Аутизм: вызовы и решения. Реабилитация (лечение) аутизма в г. Владивостоке

Клиника логопеда

лечение аутизма во Владивостоке Двфу магистратура Специальное (дефектологическое) образование коррекция аутизм

с 1 по 5 октября во Владивостоке проходил семинар-тренинг "Аутизм: вызовы и решения"

Организаторы - Неформальное общество помощи аутистам «Маленький принц» (для родителей детей с аутизмом, специалистов, всевозможных соучастников и просто неравнодушных людей).

Семинар проходил в отделении «Семь-Я» «Паруса надежды». Отделение оказывает поддержку разного рода: социально-экономическую, психологическую, педагогическую, досуговую.

Проводил семинар-тренинг РОМАН ЗОЛОТОВИЦКИЙ, ведущий специалист Центра проблем аутизма (ЦПА)(Москва), «АУТИЗМ: вызовы и решения». Основными направлениями деятельности «Центра Проблем Аутизма» являются: исследования, образование, помощь, просветительство, защита прав. В качестве основных своих задач «Центр проблем аутизма» видит зарождение нового, результативного направления исследований и деятельности, учитывающее достижения, знания и опыт мировой науки, медицинской и педагогической практики.

На семинаре поднимались такие темы как: аутизм и проблемы его диагностики; образ жизни и образ воспитания в семье особого ребёнка; инклюзивное образование; стратегии реабилитации.

Тренинг приоткрыл возможные пути профессиональной помощи и организационной и государственной поддержки ребенка и родителей, а также семьи и школы. Показал, что для реализации эффективной реабилитации недостаточно опираться только на объективные методы, необходим учет субъективных. Поэтому основной задачей является создание инклюзивной школы, а также специальных образовательных программ, основанных на поведенческом анализе каждого конкретного ребенка. Также важна мобилизация всех ресурсов семьи, и создание так называемой «инклюзивной семьи».

 

Большое внимание в своём семинаре Роман уделил социодраме. В основе этого метода лежит процесс воссоздания и проживания группой социальной реальности и получения опыта в результате группового действия и взаимодействия участников группы, а не принятия умозрительных конструктов.  Только в социодраме один может посмотреть на ситуацию в полном смысле глазами другого, действительно войти в его положение.

лечение аутизма во Владивостоке, Двфу, магистратура Специальное (дефектологическое) образование коррекция аутизмлечение аутизма во Владивостоке, Двфу, магистратура Специальное (дефектологическое) образование коррекция аутизм

В результате семинара были выделены следующие сферы, работа над которыми обязательна для лучшей реабилитации:

 1.  ДВИЖЕНИЕ. Эти дети не очень хорошо чувствуют свое тело, его границы. Из-за этого у них часто бывает нарушена дистанция. Движения, как правило, хаотичны.  Есть такое понятие, как сенсорная интеграция, когда ребенок обследуется, выстраивается его сенсорный профиль. Диагностируются все его дефициты, и дальше диагностируются все его сильные стороны. Частично в зону сенсорной интеграции входит и нейропсихология. Это когда через движение вы меняете нейропластику — подвижность и конфигурация мозга. Необходимо придавать движению осмысленность. Движения могут быть самыми элементарными, но при этом произвольными.  Условно говоря, если у ребенка развивать мелкую моторику, у него начнет улучшаться речь.

2.   ОБУЧЕНИЕ. В образовании методологически должен использоваться поведенческий подход. Это метод, который основан на наблюдении за поведением. Средства, которыми оперирует метод — это стимул и мотивация. Естественно, стимулы бывают разные. При этом создается невероятная атмосфера успешности. Мотивация — это основа прикладного поведенческого анализа. Для удобства ребенка хорошо использовать расписание, быть последовательным. Каждое задание для ребенка должно соответствовать его нынешним возможностям. Не нужно нагружать ребенка словами, так как он ориентируется только на основные из них. Старайтесь всегда смотреть ребенку в глаза.

3.   ПИТАНИЕ. Образ питания – это образ жизни. Очень часто ребенок недополучает каких-либо веществ необходимых для его роста и развития, а для аутиста это особенно важно. Глютен, скорее всего, вреден. Это белок злаковых растений — рожь, пшеница, ячмень, овес. Эмпирически вычислено, что если глютен убирать из рациона аутиста, многим это помогает. На самом деле, безусловно, чем здоровее вы будете питать своего аутиста, комбинируя разнообразные диеты, тем активнее будет продвигаться  его развитие.

лечение аутизма во Владивостоке Двфу магистратура Специальное (дефектологическое) образование коррекция аутизм

 

 

Родитель – ключевой узел, связывающий все факторы лечения и реабилитации аутизма. Никто кроме родителя не соединяет в себе такие глубокие противоречия, никто так не пропускает всю сложность ситуации через самого себя. И это главная причина, по которой вложение сил, средств и внимания в родителей дает наибольшую эффективность лечения и реабилитации детей с аутизмом, в особенности, при запуске программы модификации поведения методом прикладного анализа поведения. Семья организует свою жизнь, вводится система для всех без исключения членов семьи – только тогда возможна реабилитация ребенка, расширение его навыков, повышение качества его жизни.

 

 

Чрезвычайно важным и необычным может быть также диалог специалистов и родителей. Очень важно здесь не только найти общий язык, но и научиться долго, плодотворно и перспективно сотрудничать, избегая штампов и установок, нарабатывать как раздельный, так и совместный опыт. Все это, вместе взятое, может способствовать и самому главному диалогу – диалогу всех нас с Ребенком. Ради этого-то мы все и затеваем, ради этого стоит жить.

 

 

 

лечение аутизма во Владивостоке Двфу магистратура Специальное (дефектологическое) образование коррекция аутизм

В семинаре приняли участие около ста человек. Сорок из них родители. Остальные специалисты: олигофренопедагоги, психологи и семейные психотерапевты, логопеды, преподаватели школы педагогики ДВФУ, педагоги дошкольного и дополнительного образования, студенты. 

 

Справка:

1.     Подробнее о Центре проблем аутизма: 

http://autism-conf.ucoz.ru/index/o_centre/0-10

2.     Группа ЦПА в ФБ: 

https://www.facebook.com/groups/cpaut/?fref=ts

3.     Выступление Романа Золотовицкого в рамках II Международной научно-практической конференции «Аутизм. Вызовы и решения»: 

http://pressria.ru/pressclub/20140412/949131843.html