МАТЕРИАЛЫ НА КОНКУРС "ЛУЧШИЙ УЧИТЕЛЬ-2014"

Важеева Наталья Николаевна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Самоанализ

урока химии в 8 классе по теме: « Химические явления».

 Место урока в цикле темы: урок - открытие  новых знаний.

 По типу урок :  комбинированный.

Общедидактическая цель: создать условия для изучения химических явлений, признаков химических реакций.

По содержанию учебного материала ставила следующие цели:

 обучающая:

- совершенствовать знания о признаках химических реакций;

- совершенствовать экспериментальные умения определять цель работы, пользоваться инструкцией и лабораторным оборудованием, проводить реакции, наблюдать и фиксировать наблюдения;

- делать выводы на основе наблюдений согласно поставленной цели;

- соблюдать правила безопасного поведения.

 развивающая: 

-развивать навыки самостоятельной работы, коммуникативные компетенции.

 воспитательная: 

- воспитание аккуратности и последовательности в работе, бережного отношения к школьному имуществу, собственному здоровью и здоровью окружающих.

    Урок начался с организационного момента, задача которого подготовить учащихся к работе на уроке (приветствие друг друга, проверка детей готовности к занятию). Этот этап урока, хотя и был непродолжительным, позволил быстро включить учащихся в ход урока.

    На мотивационно – ориентировочном этапе, путем демонстрации слайдов с природными явлениями учащиеся самостоятельно сформулировали тему урока.

   На операционно – исполнительном этапе урока актуализация знаний через беседу о правилах техники безопасности , осмысление через демонстрационный эксперимент способствовало формированию познавательной активности , умению анализировать свою деятельность, корректировать результаты.

    Познавательная активность учащихся проявлялась при проведении химических экспериментов, ведения наблюдения, определения признаков реакций.

   Социальная активность: учащиеся взаимодействовали в паре ( партнеры: ученик-ученик); общались с учителем на этапах целеполагания и рефлексии, то есть  выступали в роли обучающегося.

   Физическая активность: учащиеся говорили, слушали. Описывали результаты опытов, работали с лабораторным оборудованием.

   Методы обучения, применяемые на уроке:

  1. Метод беседы (постановка вопросов, коррекция ответов, формулирование выводов) – на всех этапах урока.
  2. Проблемно-поисковый метод (создание проблемной ситуации, её решение в процессе выполнения практической работы и формулирование вывода) – практическая работа.
  3.  Метод самостоятельной работы (инструктирование о порядке выполнения заданий, выполнение задания) – выполнение практической работы и работа  в группах.
  4. Практические методы (анализ результатов выполнения, самоконтроль и взаимоконтроль) –  выполнение  химического диктанта.
  5. Репродуктивный метод (передача учителем и запоминание учащимися информации) – рассказ учителя о явлениях.
  6. Экспериментальный метод.

    На разных этапах урока чередовались фронтальная, индивидуальная,  парная работа и такие виды деятельности, как наблюдение, проведение опытов,  описание и объяснение химических реакций.              Учащиеся выступали в роли мыслителей, регистраторов, партнеров, исследователей.

  Материал урока содержал метапредметные связи: с географией, историей, биологией, физикой, изоискусством.

  Домашнее задание носит творческий характер и прокомментировано.

  Навыки сотрудничества, взаимопомощи, работы с информацией развивались на этапе рефлексии, где дети дали оценку урока.

  Исходя из данного анализа я считаю, что урок цели достиг.

     



Предварительный просмотр:

ОПЫТ РАБОТЫ

учителя  химии МКОУСОШ №7 п. Владимировка

Важеевой Натальи  Николаевны

Тема: « Формирование положительной мотивации обучения через организацию разноуровневой дифференциации»

                 В настоящее время к выпускникам средних школ предъявляются большие требования при поступлении в высшие учебные заведения. Ребятам, окончившим школу необходимо адаптироваться в сложном современном мире: им нужны не только полученные знания,  но и умения их находить самим, ощущать себя компетентными людьми в любой области, творчески мыслящими, чтобы успешно утвердиться в жизни. В результате работы в школе, я пришла к выводу, что добиться хороших успехов в обучении можно только путем повышения интереса к своему предмету. Наверно, одной из причин потери этого интереса являются некоторые традиционные приемы и методы обучения. Освоение химии приходится в школе на 13 - 16 лет, когда ребята пребывают в так называемом “кризисном” периоде. В этот период особенно развито чувство самосознания и собственного достоинства. В этом возрасте происходит изменение процессов психического развития, перестройка прежних отношений к миру к себе, возникает потребность в самоопределении и самовыражении. У подростка вызывает скуку и раздражение авторитарный нажим, приказ. Я считаю, в современной школе очень важен личностный подход, работать с каждым в зоне его ближайшего развития. Переходный период часто у детей протекает с обострениями хронических заболеваний, что вызывает применение на уроках здоровьесберегающих технологий. Одним из важных моментов на уроке для ребенка является понимание необходимости личной заинтересованности в приобретении знаний, чтобы учащиеся могли ощущать свою компетентность не только в результате, но и на протяжении всего процесса обучения. Я думаю, что в этом и есть условие развивающего воздействия обучения на личность учащегося. Поэтому современный урок, по – моему, должен построен в сочетании специально организованной деятельности и обычного межличностного общения (готовность ребенка к контакту, доверительность, заинтересованность), таким образом, через личностный план общения на уроке реализуется учет возрастных, психологических особенностей учащихся: их готовность к расширению круга общения, к сопереживанию проблем взрослых, стремление к самоутверждению. Достичь поставленных целей мне помогают современные образовательные технологии, такие как

  • технология разноуровневой дифференциации обучения; (СЛАЙД)
  • групповые технологии;
  • технологии компьютерного обучения;
  • игровые технологии;
  • технология проблемного и исследовательского обучения;
  • педагогика сотрудничества.

               Современные технологии позволяют формировать и развивать предметные и учебные знания и умения в процессе активной разноуровневой познавательной деятельности учащихся в условиях эмоционально – комфортной атмосферы, развивать положительную мотивацию учения. Например, одним из элементов технологии организации адаптационно-развивающих диалогов на моих уроках химии является использование виртуальной лаборатории, которая позволяет применять предметные знания и умения, развивать навыки использования химической номенклатуры, классификации, основных химических понятий (наиболее эффективно его применение при изучении основных классов неорганической и органической химии). Применение различных технологий развивает у ребят умение участвовать в общем диалоге, осуществлять само - и взаимоконтроль, самопроверку, формировать адекватную самооценку. Работа в динамических парах и малых группах позволяет соотносить свою деятельность с деятельностью остальных, ребенок может провести не только самооценку, но и самокоррекцию.

                     Каждый учитель хочет, чтобы его предмет вызывал глубокий интерес у школьников, чтобы ученики умели не только писать химические формулы и уравнения реакций, но и понимать химическую картину мира, умели логически мыслить, чтобы каждый урок был праздником, доставляющим радость и ученикам и учителю. Мы привыкли, что на уроке учитель рассказывает, а ученик слушает и усваивает. Слушать готовую информацию – один из самых неэффективных способов учения. Знания не могут быть перенесены из головы в голову механически (услышал – усвоил). Отсюда делаем вывод, что необходимо сделать из ученика активного соучастника учебного процесса. Ученик может усвоить информацию только в собственной деятельности при заинтересованности предметом. Поэтому учителю нужно забыть о роли информатора, он должен исполнять роль организатора познавательной деятельности ученика. Итак, учитель должен организовать на уроке для ученика все виды учебно-познавательной деятельности. Первая – это деятельность с объектом изучения. Для химии таким объектом является вещество, проведение опытов. Опыты могут проводить ученики или демонстрироваться учителем. Вторая – это деятельность с материальными моделями молекул, кристаллическими решетками, химическими формулами, решение химических задач, сопоставление физических величин, характеризующих изучаемые вещества. Проводя опыты, составляя химические формулы и уравнения, сопоставляя цифровой материал, ученик делает выводы, систематизирует факты, устанавливает определенные взаимосвязи, проводит аналогии и т.д.

            Необходимо, чтобы учебно-познавательная деятельность ученика соответствовала тому учебному материалу, который должен быть усвоен, чтобы в результате деятельности, ученик самостоятельно приходил к каким-либо выводам, чтобы сам для себя созидал знание.

                Важнейшим принципом дидактики, является принцип самостоятельного созидания знаний, который заключается в том, что знание учеником не получается в готовом виде, а созидается им самим в результате организованной учителем определенной познавательной деятельности.

               За годы работы я поняла, что не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и умелом применении всего того, что знаешь, чему учишь. Увы, сегодня химия для многих – предмет не первостепенной важности. Как найти и подобрать то, что поможет сделать процесс обучения интересным, творческим, запоминающимся? И не случайно тема, над которой я работаю, называется «Формирование положительной мотивации обучения химии через организацию разноуровневой дифференциации». (СЛАЙД)

              В обучении химии  разноуровневая дифференциация имеет особое значение. Это обусловлено спецификой учебного предмета: у одних учащихся усвоение химии сопряжено со значительными трудностями, а у других проявляются явно выраженные способности к изучению этого предмета. В данной ситуации учителю важно учитывать как познавательные интересы учащихся, так и индивидуальный темп их развития. Такой подход основан на многоуровневом планировании результатов обязательной подготовки учащихся (усвоение минимума) и формировании повышенных уровней овладения материалом. Учащиеся получают право и возможность выбирать уровень обучения, учитывая свои способности, интересы, потребности, варьировать свою учебную нагрузку, учиться адекватно оценивать свои знания. В процессе обучения дифференциация осуществляется, прежде всего, через применение разноуровневых заданий для учащихся, выполняемых на уроке с целью закрепления знаний, в качестве контрольных заданий на зачетах, контрольных работах. Дифференциация в обучении открывает перед учащимися возможности выбора уровня обучения, а вместе с ним и уровня теоретической и практической подготовки по химии. В процессе управления учитель ищет способы, как направлять, корректировать работу учеников, вовремя приходить на помощь отстающим. Он проявляет заботу не только о том, как усваивается учебный материал, формируется умения и навыки, но и как развиваются, воспитываются ученики.

Формы использования  в образовательном процессе: (СЛАЙД)

  • Взаимообучение и взаимо-контроль в условиях работы пар.
  • Работа с разноуровневыми тестами.
  • Выполнение практических заданий разного уровня.
  • Творческие групповые задания для подготовки к семинарам и деловым играм, урокам-конкурсам.
  • Зачет по проверке базовых знаний в различных формах

                  Таким образом, основная  цель разноуровневой дифференциации состоит в том, чтобы создать условия для самореализации каждого ученика в соответствии с его интересами и, главное, возможностями. Эта технология   позволяет учащимся реально оценивать свои силы, а также видеть свои достижения. В результате повышается интерес к предмету, между учителем и учащимися устанавливаются партнерские отношения, снижается психологическое напряжение учащихся на уроках. Повышается качество знаний и активность слабоуспевающих учащихся.  

Результаты: 100%  обученность учащихся и постоянное повышение качества знаний. (СЛАЙД)

Таблица  динамики показателей качества обученности

по химии

Класс

2010-2011

2011-2012

2012-2013

обуч.

кач-во

ср. балл

обуч.

кач-во

ср. балл

обуч.

кач-во

ср. балл

8класс

100%

52%

3,4

100%

53%

3,5

100%

54%

3,5

9 класс

100%

43%

3,4

100%

48%

3,6

100%

54%

3,8

10 класс

100%

42%

3,4

100%

44%

3,5

100%

48%

3,6

11 класс

100%

41%

3,5

100%

43%

3,6

100%

44%

3,6

                 

 Следовательно, развитию познавательных и творческих интересов у учащихся способствуют различные виды технологий: технология уровневой дифференциации обучения, компьютерные технологии, групповые технологии, технология проблемного и исследовательского обучения, технология игрового обучения, использование тестов.

                  Задания на тестовой основе получили широкое распространение в моей практике. Сегодня существуют разнообразные варианты тестов. На   мой взгляд, тесты  позволяют наиболее эффективно выявлять качество знаний, индивидуализировать задания, учитывая особенности каждого ученика. Тестовые задания составляются учителем с учетом задач урока, специфики изучаемого материала, познавательных возможностей учащихся, уровня готовности школьников. Я использую их  на различных этапах урока, при проведении занятий разных типов, в ходе индивидуальной, групповой и фронтальной работы, в сочетании с другими средствами и приемами обучения.

Итоговая контрольная работа (СЛАЙД

8 класс

Низкий уровень - часть А, средний – Часть А.В, высокий –Часть А,В,С.

Вариант 1

Вариант 2

Часть А

1. Число атомов всех химических элементов в молекуле серной кислоты:

 А. 3.   Б. 4.   В. 7.

2. Число протонов, нейтронов и электронов в атоме фтора 19F:

А.р+ — 9;n° — 10;e-— 19.

Б.р+— 10; n° — 9;e-— 10.

В.p+ — 9; n°— 10;e- — 9.

3. Группа формул веществ с ковалентным типом связи:

А. Н2S, Р4, СО2.

Б. НС1, NаС1, Н2О.

В. СаО, SО2, СН4.

4. Вещество, не вступающее в реакцию с раствором разбавленной серной кислоты:

А. Гидроксид магния.

Б. Медь.

В. Оксид цинка.

5. Вещество, при растворении которого в воде электролитической диссоциации практически не происходит:

А. Гидроксид натрия.

Б. Сульфат калия.

В. Хлорид серебра.

6. Одновременно могут находиться в растворе ионы:

А. Nа+, Н+, Ва2+, ОН-.

Б. Мg2++, N03-, SO32--.

В.Fе2+, Na+, OH-, SO42-.

7. Среди веществ, формулы которых ВаС12, СаО, СаСО3, NaОН, Мg(ОН)2, SiO2, нет представителя класса:

А. Кислот.   Б. Оксидов.   В. Оснований.

8.. В 180 г воды растворили 20 г соли. Массовая доля соли в полученном растворе:

А. 9% .   Б. 10% .   В. 20% .

Часть Б

9.Назовите вещества, формулы которых МgО, S, Р2О5, Н24, Fе(ОН)3, Nа, КОН, НF, Ва(NO3)2 и укажите класс, к которому они относятся.

10Из приведенного перечня веществ выпишите формулы веществ, которые практически диссоциируют: КС1, РbS, Ва(ОН)2, СаСО3, СuО, Н24, Fе(ОН)2.

11.Запишите уравнения электролитической диссоциации веществ: а) хлорида натрия; б) нитрата калия; в) хлорида железа (III).

Часть С

12.Рассчитайте массу магния, который может сгореть в кислороде объемом 33,6 л (н. у.). Уравнение химической реакции: 2Мg + О2 = 2МgО.

13.По уравнению реакции

Н24 + 2NaОН = Nа2S04 + 2Н2О рассчитайте массу гидроксида натрия, необходимого для полной нейтрализации раствора, содержащего 24,5 г серной кислоты.

14.Составьте уравнения химических реакций согласно схеме

Fе → FеС12 → Fе(ОН)2 → FеО → Fе.

Дайте краткую характеристику химических реакций по известным вам признакам.

Часть А

1.Число атомов всех химических элементов в молекуле фосфорной кислоты равно:

 А. 3.   Б. 6.   В. 8.

2.Число протонов, нейтронов и электронов в атоме изотопа хлора 35С1:

А.р+— 17; n°— 18; e-— 17.

Б. р+— 18; n°—18; e-—18.

В.р+ — 17; n° — 18;e-—18.

3.Группа формул веществ с ионным типом химической связи:

А. КС1, НF, Nа2S.

Б. К2О, NаН, NаF.

В. СО2, ВаС12, NаОН.

4. Вещество, вступающее в реакцию с раствором гидроксида натрия:

А. Оксид фосфора (V).

Б. Оксид меди (II).

В. Хлорид серебра.

5. Вещество, которое в водном растворе полностью диссоциирует:

А. Оксид меди (II).

Б. Нитрат калия.

В. Сульфат бария.

6.Одновременно не могут находиться в растворе ионы:

А. Н+, Ва2+, ОН-, NO3-.

Б. К+, Zn2+, С1-, S042-.

В.Nа+, Fе2+, N03-,P043-.

7.Среди веществ, формулы которых: Н2О, NН3, СО2, К2О, Ва(ОН)2, НС1, нет представителя класса:

А. Кислот. Б. Оксидов. В Солей.

8.Масса соли, содержащейся в  150 г 5% -ного раствора соли, равна:

А. 5г.   Б. 7,5г.   В. 30г.

Часть Б

9.Назовите вещества, формулы которых Н3РО4, Мg, СО2, Н2S, ВаО, NаОН, О2, К2СО3, Сu(ОН)2, и укажите класс, к которому они относятся.

10.Из данного перечня веществ выпишите формулы веществ, которые практически не диссоциируют: МgС12, ВаSО4, КОН, Fе2О3, HNO3, Zn(ОН)2, Nа3РО4.

11.Запишите уравнения электролитической диссоциации веществ: а) хлорида калия; б) гидроксида натрия; в) нитрата магния.

Часть С

12.Рассчитайте объем водорода (н. у.), полученного при взаимодействии цинка массой 13 г с избытком соляной кислоты. Уравнение химической реакции:

 Zn + 2НС1 = ZnС12 + Н2.

13.По уравнению реакции

Н3РО4 + ЗКОН = К3РО4 + ЗН2О

рассчитайте массу гидроксида калия, необходимого для полной нейтрализации раствора, содержащего 4,9 г фосфорной кислоты.

14.Запишите уравнения химических реакций согласно схеме:

Fе(ОН)3 → Fе2О3 → Fе→ FеSО4→ Fе(ОН)2.

Дайте краткую характеристику химических реакций по известным вам признакам

                   Компьютерная технология дает возможность располагать таким объемом информации, которым не владеют учителя, опирающиеся на традиционные методы обучения. В мультимедийных обучающих программах используются анимации и звуковое сопровождение, которые, воздействуя сразу на несколько информационных каналов обучаемого, усиливают восприятие, облегчают усвоение и запоминание материала. В зависимости от формы, целей и задач урока компьютерные технологии применяются как:

  • источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя или книгу);             (СЛАЙД)  
  • наглядное пособие, используя возможности мультимедиа и телекоммуникации;
  • тренажёр;
  • средство диагностики и контроля.

Компьютерные технологии используются на всех этапах процесса обучения:

  • при объяснении нового материала (источник учебной информации),
  • при повторении (дидактические материалы);
  • для контроля знаний (тесты),
  • с целью организации досуговой среды.

                   Использование компьютерных технологий даёт неограниченные возможности для самостоятельной и совместной творческой деятельности учащихся и учителя. Использование компьютера и  мультимедийных технологий дают положительные результаты при объяснении нового материала, моделировании различных ситуаций, при сборе нужной информации, при оценке ЗУН и т. д., а также позволяют на практике реализовать такие методы обучения, как: деловые игры, упражнения по решению проблем, презентации и прочее.

Результаты использования ИКТ: (СЛАЙД)

  • Создан банк данных   (компьютерные презентации   учащихся 8, 9, 10, 11 классов) и компьютерные презентации учителя (по темам)
  • Выступления на ШМО, педсоветах, семинарах для учителей
  • Ежегодно повышается активность учащихся в использовании ИКТ при подготовке уроков и внеклассных мероприятий
  • Успешное выступление на научно-практических конференциях
  • Положительные результаты итоговой аттестации учащихся 9 классов (экзамен по выбору в новой форме) и 11 классов (до 2012 года)

год

Форма

внешней оценки

ЕГЭ,ГИА

 

класс

Допустимый минимальный порог

Кол-во

сдававших

Средний

балл

2009-2010

ЕГЭ

11

36

2

49

2010-2011

ЕГЭ

11

36

3

64,3

2012-2013

ЕГЭ

11

36

1

80

2010-2011

ГИА

9

13

2

20,5

2011-2012

ГИА

9

16

2

20

             Я создала свой сайт.  Адрес сайта: http://nsportal.ru/vazheeva.  Также на сайте «Я учитель» создана моя персональная страница, где принимаю активное участие в работе социальной сети работников образования, за что имею благодарности. СЛАЙД -2

Наличие публикаций в специализированных педагогических изданиях

Материалы из опыта работы опубликованы на следующих сайтах:

 1.. www.prodlenka.org/ 

2. nsportal.ru/workspace/42853

3. http://pedgazeta.ru/index.php

4. http://www.uchportal.ru/load/0-0-29242-0-17

5. http://samaraschools.ru/

6. http://www.videouroki.net/

7. http://pochemu4ka.ru/

8. http://www.uchmet.ru/

9. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

         Технология проектно-исследовательского обучения. Цели:

  • Формирование активной, самостоятельной, инициативной позиции обучающихся в учении.             (СЛАЙД) 
  • Развитие познавательного интереса учащихся

           Исследовательская деятельность школьников – это совокупность действий поискового характера, ведущих к открытию неизвестных фактов, теоретических знаний и способов деятельности. Таким путем учащиеся знакомятся с основными методами исследования в химии, овладевают умениями самостоятельно добыть новые знания, постоянно обращаясь к теории. Привлечение опорных знаний для решения проблемных ситуаций предполагает формирование и совершенствование как общеучебных, так и специальных умений учащихся (проводить химические опыты, соотносить наблюдаемые явления с изменениями состояния молекул, атомов, ионов, проводить мысленный химический эксперимент, моделировать сущность процессов и т. п.).

  • В процессе подготовки проекта проводятся  такие уроки, как: урок-эксперимент, урок-исследование, интегрированный урок-семинар. Используются частично-поисковый метод, метод гипотез, мини-проекты и др. В процессе работы над проектами осуществляются направление деятельности учащихся и консультации с ними.
  • Результаты проектной деятельности (индивидуальной или групповой) рассматриваются на уроке-защите проектов, интегрированном уроке-семинаре.
  • Проектная деятельность активно используется и во внеклассной работе

                        Исследование может проводиться с целью получения новых знаний, обобщения, приобретения умений, применять полученные знания, изучения конкретных веществ, явлений, процессов.

                      Исследовательская работа учащихся занимает на уроке больше времени, чем выполнение заданий по образцу. Однако затраты времени впоследствии компенсируются тем, что учащиеся быстро и правильно выполняют задания, могут самостоятельно изучать новый материал. Кроме того, повышается осознанность и прочность их знаний, появляется устойчивый интерес к предмету. Исследовательская деятельность проводится не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Учащиеся активно разрабатывают научно-практические работы и принимают участие в школьной и городской научно –практической работе. 

Результаты применения технологии: СЛАЙД

  • активное участие учащихся в проектно-исследовательской деятельности: наблюдается положительная динамика количества учащихся 7-11-ых классов, вовлеченных в проектную деятельность:
  • участие учащихся в школьных и муниципальных научно - практических конференциях

Учебный  год

класс

Ф.И.  учащегося

Тема работы

Результаты, ссылки

Проект «Алые паруса»  для одаренных детей

2011-2012

 учебный год

10

Астахова Елена

«Определение качественного состава воды объектов хозяйственного назначения в районе поселка  Владимировка с помощью качественных реакций»

Публикация материала в  социальной сети работников образования http://nsportal.ru/node/188456

2012-2013 учебный год

10

Холодько Владимир

«Химический состав почвы на пришкольном участке МКОУСОШ№7»

Публикация материала в  социальной сети работников образования http://nsportal.ru/node/434329

Всероссийский «Водный конкурс-2012» (муниципальный уровень)

2012-2013 учебный год

11

Астахова Елена

«Cостав  воды природных водоемов в окрестностях  поселка  Владимировка»

Победитель на муниципальном  уровне

ПРИЛОЖЕНИЯ

к описанию опыта работы (наборы заданий).

  1. ФРАГМЕНТ  урока в рамках дифференцированного обучения по теме:    «Окислительно-восстановительные реакции» для 8 класса 
    Разбить детей на 3 группы по уровню их подготовки и способностям к творческой работе: 1-я группа – учащиеся с низким уровнем обучаемости, им предлагаются репродуктивные задания, 2-я группа – учащиеся со средним уровнем обучаемости, 3-я группа – ученики с высоким уровнем обучаемости, им предлагаются задания с элементами творчества. После проверки у доски домашнего задания и объяснения нового материала для закрепления предложить следующие варианты заданий:

 • для 1-й группы: проставить степени окисления элементов в следующих реакциях и уравнять их методом электронного баланса: 
FeCl3 + KI = I2 + FeCl2 + KCl 
P + O2 = P2O5 Назвать все указанные соединения. 
• для 2-й группы: определить тип данных реакций (ОВР/не ОВР), ОВР уравнять методом электронного баланса: 
FeCl3 + KI = I2 + FeCl2 + KCl 
HCl + Ba(OH)2 = BaCl2 + H2O 
Al + CuO = Cu + Al2O3 Назвать все указанные соединения. 
для 3-й группы: написать продукты реакций и уравнять их методом электронного баланса: 
P + O2 = 
Al + CuO = 
Zn + H2SO4 = Назвать все указанные соединения.

          Вот несколько примеров разноуровневых заданий, самостоятельных работ и дозированных внеучебных домашних заданий для учащихся 8-9 классов. Карточки с заданиями разного уровня отличаются цветом или формой, поэтому учащиеся легко ориентируются в них. Дети с низким уровнем обученности, справляясь с заданием становятся увереннее в себе, у них повышается интерес к уроку. Дети высокого уровня становятся лидерами в своих группах, я привлекаю их к работе со слабыми детьми. На контрольных работах каждый ученик получает тексты заданий всех трех уровней и выбирает подходящие для себя.

  1. Самостоятельная работа

Тема «Простые вещества» 8 класс

Низкий уровень

          1. Какие вещества называются простыми? Приведите примеры. Какие две группы простых веществ вы знаете?

          2. Перечислите физические свойства металлов и неметаллов.

          3. По формулам определите вид химической связи в молекулах простых веществ: N2, Fe, O2, Mg.

          4. Рассчитайте объем (н.у.), массу и число молекул, соответствующие 1,5 моль кислорода.

Средний  уровень

          1. Выпишите из перечня формулы простых веществ: Al, Si, NH3, CuO, N2, SO2, O3, CH4, P, Zn, C, SO3, HNO3, Cu. Разделите их на две группы, назовите эти группы.

          2. Сравните свойства простых веществ алюминия и кислорода.

          3. Определите вид химической связи в следующих веществах: азоте, железе, кислороде, магнии.

          4. рассчитайте количество вещества, массу и объем (н.у.) озона, которые содержат 9 · 10²³ молекул этого вещества.

Высокий уровень

          1. Дан список веществ: озон, оксид алюминия, азот, сернистый газ, белый фосфор, аммиак, водород, медь, кислород, оксид магния, серебро, железо. Составьте формулы только простых веществ, затем разделите их на две группы и назовите эти группы веществ.

          2. Сравните свойства простых веществ – металлов и неметаллов.

          3. Какие виды химических связей имеют место в простых веществах? Приведите примеры.

          4. Определите массу навески железа, которая содержит такое же число атомов, как и навеска углерода массой 6 г.

Тема «Соединения химических элементов»  8  класс

Низкий  уровень

          1. Определите степени окисления элементов в соединениях по их формулам: Na2S, CuO, SiH4, CO2, Ba3N2.

          2. По формулам распределите вещества по классам: K2O, KCl, NO2, HNO3, KOH, MgSO4, HCl, CuSO4, Ca(OH)2.

Средний  уровень

          1. Составьте формулы оксидов азота, в которых азот проявляет степени окисления +1, +2, +3, +4, +5.

          2. Распределите вещества по классам, написав их формулы: гидроксид железа (II), серная кислота, оксид магния, хлорид железа (III), нитрат алюминия, оксид кальция, азотная кислота, гидроксид натрия, сульфат калия.

Высокий  уровень

          1. Используя периодическую систему химических элементов Д.И. Менделеева, составьте формулы пяти бинарных соединений. Укажите степени окисления элементов.

          2. Приведите по две формулы веществ каждого класса. Назовите вещества.

         

  1.  Дозированная домашняя работа

Требование: вам необходимо уметь определять вид химической связи и тип кристаллической решетки в простых веществах.

          Обязательная часть

          У р о в е н ь 1 (низкий)

          Задание 1. По учебнику изучите материал о ковалентной неполярной связи и выполните указанные учителем упражнения.

          Задание 2. Укажите существенный признак простых веществ: а) состоят из атомов металла; б) состоят из атомов неметалла; в) состоят из атомов одного вида; г) состоят из атомов разных видов.

          Задание 3. Укажите признак, определяющий металлический или неметаллический характер свойств химического элемента: а) заряд ядра атома; б) общее число электронов в атоме; в) число электронов на внешнем энергетическом уровне; г) относительная атомная масса.

          Задание 4. Установите соответствие. Ответ запишите в виде: 1-2-1.

Вид химической связи

  1. Ковалентная неполярная.
  2. Металлическая.

Характер свойств химических элементов, образующих связь

  1. Металлы.
  2. Неметаллы одного вида.
  3. Неметаллы разных видов.
  4. Металл и неметалл.

Механизм (способ) образования связи

          1. Образование общих электронных пар между соседними атомами.

          2. Переход электронов от одного атома к другому.

          3. Обобществление электронов многих атомов.

   Задание 5. Выберите пары химических элементов, между атомами которых может образоваться ковалентная неполярная связь: а) H и P; б) Fe и Cl; в) Na и Cl; г) О и О; д) S и F; е) Fe и Fe

Задание 6. Выберите формулы веществ с ковалентной неполярной связью: а) О3; б) KF; в) Н2О; г) Р4; д) СН4.

          Дополнительная часть

          У р о в е н ь 2 (средний)

          Задание 7. Запишите схемы образования металлической связи для:

а) натрия; б) кальция; в) алюминия.

          Образец: Ме – ne – Ме .

          Задание 8. Составьте схемы образования ковалентной неполярной связи в молекулах газообразных веществ: а) хлора; б) азота. Помните, что число неспаренных электронов в атоме определяется как разность между числом 8 и номером группы.

          Задание 9. установите соответствие. Ответ запишите в виде: 1-2.

Тип кристаллической решетки

  1. Молекулярная.
  2. Металлическая.
  3. Атомная.

Вид частиц в узлах кристаллической решетки

  1. Молекулы.
  2. Атомы.
  3. Разноименно заряженные ионы.
  4. Положительно заряженные ионы.

          У р о в е н  ь 3 (высокий)

          Задание 10. Вспомните произведение А.Беляева «Продавец воздуха» и охарактеризуйте свойства твердого кислорода, используя его описание, приведенное в книге.

          Задание 11. Почему изделие из кремния при ударе раскалывается на кусочки, а изделие из свинца только расплющивается? В каком из указанных случаев происходит разрушение химической связи, а в каком – нет?

          Задание 12. Почему температуры плавления разных металлов столь различны? Для подготовки ответа на этот вопрос используйте дополнительную литературу.

          Задание 13. Установите соответствие. Ответ запишите в виде: 1-2.

Тип кристаллической решетки

          1.Металлическая.

          2. Атомная.

          3. Молекулярная.

Физические свойства вещества

  1. Твердое, тугоплавкое, растворимое в воде, электропроводное.
  2. Твердое, тугоплавкое, нерастворимое, проводит ток.
  3. Твердое, легкоплавкое, нерастворимое, неэлектропроводное.
  4. Твердое, тугоплавкое, нерастворимое, неэлектропроводное.

Вывод:  Таким образом, различные виды технологий способствуют развитию познавательных и творческих интересов у учащихся.

СТИХОТВОРЕНИЕ


         

4.1.  Как составить уравнение реакции горения сложного вещества в кислороде

 

Последовательность действий

Пример: написать уравнение реакции горения сероводорода в кислороде

1. Написать формулы веществ, вступивших в химическую реакцию (левую часть схемы реакции)

H2S + O2

2. В правой части схемы составить по валентности формулы оксидов каждого из элементов, входящих в состав исходного вещества

                       I     II      IV II

H2S + O2      H2O + SO2

3. Уравнять число атомов каждого элемента в левой и правой частях схемы (кроме кислорода)

                       I    II       IV II

H2S + O2      H2O + SO2

(H по 2 атома, S по одному атому)

4. Подсчитать общее число атомов кислорода в правой части схемы

В Н2О 1 атом, в SО2 2 атома – всего 3 атома

5. Рассчитать, сколько необходимо двухатомных молекул кислорода, и поставить коэффициент перед формулой кислорода

3 : 2 = 3/2

H2S + 3/2O2 =

                     = H2O + SO2

6. Если получился дробный коэффициент, следует освободиться от дроби, умножив все коэффициенты на 2 (знаменатель дроби)

2Н2S + 3O2 =

                    = 2H2O + 2SO2

7. Проверить правильность расстановки коэффициентов, подсчитав число атомов каждого элемента в левой и правой частях уравнения

Н – по 4 атома, S – по 2 атома, О – по 6 атомов

4.2.  Как составить уравнение реакции щелочи с кислотным оксидом

Пример: KOH + SO2

          Помните: в результате этой реакции получаются соль и вода.

          1. Найти, какая кислота соответствует данному оксиду (мысленно прибавив к нему воду):

          SO2 + H2O = H2SO3.

          2. По формуле кислоты определить кислотный остаток и его валентность:

                II

          H2SO3.

          3. Составить формулу соли, взяв символ металла из щелочи и формулу найденного кислотного остатка:

           I       II

          K2SO3.

          4. Составить схему реакции:

          KOH + SO2      K2SO3 + H2O.

          5. Уравнять число атомов металла, затем – неметалла и водорода:

          2KOH + SO2 = K2SO3 + H2O.

          6. Проверить правильность расстановки коэффициентов по числу атомов кислорода:

          2KOH + SO2 = K2SO3 + H2O.

               4 атома О                               4 атома О

             


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация опыта работы учителя химии МКОУ СОШ №7 п. Владимировка Важеевой Натальи Николаевны

Слайд 2

Тема: « Формирование положительной мотивации обучения химии в школе через организацию дифференцированного контроля и оценки знаний» Тема: «Формирование положительной мотивации обучения химии через организацию разноуровневой дифференциации»

Слайд 3

Современные образовательные технологии технология разноуровневой дифференциации обучения; групповые технологии; технологии компьютерного обучения; игровые технологии; технология проблемного и исследовательского обучения; педагогика сотрудничества.

Слайд 4

ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ «Формирование положитель-ной мотивации обучения химии через организацию разноуровневой дифференциации »

Слайд 5

Формы использования в образовательном процессе: Взаимообучение и взаимоконтроль в условиях работы пар. Работа с разноуровневыми тестами. Выполнение практических заданий разного уровня. Творческие групповые задания для подготовки к семинарам и деловым играм, урокам-конкурсам. Зачет по проверке базовых знаний в различных формах

Слайд 6

Результаты: 100% обученность учащихся и постоянное повышение качества знаний Класс 2010 – 2011 учебный год 2011 – 2012 учебный год 2012 – 2013 учебный год обуч. кач-во ср. балл обуч. кач-во ср. балл обуч. кач-во ср. балл 8 класс 100% 52% 3,4 100% 53% 3,5 100% 54% 3,5 9 класс 100% 43% 3,4 100% 48% 3,6 100% 54% 3,8 10 класс 100% 42% 3,4 100% 44% 3,46 100% 48% 3,6 11 класс 100% 41% 3,5 100% 43% 3,6 100% 44% 3,6

Слайд 7

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ на различных этапах урока проведение занятий разных типов индивидуальная работа групповая работа фронтальная работа сочетание с другими средствами и приемами обучения

Слайд 9

Компьютерные технологии источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя или книгу); наглядное пособие, используя возможности мультимедиа и телекоммуникации; тренажёр; средство диагностики и контроля

Слайд 10

ЭТАПЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ при объяснении нового материала (источник учебной информации); при повторении (дидактические материалы); для контроля знаний (тесты); с целью организации досуговой среды.

Слайд 11

Результаты использования ИКТ: Создан банк данных (компьютерные презентации учащихся 8, 9, 10, 11 классов) и компьютерные презентации учителя (по темам) Выступления на ШМО, педсоветах, семинарах для учителей Ежегодно повышается активность учащихся в использовании ИКТ при подготовке уроков и внеклассных мероприятий Успешное выступление на научно-практических конференциях Положительные результаты итоговой аттестации учащихся 9 классов (экзамен по выбору в новой форме) и 11 классов (до 2012 года)

Слайд 12

РЕЗУЛЬТАТЫ

Слайд 13

Адрес сайта: http :// nsportal . ru / vazheeva

Слайд 14

Материалы из опыта работы 1. www.prodlenka.org/ 2. nsportal.ru/workspace/42853 3. http://pedgazeta.ru/index.php 4. http://www.uchportal.ru/load/0-0-29242-0-17 5. http://samaraschools.ru/ 6. http://www.videouroki.net/ 7. http://pochemu4ka.ru/ 8. http://www.uchmet.ru/ 9. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Слайд 15

Технология проектно-исследовательского обучения Формирование активной, самостоятельной, инициативной позиции обучающихся в учении. Развитие познавательного интереса учащихся.

Слайд 16

Результаты применения технологии: активное участие учащихся в проектно-исследовательской деятельности: наблюдается положительная динамика количества учащихся 7-11-ых классов, вовлеченных в проектную деятельность: участие учащихся в школьных и муниципальных научно - практических конференциях

Слайд 17

Учебный год класс Ф.И. учащегося Тема работы Результаты, ссылки Проект «Алые паруса» для одаренных детей 2011-2012 учебный год 10 Астахова Елена «Определение качественного состава воды объектов хозяйственного назначения в районе поселка Владимировка с помощью качественных реакций» Публикация материала в социальной сети работников образования http :// nsportal . ru / node /188456 2012-2013 учебный год 10 Холодько Владимир «Химический состав почвы на пришкольном участке МКОУСОШ№7» Публикация материала в социальной сети работников образования http :// nsportal . ru / node /434329 Всероссийский «Водный конкурс-2012» (муниципальный уровень) 2012-2013 учебный год 11 Астахова Елена « C остав воды природных водоемов в окрестностях поселка Владимировка» Победитель на муниципальном уровне

Слайд 26

Вывод: различные виды технологий способствуют развитию познавательных и творческих интересов у учащихся.

Слайд 27

Ты входишь в класс – простой учитель И в то же время чародей, Над веществами повелитель Ты в мире химии своей. Как фокусник, что на арене Всех изумляет мастерством, Ты перед классом, как на сцене, Творишь руками волшебство.



Предварительный просмотр:

МАСТЕР – КЛАСС

на тему : «Как, используя психологию, научить химии.»

Память – удивительное свойство человеческого разума. Наши переживания, впечатления, движения, знания не исчезают бесследно, а сохраняются в памяти. Она является своеобразным мостиком между нашим прошлым и нашим будущим. У каждого человека свои, индивидуальные особенности памяти, например, одни лучше запоминают услышанную информацию, другие – увиденную. Хорошая память помогает человеку добиваться успехов в учебе и работе. Но память ржавеет, если ее не использовать. Чем интенсивнее она используется, тем лучше она функционирует и развивается.

Происхождение человеческой памяти древние греки связывали с именем одного из самых прекрасных героев, созданных человеческой фантазией, с именем Прометея. Оказывается, этот самоотверженный юноша не только одарил человека огнем. Вот какие слова вкладывает в его уста великий древнегреческий драматург Эсхил:

Послушайте, что смертным сделал я: 
Число им изобрел, 
И буквы научил соединять – 
Им память дал, мать муз – всего причину.

Таким образом, уже древние греки осознавали, что никакая деятельность человека не может осуществляться без памяти. В греческой мифологии существует богиня памяти – Мнемозина. Считается, что автором этого слова является Пифагор Самосский.

    Всем известна поговорка «Зарубить на носу», т.е. хорошо запомнить раз и навсегда. Слово «нос» в этой поговорке означает не орган обоняния, а памятную дощечку, бирку для записей. Словом «нос» в древности называли особую дощечку, которую носили с собой неграмотные люди. На этих дощечках - «носах» и делали с помощью специальных палочек заметки-зарубки.

Что же такое память? Давайте дадим определение памяти.

Память – это наша способность запоминать то, что видим, слышим, говорим, делаем, способность сохранять все это и в нужный момент вспоминать, т. е. узнавать или воспроизводить то, что знаешь.

Сегодня я покажу, как я развиваю память на основе различных приемов запоминания, интеллектуальных ресурсов, и тем самым повышаю учебную мотивацию и развиваю логическое мышление и коммуникационные навыки. Обратите внимание, что почти все упражнения и тесты, которые я предложу являются энергизаторами, а энергизаторы- это современные требования к преподаванию.

   Я уверена, что все тесты и упражнения, которые я сегодня покажу ,каждый может использовать в своей работе.

   Из опыта могу сказать, что детям это интересно и дает хороший результат.

ТЕСТ 1

Первое упражнение , которое я предлагаю «Энергизатор».

Цель: активизация учащихся перед началом занятия.

Учащимся предлагается открыть таблицу Менделеева. Металлы необходимо проговаривать, неметаллы – прохлопывать в ладоши. Потом делается наоборот: неметаллы проговариваются учащимися, металлы – прохлопываются в ладоши.

  В математике это упражнение можно провести следующим образом. Тема : «Простые и составные числа».  Называем числа от 2 до 20. Если число простое -хлопаем, если число составное-  проговариваем.

ТЕСТ 2

Второй тест «Воспроизведение». С помощью этого теста мы тренируем,        зрительную память и запоминание химического материала.

 Учащимся раздаются карточки с таблицей Менделеева с раскрашенными элементами в ней.  За одну минуту необходимо запомнить цвета, в которые окрашены химические элементы таблицы Менделеева. Затем по памяти раскрасить пустую карточку, далее подсчитать число правильно раскрашенных элементов.

Я предлагаю вам проделать этот тест. У вас на столах карточки. Я предлагаю вам  посмотреть на таблицу и закрасить 7 элементов в карточке.

У вас феноменальная память!

В истории человечества существует множество примеров феноменальной памяти. Вот некоторые их них:

  • Историки утверждают, что Юлий Цезарь и Александр Македонский знали в лицо и по имени всех своих солдат – до 30000 человек.
  • Великий русский шахматист А. Алехин мог играть по памяти «вслепую» с 30-40 партнерами.
  • Ученый академик С.А. Чаплыгин мог безошибочно назвать номер телефона, по которому он звонил лет пять назад случайно всего один раз.
  • Американский ботаник Аса Грей мог по памяти назвать более 25 тысяч различных растений.

Детям я тоже привожу такие примеры.  Понятно, что к этим вершинам могут приблизиться не все, лишь единицы. Но вот углубить, расширить, натренировать свою память по силам каждому из нас.

ТЕСТ 3

Тест для развития двигательной памяти.

Учащимся предлагается посмотреть на формулы веществ, закрыть глаза и написать на листке формулы химических элементов которые они видели : натрия, серной кислоты, воды.

Следующий тест, о котором  я хочу  вам  рассказать  называется  «Вижу». Его хорошо использовать  в начале урока, при изучении новой темы.

 Цель: Определение объема зрительной памяти. На доске написаны слова: кислота, углерод, фтор, вода, аллотропия, индикатор, лакмус, основание, карбонат. Инструкция учащимся: «Прочитайте список слов один раз про себя. Запишите слова, которые вы запомнили, сверьте записи со списком слов. Подсчитайте число правильных ответов».

   Затем я немного усложняю задачу и использую тест «Слышу». Цель: Определение объема слуховой памяти. Учитель читает слова: вещество, элемент, свойство, явление, символ, знак, феррум, силициум, индекс, коэффициент. Учащимся необходимо записать слова, которые они запомнили, сверить записи со списком слов, подсчитать число правильных ответов.

ТЕСТ 4

В середине урока я предлагаю учащимся провести физминутку. Но это тоже упражнение – энергизатор «Живые формулы».

Учащимся раздаются карточки с различными химическими элементами. Необходимо из них составить «живые» формулы кислот.

Н2SO4, HNO3, HCl, H3PO4, Н2SiO4, HNO2,HF.

ТЕСТ 5

Тест на логическую и механическую память.

Перед учащимися 10 пар слов, связанных логическим смыслом. Затем повторно читаются первые слова, а вторые слова учащиеся дописывают.

Валентность – связь; нагревание – температура; водород – газ; кальций – зубы; уголь – топливо; соляная кислота – желудок; вода-растворитель; коррозия – металлы; масса – килограмм;  железо – металл.

ТЕСТ 6

Тест «Индикатор, среда, окраска».

Вот как я провожу упражнение по запоминанию характеристик  самодельных растительных индикаторов. В этом метапредметном упражнении тренируется кратковременная память. Сейчас вы в течение минуты  запомните природный индикатор и окраску индикатора в природной среде. А затем в аналогичной таблице дополните пропущенные ячейки.

Учащимся предлагается таблица «Характеристики самодельных растительных индикаторов» .

В течение одной минуты надо запомнить природный индикатор и окраску индикатора в определенной среде. Затем на аналогичной таблице дополните  пропущенные ячейки.

ТЕСТ 7

Так, для запоминания последовательности цветов в спектре используется прием построения смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

Используем данный прием для запоминания элементов второго периода таблицы Менделеева. Например, Люба Белкина была умницей, а Коля Федоров нет (Литий, Бериллий, Бор, Углерод, Азот, Кислород, Фтор, Неон).

Упражнение «Веселая таблица». Учащимся предлагается составить фразу для запоминания элементов третьего периода таблицы  Менделеева (Натрий, Магний, Алюминий, Кремний, Фосфор, Сера, Хлор, Аргон).

Главным в образовании ассоциаций является яркость образа. Чем ярче образы, тем больше развито у вас воображение, тем легче создавать связи между ними и тем больше информации вы запомните.

Как же улучшить память? Единого рецепта не бывает. Поскольку память каждого человека уникальна, то у каждого человека существуют свои способы улучшения памяти. Предлагаю некоторые приемы улучшения памяти. Каждый из вас выберет себе тот, который лучше подходит для него.

   Уважаемые коллеги, почему я выбрала именно  эту тему? Потому что я считаю, что мы мало уделяем внимания в своей работе психологии и ее возможностям. Когда то, будучи студенткой 5 курса я попала на встречу с одним замечательным учителем. Нам очень понравились его уроки , в них было столько смысла, столько содержания. И конечно, мы захотели услышать от него советы для молодого педагога «С чего начать?». И он ответил: «Прежде чем идти в класс найдите и перечитайте свои лекции по психологии. Внимательно прочитайте, а потом смело идите на урок.»

Уважаемые коллеги!

Работу свою любите,

С психологией дружите

Детям память улучшайте

И мой урок не забывайте!

Благодарю вас за внимание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАСТЕР - КЛАСС учителя химии МКОУ СОШ №7 п. Владимировка Важеевой Натальи Николаевны

Слайд 3

Память – это наша способность запоминать то, что видим, слышим, говорим, делаем, способность сохранять все это и в нужный момент вспоминать, т. е. узнавать или воспроизводить то, что знаешь.

Слайд 5

Na H 2 SO 4 H 2 O HCl H 3 PO 4

Слайд 6

Н 2 SO 4

Слайд 7

HNO 3

Слайд 8

HF

Слайд 9

HCl

Слайд 10

H 3 PO 4

Слайд 11

Н 2 SiO 4

Слайд 12

HNO 2

Слайд 13

Валентность – связь; нагревание – температура; водород – газ; кальций – зубы; уголь – топливо; соляная кислота – желудок; вода-растворитель; коррозия – металлы; масса – килограмм; железо – металл.

Слайд 14

ВАЛЕНТНОСТЬ- НАГРЕВАНИЕ- ВОДОРОД – КАЛЬЦИЙ – УГОЛЬ- СОЛЯНАЯ КИСЛОТА – ВОДА – КОРРОЗИЯ – МАССА- ЖЕЛЕЗО -

Слайд 15

Природный индикатор Окраска индикатора в Кислой среде Нейтральной среде Щелочной среде Темная фасоль Красный Фиолетовый Желто-зеленый Кожица винограда Розовый Сиреневый Желто-зеленый Краснокочанная капуста Красный Голубой Желто-рыжий Плоды черемухи Красный Красно-фиолетовый Зеленый Ягоды черники Фиолетовый Светло-фиолетовый Грязно-зеленый Корнеплоды столовой свеклы Ярко-красный Красный Желтый Виноградный сок Красно-бурый Красно-бурый Желтый

Слайд 16

Природный индикатор Окраска индикатора в Кислой среде Нейтральной среде Щелочной среде Темная фасоль Фиолетовый Желто-зеленый Кожица винограда Розовый Желто-зеленый Краснокочанная капуста Красный Голубой Плоды черемухи Красный Красно-фиолетовый Ягоды черники Фиолетовый Грязно-зеленый Корнеплоды столовой свеклы Ярко-красный Желтый Виноградный сок Красно-бурый Желтый

Слайд 17

Люба Белкина была умницей, а Коля Федоров нет. ( Л итий, Б ериллий, Б ор, У глерод, А зот, К ислород, Ф тор, Н еон).

Слайд 18

( Н атрий, М агний, А люминий, К ремний, Ф осфор, С ера, Х лор, А ргон).