«Речевая готовность ребёнка к школе».

Мятлева Ольга Александровна

«Речевая готовность ребёнка к школе».

 

Сегодня мы постараемся ответить на вопрос, который волнует всех родителей будущих первоклашек : «Что значит подготовить ребёнка к школе, когда остается один год?». К сожалению, некоторые родители считают, что основное при подготовке к школе - научить читать, считать, писать. Безусловно, подготовка к школе просто необходима, но её недостаточно для успешного обучения в школе правильнее всего развивать познавательную активность будущего ученика.

     Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребёнка. Качество учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были сформированы следующие предпосылки в дошкольном периоде:

    -хорошее физическое развитие ребёнка;

    -развитый фонематический слух;

    -развитая мелкая моторика пальцев рук, общая моторика;

    -нормальное функционирование ЦНС;

  -владение знаниями и представлениями об окружающем мире (пространство, время,      счётные операции);

    -произвольное внимание, опосредованное запоминание, умение слушать учителя;

    -познавательная активность, желание учиться, интерес к знаниям, любознательность;

    -коммуникативная деятельность, готовность к совместной работе с другими детьми,    сотрудничеству, взаимопомощи.

    На базе этих предпосылок в младшем школьном возрасте начинают формироваться новые, необходимые для обучения качества. Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не завершается в первом классе, так как включает не только качественную характеристику запаса знаний и представлений, но и уровень развития обобщающей деятельности мышления.

Поэтому цель подготовки к школе - формирование личностных качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью: любознательности, инициативности, творческого воображения, произвольности. Задачей дошкольного учреждения и задача родителей - это помочь ребёнку.

    Школьное обучение предъявляет ребёнку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Существенную роль играет психологическая готовность к обучению, т.е. осознание им общественной значимости его новой деятельности.

    Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребёнком родного языка как средства общения. Перечислим их.

 

  1.Сформированность звуковой стороны речи. Ребёнок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонетических групп.

   

  2.Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать,  дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.

 

  3.Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять начальный гласный в составе слова; анализ гласных из трёх звуков; анализ обратного слога; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т.д. Дети должны знать и правильно употреблять термины: «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки: гласный, согласный, звонкий, глухой, твёрдый, мягкий. Оцениваются умение работать со схемой слова, разрезной азбукой, навыки послогового чтения.

 

  4.Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно – ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами: меховая, меховой, меховое; образовывать прилагательные от существительных.

 

  5.Сформированность грамматического строя речи:

       -умение пользоваться развёрнутой фразовой речью,

    -умение работать с предложением: правильно строить простые предложения, видеть      связь слов в предложении, распространять предложения второстепенными и однородными членами,

      -работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и исправлять их, составлять предложения по опорным словам и картинкам,

    -владеть пересказом текста, сохраняя смысл и содержание, самостоятельно составлять рассказы – описания.

    Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико – грамматическом развитии ведёт к серьёзным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

    Формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребёнка в дошкольных учреждениях и семье.

Развивать речевые навыки лучше в свободном общении с ребенком, в творческих играх. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Такие речевые игры способствуют развитию речи, фонематического восприятия, обогащения словаря, внимания, воображения ребёнка. Поэтому можно легко и непринужденно, « между делом» проводить маленькие, но очень нужные уроки.

Для ребёнка переход в школу – трудный  и ответственный период в его жизни. Наша задача заключается в создании условий для успешной подготовки  к обучению детей в школе. Играйте с ребёнком в игры по правилам.