Рабочие программы

Рычагова Галина Борисовна

Рабочая программа кружка может использоваться во внеурочной работе учителя словесника

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_kruzhka_magiya_slova.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Основная общеобразовательная школа с. Каменка

Пугачевского района Саратовской области»

 Рассмотрено                           Согласовано                                    Утверждаю

Руководитель МО                     Зам. директора по ВР                      Директор школы

классных руководителей         __________/Гурбанова Л.А./           ________ /Казарина И.А./                  

________ / Гурбанова Л.А./                                                                Пр. № ____от  ________2014г.

Протокол  №__  от ____2014 г.         

Направление «художественно - эстетическое»

для 5 – 9 классов

                                                     Составитель:

Рычагова Г.Б., учитель русского языка и литературы  I категории

2014 – 2015 учебный год

                                           Пояснительная записка

Концепция модернизации российского образования подчеркивает необходимость ориентации образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие их личности, познавательных способностей. Огромно и познавательное значение литературы в школе.

На современном этапе образования в школе появляется возможность сблизить преподавание русского языка и литературы не только на уроках, но и во внеурочной кружковой деятельности

Выразительное чтение может быть названо действенным средством не только обучения и воспитания, но и формирования речевой и коммуникативной культуры.

Давно известно, что голос автора на уроках словесности может быть услышан только через выразительное чтение его произведения учителем и учащимися. Ещё М. А. Рыбникова в далёкие пятидесятые годы двадцатого века говорила: «Выразительное чтение – это та первая и основная форма конкретного, наглядного обучения литературе, которая для нас важнее всякой наглядности зрительного порядка. Мы не отрицаем наглядности зрительной, но самой природой звучащего слова определён основной метод проникновения слова в сознание – метод его выразительного произнесения».

К. С. Станиславский называл исполнение художественного текста словесным действием. «Говорить – значит действовать», - часто повторял он. Звучащее слово только тогда приобретает силу воздействия, когда чтец превратит «чужие, навязанные ему слова» в «его собственные, нужные, необходимые».

Если учащийся заучивает текст просто для ответа, его отношение к литературному материалу остаётся пассивным, он не проникает в текст глубоко и не помышляет ни о каком творчестве. Если же перед учащимся ставится цель: сумей воздействовать художественным словом хотя бы на своих товарищей по школе, не просто произноси слова поэта, но наполни их своим отношением, своей мыслью, своим чувством, то для этого учащемуся потребуется вдумываться, вчитываться в текст, мобилизовать знания основ выразительного чтения.

Кружковая работа способствует развитию интереса к предмету, творческих способностей, повышению качества подготовки учащихся.  Но умение читать не приходит само собой. Его надо развивать умело и последовательно.  

 Выразительное чтение в условиях школы – это художественное чтение. Художественное чтение является исполнительским искусством, задача которого – превратить слово написанное в слово звучащее. Выразительное чтение предполагает соавторство  писателя, поэта и чтеца. Работа в кружке позволяет показать учащимся, как увлекателен,  разнообразен,  неисчерпаем мир слова.

Программа рассчитана на 17 часов (1 раз в 2 недели) развития речи учащихся 5 – 9  классов. Занятия включают теоретическую часть, предусматривающую усвоение детьми необходимых знаний, и практическую часть, предполагающую работу над отдельными произведениями. На занятиях  сочетаются индивидуальные и коллективные формы работы.

Цели:

  1. Обучение учащихся культурной, выразительной речи, позволяющей

 свободно передавать свои мысли и чувства;

  1. Формирование познавательных интересов школьников как основы учебной деятельности;
  2. Активное участие в школьных и городских смотрах, конкурсах и других мероприятиях.

Задачи:

-добиваться интонационной выразительности устного высказывания;

-чётко артикулировать все звуки, произносить слова внятно, в соответствии с   орфоэпическими нормами

-читать наизусть стихотворные и прозаические произведения;

-развивать эмоциональную сферу учащихся, воспитывать их эстетический вкус, интерес к отечественной литературе.

Ясная и правильная передача мыслей и чувств автора  - главная задача выразительного чтения.

Для достижения поставленных целей и задач используются различные формы и методы, которые способствуют наиболее эффективному усвоению материала.

Знакомство школьников с выразительной речью начинается с рассмотрения речевого аппарата и работы с ним. Этот этап включает в себя артикуляционную и  дыхательную гимнастику,  работу над техникой речи (дикцией, орфоэпией, голосом).

Следующим этапом работы является логический анализ текста и расстановка логических ударений.

Одновременно делаются упражнения по отработке правильной интонации.

Учащиеся знакомятся со сценической грамотой, с основами искусства актёра. Важным приёмом является личный пример учителя,  речь    которого должна быть ясной, чёткой и выразительной.

 

Содержание программы

Тема

Кол – во часов

В том числе

Использ.

ИКТ

Теория

Практика

1

Введение

1

1

-

2

Техника речи

1

0,5

0,5

Презентация

3

Правила литературного произношения

1

0,5

0,5

Аудиозапись

4

Интонация

1

0,5

0,5

Аудиозапись

5

Формы построения стихотворений.  

1

0,5

0,5

Презентация

6

Средства выразительности.

2

1

1

Презентация

7

Чтение прозы

1

0,5

0,5

Аудиозапись

8

Рассказывание

4

1

3

Аудиозапись

9

Мимика и жестикуляция

1

0,5

0,5

Просмотр фильмов

10

Выразительное чтение текстов

3

3

Аудиозапись

11

Подведение итогов.

1

1

Всего часов

17

6

11

Учебно-тематическое планирование

Тема занятий

Кол-во часов

Дата по плану

Дата факт.

1

Вводное занятие. Цели и задачи кружка.

1

18.09

2

Техника речи. Дыхание. Голос. Дикция.

1

02.10

3

Правила литературного произношения. Логика чтения.

1

16.10

4

 Интонация.  Темп. Ритм. Пауза.

1

06.11

5

Формы построения стихотворений.  Рифма.

1

20.11

6

Средства выразительности (метафора, олицетворение, аллегория)

1

04.12

7

Конкурс стихов «Русские поэты о русской природе».

1

18.12

8

Выразительное чтение прозы

1

08.01

9

 Виды рассказывания. Рассказ близкий к тексту

1

22.01

10

Рассказ в сокращении

1

05.02

11

Рассказ с изменением лица рассказчика

1

19.02

12

Импровизированный рассказ

1

05.03

13

Понятие о мимике и жесте.

1

19.03

14

Особенности чтения басни.

1

02.04

15

Чтение оды, баллады.

1

16.04

16

Конкурс стихов, посвященных 70 - летию Победы в Великой Отечественной войне.

1

07.05

17

Подведение итогов.

1

21.05


Результативность работы кружка

Необходимое условие продуктивной, заинтересованной работы по выразительному чтению — выступления перед слушателями.

Ребята должны принимать участие во всех школьных (конкурсы чтецов, концерты для учителей и родителей) и муниципальных мероприятиях творческого характера.    

Перечень информационно-методического обеспечения

Печатные пособия:

  1. Б.А.Буяльский. Искусство выразительного чтения. М., «Просвещение», 1986г.
  2. Э. Вартаньян . «Рождение слова». Изд-во «Детская литература» . М.: 1970 год
  3. Э. Вартаньян «Путешествие в слово». Изд-во «Советская Россия» М.: 1975 год
  4. А. П. Квятковский. «Школьный поэтический словарь» . Изд-во «Дрофа» М.: 2000 год
  5. О.В. Кубасова «Выразительное чтение».
  6. Т.А.Куликовская. Скороговорки и чистоговорки. М. «Гном-Пресс», 1997г.
  7. В. М. Мокиенко. «В глубь поговорки» . Рассказы о происхождении крылатых слов и образных выражений . Изд-во  «Просвещение» М.: 1975 год
  8. Л.И.Тимофеев и др. Краткий словарь литературоведческих терминов. М, «Просвещение»,1985г
  9. Е. И. Фадеева «Лабиринты общения» .Учебно-методическое пособие.  Москва 2003 год
  10. А. Югов «Думы о Русском слове».   «Библиотека любителям Рос-сийской словесности». М.: 1975год                                                                              

                                                             

Видео-, аудиоматериалы:

Фонохрестоматия / CD - произведения  читают артисты, известные люди/.

Цифровые ресурсы:

 

http://www.gramota.ru/

http://www.bibliotekar.ru

Оборудование:

           

       Ноутбук, проектор,  экран, магнитофон.