Творческая лаборатория учителя

Степаненко Раиса Николаевна

 

 

В современном обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, активных, творческих, способных нестандартно решать поставленные цели и задачи. И учить этому необходимо уже с начальной школы. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает учебная исследовательская деятельность. Очень важно, чтобы эта работа была хорошо поставлена уже с начальной школы, так как именно в этом возрасте у детей должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой и самостоятельной деятельности, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности. А исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы.

Вот почему одним из направлений внеурочной деятельности в рамках ФГОС нового поколения в нашей школе ведётся курс «Я – исследователь». Подобная деятельность, ставящая учащихся в позицию «исследователя», занимает ведущее место в современных системах развивающего обучения. Исследовательская работа в начальной школе сейчас особенно актуальна, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления. Именно в младших классах закладываются предпосылки самостоятельной ориентации не только в учебе, но и в жизни.

Специалисты в области психологии творчества подчеркивают, что умение поставить вопрос (выделить проблему) ценится выше умения его решить. Естественно, что проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей. Это касается не только выбора темы исследования, но и уровня её подачи. Имеется в виду формулировка проблемы и отбор материала для её решения. Выполняя данную работу с младшими школьниками, педагог должен осознавать, что за этими детскими исследованиями стоят очень глубокие и в высшей степени важные проблемы развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка.

 Вот почему мы не торопимся с выбором тем: они  «вырисовываются» в процессе занятий: уроков-экскурсий, путешествий, игровых фрагментов занятия, когда дети поставлены в условия, когда совершенно необходимо самому принять решение. Постепенно всё большее количество детей определяется с выбором темы: «А я буду исследовать…» И далее следует целый калейдоскоп любопытных для юных исследователей тем. Важно, что ребёнок сам пришёл к выбору темы! А сомневающимся, конечно же, очень ненавязчиво поможет учитель.

 

 

Когда темы детских исследовательских работ определены, мы учимся собирать информацию. Несомненную помощь в этом оказывает наша сельская библиотека, которая готовится стать модельной. Поиск источников новой информации вызван потребностью проведения собственного исследования. Это даёт возможность приобщить ребёнка, на основе его собственных исследовательских, познавательных потребностей, к работе с самыми разными источниками. В настоящее время издаётся большое количество прекрасно иллюстрированных детских энциклопедий, справочников. Они посвящены различной тематике, имеют краткие и доступные детям информативные тексты. А краеведению в библиотеке отведён целый раздел. Это очень важно, так как среди юных исследователей уже определились дети, которым кажется любопытным заглянуть в историю своего рода, своего села.

     Очень важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учётом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех этапов исследовательской культуры школьника. Сегодня мы учимся работать с информацией, которую можем получить из книг. Но следует учитывать, что в книге мы встречаемся с информацией, кем-то уже добытой. Главный смысл настоящего исследования - добыть знания самостоятельно. Поэтому необходимо помочь начинающим исследователям провести наблюдения, организовать эксперименты, обработать информацию.

Но это – уже совсем другая история…

А сегодня? Сегодня стала читательницей библиотеки второклассница Полина, девочка с Украины. Она пришла сюда со своей любимой книжечкой о лошадках, а в библиотеке обнаружила целую серию книг о животных «Животный мир России». Радостно обнаружила знакомые фото лошадей в других источниках. Удивиться, испытать радость от найденного, восхититься увиденным – разве это не ступенька к последующим настоящим личным открытиям!

Сегодня несказанно повезло Елизавете: по её краеведческой теме библиотекарь Надежда Николаевна предложила ей сразу три книги! Лиза быстро находит нужные ей странички, её тут же обступают любознательные одноклассники:

- А тут и про Лазарёново есть! Давай почитаем!

А сама Лиза просто никак не определится, как же распорядиться этим богатством? Какую книгу взять первой?

Романтичная Полина  Масловская листает альбомы с репродукциями картин. Она уже знает, о чём будет писать: к богатым фото - материалам, сделанным самой Полиной, добавится что-то новенькое…

Не будем раскрывать пока всех секретов. Впереди научно-исследовательская школьная конференция. Судя по увлечённым лицам моих питомцев, думаю, нам будет что показать.

 

 

Октябрь, 2014