Я - учитель математики

Сокирко Светлана Петровна
          " Предмет математики столь серьезен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным".      Б. Паскаль
459
   " Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и    который  призваны   понять"   
                               А. М. Горький
Первый урок в 5 классе 
463
                
 
 
Ссылка на файл: http://www.it-n.ru/Attachment.aspx?Id=86170 
 
            Урок-игра в 7 классе465
               
или внеклассное мероприятие на неделе математики                                                                                                                                       Ссылка на файл: http://www.it-n.ru/Attachment.aspx?Id=66794                                                                                                        
Игры на уроках в 5 классе              
466
                                 
 
"Лото", "Домино", "Парные карточки"
 
 
                                                 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ

Значение дидактических игр  на уроках математики

«Человеческая культура возникла и

развёртывается в игре, как игра»

И.Хейзинга

«Игра – путь детей к познанию

мира, в котором они живут и

который призваны понять»

А.М.Горький

Математика занимает особое место среди школьных дисциплин. Многие из тех людей, которые изучали математику только в школе, вынесли о ней самые нелестные мнения: « Математика – это жонглирование цифрами», «Математика – это зазубривание правил и теорем», «Математика – это оторванное от жизни занятие пустыми абстракциями» и т. д. Известный математик и педагог А.Я. Хинчин писал: «Перед учителем математики стоит нелёгкая задача – преодолеть в сознании учеников со стихийной неизбежностью возникающее представление о «сухости», формальном характере, оторванности от жизни и практики науки». В школе очень важно не только дать детям твёрдые знания по математике, но и не отпугнуть школьников холодной строгостью царицы наук, увлечь их этим предметом.

      Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики её преподавания. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлечённо, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Это особенно важно  в подростковом возрасте, когда ещё формируются, а иногда только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно  в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны математики.

     Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому  материалу, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим возникает необходимость поиска эффективных методов обучения и таких методических приёмов, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.

    Немаловажная роль здесь отводится дидактическим играм на уроках математики – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.

     Как показывает педагогическая   практика и анализ педагогической литературы, игру в большей мере использовали во внеклассной работе, и в меньшей – в учебном процессе. Перед учителем встаёт проблема: постоянная нехватка личного времени для создания и режиссуры дидактических игр, требующих повышенного методического и профессионального мастерства. Думается, что именно поэтому учителя математики не так уж часто допускают игру на уроке. Между тем опытные учителя выступают за привлечение в учебный процесс элементов игры. Любая игра должна способствовать решению основной учебной задачи урока, например закреплению знаний, лучшему усвоению решения задач и др. Только в таком случае игра оказывается обучающим элементом урока. Но сочетание познавательного элемента урока и игрового представляет собой определенную трудность при составлении дидактических игр. Конечно не следует преувеличивать образовательного значения дидактических игр, так как последние не могут быть источником систематических и точных знаний. Дидактические игры хороши в системе с другими формами обучения.

      ПРОБЛЕМА  в применении дидактических игр на уроках математики выражается  ПРОТИВОРЕЧИЕМ: между желанием учителя  активизировать познавательную деятельность учащихся посредством дидактических игр и отсутствием в кабинете математики большого систематизированного набора таких игр.

     Это ПРОТИВОРЕЧИЕ поможет разрешить создание игротеки математических игр в кабинете математики.

 АКТУАЛЬНОСТЬ.

     Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьезным» учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых  решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Игра – могущественный незаменимый рычаг умственного развития ребенка. Поэтому есть основания утверждать, что использование дидактической игры в системе обучения математике в школе  как одного из важных средств активизации учебной деятельности школьников, положительно влияющего на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся в наше время очень актуально.

ГИПОТЕЗА.

   Если в классах, где преобладают ученики с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к предмету, для которых математика кажется  скучной и сухой наукой, использовать дидактические игры, то это

  1. повысит интерес к математике,
  2. внесет разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимет утомление,
  3. будет развивать умственные способности,
  4. будет воспитывать у детей силу воли, твердый характер и целеустремленность при решении сложных заданий.

ЦЕЛЬ:  активизировать  познавательную деятельность школьников,  развивать их умственные способности, используя на разных этапах изучения  математического материала дидактические игры.

       Но для разумного использования дидактических игр на уроках, на внеклассных занятиях необходимо  наличие этих игр в кабинете математики, необходима систематизация использования дидактических игр в учебном процессе. Отсюда вытекает конкретная цель работы: создать и систематизировать игротеку дидактических игр по математике.

    ЗАДАЧИ:

  1. определить место дидактических игр и игровых ситуаций в системе других видов деятельности на уроке,
  2. целесообразно использовать их на разных этапах изучения различного по характеру математического материала,
  3. проводить дидактические игры с учетом дидактической цели урока и уровня подготовленности учащихся,
  4. соблюдать требования к содержанию игровой деятельности в свете идей развивающего обучения.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  1. повысится интерес к математике,
  2. повысится качество знаний учащихся,
  1. увеличится число учащихся, посещающих факультативы и элективные курсы по математике,
  2. увеличится число учащихся, отдающих предпочтение математике при выборе государственных экзаменов по окончании основной и старшей школы,
  3. увеличится число выпускников, выбравших профессию, связанную с математикой,
  1. в кабинете математики появится игротека дидактических игр по математике.

ГЛАВА 1.  РОЛЬ И МЕСТО ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

( ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ )

  1. 1.   ИГРА – ЭТО СЕРЬЕЗНО

«Человеческая культура возникла и

развертывается в игре, как игра»

И.Хейзинга

«Игра – путь детей к познанию

мира, в котором они живут и

который призваны понять»

А.М.Горький

        Игра – спутник человеческой жизни от колыбели до глубокой старости. Игра, наряду с трудом и учением, есть один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен человеческого существования. При этом игра готовит ребенка как к учению, так и к труду, сама являясь одновременно и учением и трудом. Глубоко ошибаются те, кто считает, что игра лишь забава и развлечение.

       К настоящему времени накопился немалый фонд педагогической литературы об игре как средстве воспитания вообще. Имеются работы и об использовании игры при формировании у детей знаний, умений и навыков по отдельным предметам. Пожалуй, больше всего опубликовано книг и статей об игре в связи с освоением детьми математики при обучении в школе и в системе внеклассной работы. Действительно, любому учителю необходимо иметь определенную ориентировку в этом важном педагогическом феномене.

     Среди появившихся в последнюю четверть предыдущего века отечественных работ об игре по широте и уровню теоретической разработки можно выделить две монографии:

  1. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978.
  2. Шмаков С. А. Игры учащихся – феномен культуры. М.: Новая школа, 1994.

 Прежде всего необходимо определить, что понимается под игрой, так как сам термин «игра» многозначен. По определению, игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

     В человеческой практике игра выполняет следующие функции:

  1. развлекательная, являющаяся объективно ее основной функцией: развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес;
  2. коммуникативная: освоение диалектики общения;
  3. самореализация в игре как полигоне человеческой практики;
  4. игротерапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
  5. диагностическая: самопознание в процессе игры;
  6. межнациональной коммуникации, усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
  7. социализации: включения в систему общественных отношений, усвоение человеком норм человеческого общежития.

Большинству игр присущи четыре главные черты   (по С. А. Шмакову): 1) свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата;

2) творческий, значительно импровизированный, очень активный характер этой деятельности;  3) эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция;

4) наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

     С. А. Шмаков очень образно выражает значение игры, называя её восьмым чудом света: «О знаменитой пирамиде Хеопса знают все…   А игра?! Игра – одно из интереснейших явлений культуры… Игра, как тень, родилась вместе с ребёнком, стала его спутником, верным другом. Она заслуживает большого человеческого уважения, гораздо большего, чем воздают ей люди сегодня, за те колоссальные воспитательные резервы, за огромные педагогические возможности, в ней заложенные».

     Игры  оказывают большое влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение.

      Известный французский учёный Луи де Бройль утверждал, что все игры (даже самые простые) имеют много общих элементов с работой учёного. В игре сначала привлекает поставленная задача и трудность, которую можно преодолеть, а затем радость открытия и ощущение  преодоленного препятствия. Именно поэтому всех людей независимо от возраста привлекает игра.

    Педагогика внесла большой вклад в разработку проблемы игры и признала настоятельной неоходимостью использование детских игр на уроках и во внеклассной  деятельности.

    Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-реактивными возможностями. В том и состоит феномен игры, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в игру- обучение, в игру-творчество, в игру-терапию, в игру-модель человеческих отношений и проявлений в труде.

    Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям.

Например, в книге Е.Н. Минскина  «От игры к знаниям» справедливо отмечено, что дидактические игры, в том числе  и математические помогают закреплять и расширять предусмотренные школьной программой знания, умения и навыки и настоятельно рекомендует проводить их на уроках и вне уроков. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

     В статье «Опыт системного исследования педагогических технологий» Г.К. Селевко утверждает, что    « в современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в качестве самостоятельной технологии для усвоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; в качестве элементов (иногда весьма существенных) более обширной технологии; в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); в качестве технологий внеклассной работы».

1. 2.  ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ
ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ УЧЕНИЯ

     В отличие от игр вообще дидактическая игра обладает существенным признаком – наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

     Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:

  1. дидактическая цель ставится перед учащимися в форме дидактической задачи;
  2. учебная деятельность учащихся подчиняется правилам игры;
  3. учебный материал используется в качестве средства игры;
  4. в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
  1. успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.

 Педагогическая наука предъявляет определенные требования к организации игр в процессе учения. Перечислим некоторые из них.

      Игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности учащихся. Это не значит, что участники игры не имеют никаких обязанностей. Опыт показывает, что ученики часто относятся к этим обязанностям более ответственно, чем к учебной или трудовой деятельности.

    Игра должна вызывать у учащихся только положительные эмоции, т. е. веселое настроение и удовлетворение от удачного ответа. Поэтому игры должны быть довольно-таки доступны и привлекательны. Цель игры должна быть достижимой, а ее оформление – красочным и разнообразным.

    В игре обязателен элемент соревнования между командами или отдельными участниками, что значительно повышает самоконтроль учащихся, приучает их к четкому соблюдению установленных правил, а главное, хорошо активизирует деятельность. Завоевание победы или какой-либо выигрыш очень сильно побуждает ученика к дальнейшим действиям. Не всегда победителями игры становятся

хорошо успевающие учащиеся. Часто много терпения и настойчивости проявляют в игре те, у кого этих качеств не хватает для систематического приготовления уроков.

    Игра должна учитывать возрастные особенности учащихся. 

Следует отметить, что для любой игры очень трудно подобрать учебный материал, который отвечал бы всем требованиям, предъявляемым к дидактическим играм, и поддерживал бы интерес учащихся в течение всей игры. Поэтому дидактические игры должны быть очень разнообразными как по содержанию, так и по форме проведения.    

    Большинство игр адресуется учащимся  5 – 8 классов, однако и старшеклассники с удовольствием участвуют в игре и относятся к ней очень серьезно.

    Особо важна активность учащихся во время проведения игры. В противном случае учитель не получит желаемого результата от урока, а время, отведенное на игру, окажется просто потерянным. Существуют игры, у которых само содержание активизирует деятельность учащихся. К ним можно отнести все сюжетные игры и игры-путешествия.

     

 1. 3.  МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ДИДАКТИЧЕСКИХ

ИГР НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

   

   В своей книге «Дидактические игры на уроках математики» Владимир Гаврилович Коваленко считает, что  «при организации дидактических игр с математическим содержанием необходимо продумывать следующие вопросы методики:

  1. Цель игры. Какие умения и навыки в области математики школьники освоят в процессе игры? Какому моменту игры надо уделить особое внимание? Какие другие воспитательные цели преследуются при проведении игры?
  2. Количество играющих. Каждая игра требует определенного минимального или максимального количества играющих. Это приходится учитывать при организации игр.
  3. Какие дидактические материалы и пособия понадобятся для игры?
  4. Как с наименьшей затратой времени познакомить ребят с правилами игры?
  5. На какое время должна быть рассчитана игра? Будет ли она занимательной, захватывающей? Пожелают ли ученики вернуться к ней еще раз?
  6. Как обеспечить участие всех школьников в игре?
  7. Как организовать наблюдение за детьми, чтобы выяснить, все ли включились в работу?
  8. Какие изменения можно внести в игру, чтобы повысить интерес и активность детей?
  9. Какие выводы следует сообщить учащимся в заключение, после игры (лучшие моменты игры, недочеты в игре, результат усвоения математических знаний, оценки отдельным участникам игры, замечания по нарушению дисциплины и др.)?

   При организации дидактических игр необходимо придерживаться следующих положений:

  1. Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными, а математическое содержание предлагаемого материала – доступно пониманию школьников. В противном случае игра не вызовет интереса и будет проводиться формально.
  2. Игра должна давать достаточно пищи для мыслительной деятельности, в противном случае она не будет содействовать выполнению педагогических целей, не будет развивать математическую зоркость и  внимание.
  3. Дидактический материал, используемый во время игры, должен быть удобен в использовании, иначе игра не даст должного эффекта.
  4. При проведении игры, связанной с соревнованиями команд, должен быть обеспечен контроль за ее результатами со стороны всего коллектива учеников или выбранных лиц. Учет результатов соревнования должен быть открытым, ясным и справедливым. Ошибки в учете, неясности в самой организации учета приводят к несправедливым выводам о победителях, а следовательно, и к недовольству участников игры. Особенно это бывает заметно, когда игра проводится с учениками 5 – 8 классов. Они уже хорошо разбираются, где организаторы игр объективны, а где нет, и остро реагируют на несправедливость.
  5. Каждый ученик должен быть активным участником игры. Длительное ожидание своей очереди для включения в игру снижает интерес детей к игре.
  6. Если на уроке проводится несколько игр, то легкие и более трудные по математическому содержанию должны чередоваться.
  7. Если на нескольких уроках проводятся игры, связанные со сходными мыслительными действиями, то по содержанию математического материала они должны удовлетворять принципу: от простого к сложному, от конкретного к абстрактному. Это положение необходимо последовательно и строго соблюдать при проведении логических игр.
  8. Игровой характер при проведении  уроков по математике  должен иметь  определенную меру. Превышение этой меры может  привести к тому, что дети во всем будут видеть только игру.
  9. В процессе игры учащиеся должны математически грамотно проводить свои рассуждения, речь их должна быть правильной, четкой, краткой.
  10. Игру нужно закончить на данном уроке, получить результат. Только в этом случае она сыграет положительную роль».

При использовании дидактических игр очень важно следить за сохранением интереса школьников к игре. При отсутствии интереса или угасании его ни в коем случае не следует принудительно навязывать игру детям, так как игра по обязанности теряет свое дидактическое, развивающее значение; в этом случае из игровой деятельности выпадает самое ценное  –  ее эмоциональное начало. При потере интереса к игре учителю следует своевременно принять действия, ведущие к изменению обстановки. Этому могут служить эмоциональная речь, приветливое отношение, поддержка отстающих. При наличии интереса дети занимаются с большой охотой, что благотворно влияет и на усвоение ими знаний.

    Очень важно проводить игру выразительно. Если учитель разговаривает с детьми сухо, равнодушно, монотонно, то дети относятся к занятиям безразлично, начинают отвлекаться. В таких случаях бывает трудно поддерживать их интерес, сохранять желание слушать, смотреть, участвовать в игре. Нередко это и совсем не удается, и тогда дети не получают от игры никакой пользы, она вызывает у них только утомление. Возникает отрицательное отношение к занятиям

   Учитель сам должен в определенной степени включаться в игру. Иначе руководство и влияние его будут недостаточно естественными. Умение включаться в игру – тоже один из показателей  педагогического мастерства. Интересная игра, доставившая детям удовлетворение, оказывает положительное влияние на проведение последующих игр. При  проведении дидактических игр, забавность и обучение надо сочетать так, чтобы они не мешали, а, наоборот помогали друг другу. Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач.

   Математическая сторона содержания игры всегда должна отчетливо выдвигаться на первый план. Только тогда игра будет выполнять свою роль в математическом развитии детей и воспитании интереса их к математике.

1.4.  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ УРОКА

   Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах  урока различна. Так, например, при усвоении новых знаний возможности дидактических игр значительно уступают более традиционным формам обучения. Поэтому игровые формы занятий чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений. В процессе игры, как уже говорилось, у учащихся вырабатывается целеустремленность, организованность, положительное отношение к учебе.

   Определение места дидактической игры в структуре урока и сочетание элементов игры и учения во многом зависят от правильного понимания учителем функций дидактических игр и их классификации. В первую очередь коллективные игры в классе следует разделять по дидактическим задачам урока. Это прежде всего игры обучающие, контролирующие, обобщающие.

     Обучающей  будет игра, если учащиеся, участвуя в ней, приобретают новые знания, умения и навыки или вынуждены приобрести их в процессе подготовки игры. Причем результат усвоения  знаний будет тем  лучше, чем четче будет выражен мотив познавательной деятельности не только в игре, но и в самом содержании математического материала.

      Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний. Для участия в ней каждому ребенку необходима определенная математическая подготовка.

      Обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, направлены на приобретение умений действовать в различных учебных ситуациях.

      Рассмотрим место игры на уроке математики.

  1. При опросе учащихся. Однообразие методов индивидуального опроса в значительной мере обедняет этот очень важный этап урока. С целью разнообразить опрос можно проводить такие игры, как «Математические карты», «Лабиринт», «Поражение цели», «Живой компьютер». Использование таких игр дает хорошие результаты при изучении основных понятий и определений, формул.
  2. При закреплении знаний можно использовать игры, развивающие умение устанавливать логическую связь между отдельными фактами, правильно объяснять установленные закономерности. Например, игра «Третий лишний». Неоднократное использование подобных игр приводит не к простому заучиванию материала учебника, а к выработке у учащихся умения анализировать, логически мыслить, обосновывать выдвигаемые положения.
  3. В процессе повторения пройденного. Ряд игр, преследующих эту цель, может составляться на одном и том же фактическом материале. Одни и те же определения, формулы, понятия, встречаясь ученику в двух-трех играх, заставляют его вспоминать, сравнивать, устанавливать сходство и различие и тем самым способствуют активному, а не механическому закреплению знаний. К таким играм относятся: «Лото», «Домино», «Парные карточки», «Игра с числами», сюжетные игры-путешествия, игры-соревнования.
  4. При выполнении домашнего задания. Важнейшей задачей учителя является поддержание у учащихся интереса к предмету не только во время уроков,  но и при выполнении домашних работ. Главным условием достижения этой цели является разнообразие домашних заданий. Одной из форм выполнения домашнего задания может быть подбор материала для различных математических игр. Самыми распространенными из них стали кроссворды, чайнворды, головоломки. Лучшие из них предлагаются для проигрывания всему классу. Здесь же проверяется правильность составленных игр. Самостоятельное составление игр заставляет даже сильных учеников неоднократно обращаться к учебнику. Очень важно, что ученик это делает добровольно, просматривая по учебнику больший, чем обычно, по объему материал. Подобные домашние задания дают возможность учителю соединить в единый процесс закрепление нового материала и повторении пройденных ранее тем.

ГЛАВА 2. ПРИМЕРЫ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

2.1.  Игры с раздаточным материалом

«МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ЛОТО»

Правила игры. Любая игра, называемая «Лото», содержит 15 – 16 больших карточек (по числу парт в классе) и 20 – 30 маленьких. Все большие карточки разделены на 8 клеток (два горизонтальных ряда по 4 клетки; из них 6 клеток заполнены), и кружков, которые по размеру своему помещаются в клетки. И те и другие сделаны из плотной бумаги. На кружках написаны вопросы-задания, а ответы – на картах. Задания такие: дать определение, назвать неизвестный компонент в уравнении, продолжить начало фраз и т. д. Ответы даются в разном виде: текстом, формулой, числом, графиком. На обратной стороне кружков имеются номера, а на картах их нет.

       Игра проходит так. Каждый ученик получает карту и комплект кружков (24 шт.), раскладывает последние по порядку в 4 ряда номерами вверх. Такие же кружки есть и у учителя. Учитель вынимает один из конверта, называет номер. Ученики находят у себя соответствующий кружок. Учитель читает вопрос-задание, написанный на кружке, а ученики ищут ответ на своих картах; если он есть, то клетка закрывается кружком. Игра продолжается. Тот, кто раньше заполнит свою карту, - победитель. Затем – проверка ответов.

Методические указания.

       Лото можно использовать в начале или в  конце урока с целью кратковременного (на 5 – 10 мин) повторения пройденного материала, а можно устроить и более длительную игру-повторение. Кроме того, после изучения большой темы лото может быть использовано в качестве итоговой работы. Для активизации учащихся на уроке следует заранее изготовить кодограммы всех больших карточек и продемонстрировать их классу параллельно с ответом ученика.

       Для индивидуального обучения слабых учеников имеются особые карты: в них ответы написаны только в одной клетке и эта клетка имеет номер. Ученику дают комплект кружков и несколько карт. Он играет «сам с собой», т. е. достает кружок из конверта, смотрит номер, читает вопрос, находит на карте такой же номер клетки, читает ответ и закрывает его кружком. Играя таким образом, ребенок  учится. В конце урока  учитель спрашивает его по этим же вопросам-заданиям и оценивает.

       Пример такой игры для 5 класса приводится в приложении № 1.

«МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ДОМИНО»

Правила игры.

      Для игр данного типа готовится четное число карт, каждая из которых делится на две части. В этих частях размещают графики и формулы, рисунки геометрических фигур и их названия.

      Карты раздают учащимся и заранее договариваются о той, которая начинает игру. Затем играющие по очереди выставляют свои карты так, чтобы каждая следующая карта была логически связана с предыдущей. Ученик, неправильно выставивший карту или не сумевший объяснить причину ее выставления, пропускает один  ход.

      Выиграет тот, кто первым выставил все свои карты.

Методические указания.

      Игра проводится на уроке во время групповой работы для повторения и закрепления материала по всей теме. Предполагается наличие нескольких комплектов игры, обеспечивающих активную работу группы. Такую игру можно провести перед контрольной работой, что позволит ребятам повторить материал и дать правильную самооценку своим знаниям.

       В каждой группе играющих обязательно наличие арбитров, в качестве которых могут выступать подготовленные учащиеся данного класса или старшеклассники.

«ПАРНЫЕ КАРТОЧКИ»

Правила игры.

       Для игры готовят карточки квадратной формы из плотной бумаги, число которых определяется удвоенным количеством понятий, подлежащих закреплению. Карточки делят на пары. На одной карточке пары пишут определение понятия, на другой – его название; вторые их стороны остаются чистыми. Карточки перемешивают и раскладывают чистой стороной вверх. Задача; отыскать карточки, образующие пары. Первый игрок «открывает» (переворачивает) две любые карточки. Если они парные, то берет их себе и имеет право следующего хода; если  они непарные, то переворачивает в исходное положение, а ход передается другому игроку. Все стараются запомнить место карточек на столе и их содержание. Игра продолжается до тех пор, пока на столе не останется ни одной карточки. Выигрывает тот, у кого окажется больше пар. Для проведения игры учеников можно разбить на четверки и каждой дать комплект карточек. Победителю задают дополнительный вопрос и ставят оценку.

      Есть усложненный вариант этой игры. Он направлен на закрепление знаний о понятиях, формулах, чертежах. Для этой игры требуются не пары карточек, а тройки. Каждый участник игры открывает по три карточки, а остальные действия – прежние.

Методические указания.

        Игру проводят на заключительных уроках темы, ибо она направлена на закрепление знаний о понятийном аппарате, на тренировку памяти и внимания. Можно изготовить несколько комплектов игры, чтобы одновременно могло играть несколько групп учащихся.

        Приведем примеры парных карточек. Тема: «Формулы» (5 кл.)            (см. Приложение № 3 )  

Формула периметра прямоугольника

( а + в ) · 2  

Формула площади прямоугольника

а · в

«ИГРА С ЧИСЛАМИ»

Правила игры.

      Для игры надо изготовить из тонкого картона 70 карточек размером приблизительно 7 на 5 см. В центре каждой карточки надо написать одно целое число, модуль которого не больше 10. Числа на карточках или сами карточки должны быть разного цвета: зеленые, розовые, голубые, желтые. Учащимся надо разъяснить, что числа желтого цвета надо прибавлять, зеленого – вычитать. На число розового цвета надо умножать, а голубого – делить. Соответствующие знаки действий желательно поставить в уголках каждой карточки так, как показано на образце.

      Таким образом, знак перед каждой цифрой – это знак числа, а знак в каждом уголке карточки – это знак действия, которое надо выполнить с этим числом.

      Играть одновременно могут от 2 до 6 человек. Каждый играющий получает по 5 карточек. Остальные карточки кладут лицевой  стороной вниз в общую кассу.

      Игра проходит так: 1-й ученик кладет на стол перед своим соседом справа (это 2-й играющий) одну карточку, рядом с ней 2-й играющий кладет одну свою карточку. Затем выкладывает карточку снова 1-й, а за ним 2-й и т. д. Тот, кто начинает, стремится получить положительный результат, а его партнер – отрицательный. При этом каждый может выкладывать на стол из своего набора любую карточку, стремясь получить выгодный для себя результат. Выкладывая карточку, игрок называет знак действия, число и получающийся при этом результат.

      Выкладывание карточек на стол партнерами прекращается в трех случаях:

  1. на стол выложено максимально допустимое количество карточек, о котором следует договориться заранее;
  2. партнеры, проанализировав свои оставшиеся карточки, видят, что у них нет подходящих;
  3. один из играющих положил на стол стоп - карточку.

     На стоп - карточке число заключено в прямоугольную рамку. Стоп – карточку может выложить любой из игроков во время очередного хода. После нее выкладывать на стол карточки нельзя! Для игры рекомендуется изготовить 7 стоп – карточек с числами желтого цвета, 5 стоп – карточек зеленого цвета и по одной розовой и голубой.

Если результат получился положительный, то все выложенные на стол карточки составляют выигрыш начинавшего ход. Если же результат отрицательный, то выигрыш следует уступить партнеру. Эти выигранные карточки ученик кладет на стол в свою стопку выигрышей. В дальнейшей игре они уже не участвуют.

     Если общий результат выложенных карточек оказался равным нулю, то эти карточки ничьим выигрышем не будут. Их можно положить в кассу. Участники первого тура добирают из кассы столько карточек, чтобы у каждого их оказалось по 5.

     Во втором туре участвуют 2-й и 3-й игроки, причем 2-й начинает тур. Он тоже стремится получить положительный результат и т. д. Затем играют 3-й и 4-й участники и т. д. Остальные игроки при этом следят за правильностью ходов и результатов подсчета.

     Среди карточек 8 с буквами. Это карточки – переменные. В ходе игры можно придавать своей переменной то значение (целое положительное или отрицательное), какое играющему в данный момент  выгодно. Это значение объявляется вслух при выкладывании карточки с буквой на стол. Естественно, что карточки – переменные очень выгодны, но их не так много. Поэтому тот, кому попалась такая карточка, использует ее только в трудных случаях и очень дорожит ею. Можно перед игрой договориться, что значения переменных по модулю должны быть не более, скажем, 30 или 100.

    Методические указания.

    Игра проводится на уроках повторения и закрепления материала, можно ее использовать и во время устного счета. С помощью этой игры школьники быстрее овладевают действиями с положительными и отрицательными числами и одновременно лучше усваивают понятие переменной. Рутинная вычислительная работа превращается в увлекательное соревнование.  

«МАТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТЫ»

Правила игры.

       Класс разбивается на группы по 4, 5, 6 человек. Желательно, чтобы число игроков в каждой группе было одинаково. Теперь нужно снабдить каждую группу карточками с заданиями теоретического характера. Например: сформулировать такое -–то правило или дать такое – то определение.

       В каждой группе число карточек должно быть одинаковым, делящимся нацело на число игроков. Карта считается битой, если на вопрос, стоящий в ней, дан правильный ответ. Битая карта откладывается в сторону. Если ответ неверный, то карта остается в колоде у игрока, который дал этот ответ. В результате проигрывают те, у кого в конце игры на руках окажутся карты.

Методические указания.

       В ходе такой игры учитель не только контролирует теоретические знания учащихся и организует постоянное повторение, но и ведет тематический учет знаний, причем на игру требуется не более 5 минут урока. Не надо бояться, что останется незамеченным неверный ответ. В группе всегда найдется ученик, твердо  знающий правило, он и разоблачит ошибку.

       Приведем примеры заданий для математических карт.

Тема: «Свойства сложения и умножения»  ( 5 класс )

  1. Сформулируйте переместительное свойство сложения. Запишите его.
  2. Сформулируйте сочетательное свойство умножения. Запишите его.
  3. Сформулируйте переместительное свойство умножения. Запишите его.
  4. Сформулируйте сочетательное свойство умножения. Запишите его.
  5. Сформулируйте распределительное свойство умножения относительно сложения. Запишите его.
  6. Сформулируйте распределительное свойство умножения относительно вычитания. Запишите его.
  7. а + 0 = ?
  8. а – 0 = ?
  9. а – а = ?
  10. 1 · х = ?
  11. 0 · х = ?
  12. у : 1 = ?
  13. у : у = ?           0 : у = ?

«КУБИКИ»

Правила игры.

       Можно предложить несколько вариантов игры.

  1. Собрать из кубиков картинку, по которой составить задачу и решить ее. Таких задач будет 6, по числу граней кубика. Сложив все числовые ответы, сообщить об этом учителю.
  2. На каждом кубике (на гранях) изображены 6 различных функций: на одном кубике только формулы, задающие эти функции; на втором кубике – графики, на третьем – точки, с заданными координатами, принадлежащими соответствую-

щим графикам; на четвертом – свойства этой функции (возрастание, убывание, четность и т. п.). Кубики надо расставить  по схеме: формула, график, точки, свойства. Каждая группа учащихся рассматривает свою функцию (формулы написаны на гранях разного цвета), цвет задает учитель. Остальные кубики -  белые. После выполнения задания расстановку необходимо обосновать.

     3.  В комплект игры входят карточки (24 – 36), на которых зада-

          ния, соответствующие формуле, геометрической фигуре и т. п.

          Сами формулы на гранях кубика. Играющие получают одина-

          ковое количество карточек. Ведущий бросает кубик. Участни-

          ки отбирают карточки, относящиеся к заданной формуле или

          фигуре на выпавшей стороне кубика, и отдают их ведущему.

          Выигрывает тот, кто раньше сдаст ведущему все карточки.

Методические указания.

       Игра с кубиками может проводиться на уроке для проверки знаний и умений учащихся. Если имеется несколько (4 – 5) комплектов игры, то ее можно проводить во время групповой работы. Можно эту игру использовать для формирования навыков применения основных формул. Кроме того, игра может проводиться на дополнительных занятиях с отстающими учениками.

      Ниже приводится пример кубика по теме « Функции» (7 класс)

у = х

у=-2х

у=6х

    -5

у=―

     х

     3

у=―

      х

у=|х|

«ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ»

Правила игры.

       Игра состоит из 15 – 16 карточек, которые раздаются ученикам. На карточках помещены задания, рисунки, формулы. Два из трех логически связаны, а третье задание входит в данную тему, но с двумя предыдущими не связано.

       Задача ученика: определить лишний рисунок  или задание в данном комплекте, объяснить почему.

       Одновременно с ответом карточка ученика демонстрируется с помощью кодограммы для всего класса. Если неверный или неполный, то вызываются другие ученики, которым за дополнения начисляются соответствующие очки. Выигрывает тот, кто наберет больше очков. Для активизации деятельности ребят можно организовать соревнование по группам. По очереди приглашаются представители от групп, которым ребята из других групп задают вопрос по данной теме. За умело поставленный вопрос и правильный ответ на него начисляются дополнительные очки. При подведении итогов устанавливается личное первенство и определяется группа-победитель.

Методические указания.

        Назначение таких игр на уроке – это обобщение пройденного материала и контроль знаний учащихся. Вместе с тем эти игры помогают установить логическую связь между отдельными фактами и выделить из ряда то, что не соответствует данному заданию. Неоднократное использование подобных игр приводит не к простому заучиванию материала учебника, а к выработке умений анализировать и обосновывать выдвигаемые утверждения.

       

        Например: тема «Признаки делимости»  (6 класс)

154

178

191

120

540

115

505

122

625

«РАЗНОЦВЕТНЫЕ МАРШРУТЫ»

Правила игры.

       Изготовляется игровое поле с иллюстрациями, изображающими различные ситуации с героями сказок или с мультипликационными персонажами. Участники игры спешат к финишу. На пути они встречают много трудностей и преград в виде вопросов и заданий, которые необходимо выполнить. Преодолеть их помогает знание математики.

       Полотно игры крепится на доске. Кружки с номерами делаются из жести и наклеиваются на полотно.

       Играющие могут использовать в качестве фишек керамические магниты разного цвета. Игра организуется в виде соревнования между командами. Представители команд поочередно бросают кубик и передвигают фишки в соответствии с количеством очков на кубике. Если фишка попала на красный или желтый кружок, то члены команды должны выполнить задание или ответить на вопрос. Если объяснение правильное, то игроки красного кружка передвигают фишку вперед по направлению стрелки, а игроки желтого кружка остаются на месте. При неправильном ответе фишка остается на месте, если она находилась на красном кружке, или идет назад вдоль стрелки, если она находилась на желтом кружке. Попадая на  синий кружок. Игрок не пропускает хода только в том случае, если дает верный ответ. Выигрывает та команда, которая первая подошла к финишу.

Методические указания.

       Эти игры целесообразно проводить в последние дни учебного года или четверти, когда оценки уже выставлены. Однако их можно проводить и в конце какой-либо темы с целью повторения и обобщения учебного материала. Они позволяют проверить понимание школьниками основных понятий темы. Такие игры можно проводить как на уроках математики, так и на дополнительных занятиях для отставших или просто желающих поиграть. Если игровое поле окажется не достаточно большим, то на нем невозможно написать все вопросы, поэтому способы сообщения учащимся вопросов может быть различной, но наибольший интерес у них вызывает самоуправление игрой. Для этого от каждой команды выбирают по одному ученику, задача которого состоит в том, чтобы задавать вопросы, соответственно цвету кружка. Эти же ученики оценивают ответы.

                                                                                 (см. Приложение №4)

«МОРСКОЙ БОЙ»

Правила игры.

       Для игры из картона делают:

       игровое поле с морским пейзажем, разделенное на квадраты, которые пронумерованы; с обратной стороны картона у каждого квадрата приклеены кусочки жести;

       передвижные фигурки кораблей, имеющие керамические магниты для крепления к полю боя;

       снаряды – картонные плоские фигурки, на обороте которых написаны условия задач.

       Кораблей делают два комплекта по 5 штук, три из которых двухпалубные (они занимают на поле два квадрата). Для определения места корабля называют номер квадрата.

       Задачи составляют так, чтобы ответы к ним выражались числами, соответствующими номерам квадратов; можно подбирать задачи, имеющие 2-3 ответа.

       Игра рассчитана на участие двух игроков или двух команд. Перед ее началом каждая команда получает модели кораблей и набор снарядов (задач). Корабли располагают на игровом поле в произвольно выбранных квадратах. Так же произвольно команды выбирают из своего запаса снаряды. Решив задачу, указанную   на обороте снаряда, игрок получает числовой ответ, который указывает номер квадрата, поражаемого этим снарядом. Для потопления двухпалубных кораблей, необходимо попадание двух снарядов. Для фиксации поражения корабля используют фишки «взрыв». Игра сводится к тому, чтобы с помощью снарядов поразить все корабли противника. Выигрывает команда, которая добьется этого раньше.

Методические указания.

      Эта игра применяется с целью повторения и отработки навыков применения основных правил и формул при решении упражнений.

«ВОСХОЖДЕНИЕ НА ПИК ЗНАНИЙ»

Правила игры.

       Игровое поле состоит из красочного планшета, на котором изображен горный пейзаж с нанесенным на него маршрутом восхождения и привалами. Привалы пронумерованы; старт обозначен флажком. Сбоку на планшете  находятся карманы (тоже пронумерованы), в которые помещены карточки с заданиями для каждого привала. Перед игрой формируют две команды с капитанами; они занимают старт – исходную базу. Затем капитаны по очереди бросают игровой кубик, команды выполняют задания, оказавшиеся для них на верхней грани кубика, и получают число, указывающее номер привала, на который переходит команда. Продвижение по маршруту отмечают цветными флажками. На каждом привале команды выполняют задания, взятые из соответствующего кармашка (например, на привале 3 – из кармашка 3), что дает право на следующий бросок кубика. На некоторых привалах команду ожидает сюрприз – неудача. Так, на карточке, относящейся к привалу 4, написано: «Туман, снегопад, команде вернуться на базу»; на карточке к привалу 7 запись: «Ожидается сход лавины, срочно опуститься на один переход». В этом случае альпинисты выполняют отходный маневр. Выигрывает та команда, которая раньше другой достигнет пика Знаний.

Методические указания.

        Особенностью игры является ее многоцелевой характер, поскольку в ней реализуется комплекс дидактических задач. Каждое задание на привалах может стать отдельной игрой. В нее можно играть на протяжении изучения целой темы как во время устного счета, так  и при контроле знаний и умений.

«ЖИВОЙ КОМПЬЮТЕР»

Правила игры.

       Все ученики класса получают по одной карточке размером 30*40 см, имеющей нить для ее крепления. По сигналу учителя  каждый учащийся знакомится с содержанием своей карточки, а потом как компьютер перебирает, т.е. просматривает, остальные карточки (других учащихся). Для этого он перемещается по классу, подбирая себе подходящие по смыслу карточки, и формирует группу из их обладателей. Каждая образовавшаяся группа обсуждает, принять ли ей к себе других претендентов, т. е. соответствует ли содержание «новой» карточки уже собранным. Далее внутри групп определяется порядок «вывешивания» карточек и готовится по ним сообщение для публичной огласки, включающее обоснование составленного блока. Каждое объединение «вывешивает» результат своей работы. Эксперты, назначаемые учителем, принимают работу, вносят в нее исправления, если это нужно. Оцениваются объем проведенной деятельности, ее качество, быстрота выполнения, умения возразить на замечание и доказать правильность своего выбора.

Методические указания.

        Игру целесообразно применять на уроках закрепления знаний, а также при повторении изученных тем. Содержание карточек может охватывать одну тему или интегрировать знания по ряду тем и предметов. Педагогическая эффективность приема обусловлена тем, что он сочетает индивидуальную работу каждого учащегося с работой группы и всего класса, притом работу многоплановую (поиск, выделение нужной информации, систематизация, исправление ошибок), имитирующую работу настоящего компьютера.

2.2.  УЧЕБНО-ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ

НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

    Существуют так называемые деловые игры, в процессе которых на основе игрового замысла моделируется реальная обстановка, в которой выполняются конкретные действия, выбирается оптимальный вариант решения задачи и имитируется его реализация в практической жизни.

      Учебно-деловая игра дает возможность:

  1. приобретения школьниками предметно-профессионального и социального опыта, принятия индивидуальных и совместных решений;
  2. формирования познавательной и выявления профессиональной мотивации;
  3. закрепления знаний учащимися, применение их в нестандартной обстановке;
  4. формирования профессионально значимых умений и навыков;
  5. развития теоретического и практического мышления;
  6. выработки умений самостоятельного приобретения знаний и навыков добывания информации.

В ходе игры каждому участнику необходимо максимально мобилизовать все свои знания, опыт, воображение. Особенно ценно то, что здесь дело не сводится лишь к механическому использованию программного материала. В процессе игры вырабатывается умение мыслить системно, продуктивно, пробуждается стремление к поиску новых идей, а это уже шаг к творчеству.

ГЛАВА 3.  СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПО МАТЕМАТИКЕ

 

    Предлагаемые в методической литературе дидактические игры являются очень разными как по содержанию учебного материала, так и по форме проведения. Вместе с тем основная задача всех учебных игр на уроках математики – не развлечение детей, а повышение эффективности обучения за счет усиления их интереса к уроку и придания ему эмоциональной окраски. Именно поэтому темы и содержание игр, используемых в учебном процессе, должны  быть не случайными, а соответствовать изучаемому материалу.

     Важным и необходимым условием применения дидактических игр на уроках, является наличие этих игр в кабинете математики. Поэтому в школе необходимо создать копилку математических игр. Такая игротека будет представлять собой совокупность дидактических игр, различных по ряду параметров:

  1. по игровой цели;
  2. по темам курса математики;
  3. по возрастным особенностям учащихся;
  4. по уровню подготовки учащихся;
  5. по цели методического использования (для урока, дополнительных занятий, внеклассных мероприятий).

     Для изготовления игр можно организовать математический кружок, члены которого определяют содержание игры, подбирают материал (формулы, графики, задачи и упражнения) и изготовляют сами игры. Над изготовлением каждой игры может работать группа учащихся, интересы и познавательные возможности которых различны: одни подбирают содержание, другие – материал для игр, третьи рисуют, четвертые клеят и т. д. Можно даже объявить конкурс на лучшую математическую игру.

      По мере накопления игр полезно составить тематическую картотеку игротеки, в которой обязательно следует указать цель использования данной игры по определенной теме урока и способы активизации учащихся при проведении игры.

      Для того чтобы игротека была наиболее полной, ее содержание следует спланировать по темам школьного курса математики. Это позволит, с одной стороны, отразить в играх содержание учебной программы, а с другой – разнообразить игры по игровой цели. Целесообразно изготовить несколько экземпляров одной и той же

игры, это позволит организовать групповую работу при использовании таких игр.

     Подбор учебных игр по разделам и конкретным темам программы средней школы представлен в таблице 1.

СЮЖЕТНЫЕ ИГРЫ

Уроки на закрепление того или иного материала можно построить самым интересным образом, если придумать сюжетную линию урока, скрепленную заданиями по данной теме. Просто решать уравнения и задачи детям не всегда интересно, а если решение происходит в группах, где можно поддержать друг друга, поспорить и отстоять свое мнение, то интерес со стороны учащихся к уроку повышается. Единая линия урока, задания, которые будут как бы вытекать одно из другого, повысят у детей интерес к занятию, у них не будет времени отвлечься от темы. Следующие два урока скреплены одной общей темой «Натуральные числа», но, кроме этого, в них одна сюжетная линия. Это означает, что после первого урока дети будут с нетерпением ждать следующего урока с заключительной частью сюжета. Кроме того, дети будут лучше готовиться к следующему уроку, а значит, они еще лучше изучат тему.

Приложение № 1

Математическое лото. Тема: «Уравнения. Свойства сложения и

                                                         умножения» ( 5 класс )

 

Приведем примеры больших карт, а также задания к ним, которые будут записаны на маленьких карточках.

слагаемое

частное умножить

на делитель

0

49

вычитаемое

а + в = в + а

  1. Назовите неизвестный компонент в уравнении   х + 15 = 32
  2. Продолжите утверждение: «Чтобы найти неизвестное делимое, надо …»
  3. x · 0 =
  4. Назовите неизвестный компонент в уравнении   85 – z = 38
  5. Решите уравнение  2 · y = 98
  6. Переместительное свойство сложения.

17

а · в = в · а

х

произведение разделить на другой множитель

уменьшаемое

делимое

  1. Решите уравнение: 85 – х = 38
  2. Переместительное свойство умножения
  3. х · 1 =
  4. Продолжите утверждение: «Чтобы найти неизвестный множитель, надо …»
  5. Назовите неизвестный компонент в уравнении  у – 76 = 23
  6. Назовите неизвестный компонент в уравнении  х : 35 = 3

4

а +(в +с)=(а +в)+с

делитель

105

делимое разделить на частное

у

  1. Решите уравнение  32 : х = 8
  2. Сочетательное свойство сложения
  3. Назовите неизвестный компонент в уравнении  64 :  х  = 16
  4. Решите уравнение  у : 35 = 3
  5. Продолжите утверждение: «Чтобы найти неизвестный делитель, надо …»
  6. х : 1 =

Приложение № 2

Математическое домино. Тема: «Упрощение выражений»

                                                                    (5 класс)

Примеры карт домино приведены  ниже.

3х + 4х + 5х

12х

10х - 2х  

24 + 2х + 7х

24 +  9х

4х + 6х – 12

10х – 12

32х – х

31х

у + 56у

57у

5 · (у – 7)

5у – 35

(2+ у) · 13

160х

3а + 14 + 17

3а + 31

3х + 35 + х

4х + 35

с + с + с

45 + 55 – с

26 + 13у

6 · 3 · х

18х

8 · х · 20

100 – с

11 · (6 + х)

66 + 11х

( х – 9 ) · 2

2х – 18

49у – у

48у

102к – 4к

98к

38 + 5к + 6к

38 + 11к

7х + 12 + 8

7х + 20

2к + к + 4 – 2

3к + 2

25 · (х + 4)