Материалы на муниципальный этап Всероссийского конкурса "Учитель года России - 2017"

Журба Наталья Петровна

Методический семинар

Объяснительная записка

Эссе "Я - учитель"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Журба Наталья Петровна учитель начальных классов первой квалификационной категории Стаж: 25 лет МКОУ СОШ №2 с. Ладовская Балка Ребёнок - это не сосуд который надо заполнить знаниями, а свеча, которую надо вовремя зажечь и поддерживать это пламя энтузиазма как можно дольше.

Слайд 2

« …Если ученики в школе не научатся сами ничего творить и создавать, то и в жизни они всегда будут подражать и копировать…» Л.Н.Толстой

Слайд 3

Исследовательская деятельность как одно из условий формирования универсальных учебных действий младших школьников

Слайд 4

Скука — серьезная проблема для моралиста, ибо со скуки совершается по крайней мере половина всех грехов человечества. Проблема Ученики : не владеют навыками самостоятельной работы, затрудняются работать с информацией не готовы к решению проблем в нестандартных ситуациях; снижается интерес к знаниям; с нижение интеллектуального, духовного и творческого уровней н а уроках скучно… «Исследовательская деятельность учащихся на уроках и внеурочное время»

Слайд 5

Исследовательская работа активизирует деятельность учащихся, делает восприятие учебного материала более активным, целостным, эмоциональным и творческим

Слайд 6

Таким образом, актуальность состоит в том, что исследовательская деятельность обеспечивает целостность учебной деятельности с деятельностью творческой, поисковой, связанной с развитием индивидуальных задатков обучающихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи.

Слайд 7

Научно-методическая новизна заключается в создании системы формирования УУД через исследовательскую деятельность на уроках и внеурочное время.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Главная цель моей педагогической деятельности – это формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться.

Слайд 2

Педагогический опыт «Исследовательская деятельность учащихся в рамках реализации ФГОС»

Слайд 3

На протяжении нескольких лет объектом моего изучения была тема «Исследовательская деятельность как одно из условий формирования универсальных учебных действий младших школьников» Учебная программа построена так, что исследовательский метод обучения присутствует на каждом уроке. Поэтому, за время работы по данной теме сложилась своя система организации исследовательской деятельности.

Слайд 4

1 класс На этапе открытия новых знаний часто создаю проблемную ситуацию, в ходе которой обучающимся предлагается выполнить задание по новой теме самостоятельно, возникает проблема, обучающиеся сами должны найти поиск решения задания.

Слайд 5

2 класс Формирую умение видеть проблемы, задавать вопросы, давать определения понятиям, наблюдать, проводить эксперименты. 3 класс Начинается обучение коммуникативному исследованию по плану: Выявление проблемы. 2. Постановка цели. 3. Отбор материала. 4. Соотнесение собранного материала с темой и целью

Слайд 6

4 класс


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Исследовательская работа «История моей семьи»

Слайд 3

Поделки из бросового материала

Слайд 4

Результативность деятельности Позитивная динамика учебных достижений Класс Учебный год Качество % Обученность % 1 кл. 2012-2013 безотметочное обучение 2 кл. 2013-2014 безотметочное обучение 3 кл. 2014-2015 28% 96% 4 кл. 2015-2016 1 четверть 38% 100%

Слайд 6

Результативность исследовательской деятельности Основные параметры - устойчивый познавательный интерес учащихся к предмету; - положительная динамика уровня обученности - качественная динамика мотивации учебной деятельности; - прочные навыки исследовательской деятельности. Социальный эффект от реализации опыта работы: - развитие информационной, социальной и коммуникативной компетентностей учащихся; - создание предпосылок для формирования умений работы над проектами; - осознание ценности творческого открытия учащимися; - высокая активность и результативность участия в проектной деятельности.

Слайд 7

Своё выступление я хочу закончить притчей: Жил – был мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает далеко не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю , скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках». Всё в наших руках, коллеги!!! Дерзайте и у Вас всё получится! Спасибо за внимание!

Слайд 8

Интернет ресурсы https:// infourok.ru/issledovatelskaya-deyatelnost-kak-odno-iz-usloviy-formirovaniya-uud-mladshih-shkolnikov-834707.html http:// www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/nachalnaja-shkola/obobschenie-opytom/170160-issledovatelskaja-dejatelnost-kak-odno-iz-usl.html



Предварительный просмотр:

Объяснительная записка

Опыт моей педагогической деятельности сформировался на базе муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы №2» села Ладовская Балка. В данной школе работаю с 1995 года. Общий стаж педагогической деятельности составляет 25 лет.

В ходе учебно-воспитательной работы я столкнулась с противоречием, которое заключается в том, что с одной стороны, ученики, имеют высокий уровень знаний, а с другой – не умеют применять эти знания в реальных ситуациях, с которыми каждый из них сталкивается постоянно.

Отсюда была определена проблема обучения – как помочь детям не только улучшить процесс усвоения учебного материала, но и способствовать тому, что бы они, параллельно с этим, могли легко применять этот материал на практике, повысив их самостоятельность.

Стандарты второго поколения определяют цели образования, как общекультурное, личностное и познавательное  развитие учащихся, обеспечивают приобретение такой ключевой компетенции образования, как научиться учиться. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих указанную ключевую компетенцию, а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Учение превращается в сотрудничество – совместную работу учителя и учеников по овладению знаниями и решению проблем. На мой взгляд, одной из самых результативных и прогрессивных педагогических технологий является исследовательская технология.

Всем известно, что дети уже по природе своей – исследователи Исследовательская деятельность для них является наиболее эффективным средством, обеспечивающим развитие мотивации и формирование познавательных универсальных учебных действий. Исследовательская работа активирует деятельность обучающихся, делает восприятие учебного материала более активным, целостным, эмоциональным и творческим.

Таким образом, актуальность состоит в том, что исследовательская деятельность обеспечивает целостность учебной деятельности с деятельностью творческой, поисковой, связанной с развитием индивидуальных задатков обучающихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи.

Научно-методическая новизна заключается в создании системы формирования УУД через исследовательскую деятельность на уроках и внеурочное время.

Главная цель моей педагогической деятельности – это формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться.

На протяжении нескольких лет объектом моего изучения была тема «Исследовательская деятельность как одно из условий формирования  универсальных учебных действий младших школьников»

Учебная программа построена так, что исследовательский метод обучения присутствует на каждом уроке.

Поэтому, за время работы по данной теме сложилась своя система организации исследовательской деятельности.

Начиная с 1 класса на уроках использую специальные игры и задания, которые позволяют активизировать исследовательскую деятельность ребёнка. Школьники учатся задавать вопросы, планировать действия, наблюдать и обобщать, знакомиться с приёмами рефлексии и самоконтроля. На этапе открытия новых знаний часто создаю проблемную ситуацию, в ходе которой обучающимся предлагается выполнить задание по новой теме самостоятельно, возникает проблема, обучающиеся сами должны найти поиск решения задания.

Во 2 классе формирую умение видеть проблемы, задавать вопросы, давать определение понятиям, наблюдать проводить эксперименты.

3 класс.

Начинается обучение коммуникативному исследованию по плану:

1. Выявление проблемы.

2. Постановка цели.

3. Отбор материала.

4. Соотнесение собранного материала с темой и целью.

4 класс

Рассматриваются этапы исследовательской деятельности:

1. Выделение и постановка проблемы.

2. Выработка гипотез.

3. Поиск путей решения (обоснование гипотезы, сбор и изучение материалов).

4. Формулирование выводов (обобщение, классификация, систематизация).

5. Представление результатов исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность, организованная на уроке, оказывает прямое воздействие так же и на внеклассную работу.

Четвёртый год веду факультатив «Мы и окружающий мир». На таких занятиях мы учимся работать над проектом и умением их представлять. Например, их взволновала тема «История моей семьи» - откуда пошло начало их рода, что обозначает их фамилия, имя, родословное дерево. Поднимаются экологические проблемы: утилизация мусора, что можно сделать из бросового материала.

По результатам уровня самостоятельности выполнения учащимися комплексной контрольной работы высокий уровень самостоятельности показало меньшее количество учащихся, но более высокий процент стал у учащихся с средним уровнем самостоятельности.

Анализ результатов комплексной работы позволяет сделать следующие выводы:

Учащиеся 3 – х классов успешно справились с предложенной комплексной работой по итогам 3 класса и показали, средний уровень сформированности метапредметных результатов. Не справившихся  с комплексной работой  - нет.

     Таким образом, анализ результатов выполнения итоговой  комплексной работы показал средний уровень усвоения  образовательной программы учащимися 3 классов.

Результативность деятельности класса и развитие метапредметных результатов также подтверждают и  психологические исследования при диагностике с 1 по 3 класс.

 В настоящий момент (3 класс)  мотивация  к учению сформирована на хорошем уровне (высокий уровень поднялся с 12% -1 класс, до 52% -3 класс)  - методика «Что мне нравится в школе?» Н.Г.Лусканова.

 Внимание развито также на уровне выше среднего (уровень внимания вырос с ниже среднего до среднего (выросло на 23 %) - методика «Буренки» Овчаровой Р.В..)

Логическое мышление развито на высоком уровне (умения находить различия и сходства), (уровень поднялся с 40% до 77%, уровень логического мышления вырос на 37%); Методика «Исключение лишнего»  Рогова Е.И., Немова Р.С

Коммуникативные навыки (умение ребенка взаимодействовать с родителями, ровесниками, учителями) развиты на высоком уровне (коммуникативные навыки взаимодействия с учителем выросли на 16%, с родителями – на 15%, с одноклассниками -  на 4 %)

Таким образом, результаты развития класса к настоящему моменту выше среднего. Выросла мотивация к учению, логическое мышление и коммуникативные навыки, т.е. способность к саморазвитию и самореализации, «умение учиться».

  Вывод:

-устойчивый познавательный интерес обучающихся к предмету;

- положительная динамика уровня обученности;

- качественная динамика мотивации учебной деятельности;

- прочные навыки исследовательской деятельности.

Социальный эффект от реализации опыта работы:

- развитие информационной, социальной и коммуникативной компетентностей обучающихся;

- создание предпосылок для формирования умений работы над проектами;

- осознание ценности творческого открытия обучающимися;

-высокая активность и результативность участия в проектной деятельности.



Предварительный просмотр:

Эссе «Я - учитель»

«Учитель!

Сколько надо любви и огня,

Чтобы слушали, чтобы верили,

Чтобы помнили люди меня!».
(Л. Ошанин)

Передо мной лежит лист бумаги и мне надо раскрыть мотивы выбора учительской профессии, отразить собственные педагогические принципы и подходы к образованию, своё понимание миссии педагога в современном мире…

Написать всегда труднее, чем думать вслух. Кем быть? Этот вопрос рано или поздно встаёт перед каждым человеком. Мне тоже пришлось на него ответить, произошло это без мучительных сомнений, как бы само собой.  Почему я стала учителем?

Да, было это давно 40 лет назад. Маленькая девочка Наташа сидит за последней партой и тихонечко лепит свой загадочный, понятный только ей,  «пластилиновый мир». А почему на последней парте? Да потому, что такая была судьба у учительских детей. Не было тогда возможности у родителей нанимать няню, а садики чаще всего по субботам не работали или были на ремонте. Детей негде было оставить, близких и родственников рядом не было, и приходилось маме брать меня с собой на уроки. Всё было: и «заверенные» мною тетради, когда мама на одной коленке проверяла эти тетради, а на другой сидела я и с увлечением наблюдала, как из под маминой руки выходили красивые буквы. А больше всего мне нравилось эти буквы продолжать рисовать на полях. Да, да, да, я не зачёркивала работу детей, а как мама рядом на полях рисовала загадочные иероглифы. А когда директор школы брал планы и тетради на проверку у мамы, она серьёзно отвечала: «А они уже заверенные!» …

Подрастая, я как губка впитывала все тонкости урока и мечтала о будущей профессии учителя. Когда поступила в Гурьевское  педагогическое училище я больше всего боялась «теорию», а «практику» проходила на ура. Ещё тогда на уроках природоведения, нарушая все правила канонов проведения урока мы выходили на улицу и изучали природу в живую, а не на картинке.

Проработав в школе несколько лет, решила повысить свою квалификацию и закончила Ставропольский государственный педагогический институт.

И вот моя мечта пойти по стопам мамы и стать учителем осуществилась! Уже 25 лет я учитель начальных классов.

        А я не просто учитель. Я — первый учитель, который входит в жизнь ребёнка и его семьи. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть – своих  детей. Наверное, нет ни одного родителя, которого бы не волновало, как его ребёнок будет учиться в школе. Какие взаимоотношения у него сложатся с учителем, со сверстниками, насколько учение для него будет радостным и полезным. И от меня, первого учителя, зависит, как сложится школьная жизнь ребёнка. От меня зависит, как родители будут относиться к школе, станут ли они верными соратниками, единомышленниками. Учитель просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества. Очень важен аспект развития творческих способностей учителя, так как только собственный опыт творчества, позволяет ему воспитывать творческую личность ребёнка. Педагог должен владеть способностью перевоплощаться, умением входить в роль, удивлять. Внешне наша работа кажется будничной: бесконечные тетради, журнал, программы, уроки. А по сути своей она радостна и даёт большую отдачу, потому что мы растим людей и должны сделать их счастливыми, а значит, и себя тоже. Самая большая награда для меня за мой труд – это  горящие, понимающие глаза учеников на уроке! Всеми своими радостями и горестями дети делятся со мной. Нужно найти время, чтобы каждого из них выслушать и понять. Каждый день в школе не похож на другой. Можно ли жить в школе спокойно, не ожидая от своих учеников каверзных вопросов и  неразрешимых, на первый взгляд проблем. Нельзя, да и не стоит, если имя тебе – учитель!

Я думаю, наша профессия настолько "живая", деятельная, что это не позволяет нам стоять на месте, а требует постоянно быть в курсе всех событий. Бывали моменты, когда очередной педагогический успех или успех детей давал силы и за спиной как будто вырастали крылья, хотелось творить ещё, поделиться всем, что знаешь, подарить частичку себя. Бывали минуты, когда опускались руки и, казалось, что всё, все мои возможности исчерпаны, но, придя в школу и увидев сияющие глаза детей, я понимала, что нужна им, что нужно работать над собой и искать новые пути и подходы в работе с ними. 

 В своей работе использую системно деятельностный подход, метод проектной деятельности. Я считаю, что ребёнок - это не сосуд, который надо заполнить знаниями, а свеча, которую надо вовремя зажечь и поддерживать это пламя энтузиазма как можно дольше. Я верю, что каждый ребёнок по-своему талантлив. Стараюсь создать условия, чтобы ребёнок смог раскрыться, как молодой бутон розы с каждой минутой благоухая тончайшими ароматами...

         Важную роль в своей работе отвожу здоровьесберегающим технологиям. Применяю динамические паузы, физкультминутки для глаз, развития мелкой моторики руки; организую музыкальные, танцевальные перемены; стараюсь создавать благоприятный психологический климат на уроке; слежу за своевременностью смены видов деятельности; выполняю санитарно-гигиенические условия реализации учебного процесса.

Можно ли стать хорошим учителем? Да , можно , если ты любишь детей. Педагогическому мастерству учатся, как учатся искусству музыканта , хирурга, летчика даже если у вас есть талант. А что же для этого нужно? Прежде чем сформулировать принципы, требования к современному учебно-воспитательному процессу в начальных классах, необходимо выяснить, а каким же должен быть учитель для детей. По моему убеждению, учитель должен проводить через них свое доброжелательное, заинтересованное отношение к учащимся, устанавливать в детском коллективе дух оптимизма, сотрудничества и товарищества. И я, как учитель должна вселять веру в свои силы. Профессия учителя не терпит шаблона отставания от требований времени. Я глубоко убеждена, что учитель должен быть личностью. И считаю, что учитель должен быть гуманным, ведь гуманность можно привить ребенку только добротой души. И поэтому учитель должен быть широко образованным и творческим человеком, страсть к познанию может зажечь только тот, кто сам горит ею. Ведь у младших школьников самым высоким авторитетом является его учитель. Дети верят в своего учителя, в его знания, в его справедливость. Младший школьник любые знания воспринимает через учителя. Учение и учитель для него не разделимы через учителя. Поэтому я стараюсь показать себя только хорошим учителем. И у меня это отлично получается.

Современная школа, в рамках реализации ФГОС нового поколения, должна помочь становлению инициативной, творческой личности, способной находить нестандартные решения,  выбирать профессиональный путь, быть готовой к самообразованию в течение всей жизни.   Ученик не должен получать знания в «готовом виде», с помощью грамотно организованной работы учителя, ребенок самостоятельно учится добывать эти знания, а в дальнейшем - применять, развивать, умело их использовать. При этом успешность ребенка оценивается не только его учебными умениями, но и уровнем общего личностного развития. 

Быть учителем - это осознание огромной ответственности перед государством, обществом, родителями, и прежде всего, перед ребёнком. Оправдать их доверие – вот настоящий итог работы учителя. В итоге я пришла к выводу. Учитель – это дар природы ,талант. Учителем может быть не каждый.

И, конечно, без нас, без учителей, нельзя стать ни хорошим врачом, ни юристом, ни военным. Учитель – это незаменимый человек, он все для своих учеников, все для своей страны.

Поразмыслив обо всём, прихожу к выводу, что я  счастливый человек: у меня замечательная семья, любимая профессия…. И завтра  я опять иду в школу.  И жизнь продолжается…