Летний отдых детей. ДОЛ "Солнышко" на базе МКС(К)ОУ Варнавинская школа-интернат VIII вида

С наступлением летних каникул перед большинством родителей встает вопрос о том, каким образом организовать летний отдых своих детей.Особую роль для детей Варнавинской коррекционной школы играет лагерь "Солнышко", где каждый из них находится под присмотром талантливых педагогов, своевременно накормлен, ежеминутно занят интересным делом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКС(К)ОУ  Варнавинская школа-интернат  VIII  вида

Программа ДОЛ «Солнышко»

«ПУТЕШЕСТВИЕ ДОМОВЕНКА»

2011-2012 уч.год

  Введение

Изменение ценностных ориентаций заметно в настоящее время во всех сферах жизнедеятельности общества. Решение ряда проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и народов России. Духовность заключается в любящем отношении к другому человеку, в приоритетности интересов другого человека над собственными интересами, в утверждении своим отношением несравненной ценности другого.

Моральные качества, приобретенные человеком в детстве, по большей части, остаются в нем на всю жизнь.

Актуальность разработки программы обусловлена эффективностью создания в летний период педагогической воспитательной среды, способствующей укреплению здоровья детей как жизненно важной ценности и сознательного стремления к ведению здорового образа жизни, максимальным вниманием к развитию личности ребенка, раскрытию его способностей на основе удовлетворения интересов потребностей(прежде всего духовных, интеллектуальных и двигательных). Жизнь и работа в лагере — продолжение воспитательного процесса в школе. Однако она имеет и свои особенности: временность детского коллектива, насыщенность общения и интенсивность совместной деятельности, динамичность жизни отряда.
Социальный состав школы сам определяет потребность создания в школе условий для организации занятости и отдыха детей из неблагополучных, малообеспеченных семей, детей, оставшихся без попечения родителей и детей «группы риска».  

                                    Пояснительная записка.

Ежегодно на базе МСОУ Варнавинская  коррекционная  школа-интернат VIII  вида   открывается  оздоровительный  лагерь   «Солнышко».

Программа предназначена для учащихся школы от 8 до 16 лет. Она имеет цель и задачи, в ней указаны принципы, на которые она опирается, описаны ожидаемые результаты.

Данная программа по своей направленности является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.

По продолжительности программа является краткосрочной, т.е. реализуется в течение 1 лагерной смены .

Истина гласит, что только здоровый человек с хорошим самочувствием, психологической устойчивостью, высокой нравственностью способен активно жить, успешно преодолевая различные трудности и достигая успехов в любой деятельности. Поэтому родителей, педагогов волнуют вопросы воспитания здорового, физически крепкого ребенка и развития в нем творческих способностей.

Развитию творческого потенциала детей способствует включение в программу работы кружков. Запланированы тематические дни, привлекаются специалисты других ведомств и организаций:  участковый инспектор, работники МЧС  и  ГИБДД,  инспектор  ПДН, медработник. Планируются экскурсии в  музей, библиотеку ,  Поездку  на  базу отдыха  «Чистые  пруды».

         Понятие «здоровый образ жизни» необходимо закладывать ещё в детстве. Многие ищут спасение в медикаментах, недооценивая силу воздействия на организм и эффективность таких факторов, как двигательная активность, закаливание и др.

Многофункциональность программы дает основание для создания условий самореализации детей различного возраста и особенностей характера, помогает детям найти своё место в детском коллективе, развить свое творчество, укрепить здоровье.

Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его стремление к реализации. Пребывание здесь для каждого ребенка – время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. Это возможно благодаря продуманной организованной системе планирования лагерной смены.

Цель программы:

Cоздание благоприятных условий для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время летних каникул, педагогической воспитательной среды, способствующей раскрытию и развитию интеллектуального, физического, творческого потенциала детей

Задачи:

  1. Проведение работы с детьми, сочетающей развитие и воспитание ребят с оздоровительным отдыхом.
    2. Развитие творческих способностей, коммуникативных навыков и совместной творческой деятельности.
    3. Формирование нравственных качеств личности на основе общечеловеческих ценностей.
    4. Формирование у ребят навыков общения и толерантности.
    5. Привитие навыков здорового образа жизни.

Программа  летнего оздоровительного лагеря «Солнышко» опирается на следующие принципы:

1. Принцип гуманизации отношений: построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.

2. Принцип сотрудничества: результатом деятельности воспитательного характера является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.

3. Принцип демократичности: участие всех детей и подростков в программе  развития творческих способностей.

4. Принцип  дифференциации  воспитания: дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:

- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;

- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);

- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;

- активное участие детей во всех видах деятельности.

5. Принцип  творческой индивидуальности: творческая индивидуальность – это  характеристика  личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал

Содержание программы:

Так как программа является комплексной, то её работа строится по нескольким направлениям:

 Экологическое

 Физкультурно-оздоровительное

 Нравственно-эстетическое

 Патриотическое

 Профилактическое

Для реализации каждого направления в плане работы предусмотрены следующие мероприятия:

1. Экологическое

-день рыбака

-день леса

-день Нептуна

-день кладоискателей

-конкурсы рисунков, газет

-экологические игры, экскурсии

-экологические акции по уборке территории лагеря от мусора

-беседы о пользе овощей, фруктов, лекарственных растений

2. Физкультурно-оздоровительное

-день здоровья

-день без вредных привычек

-день Мойдодыра

-утренняя зарядка

-подвижные игры на свежем воздухе

-минутка здоровья (беседы мед. работника)

-спортивный праздник

-кросс  по  пересеченной  местности

-поход

3. Нравственно-эстетическое

-конкурсы рисунков, поделок

-концерты

-день юного мастера

-день читателя

-день юмора

-день послушания

-день семьи

-день кино и музыки

-день дружбы

-беседы о правилах поведения

4. Патриотическое

-день родного края

-день Космоса

-день народных традиций

-викторины, конкурсы, экскурсии

-посещение  музея

5. Профилактическое

-день пешехода

-день послушания

-день без вредных привычек

-беседы мед.работника

-беседы с представителями ГИБДД,  МЧС

В программе так же предусмотрена работа кружков, занятий по интересам. Каждый день программы имеет свое название и направление. Проведение мероприятий осуществляется различными формами и методами.

Для проведения некоторых мероприятий планируется привлечение работников библиотек, участкового инспектора, медицинского работника,  инструктора по физической культуре.

Механизм реализации:

1. Подготовительный этап:

 проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;

 участие в семинарах по организации летнего отдыха для начальников лагерей, организованных отделом образования ;

 проведение родительских собраний на тему «Летняя занятость детей»;

 проведение инструктажей с воспитателями по ТБ и охране здоровья детей;

 издание приказов по школе о проведении летней кампании;

 разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря для детей и подростков;

 подготовка методического материала для работников лагеря;

 отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;

 составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции и т.д.)

2. Организационный этап:

 встреча детей;

 проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей и интересов;

 запуск программы;

 формирование органов самоуправления;

 знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря;

 оформление

3. Основной этап:

 реализация основной идеи смены;

 вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно-творческих дел

Заключительный этап:

 подведение итогов смены;

 выработка перспектив деятельности организации;

 анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.

Кадровое обеспечение:

Оздоровление и развитие детей в значительной степени зависит от знаний, умений и подготовленности к работе тех взрослых, которые организуют жизнедеятельность лагеря.

В реализации программы участвуют опытные педагоги образовательного учреждения МСОУ  Варнавинская  корренкционная  школа-интернат  VIII вида, участковый инспектор, медработник, инструктор по физической культуре.

Материально-техническое обеспечение:

Методическая литература, компьютерный класс, канцелярские принадлежности, музыкальный центр, караоке, игровая площадка, спортивный зал, спортивный инвентарь (мячи, сетки, обручи, канат, маты), настольные игры (шашки, шахматы, конструкторы, головоломки и др.)

План мероприятий

на  смену:  «Путешествие  ДОМОВЕНКА».

№ п/п

День

Мероприятия

Ответствен

ные

1.

ежедневно

Уборка территории лагеря

Воспитатель

Вожатые

2.

ежедневно

Ведение дневника наблюдений

Воспитатель

Вожатые

3.

ежедневно

Утренняя зарядка

Инструктор по физ. культуре

4.

1 день

02.06.11г.

Открытие лагеря: «Будем знакомы!», операция  «Уют».

-линейка;

-знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря;

-формирование отрядов, оформление отрядных уголков, распределение обязанностей;

Игровая программа: «А у нас каникулы!»

-игры с элементами тренинга на сплочение коллектива;

-подвижные игры

Директор лагеря

Воспитатель

Вожатые

Инструктор по физ. культуре

5.

2 день

03.06.11г.

«День читателя».

Беседа о правилах поведения в библиотеке.

 «Путешествие по страницам любимых книг»

Конкурс рисунков: «Мой любимый герой»

Воспитатель

Библиотекарь

Вожатые

6.

3 день

06.06.11г.

«Открытие  лагерной  смены:  «Путешествие  ДОМОВЕНКА».

Конкурсно – игровая программа: «Однажды  ночью  на  лысой  горе».

Минутка здоровья: «Закаливание – солнечные и воздушные ванны».

Спортивные  состязания.

Игры,  конкурсы.

Воспитатель

Мед.                                       работник

Вожатые

Инструктор по  физкультуре

7.

4 день

07.06.11г.

«День родного края» .

Интеллектуально-познавательная игра «Хочу все знать!»

Экскурсия  в  музей.

Конкурс стихов, рисунков, песен о родном крае.

Воспитатель

Вожатые

8.

5 день

08.06.11г.

День здоровья: «Чтоб здоровым, сильным быть, надо спорт любить»

ДОМОВЕНОК на  планете ЗДОРОВЬЯ.

Игра-соревнование: «Путешествие в страну доброго здоровья – Спортландию»

Игровой калейдоскоп:

-весёлые старты;

-лапта;

-шашечный  турнир;

Минутка здоровья: «Значение спорта для здоровья человека».

Инструктор по физ.культуре

Воспитатель

Вожатые

Мед. работник

9.

6 день

09.06.11г.

День пешехода.

ДОМОВЕНОК  на планете СВЕТОФОРА.

Игровая программа «Знаем правила движения, как таблицу умножения»

Оказание первой медицинской помощи при ДТП.

Конкурс рисунков: «Мой друг – светофор»

Воспитатель

Вожатые

Мед. работник

10

7 день

10.06.11г.

День юмора.

ДОМОВЕНОК на планете УЛЫБОК.

Познавательная программа «Хорошее настроение»

Игровая программа «Да, здравствуют чудаки!»

Воспитатель

Вожатые

11

8 день

13.06.11г.

День  безопасности/ День послушания

Встреча с начальником  ПЧ 124 Смирновым А.В.  Беседа  по  правилам  пожарной  безопасности.

Брейн-ринг  «Большая  охота»

Беседа с инспектором  по  делам  несовершеннолетних  Селянкиной  Л.С.  на  тему:  «Привычки  хорошие и плохие».

Работник  МЧС.

Инспектор  ПДН.

Воспитатель

Вожатые

12

9 день

14.06.11г.

День спорта.

ДОМОВЕНОК на планете СПОРТА.

Поход.

Игровая программа: «Лучший  спортсмен»

Конкурсная игра: «Ловись рыбка большая и маленькая»

Физиология здорового человека

Воспитатель

Вожатые

Мед. работник

13

10 день

15.06.11г.

День семьи.

Поездка на  базу  отдыха  «Чистые  пруды»

Конкурс рисунков, стихов, песен: «Моя семья»

Игра: «Счастлив тот, кто счастлив дома!»

Воспитатель

Вожатые

14

11день

16.06.11г.

День без вредных привычек.

Акция: «Начни с себя!»

Познавательная игра: «Чтобы не было беды»

Беседа: «О вредных привычках и о здоровом образе жизни»

Воспитатель

Вожатые

Мед. работник

15

12 день

17.06.11г.

День кладоискателей.

Игра: «Поиски клада»

«Вперед  за  приключениями на комете  Сириус»

Беседа: «Первая помощь при ранах»

Воспитатель

Вожатые

Мед. работник

16

13 день

20.06.11г.

День дружбы.

ДОМОВЕНОК на планете ДРУЖБЫ.

Познавательно-игровая программа: «В дружбе – сила!»

Конкурс: «Настоящий друг»

Командные соревнования: «Один за всех и все за одного»

Воспитатель

Вожатые

Инструктор по физ. культуре

17

14 день

21.06.11г.

День Мойдодыра.

Праздник «Чистоты и здоровья»

Конкурсная программа «Кто твой друг: Чистюлькин или Грязнулькин?»

Акция: «Чистота – залог здоровья

Воспитатель

Вожатые

18

15 день

21.07.10г.

День закрытия смены.

«Расстаются друзья!» – концертная программа.

Начальник

лагеря

Воспитатель

Вожатые

План работы медицинского работника

Цель: соблюдение гигиенических условий пребывания, отдыха, питания, оздоровления и медицинского обслуживания детей.

Задачи:

 Создание адекватных условий для полноценного отдыха и оздоровления детей в помещениях, соответствующих санитарно-эпидемиологическим нормам.

 Соблюдение режима.

 Соблюдение норм полноценного и рационального питания детей.

 Проведение максимально возможных оздоровительных процедур и мероприятий.

Мероприятия:

1. Проведение антропометрии на начало и конец смены.

2. Ежедневный контроль за санитарным состоянием игровых комнат и участка.

3. Осмотр детей.

4. Постоянный контроль за здоровьем детей в лагере.

5. Контроль за организацией питания и качеством приготовления пищи.

6. Проведение витаминизации третьих блюд.

7. Санитарно-просветительская работа (беседы, акции, конкурсы – до 30 минут)

План работы инструктора по физической культуре

Цель: формирование здорового образа жизни и содействие всестороннему развитию личности детей.

Задачи:

 развитие физических качеств и укрепление здоровья детей через занятия физической культурой и спортом

 развитие интереса к организационно-спортивной деятельности

 создание благоприятных условий для оздоровления детей, восстановление их физического потенциала.

Мероприятия:

        1. Ежедневное проведение зарядки.

2. Проведение спортивных игр, соревнований, праздников, эстафет.

3. Беседы.

Ожидаемый результат:

o Укрепление здоровья детей.

o Развитие творческих способностей, инициативы и активности ребенка.

o Привитие навыков самообслуживания.

o Формирование активной гражданской позиции, чувства патриотизма.

o Профилактика детской и подростковой безнадзорности и правонарушений в летний период.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МКС(К)ОУ Варнавинская школа - интернат VIII вида Летний оздоровительный лагерь "СОЛНЫШКО" 2014 год

Слайд 2

Операция "Уют"

Слайд 3

День весёлых игр и смешных затей

Слайд 4

День безопасности

Слайд 5

"Безопасное колесо" День ПДД

Слайд 6

Открытие лагерной смены

Слайд 7

День добрых дел

Слайд 8

День сказок

Слайд 9

День природы

Слайд 10

День России

Слайд 11

День Нептуна

Слайд 12

День здоровья

Слайд 13

День талантов

Слайд 14

День памяти

Слайд 15

День спорта

Слайд 16

лагерной смены