Урок русского языка

Распутина Наталья Геннадьевна

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Дефис между частями слова в наречиях» (7 класс).
(использование игровой технологии) 
Цель: - повторить изученный материал по теме «Наречие»;

- познакомить с условиями написания наречия с приставками через дефис;

- формировать умения писать при определенных условиях наречия через дефис.

/ПРИМЕЧАНИЕ: В классе применяется балловая система оценивания ответов учащихся.

За каждый ответ ученик получает разноцветный кружочек:

красный – ответ без ошибки, «5»;

зеленый – незначительные замечания, «4»;

синий – ответ с ошибками, «3»;

черный – нет ответа, «2»/

Ход урока

1. Оргмомент (рапорт дежурного: отсутствующие, готовность к уроку). 

2. Проверка домашнего задания.

(Учитель: - Прежде чем перейти к изучению новой темы, вспомним ранее изученный материал. Чтобы продолжить путешествие по стране Наречие, вспомним, что мы называем наречием…

а) Предлагаю игру «Грамматический волейбол»

(Бросаю поочередно мяч ученикам, попросив продолжить фразу "Наречие - это..."

Ответы ребят: - ... самостоятельная часть речи;

- ... обычно обозначает признак действия;

- ... отвечает на вопросы: где? куда? откуда? сколько? отчего?

зачем? почему?...и т.д.

- ... не изменяется;

- ... в предложении чаще всего является обстоятельством.

(если ответ неверный, раздается хлопок и ход переходит к другому... (но тот, кто ошибся, обязательно повторяет правильный ответ...)

б) Учитель: А теперь вспомним правописание наречий. Но прежде запишем в тетради сегодняшнее число... (оформление в тетрадях классной работы)

Работа по вариантам: 

Вариант 1: «Правописание НЕ с наречиями на -о, -е». 

Вариант 2: «Н, НН в наречиях на -о, -е». 

Вариант 3: «Степени сравнения наречий». 

Вариант 4: «О, Е после шипящих на конце наречий». 

Вариант 5: «Буквы Е, И в приставках НЕ-, НИ- отрицательных наречий». 

Вариант 6: «Буквы О, А на конце наречий...с приставками ИЗ-, ДО-, С-». 

Группа консультантов (это более сильные дети): Выписать «лишние» слова,

которые не подходят ни к одной группе предложенных правил...

Объяснить, какое правило объединяет эти слова) 

ЗАДАНИЕ: Выписать слова, соответствующие данному правилу.

Сформулировать правило.

(Учитель: Ребята, какой вид работы сейчас будет применяться?

Ученики: Выборочно - распределительная работа.)

Слова записаны на доске: 


Докрасн..., (еле)еле, смелее, стра(н,нн)о, вовсе (не) смешно, 

(н...)куда, (во)первых, (не) подалеку, свеж..., (кое) где, 

снов..., бе...молв(н,нн)о, (юго) западный, более увлекательно, 

(не) брежно, (светло) зеленый, (н...)откуда, блестящ..., 

где (то), лучше всех, (по)новому рассуждал, изнеже(н,нн)...; 

(не) холодно, а жарко. 


- Проверка выполненной работы по вариантам.

Группа консультантов делает вывод, что "лишние" слова объединяет правило



дефисного написания слов... Приводят примеры, подтверждают правилом... 

3. Объяснение нового материала «Поисковая работа».

(Учитель: - Итак, мы плавно перешли к изучению новой темы



«Дефис между частями слова в наречии». Запишем тему урока в рабочую тетрадь.

- Как вы думаете, какая цель данного урока?

(ребята самостоятельно формулируют цель урока)

На доске написаны слова:


1. 


По - новому, по - прежнему; 

По - волчьи, по - собачьи; 


2. 


Во - первых, 

в - третьих; 


3. 


Кое - как, 

как - то, 

как - нибудь, 

как - либо; 




4. 



Чуть - чуть, 

еле - еле, 

видимо - невидимо, 

всего -навсего 


(учащиеся самостоятельно формулируют правило) 

ЗАПОМНИ: 


точь - в - точь, бок о бок, в одиночку, поодиночке, по - видимому 



(Лексическая работа: составить словосочетания или предложения с данными словами

(устно). 

4. Работа с учебником. (параграф 42 стр.117 и 119)

чтение правил: - индивидуально;

- хором.

Затем несколько человек повторяют правило (как запомнили)...



5. Работа с теоретической тетрадью.

Запись в теоретическую тетрадь графического изображения правила.



6.Закрепляющие упражнения а) «Кто дольше продержит мелок...»

(Работа у доски с объяснением. Слова записываются под диктовку.

Если ученик допускает ошибку, ход переходит к другому…) 


По – дружески, мало – помалу, по – ударному, во – вторых, крест – накрест, 

по – весеннему, в – пятых, по – лисьи, по – моему, по – твоему. 


«ПОДУМАЕМ…» 


ПО – МОЕМУ 


ПО МОЕМ
У 


(
Синтаксическая и лексическая работа) 

- Чем отличаются в произношении данные слова? 

- А по значению? 

- Сравните предложения, сделайте выводы: 


  1. По – моему, ты ошибаешься. 


  1. По моему рецепту приготовлен салат. 



(Учащиеся делают выводы, что необходимо обращать внимание на лексическое

значение слов… Учитель сообщает, что наречия:



во – первых, в – пятых, по – моему, по – твоему… и т. д.

в предложении являются вводными словами и выделяются в предложении запятыми.)



б) «Синтаксическая пятиминутка» с комментированием (у доски): 




По – прежнему шел дождь. 




Поезд шел по прежнему расписанию. 


(После ответа ученик самостоятельно оценивает свой ответ, класс дает комментарии) 

7. Самостоятельная работа: а) по вариантам: В – 1: (по) новому; 

В – 2: (по) боевому. 

Задание: Составить два предложения, объяснить правописание данных слов,

сделать синтаксический разбор предложений.



б) с комментированием «Змейка» (упр.254) 

8. Работа по карточкам « Объяснялки» 


Тосковать (по) настоящему делу, отдохнуть (по) настоящему, исчезнуть (по) немногу, идти (по) осеннему, (по) осеннему лесу, (по) весеннему солнечная погода, приветствовать (по) дружески, пригревало (по) настоящему, мяукать (по) кошачьи. 


(По) зимнему пути, одеться (по) летнему, говорить (по) английски, (по) настоящему испугаться, идти (по) весеннему парку, (по) праздничному яркие флаги, (по) вчерашнему прогнозу погоды, плакать (по) ребячьи, мычать (по) телячьи. 


- взаимопроверка в парах (друг другу объясняют правописание слов). 

9. Итог урока. ( - Учащиеся подводят итог урока:

* чем занимались?

* что нового узнали?

* с какими проблемами столкнулись во время урока?

* что удалось?

* над чем еще надо поработать?..

учитель анализирует работу учащихся во время урока, 

выставляет заслуженные отметки (после подсчета баллов). 

10. Домашнее задание. ( - Записи в теоретической тетради;

- параграф 42 (повторить 31 – 41);



- упр. 255; 



- индивидуальные карточки (по желанию)