Приобщение детей к здоровому образу жизни

Дьячкова Валентина Андреевна
адачи: - Дать детям общее представление о здоровье, как о ценности; - Расширить представление детей о состоянии собственного тела, узнать свой организм; - Научить беречь свое здоровье и заботиться о нем

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_priobshchenie_detey_k_zozh.docx168.19 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №8» г. Канаш

Доклад по самообразованию

Тема «Приобщение детей к здоровому образу жизни»

Воспитатель: Дьячкова В.А.

https://cdn.culture.ru/images/b80f9183-33fa-55e7-87a2-0a4869c699f1

КАНАШ 2023 год

ТЕМА: «Приобщение детей к здоровому образу жизни»

Цель: способствовать формированию привычек здорового образа жизни, привитию стойких культурно - гигиенических навыков у дошкольников.

Задачи:

- Дать детям общее представление о здоровье, как о ценности;

- Расширить представление детей о состоянии собственного тела, узнать свой организм;

- Научить беречь свое здоровье и заботиться о нем

Раздел плана

 

Срок реализации

Форма отчета

Совместная деятельность ДОУ с родителями по формированию ЗОЖ детей

Сентябрь

Анкетирование

родителей

«Приобщение детей  к ЗОЖ через создание развивающей среды»

Октябрь

Консультация для родителей

Воспитание основ гигиенической культуры и приобщение к ЗОЖ

Ноябрь

Доклад

Роль организации проведения прогулок в зимний период для формирования ЗОЖ детей

Декабрь

Изготовление картотеки прогулок

Закаливание детей в современных условиях.

Январь

Папка - передвижка

Упражнения для развития двигательных психических качеств  ребенка

Февраль

Консультация для родителей

Использованиенестандартного

Физкультурного оборудования в ДОУ как эффективного

Средства приобщения детей дошкольного возраста к ЗОЖ

Март

Изготовление картотеки

«Упражнения с нестандартным

оборудованием»

Оздоровление в

детском саду

Апрель

Изготовление картотеки подвижных игр

Особенности культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста

Май

Папка передвижка

Совместная деятельность ДОУ с родителями по формированию здорового образа жизни

детей

Основой педагогической модели взаимодействия ДОУ и семьи по формированию основ

здорового образа жизни является воспитание не только физически крепкого ребёнка, но и

цельной личности с устойчивой нервной системой, готовой к успешной бытовой, трудовой и

социальной адаптации к реальным условиям жизни, к интеграции в обществе.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

1) создать развивающую среду - пространство самореализации;

2) помочь ребёнку накопить необходимый опыт и знания для успешного выполнения

главных задач воспитательно-оздоровительной работы по укреплению его физического и

психического здоровья;

3) сформировать через активную деятельность здоровый организм ребенка его

динамическое и устойчивое состояние к экстремальным ситуациям

4) стимулировать дошкольника включиться в процесс физического развития и

двигательной активности, побуждать его к самопознанию и одновременно создавать условия

для внутренней активности личности;

5) направлять совместную работу всего педагогического коллектива и родителей на

развитие и закаливание организма ребенка;

6) формировать навыки саморегуляции поведения дошкольника, направленные на

осознанное сохранение и укрепление своего здоровья.

Алгоритм взаимодействия:

Таким образом, исследования ученых, подтверждают необходимость связи семейного и

общественного воспитания. Без активного взаимодействия в системе «ребенок - родитель -

педагог» невозможно эффективное развитие ребенка.

Приобщение детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни

Спросите любого родителя: что он считает главным для своего ребёнка? Ответы могут

отличаться, но большинство будет – здоровье. Спросите у любого прохожего: что он пожелал

бы другу? В большинстве случаев вы услышите в ответ – здоровья. Все мы – родители. И

главное, в чём мы должны помочь своим детям – это воспитать у них потребность быть

здоровыми.

С гимнастикой дружи,всегда веселым будь,

  Проживешь сто лет, а может быть, и боле.

Микстуры, порошки — к здоровью ложный путь.

Природою лечись —в саду и в чистом поле.

Что самое дорогое, самое ценное в жизни человека? Когда детям впервые задают такой

вопрос, они отвечают: «деньги», «золото», «машины» и т. п. Порой только после наводящих

вопросов называют «здоровье», «жизнь», а бывает и не упоминают их в числе основных

ценностей.

- Ребята, вы болеете?

- Да!

- А чем вас лечат?

- Таблетками!

- А можно без таблеток быть здоровыми?

- Нет!

Такие ответы детей убеждают, что нужно учить их быть здоровыми без лекарств.

Ценности, называемые детьми, определены нами, взрослыми. Дети видят, как мы эти ценности

сохраняем, бережно расходуем, накапливаем. Выработали еще одну привычку: заботу о своем

здоровье переносить на плечи другого человека — врача, целителя. И даже если знаем о

возможности самому раскрывать резервы здоровья и накапливать его, считаем: пусть этим

занимаются специалисты. А ведь зачастую никто, кроме самого человека, не может устранить

причину его болезни. Нужно пересмотреть свои мысли, желания, поступки. Именно в них

часто кроется причина всех бед.

Кроме природной среды здоровье и долголетие человека определяют условия его труда

и жизни, поэтому с раннего детства важно осваивать научную и духовную культуру своего

народа. И, конечно, только здоровый образ жизни способствует реализации всех

возможностей, предоставляемых природой человеку.

Известно, что дошкольный возраст относится к так называемым критическим периодам

в жизни ребенка.

Но даже здоровый дошкольник нуждается в тщательной заботе и участии со стороны

окружающих его взрослых. Это связано с тем, что здоровье ребенка формируется на

протяжении всей его жизни.

Задача укрепления здоровья детей является необходимым условием их всестороннего

развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего организма. Чтобы

сохранить и улучшить здоровье ребенка в один из самых ответственных периодов его жизни,

необходима огромная, каждодневная работа в семье и дошкольном образовательном

учреждении.

1. Сохранить и укрепить здоровья детей;

2. Сформировать у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле

сохранения собственного здоровья;

3. Осуществлять комплексную систему физического воспитания детей.

Для достижения целей здоровьесберегающих технологий в дошкольном возрасте

применяются следующие группы средств:

1. Средства двигательной направленности: физические упражнения,

физкультминутки и паузы, эмоциональные разрядки, утренняя гимнастика, гимнастика после

дневного сна, пальчиковая гимнастика, зрительная, дыхательная, корригирующая, лечебная

физкультура, подвижные и спортивные игры, массаж, самомассаж, психогимнастика, сухой

бассейн и др.

2. Массажно-закаливающая дорожка «Ручеёк».

3. Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей,

доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии.

4. Оздоровительные силы природы: регулярные прогулки на свежем воздухе,

экскурсии, походы, солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, фитотерапия,

аромотерапия, витаминотерапия, закаливание, занятия в бассейне и др.

5. Мы знаем, что гигиенические средства содействуют укреплению здоровья и

стимулируют развитие адаптивных свойств организма: личная гигиена, проветривание,

влажная уборка, режим питания, сон, правильное мытьё рук, обучение детей элементарным

приёмам здорового образа жизни, обучение простейшим навыкам оказания первой помощи

при порезах, укусах, ожогах и т.д., ограничение уровня учебной нагрузки во избежание

утомления.

6. Чистый воздух улучшает состояние здоровья, поэтому целесообразно создание

в ДОО “Фитомодулей” из комнатных растений (фикус, герань, хлорофитум и др.), которые

являются не только украшением интерьера, но и станут помощниками в оздоровлении детей.

7. Помогает в работе по воспитанию здорового образа жизни специальный альбом:

“Я, и моё здоровье”, в который в течение всех лет посещения ребёнком детского сада

записываются антропометрические данные, обводятся кисти руки, стопы детей. Помещаются

фотографии с занятий по физкультуре, во время сна, во время закаливания и т.д., рисунки.

8. Вместе с родителями в группе можно создать “Уголок здоровья”, где находятся:

- корзины с разнообразным спортивным инвентарём;

- различные массажёры;

- ребристые доски;

- осиновые плошки, грецкие орехи, разнообразные запахи (аромотерапия), кора, бусы, чётки;

- бумага, схемы для выражения эмоций, схемы для точечного массажа и т.д.

Воспитание основ гигиенической культуры и приобщение к здоровому образу

жизни.

Культурно – гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения.

Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви.

Прогулка хорошо влияет на формирование физического воспитания детей, укрепление

их здоровья, а также на эмоциональное состояние.

В зимнее время прогулка проводится 2 раза в день общей продолжительностью до 4

часов. Только понижение температуры до -15 градусов или ветреная погода, вьюга могут

служить поводом для сокращения прогулки или ее отмены.

В целях охраны жизни и здоровья детей воспитатель и помощник воспитателя, начиная

рабочий день, внимательно осматривают весь участок: нет ли поломанного оборудования,

битого стекла, каких-либо нежелательных предметов.

При организации прогулки на участке дошкольного учреждения помощник воспитателя

помогает подготавливать на участке игровую среду. Для того, чтобы дети охотно оставались

на прогулке положенное по режиму время, необходимо им создать условия для разнообразной

деятельности.

Особое внимание уделяется двигательной активности детей на прогулке в зимнее

время, когда движения несколько ограничены одеждой, когда погодные условия не дают

возможности много и разнообразно двигаться по участку.

Большая часть площадки должна быть расчищена от снега, чтобы дети могли свободно

побегать, попрыгать, развернуть игру с разнообразными движениями. Постройки из снега,

расположенные по все территории, служат не только украшением участка, но и стимулируют

движения детей. По собственному желанию дети могут влезать на спину сооруженного из

снега кота, петуха, зайца, собаки, подлезать под оленя, слоненка. Можно покатить под каждым

из них мячики, шары, побросать снежки в корзину снеговика, печки, на длинную шею гуся,

хобот слоненка, набросить серсо. По спине удава или крокодила можно поупражнять в

равновесии, а перепрыгивая через змейку упражнять детей в прыжках. Влезая на горку, и

скатываясь с нее, дети получают огромное удовольствие.

Такая активная деятельность на прогулках требует правильно одевать малыша. Одежда

должна быть удобной, достаточно легкой, но не сковывающей движения детей. Воспитатель

так продумывает прогулку, чтобы дети не охлаждались и в то же время не перегревались и не

потели, что особенно опасно в зимнее время.

Оздоровительные силы природы имеют огромное значение для здоровья детей:

• Регулярные прогулки на свежем воздухе;

• Экскурсии;

• Походы;

• Солнечные и воздушные ванны;

• Водные процедуры;

фитотерапия;

• Витаминотерапия;

• Закаливание.

Ребенок дошкольного возраста должен ежедневно находиться на улице не менее трех

часов. И мы в своей работе с детьми стараемся как можно больше находиться на свежем

воздухе.

Через экскурсии в лес, прогулки, походы, игры на свежем воздухе, развлечения дети

получают необходимый опыт, учатся исследовать, наблюдать и заботиться о своем здоровье.