Календарно-тематическое планирование. 1 класс. Технология Н.М.Конышева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  технологии

           Начальное общее образование, 1 класс

           Количество часов - 33

           Учитель  Черкасова Светлана Николаевна

 

 

Программа разработана на основе авторской программы  Н.М Конышевой, 2013 год, изд. «Ассоциация».

  

 

 

 

Пояснительная записка.

  Рабочая программа учебного предмета «  Технология» разработана  в соответствии с:

- Федеральным Законом « Об Образовании в Российской Федерации» № 273 ФЗ от 29.12.2012г;

-Федеральным Государственным общеобразовательным стандартом начального общего образования;

- образовательной программой НОО МБОУ Позднеевская СОШ;

-  уставом МБОУ Позднеевская СОШ ;

 -  авторской программой  Н.М Конышевой, 2012 год, изд. «Ассоциация».

 

 Основная цель заключается в углублении общеобразовательной подготовки школьников, формировании их духовной культуры и всестороннем развитии личности на основе интеграции понятийных (абстрактных) , наглядно – образных и наглядно –действенных компонентов познавательной деятельности. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобритательности, интуиции, а так же творческой самореализации и формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно –преобразующей деятельности.

В качестве результата изучения данного предмета предполагается формирование  универсальных   учебных   действий   всех   видов:   личностных,   познавательных, регулятивных, коммуникативных.

 

Общая характеристика учебного предмета «Технология»

Особенностью уроков технологии в начальной школе является то, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе — предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимой составляющей целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (прежде всего абстрактного, конструктивного мышления и пространственного воображения). Организация продуктивной преобразующей творческой деятельности детей на уроках технологии создает важный противовес вербализму обучения в начальной школе, который является одной из главных причин снижения учебно-познавательной мотивации, формализации знаний и в конечном счете низкой эффективности обучения. Продуктивная предметная деятельность на уроках технологии является основой формирования познавательных способностей младших школьников, стремления активно познавать историю материальной культуры и семейных традиций своего и других народов и уважительно относиться к ним.

Значение и возможности предмета «Технология» выходят далеко за рамки обеспечения учащихся сведениями о технико-технологической картине мира. При соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальном звене общеобразовательной школы. В нем все элементы учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т. д.) предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для детей.

Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» естественным путем интегрирует знания, полученные при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Технология»

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

 

 

 

 

 

 

Роль и место учебного предмета «Технология»

 Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ отводит 33 недели. В учебном плане МБОУ Позднеевская СОШ на 2014-2015 уч.год на предмет русский язык отведен 1 час в неделю, всего курс реализуется за 33 часа.

Учебный предмет «Технология» в начальной школе выполняет особенную роль, так как обладает мощным развивающим потенциалом. Важнейшая особенность этих уроков состоит в том, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе – предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (в том числе и абстрактного мышления). 

Содержание учебного предмета «Технология»

  «Умелые руки»

Значительное   внимание   в   данный   возрастной   период   приходится   уделять развитию основных функциональных возможностей детей,  на которых можно построить их   полноценную   познавательную   деятельность.   В   частности,   у   первоклассников

недостаточно развита координация, мелкая моторика руки, поэтому предусмотренная в программе   система   практических   операций   способствует   ускорению   и   гармонизации физического развития ребенка.

С   учетом   всего   сказанного  в программе первого класса можно выделить следующие  приоритетные компоненты:

Культура и организация труда

Своевременная   и   правильная   подготовка   к   уроку   необходимых   материалов, инструментов и приспособлений; правильное размещение их на рабочем месте.

Поддержание порядка на рабочем месте в течение урока. Уборка рабочих мест в конце урока.

Правила безопасной работы с ножницами и иглой. Использование макулатуры при работе с клеем.

Приемы обработки различных поделочных материалов

Обработка бумаги (сгибание, скручивание, обрывание, разрезание, сминание);лепка из пластилина; работа с природными и разными материалами; соединение деталей при  помощи  клея;   сборка  изделий   из  деталей  «Конструктора»;   витье  и плетение   из волокнистых материалов; пришивание пуговиц.

Работа с простейшими ручными инструментами

Приемы   работы   с   карандашом,   ножницами,   иглой,   стекой,   фальцовкой (гладилкой).

Приемы и правила разметки деталей

Разметка сгибанием, по шаблону, на глаз и от руки. Экономное расходование

материалов при разметке.

Умение работать с учебником и другими учебно-дидактическими материалами, познавательная самостоятельность. Умение работать под руководством учителя

Восприятие, оценка, анализ информации (рисунки, схемы, инструкции и пр.).

Организация работы в соответствии с поставленной задачей и учебной информацией.

Наблюдения  и опыты в  I классе:   рассматривание образов объектов природы и окружающего мира (формы и окраска цветов, листьев, грибов, птиц, снежинок, насекомых;   осенний,   зимний   и   весенний   пейзажи;   букеты;   салют;   закладки,   открытки);

сравнение форм, полученных способом вырезания и обрывания.

Логические  задачи,  задания на пространственное мышление:  аппликации   из геометрических фигур, разрезные картинки; достраивание симметричных форм; трансформация плоского листа в объемную форму. которые проходят через все ступени курса.

 

 

Тематическое планирование.

Название темы

Количество часов

        Мониторинг

 Как работают мастера.

 

 

8  часов

 

 

Творческая работа

Работа мастера приносит людям радость

8 часов

Мастер работает старательно и аккуратно

9 часов

Мастер работает творчески

                               8 часов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Технология»

Дата план.

Дата факт.

№ урока

Тема урока.

Практическая деятельность.

КАК РАБОТАЮТ МАСТЕРА.

8 часов

2.09

 

1

Вводный урок. Культура и организация труда.

Аппликация «Дерево»

9.09

 

2

Материал и образ.

Осенний коврик из цветной бумаги.

16.09

 

3

Складывание простых форм из бумаги.

Квадрат. « тюльпан»

23.09

 

4

Изготовление квадрата из прямоугольной полосы сгибанием.

30.09

 

5

Разрезание бумаги по линиям.

Аппликация из треугольников « Парусник»

7.10

 

6

Приёмы наклеивания деталей.

Изготовление домика из бумаги. Аппликация.

14.10

 

7

Формы и образы природы. Экскурсия в парк.

Сбор природного материала..

21.10

 

8

Работа с природным материалом.

Составление композиций из засушенных листьев.

РАБОТА МАСТЕРА ПРИНОСИТ ЛЮДЯМ РАДОСТЬ.

8 часов.

28.10

 

9

Разметка деталей по шаблону.

Изготовление деталей для аппликации.

11.11

 

10

Выполнение работы по шаблонам.

Аппликация «Снеговик»

18.11

 

11

Разметка прямых линий по линейке и сгибанием.

Цепь из полос бумаги.

25.11

 

12

Создание образа по ассоциации с формой модуля.

 

2.12

 

13

Бумагопластика.

Подвески для ёлки.

9.12

 

14

Конструирование ребристых форм.

Ёлочные украшения.

16.12

 

15

Лепка из пластилина.

Лепка композиций на зимние темы

23.12

 

16

Работа с фольгой.

Изготовление «Зайца серебристого».

МАСТЕР РАБОТАЕТ СТАРАТЕЛЬНО И АККУРАТНО.

9 часов

30.12

 

17

Симметричное вырезание.

Вырезание бабочки. Снежинка.

13.01

 

18

Наклеивание ажурных симметричных форм.

Аппликация. « Танец бабочек на лужайке»

20.01

 

19

Приёмы обработки картона и плотной бумаги.

Отработка навыков сгибания бумаги.

27.01

 

20

Тематическая композиция на плоскости: сюжет, цвет, образ.

Открытка к 23 февраля.

3.02

 

21

Тематическая композиция на плоскости: сюжет, цвет, образ.

Открытка к 8 марта.

17.02

 

22

Приёмы работы с нитками и иглой.

Пришивание пуговиц

24.02

 

23

Пришивание пуговиц.

Композиция с деталями из пуговиц.

3.03

 

24

Плетение из ниток

. Закладка - косичка

10.03

 

25

Контрольная работа

Создание декоративных композиций по своему замыслу.

МАСТЕР РАБОТАЕТ ТВОРЧЕСКИ.

8 часов.

17.03

 

26

Конструирование деталей механического конструктора.

Конструирование букв алфавита.

31.03

 

27

Неожиданные материалы. Творческое комбинирование.

Изделия из капсул «Киндер - сюрприз».

7.04

 

28

Использование разных способов выкраивания из бумаги.

Декаративная композиция «Букет»

14.04

 

29

Повторение приёмов обработки бумаги.

Аппликация – задача «Птица»

21.04

 

30

Закрепление приёмов обработки бумаги. Логическая задача.

28.04

 

31

Новые приёмы бумагопластики в конструировании.

Выполнение коллективного творческого проекта. Раскладная картинка «Домик хитрого гнома»

5.05

 

32

Новые приёмы бумагопластики в конструировании.

12.05

 

33

Итоговое занятие.

Выставка по итогам года.

19.05

 

34

Творческая работа учащихся(по интересам)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно – методическое   и материально – технологическое обеспечение.

1. Конышева Н.М. Технология, 4 класс. Учебник. – Смоленск: Ассоциация 21 век

2. Конышева Н.М. Технология. Методические рекомендации к учебнику для 4 класса общеобразовательных учреждений. – Смоленск: Ассоциация 21 век

3. Планируемые результаты начального общего образования/ под редакцией   Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012.

4.Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 частях. / под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 3 – е изд. – М.: Просвещение, 2011.

Печатные пособия.

1.      Книги по декоративно – прикладному искусству.

2.      Комплект наглядных пособий для организации уроков технологии.

 Технические средства обучения.

1.Телевизор

      2.Магнитофон

      3. проектор

 

Материально-техническое обеспечение учебного предмета. Для полноценной реализации курса технологии в начальном общем образовании и достижения планируемых результатов необходима соответствующая материальная база. При этом данная программа разработана с учетом значительного разнообразия реальных условий,   в   которых   существует   современная   отечественная   начальная   школа,   и предполагает, что ее содержание может быть реализовано при минимальных затратах на материальные ресурсы. Для работы каждому ребенку необходимы следующие материалы: наборы цветной бумаги для аппликации, картон, ткань, пластилин, швейные нитки, нитки для вышивания, пряжа для вязания, природные и утилизированные материалы, гуашь; и инструменты:   ножницы   (школьные),   подрезной   нож,   простые   и   цветные   карандаши, линейка, угольник, циркуль, швейные и вышивальные иглы, кисти для клея и для красок, дощечка для лепки, подрезная доска.  Помимо   перечисленных   материалов   и   инструментов   в   необходимую материальную   базу  входят   учебники,   рабочие   тетради   на   печатной   основе   и   другие учебно-методические   материалы,   составляющие   учебно-методический   комплект   по технологии

 

 

 

 

 

 

 

 

Результаты освоения учебного предмета «Технология» и система их оценивания.

Личностные:

Ø  знать правила культуры труда (о необходимости своевременной подготовки и уборки рабочего места, поддержания порядка на рабочем месте в течение урока; об использовании макулатуры при работе с   клеем);

Ø  применять правила безопасной работы с ножницами и иглой;

Ø  знать и применять правила рациональной разметки деталей на бумаге (разметка на изнаночной стороне материала; экономия материала при разметке);

Ø   использовать правила вырезания детали ножницами из листа бумаги: а) «режем средней частью лезвий, поворачиваем в руке не ножницы, а бумагу»; б) сначала форма обрезается «грубо», а затем вырезается точно по контуру.

Ø  соблюдать культуру труда и технику безопасности  при работе над изделиями;

Ø  использовать правила и приемы рациональной разметки;

Метапредметные результаты:

Ø  самостоятельно подбирать материал, выбирать и осуществлять наиболее подходящие приемы практической работы, соответствующие ей;

Ø  воспринимать инструкцию (устную или графическую) и действовать в соответствии с ней;

Ø  внимательно рассматривать и анализировать простые по конструкции образцы и находить адекватные способы работы по их воссозданию;

Ø  устанавливать несложные логические взаимосвязи в форме и расположении отдельных деталей конструкции  и находить адекватные способы работы по ее созданию;

Ø  создавать в воображении несложный художественный замысел, соответствующий поставленной задаче, и находить адекватные способы его практического воплощения.

Предметные результаты:

Ø  выполнять разметку по шаблону, на глаз и от руки;

Ø  аккуратно и ровно сгибать бумагу, пользоваться гладилкой;

Ø  аккуратно вырезать детали из бумаги по прямолинейному и криволинейному контуру;

Ø  аккуратно и точно выкраивать детали из бумаги способом обрывания;

Ø  аккуратно, быстро и равномерно наносить клей и приклеивать детали из бумаги;

Ø  аккуратно наклеивать засушенные листья и цветы на плотную бумагу;

Ø  выполнять простые формы и конструкции из пластилина, пользоваться стекой;

Ø  плести «косичку» из трех нитей;

Ø  пришивать пуговицы;

Ø  выполнять комбинированные работы из разных материалов;