Передовой педагогический опыт учителя

Сатвалдинова Салима Кабибуловна

Не первый год работаю я в школе,

                    Не понаслышке знаю этот труд.

                                    В делах любых смотреть стараюсь в корень,

                                                                            Иначе ведь успехи не придут

 

ФИО

Сатвалдинова Салима Кабибуловна

Дата рождения

1.02.1981г

Образование

Высшее ,Саратовский Государственный университет им.Н.Г.Чернышевского 

Профессиональный путь

2001г учитель информатики

Должность

учитель информатики

Место работы

МБОУ СОШ с.Варфоломеевка ,Александрово-Гайский район ,с.Варфоломеевка

Адрес

Саратовская область, Александрово-Гайский район ,с.Варфоломеевка

Квалификация/разряд

  I квалификационная категория

Награды, поощрения

 6.10.2008г Почетная грамота  за добросовестный труд в деле обучения и воспитания подрастающего поколения ( на школьном уровне).

  12.12.2010г Грамота за подготовку учащихся к международному конкурс

  2009-2010уч.год IIIместо в районе-1чел(конкурс «КИТ» Тукманбетов И 9кл)

   2010-2011уч.год IIместо в областном конкурсе «Дорога к звездам»с применением компьютерных технологий -2 человека (Буздакова Актоты 6кл., Кизатов Азамат 6кл

  2010-2011уч.год  IIместо в районе -6 человек ( конкурс «КИТ» Пазилова Анель 6кл., Уразгалиева Диана 6кл), (конкурс «Компьютерная графика» Карабчевская Н. 5кл, Хамзина С. 7кл, Джакубалиева А. 7кл, Гатаулин К. 5кл

2009-2010уч.год номинация в конкурсе «Лучший сайт» - «Самый интерактивный сайт

2010-2011уч.год номинация в конкурсе «Лучший сайт»-«Лучшая страничка для родителей

2011-2012 уч. год грамота Iместов номинации «Сделано своими руками из природного материала» 7класс

 2011-2012 уч. год  IIIместов номинации «Сто вопросов к взрослому» муниципальный смотр-конкурс детских организаций «Жить и учиться демократии» 7класс

 2011-2012уч.год Чалагаева Карина Победитель конкурса «Компьютерная графика»

 2011-2012уч.год  Призеры конкурса «Компьютерная графика» Сатвалдинова Д., Ахметова А., Мухиева А., Гатаулина Э., Кереева А., Бунин Р., Кизатов А.

 2011-2012уч.год 1 место на районном уровне в конкурсе «КИТ» Сатвалдинова Диана

 2011-2012уч.год 2 место на районном уровне в конкурсе «КИТ»Гатаулина Э.

Имеет сертификат участия  в районном конкурсе «Педагогическая копилка» 2010уч.году и в 2011уч.году. 

Имеет свидетельство участника муниципального конкурса исследовательских работ, посвященных 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова.

Свидетельство участника муниципального конкурса исследовательских работ, посвященных 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова в номинации «Литературное творчество» (ученица 7кл Жанаева А., руководитель Сатвалдинова С.К.)

За высокие показатели и творческий подход в деле обучения и воспитания молодежи педагог награжден Почетной Грамотой Главы администрации  Александрово - Гайского муниципального района (2011г) и Грамотой МОУ СОШ с. Варфоломеевка за добросовестный труд в деле обучения и воспитания подрастающего поколения(2008г).   

E-mail

kulmanova@bk.ru

 

телефон

 

 

 

курсы повышения квалификации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раб.33-4-71 

 

 

  2002годокончила полный курс отделения «Компьютерные технологии» по квалификации «Пользователь IBM-совместимых компьютеров.(г.Саратов 26декабря 2002)

2005годпрошла краткосрочное обучение на  базе Регионального центра Института дополнительного профессионального образования СГСЭУ по программе «Настройка коммутируемого соединения для работы в сети интернет»(г.Саратов 9февраля 2005)

2007годпрошла дополнительную подготовку как тьютор школьной обучающей площадки по программе «INTEL» Обучение для будущего.(г.Саратов 23марта 2007)

2008годпрошла обучение дистанционному курсу (ТЕО2)(г.Саратов 1декабря  2008-15 марта 2009)

2009годполучила свидетельство оператор ЭВМ третьего разряда( с.Ал-Гай май 2009)

2009годпрошла курсы Web-дизайн (г.Саратов август 2009)

2011годпрошла курсы  повышения квалификации «Информатика и программирование»(СГУ им.Н.Г.Чернышевского с 01.10.2011-15.11.2011)  

 

Тема сомообразования : " Применение технологий для активации познавательной деятельности учащихся"

Применение компьютерных технологий

Метод проектов

Возможности применения модульной технологии в курсе информатики 

Виды деятельности

 

Проведение мастер-классов «Использование ИКТ на уроке».

Внедрение управленческих программ.

Использование  ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности: общешкольные мероприятия, классные мероприятия.

Проведение ежегодных конкурсов для детей и учителей по использованию ИКТ в предметных областях.

Поддержка школьного интернет-представительства, отражающего работу школы, участие и проведение школьных мероприятий,  результаты деятельности учащихся и учителей: Http://varfolomschool.ucoz.ru

  

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Моя тема самообразования

«Применение технологий для активации познавательной деятельности учащихся»

Для активизации познавательной деятельности школьников на уроках информатики считаю целесообразным представлять учебный материал в мультимедийном и интерактивном виде.

Такой материал может быть представлен в виде:

  1. презентаций (с их помощью можно иллюстрировать материал, а можно предоставить учащимся возможность самостоятельно изучать, что более значимо);
  2. компьютерных игр (естественно, тех игр, которые содержат развивающий или познавательный материал);
  3.  гипертекстовых  приложений (могут содержать автоматизированные зачеты, испытательные стенды, среды для тестирования), интерактивных программ (чем больше участия принимает ученик в процессе обучения, тем больше значимости обретают полученные знания, умения и навыки);
  4. графических демонстрационных материалов (это могут быть как обычные плакаты, стенды, раздаточные материалы, а лучше, если это будут изображения, которые школьник сам найдёт и просмотрит на ПК);
  5. видеофильмы.

Для ученика главное – попробовать самому. Тем более, информатика такой предмет, что именно практическая  деятельность учащихся обеспечит познание изучаемого материала. 

Идеальным средством для решения этой задачи  служит метод проектов. Проектная деятельность в зависимости от реализуемых образовательных задач может принимать всяческие формы: это может быть грандиозный проект на целый учебный год и более (он может быть и сквозным, то есть не прерывающим классические занятия), а может – проектом на один или несколько уроков (мини-проект).

Очень люблю применять в своей работе  кейс-метод обучения. Кейс-метод обучения — это метод активного обучения на основе реальных ситуаций. Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при подготовке учеников. В процессе обучения информатике и информационным технологиям кейс выступает как объект изучения (ученики сами разрабатывают их мультимедийные разновидности) и как эффективное средство обучения. Внедрение кейс-метода при обучении информатике и информационным технологиям позволяет на практике реализовать компетентностный подход, что развивает методическую систему информатики, обогащает содержание дисциплины.

В целях активизации использую такие приёмы:

  1. сформулировать цели деятельности обучающегося так, чтобы на первом плане была его личная заинтересованность (пусть это будет даже заинтересованность в отметке; или обозначив эту практическую деятельность как этап в решении более важных задач, который просто необходимо преодолеть);
  2. добавить в обычный классический урок (особенно если он не слишком интересен) игровой, соревновательный момент, тогда он обретёт хотя бы временную значимость (действительно, почему бы вместо банального решения задач по переводу чисел из одной системы счисления в другую не устроить веселые соревнования «Инфознайка»);
  1. создать необычную атмосферу во время деятельности, тем самым сделать урок нестандартным (например, составить вместе столы и попросить класс решить задачу урока совместно или группами, позволить обсуждение, распределить роли, назначить ответственных и т.п.).

Для активизации познавательной деятельности при изучении сложного или «скучного» материала  с самого начала демонстрирую удивительные результаты, которые может предоставить тот или иной изучаемый материал.  

Например, можно показать работу небольших программ, созданных с помощью подлежащего изучению языка, выполняющих потрясающие действия: рисующих «матрицу» на экране, воспроизводящих мелодию (особенный эффект это вызовет, если к компьютеру не подключены колонки). После такой демонстрации у части школьников может возникнуть желание самим создать что-то подобное.

Кроме того, уместно сказать о том, что информатика в интеграции с  другими предметами создаёт благодатную почву для  активизации познавательного интереса обучающихся к другим областям знаний.

Использую такие средства:

  1. решение проблем других областей средствами информационных технологий;
  2.  внедрение знаний из других областей в задачи, решаемые информатикой;
  3. Интегрированные уроки (здесь могут присутствовать каждый или оба из предыдущих пунктов).

    Хочется лишь отметить, что связь между предметами всегда можно найти, даже если она не явно видна. Компьютер сегодня проникает во все сферы жизни, становясь инструментом решения многих проблем.



Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

«Применение компьютерных технологий для оперативного контроля знаний учащихся по предмету с использованием тестовых заданий»


Оглавление.

Введение        3

Глава 1.

1.1. Исследовательский этап        4

1.2. История тестов        4

1.3. Типы тестов        5

1.4. Различные типы психометрических тестов        7

1.5. Использование тестовых технологий в педагогике        9

1.6. Методические аспекты использования тестирования для текущего контроля знаний учащегося        10

1.7. Тестовые задания и индивидуализация обучения        13

1.8. Метод тестового контроля с выборочными ответами        14

Глава 2

2.1. Технологический этап        15

2.2. Методика организации тестирования средствами текстового процессора WORD        15

2.3 Организация тестовой таблицы        16

2.4 Оформление теста        20

2.5 Обработка результатов теста        22

Заключение        

Литература        

Приложение


Введение

Самостоятельная работа является важным средством развития познавательной  деятельности учащихся, совершенствования, закрепления, и практического применения знаний. Она является неотъемлемой частью урока, способствует формированию устойчивых и осознанных знаний, дает возможность каждому учащемуся работать в доступном ему темпе, с постепенным переходом от одного уровня развития знаний к другому. Поэтому задания для самостоятельных работ составляются с учетом разного уровня подготовки учащихся. Задания содержат вопросы, ответы на которые требуют всестороннего использования приобретенных знаний, а также упражнения,  которые подготовят к решению новой, более сложной задачи. Облегчает и ускоряет самостоятельную работу тестирование.

Цель проекта: рассмотреть методические аспекты использования тестирования для текущего контроля знаний учащихся, и разработать методику создания тестирования в текстовом процессоре Microsoft Word.

Задача проекта: предоставить информацию о тестах, готовые тестовые задания; разработать алгоритм создания тестовых упражнений.

Требования проекта: востребованность, функциональность, наглядность и эстетичность.


1.1.Исследовательский этап

1.2 История тестов.

Первый стандартизированный тест способностей был создан Бине в начале XX века во Франции. Изначально тесты служили целям диагностики при работе с детьми. Тестирование взрослых началось позднее, во время Первой Мировой войны. С помощью тестов осуществлялся отбор молодых людей для службы в армии: их распределяли по видам работ и родам войск, выявляя при этом потенциальных офицеров.

Во время Второй Мировой войны тестирование получило дальнейшее распространение. По результатам тестирования новобранцев распределяли по разным видам войск и должностям, присваивали им звания и ранги.

При групповых исследованиях широкое распространение получили простые тесты типа «карандаш – бумага». Популярность этого типа тестов объясняется несколькими причинами. Во-первых, такие тесты позволяют одновременно исследовать большое количество людей. Во – вторых, тестирование проводиться в одних и тех же условиях, т.е. возможна стандартизация обстановки и инструкций. В – третьих, такие тесты обеспечивают распределение испытуемых по рабочим местам ли профессиям в зависимости от их способностей, а не на основании субъективных впечатлений.

Использование тестов в военное время определило судьбы многих людей. Впоследствии тесты были усовершенствованны и адаптированы к потребностям промышленности и торговли. Известно, что многие компании и организации при отборе персонала проводят специальное тестирование, которое иногда становиться непреодолимым препятствием для устройства на престижную работу. В школах и других учебных заведениях на сегодняшнее время, так же большое внимание уделяют тестированию (ЦТ, ЕГЭ).


1.3 Типы тестов.

Вербальные тесты.

Тесты на понимание прочитанного.

Эти тесты позволяют выявить степень понимания кандидатом письменной речи. Они включают в себя, например, поиск пропущенных слов, выбор правильных предложений, поиск слов со сходными или противоположными значениями.

Оценка правописания.

В большинстве тестов на правописание требуется найти слова с ошибками. В некоторых случаях вам предлагается перечень правильно написанных слов, с которыми можно сверяться. Возможны и другие варианты теста: подчеркнуть правильно написанное слово, найти слово в списке правильно написанных слов и записать его номер.

Тесты на знание грамматики и пунктуации.

Грамматика отражает связь между словами, а пунктуация служит для разделения и расстановки смысловых акцентов.

В рамках тестов на грамматику и пунктуацию часто проверяется также правописание и понимание прочитанного.

Тесты логического мышления.

С помощью этих тестов оценивается умение кандидата выполнить рабочие инструкции, устанавливать связь между числами, формами, фигурами, утверждениями, прогнозировать.

Числовые тесты.

Целью подобных тестов является проверка знаний четырех фундаментальных арифметических действий: сложения, вычитания, умножения и деления. Впоследствии они будут называться четырьмя правилами арифметики. Иногда тесты исследуют умение кандидатов оперировать процентами и дробями. Как правило, при похождении теста нельзя пользоваться калькулятором, логарифмической линейкой и другими вспомогательными средствами. В процессе тестирования кандидатам может быть предложено использовать арифметические действия при решении практических задач.

Тесты канцелярских и компьютерных навыков.

Целый ряд тестов позволяют оценить способность кандидата к работе с компьютером или его потенциал в качестве канцелярского работника. С помощью таких тестов можно, например, оценить способность проверять информацию, выполнять закодированные инструкции  и правила, располагать события в логической последовательности и разбираться в схемах технологических операций.


1.4 Различные типы психометрических тестов.

Тесты способностей.

Исследование способностей при приеме на работу проводиться чаще всего в форме бланковых тестов или конкретного практического задания. Эти практические тесты иногда называют тестами достижений в овладении трудовыми операциями; другая их разновидность – тесты обучаемости.

Тесты способностей делятся на две главные категории: тесты достижений и собственно тесты способностей. Способность – это одаренность в какой либо области либо потенциал для приобретения соответствующего навыкаю достижения – это имеющиеся у кандидата навыки и знания. Следует отметить, что границы между тестами достижений и способностей размыты, поскольку один и тот же тест можно использовать для измерения как достижений, так и способностей.

Тесты достижений.

Тесты достижений предназначены для оценки того, в какой мере человек обладает теми или иными навыками и знаниями. Например, арифметический тест для кассиров универсама измеряет достижения, если с его помощью оцениваются навыки арифметических операций, а не работа кассира в целом.

С точки зрения работодателя тест достижения более информативен, чем простое знакомство с кандидатом в форме собеседования, в ходе которого предоставляется информация о прошлых достижениях. Стандартизированный тест арифметических навыков или проверки правописания позволяет с большей определенностью судить о соответствующих способностях, чем школьные оценки по математике или родной речи.

С точки зрения испытуемого результат теста достижения даст работодателю больше информации, чем простой разговор, что особенно важно при неполном соответствии кандидата требованиям работодателя.

Тесты для оценки специальных способностей.

Тесты способностей помогают выявить наличие потенциала для выполнения конкретной работы или освоения учебного курса. Однако, как упоминалось выше, разграничить тесты способностей и достижений нелегко, поскольку все тесты оценивают имеющиеся у человека знания и навыки. Но результаты оценки затем можно использовать по-разному, например:

  1. Показать сильные и слабые стороны человека;
  2. Провести профессиональную ориентацию;
  3. Дать прогноз результатов работы или учебы.

Личностные тесты.

Личность – слово известное. О некоторых людях говорят как о «выдающихся личностях», но что стоит за этими словами?

Хотя общепринятой теории или определения личности не существует, большинство личностных опросников выявляют определенные личностные характеристики. Предполагается, что полученные ответы типичны и позволяют судить о реакциях человека в данной социальной ситуации.

Тесты интересов.

Строго говоря, тесты интересов, как и тесты личности, не являются тестами как таковыми, потому что они не предполагают положительного или отрицательного результата. Именно по этой причине их обычно называют опросниками интересов, и предназначены они для выявления у испытуемого интереса к конкретному виду деятельности.

Тесты интересов охватывают интересы к следующим видам деятельности:

  1. научная / техническая – причины и протекание тех или иных явлений;
  2. социальная / благотворительная – помощь людям или забота о них;
  3. убеждение – влияние на людей или идеи  или продажа товаров и услуг;
  4. искусство – проектирование или создание материальных ценностей или идей;
  5. канцелярская / компьютерная – оперирование данными, системами.

1.5 Использование тестовых технологий в педагогике.

Компьютерные технологии, проникая в сферу образования, позволяют использовать уникальные средства и методы для улучшения процесса обучения, организуют новые формы передачи и контроля знаний. В этих целях применяются различные типы обучающих систем. С появлением первых персональных компьютеров началась разработка обучающих и тестирующих программ. Компьютерное тестирование намного точнее и несравнимо быстрее, чем бланочное, учащийся узнаёт предварительные результаты сразу после тестирования. По мере роста возможностей компьютера менялись и возможности тестирующих комплексов. На сегодняшний день подобные программы должны уметь работать не только с текстовой информацией, но и отображать различные графические объекты, в том числе анимацию, а также сопровождать сам процесс обучения звуковыми событиями. С появлением операционных систем семейства Windows большинство разработчиков программного обеспечения ориентируются именно на этот продукт, что позволяет с меньшими усилиями, нежели раньше, воплощать в жизнь все вышесказанное.

В настоящее время существует довольно много обучающих и тестирующих программ. С течением времени они неминуемо устаревают и на смену им приходят более совершенные. В сети интернет, при желании, можно найти массу тестирующих оболочек однако большинство из них являются платными или сложными для применения.


1.6 Методические аспекты использования тестирования для текущего контроля знаний учащихся.

К настоящему времени в школьной практике проверки знаний учащихся сложились две основные формы контроля: устный опрос и  письменная  работа. Каждая из них, имея определенные положительные стороны, обладает и целым рядом существенных недостатков. Так, устный опрос является выборочной формой контроля знаний отдельных учащихся, отнимающей значительный объем драгоценного времени от урока. Письменная работа чрезвычайно трудоемка и не оперативна. Зачастую преподаватель, не успев справиться с  проверкой работ учащихся, начинает следующий урок без информации о том, какие  разделы предыдущего материала не были усвоены учениками в достаточной степени. К тому же оба этих метода не избавлены от негативных проявлений, связанных с необъективной оценкой знаний.

Свободной от этих недостатков является форма контроля в виде тестовых заданий. Она может с успехом применяться для текущей проверки знаний. Тогда, оперативно проверив работы, преподаватель сможет своевременно откорректировать изложение материала следующего урока, уделив больше внимания слабо усвоенным  разделам. Отсутствие  трудоемкой проверки письменных работ позволяет достаточно часто проводить контрольные мероприятия, создавая у учащихся ощущение тотального контроля знаний.

Педагогический опыт показал, что в сочетании с другими видами проверки, использование тестовых заданий является весьма эффективным инструментом, стимулирующим подготовку учащихся к каждому уроку и повышающим мотивацию к изучаемому предмету. Устные же формы контроля наиболее целесообразно применять при проведении зачетов, и экзаменов. При этом важно отметить, что отсутствие оценки ответа ученика на вопрос, заданный во время урока, снимает психологическое давление боязни неверного ответа и позволяет проводить обсуждение вопроса в творческой атмосфере. Среди различных видов письменного контроля в старшей школе хорошо зарекомендовали себя такие формы, как большое домашнее задание по целому разделу (БДЗ), подготовка рефератов и докладов по отдельным темам.

Успешное и эффективное применение методов тестирования целиком зависит от двух основных факторов. Во-первых — это отсутствие доступа посторонних к данным, содержащим информацию о правильных ответах. Но нельзя забывать о том, что инициативные группы учащихся могут восстановить таблицу правильных ответов к предложенным вариантам тестовых заданий, и обменяться полученными данными с учениками других классов. Поэтому не рекомендуется использовать одни и те же варианты тестов в различных классах.

Во-вторых, это качество тестовых заданий. Очень часто  очевидность  приводимых неверных ответов столь явственна, что тестируемому не составляет  труда угадать правильный ответ методом исключения неверных вариантов.

Многолетний опыт использования программированного контроля знаний учащихся, особенно с применением компьютерной техники, при проверке знаний по предметам в 10-х и 11-х классах позволил выделить следующие положительные моменты:

1. Устранена возможность подсказок и списывания.

2. Повысилась объективность оценки знания.

3. Резко возросла познавательная активность учащихся при изучении предметов, что обусловлено стимулированием данной методикой  самостоятельной работы. Так, по завершении контрольного мероприятия правильность ответа на заданные вопросы проверяется учеником с использованием первоисточника (учебник, конспект) или в общении между собой. В случае обычной письменной работы такого не происходит, так как в ней присутствует указание на ошибку.

4. Отсутствие  проверки на обычных уроках приводит к активизации учащихся, позволяет проводить обсуждение материала в режиме "мозгового штурма", когда разрешены и не наказываются самые неожиданные ответы и предположения.

5. Изменилась роль преподавателя, который освободился от "карательных" функций, связанных с контролем знаний и проставлением оценок.

6. Улучшилась психологическая атмосфера в группах учащихся. Возникла устойчивая обратная связь — преподаватель — учащийся — преподаватель. Учитель перестал быть источником отрицательных эмоций, связанных с оцениванием знаний.

7. Преподаватель полностью освобождается от проверки контрольных работ и может, используя статистические данные, оперативно получить объективную картину успеваемости, определить, какие области курса учащиеся усвоили хуже всего и своевременно скорректировать учебный процесс.

8. Возросло количество контрольных мероприятий, что позволяет осуществлять  своевременную проверку знаний у всей группы учащихся по большинству разделов изучаемого курса.


1.7 Тестовые задания и индивидуализация обучения.

 Оптимальным можно считать только такое обучение, которое способствует самообучению, овладению приемами самостоятельного приобретения знаний и их применения.

Результативность процесса обучения во многом зависит от тщательности разработки методики контроля знаний. Контроль знаний необходим при всякой системе обучения и любой организации учебного процесса. Это средство управления учебной деятельностью учащихся. Но для того чтобы наряду с функцией проверки реализовались и функции обучения, необходимо создать определенные условия, важнейшее из которых — объективность проверки знаний.

Объективность проверки знаний предполагает корректную постановку контрольных вопросов, вследствие чего появляется однозначная возможность отличить правильный ответ от неправильного. Кроме того, желательно, чтобы форма проверки знаний позволяла легко выявить результаты. Один из путей разрешения проблем индивидуального разноуровнего обучения, а также оперативной оценки знаний учащихся — применение индивидуальных тестовых заданий. Именно тестовый контроль обеспечивает равные для всех обучаемых объективные условия проверки.

Чаще всего используют тесты со свободно конструируемыми ответами, (учащиеся сами составляют короткие однозначные ответы) и тесты с выборочными ответами. Последние дают возможность учащимся лучше понимать общие и отличительные качества изучаемых объектов, легче классифицировать различные явления. Кроме того, большинство технических средств контроля рассчитано на применение именно тестовых заданий с выборочными ответами.


1.8 Метод тестового контроля с выборочными ответами

Применение данного метода позволяет учителю получить сведения об усвоении того или иного материала, не затрачивая время на беседу с учащимися или на проверку письменных работ. Возможность за 10-20 мин проверить и оценить знания всего класса улучшает обратную связь, делает ее регулярной. Систематическая проверка знаний не только способствует прочному усвоению учебного предмета, но и воспитывает сознательное отношение к учебе, формирует аккуратность, трудолюбие, целеустремленность, активизирует внимание, развивает способность к анализу. При тестовом контроле обеспечиваются равные для всех обучаемых условия проверки, т. е. повышается объективность проверки знаний. Наконец, этот метод вносит разнообразие в учебную работу, повышает интерес к предмету. Варианты заданий индивидуальны для каждого, что очень важно для психологически неустойчивых учащихся.

Оптимальны тесты, содержащие 8-12 вопросов при 4-5 выборочных ответах, из которых правильный лишь один. (Возможно также сочетание нескольких ответов. В этом случае за верный принимается полный ответ. Если допущена хотя бы одна ошибка, ответ также считается неверным.)Не рекомендуется использовать менее четырех вариантов ответов, так как при этом существенно увеличивается возможность случайного выбора правильного ответа.

Учащийся получает контрольную программу-тест, знакомится с вопросом, последовательно анализирует варианты ответов, выбирает правильный (правильные) ответ и заносит его (их) в карточку ответов в виде крестика в соответствующей ячейке матрицы.


2.1 Технологический этап

2.2 Методика организации тестирования средствами текстового процессора MS-WORD

Контроль знаний - важная часть учебного процесса. Мы предлагаем методику разработки тестов с применением одного из самых распространенных программных продуктов - текстового процессора Мiсrоsоft Word. Данная методика доступна не только учителям информатики и информационных технологий, программирования, но и учителям других дисциплин - пользователям, имеющим минимальные базовые знания в области офисных технологий, изучивших основы работы в среде Мiсrоsоft Word.

Рассмотрим вариант создания закрытого теста, при котором тестируемый должен выбрать правильные варианты ответов из предложенных вопросов с вариантами ответов. Преподаватель-предметник может легко создать компьютерный вариант закрытого теста без посторонней помощи.


2.3 Организация тестовой таблицы

1. Определение структуры таблицы.

Выполните команду меню Таблица, Вставить, Таблица или Таблица, Нарисовать таблицу. Минимальное количество столбцов в таблице должно быть равно 4, максимальное - определяться числом вариантов ответов (первый и последний столбцы неизменны).

В первый столбец будут записаны порядковые номера вопросов, во второй - необходимо ввести текстовые содержания вопросов с вариантами ответов (наименование столбца - Вопрос и варианты ответа), в третий - обучаемый будет записывать номер правильного, по его мнению, варианта ответа, в четвертый (последний) столбец на этапе разработки теста учитель должен ввести содержание правильного ответа. Естественно, что содержимое четвертого столбца не должно быть видимым для обучаемого в процессе тестирования.

В одной строке столбца Вопрос и варианты ответа может быть записан только один вопрос с вариантами ответов. Варианты ответов целесообразно обозначать цифрами. Форматирование для данного столбца определяется преподавателем (размер шрифта, стиль написания, выравнивание и т. д.).

2. Формирование поля ввода ответа обучаемого.

В каждой строке столбца (или столбцов) ответа необходимо создать поле для ввода данных обучаемым. С этой целью выполните команду меню Вид, Панели инструментов, Формы.(рис.1)

(рис.1)

Далее установите курсор в точку вставки текстового поля. В окне панели инструментов Формы щелкните левой кнопкой мыши на пиктограмме Текстовое поле . Введите значения поля, дважды щелкнув левой кнопкой мыши на отображаемом сером поле          , или на поле с надписью «FORMTEXT». В появившемся диалоговом окне (рис.2) задайте свойства текстового поля (тип Обычный текст, максимальная длина - значение длины в символах (1, если обучаемому надо записать одну цифру, 4 и более, если тестируемый будет вводить значение ответа как результат вычисления).

(рис.2)

Отметим, что созданное единожды текстовое поле можно копировать многократно с сохранением заданных свойств.

В каждой строке столбца результатов должна быть записана логическая функция IF. Данная функция имеет следующий формат записи:

ЕСЛИ (Значение Условие; ТО Результат 1; ИНАЧЕ Результат 2). Функцию целесообразно вводить с помощью команды меню Таблица, Формула, предварительно установив курсор в точку вставки результата. Любая формула (в том числе содержащая функцию) начинается со знака «равно» (=), затем следует записать имя функции, а в круглых скобках привести ее аргументы. Например, формула =IF(f3=1;1;O) означает, что если в ячейке с адресом f3 записана 1, то в столбце результат должен быть равен 1 баллу, иначе О баллов). В строке Результат используется функция сложения, а диапазон с первой по последнюю ячейку записывается через двоеточие (:).

В результате разработки теста вы получите изображение (рис.3). Для включения / отключения режима отображения кодов можно использовать комбинацию клавиш Alt + F9. Естественно, что тестируемый видит тест без отражения кодов полей.


Вопрос и варианты ответа

Укажите вариант ответа

1

Чтобы начать копирование

  1. сохранить файл
  2. установить курсор
  3. распечатать файл
  4. выделить фрагмент

{FORMTEXT}

{ =IF(c2=4;1;0) }

2

Что является признаком файла?

  1. имя
  2. местоположения
  3. расширение
  4. имя и расширение

{FORMTEXT}

{ =IF(c3=2;1;0) }

3

Что относится к понятию системного обеспечения

  1. универсальное
  2. операционная система
  3. браузеры
  4. СУБД

{FORMTEXT}

{ =IF(c4=3;1;0) }

4

Что получиться в результате сложения 8 и 5 в двоичной системе счисления

  1. 1100
  2. 1101
  3. 101
  4. 1001

{FORMTEXT}

{ =IF(c5=2;1;0) }

5

Что относиться к понятию системного (базового) программного обеспечения?

  1. универсальное
  2. операционные системы и среды
  3. браузеры
  4. система управления базами данных (СУБД)

{FORMTEXT}

{ =IF(c6=2;1;0) }

результат

{ =SUM(ABOVE) }

(рис.3)


Задачу можно усложнить. В этом случае тестируемый вводит значение 1 в ячейку столбца, соответствующего букве правильного варианта ответа (рис.4).

вопрос

Выберите ответ

а

б

в

г

1

Чтобы начать выполнение операции Копирование необходимо

 а) сохранить файл

 б)установить курсор в точку копирования

 в) распечатать файл

 г) выделить фрагмент текста

{FORMTEXT}

{FORMTEXT}

{FORMTEXT}

{FORMTEXT}

{ =IF(f3=1;1;0) }

2

Чтобы получить в результате сложения 8 и 5 в двоичной системе счисления

 а) 1100

 б) 1101

 в) 101

 г) 1001

{FORMTEXT}

{FORMTEXT}

{FORMTEXT}

{FORMTEXT}

{ =IF(d4=1;1;0) }

3

Что относиться к понятию системного (базового) программного обеспечения?

 а) универсальное

 б) операционные системы и среды

 в) браузеры

 г) система управления базами данных (СУБД)

{FORMTEXT}

{FORMTEXT}

{FORMTEXT}

{FORMTEXT}

{ =IF(d5=1;1;0) }

4

Файл это:

 а) единица измерения информации

 б) программа в операционной памяти

 в) текст, распечатанный на принтере

 г) область для хранения данных на диске

{FORMTEXT}

{FORMTEXT}

{FORMTEXT}

{FORMTEXT}

{ =IF(f6=1;1;0) }

5

Какое количество информации содержит один разряд двоичного числа?

 а) 1 байт

 б) 3 бита

 в) 4 бита

 г) 1 бит

{FORMTEXT}

{FORMTEXT}

{FORMTEXT}

{FORMTEXT}

{ =IF(f7=1;1;0) }

результат

{ =SUM(g3:g7) }

(рис.4)


2.4 Оформление теста.

Далее следует принять меры предосторожности для защиты данных от случайного стирания, а также скрытия правильных ответов от тестируемого, т.е. необходимо сделать невидимым содержимое последнего столбца для тестируемого и защитить тест от изменений. Для выполнения первой задачи (скрыть последний столбец) можно установить белый (или серый) цвет шрифта и снять отображение границ в таблице. Для этого выделите последний столбец и снимите отображения всex границ, кроме левой; укажите белый (или серый) цвет шрифта.

Для удобства восприятия теста, отделения одного вопроса от другого измените размер бумаги, установив его таким образом, чтобы на одном листе помещался только один вопрос с вариантами ответа на него (как правило, этот размер бумаги) соответствует размерам рабочей области экрана).

Если предполагаются особые условия организации теста (например, вводить знание 1 в ячейку правильного ответа, сохранить результат тестирования по определенному адресу), то необходимо составить методические рекомендации при выполнении теста, с которыми тестируемый предварительно должен быть ознакомлен.

Убедившись, что тест имеет вид, удобный для восприятия тестируемым (не отражаются коды полей, скрыты цифры последнего столбца и т. д.), установите защиту данных. Для этого в меню Сервис выберите команду Установить защиту и в окне защита документа выберите радиокнопку Запрет на любые изменения, кроме вода данных в поля форм. При необходимости можно ввести пароль. Подготовленный тест можно скопировать на все компьютеры класса, создав разные вариан ты тестов-файлов.

Конечно, данный тест не является универсальным, его содержимое не меняется методом случайной выборки и требует от педагога самостоятельного создания нескольких вариантов, но на начальном этапе освоения тестового контроля знаний или при блиц-опросах обеспечивает хорошие результаты.


2.5 Обработка результатов теста.

Заполненный текст учитель может проверить непосредственно на машине тестируемого или предложить тестируемому сохранить тест по определенному адресу.

Для проверки результатов тестирования снимите защиту данных, выполнив команду меню Сервис, Снять защиту, и введите пароль, выделите последний (скрытый столбец) и нажмите клавишу F9 для обновления результатов вычисления формул. Обратите внимание на то, что нужно выделить только последний столбец, в противном случае данные теста могут быть стерты. Если случайно была выделена вся таблица и данные стерлись, отмените последнее действие и повторите операцию выделения последнего столбца и обновления поля результатов.

Для того чтобы посмотреть результат подсчета компьютером, выберите цвет шрифта (например, черный) последнего столбца.

Количество баллов за правильный ответ.

В данном случае рассмотрен вариант блиц-опроса, состоящий из 5 вопросов и оцениваемый по пятибалльной системе.

Количество вопросов выбирает преподаватель с учетом специфики теста. При установке в функции IF количества баллов в случае правильного ответа, как правило, исходят из положения о том, что общее число баллов не может превышать более чем на одно деление максимальный результат. Таким образом, самым простым способом становится деление баллов на общее число вопросов. Если каждый из вопросов оценивается дробным количеством баллов, то при вводе формулы суммирования для округления результата можно выбрать целый формат числа.


Заключение

Итак, использование тестовых заданий является весьма эффективным инструментом, стимулирующим подготовку учащихся к каждому уроку и повышающим мотивацию к изучаемому предмету.

В проекте были рассмотрены методические аспекты использования тестирования  для текущего контроля знаний учащихся.

Также был разработан алгоритм создания тестовых заданий в наиболее известной и используемой программе текстовом процессоре MS-WORD.

В качестве приложения разработан и оформлен тест из 50 заданий по теме «Операционная система MS-DOS»


Литература

  1. Дьяконов В.П. « Мой WORD »- «Издательство АСТ-ЛТД».Назрань, 1998.
  2. Брайон М., Модха С. Тесты для профессионального отбора. – 2-е изд. (Серия «Практическая психология»)-Издательский дом «Питер».Москва, 2005
  3. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: Схемы и тесты. : «Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС».Москва, 2002
  4. Макарова Н.В.Санкт-Петербург 2005г «Руководство по работе с текстовым процессором MS-WORD»

ТЕСТ№1

Вопрос и варианты ответа

Укажите вариант ответа

1

Чтобы начать копирование

  1. сохранить файл
  2. установить курсор
  3. распечатать файл
  4. выделить фрагмент

0

2

Что является признаком файла?

  1. имя
  2. местоположения
  3. расширение
  4. имя и расширение

0

3

Что относится к понятию системного обеспечения

  1. универсальное
  2. операционная система
  3. браузеры
  4. СУБД

0

4

Что получиться в результате сложения 8 и 5 в двоичной системе счисления

  1. 1100
  2. 1101
  3. 101
  4. 1001

0

5

Что относиться к понятию системного (базового) программного обеспечения?

  1. универсальное
  2. операционные системы и среды
  3. браузеры
  4. система управления базами данных (СУБД)

0

результат

0


ТЕСТ №2

вопрос

Выберите ответ

а

б

в

г

Чтобы начать выполнение операции Копирование необходимо

 а) сохранить файл

 б)установить курсор в точку копирования

 в) распечатать файл

 г) выделить фрагмент текста

1

Чтобы получить в результате сложения 8 и 5 в двоичной системе счисления

 а) 1100

 б) 1101

 в) 101

 г) 1001

1

1

Что относиться к понятию системного (базового) программного обеспечения?

 а) универсальное

 б) операционные системы и среды

 в) браузеры

 г) система управления базами данных (СУБД)

1

0

Файл это:

 а) единица измерения информации

 б) программа в операционной памяти

 в) текст, распечатанный на принтере

 г) область для хранения данных на диске

1

0

Какое количество информации содержит один разряд двоичного числа?

 а) 1 байт

 б) 3 бита

 в) 4 бита

 г) 1 бит

1

1

результат

3


ТЕСТ №3

Вопрос и варианты ответа

Вариант ответа

1

В каком слове все согласные звуки мягкие?

  1. режьте
  2. пейте
  3. встаньте
  4. налейте

1

2

В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

  1. прибЫл
  2. прИнята
  3. клАла
  4. красивЕе

0

3

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

  1. пять апельсинов
  2. наиболее решительнее
  3. в двухстах метрах
  4. на их территории

0

4

В каком слове есть суффикс -ЛК-?

  1. подделка
  2. перестрелка
  3. тарелка
  4. грелка

1

5

В каком слове все согласные звуки мягкие?

  1. утешить
  2. серебро
  3. ленивый
  4. часики

1

6

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

  1. больше шестиста рублей
  2. нет мест
  3. проиграв вступление
  4. в двухстах метрах

0

результат

3


ТЕСТ №4

«Операционная система MS-DOS»

Вопрос и варианты ответа

Вариант ответа

1

Одной из функций операционной системы является:

  1. диалог с пользователем;
  2. разработка программ для ЭВМ;
  3. вывод информации на принтер.

0

2

К операционным системам относятся:

  1. MS-Office, Clipper;
  2. MS-Word, Word Pad, PowerPoint;
  3. MS-DOS, Unix, Windows Nt.

0

3

Операционная система может храниться на:

  1. жестком магнитном диске;
  2. в специальном DOS-каталоге;
  3. в каталоге пользователя.

0

4

Сетевые операционные системы  - это:

  1. комплекс программ для одновременной работы группы пользователей;
  2. комплекс программ, переносимых в сети с одного компьютера на другой;
  3. комплекс программ, обеспечивающих обработку, передачу и хранение данных в сети.

0

5

Файл – это:

  1. часть диска;
  2. поименованная область на диске;
  3. последовательность операторов и команд.

0

6

Для своего размещения файл требует:

  1. непрерывного пространства на диске;
  2. свободных кластеров в различных частях диска;
  3. Fat-таблицы.

0

7

Для обозначения файлов используют:

  1. имена и расширения;
  2. команды операционных систем;
  3. имена кластеров.

0

8

При образовании имени файла можно использовать:

  1. буквы латинского алфавита и цифры;
  2. буквы русского алфавита;
  3. цифры и специальные символы.

0

9

В качестве имени файла можно использовать символьное имя устройства:

  1. PRN, CON, NUL;
  2. DISP, PORT;
  3. MODEM, ADAPTER.

0

10

Тип (или расширение) файла обозначается:

  1. только тремя символами;
  2. не более чем четырьмя символами;
  3. не более чем тремя символами.

0

11

Командный файл – это файл, содержащий:

  1. последовательность команд операционной системы;
  2. системную информацию;
  3. последовательность операторов языка программирования.

0

12

Текстовые файлы имеют расширение:

  1. .bak;
  2. .txt;
  3. .exe.

0

13

Расширение файла .exe означает, что этот файл:

  1. командный;
  2. системный;
  3. выполняемый.

0

14

Шаблон имени и расширения файла – это:

  1. специальная форма, в которой в полях имени и расширений типа файла используются символы «+» и « - »;
  2. специальная форма, в которой в полях имени и расширений типа файла используются символы «*» и « ? »;
  3. специальная форма, в которой в полях имени и расширений типа файла используются символы «-» и « ? »;

0

15

Символ «*» в обозначении файла означает:

  1. любое число любых символов;
  2. один произвольный символ;
  3. один конкретный символ.

0

16

Имя файла в MS-DOS должно состоять:

  1. из не более чем 6 символов;
  2. только из 8 символов;
  3. из не более чем 8 символов.

0

17

Символ «?» в имени файла означает:

  1. любое число любых символов;
  2. один произвольный символ;
  3. один конкретный символ.

0

18

Путь или маршрут к файлу – это:

  1. последовательность операторов;
  2. последовательность имен диска и каталогов, разделенных символом « \ »;
  3. перечень и последовательность имен устройств, разделенных символом « : ».

0

19

Исполняемые файлы имеют расширение:

  1. .exe;
  2. .bas;
  3. .xls.

0

20

Каталог – это:

  1. постоянная память;
  2. место хранения имен файлов;
  3. внешняя память длительного хранения.

0

21

Текущий каталог – это:

  1. корневой каталог
  2. каталог, с которым работают в настоящий момент времени;
  3. каталог, с которым находится на одной из панелей программы-оболочки.

0

22

Для обозначения каталогов используют:

  1. имена и расширения;
  2. специальные имена;
  3. обычные имена.

0

23

Каталоги образуют:

  1. иерархичную структуру;
  2. сетевую структуру;
  3. реляционную структуру.

0

24

Обозначение гибких дисков в MS-DOS:

  1. A:, B:;
  2. C:;
  3. D:.

0

25

Команда MS-DOS для определения версии операционной системы:

  1. Ver;
  2. Yerifi;
  3. Type.

0

26

Команда MS-DOS для очистки экрана:

  1. Copy;
  2. Cls;
  3. Copy Con.

0

27

Максимальная длина командной строки MS-DOS должна быть не более

  1. 107 символов;
  2. 117 символов;
  3. 127 символов.

0

28

Команда MS-DOS для просмотра содержимого диска (каталога) :

  1. Ren;
  2. Dir;
  3. Del.

0

29

Команда MS-DOS для создания каталога:

  1. RD;
  2. CD;
  3. MD.

0

30

Команда MS-DOS “REN”  означает:

  1. удаление файла;
  2. переименование файла;
  3. просмотр файла.

0

31

Команда MS-DOS для удаления каталога:

  1. MD;
  2. DEL;
  3. RD.

0

32

Команда копирования файла a.txt в MS-DOS на гибкий диск:

  1. Copy Con;
  2. Copy a.txt a:;
  3. Copy a.txt Con.

0

33

Команда для создания файла в MS-DOS:

  1. Copy Con;
  2. Copy Prn;
  3. Copy

0

34

Команда CD  в MS-DOS означает:

  1. создание каталога;
  2. изменение текущего каталога;
  3. удаление каталога.

0

35

Команда просмотра содержимого файла в MS-DOS:

  1. Copy Prn;
  2. Type;
  3. Cls.

0

36

Знак « : » ставиться после указания:

  1. имени устройства;
  2. имени файла;
  3. имени каталога.

0

37

В качестве атрибутов файла могут выступать атрибуты:

  1. только для чтения;
  2. только для записи;
  3. только для просмотра.

0

38

Правильное обозначение файла в MS-DOS:

  1. ab+bcd.e;
  2. abc.txtd;
  3. adc.txt.

0

39

К программам архиваторам относятся программы:

  1. Raj . exe;
  2. Arj . exe;
  3. Ajr . exe.

0

40

Обозначение файла «А» свидетельствует, что этот файл:

  1. системны;
  2. архивный;
  3. скрытый.

0

41

Обозначение файла «R» свидетельствует, что этот файл:

  1. системный;
  2. архивный;
  3. только для чтения.

0

42

Обозначение файла «Н» свидетельствует, что этот файл:

  1. скрытый;
  2. архивный;
  3. только для чтения.

0

43

Обозначение файла «S» свидетельствует, что этот файл:

  1. скрытый;
  2. системный;
  3. архивный.

0

44

Команда Tree.com предоставляет следующие возможности по управлению дисками:

  1. проверяет диск на качество записи информации;
  2. выводит на экран в виде дерева каталоги диска;
  3. производит копирование системных файлов.

0

45

Команда Sys.com предоставляет следующие возможности по управлению дисками:

  1. проверяет диск на качество записи информации;
  2. выводит на экран в виде дерева каталоги диска;
  3. производит копирование системных файлов.

0

46

Команда Diskcomp.com предоставляет следующие возможности по управлению дисками:

  1. проверяет диск на качество записи информации;
  2. выводит на экран в виде дерева каталоги диска;
  3. производит сравнение содержимого двух дискет.

0

47

Командные файлы могут содержать

  1. любые команды DOS;
  2. интерпретаторы;
  3. операторы универсальных языков.

0

48

Системное программное обеспечение (System Solfware) – это:

  1. комплекс программ для решения задач определенного класса в конкретной предметной области;
  2. совокупность программ и программных комплексов для обеспечения работы компьютера и сетей ЭВМ;
  3. комплекс программ для тестирования компьютера.

0

49

Отличительной особенностью операционной системы MS-DOS является:

  1. система ориентирована на эффективную поддержку процесса разработки программного обеспечения;
  2. система характеризуется развитыми средствами доступа ко всем аппаратным средствам, гибкой файловой системой;
  3. наиболее простая операционная система.

0

50

Системное программное обеспечение включает:

  1. базовое и сервисное программное обеспечение
  2. операционную систему и антивирусные программы;
  3. операционные системы и операционные оболочки.

0

результат

0



Предварительный просмотр:

Метод проектов

«Проект начинается с планирования. Традиционно все проекты делятся на монопредметные, межпредметные и надпредметные. Классический учебный проект чаще всего монопредметен и гораздо реже межпредметен. Телекоммуникационные проекты чаще всего относятся к надпредметным  (что можно видеть, например, по анонсам проектов в “Педсовете по средам”).

Итак, область будущего проекта выбрана. Следующий важный вопрос — длительность проекта. Проект может быть рассчитан на один урок или на длительный (до учебной четверти) срок. В первом случае в проекте могут участвовать только несколько учащихся, в случае длительного проекта каждый учащийся или небольшая группа учащихся получают отдельную тему в рамках общего большого проекта. Группы более трех учащихся делать нецелесообразно — организация работы больших групп сталкивается с проблемами.

Общая тема проекта выбирается исходя из учебных и иных задач педагога. Конкретная тема, данная учащемуся или группе, должна быть, по меньшей мере, с ними согласована, а не просто дана, как приказ.

Как найти учебное время для проведения проекта? Прежде всего, в форме проекта очень удобно организовывать повторение и особенно обобщающее повторение в конце учебного года. Кроме того, в информатике есть разделы, в которых работа над проектом успешно идет параллельно с изучением нового материала, например, “Этапы решения задач на компьютере”, “Моделирование и вычислительный эксперимент” и др.

При работе над проектом педагог выступает в роли консультанта, в чем ему помогают наиболее подготовленные учащиеся. Лучше всего, если уточнение постановки задачи учащиеся выполняют самостоятельно, для этого педагогу бывает достаточно ознакомить учащихся с ранее выполненными проектами.

Результаты работы над проектом обязательно должны быть объявлены в классе. Публичная защита является очень важной частью метода проектов, именно она позволяет учащимся обобщить и систематизировать знания, полученные в ходе работы. При этом формой проведения не обязательно должен быть классический семинар, это может быть игра. Если предусмотрен письменный отчет (он необходим для длительных проектов — это не прихоть педагога, а метод самоорганизации учащихся), то требования к нему фор мулируются заранее как с точки зрения содержания, так и с точки зрения оформления. Публичная защита проектов может быть и формой проведения экзаменов.

Общая оценка за длительный проект, как правило, складывается из следующих локальных оценок: качество самой проектной работы, качество письменного отчета (можно оценивать отдельно содержательную и офор мительскую сторону), оценка публичной защиты.

Большинству учащихся такая форма работы нравится, что повышает их учебную мотивацию и, как следствие, качество получаемых знаний.

Некоторые темы проведенных проектов: “Компьютер ный учебник для младших товарищей” (цель — не просто написание соответствующей учебной программы, но и по возможности создание полезного для других продукта), “Социологический опрос” (использование методов информатики при решении задач обработки большого количества информации), “Компьютер будущего” (пример сочетания мини-проекта с игрой “Компьютерная выставка”)». Метод проектов органично сочетается с групповыми формами обучения, этот метод всегда предполагает решение какой-либо проблемы. Метод проектов в информатике характеризуется фор мированием навыков системного подхода к решению задач, усилением самостоятельности в процессе работы и установлением стиля общения между учителем и учеником как равноправного партнерства.

 

Требования методики к организации учебного процесса:

— все учащиеся, вне зависимости от их входного уров ня, обучаются по одной и той же программе;

— весь учебный курс разбит на блоки, программный материал каждого блока закончен по смыслу (со держательная целостность) и невелик по объему (6 — 9 часов);

— изучение каждого блока строится с использовани ем следующих элементов учебного процесса: лек ция, практическое занятие, самостоятельная работа учащихся, проверка знаний, обязательная работа в компьютерных классах во внеурочное время;

—      к каждому учебному блоку разрабатываются задачи концентрической структуры  ядро (базовый уровень)

—      1-й уровень развития — 2-й уровень развития;

—  к каждому заданию разрабатывается система проверочных тестов  (практическая реализация концентрической структуры задачи на этапе ее проверки), ко торая позволяет учи тывать уровень знаний школьника ;

— к каждому блоку разрабатывается система контроля и проверки;

— в случае вариативности заданий ученику предоставляется право выбора задания в соответствии с его интересами;

— для проведения зачетов привлекаются выпускники школы.



Предварительный просмотр:

Возможности применения модульной технологии в курсе информатики

Для того чтобы совершенствовать ум, надо больше

 размышлять, чем заучивать.

Р.Декарт

В настоящее время каждая школа ставит перед собой цель – создать такую систему обучения, которая бы обеспечивала образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Для достижения этой цели необходимо кардинально поменять состоявшийся образец ученика и учителя в учебном процессе. Новый образец состоит в том, что ученик должен учиться сам, а учитель – осуществлять мотивационное управление его учением, т.е. мотивировать, организовывать, консультировать, контролировать. Для решения этой задачи требуется такая педагогическая технология, которая бы обеспечила ученику развитие его самостоятельности, коллективизма, умений осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью. Такой технологией является модульное обучение.

Применительно к педагогике, модуль – некоторая часть целого в системе обучения, четко определенная функциональными свойствами. Учебным модулем называется унифицированный по структуре фрагмент программы, оформленный как ее самостоятельная часть и предназначенный в первую очередь для индивидуального обучения. Он содержит комплект учебно-методических материалов по конкретной теме и всю необходимую информацию для ее направленного изучения. Для модульного обучения характерно:

  1. знание целей обучения;
  2. активное обучение;
  3. организация обратной связи;
  4. положительное подкрепление, предполагающее усиление мотивации и стимуляцию активности обучаемого;
  5. обучение последовательно небольшими этапами;
  6. свобода выбора темпа обучения.

     Критерии содержания модулей предполагают диагностичность целей, адекватность учебного материала целям, организацию познавательной деятельности и перспективное использование ее результатов, иерархичность структуры опыта, значимость контролируемых характеристик и открытость диагностики.

Модульная система организации учебно-воспитательного процесса, ориентируясь на развитие ребенка, предполагает в начале каждого цикла деятельности обязательность мотивационного этапа. Взаимосвязанные, они обеспечивают переход от знаний к умениям. Многократно повторяющаяся учебная деятельность учащихся в ходе самостоятельной работы на адекватном и индивидуализированном уровне сложности и трудности учебного материала переводит умения в навыки. На всех этапах учитель выступает как организатор и руководитель процесса, а ученик выполняет роль самостоятельного исследователя последовательности проблем, разрешение которых приводит к заранее определенной структуре знаний, умений и навыков. Создание природосообразной структуры деятельности является промежуточной задачей в формировании общей системы общеучебных умений и навыков, служащих развитию ребенка.

В модульном обучении существует специально созданная учебная программа, состоящая из целевого плана действий, банка информации и методического руководства по реализации дидактических целей. Модульное обучение предоставляет обучающемуся возможность самостоятельно работать с этой программой, используя ее полностью или заменяя отдельные элементы в соответствии с потребностями обучаемого.

Целевой план действий – это последовательность освоения отдельных учебных элементов, модулей внутри целостной модульной программы, позволяющий спланировать достижение результата. Совокупность содержащейся в модулях информации, представленной различными средствами ее передачи, называется информационным банком. Под методическим руководством в модульном обучении понимаются варианты путей освоения учебного материала, включающие рекомендации по использованию различных форм, методов и способов учения, а также тесты для проверки его эффективности.

Т.И. Шамова выделяет следующие отличия модульного обучения от других систем обучения:

- содержание обучения представляется в законченных, самостоятельных комплексах – модулях, одновременно являющихся банком информации и методическим руководством по ее усвоению. Дидактическая цель формулируется для учащегося и содержит в себе указание не только на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения.

- взаимодействие педагога и обучающегося в учебном процессе осуществляется на принципиально иной основе – с помощью модулей обеспечивается осознанное самостоятельное достижение обучающимися определенного уровня предварительного подготовленности к каждой педагогической встрече;

- сама суть модульного обучения требует неизбежного соблюдения паритетных, субъект-субъектных взаимоотношений между педагогом и обучающимся в учебном процессе.

Модульный подход имеет массу преимуществ по сравнению с традиционным учебным процессом, как для учащихся, так и для преподавателей.

Преимущества для учеников:

- учащиеся точно знают, что они должны усвоить, в каком объеме и что должны уметь после изучения модуля;

- учащиеся могут самостоятельно планировать свое время, эффективно использовать свои способности;

- учебный процесс сконцентрирован на ученике, а не на преподавателе.

Преимущества для учителей:

- учитель имеет возможность концентрировать свое внимание на индивидуальных проблемах обучающихся;

- учитель своевременно идентифицирует проблемы в обучении;

- учитель выполняет творческую работу, заключающуюся в стимулировании мышления учащихся, активизации их внимания, мышления и памяти, активизации нужных реакций, оказании всевозможной помощи учащимся.

Основные трудности для учащихся:

- ученики должны владеть самодисциплиной, чтобы добиваться поставленных целей;

- ученики должны выполнять большой объем самостоятельной работы;

- ученики сами несут ответственность за свое обучение.

Основные трудности для учителей:

- учителям трудно изменить привычный образ мыслей и действий, так как им необходимо отказаться от центральной роли в учебном процессе и стать помощником ученика в достижении поставленных целей;

- учителю необходимо изменить структуру и стиль своей работы для обеспечения активной, самостоятельной, целеустремленной и результативной работы каждого ученика.

Опыт проведения модульных уроков в курсе информатики показал перспективность этой педагогической технологии. Данную технологию можно использовать на уроках информатики как в начальной, средней, так и в старшой школе. Теперь учитель готовится не к тому, как лучше провести объяснение нового, а к тому, как лучше управлять деятельностью учеников. Учащиеся постепенно привыкают к модульным урокам и дают все более высокую оценку своей деятельности, деятельности своих товарищей, достижению поставленных целей. Уже сегодня можно говорить, что модульная система обучения дает учителю профессиональный рост, возможность самореализации. Но следует иметь в виду, что эта система обучения требует от учителя большой предварительной работы, а от ученика напряженного труда.

Литература

  1. Инусова Х.М. Модульное обучение - что это такое?//Школьные технологии, 1998, №2.
  2. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. /Книга для учителя. Мурманск, 1997.
  3. Круподерова Е.П. Модульное обучение на уроках информатики. Тезисы докладов международной конференции "ИТО-95", М., 1995
  4. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании; перспективы использования. М., "Школа-Пресс", 1994
  5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., Народное образование, 1998.
  6. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе. М., Новая школа, 1997.
  7. Шамова Т.И. Основы технологии модульного обучения. // Химия в школе. 1995, №2.