Эссе "Мы родом из детства"

Феденюк Татьяна Анатольевна

Не давно, мой сын спросил меня: «Мам, а какое у тебя было детство?». Раньше я никогда не задумывалась об этом. В детстве были папа и мама, бабушки, дедушки и другие родственники - наша большая и дружная семья,  в которой всегда тепло относились к детям, особенно к маленьким. Моя семья научила меня любить людей – это то качество, которое воспитанно во мне с детства. В детском саду и в школе нас учили, прежде всего, думать о других, нас учили любить Родину, беречь родную природу. Всё это воспитывалось в людях моего поколения с раннего детства. И сейчас мы стараемся воспитывать эти качества в современных детях.

Есть ли в жизни человека период, более важный, чем детство? Не думаю. Ведь всё что с нами происходит, как мы строим свою жизнь тянется оттуда. Из того времени. Многие учёные (Л.С.Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин) изучали период детства и доказали его ценность, определив этот период как наиболее значимый в жизни человека. А.Н. Леонтьев писал: «Дошкольное детство - это период первоначального фактического склада личности, период развития личностных «механизмов» поведения. В дошкольные годы развития ребенка завязываются первые узлы, устанавливаются первые связи и отношения, которые образуют новое, высшее единство деятельности и вместе с тем новое, высшее единство субъекта - единство личности. Именно поэтому, что период дошкольного детства есть период такого фактического складывания психологических механизмов личности, он так важен». Именно в детстве происходит формирование личностных качеств ребёнка, и какими будут эти качества, зависит от нас – взрослых.

Детям необходима наша любовь, внимание, тепло, уважение. Дети должны видеть и чувствовать наше к ним отношение. Детство – должно быть самым беззаботным, самым счастливым, самым спокойным временем. Как говорил В.А. Сухомлинский: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».

Я думаю, что одна из основных задач современной педагогики - донести ценность периода детства до родителей. Ученые, педагоги, психологи давно доказали, что не стоит преувеличивать или уменьшать нагрузку на ребёнка, всему должно быть своё место, время; каждому возрастному периоду характерна та или иная деятельность в которой ребёнок наиболее оптимально развивается. А именно: с первых недель жизни и до одного года - Непосредственное эмоциональное общение ребенка с взрослыми; от года до трёх лет - предметно-манипулятивная деятельность; от трёх до шести лет - игровая деятельность; от шести до примерно одиннадцати лет - учебная деятельность, а с десяти до пятнадцати лет общение со сверстниками.

Во все эти периоды рядом с ребёнком должны находиться любящие, думающие взрослые (родители и педагоги), понимающие свою ответственность за его будущее.

Основные постулаты моей педагогической философии: любить, хорошо знать закономерности и особенности развития ребенка, ценить и уважать его индивидуальности, стараться чувствовать хрупкий внутренний мир каждого ребенка.

Дети, которые выросли в дружной, любящей атмосфере, на всю жизнь сохраняют чувство защищенности и стремятся передать это тепло своим детям. Именно родители и мы, педагоги, становимся первыми значимыми людьми в жизни маленького ребенка, его окном в мир, его примером и целью. И мы, семья, общество не только несем основное бремя ответственности за формирование юного человека, но и получаем в награду любящего сына или дочь, благодарного воспитанника, надежного друга и порядочного человека.

Я считаю, что чем больше счастливых детей и людей у нас в стране, тем гораздо лучше и – главное – достойнее жить всем: каждому ее гражданину, всему обществу, стране в целом.