Нормативно-правовая база

Нестеров Александр Николаевич

Законы, постановления, положения, регулирующие педагогическую деятельность учителя.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ПОЛОЖЕНИЕ

о системе оценок, форме, порядке и периодичности

текущей, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Федеральным государственным стандартом основного общего образования второго поколения, Уставом школы.

1.2. Положение призвано:

• обеспечить в школе объективную оценку знаний каждого учащегося в соответствии с  требованиями федерального  государственного образовательного  стандарта основного общего образования по учебному плану;

• поддерживать в школе демократические начала в организации учебного процесса.

1.3. Положение устанавливает требования к оценке учебных достижений,  регламентирует  систему оценок, содержание, а также порядок, формы, периодичность промежуточной аттестации обучающихся, их перевод по итогам года в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования (далее - ФГОС ООО).

1.4. Настоящее положение обязательно для обучающихся и педагогических работников  Учреждения.

2. СИСТЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАНИЯ.

2.1. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования (далее — система оценки) представляет собой один из инструментов реализации требований Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, направленный на обеспечение качества образования, предполагает вовлечённость в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся.

2.2. Основными направлениями и целями оценочной деятельности являются оценка образовательных достижений обучающихся. Система оценивания дает возможность определить, насколько успешно ученик освоил учебный материал или сформировал практический навык, должна показать динамику успехов учащихся в различных сферах деятельности. В систему оценивания закладывается механизм поощряющий, развивающий, способствующий самооцениванию учащихся.

2.3. Основным объектом системы оценки результатов образования требования Стандарта, которые конкретизируются в планируемых результатах освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования.

2.4. Система оценки достижения планируемых результатов включает в себя  две согласованные между собой системы оценок: внешнюю и внутреннюю.

Внешняя оценка осуществляется внешними по отношению к школе службами и может проводится:

- на старте (в начале 5-го класса) в рамках регионального мониторинга качества образования;

- в ходе аккредитации образовательного учреждения;

- в рамках государственной итоговой аттестации (9 класс).

Внутренняя оценка осуществляется самой школой – обучающимися, педагогами, администрацией) и включает в себя:

- стартовое;

-  текущее (формирующее);

- промежуточное (итоговое) оценивание предметных и метапредметных результатов.

2.5. Система оценивания предусматривает связи учитель-ученик, родитель – классный руководитель, администрация – педагогический коллектив. Это обеспечивает системный подход к формированию учебного процесса, его целостность.

2.6. Система оценки предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и инструментарию для оценки достижения планируемых результатов, а также к представлению и интерпретации результатов измерений.

2.7. Система оценки предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

2.7.1. Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися в ходе их личностного развития планируемых результатов.

Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основных блока:

1) сформированность основ гражданской идентичности личности;

2) готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации;

3) сформированность социальных компетенций.

Достижение обучающимися личностных результатов не выносится на итоговую оценку.

2.7.2. Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, представленных в разделах «Регулятивные универсальные учебные действия», «Коммуникативные универсальные учебные действия», «Познавательные универсальные учебные действия» программы формиро-вания универсальных учебных действий, а также планируемых результатов, представленных во всех разделах междисциплинарных учебных программ.

Формирование метапредметных результатов обеспечивается за счёт учебных предметов.

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью

Оценка метапредметных результатов ведётся в рамках системы промежуточной аттестации в ходе выполнения проверочных (тематических) работ  по всем предметам. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

2.7.3. Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам, формирование которых обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов.

Основным объектом оценки предметных результатов является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.

Система оценки предметных результатов освоения учебных программ с учётом уровневого подхода и предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися.

Реальные достижения обучающихся могут соответствовать базовому уровню, а могут отличаться от него как в сторону превышения, так и в сторону недостижения. Решение о достижении или недостижении планируемых результатов или об освоении или неосвоении учебного материала принимается на основе результатов выполнения заданий базового уровня. В период введения Стандарта критерий достижения/освоения учебного материала задаётся как выполнение не менее 50% заданий базового уровня или получение 50% от максимального балла за выполнение заданий базового уровня.

2.8. Для оценки сформированности умений и навыков обучающихся и успешности освоения учебных программ используется 5-бальная система: минимальный балл – 1 (отметка «1»/оценка «плохо»), максимальный балл – 5 (отметка «5»/оценка «отлично»). Успешность освоения учебных программ обучающихся 5 - 9классов  оценивается в форме бальной отметки

Отметка - это результат оценивания, количественное выражение учебных достижений учащихся в цифрах и баллах («5», «4», «3», «2», «1»),  выступает средством диагностики образовательной деятельности и является связующим звеном между учителем и учащимися, родителями (законными представителями).

Оценка – это мнение о ценности, уровне или значении кого-нибудь или чего-нибудь; это словесная характеристика результатов действия («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно», «плохо»),  формирует и корректирует ценностные отношения, формирует у учеников адекватную самооценку.

2.9. Критерии выставления отметок:

Отметка «5»:  устный ответ, письменная работа, практическая деятельность  соответствует учебной программе в объеме 90-100%, допускает один недочет,  (правильный полный ответ, представляющий собой связанное, логически последовательное сообщение на определенную тему, умение применять определения, правила в конкретных случаях. Ученик обосновывает свои суждения, применяет знания на практике, приводит собственные примеры).

Отметка «4»: устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или её результаты в основном  соответствуют требованиям учебной программы в объеме 70 - 89%, но имеются одна или две негрубые ошибки или три недочета и объем  (правильный, но не совсем точный ответ).

Отметка: «3»: устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты в основном соответствуют требованиям программы в объеме 50 - 69%, однако имеется:1 грубая ошибка и 2 недочета, или 1 грубая ошибка и 1 негрубая, или 2-3 грубых ошибки, или 1 негрубая ошибка и 3 недочета, или 4-5 недочетов  (правильный , но не полный ответ, допускаются неточности в определении понятий или формулировок правил, недостаточно глубоко и доказательно ученик обосновывает свои суждения, не умеет приводить примеры, излагать материал непоследовательно).

Отметка «2»: устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты частично соответствуют требованиям программы в объеме 25 — 49 %, имеются существенные недостатки и 4 и более грубых ошибок, (неправильный ответ, незнание правил, формул, определений)

Отметка «1»: устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты не соответствуют требованиям программы (соответствие менее 25%, отдельные фрагментарные знаний по предмету или неправильный ответ).

Виды отметок:

Текущая

выставляются учителем за работу на текущем уроке

характеризует  успешность освоения учебных программ по  каждому  предмету

Тематическая

- а выполнение итоговых работ по всем учебным предметам

характеризуют уровень усвоения обучающимися опорной системы знаний по изучаемым предметам, а также уровень овладения метапредметными действиями.

- за промежуточные и итоговые комплексные работы на межпредметной основе

- за выполнение и защиту индивидуального проекта

Экзаменационная

за работы, выносимые на государственную итоговую аттестацию (далее — ГИА)

Четвертная (полугодовая)

Выставляется на основе   тематических, текущих отметок ,

Характеризуют  результат освоения учебных программ по каждому проедмету за определенный период

. Годовая отметки

Выставляется на основе  четвертных (полугодовых) отметок ,

Итоговая

Выставляется на основе результатов внутришкольного мониторинга,  тематических, экзаменационных,

Характеризует достижение планируемых результатов  на базовом или повышенном уровне

2.10. Для описания достижений обучающихся установлено  пять уровней: повышенный, высокий, базовый, пониженный, низкий. Основой для определения уровня являются критерии оценивания - полнота знаний, их обобщенность и системность.

Базовый уровень достижений — уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению.

Повышенный и высокий уровни достижения отличаются по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интересов к данной предметной области.

Индивидуальные траектории обучения обучающихся, демонстрирующих повышенный и высокий уровни достижений, формируются с учётом интересов этих обучающихся и их планов на будущее. При наличии устойчивых интересов к учебному предмету и основательной подготовки по нему такие обучающиеся могут быть вовлечены в проектную деятельность по предмету и сориентированы на продолжение обучения в старших классах по данному профилю.

Пониженный уровень достижений свидетельствует об отсутствии систематической базовой подготовки, о том, что обучающимся не освоено даже и половины планируемых результатов, которые осваивает большинство обучающихся, о том, что имеются значительные пробелы в знаниях, дальнейшее обучение затруднено. При этом обучающийся может выполнять отдельные задания повышенного уровня. Данная группа обучающихся  требует специальной диагностики затруднений в обучении, пробелов в системе знаний и оказании целенаправленной помощи в достижении базового уровня.

Низкий уровень освоения планируемых результатов свидетельствует о наличии только отдельных фрагментарных знаний по предмету, дальнейшее обучение практически невозможно. Обучающимся, которые демонстрируют низкий уровень достижений, требуется специальная помощь не только по учебному предмету, но и по формированию мотивации к обучению, развитию интереса к изучаемой предметной области, пониманию значимости предмета для жизни и др. Только наличие положительной мотивации может стать основой ликвидации пробелов в обучении для данной группы обучающихся.

2.11. Шкала соответствия отметок и оценок уровням достижений обучающихся:

Отметка

«5»

«4»

«3»

«2»

«1»

Качество усвоения программы

90-100%

66 -89%

50 -65 %

меньше 50%

Оценка

«Отлично»

«Хорошо»

«Удовлетворительно»

«Неудовлетворительно»

«Плохо»

Уровень

Высокий

Повышенный

Базовый

Пониженный

Низкий

Превышающие базовый

Ниже базового

«зачтено»

«незачтено»

2.12. Контрольно-оценочные действия в ходе образовательного процесса осуществляют как педагоги, так и учащиеся.

2.12.1. При организации контрольно-оценочных действий со стороны педагогов ставятся следующие педагогические задачи:

- создать условия для полноценной оценки самим учащимся своих результатов:

- обеспечить самоконтроль за выполнением всех указанных выше условий.

Контрольно-оценочная деятельность учителя сосредоточена на:

 - выборе учащимися заданий для самостоятельной работы над конкретной темой;

- определении сроков выполнения заданий и предъявлении результатов самостоятельной работы на оценку;

- способах планирования учащимися самостоятельной работы;

- сформированности различных видов оценок (ретроспективной, рефлексивной и прогностической)

- способах работы учащихся с различными источниками информации; использовании ими всевозможных графико-знаковых моделей в качестве средства решения той или иной задачи и источника самостоятельной постановки новой задачи;

- выборе «пространства» действия (мастерские, творческие лаборатории и т.п.);

- на выполнении контрольных заданий обучающимися по ведущим умениям и знаниям темы;

- оценке готовности обучающихся к сдаче значимых работ  по теме и определение сроков их сдачи;

- оценке индивидуального прогресса в обучении и учении.

Контрольно-оценочная деятельность учителя основной школы по отношению к классу, к конкретному ученику носит в основном экспертный характер и  направлена на коррекцию и совершенствование действий школьников.

2.12.2. Контрольно-оценочная деятельность учащихся связана с определением учеником границ своего знания-незнания, своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые еще предстоит решить в ходе осуществления учебной деятельности.

Учащиеся используют следующие формы фиксации результатов учения и обучения в ходе учебной темы (блока):

- рабочую тетрадь для выполнения всех задач и работ в ходе учебной темы (блока);

- тетрадь для самостоятельной работы (выполнение заданий для самоконтроля и творческих заданий);

- папку-«портфолио» ученика с набором творческих, исследовательских и других работ.

Цель контрольно-оценочной деятельности учащих заключается в переводе внешней оценки во внутреннюю самооценку  и в достижении (в перспективе) полной ответственности обучаемого за процесс и результат непрерывного самообразования.

3. Форма, порядок и периодичность текущей, промежуточной аттестации

3.1. Текущая аттестация обучающихся.

3.1.1.Предметом текущего (формирующего) оценивания является состав предметных способов действия и ключевых компетентностей. Такое оценивание производится как самим обучающимся, так и учителем и осуществляет диагностическую и коррекционную  функции. Цель такого оценивания - увидеть проблемы и трудности в освоении предметных способов действия и компетентностей и наметить план работы по ликвидации возникших проблем и трудностей.

Формирующая оценка образовательных результатов обучающихся  проводится педагогом на протяжении всего периода обучения и позволяет выявлять сильные и слабые стороны каждого ученика, разрабатывать и реализовывать стратегии, направленные на повышение успеваемости обучающихся. У учеников должно сложиться четкое понимание того, в каких разделах программы происходит их рост и что именно они могут сделать для улучшения своей успеваемости.

3.1.2. Текущий контроль освоения учебных программ  осуществляется учителем на уроках в течение всего учебного года. Отметка ставится за  учебную задачу, показывающую овладение конкретным действием (умением) по пятибалльной шкале в соответствием с критерием выставления отметок (п. 2.9. данного положения).

3.1.2.  Учитель обязан ознакомить обучающихся и их родителей (законных представителей) с системой формирования внутренней оценки достижения результатов (п.2 данного Положения)  на первом уроке по своему предмету (первом родительском собрании).

3.1.3. Учитель обязан своевременно доводить до обучающегося отметку текущего контроля, обосновав ее выставление, своевременно выставить ее в классный  журнал (электронный и на бумажном носителе) и дневник (электронный и на бумажном носителе) учащегося.

3.1.4. Текущее выполнение выборочных учебно-практических и учебно-познавательных заданий направлено на оценку способности и готовности обучающихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

3.1.5. Промежуточный, тематический контроль направлен на проверку умений и навыков по определенной теме, разделу. Формы контроля: устный опрос, письменная самостоятельная работа, диктанты, контрольное списывание, тестовые задания, графическая  работа, контрольной работы, сочинения, зачет, доклад, творческая работа. Проводятся  строго по графику, не допускается проведение в один день двух и более значимых работ.

Тематическая проверочная (контрольная) работа проводится по ранее изученной теме, в ходе изучения следующей темы. Результаты заносятся в классный журнал всем обучающимся, присутствующим на уроке . в соответствии с критериями выставления отметок (п.2.9. настоящего Положения) к следующему уроку по данному предмету и учитываются при выставлении отметки  за четверть.

При выполнении обучающимся работы менее чем на 50% (ниже базового уровня - отметка «2» или «1») с ним проводится дополнительная работа до достижения им базового уровня (отметка «3»). В этом случае в клетку, соответствующую дате написания работы, выставляется через дробь (/) обе отметки.

В случае отсутствия ученика на значимой работе без уважительной причины работа выполняется им в индивидуальном порядке во время, назначенное учителем.

3.1.5. Все аспекты тематического  контроля и оценки результатов образования учащихся оформляются в рабочих программах педагогов.

3.1.6.  Качество выполнения значимых работ  по всем изучаемым в течение учебного года темам является основным критерием успешности обучения учащегося.

3.2. Промежуточная аттестация.

3.2.1. Результаты промежуточной аттестации представляют собой результаты внутришкольного мониторинга индивидуальных образователь-ных достижений обучающихся и  отражают динамику формирования их способности к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач и навыков проектной деятельности.

3.2.2. Промежуточная аттестация осуществляется в ходе совместной оценочной деятельности педагогов и обучающихся, т.е. является внутренней оценкой. 

3.2.3. В ходе промежуточной аттестации ведется оценка метапредметных и предметных результатов, формирование которых обеспечивается за счет учебных предметов. Формами контроля для оценки достижения планируемых результатов по учебным предметам в рамках промежуточной аттестации являются:

- стартовая диагностика в форме стартовой работы. Предметом стартового оценивания, которое проводится в начале каждого учебного года педагогом, является определение остаточных знаний и умений учащихся относительно прошедшего учебного года, позволяющего учителю организовать эффективно процесс повторения и определить эффекты от своего обучения за прошлый учебный год.. В классном журнале результаты стартовой диагностики фиксируется по пятибалльной шкале, но   не учитываются при выставлении отметки за четверть. Материалы стартовых диагностик включаются в состав   портфолио обучающегося.;

-  промежуточные и итоговые комплексные работы на метопредметной основе, направленные на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом; Предметом промежуточного (итогового) оценивания на конец учебного года или полугодия является уровень освоения обучающимися культурных предметных способов и средств действия, а также ключевых компетентностей. 

- проекты  разрабатываются и защищаются учащимися  по одному или нескольким предметам с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).

Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося, его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету.

3.2.4. Результаты стартового, промежуточного  и итогового  контроля фиксируются учителем в специальной тетради в процентном содержании выполнения объема работы и по пятибалльной шкале в соответствии со шкалой переводы (п.2.11 данного положения.) для определения уровня достижений обучающегося. В классный журнал результаты промежуточной аттестации выставляются в виде отметок «5», «4», «3», «2», «1».

Оценка метапредметных результатов выставляется на специально отведенной странице классного журнала в виде процентов выполнения объема работы и в виде отметок «5», «4», «3», «2», «1».

Отметка за выполнение проекта выставляется в графу «Проектная деятельность»

3.2.5. По итогам четверти (полугодия)  в журнал выставляется отметка по пятибалльной шкале,  на основе результатов письменных работ и устных ответов обучающихся. . По итогам года  в журнал выставляется отметка по пятибалльной шкале,  на основе результатов четвертных (полугодовых) отметок.

4. Оценка внеучебных достижений выпускников основной школы

4.1. Внеучебные достижения школьников связаны не только с освоением предметных областей учебного плана школы, но и с участием детей в разнообразных видах образовательной деятельности.

4.2. Во внеучебной деятельности обучающие достигают образовательных результатов, в которых можно выделить три уровня:

Первый уровень результатов  (школьник знает и понимает общественную жизнь) -  приобретение обучающимися  социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов ( школьник ценит общественную жизнь) - формирование позитивных отношений обучающихся  к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде.

Третий уровень результатов (школьник самостоятельно действует в общественной жизни)  – получение обучающимися опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

4.3. Формы контроля: участие в выставках, активность в проектах и программах, творческий отчет. Основной формой учета внеурочных достижений обучающихся является портфолио, как способ накопительной системы оценки, который предусматривает вариативность результатов образования и способствует проявлению индивидуально-личностных особенностей школьников.

5. Итоговая оценка выпускника и её использование при переходе от основного к среднему (полному) общему образованию

5.1. На итоговую оценку на ступени основного общего образования выносятся только предметные и метапредметные результаты, описанные в разделе «Выпускник научится» планируемых результатов основного общего образования.

5.2. При итоговом оценивании учитывается сформированность умений выполнения индивидуальных проектов. Итоговая оценка формируется из двух составляющих:

1. Результаты промежуточной аттестации свидетельствуют  о динамике учащегося: результаты внутришкольного мониторинга образовательных достижений по всем предметам; оценки за выполнение итоговых работ по всем учебным предметам; оценки за выполнение и защиту индивидуального проекта;

2. Итоги внеучебных (школьных и внешкольных) достижений обучающихся, которые оформляются в индивидуальное портфолио учащихся

3. Результаты государственной  (итоговой) аттестации выпускников (фиксирует не только знания, умения, навыки, но и уровень освоения основной образовательной программы, в том числе основных способов действий, способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач) - оценки за работы, выносимые на государственную итоговую аттестацию (далее — ГИА).

Результаты внутришкольного мониторинга характеризуют выполнение всей совокупности планируемых результатов, а также динамику образовательных достижений обучающихся за период обучения.

На основе портфолио фиксируются итоговые результаты внеучебных достижений, которые наравне с учебными отражаются в итоговом документе (аттестате) выпускника, портфолио выступает только средством накопления своих достижений на основе которых и подводятся итоги.

Оценки за итоговые работы, индивидуальный проект и работы, выносимые на ГИА, характеризуют уровень усвоения обучающимися опорной системы знаний по изучаемым предметам, а также уровень овладения метапредметными действиями.

5.3. На основании этих оценок делаются выводы о достижении планируемых результатов (на базовом или повышенном уровне) по каждому учебному предмету, а также об овладении обучающимся основными познавательными, регулятивными и коммуникативными действиями и приобретении способности к проектированию и осуществлению целесообразной и результативной деятельности.

  1. Педагогический совет на основе выводов, сделанных классными

руководителями и учителями отдельных предметов по каждому выпускнику, рассматривает вопрос об успешном освоении данным обучающимся основной образовательной программы основного общего образования и выдчи документа государственного образца об уровне образования — аттестата об основном общем образовании.

В случае если полученные обучающимся итоговые оценки не позволяют сделать однозначного вывода о достижении планируемых результатов, решение о выдаче документа государственного образца об уровне образования — аттестата об основном общем образовании принимается педагогическим советом с учётом динамики образовательных достижений выпускника и контекстной информации об условиях и особенностях его обучения в рамках регламентированных процедур, устанавливаемых Министерством образования и науки Российской Федерации.

5.5. Решение о выдаче документа государственного образца об уровне образования — аттестата об основном общем образовании принимается одновременно с рассмотрением и утверждением характеристики обучающегося, с учётом которой осуществляется приём в профильные классы старшей школы. В характеристике обучающегося:

- отмечаются образовательные достижения и положительные качества обучающегося;

- даются педагогические рекомендации к выбору направлений профильного образования с учётом выбора, сделанного выпускником, а также с учётом успехов и проблем обучающихся.

Все выводы и оценки, включаемые в характеристику, должны быть подтверждены материалами мониторинга образовательных достижений и другими объективными показателями.