-ценностное развитие школьников с целью получения необходимой информации о Санкт-Петербурге, как культурной столицы России.

Дисциплина будет способствовать пробуждению познавательного интереса к изучению истории города, его культуры, исторических особенностей формирования культурного и духовного развития города, что предоставит каждому  ребенку возможность открыть «новое в знакомом» окружении.

Тематические занятия в Эрмитаже и закрепляющие занятия в классе позволят учащимся выработать навыки нахождения информации по истории и культуре Санкт-Петербурга как самостоятельно, так и при помощи родителей. Школьники также смогут узнавать достопримечательности Санкт-Петербурга, выявлять изученные на уроках объекты в реальном городе: рассматривать их и видеть «говорящие детали» - вывески, украшения; а также замечать детали зданий, памятников, придающих им неповторимый вид. Особенно важно то, что занятия выработают у школьников навыки слушать рассказы родителей, экскурсоводов и «слышать» их, фиксируя услышанное в рисунке или словесно.

Занятия также способствуют развитию монологической речи и мыслительных умений учащихся, т.к. они будут иметь возможность:

   - работать с познавательными заданиями;

   - подбирать слова, характеризующие объект;

   - выявлять главные признаки объекта;

   - сравнивать объекты и делать выводы;

   - обосновывать свою точку зрения;

   - переносить знания, полученные на других учебных предметах.